Физическое и психическое развитие недоношенных. Как развивается недоношенный ребенок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Недоношенным считается ребенок, родившийся на 37 неделе беременности и ранее. Чаще всего причиной преждевременных родов бывает инфекция, болезнь матери или патология плаценты. Это также сказывается на здоровье малыша, поэтому к уходу за таким ребенком нужно относиться с особым вниманием. Все дети, родившиеся раньше срока, делятся на группы в зависимости от массы тела:

  • Экстремально низкий вес: менее 1000 г
  • Очень низкий вес: от 1000г до 1500г
  • Низкий вес: от 1500 до 2500г (чаще на 34-37 неделе)

Как оценивать возраст недоношенных малышей?

Возраст преждевременно родившегося малыша оценивается так же, как и у родившегося в срок. То есть от первого дня с рождения. Но для оценки психомоторного развития недоношенного ребенка по месяцам используют так называемые поправки на недоношенность. Например, годовалый малыш, рожденный на 3 месяца раньше срока (в 28 недель), будет оцениваться как 9-месячный ребенок. Требования по психическому и физическому развитию будут предъявляться к нему именно по возрасту 9 месяцев, а не 12. Такую систему используют до достижения ребенком возраста 2 лет.

Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

Дыхательные расстройства

  • Респираторный дистресс-синдром
  • Врожденная пневмония
  • Недоразвитие легких
  • Периодические остановки дыхания (апноэ)

Незрелость дыхательной системы при недоношенности – частое явление. Отсутствие сурфактанта — специального вещества, выстилающего легкие — приводит к слипанию и невозможности сделать вдох. Дети легче 1000 г в принципе не способны дышать самостоятельно после родов и требуют подключения к ИВЛ. Нередко у малышей случаются эпизоды апноэ – длительные перерывы в дыхании. Проходят они обычно к возрасту, равному 36 неделям беременности, а до этого требуют усиленного контроля.

Изменения крови

  • Анемия
  • Желтуха
  • Кровоизлияния в кожу, печень, надпочечники
  • Дефицит витамина К

Обычная желтуха новорожденных, связанная с распадом плодового гемоглобина, протекает у недоношенных чуть дольше. Максимум приходится на 5 сутки, к 10 дню в норме желтушность кожи исчезает. Если это состояние физиологичное, то оно не представляет для малыша опасности. Если уровень вызывающего желтуху билирубина превышает допустимое значение, то возникает риск поражения мозга. В таких случаях врачи используют фототерапию.

Еще одна частая проблема «поторопившихся» малышей – это анемия. Она развивается в возрасте 1-3 месяца. Проявления ее многообразны: бледность, плохая прибавка веса, пониженная активность, нарушение работы сердца. В некоторых тяжелых случаях детям требуется переливание крови. Но большинству новорожденных достаточно давать препараты железа до 1-1,5 лет.

Желудочно-кишечные патологии

  • Дискинезии
  • Некротический энтероколит

Одно из самых опасных и стремительных состояний маловесных недоношенных детей — некротический энтероколит. В основе его лежит отмирание части кишки с воспаление брюшины. Чаще всего болезнь развивается в первые 2 недели жизни, проявляясь кровью в стуле и общим ухудшением состояния. В зависимости от объема отмершей кишки исход может быть разным. При обширном некрозе требуется удаление этой части кишечника, что сопряжено с высокой смертностью и проблемами со здоровьем в будущем. Легкие случаи не вызывают серьезных осложнений.

Проблемы нервной системы

  • Внутрижелудочковые кровоизлияния (в мозг)
  • Гипоксически-ишемические поражения мозга
  • Судороги
  • Патология сетчатки глаз
  • Глухота
  • Слабость мышц

Незрелость кровеносных сосудов у «ранних» детей приводит к повышенному риску кровоизлияний в мозг. Этот риск тем выше, чем ниже масса тела при рождении. Большая часть таких кровотечений происходит в первые несколько суток жизни. Ребенок становится вялым, как «тряпичная кукла», сонным, возникают остановки дыхания даже коматозные состояния. Для диагностики используют УЗИ мозга, при необходимости – компьютерную томографию. Лечение возможно только симптоматическое. Прогнозы при кровоизлиянии варьируют от летального исхода и тяжелых поражений мозга до легкой задержки развития или полного выздоровления.

Кислородное голодание при недоношенности также оказывает на мозг пагубное влияние. В зависимости от времени и тяжести гипоксии итогом может стать ДЦП, слабоумие, легкая задержка психомоторного развития или полное отсутствие последствий.

Нарушения сердечно-сосудистой системы

  • Функционирующий артериальный проток
  • Нестабильность артериального давления

Другие проблемы

  • Склонность к низкой температуре тела
  • Уязвимость перед инфекциями
  • Отеки

Поддержание температурного режима

Сразу после рождения для недоношенного малыша с низкой массой тела создают специальные условия. Их помещают в кувезы, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Доказано, что выживаемость таких детей повышается, если им не приходится тратить свои силы на согревание. Обычно выписка домой происходит после достижения ребенком определенного веса и, соответственно, способности регулировать температуру. Но все равно в комнате, где будет находиться малыш, должно быть комфортно: не жарко и не холодно, а влажность воздуха должна достигать 60%.

Питание новорожденных

Чем раньше родился малыш, тем больше вероятность, что первое время он не сможет сосать молоко самостоятельно. Если у недоношенных детей с экстремально низкой массой тела случаются операции на кишечнике, инфекция с диареей и рвотой, то единственный выход подержать организм – парентеральное питание. В таких случаях все необходимые вещества вводят ребенку через вену. После улучшения начинают кормление грудным молоком через зонд. Когда ребенок достаточно окрепнет, научиться координировать сосательные движения, наступает черед соски или даже прикладывания к груди. Объемы молока должны контролироваться, чтобы избежать срыгивания излишков и попадания их в легкие. Частота кормлений обычно составляет 8-10 раз в сутки. Если малыш «расходует» за день 6-8 подгузников, значит молока ему хватает.

Грудное вскармливание

Важность грудного вскармливания для детей, родившихся раньше срока, невозможно переоценить. Защитные антитела и легкоусвояемые белки, содержащиеся в молозиве и молоке, помогают детям окрепнуть и противостоять инфекциям. Но так как потребность в некоторых элементах и витаминах у таких малышей больше, чем у здоровых, то приходится добавлять их в рацион ребенка дополнительно.

Молочные смеси

При невозможности грудного вскармливания по разным причинам в связи с незрелостью пищеварительного тракта, частыми срыгиваниями и особыми потребностями недоношенных детей кормят специальными смесями:

  • Беллакт ПРЕ
  • Нутрилак Пре
  • Пре Нан
  • Пре-Нутрилон
  • Симилак NeoSure
  • Симилак SpecialCare
  • Фрисопре
  • Хумана 0-НА жидкая

Прикорм для недоношенных малышей

Введение прикорма также имеет свои особенности. Если обычным малышам рекомендовано вводить овощи или каши с 6 месяцев, то для детишек от преждевременных родов учитывают поправку на недоношенность. То есть родившемуся на 1,5 месяца раньше срока ребенку вводят прикорм в 7,5 месяцев от рождения. Но нет необходимости соблюдать эти сроки с точностью до недели. Гораздо важнее ориентироваться на готовность и желание малыша пробовать новую еду (см. ).

Признаки готовности к прикорму:

  • Стихание рефлекса выталкивания (малыш не выталкивает язычком любой предмет, попавший в рот)
  • Утроение веса с момента рождения (тогда как для родившихся в срок достаточно удвоения)
  • Недостаточность грудного вскармливания
  • Активный интерес к пище взрослых

Остальные правила прикорма аналогичны таковым при рождении в срок. Начинают введение новых продуктов с каш (если вес набирается плохо) или овощей (если с весом все в порядке).

Кальций и витамин D

Малыши, родившиеся с низкой и экстремально низкой массой тела, подвержены и витамин D в крови. Результатом может стать рахит, остеопороз и патологические переломы. Для профилактики таких состояний детям назначают препараты витамин D (Аквадетрим в дозе 300-500 МЕ в день), а зачастую и кальция с фосфором.

Симптомы дефицита витамина D:

  • рахитические четки (утолщения на ребрах, похожие на овальные четки)
  • маленькие прибавки веса
  • снижение кальция в крови
  • искривление ног

Препараты железа

Почти всем недоношенным детям рекомендуют давать препараты железа (Актиферрин, Феррум-лек и другие) до достижения ими 1-1,5 лет. Дозировка рассчитывается по формуле: 2мг препарата на каждый килограмм. Количество железа может быть скорректировано врачом в зависимости от состояния малыша.

Вес ребенка

Если малыш не имеет серьезных проблем со здоровьем, то по достижении веса 1800-2000г его могут выписать домой. Лучше всего заранее приобрести весы для новорожденных, чтобы контролировать прибавки массы один раз в 1-2 недели (но не каждый день). В среднем ежедневный прирост веса должен составлять 15-30г на кг в день. Особенно важно это для детей, плохо берущих грудь. В случае нормального питания низкие прибавки могут говорить об анемии или проблемах с пищеварением. По мере взросления малыша еженедельные прибавки снижаются.

График веса, роста и окружности головы

Возраст в графике отсчитывается в неделях от зачатия (до 40 недель), а затем от рождения в месяцах, как и у детей, рожденных в срок. Жирной черной чертой указано среднее значение. Темная область вокруг черты – приближенные к среднему значения. Штрихпунктиром обозначены границы нормы. Но даже при выходе за эти границы нужно учитывать индивидуальные данные ребенка: его состояние здоровья, особенности питания и мнение врача.

Сон младенца

Общая длительность сна недоношенного малыша больше, чем у родившегося в срок. Но при этом «ранний» ребенок более чувствителен к внешним воздействиям, поэтому часто просыпается. Важно, что после ярко освещенной палаты интенсивной терапии и шума медицинских приборов ребенок несколько недель может реагировать на домашнюю темноту и тишину. Поэтому первое время после выписки бывает полезно включать тихую спокойную музыку и оставлять приглушенный свет на ночь, чтобы малыш адаптировался постепенно.

Самой лучшей позицией для сна ребенка является положение на спине. У недоношенных детей риск возникновения апноэ выше, они менее чувствительны к снижению уровня кислорода. Поэтому сон на животе может привести к синдрому внезапной детской смерти. По этой же причине кроватка младенца должна быть в меру жесткой, без объемных одеял и игрушек.

Сейчас в продаже появились специальные люльки и коконы для таких особых новорожденных. Многие родители отмечают, что сон малышей в таких кроватках крепче. Но при этом не проводилось никаких исследований о безопасности подобных коконов, поэтому специалисты редко рекомендуют их покупать.

Когда выписывают из отделения недоношенных?

  • Ребенок должен быть приложен к груди/переведен на вскармливание через соску
  • Прибавка массы в сутки должна быть не менее 10-30г
  • Малыш должен достаточно хорошо удерживать тепло, лежа в кроватке
  • Не должно быть эпизодов остановки или резкого замедления дыхания
  • Кормление через вену к моменту выписки должно быть прекращено
  • Перед выпиской должны состояться проверки зрения и слуха
  • Масса малыша должна быть 1800 грамм и выше.

Прогноз для новорожденных

Благодаря современным методам детской интенсивной терапии выживаемость недоношенных детей с массой от 1,5 до 2,5 кг превышает 95%. Если у них не сопутствующих пороков развития и тяжелого поражения мозга, то к 2 годам они по всем параметрам догоняют сверстников, родившихся вовремя. При тяжелой сопутствующей патологии может быть задержка развития различной степени.

Чем раньше родился ребенок, и чем меньше его масса, тем ниже шансы на выживание и выздоровление. Так, рождение в 22 недели беременности приближает шансы выжить к 0. В 23 недели они поднимаются до 15 %. В 24 недели выживает половина новорожденных, в 25 недель – 70%.

Возможные отдаленные последствия экстремально низкой массы при рождении:

  • Слабоумие
  • Эпилепсия
  • Расстройства слуха и (от близорукости до полной слепоты и глухоты)
  • Частые пневмонии
  • Печеночная и почечная недостаточность
  • Анемия, дефицит витаминов, задержка роста
  • Низкая успеваемость в школе
  • Сниженная социальная адаптация

Все вышеперечисленные отдаленные последствия у недоношенных детей встречаются в основном при крайне низкой массе – менее 800г. Но при грамотной терапии и внимательном уходе родителей есть шансы избежать этих последствий.

Прививки у недоношенных детей

Существует распространенное мнение, что преждевременно родившиеся малыши имеют «медотвод» от прививок в связи со слабым иммунитетом. Но специалисты по всему миру сходятся во мнении, что именно высокая восприимчивость к инфекционным болезням делает таких детей первыми кандидатами на вакцинацию. Потому как риск погибнуть от банальной кори, дифтерии, коклюша и других болезней высок именно при преждевременных родах (см. ).

Первой вакциной, получаемой детьми, является прививка от гепатита B. Е обычно делают в первые сутки после рождения. Ведь таким детям часто требуются операции, переливания крови и другие факторы риска передачи гепатита. У малышей с чрезвычайно низкой массой тела есть смысл выждать до 30 дней, потому как оптимальный ответ на прививку происходит при массе 2 кг и более.

При отсутствии серьезных проблем со здоровьем (врожденный иммунодефицит, прогрессирующее заболевание мозга) остальные прививки также делают по общему графику. Коклюшный компонент желательно выбирать бесклеточный (вакцины Пентаксим, Инфанрикс).

  • Маловесные дети, родившиеся преждевременно, быстрее набирают вес и крепнут при контакте с матерью. В отделениях, где лежат такие дети, разрешаются посещения родителей, так как то благотворно сказывается на самочувствии малышей.
  • Недоношенные малыши чаще, чем доношенные, становятся левшами или одинаково пользуются обеими руками
  • и гипоксия в родах(кислородное голодание) более характерна для родившихся на 34-37 неделе. Рожденные в сроке 25-34 неделе лучше ее переносят, хотя отдаленные последствия у них хуже.

Частые вопросы

Мальчик, 1,5 месяца, вес 1800г, родился на 35 неделе с задержкой роста, весом 1300г. Не получается добиться ежедневного стула, даже со слабительными. Обычно стул бывает раз в 2-3 дня. Что можно сделать?

Частота стула один раз в 2-3 дня совершенно нормальна для любого новорожденного. Главное, чтобы он был мягкой консистенции и не причинял беспокойства ребенку.

6-месячный недоношенный ребенок плохо набирает вес, может вообще не набрать за целую неделю. Как заставить ребенка есть?

В таком возрасте важны не еженедельные прибавки, а тенденция веса. Нужно отметить на графике кривую возраста в месяцах и массы тела, сравнить ее с нормальной (указана в статье). Если график идет по нарастающей, то с прибавками все в порядке. Заставлять есть малыша нельзя ни в коем случае.

Дочка родилась на 33 неделе, весом 1700г. Сейчас ей 2,5 года, догнала ровесников по физическому и психомоторному развитию. Проблемы начались с походом в садик. Практически постоянно болеет, через каждую неделю. Есть ли смысл отложить посещение садика, ведь ребенок родился раньше срока?

Практически все дети начинают активно болеть ОРВИ в первый год в саду. Это никак не связано с недоношенностью. Если ребенок не против посещать дошкольное учреждение, а у родителей есть возможность часто брать больничный, то ходить в садик можно.

Психомоторное развитие ребенка

Чем раньше рождается ребенок, тем выше его риски неврологических осложнений. Поэтому важно найти грамотного специалиста, который будет периодически оценивать развитие малыша и давать правильные рекомендации. Важными этапами являются проверки в 9, 18, 24 и 30 месяцев от рождения.

Многие педиатры пользуются удобным дневником развития от 0 до 3 лет, опубликованном в книге А. М. Казьмина. В этом дневнике указаны критические сроки появления навыков. То есть у большинства детей они появятся раньше, и лишь у 5% позже. Нужно помнить, что сроки для недоношенных детей высчитываются с поправкой (например, малыш, родившийся на месяц раньше срока, должен уметь в полгода то, что умеют 7-месячные дети).

Моторное развитие

Реакция
Лежа на спине, беспорядочно сгибает руки и ноги 1,5 месяца
Лежа на животе, приподнимает голову 2 месяца
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво) 3 месяца
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч) 4 месяца
Когда тянут за ручки, пытается присесть 4,5 месяцев
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо 5 месяцев
Лежа на спине, трогает ручками колени 5,5 месяцев
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок 6 месяцев
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен) 6 месяцев
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны 6 месяцев
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни 7 месяцев
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой 7 месяцев
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие 7,5 месяцев
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки ("ласточка") 8 месяцев
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой 8 месяцев
Стоит с поддержкой за грудь, пытается "пружинить" на ножках (туловище слегка наклонено вперед) 8 месяцев
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище 8,5 месяцев
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад 9 месяцев
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад 9,5 месяцев
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого) 9,5 месяцев
Ползает на животе 9,5 месяцев
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад 10 месяцев
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет 10 месяцев
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону 10 месяцев
Встает на четвереньки из положения сидя 10 месяцев
Встает, держась за опору 11 месяцев
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 месяцев
Садится из положения на четвереньках 11 месяцев
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору 11 месяцев
Ползает на четвереньках 1 год 1 месяц
Переступает боком вдоль мебели (стены) 1 год 1 месяц
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель 1 год 1 месяц
Стоит без опоры несколько секунд 1 год 1 месяц
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги 1 год 1 месяц
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 месяца
Встает с пола без поддержки 1 год 3 месяца
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены 1 год 3 месяца
Присаживается на корточки и играет в этой позе 1 год 6 месяцев
Залезает на диван, кресло 1 год 6 месяцев
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется 1 год 6 месяцев
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 месяцев
Бежит, смотря под ноги 1 год 6 месяцев
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться 2 года
Садится на маленький стульчик 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу 2 года
Ходит задом наперед 2 года

Движения руками

Реакция Приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, подносит ручки ко рту 3 месяца
Захватывает предмет, который касается ладони или пальцев 3 месяца
Смотрит на движения своей руки 3 месяца
Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты 3,5 месяцев
Сводит ручки по средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими 3,5 месяцев
Трясет погремушкой, вложенной в руку 4 месяца
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету, хватает его двумя руками и тянет в рот 4,5 месяцев
Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его 4,5 месяцев
Тянет предмет, находящийся в руке, в рот 5 месяцев
Большую часть времени кисти раскрыты 5 месяцев
Лежа на животе, одной рукой опирается, другой - тянется за игрушкой 5 месяцев
Начинает приспосабливать кисть под форму и размер захватываемого предмета 6 месяцев
Лежа на спине, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее 6 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку 6 месяцев
Тянется к удаленному предмету 7 месяцев
Смотрит на мелкий предмет и пытается его загрести всеми пальцами 7 месяцев
Вращает кистью с удерживаемой игрушкой 7 месяцев
Рассматривает то один предмет, который держит в руках, то другой 8 месяцев
Поднимает предмет двумя руками 8 месяцев
Берет увиденный мелкий предмет тремя-четырьмя пальцами (щепотью) 8 месяцев
Отталкивает мяч в случайном направлении 8 месяцев
Стучит предметом о предмет 9 месяцев
Хлопает в ладоши 9 месяцев
Ощупывает людей и предметы 10 месяцев
Берет мелкий предмет 2 пальцами: большим и боковой поверхностью указательного (неточный "пинцетный захват") 10 месяцев
Взятый предмет не тянет в рот сразу, а сначала манипулирует им (5-10 секунд): трясет, ощупывает, бьет им по чему-либо, рассматривает 11 месяцев
Бросает предметы в игре 11 месяцев
Берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного) - точный "пинцетный захват" 1 год
Разъединяет предметы под контролем зрения (доска с отверстием - колышек, кольцо - стержень и т.п.) 1 год 1 мес
Повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, пытается причесаться расческой, подносит телефонную трубку к уху и т.п.) 1 год 1 мес
Пытается рисовать каракули 1 год 2 месяца
Ставит кубик на кубик 1 год 4 месяца
Соединяет предметы (стержень - кольцо, колпачок - ручка и т.п.) под контролем зрения 1 год 4 месяца
Откручивает маленькие винтовые крышки под контролем зрения 1 год 4 месяца
Разворачивает завернутый в бумагу предмет 1 год 6 месяцев
Ставит 3 кубика друг на друга 1 год 8 месяцев
Переворачивает страницы книги по одной 1 год 8 месяцев
Опускает мелкий предмет в маленькое отверстие 1 год 9 месяцев
Схватывает движущийся предмет (например, мяч) 2 года

Зрение

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Смотрит на источник света. 1 мес
Фиксирует взгляд на лице взрослого. 1 мес
Пытается следить за медленно перемещающимся лицом или ярким предметом на расстоянии 20-40 см. 1 мес
Фиксирует устойчиво взгляд на глазах взрослого. 1,5 месяцев
Предпочитает смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. 2 месяца
Предпочитает смотреть на новые предметы 2 месяца
Рассматривает детали лица взрослого, предметов, узоров. 2 месяца
Переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. 2 месяца
Улыбается, увидев что-то знакомое. 3 месяца
Следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см. 3 месяца
Рассматривает предметы в комнате. 3 месяца
Смотрит на свою руку 3 месяца
Смотрит на предмет, который держит в руке. 3 месяца
Больше улыбается, когда видит мать, чем других. 3,5 месяцев
Предпочитает объемные игрушки 4 месяца
Моргает при быстром приближении предмета. 4 месяца
Смотрит на свое отражение в зеркале. 5 месяцев
Узнает бутылочку (и/или грудь). 5 месяцев
Реагирует на маску 5 месяцев
Рассматривает окружение на улице 6 месяцев
Выбирает взглядом любимую игрушку. 6 месяцев
В новом месте - осматривается, может быть испуган. 6 месяцев
Выражение лица меняется в зависимости от выражения лица взрослого 6 месяцев
Обращает внимание на мелкие предметы (крошки хлеба, маковые зернышки) на расстоянии 20-40 см 8 месяцев
Отличает "своих" от "чужих" по внешнему виду. 8 месяцев
Следит за игрой в мяч 9 месяцев
Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четкими контурами 1 год
Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. 1 год
Понимает 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.). 1 год 1 мес
Обходит высокие препятствия при ходьбе. 1 год 2 месяца
Подражает увиденным действиям взрослого 1 год 3 месяца
Узнает себя и близких на фотографиях 1 год 4 месяца
Показывает несколько названных предметов или картинок. 1 год 4 месяца
Узнает несколько предметов по их реалистичному рисунку. 1 год 4 месяца
Избегает препятствия на поверхности, по которой идет (ямки, бугорки...). 1 год 6 месяцев
Запоминает, где лежат некоторые предметы или игрушки 1 год 6 месяцев
Узнает свои вещи, одежду 2 года

Слух

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Прислушивается к звуку погремушки 2 месяца
Прислушивается к голосу взрослого 2 месяца
Улыбается, когда слышит голос взрослого 2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других. 2,5 месяцев
Прислушивается к музыке. 3 месяца
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. 3 месяца
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). 3 месяца
Выделяет любимую музыку 4 месяца
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. 4 месяца
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха 4 месяца
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет 4 месяца
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. 4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого 5 месяцев
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. 5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. 6 месяцев
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). 6 месяцев
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам 6 месяцев
Смеется в ответ на некоторые звуки 6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука. 7 месяцев
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи 7 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук. 8 месяцев
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки 9 месяцев
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой 10 месяцев
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п 10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши) 11 месяцев
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. 11 месяцев
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). 1 год
Начинает "танцевать" при звуках музыки. 1 год 2 месяца
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. 1 год 2 месяца
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. 1 год 2 месяца
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят.

1 год 4 месяца

Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). 1 год 4 месяца
Из 2-3 знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. 1 год 4 месяца
Из 2-3 знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали 1 год 4 месяца
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). 1 год 6 месяцев
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "Как коровка мычит?" - "My-у-у"). 1 год 6 месяцев
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. 2 года
Понимает 100 слов и более. 2 года 3 месяца
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). 2 года 3 месяца
Пытается петь 2 года 6 месяцев
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их спустя несколько часов) 3 года

Недоношенными называют детей, родившихся на сроке до , начиная от даты последней менструации, и имеющих массу тела ниже 2500 грамм. Существует 4 степени недоношенности в зависимости от гестационного возраста и массы ребенка при рождении:

I степень – недоношенные дети, рожденные на 35-37 неделе с весом при рождении 2000-2500 грамм;

II степень – недоношенные дети, рожденные на 32-34 неделе с весом 1500-2000 грамм;

III степень – глубоко недоношенные дети, рожденные на 29-31 неделе с весом 1000-1500 грамм;

IV степень – экстремально недоношенные дети, рожденные до 29 недели с весом меньше 1000 грамм.

Конечно же, для таких детей прибавка в весе – это один из определяющих факторов физического развития и здоровья ребенка . Хорошая прибавка в весе может быть обеспечена только при налаженном полноценном питании ребенка, удовлетворяющем его энергетическим затратам, когда малыш получает все необходимые ему питательные вещества, микроэлементы, защитные комплексы. Трудности же с кормлением могут возникнуть вследствие незрелости желудочно-кишечного тракта ребенка, низкой ферментативной активности, непринятия желудком пищи, отсутствия глотательного и сосательного рефлексом. В зависимости от проблемы врачи кормят ребенка через зонд, применяют парентеральное питание, когда питательные растворы вводятся ребенку внутривенно.

Самое лучшее – это грудное молоко матери . Учеными доказано, что молоко подстраивается под потребности ребенка, потому молоко женщины, родившей раньше срока, имеет свой уникальный состав, адаптированный под недоношенного младенца. Пока малыш не может сосать грудь, его кормят сцеженным молоком, после того как кроха научится сосать и глотать (обычно, когда он набирает 1,6 кг, проявляются эти рефлексы) его постепенно переводят сначала на частичное, а затем на полное грудное вскармливание. При невозможности кормить грудью ребенка переводят на донорское молоко или специальную адаптированную смесь для недоношенных детей. Показатели прибавки в весе определяют качество и полноценность питания, необходимость введения или отмены докорма.

Для недоношенных малышей доктора делят на 3 основных этапа, которые отличаются по потребности ребенка в питании и наборе им веса.

На 1-м этапе новорожденный не набирает, а теряет вес . Это физиологическая особенность всех детей, но если доношенный ребенок обычно теряет 5-6% веса, то недоношенный – с весом более 1,5 кг – 10%, а глубоко недоношенный с весом до 1,5 кг – 15%. Длится этот период обычно первые 7 дней от рождения. Несмотря на то, что в этот период объем питания минимален, он должен обеспечивать организм крохи всеми необходимыми питательными веществами.

На 2-м этапе добиваются постоянной прибавки в весе, хотя бы на уровне внутриутробного периода . Когда состояние ребенка стабилизируется, он может самостоятельно сосать грудь или бутылочку, достиг веса 2,5 кг, мать с ребенком выписывают из отделения для недоношенных детей. Прибавка в весе за неделю должна составлять 125-200 грамм в зависимости от веса ребенка при рождении. Расчет прибавки ведется так: + 15 гр/кг ежедневно.

На 3-м этапе вес ребенка нормализуется, длится период до года (для глубоко недоношенных детей дольше). Задача родителей в этом периоде обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством калорий и всех питательных веществ, которые нужны для роста ребенка, ведь недоношенному малышу нужно более интенсивно развиваться, чтобы догнать сверстников. Обычно если малыш родился на 1 месяц раньше срока, то он догоняет в развитии сверстников к 1 году, на 2 месяца раньше срока – к 2 годам, и на 3 месяца – к 3 годам соответственно.

Ниже приведем таблицу прибавки веса для недоношенных детей в зависимости от возраста и степени недоношенности .

Таблица дает приближенный результат для детей, которые находятся на полном , цифры могут отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону. Ежемесячно ребенок должен быть обследован педиатром, который даст оценку физическому развитию и здоровью ребенка. Корректировка питания, расчет нормы докорма, рекомендации по введению прикорма, витаминных добавок должны проводиться только врачом.

Рассчитать примерный набор веса недоношенного ребенка до года в режиме онлайн

Укажите вес ребенка при рождении (г)

Укажите рост ребенка при рождении (см)

Недоношенный ребенок

Возраст, мес Прибавка в весе Вес вашего ребенка
1 600
2 800
3 800
4 750
5 700
6 650
7 600
8 550
9 500
10 450
11 400
12 350

Каждые десятые роды, согласно статистике, являются ранними или преждевременными, в их результате рождается недоношенный ребенок. Он появляется на свет до 37-ой недели беременности, с весом менее 2500 грамм и ростом до 45 см. Эти параметры недоношенности условны, так как они могут колебаться у разных детей. Основное внимание все же уделяется зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции.

Недоношенные дети более слабые, в сравнение с теми, что родились в срок. Поэтому их развитие отличается от установленных физиологических норм доношенных малышей. Эта разница исчезнет к 2,5 – 3 годам, не ранее. Кроме этого, развитие ребенка, родившегося на 32-ой и 34-ой неделе, также будет иметь много отличий.

Как выглядит недоношенный ребенок

Его вес значительно меньше нормы (менее 2,5кг). Научно подтверждено, что дети, рожденные после 30 недели, имеют больше шансов вырасти здоровыми и догнать по развитию их сверстников, чем те, которые родились до 28 недели. Последним требуется более интенсивный уход, длительное лечение и пребывание в отделении интенсивной терапии для новорожденных.

Чем раньше появился на свет ребенок, тем меньше у него подкожный жировой слой. Из-за этого кожа кажется прозрачной, через нее хорошо виден сосудистый рисунок.

Недоношенность заметна по пропорциям тела, большой голове, недостаточно сформированным ушным раковинам, пупочной ямке, расположенной слишком низко . На теле также можно заметить пушковые тонкие волосы.

Сразу после родов на теле такого ребенка не будет первородной смазки, так как в норме она появляется на последних неделях гестации. Большой родничок иногда смещен в сторону, потому что не полностью сформирован череп. Черты лица заостренные, но со временем они приобретут такой же вид как у здорового новорожденного.

Обратите внимание: из-за отсутствия подкожного жира такие дети быстро и легко переохлаждаются, даже в условиях комнатной температуры. Поэтому после рождения их сразу помещают в кувез, в котором задается определенный температурный режим.

Такие дети плачут очень тихо, иногда – даже неслышно. Это связано с незрелым дыхательным аппаратом.

Степени недоношенности

Недоношенность различают с учетом того, когда и с каким весом появился на свет ребенок. Также учитывается наличие отставания в развитии некоторых органов и систем.

При этом выделяют несколько степеней недоношенности:

  1. 1 степень – малыш родился на 35-37-ой неделе с весом 2-2,5 кг.
  2. 2 степень – ребенок рожден с весом от 1,5 до 2 кг на сроке в 32-34 недели беременности.
  3. 3 степень – вес недоношенного при рождении на 29-31 неделе гестации составляет от 1 до 1,5 кг.
  4. 4 степень – дети, рожденные с массой до 1 кг и до 29 недели беременности.

Обратите внимание: физическое состояние недоношенных приблизится к нормальному в возрасте 12 месяцев, отставание до этого срока считается нормой.

На развитие недоношенного ребенка после его появления на свет оказывает влияние масса факторов:

  • питание;
  • качественный, правильный и регулярный уход за малышом;
  • понимание родителей и их адекватное отношение к проблеме рождения недоношенного ребенка;
  • социальный статус самой семьи.

Чтобы обеспечить полноценное развитие таким детям, необходимо тщательно ухаживать за ними и уделять внимание работе каждой системы и органа. Стоит учитывать, что дети, которые родился до 30 недели, отстают в развитии от сверстников на 3-4 месяца, поэтому все нужные навыки они усваивают чуть позже.

Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц

В течение этого месяца малыш будет очень слабо набирать вес из-за недоразвитого глотательного рефлекса и вялой сосательной активности. Именно поэтому нередко питание поступает через зонд.

В этот период имеется очень высокий риск присоединения инфекционных болезней, которые дают серьезные осложнения, поэтому очень важно оберегать ребенка. Также наблюдается выраженная нестабильность нервной системы, которая сохраняется до 4 месяцев.

С самого рождения необходимо поддерживать голосовой и тактильный и контакт с малышом. Он должен чувствовать голос мамы, ощущать ее запах, тепло тела. Если есть возможность, то следует обеспечить его как можно длительное пребывание на руках у мамы.

Уровень развития недоношенного в 2 месяца

Ребёнок становится более крепким, начинает лучше набирать вес. Положительный набор веса на 2-ом месяце является главным критерием здорового развития недоношенного малыша.

Ко второму месяцу жизни младенца разрешается выкладывать его на живот. Но держать самостоятельно голову в таком положении малыш еще не умеет, как его доношенные сверстники.

Также становится заметным хорошо развитый сосательно-глотательный рефлекс. Но в процессе естественного кормления грудью у 2-месячных недоношенных быстро наступает усталость, поэтому их нужно докармливать сцеженным молоком. Важно учитывать, что интервал между кормлениями будет меньше, чем 3 часа.

Как развивается недоношенный в 3 месяца

В таком возрасте малыш уже пытается фиксировать взгляд на лице мамы, поднимать самостоятельно голову. Нужно обеспечить ему полноценный сон и еду. На 3-ем месяце жизни начинает формироваться хватательный рефлекс, дите активно реагирует на тактильный контакт, у него появляются мимические реакции.

В этот период масса чада увеличивается в 1,5-2 раза. Начинает более активно развиваться слуховое и зрительное внимание. Необходимо внимательно следить за физиологическим состоянием ребенка. Важно и не переохлаждать его, и не перегревать. Между кормлениями недоношенный большую часть времени спит, поэтому период бодрствования короткий.

Следует не забывать и о частой смене положения тела. Лучше если источник света будет приглушенный, а не яркий, при нем неврождённый будет чувствовать себя комфортнее.

Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца

Малыш учится уверенно поднимать и держать голову. Он пытается издавать звуки, захватывать игрушку ладошкой, более уверенно фиксирует взгляд на предмете или лице.

Вполне вероятно повышение тонуса мышц, что легко корректируется с помощью специальной гимнастики и массажа для недоношенных. Очень полезны воздушные ванны и водные процедуры.

Как развивается недоношенный в 5 месяцев

Теперь младенец уже может самостоятельно держать в руке погремушку или хватать ручкой подвешенную игрушку.

Он часто улыбается, у него появляется интерес ко всему, что его окружает. Он намного лучше реагирует на свет и звук, оборачивает голову в его сторону.

Также на 5-м месяце недоношенные дети начинают гулить.

Шестой месяц жизни недоношенного

Теперь вес ребёнка в 2-2,5 раза больше, чем при рождении. Малыш предпринимает попытки перевернуться на живот со спины.

Ускоряется и психоэмоциональное развитие недоношенного. Не все детки, но большая часть, уже могут отличить родных людей от чужих. При общении с ними они оживляются, становятся активными, гулят, шевелят ручками и ножками.

При поддержке ребенка подмышки, он пытается упираться ногами о поверхность.

Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев

Активность младенца становится все больше и больше, он уже сам умеет перевернуться на живот со спины и наоборот. Может предпринимать первые попытки ползать по-пластунски.

Игрушку в руке в 7 месяцев дите уже держит уверенно. Если ребенок рожден на 35-ой неделе, то у него могут начать прорезываться первые зубы.

Что умеет недоношенный в 8 месяцев

Начиная с этого возраста, у малыша проявляется интерес к общению с другими, а не только к тому, что делает он сам. Ему нравится вербальный контакт с окружающими (чтение сказок, пение песен, изменение интонации слов и т.д.).

Движения дитя становятся более умелыми и уверенными. Он пытается самостоятельно стоять на четвереньках, умеет раскачиваться и сидеть.

Младенец хорошо понимает и знает некоторые предметы, может их показать, если просят. Начиная с 8 месяцев, недоношенный ребенок учится кушать с ложки.

Как развивается ребенок в 9 месяцев

Появляются первые попытки ползать, а сидит ребенок намного увереннее . Ему постоянно нужно внимание родных, так как увеличивается потребность в общении еще больше, чем раньше.

В это время он чаще всего произносит первые слова в виде отдельных слогов. Ребенок уже играет самостоятельно игрушками. Он предпринимает попытки встать, держась за что-то, а садится из положения, стоя на бок, опираясь при этом на руку.

Во время еды он может сам положить кусочек еды себе в рот. У рожденных на 32-33 неделе гестации малышей могут появиться первые зубы.

10-ый месяц: что умеет недоношенный

На 10-м месяце жизни недоношенный ребенок уже умеет стоять и делает это довольно уверенно . Но все же, чтобы встать на ножки, ему необходима поддержка.

Важно: не нужно переусердствовать и заставлять малыша стоять, если он не хочет. Врачи не рекомендуют этого делать как в отношении доношенных, так и недоношенных детей.

Держась за опору, малыш может передвигаться, но все же отдает предпочтение ползанью. Проявляет большой интерес к предметам, которые движутся, издают звуки. Ребенок уже знает свое имя и реагирует на него. У тех, кто появился на свет до 31-ой недели беременности, могут резаться первые зубы.

Развитие недоношенного в 11 месяцев

Ребёнок уже умеет самостоятельно и уверенно сесть, встать, взять игрушку рукой и положить ее на место. Это период активного познания окружающего мира, путем ползанья и стояния, держась за опору.

Малыш очень активно идет на контакт с родными.

12-ый месяц жизни

Некоторые недоношенные (не все) могут делать свои первые шаги по достижению 12-месячного возраста. Но ходить им пока самостоятельно рано. Приблизительно в это время по физическому развитию недоношенные дети догоняют своих сверстников. При этом все же сохраняется нервно-психическая незрелость. Окончательно разница исчезнет к 2-3 годам (в зависимости от степени недоношенности).

Развитие недоношенных детей до года всегда должно учитываться с поправкой на скорректированное время (СВ). Оно рассчитывается путем вычисления количества недель до срока родов от фактического возраста малыша.
Пример: крохе 28 недель (7 месяцев) – 10 недель (40 недель норма вынашивания – 30 недель, возраст, когда малыш появился на свет) = 8 (2 месяца). Другими словами, малышу 7 месяцев, но его развитие должно оцениваться как для 5. И это абсолютно нормально для этой ситуации. Выходит, что в 2 месяца фактического возраста у ребенка второе день рождение. Ведь в это время он должен был появиться на свет.

Особенности развития недоношенных детей.

  • Вес. В 3 месяца вес увеличивается в два раза, в 6 - в три раза, в год - в четыре-восемь раз. Неплохо к году малышу весить 8 кг.
  • Рост. Прибавляет малыш за первый год жизни около 25-38 см, приблизительно по 3-6 см. К году недоношенный ребенок вырастает в длину и становится 70-80 см.
  • Окружность. В первые 6 месяцев объем головы больше, чем грудной клетки. Их объемы будут одинаковые в полгода, а потом грудная клетка будет становиться больше.
  • Зубы. У малыша, рожденного после 35-й недели, первые зубки появятся в 8 месяцев. В 30-34 - в 9 , а до 30-й недели - к году.
  • Нервно-психическое развитие. В зависимости от времени рождения недоношенные дети сначала проходит развитие внутриутробных этапов (глотание, сосание, терморегуляции и другие). Затем, как все дети, держат голову и грудь, переворачиваются и ползают, стоят и самостоятельно топают. Только все эти этапы проходят немного позже.
  • Навыки. Конечно недоношенный ребенок отстает в развитии , задержки в освоении навыков не избежать. Но это не значит, что с ним не надо заниматься. Есть специально разработанные таблицы НПР, по которым можно сверять срок и наличие для такого ребенка того или иного навыка. Держать голову детки начинают в 4 месяца . Переворачиваться со спины на животик - в 8 месяцев . и седеть - в 11, а стоять и - в 12-14 месяцев.
  • Для физического развития, начиная со 2 месяца, грудничку необходимы занятия лечебной физкультурой ().


Как правило, к возрасту 2-3-х лет (с глубокой недоношенностью - максимум к полностью выравниваются в развитии и приобретении умений. Они ни чем не отличаются от своих сверстников, рожденных доношенными.
Каким будет развитие недоношенных детей до года - решать вам и зависит только от вас, родители. При правильном уходе все детки вполне благополучно получают все грани нужного развития.

Когда малыш окажется дома?

Недоношенный ребенок отстает в развитии и может находиться в больнице от семи дней до полугода, зависит это от уровня недоношенности малыша.

Периоды выхаживания грудничков, родившихся раньше срока, заключаются в следующем:

  1. Медицинское оказание основной помощи в родильном отделении.
  2. Оказание помощи в отделении интенсивной терапии.
  3. Кроху выписывают домой при положительной динамике.

При этом мать ребенка находится вместе с ребенком в больнице, сцеживает грудное молоко и ухаживает за ним, помимо медперсонала. Этот метод выживания самый исключительный и результативный, а является он способом «кенгуру». Недоношенного ребенка выписывают из больницы при следующих обстоятельствах:

  • Общее развитие недоношенного малыша находится в постоянном состоянии, без каких-либо осложнений.
  • Терморегуляция крохи находится в нормальном состоянии.
  • Малышу не требуются помощь врачей и оборудование для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
  • Малыш хорошо прибавляет вес (повысилась до 2000 г), самостоятельно и хорошо сосет бутылочку или грудь матери.
  • В домашних условиях родители обязаны обеспечивать кроху правильным уходом, знать, как правильно кормить и при надобности знать, куда обратиться.

Уход за недоношенным малышом

Особенности развития недоношенных детей заключаются в изучении степени ухода в соотношении с доношенными малышами и составляет от одного до трех месяцев. Особенности врачебного наблюдения грудничков, родившихся раньше времени заключается в следующем:

  1. Медицинский осмотр у врача до месяца должен малыш проходить каждую неделю.
  2. После месяца ребенка наблюдают два раза в месяц до достижения им шести месяцев.
  3. Уровень гемоглобина определяют каждый месяц, чтобы предупредить у ребенка.
  4. Также рекомендуется принимать препараты со второй недели для у грудничка.
  5. Каждые три месяца необходимо консультироваться с невропатологом и ортопедом. А также в течение года дополнительное наблюдение ребенка другими специалистами (офтальмолог, эндокринолог, физиотерапевт, кардиолог, отоларинголог).

Вскармливание недоношенных малышей

У малышей, появившихся раньше времени, должна быть последовательность в способах кормления, которые должны знать родители.

  • Кормление грудью. Ребенок должен брать и сосать грудь самостоятельно. Так как нужно прилагать усилия при сосании, а малыш еще не набрался сил, то необходимо вскармливать сцеженным молоком из ложечки или бутылочки.
  • Кормление искусственно. Для этого применяют специальные смеси (богатое содержание витаминов, белка, жирных кислот) для недоношенных малышей. При использовании смеси для грудничка, надо посоветоваться со специалистом.
  • Недоношенных детей в первый месяц жизни кормят до 20 раз в день, порционными частями. Начиная со второго месяца, малышей набравших достаточный вес, переводят на восьми разовое кормление за сутки.
  • Малыша прикармливать необходимо после седьмого месяца. Начинать прикорм нужно с каш, потом добавлять в рацион пюре (мясное, овощное) и соки, а продукты кисломолочные вводят в последнюю очередь, докармливая смесью или грудным молоком после каждого прикорма.

Ребенок, родившийся раньше положенного срока, требует пристального к себе внимания и очень бережного отношения. Такие дети в перспективе редко отстают от своих сверстников в развитии, однако в первые месяцы некоторое отставание все же есть. В нашей статье мы поговорим о том, какими особенностями физического и умственного развития обладают недоношенные дети. Развитие по месяцам представлено ниже, но вначале расскажем общие сведения о недоношенности.

Общие сведения о недоношенных детях

Недоношенным новорожденным называют ребенка, родившегося на свет в срок с 21 по 37 неделю. У них есть ряд особенностей:

  1. Малыш отстает в физическом развитии от своих сверстников на несколько месяцев;
  2. Если вес при рождении менее 1,5 кг, то малыша помещают в специальный кювет, где его выхаживают;
  3. У недоношенного ребенка еще не сформирована нервная система, потому им жизненно необходимо чувствовать внимание, ласку и любовь.

Различают также несколько степеней недоношенности, где учитывают вес, рост ребенка. Самая тяжелая степень - 4-я, при которой ребенок рождается весом менее 1 кг. Но сейчас медицина шагнула далеко вперед, и даже таких деток врачи спасают.

Развитие недоношенных детей по месяцам: таблица

Особенности развития недоношенных детей

Рассмотрим календарь развития недоношенного ребенка по месяцам.

Первый месяц

На протяжении первого месяца малыш еще плохо набирает вес, что связано с недоразвитием сосательной активности. Малютке тяжело сосать материнское молоко, потому маме часто приходится сцеживать его и кормить малыша через специальный зонд. Питанию недоношенного ребенка уделяется особое внимание. Дома ребенок нуждается в постоянном уходе. Ему нельзя болеть, потому в помещении следует постоянно поддерживать комфортную температуру.

Глубоко недоношенный ребенок, родившийся на сроке от 21 недели, в первый месяц и в последующие 3-4 нуждается в присмотре врачей.

Недоношенный малыш мало активен, мышечный тонус у него ослаблен. Все, что он умеет - самостоятельно дышать и глотать еду. Очень важен телесный контакт с мамой.

Второй месяц

Сосательный рефлекс по-прежнему развит слабо, возможно кормление сцеженным молоком из бутылочки. Расчет питания производится согласно весу ребенка. Уже в два месяца врачи советуют маме выкладывать малыша на животик. Наблюдается быстрая утомляемость, частый сон. Головку такие крохи еще не держат самостоятельно. Несмотря на набор веса малыш все еще отстает в развитии и очень слаб.

Третий месяц

В этом возрасте ребенок больше всего любит покушать и поспать. В положении лежа следует следить за поворотом головы малыша - обязательно нужно класть ребенка, поворачивая его головку то влево, то вправо. Малыш уже может фиксировать взгляд на маме, пытается немного приподнимать голову. Пробует хватать предметы перед собой, что является хорошим знаком. Вес должен к этому времени удвоиться.

Четвертый месяц

В 4 месяца ребенок уже сам держит головку и может издавать звуки, хватать игрушку. Рекомендован массаж для снятия мышечного тонуса и прогулки на свежем воздухе. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют улыбаться.

Несмотря на свое развитие ребенок по-прежнему нуждается в материнском молоке, потому прекращать лактацию не стоит.

Пятый месяц

Малыш уже умеет удерживать игрушку в ручке. У него появляется заинтересованность в том, что его окружает, умеет поворачивать головой в сторону звука. Так, ребенок, услышав мамин голос, моментально повернет на него голову. В этом возрасте у малыша первая осознанная улыбка. Нервно-психологическое развитие недоношенного ребенка в этот период идет очень активно.

Шестой месяц

К этому времени вес недоношенного ребенка должен утроиться. В 6 месяцев малыш самостоятельно пробует перевернуться со спины на животик. Его развитие уже мало отличается от сверстников, родившихся в срок. Многие врачи рекомендуют в этом возрасте вводить прикорм. Малышу все интереснее общаться со взрослыми и следить за их реакциями, играть в игрушки, гулить.

Седьмой месяц

Малыш очень активен, общителен, уже умеет сам переворачиваться на животик и пробует ползать. Пока это получается только назад, или как бы таская себя по полу вперед руками. Это говорит о том, что в скором времени ребенок начнет уверенно ползать. Умеет самостоятельно брать предмет в руку, хотят научиться кушать сами из ложки. У некоторых малышей появляются первые зубки.

Восьмой месяц

В этом возрасте недоношенный ребенок уже пробует садиться самостоятельно. Он очень активен, постоянно в движении, всем интересуется, понимает обращенную к нему речь взрослых. Если просят что-то показать - показывает на тот самый предмет. В 8 месяцев ребенку интересны сказки, стишки, потешки, ему нравится рассматривать картинки. Умеет вставать на четвереньки и раскачиваться.

Девятый месяц

Ранее недоношенный ребенок уже ничем не отличается от других малышей. Он сидит, пытается ползти вперед на четвереньках, очень нуждается в общении. Родителям следует как можно больше разговаривать с малышом, объясняя ему все свои действия на словах. Некоторым деткам удается самостоятельно вставать, держась об опору. Ребенок уже спит меньше, больше играет с игрушками. Можно услышать первые слоги: «ма», «ба».

Десятый месяц

Малыш хорошо стоит сам у опоры, но ползать пока любит больше. Реагирует на свое имя, а также на внешние звуки. Уверенно сидит, держа спину ровно. В этом возрасте ребенку интересны игрушки. Способные привлечь внимание звуками или цветами. Ребенок хочет попробовать взрослую пищу, показывая к ней интерес.

Одиннадцатый месяц

По-прежнему ребенок активно ползает, некоторые детки уже сами пытаются делать первые шажочки. В этом возрасте малышу интересны игрушки, умеющие двигаться, а также различные пирамидки, кубики. Очень любит общаться с близкими. Появляются новые слова и звуки в речи.

Двенадцатый месяц

В год уже нельзя сказать, что ранее этот ребенок был недоношенным, поскольку его развитие соответствует нормам. Врачи отмечают, что физическое развитие у недоношенных детей идет быстрее, нежели психическое, что опять же является нормой. Движения могут быть нескоординированными, однако, это не мешает детям быть любознательными и очень подвижными.

Выше мы рассказали о том, как растут недоношенные дети. Развитие по месяцам наглядно показывает то, что к году эти детки догоняют своих сверстников, даже могут опережать их в физическом плане. Да, недоношенные дети могут быть более эмоционально неустойчивы, плаксивы. Речь развивается медленнее, им труднее запоминать новый материал. Но при правильной поддержке родителей такому малышу будет легче адаптироваться в окружающем мире. Главное - это терпение и спокойствие, а также внимание к своему малышу.



Рассказать друзьям