Если у ребенка проблемы с одноклассниками. Как наладить отношения с одноклассниками: решение проблем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если вы замечаете, что ребенок регулярно возвращается из школы подавленным, ищет причины туда не ходить, избегает разговоров об одноклассниках, плачет без особой на то причины и чувствует себя одиноким – скорее всего, ему трудно влиться в школьный коллектив сверстников.

Дети-изгои: истоки проблемы

Родные люди подают малышу модель взаимодействия в обществе. Замкнутые и необщительные родители, скорее всего, приведут в школу ребенка с таким же характером, который в коллективе станет одиночкой и жертвой нападков. Противоположная, но не менее опасная ситуация – семейная гиперопека, убеждение ребенка в его исключительности и превосходстве над сверстниками. Попавших в школьный коллектив «зазнаек» быстро возвращают с небес на землю, делая их изгоями в классе.

Провокатором негативного отношения сверстников к ребенку может стать по той или иной причине невзлюбивший его учитель. Для этого «педагогу» вовсе необязательно опускаться до прямых оскорблений– достаточно постоянно называть ученика лишь по фамилии, чаще наказывать и никогда не хвалить. Пренебрежительное отношение взрослого быстро передастся детскому коллективу, особенно если речь идет о младших школьниках. В результате и ходить в школу.

Типичные ошибки отвергаемых детей

Детские нападки на сверстников длятся до тех пор, пока «жертва» дает повод и подогревает интерес. Издевающихся над ребенком одноклассников может забавлять его слишком эмоциональная и не совсем адекватная реакция на нападки. Отвергаемых детей следует учить сдерживать свои чувства, управлять эмоциями, правильно оценивать смысл слов и поступков окружающих. Остудить пыл нападающих можно, выдав реакцию, которой они не ожидают – к примеру, рассмеявшись в ответ на дразнилку или отреагировав на нее с абсолютным равнодушием.

Второй тактической ошибкой детей-изгоев является их огромная привязанность к одноклассникам и взрослым, проявляющим хотя бы малейшую по отношению к ним симпатию. Такой привязанностью недобросовестные сверстники могут просто-напросто пользоваться («Я погуляю с тобой после уроков, а ты мне дашь списать домашнее задание»), а действительно симпатизирующие ребенку – перейти во вражеский стан, избегая чрезмерной навязчивости ищущей поддержки «жертвы».

Помощь взрослых

Родители могут помочь своему ребенку наладить отношения с одноклассниками, однако действовать напрямую, отправляясь в школу на шумные «разборки» с детьми и учителями в большинстве случаев не стоит. Непосредственное вмешательство родителей необходимо лишь в той ситуации, когда конфликт ставит под угрозу физическое или психологическое здоровье ребенка.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками за пределами школы – устраивайте детские праздники, совместные походы, придумывайте общие дела. Не забирайте малыша из школы сразу после окончания занятий, позвольте ему порезвиться на площадке вместе с другими детьми – это важный этап социализации. Помогите ребенку выстроить дружеские отношения с симпатичным ему одноклассником – наличие хотя бы одной взаимной симпатии значительно облегчит адаптацию к школьному коллективу.

Не совсем хорошо. Конечно, прекрасно, что у ребенка доверительные отношения с родителями и ему хватает их общества. Однако он обязательно должен научиться общаться и со сверстниками, иначе во взрослой жизни его могут подстерегать серьезные проблемы: ему будет очень сложно привыкать к коллективам, неумение находить общий язык с людьми может серьезно повлиять на его личную жизнь и профессиональные успехи, лишить его шанса в достижении карьерных высот.

Есть ли изначально вина родителей в том, что их сын или дочь ни с кем не дружит?

Вовсе не обязательно. Есть дети, которые в силу своего характера абсолютно не стремятся к общению. Родители нисколько не ограждают их от сверстников, наоборот, были бы рады, если бы их ребенок с кем-то дружил: приглашал своих товарищей в гости, ходил к ним.

Однако встречаются и другие семьи, дом которых закрыт для гостей. Детям же дается установка на то, что хороших друзей просто не может быть: обманут, предадут, ничего не сделают бескорыстно! Иногда говорится все это не прямолинейно, а достаточно завуалированно. Например, вроде бы родители и не против дружбы своего сына или дочери с тем или иным ребенком, но у последнего всегда находятся какие-то отрицательные черты: либо он просто хуже учится, либо не так хорошо ведет себя, либо его родители ниже по социальному статусу, то есть можно общаться, но особой пользы от этого общения их любимому чаду не будет. Дети очень тонкие психологи: они прекрасно улавливают мысли родителей и стараются не идти наперекор их воле, иногда даже подыгрывают взрослым, то и дело сообщая им о тех или иных промахах своих товарищей по школе.

Если родители никогда не ограничивали ребенка в общении с другими детьми, не препятствовали тому, чтобы его школьные товарищи бывали у них дома, не обсуждали в его присутствии недостатки других ребят или их родителей, значит, их вины в том, что у сына или дочери не получается «дружить», нет!

В чем может быть виноват сам ребенок?

Детский коллектив часто суров и даже жесток, но, надо признать, в какой-то степени справедлив. Каких товарищей не любят дети? Тех, кто ведет себя высокомерно, агрессивно, жадничает, по каждому поводу жалуется родителям, ябедничает учителям. Достаточно одной какой-то отрицательной черты, чтобы ребята отвернулись от одноклассника. И еще дети не любят грязнуль. Пусть им самим родители постоянно напоминают о том, что нужно мыться, быть опрятными в одежде – к чужим слабостям они нетерпимы!

Как помочь ребенку найти общий язык с другими детьми?

Сначала нужно выяснить причину, почему в классе нет детей, которые бы ему симпатизировали. Как это сделать? Во-первых, внимательно выслушать самого ребенка, заставить его рассказать правду. Пусть он подробно расскажет, как к нему относятся одноклассники и как он отвечает им. Во-вторых, обязательно поговорить с учителями, конкретно задать им вопрос: замечали ли они, что ребенок не находит общий язык с товарищами? Что, по их мнению, может быть причиной такой изолированности от коллектива. В-третьих, набраться смелости и выслушать самих детей: в начальных и средних класса ребята еще достаточно открыты, лукавить они не умеют, могут немного преувеличить проблему, но, в целом, из их ответов картина должна проясниться.

Помощь должна быть корректной!

Пытаясь помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников, родители должны быть предельно тактичны: грубое вмешательство в личное пространство сына или дочери чревато последствиями, даже если они еще совсем дети. Как это сделать так, чтобы ребенок не обиделся, не замкнулся? Конкретный совет дать нельзя: родители должны сами чувствовать, когда и в какой момент можно завести с ребенком разговор о его проблемах, уметь находить подходящие слова.

Если же придется обращаться к третьим лицам – учителям или одноклассникам ребенка, то и это сделать максимально деликатно по отношению к последнему. Попросить учителя сохранить разговор втайне от сына или дочери; поговорить не со всеми детьми, а с наиболее доброжелательными, ответственными, самостоятельными – теми, чье мнение будет достаточно объективным. К кому именно из детей обратиться, опять же может подсказать учитель.

К беседе с одноклассниками тоже нужно подготовиться. Не стоит задавать такие слишком прямолинейные вопросы: «Почему вы не любите моего ребенка? Что он сделал вам плохого?» Можно начать разговор с нейтральных тем: «Какие уроки вам больше нравятся? Кем хотите стать?» И уже только потом, когда дети разговорятся, пошутить: «Что-то никто не приходит к нам в гости?» Или опять же полушутя спросить: «Мой сын (или дочь) никого не обижает в классе?»

Школьная жизнь – это незабываемый период в жизни людей. Однако многие из них сталкивались с некоторыми проблемами, обучаясь в школе. Это вполне естественно для каждого человека.

Основные проблемы в школе

Зачастую основными проблемами, с которыми сталкиваются дети в школе, является неумение находить общий язык с другими детьми, а также неуспеваемость.

Иногда неумение найти общий язык является еще большей проблемой, нежели неуспеваемость, ведь школу надо расценивать не только место, где дети приобретают знание, но и как основное место их социализации.

Такие проблемы часто негативно влияют на психику ребенка: он может стать раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Именно из-за подобных проблем, ребенок отказывается посещать школу, что часто порождает конфликты с родителями.

Неуспеваемость, ее причины

Школьная неуспеваемость – это низкий уровень знаний у ребенка. Очень часто дети не могут усвоить в полной мере тот учебный материал, который преподают в школе. Школьная неуспеваемость зачастую вызвана такими причинами:

Плохая подготовка к школе. Если ребенок до школы не умел писать и читать, появляется очень большая вероятность его неуспеваемости даже в старших классах;

Недостаточный уровень трудолюбия. Ребенку не интересны школьные дисциплины, он с удовольствием тратит время на другие занятия;

Недостаточно хорошая профессиональная подготовка учителей. Некоторые педагоги не могут заинтересовать ученика, который несколько отстает от других детей в классе.

Сверхактивность. Некоторые дети не умеют концентрировать внимание на уроке. Им интересно все, что их окружает: новая линейка у соседа по парте, разговоры с ребятами, сидящими на другом конце класса, косички впереди сидящей девочки, конфета в портфеле, заботливо положенная мамой.

Такие дети обладают хорошим потенциалом, однако не могут его реализовать в виду своей чрезмерной активности.

Неумение находить общий язык с одноклассниками

Часто дети не имеют школьных друзей, предпринятые ими попытки завести товарищей терпят неудачу. Таким школьникам очень тяжело – ведь они не могут обсудить школьную жизнь с другими детьми, чувствуют себя лишними в социальной группе.

Причиной таких проблем выступают:

Естественная эмоциональная закрытость ребенка;

Смена школы (особенно в переходном возрасте);

Низкая самооценка ребенка (как беспочвенная, так и ввиду социальных факторов).

Очень часто проблемы в общении с одноклассниками распространяются и на внешкольную жизнь. Дети мало общаются со своими дворовыми друзьями, соседскими ребятами.

Таким детям желательно стать более открытыми, стараться учувствовать во внеклассной жизни одноклассников или в школьной самодеятельности.

«В моей практике случаи активной травли в школе встречались нечасто: все-таки для того чтобы возникла такая ситуация, должно совпасть сразу несколько факторов – наличие в классе агрессоров и их жертв, попустительство классного руководителя, молчаливое наблюдение остальных учеников, – рассказывает детский психолог Светлана Пронина. – Зачинщиками травли бывают 1-2 человека, причем это могут быть и мальчики, и девочки. Девочки чаще устраивают бойкоты, подговаривают не общаться с теми, кто вызывает у них неприязнь, а мальчики могут активно преследовать своих жертв, применять физические меры воздействия, обзываться, портить вещи. Безусловно, на роль «жертвы» подходит далеко не каждый ребенок. Был случай, когда один и тот же мальчик вызывал острую неприязнь одноклассников в трех совершенно разных коллективах – родители его трижды переводили из школы в школу, и в каждой у него возникали серьезные конфликты с соучениками. Проблему удалось решить только после длительной работы не только с классом и преподавателем, но и с самим мальчиком».

Если у ребенка возникли проблемы с одноклассниками, нужно действовать. Очень важно заметить проблему в начале ее развития, и наладить контакт со всеми заинтересованными лицами для ее решения.

Итак, по каким признакам родители могут заметить, что у ребенка проблемы с одноклассниками:

1. Скрытность и замкнутость . Ребенок стал замкнутым, необщительным, не рассказывает ничего о своей школьной жизни. Особенно такое поведение должно насторожить родителей, если раньше он часто рассказывал о школе и охотно отвечал на ваши вопросы о ней.

2. Постоянная агрессия . Если ребенок стал агрессивным, негативно реагирует на вопросы родителей о школе, ругает учителей и одноклассников и постоянно их в чем-то обвиняет – это очень серьезный повод для беспокойства.

3. Ваш ребенок не общается с одноклассниками по телефону . Обратите внимание на то, как часто вашему ребенку звонят его одноклассники и как часто им звонит он сам.

4. Ребенка не зовут в гости одноклассники и сами к нему не приходят . Это тоже может быть признаком неблагополучных отношений в классе.

5. Нежелание участвовать во внешкольных совместных мероприятиях . Если весь класс собирается в поход или в кино, а ваш ребенок отказывается участвовать, обязательно обратите на это внимание – особенно если это стало нормой.

6. Прогулы . Иногда причиной частых прогулов может быть конфликт с одноклассниками. Если вы узнали о том, что ребенок стал пропускать уроки, не спешите его ругать, а постарайтесь разобраться в причинах.

7. Ребенок часто жалуется на конфликты в классе . Такие жалобы ни в коем случае не стоит оставлять без внимания, ожидая, что все наладится само собой. Обращайтесь к учителю, проконсультируйтесь со школьным психологом, если не знаете, как самостоятельно справиться с этой проблемой.

По статистике, не менее четверти учащихся в той или иной степени участвуют в конфликтах в течение всей своей школьной жизни. В начальной школе, впрочем, такие конфликты – большая редкость, в старших классах – тоже, т.к. дети в целом уже умеют налаживать социальные связи и решать свои проблемы с одноклассниками за пределами школы. Чаще всего на неудачные отношения с соучениками жалуются учащиеся средних классов.

Итак, что же нужно сделать в первую очередь, если у вас появились подозрения на то, что у вашего ребенка не все благополучно в отношениях с одноклассниками?

«Во-первых, необходимо сказать ребенку, что вы на его стороне, и очень постараетесь ему помочь, – советует психолог Светлана Пронина. – Расспросите, что именно беспокоит его сильнее всего, постарайтесь узнать, в чем он сам видит причину конфликта. Подскажите ребенку, как лично вы видите проблему со стороны, и какое ее решение вам кажется самым приемлемым. Во-вторых, постарайтесь обсудить проблему с классным руководителем, так как зачастую он обладает более полной информацией о причинах конфликта и его течении. Третий шаг – обращение за помощью к детскому психологу. Школьный психолог, работающий в основном именно с такими проблемами, проведет тестирование, все необходимые собеседования с учащимися, и подскажет наиболее оптимальные пути к разрешению конфликта. Возможно, к обсуждению проблемы стоит привлечь и родителей других учеников, если они вовлечены в конфликт. Вместе с учителем и психологом выработайте план совместных действий, и придерживайтесь его в дальнейшем вместе с ребенком».

Даже среди первоклашек есть разделение на популярных и непопулярных одноклассников.

Хорошо, если ребенка просто игнорируют или терпят, но гораздо хуже, если нелюбовь проявляется с и насмешками.

Есть дети, которых такая ситуация совершенно не беспокоит - они живут в своем замкнутом мире, но есть такие школьники, которые сильно страдают от невозможности изменить положение вещей.

Повлиять на ситуацию можно в младшей школе , когда общение между сверстниками проходит пока еще на уровне совместных игр, и состав постоянных групп (кругов друзей) еще неясен. В этом возрасте дети прислушиваются ко взрослым, к мнению родителей и учителей, ждут от них поддержки и помощи.

Если к старшим классам скорректировать коммуникативные проблемы ребенка не удастся, то же самое ждет его и в студенческих, и в рабочих коллективах.

Основные причины недружелюбности:

  • физические дефекты или особенности внешности;
  • низкий интеллектуальный уровень, отставание в учебе;
  • одаренность ребенка;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение гигиенических норм;
  • застенчивость или, наоборот, навязчивое стремление к ;
  • ребенок ябедничает, стараясь привлечь внимание;
  • низкий достаток родителей;
  • гиперопека родителей;
  • переход ребенка в другую школу или другой класс;
  • этнические и национальные отличия.

Наталья Григоренко, психолог : «Довольно сложно выделить четкие причины непопулярности ребенка в школе. Общение между людьми в каждом коллективе - разное. Чтобы выяснить истинную причину и помочь школьнику, нужно пообщаться с ним лично. Конечно, многое зависит от коллектива, правильного поведения взрослых, в частности, родителей. Ни в коем случае нельзя бросать ребенка одного в такой сложной ситуации» .

Чтобы выявить истинные причины непопулярности своего ребенка, разговаривайте с ним как можно больше . Не о конкретной проблеме, а просто ни о чем и обо всём. Поговорите о том, как дела в школе, может, мимоходом всплывет информация о взаимоотношениях в классе, о зарождающихся проблемах. Проанализируйте поведение ребенка в будни и в выходные дни.

О проблемах в общении с одноклассниками могут говорить такие «сигналы» :

  • одноклассники звонят крайне редко либо не звонят вообще;
  • ребенок сам не звонит им или делает это очень редко;
  • не рассказывает об одноклассниках;
  • ребенка не зовут на вечеринки или дни рождения;
  • он сам не знает, кого позвать на свой День рожденья;
  • постоянно ищет предлоги, чтобы не ходить в школу;
  • сидит дома по выходным или гуляет только с родными;
  • не участвует в школьных мероприятиях.

Что делать?

Важно, чтобы ребенок не сломался за то время, пока он будет оставаться отвергнутым: не озлобился, не замкнулся и не опустил руки.

Коммуникативные проблемы . Учите ребенка рассказывать о себе, своих увлечениях, интересоваться желаниями и стремлениями других людей. Объясните, как поддерживать разговор. Поощряйте его желание звонить сверстникам, но предварительно обсудите, что он хочет сказать. Проговорив и осмыслив информацию, ваш младшеклассник будет чувствовать себя более спокойно во время телефонного разговора.

Если ребенок застенчив . Поговорите с учителем, чтобы он включал вашего школьника в совместную внешкольную (или школьную) деятельность. При этом важно создавать ситуацию . Такой ход поможет ребенку почувствовать себя более уверенно.

Сложности в общении могут появиться и у детей, которые навязчиво стремятся к лидерству . Научите ребенка выражать свои желания, потребности, чувства. Объясните, что это поможет окружающим понять их и более адекватно на них реагировать.

Неуспеваемость в школе тоже влияет на отношение одноклассников. У всех детей разные способности, и требовать от каждого быть отличником - по крайней мере, глупо. Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным, найдите ему , где он сможет реализоваться. Поощряйте новые увлечения своего ученика, предлагайте новые варианты. Помогите ему найти себя.

Физические недостатки или особенности внешности . Здесь нужно сразу действовать! Когда дефект нельзя устранить сразу, компенсируйте его физически или психологически. Очень полный ребенок пусть сядет на диету и займется спортом, а слабый и худенький - усилит физические нагрузки. Если проблем с нет, то очень скоро сверстники перестанут замечать внешние недостатки у веселого и доброго друга.

Низкий достаток родителей . Если в классе устоялось мнение, что положение человека определяется его материальным достатком, то ребенку будет сложно донести, что это не самое главное в жизни. Ему же хочется быть, как все6 дорого одеваться, иметь дорогой гаджет и т.д. При выборе одежды легко можно слукавить: выбирать вещи того же стиля, но менее популярных брендов: выглядеть школьник будет не хуже. Научите ребенка копить деньги на желаемую вещь, объясните ему ценность заработанных денег.

Переход в другую школу или класс . Часто резкая смена коллектива сопровождается . Но сейчас ребенку нужно абстрагироваться: присмотреться к созданным в коллективе группам, выбрать похожие увлечения, взгляды, интересы. Ему нужно быть активным, но не навязчивым, включаться в совместную деятельность, ведь одноклассникам нужно узнать о новичке как можно больше.

Наталья Григоренко, психолог : «Если в детском саду или в другой школе проблем с коммуникацией с одноклассниками не было, то в новом классе появились некие обстоятельства, которые провоцируют защитные механизмы ребенка. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе, пусть рисует картинки на тему «Моя школа», «Мой класс», «Мои школьные друзья», «Моя первая учительница», «Мой лучший друг», «Я и класс» и т.д. Конечно, не всё сразу, а постепенно. Расспрашивайте, что он нарисовал, кого изобразил черным, коричневым или серым цветом, какого размера, в какой части листа. Рисунки покажут Вам проблему».

Конечно, причин не складывающихся отношений в классе может быть гораздо больше. Но вам главное - поверить в своего ребенка, разговаривать с ним как можно больше о его жизни и возможных проблемах. Помогите ему найти друзей, ведь поддержка родных и сверстников - это важная составляющая социальной адаптации.

Будьте внимательны к своему ребенку. Успехов!



Рассказать друзьям