Если ребенок не учится. Ребенок не хочет учиться из-за отсутствия заинтересованности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория. Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы. Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу. К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”


Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа. На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую. А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании. Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка. В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет. Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын , поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год. Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку. Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов. В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность. Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием. Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успех

    Показателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.

    А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способности

    Не бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства. Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебы

    Трудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно. Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныние

    Кроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.


    Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на

Случаи, когда ребенок не хочет учиться, в современных семьях совсем не редки. Причины такого явления могут быть совершенно разные, но вот реакция родителей и всех ближайших родственников на плохую успеваемость своего отпрыска обычно следует одна и та же. Ребенка обвиняют во всех смертных грехах, объясняя неуспеваемость его ленью, эгоизмом, ужасным воспитанием (кстати, а кто его воспитывал-то?), связями с плохой компанией и другими причинами вплоть до слабоумия!

На самом же деле, ситуация, когда ребенок не хочет учиться, реже всего связана со всеми вышеперечисленными проблемами. Как правило, причиной того, что ребенок не хочет учиться, являются…его родители!

Почему же ребенок не хочет учиться, и что делать при этом родителям?

Разберем такую распространенную ситуацию: есть девочка, научившаяся читать с 3 лет, и с детсадовского возраста увлекавшаяся книжками со сказками, а порой даже придумывавшая сама какие-то рассказы. И есть родители, которые с того же самого детсадовского возраста девочки нарисовали для себя будущее своей дочери, где они видели ее профессиональным финансистом. Девочка достигает 7 лет – и ее отдают в гимназию с математическим уклоном. А спустя пару месяцев родители с ужасом замечают, что их всегда спокойная, покладистая и веселая девочка вдруг становится плаксивой, агрессивной, а каждое утро сопровождается рыданиями и криками: «Не хочу в школу!». И ладно бы только это – так она еще и оценки приносит не самые лучшие, перебиваясь с «двойки» на «тройку»!

Родители, конечно же, во всем винят дочь, считая, что она «ленива и избалованна», решила «опозорить» их семью (ситуация усугубляется в том случае, если родители тоже финансисты и считают эту профессию «династической»).

Реальная же причина в том, что дочь просто не в состоянии «тянуть» математическую программу в сильной школе, потому что она – 100%-ный гуманитарий и, возможно, будущая великая писательница. А так как все маленькие дети являются честолюбивыми перфекционистами, неуспеваемость в школе очень сильно бьет по самолюбию девочки, что выливается в агрессию, истерики и нежелание учиться. Да и постоянное недовольство родителей, мнение которых также для детей имеет большое значение, провоцируют состояние хронического стресса у ребенка.

Что же надо было сделать делать родителям, если ребенок не хочет учиться по этой причине? Во-первых, перестать во всем винить свою дочь. Как бы это ни было печально, но виноваты в сложившейся ситуации только родители. Во-вторых, признать право ребенка быть непохожим на своих родственников – хотя бы в плане способностей и умений – не «позоря» при этом свою семью. Ну и, в-третьих, подобрать ребенку если не гимназию с литературным уклоном, то хотя бы обычную среднестатистическую школу, где с него будут спрашивать понемногу по всем предметам. В этом случае вопрос, почему ребенок не хочет учиться, решится с наименьшими потерями.

Тот же самый рецепт применим и к тем ситуациям, когда родители просто требуют от ребенка невозможного для него: например, отличных знаний по всем предметам, высшего балла на ЕГЭ и т.д. Конечно, Вы можете нанять репетиторов, сидеть с ребенком днями и ночами над уроками – но желания учиться у него от этого вряд ли прибавится. Вы должны смочь признать, что Ваш ребенок, несмотря на свой талант, трудолюбие и ум, все-таки не гений! Гениев вообще существовало и существует крайне мало…

Представим себе ситуацию: мальчик-пятиклассник приходит домой из школы – и на него тут же набрасывается с вопросами мама. «Что ты получил по русскому языку? Тройку?? Все, садись сейчас же за русский и делай домашнее задание, а я проверю! И не забудь выполнить то упражнение, по которому у тебя тройка! Я тоже проверю. Даю тебе 15 минут – марш за стол!»

И несчастный малыш плетется в свою комнату, в душе уже искренне ненавидя и русский язык, и школу, и учителей с мамой вместе взятых. Как вы думаете, сильно у него прибавится любви к учебе от таких методов воспитания? А если еще вспомнить, что многие особенно ответственные родители любят сидеть и делать уроки «вместе с ребенком» или стоять над ним, пока он не сделает ВСЕ домашние задания, становится совсем невесело. А давайте посмотрим на эту ситуацию с другого ракурса? Может быть, в этом случае будет понятнее, почему ребенок не хочет учиться.

Представьте себе: Вы приходите домой после трудового дня и мечтаете больше всего о телевизоре, тарелке пельменей и любимом диване. А тут к вам подбегает муж или мама с возгласами: «Как прошел день? Тебе напомнили на совещании про несданный за прошлый месяц отчет?? Так, сейчас же садись за компьютер и делай его! А я проверю! Даю тебе ровно час! Ах, ты не успеешь? Тогда будешь сидеть всю ночь и вообще, никаких прогулок и кино, пока его не сдашь и не получишь от начальства похвалу!»

Как Вы будете чувствовать себя в такой ситуации? По меньшей мере, возненавидите свою работу и тех, кто не дает Вам отдохнуть после работы. А в особо тяжелых случаях Вы начнете скандалить и отстаивать свое право на отдых.

Так почему Ваш ребенок должен вести себя по-другому?? Особенно, учитывая, что Вы как взрослый человек можете сказать домашним: «Отстаньте от меня, сама разберусь со своим отчетом!». А вот ребенок так сделать не может, потому что, в большинстве случаев, не имеет права голоса.

И не удивляйтесь после этого, что ребенок не хочет учиться. Ведь в результате такого тотального контроля учеба уже становится больше не его делом, а Вашим – а ребенок, как любой нормальный человек, начнет отстаивать свое право на самостоятельность и сопротивляться Вашему давлению. А делать это он будет привычным всем способом – агрессией, ненавистью и истериками. И кому от этого лучше?

Что же делать родителям, у которых ребенок не хочет учиться по этой причине? Единственное, что от них требуется – это дать полную свободу в учебе своему ребенку. Да, возможно, в первое время он и «пойдет вразнос», радуясь внезапно свалившейся на него свободе, но затем он научится контролировать себя, планировать свое время и делать уроки самостоятельно. Плюсом такой ситуации будет то, что учеба начнет восприниматься ребенком как собственная работа – и он будет понимать, что никто, кроме него, не сделает уроки, не выслушает учителя и не подготовит реферат. А получать плохие оценки и выставлять себя на посмешище перед классом, а помимо этого, еще и получать нагоняй от родителей Вашему чаду в конце концов надоест.

Ребенок не хочет учиться, потому что не умеет работать самостоятельно

Эта причина хотя и тесно связана с предыдущей, все же имеет свои особенности. Для наглядной иллюстрации подобной ситуации представьте себе такую картину: мальчик прекрасно учится в школе, слушает учителя и выполняет все задания на «5+», но…вот домашние задания хромают – и очень сильно! Точнее, начинается все хорошо: ребенок приходит домой, вроде бы, намереваясь скорее покушать и сесть за уроки, чтобы вечером пойти поиграть в футбол с друзьями. Но вот на этих намерениях все и заканчивается, потому что мальчика постоянно что-то отвлекает: то кошка, которую нужно погладить, то мультфильм по телевизору, то очередное сообщение в социальных сетях. И так до бесконечности…

В результате такого рода неудач, естественно, создается впечатление, что ребенок не хочет учиться (а порой такие ситуации и перерастают в такое желание). А родители, чаще всего, склонны списывать такое поведение своего сына на лень, рассеянность, необязательность и многие другие не самые лучшие черты характера. Между тем, настоящая причина невыполнения домашних заданий лежит на поверхности – мальчик просто не умеет настраиваться на работу и планировать свое время! В школе учитель обычно говорит всему классу, что делать, и направляет их в единое русло. Дома же таких «ориентиров» нет.

Но это отнюдь не означает, что теперь Вы должны контролировать каждый шаг своего сына и постоянно говорить ему, что он должен делать, постепенно трансформируя Ваши взаимоотношения с сыном в предыдущую ситуацию. Ваша задача – приучить ребенка самостоятельно планировать свое время, свою работу и отдых, правильно ставить цели и сроки выполнения определенных задач. И когда он научится это делать – вопрос: «Почему ребенок не хочет учиться?» просто не возникнет!

Как же научить ребенка самоорганизации? Прежде всего, научите его видеть в жизни не только способы получить удовольствие и порадовать себя, но и необходимость выполнить какую-то порой не слишком радостную работу. Можете привести пример известного человека, долго и упорно работавшего и добившегося успеха.

Не забывайте и о том, что лучшее воспитание для ребенка – это пример его родителей. Покажите ему, что Вы умеете планировать свое время: например, в 19-00 вы готовите ужин, в 20-00 – смотрите сериал, а в 22-00 ложитесь спать. Учите ребенка чередовать отдых и работу, для этих целей можно даже составить режим дня, где будут прописаны все дела, которые ребенок должен успеть сделать в течение дня. Если малыш Вас попросит – помогите ему в чем-то. Тогда ситуации, когда ребенок не хочет учиться, в вашей семье не возникнет.

Ребенок не хочет учиться из-за отсутствия заинтересованности

Порой ребенок не хочет учиться из-за того, что учитель не смог заинтересовать его своим предметом. Ведь, как известно, от подачи одной и той же информации многое зависит.

Как же исправить такую ситуацию?

Прежде всего, не ругайте ребенка и уж тем более не подвергайте сомнению профессиональные навыки учителя. Постарайтесь своими силами заинтересовать ребенка в том или ином предмете, тем более, способы уже давно всем известны. Например, если ребенок не хочет учиться из-за отсутствия интереса к истории – купите ему интересную энциклопедию или покажите исторический фильм про изучаемый период времени.

Если в немилость попала физика – поищите в Интернете описания опытов, которые можно выполнить в домашних условиях, дабы привить интерес к физике. Вариантов существует масса!

А чтобы ваш ребенок никогда не сказал, что не хочет учиться, подогревайте его интерес к школьным предметам и развивайте его любознательность. Тогда он будет искать интересное даже в, казалось бы, самых неинтересных темах.

Представьте себе ситуацию: девочка учится в шестом классе. Она прекрасно усваивает программу, у нее хорошая память, она умеет учиться и предметы ей интересны. Но…что-то вдруг пошло не так. В школу она ходит, как на каторгу, уроки не учит, получает плохие оценки и даже не расстраивается из-за них. А когда ее спрашивают, что случилось, ребенок отвечает, что не хочет учиться. В чем причина?

Мы, родители, судим о школьной жизни только по отметкам в дневниках и по редким родительским собраниям, которые (будем честными друг с другом) порой даже не посещаем. Между тем, отношения с одноклассниками – это очень важная вещь, от которой зависит чуть ли не вся школьная жизнь!

Если отношения с одноклассниками не заладились – ребенку становится некомфортно в школе и уроки не учатся, потому что мысли заняты не тем. А порой жестокие одноклассники даже могут в прямом смысле этого слова мешать учиться ставшему «белой вороной» ребенку, забирая личные вещи, разрывая тетради с домашними заданиями и т.д. Ребенок может боятся, что его засмеют за слишком плохой ответ или обзовут «ботаником» или «зубрилой» за слишком хороший. Поэтому учеба под оценивающими взглядами одноклассников становится тяжелым испытанием для неокрепшей детской психики.

Ситуация, когда ребенок не хочет учиться по этой причине, усугубляется еще и тем, что дети часто молчат о том, что происходит с ними в школе, боясь, что рассерженные родители пойдут разбираться с обидчиками, после чего насмешки продолжатся с удвоенной силой. Как помочь своему ребенку в этой ситуации? И как вообще узнать об истинных причинах того, что ребенок не хочет учиться?

Во-первых, постарайтесь узнать у ребенка о его отношениях с одноклассниками. Если Вас что-то настораживает – спросите о взаимоотношениях между детьми у классного руководителя. Если Ваши опасения подтвердятся – объясните ребенку, как давать отпор обидчикам. Можно научить его паре-тройке «убойных» выражений, направленных на то, чтобы выставить обидчиков на посмешище у их же приятелей. Конечно, мы не призываем Вас учить ребенка нецензурной брани, ведь можно придумать колкие ответы на те или иные издевательские выражения обидчиков, состоящие из вполне приличных слов. Главное – ни в коем случае не идите разбираться с одноклассниками Вашего ребенка самостоятельно, если не хотите сделать ему хуже!

Если ребенок не хочет учиться – родителям нужно понять самую главную вещь. Вернуть ребенку желание учиться в Ваших руках! Ведь, как правило, в том, что ребенок не хочет учиться, виноваты его родители: где-то слишком сильно нажали, где-то недосмотрели, где-то лишний раз не похвалили. Поэтому, выяснив причины нежелания ребенка учиться, начинайте принимать необходимые меры. В этом случае уже очень скоро Вы сможете с гордостью рассказывать окружающим об успехах своего чада!

Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.

Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.

Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой - задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.

Светлана Месникович

кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip - фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов. На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?

Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, - низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:

  • мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
  • коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
  • эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).

Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные , которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.

Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:

Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»

Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.

Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).

Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.

Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.

  • Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
  • Упражнение-игра «Назови одним словом» : дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
  • Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий» . На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй - удочка и собачка. Что подберем? Опыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители - неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ - собачка.
  • Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.

Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.

Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.

Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.

Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.

Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.

Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!

Создание ситуации успеха - лучший способ повысить мотивацию!

Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?

Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик» .

Взрослый - детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».

Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.

Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.

Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».

Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?

Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?

2-4 класс

Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.

Причинами снижения мотивации могут быть:

  • непонимание учебного материала по отдельным предметам,
  • скука («все ясно»),
  • негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
  • неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).

Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.

А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?

Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно - за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.

Что делать, если ребенку скучно на уроках:

  1. Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
  2. Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
  3. Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий - план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.

Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?

Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.

Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?

Режим дня

Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.

Школьники средних классов

5-9 классы

Причины
, по которым подросток не хочет учиться:

  • чувство взрослости,
  • сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
  • важность мнения сверстников.

Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.

Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.

В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):

  1. чтобы получить хорошее образование,
  2. чтобы получать хорошие оценки,
  3. чтобы получить аттестат,
  4. чтобы иметь в будущем хорошую работу,
  5. чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
  6. чтобы узнавать новое, неизвестное,
  7. чтобы стать состоявшимся человеком,
  8. чтобы вместе с друзьями получать новые знания.

Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.

Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).

Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):

  • мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
  • стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
  • не хочется рано вставать на занятия,
  • лень либо усталость,
  • сложно усваивать учебный материал,
  • взрослые слишком давят, заставляя учиться,
  • низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
  • домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).
  • вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
  • учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
  • учите ребенка организовывать свое время,
  • помогайте вырабатывать силу воли.
  • дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
  • расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
  • содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).

Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.

Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.

Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.

Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания - все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.

  • показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
  • поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
  • помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
  • не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
  • научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
  • будьте примером в стремлении учиться и развиваться.

10-11 классы

Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.

Причины снижения мотивации:

  • страх перед будущим,
  • давление родителей на жизненный выбор школьника.
  • поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.

Чего делать нельзя?

Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:

  1. Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
  2. Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
  3. Требовать от него совершенства и безупречности.

Никогда не опускайте руки!

Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.

Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.

Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды - Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.

Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок - это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные - это не столь важно. Главное - их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, - это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: "Как так, не хочет учиться? Да я ему...". Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба - это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции - это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба - это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: "Это же так интересно!". Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба - это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более "сильный" класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети - это не взрослые. У них понятие "надо" еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с "коллегами" по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину "ссоры", а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог "не сошлись характерами". Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Потребности

Современные дети не хотят учиться - такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления - прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры - вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания - это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, - не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих "прелестей" современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой - это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение - это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа - "величина" непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек "перегорает". Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться - это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться "отбивает" нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление - процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя - это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется "выдержка", он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они "съезжают" по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой - нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не "наседать" на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно "подогревать" интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например - закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное - всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и "ремень" - вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину - меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все "вертится" вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей - это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань - это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет "оболтус".



Рассказать друзьям