Эдипов комплекс: что это такое, как проявляется у мальчиков и девочек, психотерапия. Эдипов комплекс определяет сексуальность и невротизм у мужчин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Маленькая девочка: — Когда я буду взрослой,

то обязательно выйду замуж за своего папу.

Обычное явление

Очень часто люди хотят вступить в брак, найдя,

таким образом, замену своей матери или отцу.

Детское «я» в человеке ищет материнское «я» в

женщине или отцовское «я» в мужчине.

Эдипов комплекс и комплекс Электры как качество личности – склонность к бессознательному сексуальному влечению ребёнка к родителю противоположного пола.

Психотерапевт – клиентке: — Видите ли, у вашего сына Эдипов комплекс. — Ой, да комплекс-шмомплекс… Лишь бы мамочку любил!

Родители не забрали Вовочку из садика. Пришлось воспитательнице брать его домой. Перед сном Вовочка говорит: — Я сильно люблю свою маму, без неё не могу уснуть, поэтому сплю с мамой. И что б заснуть, я ковыряюсь у нее пальчиком в пупочке. Ну, подумала воспитательница, и согласилась. Легли. Вдруг слышится голос воспитательницы: — Вовочка, ты что делаешь? Это же не пупочек! — А это уже и не пальчик!

Эдипов комплекс. Фрейд тут не причём – это о недвижимости в Турции. Такую надпись однажды прочитали мы с мужем, поехав на дальнюю необитаемую гору, чтобы полюбоваться видом. «Эдип» – обычное турецкое имя, и владелец некогда дикого леса назвал им построенный вдали от цивилизации жилой комплекс. Правда, через год переименовал его в «Прикосновение рая» — видимо, иностранные клиенты смеялись.

Эдипов комплекс из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача-психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939).Первоисточник — древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе.

Миф повествует о том, что однажды Лаю – царю Фив – оракулы нагадали, что тот умрет от рук собственного сына. И то, что отпрыск помимо трона посягнет еще и на его жену (свою мать). Услышанное так напугало правителя, что тот приказал бросить новорожденного Эдипа на съедение зверям. Однако судьба распорядилась иначе, и мальчика подобрали сердобольные пастухи. Они вырастили его, не зная, кто перед ними. Поэтому для взрослого Эдипа его титул и имена родителей оставались неизвестными. В принципе он и не старался разузнать о своей родословной. Однако царская кровь брала свое, и юноша решил покорить Фивы. Задумка дерзкому воину удалась, и тот в пылу сражения убивает собственного отца (первая часть пророчества сбылась). Далее все потекло по сценарию. Эдип влюбляется в собственную мать и женится на ней. Справедливости ради нужно заметить, что пара прожила вместе долгих 20 лет. И только потом герой узнает, с кем именно делил супружескую постель, и кто по его вине сейчас лежит в могиле. Эдип ослепляет себя, а безутешная мать заканчивает жизнь самоубийством.

Психологи согласно Фрейду выделяют две гендерные разновидности Эдипового комплекса:

— Эдипов комплекс у мальчиков – характеризуется испытанием ребёнком сексуального влечения к своей матери и, одновременно, враждебных чувств по отношению к своему отцу, как к сопернику, также претендующему на мать. Ребёнок боится показывать отцу свою злость. Вследствие того, что боящийся ребёнок вынужден постоянно держать себя в узде, у него формируется Сверх-Я, психологическая институция, подавляющая инцестуальное влечение к матери и буквально принуждающая его идентифицировать себя с отцом. При правильном подходе грамотный отец должен мягко показать ребёнку, что его мать на инстинктивном уровне принадлежит ему, а для мальчика это не повод расстраиваться – у него будет другая женщина, когда подрастёт;

— Эдипов комплекс у девочек – характеризуется тем, что малышки также испытывают сексуальное влечение к своей матери, но не к отцу. Однако в возрасте трёх лет, когда они обнаруживают, что у них нет полового члена, начинают испытывать так называемую «зависть к пенису» и переносят своё сексуальное желание на отца, начиная видеть в матери соперницу, также претендующую на его любовь. В конечном счёте «зависть к пенису» перерождается у девочки в желание иметь ребёнка.

Психологи считают, что Эдипов комплекс у девочек выражается в особенном обожествлении своего папы. Подрастая, девочка может даже начать вести себя агрессивно и негативно по отношению к матери, из-за ревности. Кроме этого, в будущем у девочек с таким диагнозом могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом, в построении собственных отношений, ведь «такого, как папа» найти нелегко.

Важно избавиться от Эдипова комплекса в детском возрасте, иначе у девушки, а в будущем у женщины могут возникнуть серьезные психологические проблемы. Она может остаться навсегда влюбленной в своего отца, в этого идеального мужчину. Это может повлечь за собой отказ от построения собственной личной жизни, или женщина свяжет свою судьбу с человеком, который намного старше ее – в лучшем случае.

Эдипов комплекс (или комплекс Электры) создает три основные проблемы, которые не позволяют мужчине и женщине иметь гармоничные отношения: желание сохранить то положение вещей, которое было в детстве, неравенство в отношениях и чувство вины.

Психолог Александр Шарапов пишет: «Отголоски не пройденного Эдипового комплекса мы можем видеть в гомосексуальности, проблемах в выборе партнера, непринятии своего пола в отдельных проявлениях или в целом, трудностях взаимодействия с другими людьми, в неврозах и более глубоких нарушениях, мешающих человеку взаимодействовать с окружающими. Склонность к гомосексуализму может возникнуть, к примеру, в случае идентификации мальчика с матерью – вследствие ли слишком сильной любви к ней (и боязни предать ее любовью к другой женщине) или вследствие неправильного поведения родителей, плохих отношений с отцом, мешающих принять его за образец.

Мазохистические тенденции в связи с эдиповым комплексом часто идут от непереносимого чувства вины за “инцест”, а чаще, фантазийное его воплощение. Вина возникает как раз тогда, когда ребенка допустили слишком близко в отношения. Ребенок подсознательно чувствует, что не должен любить свою мать, и чувствует себя виноватым перед отцом; не разрешение этой ситуации ведет в дальнейшем к ощущению своей никчемности и мазохизму как попыткам самонаказания за эту вину. Всевозможное поклонение кумирам, фанатство также связано с проекциями фантазий об идеальных образах, идущих от эдиповой ситуации.

То есть постоянная погоня за идеальным мужчиной или совершенной женщиной – тоже из этой серии? - Да, это тоже очень распространенная ситуация. Неразрешенный эдипов конфликт, как и все конфликты личности, ждет своего завершения, и при попытке выстраивания отношений двух, казалось бы, взрослых людей, на поле битвы выходят два мира детских фантазий, воспоминаний, а самое главное, – детских чувств, которые когда-то не были прожиты и “отпущены”. Именно поэтому многие женщины ищут себе супруга-”папочку”, а мужчины “мамочку”, иногда дело доходит даже до внешнего сходства с запечатленным в памяти обликом родителя. К сожалению, любовь таких удачно, казалось бы, подходящих друг другу людей, воплотившую детскую фантазию в реальность, нельзя назвать зрелой. Построить более счастливые, партнерские отношения можно, только перешагнув в своем развитии этап “эдипов комплекс”».

Петр Ковалев 2015 год

Миф об Эдипе

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.

Однако когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!».

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864 Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тирессию Фимскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом вподземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались примирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы семерых Героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

В психосексуальном развитии человека выделяется эдипова фаза (от 2,5 до 6 лет), этот термин употребляется как в отношении мальчиков, так и девочек, хотя само выражение «эдипов комплекс» относят к мужчинам, для женщин есть свой термин «комплекс Электры». Термин введен Зигмундом Фрейдом, и означает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю своего пола.

Так мальчик, чувствуя сексуальное влечение к матери, видит в отце соперника, бессознательно (а иногда и осознаваемо) желая его смерти или исчезновения, ревнуя к нему мать. Он пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации, ведь он знает, что отец сильнее него. Вследствие кастрации в психике ребёнка формируется особая инстанция, которую Фрейд назвал Сверх-Я, под ее воздействием мальчик подавляет инцестуозные влечения к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Упрощая можно сказать так - мальчик чувствует, что его мать остается с отцом, он проиграл борьбу за нее и идентифицирует себя с отцом, в тайной надежде, что когда вырастит, то станет таким же сильным и мужественным, таким же умелым, как его отец, и тогда мать предпочтет его. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом, а в сравнении проявляются элементы конкуренции, что соответствует природе мужского поведения, и у него формируются мужские черты характера. Так разрешается ситуация.

В случае реализации бессознательных желаний и завоевания мальчиком большей части любви и внимания матери (как вследствие тяжелой болезни, в т.ч. алкоголизма или наркомании, смерти отца, развода родителей, частого и длительного отсутствия отца дома, когда мальчик остается с матерью), так и не полного выполнения отцом своих мужских функций в семье, говорят о так называемом «эдиповом триумфе». Он имеет тяжелые последствия, особенно если какое-либо из вышеописанных событий произошло до шестилетнего возраста ребенка. Мальчику не с кем себя идентифицировать, или он не хочет идентифицировать себя с деструктивным отцом и идентифицирует себя с матерью, что приводит к формированию женских черт характера, а как следствие психологического инцеста (не говоря уже о физическом, что тоже встречается) - импотенции или донжуанства. Во взрослой жизни такие мужчины, стремясь найти спутницу жизни, на самом деле подсознательно ищут мать, что приводит к нестабильности отношений с женщинами. В более тяжелых случаях нарушается половая идентификация, и проявляются гомосексуальные влечения, как способ бегства от инцеста.

Кроме того у мальчика нет опыта конкурентной борьбы, и во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала, а образ отца может переноситься на соперника с детскими реакциями: обидой, злостью, чувством своей никчемности, попытками что-то доказать - себе или другим. Такие мужчины не терпят над собой никакого начальника, не уживчивы в коллективах. Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь (как к сыну), взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

Характерной особенностью этого комплекса является формирование собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать так хочет компенсировать отсутствие любви отца к сыну, и создает обоюдную - сын зависим от нее, а она от сына, что крепко привязывает мужчину к своей матери и мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье. Часто такая мать «выживает» всех невесток, способствуя тому, что сын не имеет постоянных и стабильных отношений с женщиной, что и требуется матери для сохранения своей власти над сыном. Бывает, что всю жизнь они проживают вместе, а после смерти матери сын тоже не живет долго. Знаю много примеров, когда способом бегства сына от инцеста явилось его самоубийство, чаще в виде «несчастного случая».

В отношениях с женщинами такой мужчина похож на ребенка: капризный, требует постоянной опеки, внимания только ему, мелочно-придирчив и требователен. Не удивительно, что и сами женщины быстро прекращают отношения с такими мужчинами. Часты сексуальные проблемы, ведь такой мужчина подсознательно ищет мать в каждой встречной женщине и «влюбляется» именно в таких женщин, которые внешне, чертами характера или поведением напоминают мать. А секс с матерью в нашей культуре запрещен.

Бывает, что сначала и отношения и секс хорошие, но когда женщина рожает ребенка - начинаются все описанные выше проявления комплекса - она стала матерью! И пусть это мать их ребенка, но черты матери усилились, что и приводит к активизации энергии комплекса, и как следствие активизации начинаются семейные драмы, часто ведущие к разводу родителей, что в свою очередь способствует развитию целого «букета» комплексов у ребенка.

Остро стоит вопрос «что делать?», а вопрос «кто виноват?» здесь не уместен. Ответ на этот вопрос прост - разорвать эмоциональную связь с детской семьей, ибо стать взрослым, относится к женщине, как женщине, может только тот мужчина, который разорвал эмоциональную связь с матерью, он взрослый не только телом. Но это легко написать, еще легче прочитать, но не так просто сделать, ибо связи эти прочны, невидимы, не определяемы приборами и их не получится разорвать только сознательным решением или волевым усилием: «Вот прямо сейчас я беру и разрываю эмоциональную связь с матерью и стаю взрослым». Это большая внутренняя работа, это внутреннее взросление, труд души, процесс, а о разрыве связи свидетельствует символ, подымающийся с глубин бессознательного и проявляющий себя во сне.

Как психолог, я работаю с такими проблемами, и как свидетельствует мой опыт, каждый, кто стремится к самопознанию и совершенствованию себя получает достойную своего труда награду. Процесс психотерапии - это и есть взросление и духовное развитие. Дорогу осиливает идущий. Желаю вам победы на этом пути.

По теории Зигмунда Фрейда, эдипов комплекс возникает у мальчика в раннем детстве, но может оказать влияние на всю его жизнь.

Взять хотя бы такой случай из практики. Молодой человек обратился с просьбой помочь ему научиться налаживать отношения с девушками. Подруги, с которыми он знакомился и сближался, через некоторое время покидали его. В итоге он стал бояться знакомиться, опасаясь, что рано или поздно они в нем разочаруются. Внешне молодой человек был симпатичным, профессионально состоявшимся, да и проведенное сексологическое обследование показало, что в этой сфере у него все в порядке.

Постепенно выяснилось, что у юноши с детства не было нормального контакта с отцом. Тот его просто игнорировал. На этом фоне у него возникли очень тесные, доверительные отношения с матерью. Отца же он стал презирать, злился на него, «ревновал» к матери. А без ее совета не мог и шагу ступить. Мать подчинила его полностью. Только поступив в институт, он понял, насколько зависим от матери, и постарался освободиться из-под ее чрезмерной опеки.

Но привычка постоянно зависеть от чужого мнения, отсутствие до конца сформированного мужского начала делали его поведение с девушками капризным, придирчивым, мелочным, по сути – женским. Поэтому при всей своей мужской привлекательности он не мог быть для них желанным партнером. К счастью для молодого человека, он вовремя понял, что проблема – в нем самом. Продолжительная психотерапия помогла ему избавиться от этих комплексов. И от старых, и от новых. А отца он простил и пожалел…

Привет из прошлого

Эдипов комплекс – это не болезнь, скорее одна из мужских поведенческих стратегий. Суть проявления данного комплекса – конкурентные отношения в семье между отцом и сыном. По Фрейду, эдипов комплекс проявляется ревностью к отцу вследствие сексуального влечения сына к матери. Но сегодня он трактуется гораздо шире.

Эдипов комплекс – одна из «животных» ипостасей человека. Животное начало в человеке играет гораздо большую роль, чем кажется на первый взгляд. Так, например, внезапный резкий звук или неожиданно промелькнувшая на периферии зрения тень, заставляет человека вздрогнуть, независимо от того, варит ли он уху на берегу таежной речки или сидит на 22-м этаже офисной «свечки» в Москве.

Первая реакция – всегда непроизвольная – «привет» от нашей животной сущности. Это уже секунды спустя начинается «разбор полетов».

Существует еще множество таких «приветов», одним из которых и является эдипов комплекс. Мальчик всегда учится у отца мужскому поведению. Он сравнивает себя с отцом. И уже в этом сравнении проявляются элементы конкуренции – это в природе мужского поведения. В случае, если мальчик лишен такого опыта, во взрослой жизни он будет испытывать затруднения в тех ситуациях, которые требуют активизации мужского начала.

Бывает, что отчего-то «не отыгранные» в детстве конкурентные отношения с отцом переносятся человеком во взрослую жизнь. В таком случае мужчина в сложных ситуациях непроизвольно вешает «маску» своего отца на соперника и реагирует как маленький мальчик: обижаясь, злясь, чувствуя свою никчемность, пытаясь что-то доказать – себе или другим...

И двигатель успеха, и причина неудач

Противостояние сыновей и отцов – довольно распространенное явление, достаточно вспомнить криминальную статистику: большинство убийств происходит «после совместного распития спиртных напитков кухонным ножом». И довольно часто преступники и жертвы – близкие родственники.

И в психотерапевтической практике специалисты часто сталкиваются с этим комплексом. 70% клиентов-мужчин, которые обращаются за психотерапевтической помощью, имеют определенные его проявления, ведь роль родительских фигур на начальных этапах нашей жизни чрезвычайно велика. А все психологические проблемы взрослого человека родом из его детства.

Итак, комплекс возникает в процессе воспитания, когда происходит вытеснение враждебных импульсов по отношению к отцу и влечения к матери в сферу бессознательного. Он может проявляться у большинства мужчин в той или иной форме, даже если человек не обращается за помощью к специалисту. У одного этот комплекс может вызывать желание во всем всегда быть первым, и в результате он достигает своих целей. У другого же формирует такой комплекс неполноценности, что требуются годы работы для его преодоления.

Опасный тандем

Можно ли этот комплекс преодолеть или рационально приспособить для повседневной жизни?

Первое и важное в подобных ситуациях – это осознать роль отца. Если у человека осталось негативное восприятие роли отца, нужно постараться найти позитив, что-то, за что следует испытывать к нему благодарность.

Иногда отношения с отцом порождают стремление получить больше любви и понимания у матери. Любви не плотской, а сыновней. Мальчику, в случае, если отношения с отцом не сложились, но есть материнская любовь, взрослея, легче адаптироваться к жизни, чем без материнского тепла.

В то же время часто комплекс сопровождается формированием собственнических отношений матери по отношению к сыну. Мать, пытаясь компенсировать отсутствие любви отца к сыну, создает ситуацию обоюдной зависимости: своей от сына и сына от себя.

Такого рода «сыновняя любовь» настолько крепко привязывает мужчину к своей матери, что иногда это мешает ему взять на себя роль мужа, отца в своей семье.

Наша справка

Название «эдипов комплекс», введенное в психологию Зигмундом Фрейдом, обязано своим происхождением трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип».

Кстати, пьесы Софокла в древних Афинах не были просто зрелищем или развлечением. Такое понятие, как «служение музам», еще не стало затертым выражением, в Древней Греции оно понималось буквально. В те времена спектакли-трагедии были своего рода сеансами коллективной психотерапии и в идеальном случае заканчивались у зрителей в тогах катарсисом, то есть очищением, просветлением души. Так что ничего нового Зигмунд Фрейд не изобрел, его новое было хорошо забытым старым.

У представителей обоих полов эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений — необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях характеризует невротическую психику. В отдельных случаях любовь к родителю противоположного пола и желание смерти родителю одинакового иола могут означать многие вещи, особая форма которых зависит от конституции и жизненного опыта. При исследовании влияния жизненных обстоятельств обнаруживается трудно обозримое многообразие. Различия обусловлены не только личностными особенностями родителей, но и вариацией от ребенка к ребенку представлений о любви и смерти. Любовь строится из многих компонентов, и относительное акцентирование разных компонентов сильно варьирует. Смерть тоже мыслится многими способами: желание смерти родителя может даже претерпевать садистскую сексуализацию и тем самым одновременно выражать негативный эдипов комплекс.

Не существует перцепции вне эмоциональных связей. Весь жизненный опыт детерминирует специфическую форму эдипова комплекса. Его проявления зависят от переживаний в фаллический период, а предшествующие переживания могут придать ему прегенитальную окраску вследствие фиксаций. Уникальность травматического опыта столь же существенна, как и повседневные влияния.

Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта, что особо подчеркивается со времени зарождения психоанализа. В обсуждении гениталь-ных устремлений в первую очередь следует рассматривать генитальные факторы. Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. Все, что усиливает страхи и, следовательно, способствует вытеснению сексуальности, впоследующем мешает преодолеть эдипов комплекс. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: всяческих инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. Посредством перенесения прегенитальные переживания, особенно внезапные оральные и анальные фрустрации, могут оказывать тот же эффект, что и генитальные переживания.

В формировании эдипова комплекса важно все, что ребенок знает и думает о сексуальной жизни родителей, особенно при внезапности переживаний. Часто решающее значение имеет сочетание реальных событий и их ошибочной интерпретации. Здесь следует упомянуть о садистском восприятии сексуальности. Так называемая первичная сцена, т. е. наблюдение ребенком сексуальных сцен взрослых (родителей), вызывает сильное сексуальное возбуждение (природа которого варьирует в соответствии с возрастом ребенка) и одновременно создает впечатление, что сексуальность опасна. Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует. Ребенок может также ошибочно интерпретировать воспринятые события на садистский манер, или вид гениталий взрослого может вызвать у него страх кастрации. Субъективное содержание, степень и продолжительность воздействия первичной сцены варьируют в зависимости от подробности воспринятого. Внешние обстоятельства и индивидуальные факторы определяют, что фактически ребенок осознает, о чем догадывается, каким образом инкорпорирует свои наблюдения и догадки в предшествующий опыт. Существенно, происходит ли эта инкорпорация и разработка в момент видения сцены или впоследствии.

Вместо первичной сцены могут переживаться замещающие зрелища: коитус животных, вид обнаженных взрослых и даже вовсе несексуальные сцены, субъективно воспринятые как таковые. Действенность подобных сцен увеличивается, если другие объективно безобидные обстоятельства облегчают перенос увиденного на родителей. Ссоры между родителями часто приравниваются детьми к сексуальным сценам и создают представление о сексуальности.

Вызовет ли у детей вид гениталий взрослого болезненный страх зависит от всей предшествующей жизни ребенка, т. е. от психических связей, в которые вплетается новый опыт. Фрейд назвал инфантильную идею о наблюдении сексуального акта родителей «первичной фантазией». При отсутствии фактического наблюдения соответствующие события измышляются, ребенок утилизирует в этих целях все имеющиеся в реальности намеки. Конечно, воздействие такой фантазии не равнозначно реальным переживаниям.

Что касается постоянных влияний, то реакции ребенка на родителей и его желания зависят от их личности и поведения. Необычное поведение может провоцировать необычные реакции, что очевидно в семейном анамнезе среднего невротика. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. Очень часто мать любит сына, а отец любит дочь. Если в силу внешних обстоятельств или невроза сексуальное удовлетворение родителей недостаточно, они бессознательно испытывают более сильную сексуальную любовь к своим детям. Такого рода любовь бессознательно воспринимается детьми как сексуальное обольщение и усиливает эдипов комплекс. Иногда даже родители это бессознательно чувствуют, и тогда подвергают детей угрозам и фрустрациям.

Таким образом, некоторые дети сначала вводятся родителями в соблазн и потом со стороны родителей же подвергаются санкциям. Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствует больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдиповых устремлений братья и сестры излишни. Прежде всего, они объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает ее благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев или сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.

Пациент, имевший несколько братьев, рассказал следующее сновидение: «Я вернулся после прогулки с мамой и обнаружил, что шайка грабителей в наше отсутствие обворовала дом». Грабители символизировали его братьев, с которыми ему пришлось, придя с прогулки, снова разделять мать.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются ребенком как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, например, у девочек может возникнуть не только идея ревности: «Отец (или мать) будет любить младенца вместо меня», но также идея: «Отец подарил ребенка матери, а не мне». Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

У детей, воспитанных одним родителем или вообще без родителей, эдипов комплекс образуется специфически. Если один из родителей умер или оставил семью - в развитии ребенка существенно значимо - знает ли он этого родителя, имеется ли отчим (мачеха), когда и при каких обстоятельствах семья пополнилась новым взрослым, каково поведение оставшегося родителя и его отношение к ребенку.

Даже дети, не знающие недостающего родителя, понимают, что таковой однажды существовал и другие дети живут с отцом и матерью. Отсутствие родителя порождает чувство своей исключительности и потребность в определенных компенсациях. В общем, можно утверждать следующее. Если умер родитель одинакового пола, это переживается как осущестатение эдипова желания и, следовательно, вызывает сильное чувство вины. Если умер родитель противоположного пола, фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим покойного фантазиям. Детали зависят от того, когда и при каких обстоятельствах ребенок узнал о смерти. Особенно важны, по-видимому, три последствия. Во-первых, усиливается привязанность к оставшемуся родителю, характер этой привязанности определяется также отношением родителя к ребенку и обычно амбивалентен. Во-вторых, часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Отсюда сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия рисуются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание (воссоединение с умершим родителем) может стать сексуальной целью. В-третьих, опечаленный индивид регрессирует к оральной фазе; если это случается в раннем возрасте, то неизгладимо отпечатывается в структуре эдипова комплекса и характере. Эдипова любовь, как и все последующие объектные отношения, переплетается тогда с идентификацией. Второй и третий пункты также справедливы при переживаниях, связанных со смертью брата или сестры.

Пациентка боялась замужества. В пятилетнем возрасте она лишилась матери и фантазировала, что смерть матери неким образом обусловлена деторождением или сексуальностью. В наказание за эдипово удовлетворение, испытанное при смерти матери, пациентка ожидала такой же судьбы после замужества.

Нечто похожее произошло с пациентом, который в детстве реагировал на смерть матери тревогой и ипохондрией. Он идентифицировался с матерью и боялся, что сексуальное удовлетворение с отцом убьет его, как, согласно его фантазии, убило мать. Здесь конденсация таинств сексуальной жизни и смерти особенно понятна, поскольку она окрасила кастрационную тревогу, превратив ее в страх исчезновения вещей.

Пациентка, у которой еще в детском возрасте умер отец, впоследствии возненавидела всех людей: мужчин за то, что никто из них не походил на отца, возведенного ею в идеал, женщин за то, что мать забрала отца себе, позволив ему умереть, прежде чем дочь могла бы им насладиться.

В случае отсутствия отца или его «слабости» мальчики предрасположены к женственности, потому что дети идентифицируются в большей мере с родителем, который рассматривается ими как источник основных фрустраций.

Конфликты между родителями, развод родителей, их раздельное проживание оказывают схожее влияние. Если сами дети — предмет родительских раздоров, то легко интенсифицируется полный эдипов комплекс и фиксация на нарциссизме, что вынуждает ожидать повышенного интереса к себе окружающих, на манер родительского отношения, но эти ожидания обречены на провал. Родители постоянно депрессивной и вообще заторможенной пациентки развелись, когда она была в годовалом возрасте. Она никогда не видела своего отца. Ее эдипов комплекс сосредоточился вокруг следующей фантазии: «Отцу не понравилось жить с моей матерью, она недостойна его. Я совершенно другая. Однажды отец придет и заберет меня с собой». Он не пришел. Пациентка возненавидела отца, эта ненависть затем обернулась против нее самой, что и привело к депрессии. Депрессивная утрата самоуважения означала: «Я тоже недостойна любви моего идеального отца». Необычное поведение родителей формирует у детей необычный эдипов комплекс. Под необычным поведением понимаются чрезмерное попустительство, излишняя строгость или их сочетание. Избалованность неизбежно влечет необычные фрустрации, потому что избалованный ребенок не привык к лишениям и воспринимает слабые фрустрации как сильные. Запланированные воспитательные меры менее важны, чем естественное повседневное поведение родителей. Особую роль играют, вероятно, два фактора: 1) отношение матери к полу ребенка: некоторые матери нарочито показывают дочери, что хотели бы иметь сына; 2) родительские взаимоотношения, поскольку они формируют у ребенка представление о сексуальности.

Итак, семейная мораль оказывает влияние на форму эдипова комплекса. В какой мере ребенок считает допустимыми инстинктивные побуждения зависит не столько от особенностей запрета на мастурбацию, сколько от общего отношения родителей к сексу, которое они осознанно или неосознанно постоянно декларируют. Имеются в виду реакция родителей на отношение ребенка к ним самим, другим детям, на его мастурбацию, а также установки родителей относительно отнятия от груди и тренинга чистоплотности в оральный и анальный период. Неизгладимый отпечаток на эдипов комплекс налагает ирегенитальная фиксация. Особенно стоит упомянуть пассивно-рецептивные формы эдипова комплекса у мужчин в результате чрезмерной опеки матери. В свою очередь авторитарные отцы блокируют любую возможность становления независимости ребенка.

Пациент сорока лет с явной амбивалентной фиксацией на деспотичном отце, простудившись, получил из дальнего города телеграмму от отца: «Погода неустойчива, не выходи из дома». На форму эдипова комплекса влияет и социальное положение родителей, обусловливающее различия в окружающей детей обстановке. Большинство детей бессознательно уравнивают низкое социальное положение с инстинктивной несдержанностью, а высокое социальное положение с сублимацией и запретами.

Если индивида из благополучной среды сильно тянет на низший социальный уровень, то психоанализ часто раскрывает не только поиск гарантий от унижения (кастрации) посредством общения (сексуальных связей) со столь же униженными («кастрированными») особами, но также стремление к запретной чувственности. Все это может подаваться в рациональной форме (рационализация) как содействие улучшению социальных условий.

Содержание эдиповых грез многих детей состоит в том, что на самом деле они не являются детьми своих родителей. Они якобы подкидыши, отпрыски некой семьи с совсем другим социальным положением. Это либо особо привилегированная семья, либо семья очень бедная. Фантазии такого рода, названные «семейным романом», могут служить разным целям: нарциссической гордости, упрямству, мести родителям, выражать надежду на будущее удовлетворение.

Бессознательные фантазии о социальных различиях мало свидетельствуют о путях влияния этих различий на эдипов комплекс ребенка. Фактически такое влияние оказывается постоянно, поскольку сексуальный опыт и его фрустрация соответствуют социальным паттернам. Фрейд подробно осветил данную проблему. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить о сексуальном опыте и агрессивности беспризорных детей. Переживания, связанные с социальным положением отца, наверняка влияют на отношение к нему: любовь или ненависть, благоговение или презрение, восхищение или жалость.

Все же создается впечатление, что объективно важный фактор социального положения семьи меньше отражается на эдиповом комплексе ребенка, чем следовало бы ожидать. Причина в том, что моральные устои (и даже их колебание) относительно одинаковы в разных слоях того же общества.

Предлагалось исследовать достоинства и недостатки воспитания, сформировавшего эдипов комплекс, сравнивая детей, кто воспитывался в семье и вне семьи, например в воспитательном учреждении. Однако и на вторую категорию детей влияет представление о семье, рано или поздно они узнают об институте семьи и о том, что другие дети имеют отца и мать и что сами они в невыгодном положении. У них тоже формируется эдипов комплекс. Они любят, ненавидят и ревнуют воспитателей. В дополнение, наподобие обычных детей, фантазируют об отце и матери, только их сочинительство отличается большей отвлеченностью, а эдипов комплекс характеризуется сильным расхождением между фантазией и реальностью. Что было сказано о детях, не знающих одного из родителей, вдвойне справедливо для детей из воспитательных учреждений. Если они воспитываются не в одном месте и часто меняют окружение, это отражается не только в типичных расстройствах характера. У них вообще не имеется возможности развить какие-либо длительные объектные отношения, их эдипов комплекс остается чистой фантазией.

Эдипов комплекс каждого индивида формируется жизненным опытом. Но что такое собственно эдипов комплекс? Биологический феномен, свойственный человеческому ролу, или продукт социального института (семьи), подверженный изменениям, как и этот институт?

Во-первых, следует сказать, что различие между биологической и социальной детерминацией относительно. Мы подчеркивали, что Фрейд не считал инстинкты неизменными паттернами, согласно его взглядам, инстинкты, скорее, остатки прежних влияний окружения. Вовсе не врожденный эдипов комплекс мистической природы создал семью, чтобы обеспечить свое удовлетворение, напротив, семья способствовала становлению эдипова комплекса. Дитя человека биологически беспомощнее детенышей других млекопитающих и нуждается в опеке и любви. Поэтому младенец всегда будет добиваться любви от опекающих его взрослых, а те, кто отнимает любовь, будут вызывать у него ненависть и ревность. Если этот феномен назвать «эдиповым комплексом», можно говорить об его биологической основе.

Однако Фрейд использовал данное понятие в более строгом смысле. Он понимал под эдиповым комплексом генитальную любовь к родителю противоположного иола в сочетании с ревнивым желанием смерти родителю одинакового пола, пик длительного развития инфантильной сексуальности, когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. В этом смысле эдипов комплекс, несомненно, подвержен влиянию семьи. Если институт семьи изменился бы, эдипов комплекс тоже неизбежно Претерпел бы изменения. В обществах с разными семейными конфигурациями отличается и эдипов комплекс. Попытки объяснить разные семейные конфигурации как «вытеснения эдипова комплекса», ио-видимому,несостоятельны. Проблема происхождения эдипова комплекса сводится, следовательно, к интересной и еще не изученной проблеме происхождения семьи, но эта тема выходит за пределы теории неврозов. Фрейд постулировал гипотезу о филогенетическом происхождении эдипова комплекса в доисторический период, когда человечество было организовано в племена, возглавляемые вождем, однажды убитым и съеденным своими сыновьями; эта инкорпорация ознаменовала первое раскаяние и запрет. Здесь не место обсуждать зачаровывающую гипотезу тотема и табу. Гипотеза не меняет тот факт, что сексуальные конфликты Детей были бы иными, если они не жили бы с родителями, братьями и сестрами. При изменении среды изменяются реакции.

На высоте эдипова комплекса ребенок испытывает разочарование, его нарциссизму наносится ущерб, поскольку соперник, взрослый, обладает преимуществами и привилегиями. Дети неодинаково реагируют на травму. Реакция зависит от конституции ребенка, его раннего опыта и специфики травмирующих событий. Каждый ребенок жаждет быть взрослым и играет роль взрослого.

Однако в положении ребенка тоже имеются преимущества. Всякий раз, когда ребенок боится собственных эмоций, непримиримых эротических и агрессивных побуждений, он может спрятаться за рецептивным устремлением к внешней помощи и установкой: «Все это не слишком серьезно, ведь я еще ребенок».

Желание быть взрослым блокируется переживанием вины и ощущением защищенности в статусе ребенка, что причиняет фиксации и вынуждает многих невротиков вести себя, будто они все еще дети на фаллической стадии.

Пациент, успешно проработавший многие годы врачом, в процессе психоанализа обнаружил, что он всегда изумляется, когда фармацевт составляет лекарства по его рецепту: «Фармацевт, взрослый человек, выполняет эту работу исключительно ради меня, ребенка, написавшего рецепт!»

Неправильно полагать, что в детстве помимо родителя противоположного пола не существует других любовных объектов. Братья и сестры, дяди и тети, дедушки и бабушки, друзья и знакомые родителей могут оказывать в этом смысле существенное влияние. У многих детей завязываются своего рода любовные интриги со взрослыми и другими детьми одинакового и противоположного иола. Частота таких приключений увеличивается, если воспитание не налагает на них запрет. Что касается механизмов выбора объекта, то Фрейд различал между анаклитическим и нарциссическим выбором.

В первом случае объект выбирается, поскольку он провоцирует ассоциации с первичным объектом, обычно родителем противоположного пола, иногда родителем одинакового пола или братом, сестрой, другими особами из детского окружения. Во втором случае выбор объекта обусловлен тем, что ему свойственны некоторые характеристики собственной личности индивида. Оба типа выбора могут осуществляться позитивным путем, тогда выбранный объект имеет сходство с прошлым объектом или собственным эго, и негативным путем, тогда выбранный объект противоположен прошлому объекту или собственному эго. Кроме того, возможен выбор объекта на основе идеала, тогда выбранный объект репрезентирует те качества, которые индивид некогда хотел видеть в прошлом объекте или желает иметь в его собственное эго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Увидев на улице мужчину, гуляющего со своей малышкой-дочерью, мы сразу умиляемся. Как же это трогательно: сильные руки заботливо вытирают запачканные мороженым щёчки, нежно заправляют в косичку выбившуюся прядь... Кроха тем временем постоянно обнимает своего отца и не отходит от него ни на шаг. Мы удивляемся такой искренней и глубокой взаимной привязанности, не подозревая, какими последствиями в будущем она чревата.

Легенда об Эдипе

Многие слышали эту трагическую историю. Именно она стала первоисточником, из которого психологи черпали информацию при исследовании Эдипова комплекса и комплекса Электры. Соответственно, и названия дали идентичные. Что касается древнегреческой мифологии, то именно она поведала миру о маленьком царевиче Эдипе, родившемся от фиванского правителя Лая и его прекрасной жены Иокасты. Радость пары была омрачена с первых дней существования младенца, которому оракул предсказал убийство родного отца. Чтобы избежать печальной участи, Лай приказал увезти мальчика в горы и оставить его там на произвол судьбы.

Эдипу удалось выжить: его подобрали и усыновили добрые люди. Став юношей и узнав от предсказателей о том, почему он был подкидышем, обезумевший от горя царевич отправился искать свою судьбу в дальние страны. По дороге Эдип встретил знатного чужеземца: завязавшаяся между ними ссора привела к поединку, в котором Эдип убил странника. Этим путешественником и был Лай. Впоследствии придя в соседние Фивы и освободив их от сфинкса, юноша получил благословение горожан на бракосочетание с овдовевшей правительницей. Ею оказалась мать Эдипа - Иокаста. Давнее предсказание оракула исполнилось.

Миф об Электре

Корни проблемы также уходят в древнегреческие мифы. Именно они стали основой для описания в современном психоанализе Эдипова комплекса и комплекса Электры. Название последнему понятию дал известный ученик Зигмунда Фрейда - Карл Густав Юнг. Он утверждал, что комплекс Эдипа проявляется в слепом обожании матери её же сыном. Результатом становится его неспособность построить личные отношения, так как идеалом женщины для него всю жизнь остаётся кровная родительница. Что касается девочек, то они аналогично испытывают глубокую привязанность к отцу, соперничая с мамой за его внимание. Несмотря на протесты Фрейда, использовавшего только термин «комплекс Эдипа», аналог, предложенный Юнгом, отлично прижился в психологии.

Согласно мифологическим рассказам прекрасная девушка Электра настолько сильно любила своего отца Агамемнона, что после его смерти долго не могла смириться с печальным обстоятельством. Поэтому подговорила родного брата Ореста, чтобы он убил их мать и её любовника, которых она считала виновными в гибели отца. Так родился прекрасный миф, подаривший психоанализу понятие «комплекс Электры».

Общая характеристика

Проблему можно заметить уже в достаточно юном возрасте. Комплекс Электры у девочек проявляется приблизительно в 5 лет в виде неудержимого влечения к отцу. На уровне подсознания оно имеет сексуальный оттенок, в реальности же обретает форму тёплого, доверительного, но одновременно болезненно-привязанного отношения дочери к родному отцу, ревности к матери и направленной в её сторону агрессии, злости. Между взрослой женщиной и малышкой теряется связь, чувства охладевают - они становятся практически чужими.

Этот психологический феномен - аналог комплекса Эдипа, когда мальчик возносит мать на пьедестал почёта. Она для него - идеал женственности, красоты, сексуальности, грации, ума и мудрости. Комплекс Электры и Эдипов комплекс не считаются серьёзными отклонениями. Психологи утверждают, что с проблемой легко справиться, было бы желание. Также многие специалисты предпочитают называть явление единым термином "комплекс Эдипа", не разделяя его по половым особенностям.

Предпосылки

Психологи выделяют три основных платформы, на которых комплекс Электры по Фрейду может благополучно прорастать и развиваться:

  • Физическая схожесть девочки с отцом. Она в этом случае считает себя не только его кровным продолжением, а и одним целым, второй половинкой, без которой он не сможет прожить и дня.
  • Неудачный брак родителей, когда мать становится причиной его расторжения. Отвергнутый отец кажется малышке несчастным, лишённым нежности и заботы. Поэтому она неосознанно берёт на себя функции жены.
  • Родители хотели мальчика, вместо этого родилась девочка. В этом случае она пытается доказать, что нежданная дочка затмит любого наследника. Она пытается стать для папы "желанным сыном": проводит с ним всё свободное время, выстраивает доверительные отношения.

Интересно, но эти предпосылки работают на бессознательном уровне, формируя у девочки тайное желание быть идентифицированной с отцом. Таким способом она неосознанно пытается предотвратить развод или добиться любви родителей.

Духовные причины идентификации

Девочка отождествляет себя с отцом из-за ряда факторов. Во-первых, этого может хотеть её собственная мать. Угаснувшие чувства, новые отношения на стороне или тяжесть бытовых проблем становятся причиной того, что она отдаляется от мужа. Пытаясь избежать домашних обязанностей, она их неосознанно перекладывает на дочь. Кроме того, видя в малышке схожесть с отцом, которого она винит в неудавшемся браке, она пытается вымещать зло на точной копии мужа.

Во-вторых, в абсолютно благополучных семьях у детей может возникнуть комплекс Электры. Психология называет это явление идентификацией мамы с дедушкой, когда женщина, поклоняющаяся своему отцу, впоследствии передаёт такую же установку родившейся дочери, задавая ей тем самым схему чисто мужского поведения. В-третьих, идентификация девочки с жестоким папой происходит с целью освободиться от страха перед ним. Мол, я такая же сильная, как ты, и мне нечего бояться. Причиной развития комплекса также может стать желание малышки добиться любви матери, чтобы женщина была более благосклонной к маленькой копии её обожаемого супруга.

Развитие комплекса на сексуальной основе

Как уже говорилось, психологи часто не делают полового различия в этой проблеме, относя комплекс Электры и Эдипов комплекс к одному и тому же психическому отклонению. Хотя, если копнуть поглубже, есть несколько небольших различий. Известно, что изначально малышка одинаково привязана к обоим родителям: она обожает маму, много времени проводит с отцом. Но приблизительно в 4-5 лет девочка обнаруживает, что её анатомическое строение отличается от мужского, главной особенностью которого является наличие фаллоса. В связи с тем, что у неё соответствующий орган отсутствует, малышка чувствует острую нехватку этой части тела, считает себя ущербной и завидует носителям мужского достоинства.

Феномен одновременно становится фундаментом для развития женской сексуальности. Просто у детей этого возраста она проявляется по-разному. Если ваша дочь испытывает повышенный интерес к строению мужских половых органов, подглядывает в ванной за отцом или братом, с удовольствием рассматривает эту часть тела у домашних животных, следует обратиться к специалистам. Игнорирование проблемы приведёт к тому, что с годами женская сексуальность будет максимально подавлена, а отсутствие фаллоса станет причиной развития массы комплексов и ощущения собственного несовершенства.

Ненависть матери

Отец девочки как носитель мужского достоинства очень скоро становится для неё идеалом, смыслом жизни. Ребёнок, сам того не понимая, испытывает гипертрофированное влечение к папе, часто имеющее в своей основе сексуальное желание. Поэтому, «заработав» комплекс Электры, девочка видит в матери реальную угрозу - соперницу, такое же "ущербное" и "обделённое" существо, как и она. Ненависть к родительнице иногда принимает настолько серьёзные масштабы, что может стать причиной для совершения преступления - убийства. Или приводит к суициду дочери из-за невозможности реализовать тайные желания.

В отличие от мальчиков, которые, слегка примерив феномен, часто избегают развития полноценного Эдипова комплекса, физиология девочек становится благоприятной средой для дозревания проблемы. С возрастом таким женщинам не удаётся избежать обострения отклонения, что приводит к тяжёлым последствиям: различным психическим расстройствам, соматическим заболеваниям и нервным срывам.

Развод и комплекс Электры

Классическая ситуация, провоцирующая отклонение, - развод. В этом случае часто именно отец уходит из семьи, оставив ребёнка с матерью-одиночкой. Оказавшись без былой финансовой и моральной поддержки, женщина начинает срываться на малышке. У неё могут наблюдаться частые психозы, излишняя раздражительность, что вызывает ответную агрессивную реакцию дочери, особенно если она пребывает в подростковом возрасте. Девочка, безусловно, будет всячески поддерживать отца: мол, он наконец-то понял, какая злая женщина его бывшая жена. Поэтому, чтобы ребёнок был на вашей стороне, уделяйте ему много внимания, не кричите и не идите на конфликт.

Ситуацию ещё больше усугубляют редкие встречи с отцом и полученные от него подарки. На фоне доброго и улыбающегося папы мама выглядит в невыгодном свете. Комплекс Электры у малышки развивается с космической скоростью. Чтобы сгладить острые углы, женщина должна много времени проводить с дочерью, дарить ей приятные мелочи, вместе с ней ходить по магазинам, отдыхать по воскресеньям за городом и так далее. Девочка должна чувствовать, что мама её любит и считает нужной - в этом случае психическое отклонение может прекратить своё созревание.

Поведение отца

Часто отцы своё параноидальное влечение к дочери вуалируют ярко выраженной заботой и опекой. Они не разрешают ей ходить на дискотеки, встречаться с мальчиками, сидеть с подругами в кафе. Даже обычная косметика и короткие юбки становятся табу. Родитель уверен: люди видят в девочке те же качества, что и он - зрелость и сексуальность. Поэтому начинает всячески ограждать дочь от общества. После такого морального давления барышня может вырасти закомплексованной серой мышкой, не умеющей проявлять женское очарование и прирождённый шарм.

Нередки случаи, когда, поняв своё неправильное отношение, отец резко меняет поведение. Он отталкивает девочку, разрешая ей полностью поступать самостоятельно. Комплекс Электры в таком случае дополняется маниакальным ощущением неполноценности. Девушка не может по мановению волшебной палочки переключиться на новую действительность, она чувствует себя неуверенно, думая, что общество не в состоянии распознать и оценить по достоинству все позитивные качества её характера.

Комплекс у взрослых женщин

Внешне это сильная и независимая женщина. Уровень эмансипации просто зашкаливает. Она сама выбирает партнёров и пытается добиться их расположения. Если в силу некоторых причин это не получается, то завоевание сердца конкретного мужчины перерастает в болезненную манию. Она может преследовать объект любви годами, часто используя извращённые методы: шантаж, профессиональную и любительскую слежку или даже анонимные угрозы.

Излишне говорить, что внешне и внутренне эти мужчины похожи на отца дамы. Комплекс Электры в психологии женщины иногда проявляется очень неожиданно. Например, барышня зачастую выбирает слишком сильных мужчин, которых нелегко завоевать и порой невозможно убедить в женственности партнёрши. Кроме того, женщина с комплексом Электры часто выбирает мужскую профессию. У неё много друзей противоположного пола. Замуж такие барышни выходят редко. Если же это случается, то не раньше 30 лет. Обычно супруг такой девушки намного старше неё, занимает положение в обществе и имеет достаточно завидный капитал.

Комплекс Электры: как избавиться?

Чтобы поставить правильный диагноз, психотерапевту достаточно несколько раз пообщаться с пациенткой. Специалисты утверждают, что, если вы хотите преодолеть комплекс Электры, лечение должно быть грамотным и профессиональным. Обычно оно состоит из определённого количества сеансов у врача, коллективных бесед с людьми, имеющими похожие проблемы. Немалую роль сыграете и вы сами, если будете всеми силами пытаться отпустить отца. Внушайте себе, что он прекрасный папа, но в качестве спутника жизни вам абсолютно не подходит.

Думайте, что отец неидеален. Вспоминайте его недостатки, негативные черты характера, оплошности и ошибки. Очень важно при этом переосмыслить отношения с матерью: именно она должна быть примером для подражания, надёжным другом и советчиком. Согласитесь, у двух однополых созданий гораздо больше общего, чем у женщины и мужчины. Сумейте открыть в себе настоящую леди, нежную, обаятельную, кокетливую, играющую взглядом и улыбкой. А ещё берите пример с успешных барышень, сумевших многого достигнуть в жизни.



Рассказать друзьям