Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста. Физическое развитие ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как известно, рост и развитие маленьких детей происходит по особым законам, которые просто неприменимы к развитию взрослых людей. Для адекватной и полной оценки состояния малыша и его развития в определенные периоды жизни используется ряд показателей. Существуют определенные нормы физического развития детей, определяемые на основании данных Всемирной организации здравоохранения. Именно на эти основные показатели и ориентируются врачи-педиатры, оценивая «стандартность» или «нестандартность» развития малыша.

Основные показатели возрастных норм физического развития ребенка

В число основных показателей, на которые обращают внимание педиатры при ежемесячном осмотре детей в возрасте до года, входят:

  • рост – это важнейший показатель правильного развития. Отставание является тревожным симптомом, который не должен быть оставлен без внимания. Самые высокие темпы роста наблюдаются у новорожденных, чем старше ребенок становится, тем медленнее он прибавляет в росте. Важно понимать, что эта прибавка не является равномерным процессом, поэтому в разные периоды жизни происходят скачки. Возрастные нормы физического развития ребенка, приведенные в специальных нормативных таблицах, позволяют оценивать данный показатель;
  • вес – еще один важный показатель, он может изменяться под воздействием массы факторов, однако усредненные значения, которые признаны границами нормы, все же существуют;
  • двигательные функции – важный показатель, позволяющий оценивать уровень психомоторного развития. Сразу после рождения по двигательной активности оценивается наличие естественных физиологических рефлексов.

Каждый родитель должен понимать, что нормы физического развития ребенка до года, приведенные в таблицах являются усредненными (среднестатистическими), поэтому не каждое отклонение от них должно стать поводом для паники. Формирование организма оценивается после анализа множества признаков, с учетом всех индивидуальных особенностей.

Нормы физического развития ребенка до года, в 3-летнем возрасте и к пяти годам

Рост малыша, рожденного доношенным, в поставленный врачом срок, составляет 46-60 см.

В течение первых двух месяцев своей жизни ребенок растет очень активно и прибавляет в росте около 6 см. Когда ему исполняется годик, рост будет отличаться от аналогичного показателя при рождении на 20-25 см и составит 71-85 см.

Еще через год он вырастет на 12-14 см, и к двум годам рост составит 85-100 см, к четырем годам – увеличится до 93-108 см, а к пяти - до 110-112 см.

Отставание более чем на 10-15 см от усредненного значения – повод для беспокойства и обращения к врачу.

При рождении вес колеблется в пределах от 2600 до 4500 гр. За первые три месяца происходит самая интенсивная прибавка, затем ее темпы немного снижаются. К году здоровый малыш весит в среднем 10-12 кг.

Нормы физического развития 3 летнего ребенка предполагают, что его вес должен составлять 13-14 кг, а к четырем увеличиться до 16-17 кг. Ну а в пять лет вес, как правило, достигает 19-20 кг.

Небольшие отклонения от нормы не должны восприниматься родителями как однозначная патология, так как вес является лабильным показателем, во многом обусловленным индивидуальными особенностями организма.

Нормы физического развития детей: двигательные функции

Кроме контроля веса и роста нормами физического развития детей дошкольного возраста также предусмотрено наблюдение за формированием двигательных функций. Так, двухмесячный малыш должен уверенно держать голову, движения ручек и ножек должны стать менее хаотичными. Также в этом возрасте уже присутствуют попытки схватить игрушку и удержать ее в руке.

К трем месяцам большинство детей начинает переворачиваться со спины на животик, но некоторые учатся это делать только к пяти месяцам и это не есть отклонение.

В полгода обычно предпринимаются первые попытки сесть и поползти, а к семи месяцам они, как правило, увенчиваются успехом. В девять месяцев ребенок уже ползает, переворачивается с живота на спину и обратно, сидит, стоит у бортика кроватки и даже делает первые шаги. Самостоятельно ходить без поддержки большинство детей уже умеют в 11-12 месяцев.

Если у вашего малыша наблюдаются какие-либо отклонения от табличных значений, не стоит сразу думать, что он болен или неправильно развивается. У природы нет никаких эталонов, и каждый уникальный организм, достоин индивидуального формирования. Но в то же время каждому родителю нужно уметь отслеживать развитие своего чада, учитывая все индивидуальные особенности.

Статья прочитана 3 129 раз(a).

Включает примерные показатели развития детей дошкольного возраста. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5- 5,5-летнего возраста.

Ведущие показатели развития ребенка в этот период:

1.Длительность, тяжесть и особенности протекания «кризиса трех лет».

2.Адаптация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллективе, приспособление к требованиям социального окружения, наличие - специфических реакций на посещение детского учреждения.

3.Особенности игры как ведущей деятельности этого возраста.

4.В связи со свойственной этому возрасту дифференциацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутствие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.

Страхи младшего дошкольного возраста .

1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года - темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).

2. В 4 года - одиночества (31%) и транспорта (22%).

3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года - одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года - крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества , основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Коще я (28%) и Бармалея (34%).

6. Девочки , соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года - в 50, 42 и 47%.

7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка . Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей - с отцом.

8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства .

Физическое развитие детей 3-5 лет.

Три года .

1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.

2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).

3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.

4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки).

Четыре года .

1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.

2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.

3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

Пять лет.

1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.

2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Таблица речевого развития:

Возраст ребенка

Звуки, появившиеся в речи

1 год - 1,5 года

б, т, к, ч

1,5 года -2 года

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года - 2 года 6 месяцев

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года - 3 года 8 мес.

ч, щ

4 года - 4 года 6 мес.

ш, ж,

4года 6 мес - 5 лет

рь, р

Развитие детской речи от 2 до 6 лет.

Возраст

Активная речь

Понимание речи

2года 6 месяцев

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне ; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года

Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Познавательная деятельность : 3,5-4,5 года.

1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.

2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).

3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.

4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.

5.Владеет понятиями "один-много".

6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).

7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки

8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).

9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).

10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.

11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

1.В рисовании используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.

4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра:

1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).

2.Осознает свои действия - может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение :

1.Со сверстниками играет "рядом", иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.

2.В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

Показатели внимания:

1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх - руки в стороны - ногу поднять - ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.

9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

Показатели развития внимания:

К трем годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;

3.Находить 2-3 отличия между предметами;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;

6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.

К четырем годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;

3.Находить 3-4 отличия между предметами;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.

К пяти годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

3.Находить 5-6 отличий между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Показатели развития памяти:

К трем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 3-4-х предложенных предметов или названных слов;

повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;

2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);

запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.

К четырем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 4-5 предложенных предметов или названных слов;

2. Уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;

4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.

К пяти годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;

2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;

4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;

5.Запоминать и повторять небольшие фразы;

6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.

К трем годам дети должны:

1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);

2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);

4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;

5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие - зимой;

6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;

8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам дети должны:

1.Объединять предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);

2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);

3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.);

4.Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрелок, чайник без ручки, цветок без лепестков, и т.п.);

7.Находить несоответствия изображений на картинке окружающей действительности (например, цыпленок с заячьими ушами, яблоко на еловой ветке и т.п.);

8.Составлять пирамидку из 5-6 колец с учетом их величины;

10.Составлять разрезные картинки из 3-4-х частей.

К пяти годам дети должны:

1.Выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ («Разложи картинки по порядку, чтобы получился рассказ»);

2.Классифицировать предметы по определенным признакам (цвету, форме, величине, количеству);

3.Выделять предмет в группе, не подходящий к общим признакам;

4.Самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;

5.Сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

6.Знать и называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка;

7.Составлять с учетом величины пирамидку из 8 колец;

9.Составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

Признаки отставания в развитии когнитивной сферы 3,5 - 4,5 года.

1.не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки)

2.не подбирает по образцу 3-4 цвета; путается в подборе 4 цветов;

3.не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);

4.не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;

5.не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала; не подражает действиям близкого взрослого.

6.не может построить «башенку» из кубиков;

7.не может рисовать, а если рисует, то ничего не узнает в своих каракулях;

8.не складывает пирамидку из 4 колец, четырехсоставную матрешку;

9.не показывает известные предметы на картинках (животные, игрушки, посуда, одежда);

9.не складывает разрезную картинку из двух половинок.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы.

1.не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);

2.не понимает «хорошо» и «плохо»;

3.не сопереживает плачущему ребенку (по примеру взрослого), 4.не проявляется долговременная эмоциональная память и эмоциональное предвосхищение;

5.легко отвлекается от любого занятия;

6.не может определить свое эмоциональное состояние (весело, грустно, скучно, интересно, хорошо, плохо).

Показатели нормального развития в возрасте детей с 4,5 - до 5,5 лет.

Познавательная деятельность:

1.Знает свой адрес, день рождения, где или кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он в школе учится, в 3 классе). 2.Может ответить на вопросы типа "На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?

3.Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений.

4.Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб).

6.Может копировать простые геометрические фигуры.

7.Начинает ориентироваться в пространстве - понимает "вверху", "внизу", "рядом", "между", "напротив", "под", "над" "около".

8.Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет).

9.Собирает кубики, мозаику.

10.Отвечает на вопросы типа "Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?".

11.Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:

Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы.

Изобразительная деятельность.

1.Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину.

2.Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов.

3.При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены.

4.Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеивать их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки).

Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы-заместители (в игре в магазин одуванчики - конфеты, песок-сахар, камушки-деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение: может играть вдвоем с другим ребенком-сверстником. Относится к детям дифференцированно (Я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

История развития ребенка в период от 5,5 до 7лет.

1. Психолога в первую очередь должны интересовать проблемы, возникшие в этот период, или нарастание ранее имевшихся проблем как в плане поведения ребенка, так и в плане познавательного развития.

2.Также важно отметить уровень «готовности» к школьному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, владел ли прямым счетом до 10).

3.С другой стороны, психологу необходимо выяснить такие неспецифические особенности:

Повышенная истощаемость и сниженная работоспособность,

Темповые особенности ребенка (быстрый-медленный, «копуша»), повышенная возбудимость и трудности регуляции собственного поведения на фоне явных признаков истощения или без них,

Эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, легкость перехода от смеха к слезам и наоборот).

4. Наличие частых респираторных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, последствий травм, хирургических операций, в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.

5.Взаимоотношения с матерью, отцом (в треугольнике).

6. Взаимоотношения со сверстниками.

7.Способность к ролевой игре.

8.Желание и умение рисовать.

9.Если ребенок посещал детский сад, - как строил взаимоотношения с воспитателями, с детьми;.

10.Сон ребенка, наличие страхов, «кошмаров»;.

11.Заболевания, психические травмы, реакции на них.

12.Готовность ребенка к школе в познавательной, коммуникативной, волевой сферах, «школьная зрелость».

Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности.

1.Центральное место занимает страх смерти , максимально выраженный у мальчиков в 7 лет.

2.Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

3.Максимально представлен страх животных (42 и38% - в 6 и 7 лет у мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).

Из других типичных для возраста страхов следует отметить:

4. Страх глубины - у мальчиков 6 и 7 лет (47%), у девочек 7 лет (65%).

5. Страшных снов - у мальчиков 6 лет (39%), у девочек в 5 (43%), 6 (43%) и 7 лет (42%).

6. Страх огня - у мальчиков в 6 лет (39%), у девочек в 5 (55%), 6 (56%), 7 (56%) и в 9 лет (54%).

7.Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 62%) и в 6 и 7 лет у девочек (79%).

8. Страх нападения - в 6 и 7 лет у мальчиков (50%) и в 7 лет у девочек (73%).

9. Страх войны - в 6 и 7 лет у мальчиков (59% и 50%), в 7 лет у девочек (92%).

10.В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%).

11.Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти .

По данным корреляционного анализа, он тесно связан со

Страхами нападения,

Заболевания,

Смерти родителей,

Страшных снов,

Темноты,

Сказочных персонажей,

Животных,

Стихии,

Огня,

Пожара,

Войны.

(Примечание:

Страх смерти чаще встречается у детей, у которых обнаруживаются в 8 мес. страхи незнакомых лиц, а также некоторая осторожность и предусмотрительность при начале ходьбы.

В дальнейшем от них не нужно прятать спички, поскольку они боятся (опасаются) огня и пожара.

Обращает на себя внимание и страх высоты в преддошкольном возрасте. Эти дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва и т. д.

Страхи нападения, болезни, смерти родителей, страшных снов, стихии, огня, пожара и войны. Они связаны со страхом смерти во всем возрастном интервале 3-16 лет, как у мальчиков, так и у девочек.

Все это - проявление инстинкта самосохранения, который обостряется у физически, соматически и нервноослабленных детей).

12. В старшем дошкольном возрасте угроза для жизни ассоциируется с таким сказочным персонажем, как Змей Горыныч.

13 . Страхи огня и пожара получают свое развитие в старшем дошкольном возрасте, будучи одним из проявлений страха смерти.

14. Крокодил - в старшем дошкольном возрасте (страха смерти).

Познавательная деятельность:

1 . Знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. Понимает родственные связи (бабушка - мамина мама, дядя Витя- мамин брат).

2.Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц.

3.Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной.

4. Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные.

5.Начинает понимать время.

6.Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснить эту связь. Например, надо запомнить слово "пожар"-ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет "бумага хорошо горит". Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова.

7.Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ-огурец).

8. Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее - час или минута? змея или червячок?).

9.Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик это цветы, ромашка белая, а одуванчика - белый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т.д.).

10.Понимает сложные речевые конструкции: "Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше? Гулял или смотрел телевизор?".

11.Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку - монетка утонула. Бросил гвоздик - он утонул. Мама сказала, все железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала - ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?).

12.Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А.

14. Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Моторика :

1.Прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), катается на двухколесном велосипеде.

2.Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга.

3.Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник).

4. Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Изобразительная деятельность:

1.Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно изменять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии).

2.Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (кружочки, квадратики), соблюдая размер.

3.Может продолжить заданный орнамент, повторить контур "извилистой дорожки".

Игра:

1.С тановятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение:

Легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки:

Может выполнять сложные инструкции (В левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши. Принеси мне желтый.).Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т.д. не допускаются. Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий.

Показатели развитие внимания .

1.Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

К шести годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 15 минут;

2.Удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

3.Находить 7-8 отличий между предметами;

выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

уметь находить одинаковые предметы.

К семи годам дети должны:

Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;

Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;

Находить 10 отличий между предметами;

Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

Копировать в точности узор или движение;

Уметь находить одинаковые предметы.

Показатели развития памяти:

К шести годам дети должны:

1.уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;

2.уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

3.пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

4.запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

5.запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;

6.рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности;

7.рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

К семи годам дети должны:

1.уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;

2.уметь рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;

4.повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их зрительно и на слух;

5.подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

6.подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

7.запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Показатели развития мышления:

К шести годам дети должны:

2.классифицировать предметы в группы по определенным признакам (цвет, форма, величина, назначение);

4.находить предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

5.решать простые логические задачи;

6.выстраивать логический ряд из фигур;

7.сравнивать два предмета между собой, называть, чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

8.составлять разрезные картинки из 5-6 частей;

9.составлять пирамидку из 10 колец с учетом их величины;

К семи годам дети должны:

1.уметь выстраивать последовательность событий по серии сюжетных картинок и составлять связный рассказ;

2.объединять предметы в группы по определенным признакам;

3.подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

4.выделять в группах предмет, не подходящий к общим признакам, обосновывая в речевых высказываниях это исключение;

5.переключаться с одного принципа классификации (например, по материалу) на другие (по свойствам, качествам, функциональному назначению) и обосновывать свои действия в речевых высказываниях;

6.решать достаточно сложные логические задачи;

7.выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

8.сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

9.соотносить текст с соответствующей картинкой;

10.устанавливать связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках;

11.адекватно реагировать на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы, понимать их скрытый смысл.

Отличия ребёнка до кризиса и после кризиса.

Ребёнок до кризиса

Ребенок после кризиса

Ориентируется на результат деятельности, способ выдерживается только под контролем взрослого

Интересуется способом - как сделать правильно, то есть усваивает различные алгоритмы.

Ориентируется на житейские понятия, собственный опыт, поэтому, группируя картинки, например, объединяет предметы, которые нужны друг-другу (шкаф и платье и т.п.).

Начинают формироваться научные понятия, предметы группирует по содержательному обобщенному признаку (посуда, одежда).

Не видит общего между сходными заданиями, если материал другой, воспринимает его как новый (задачи разные: первая была про яблоки, а вторая про елки).

Мыслит обобщенно и поэтому выделяет тип учебной задачи - усвоив способ решения какой-то учебной задачи, успешно его применяет во всех случаях.

Не понимает обратимости математических операций, постоянства количества (если пластилиновый шар у него на глазах размять в лепешку и (просить, где больше пластилина, отвечаст, что в шаре).

Понимает обратимость математических операций и поэтому может осуществлять проверку правильности действий, решает косвенные задачи, понимает постоянство количества.

Преобладают игровые интересы, в школу не хочет или его там привлекают внеучебные моменты.

Сформирована "позиция школьника", в школу ходит за знаниями, игра уходит на второй план.

Косвенными критериями физической и физиологической готовности к обучению являются,

1.Прорезывание постоянных зубов.

2.Достижение определенных пропорций тела, благодаря чему становится положительным так называемый филиппинский тест , ребенок может при вертикальном удержании головы перекрыть правой рукой левую ушную раковину.

3. Коэффициент соматической зрелости, определяемый путем деления окружности головы на длину тела становится меньше 0,44.

Признаки трудностей в развитии у детей дошкольного возраста.

1.Отставание от указанных нормативов в пределах года свидетельствует о легкой задержке психического развития,

В пределах двух лет - о выраженной, либо о возможности психического недоразвития.

В любом случае несоответствие показателей развития возрастной норме требует организации специального психодиагностического обследования.

2 .Отклонения в когнитивной сфере определяются по следующим общим признакам:

игра: бедная, примитивная, сюжеты однообразны, в целом играть не любит, игры с правилами мало доступны или недоступны вообще;

познавательные интересы не проявляются: не любит слушать книги, не задает вопросов, ничем не интересуется, попытки играть в развивающие игры вызывают отказ;

Плохо запоминает, не может выучить стихотворение, домашний адрес, дату рождения и т.п.;

Не понимает смысла многих событий, рассказов, мультфильмов, не может ответить на вопросы о них;

Не ориентирован в бытовой сфере, почти ничего не знает об окружающем мире;

Неуспешен в продуктивных специфически детских видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Отставание в развитии эмоциональной сферы констатируется при наличии следующих признаков:

Не появляется дифференцированная эмоциональная оценка окружающих людей или событий;

Не реагирует на невербальные сигналы позитивного или негативного

отношения взрослого (не чувствует, как к нему относятся);

Не понимает эмоциональное состояние других детей и взрослых .

Об отклонениях в эмоциональной сфере

Можно судить по наличию поведенческих нарушений . Поведенческие нарушения, свидетельствующие об эмоциональном неблагополучии дошкольников систематизированы на основе опросника Д.Скотта в модификации Г.Я.Кудриной (1992):

1. Недоверие к людям, вещам, ситуациям

Никогда не просит о помощи малознакомых или незнакомых людей,

Не начинает с ними общаться даже при их инициативе;

2. Имеет одного хорошего друга и игнорирует остальных детей;

3. Часто тревожится о чем-нибудь;

4.Лжет из боязни;

5.Бормочет под нос, когда с ним здороваются;

6.Никогда не приносит воспитателю в детском саду своих рисунков, поделок, цветов, хотя другие дети часто это делают;

7.Нервничает и краснеет, если ему задают вопрос; легко выходит из игры.

8. Депрессивные расстройства :

Быстро устает;

Вял, безынициативен, невнимателен;

Наблюдаются внезапные и резкие спады энергии;

Апатичен даже в играх;

Редко смеется, выглядит угнетенным, несчастным; часто мечтает наяву; говорит невыразительно).

9. Уход в себя :

Никогда ни с кем не здоровается,

Не реагирует на приветствия;

Не проявляет дружелюбия к другим людям и избегает разговоров;

Живет в своем мире;

Совершенно не проявляет интереса к ручной работе, коллективным играм и отказывается от них;

Подобен «настороженному животному»;

В разговоре беспокоен, считается с темы.

10. Тревожность по отношению к взрослым :

По нескольку раз здоровается;

Подлизывается,

Старается понравиться взрослому преувеличенно охотно выполняет поручения,

Очень много рассказывает не очень близкому взрослому, в том числе об отношениях в своей семье, различные фантастические, вымышленные истории,

Ябедничает на детей;

Все время пытается заинтересовать взрослых своей особой, а если это не удается - начинает их полностью игнорировать.

11. Враждебность по отношению к взрослым :

Переменчив в настроениях;

Часто бывает в плохом настроении;

Портит игрушки, вещи,

Лжет без повода и затруднений;

Защищается от обвинений открытой ложью, наговариванием на других, грубостью;

Может украсть деньги, сладости, ценные вещи;

Может вести себя открыто непристойно: рассказывать детям неприличные истории, ругаться, рисовать "хулиганские" рисунки;

Совершенно не соблюдает дисциплину, в лучшем случае под угрозой физического наказания).

12. Тревожностъ по отношению к детям:

Любит быть в центре внимания, для этого или играет героя - рискует без надобности, или прикидывается дурачком, строит из себя шута;

Хвастается перед детьми, когда в детском саду воспитатель выходит из группы ведет себя очень шумно;

Подражает хулиганским проделкам других.

13 .Враждебность по отношению к детям:

Мешает другим в играх, подсмеивается над ними, любит пугать;

Ссорится, обижает детей;

Дерется несоответствующим образом - кусается, царапается; пристает к слабым;

Прячет или уничтожает чужие игрушки и вещи;

Пытается своими замечаниями создавать трудности у других детей;

Практически со всеми находится в плохих отношениях, дети его не любят.

14. Недостаток социальной нормативности:

Скрытен, недоверчив;

Эгоистичен, любит интриги;

Берет чужое без разрешения;

Жульничает в играх-соревнованиях;

Игнорирует воспитателя - никогда не просит о помощи, проявляет полное безразличие в беседах с ним, при этом нормально общается с другими людьми;

Никогда добровольно не берется ни за какую работу;

Безразличен к похвале и порицаниям;

Никогда не смотрит в глаза.

Для того чтобы судить о наличии того или иного нарушения, необходимо наблюдать целый ряд симптомов , которые относятся к данной диагностической категории, симптомы из разных диагностических категорий в количестве 5 и более, обычно также свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии .

Показатели готовности ребёнка к школе.

1. Личностная готовность.

Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» - позиции школьника, имеющего круг определённых обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

1.Большинство детей старшего дошкольного возраста стремятся поступить в школу, некоторых она привлекает внешними атрибутами : «У меня будет новый портфель», «Школа у нас во дворе новая и большая», «У меня друг в школе учится».

2. Многие дети объясняют своё желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься учебной деятельностью: «Хочу учиться, чтобы быть как папа», « Научусь читать и писать», «В школе задачки интересные решают».

Замечания:

1.Справедливо замечание, что если ребёнок не готов к социальной позиции школьника , то даже при наличии интеллектуальной готовности к школе учиться ему всё равно будет трудно. Успехи таких детей, как правило, носят крайне неустойчивый характер.

2. Однако особое опасение вызывают те дошкольники, которые не хотят идти в школу . Некоторые из них ориентируются на печальный «опыт» школьной жизни старших братьев или сестёр: «Не хочу, там двойки ставят, а потом дома ругают». Другие запуганы школой. Если ребёнку постоянно твердят: « Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?» «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!» - вряд ли можно рассчитывать на то, что у него возникнет желание учиться.

2. Интеллектуальная готовность.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребёнка к школе является так же овладение им связанной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

  1. Волевая готовность.

1.Оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

2.Старший дошкольник способен управлять своими движениями, вниманием, преднамеренно заучивать стихотворение, преодолеть боль, подчинить своё желание необходимости сделать что-либо.


Всех родителей волнуют вопросы: «Растет ли их ребенок нормально? Правильно ли у него лезут зубы? Хороший ли у него вес или рост?» и т. д.

Конечно, если ребенок высокий и выше всех сверстников, родители этим гордятся, редко задумываясь, а хорошо ли это? Но зато родители начинают беспокоиться, если их ребенок невысокий, особенно если речь идет о мальчике.

Вес ребенка почему-то волнует родителей меньше его роста. Мама и папа полного малыша считают, что у них абсолютно здоровый, хорошо упитанный ребенок и только в школьном возрасте начинают задумываться о его лишнем весе.

До начала полового созревания мальчики и девочки имеют в среднем одинаковый рост и телосложение. В развитии ребенка существует два возрастных «скачка»: первый — в течение первого года жизни, второй — в период полового созревания.

Навыки развития детей дошкольного возраста

«Верхи развития». Существуют так называемые «верхи развития» определенных навыков. Нужно помнить, что развитие ребенка носит индивидуальный характер. Поэтому ниже приведен средний возраст, к которому у детей обычно развиваются определенные навыки.

■ 2 года — малыш перестает мочиться в штанишки днем;

■ 3 года — говорит простыми предложениями, остается сухим несколько ночей;

■ 4 года — одевается и раздевается с небольшой помощью родителей;

■ 5 лет — рисует человечка с туловищем, руками и ногами.

Основные особенности, характеризующие физическое развитие дошкольников. У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У детей в этом возрасте не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка. В возрасте от 4 до 6 лет дети быстро утомляются, но и утомляемость тоже проходит быстро.

Таблицы изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет.

В таблицах 1-6 представлены средние данные по группам. Конечно, деление показателей на «маленький», «средний» и «большой» условно.

Средний рост или вес ребенка находится в пределах величин, указанных в столбце «средний». Такой рост или вес соответствует среднему росту или весу детей этого возраста.

Рост или вес, величина которого находится в пределах указанных в столбцах «маленький» и «большой», величины тоже нормальные, но могут говорить о возможности отставания или опережении ребенком в росте или весе.

Таблица 1

Рост мальчиков от 3 до 7 лет (см)

Таблица 2

Вес мальчиков от 3 до 7 лет (кг)

Показатель

маленький

Таблица 3 Окружность головы мальчиков (см)

Показатель

маленький

Таблица 4

Рост девочек от 3 до 7 лет (см)

Таблица 5

Вес девочек от 3 до 7 лет (кг)

Таблица 6

Окружность головы девочек (см)

Возраст

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Здоровье и физическое развитие детей [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Рассмотрим взаимосвязь здоровья и физического развития детей, которое является одним из ключевых показателей здоровья ребенка. Обоснована необходимость регулярной оценки уровня физического развития ребенка с целью преодоления возможных заболеваний на ранних этапах их возникновения.

Значение физического развития детей

Здоровье и физическое развитие находятся в тесной взаимосвязи. У детей с имеющимися нарушениями здоровья – замедлено или значительно ухудшено физическое развитие. Физическое развитие детей представляется в совокупности морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи в детском возрасте. Оно неразрывно связано с воспитанием тяги к здоровому образу жизни.

Проблема здоровья и физического развития детей широко изучена в медицине. Еще в XIX веке русские ученые Ф. Ф. Эрисман и Н. В. Зак установили, что физическое развитие детей и подростков из привилегированных кругов значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных.

В период советской власти о здоровье и физическом развитии детей писали такие ученые как: А. Н. Антонова, М. Д. Большакова, М. А. Минкевич, Е. П. Стромская, Л. А. Сысин, Л. Л. Рохлин, В. О. Мочан и др. В настоящее время проблемам детского развития и здоровья большое внимание уделено в трудах таких специалистов как: В. В. Голубев, А.А. Баранов, Н.В. ЕжоваН.П., Шабалови др.

Показатели физического развития детей

Здоровье и физическое развитие детей зависит от того, в какой физической форме и как часто занимается спортом ребенок. Важную роль в оценке здоровья детей выполняют показатели физического развития детей.

Под физическим развитием детей понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма таких как:

  1. рост,
  2. окружность грудной клетки,
  3. емкость легких,
  4. мышечная сила рук и т. д.

Физическое развитие и ребенка и взрослого напрямую связано с деятельностью систем организма:

  1. сердечно-сосудистой,
  2. дыхательной,
  3. пищеварительной,
  4. опорно-двигательной и др.

Состояние вышеперечисленных систем является показателем физического развития ребенка. Установлено, что, от того, как развит ребенок физически зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Многие ученые-валеологи отмечают, что физическое развитие как категория здоровья, напрямую связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. Это неоспоримо. Однако, нельзя забывать, что от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням и соответственно состояние внутренних органов.

Физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма и является одним из важнейших показателей здоровья детей.

В настоящее время все больше и больше говорят об акселерации детского организма. Она оказывает непредсказуемое воздействие на здоровье и физическое развитие детей. Акселерация – это ускоренные темпы развития называются организма. В науке уживаются не одна теория акселерации. Считается, что это – результат общей тенденции в биологии современного человека, возникшей под влиянием научно-технического прогресса. Это изменение питания, увеличение активности Солнца, изменение климатических условий, урбанизация, нарушения генетической изоляции (межнациональные браки), излучение бытовой техники и т.п.

Показателями физического развития ребенка чаще всего считаются рост и вес. Они оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности .

Для детского организма характерен быстрый рост и непрерывное развитие. По мнению Н.В. Ежовой в медицинской науке различают ряд периодов детского развития, которые отражены на рисунке ниже.

Периоды жизни ребенка

На физическое развитие ребёнка оказывают влияние множество факторов:

  1. Наследственность, в которой большую роль играют не только гены родителей, но и расовая принадлежность и гены многих поколений предков.
  2. Питание ребёнка, которое обеспечивает физиологические потребности организма. Несбалансированное питание часто приводит к дефициту или избытку определённых веществ, развитию различных заболеваний.
  3. Условия окружающей среды и уход за ребёнком.
  4. Наследственные болезни, наличие некоторых хронических заболеваний, перенесённые тяжелые травмы или инфекционные болезни.
  5. Правильно распределённая физическая нагрузка, двигательная активность ребёнка, его психологическое и эмоциональное состояние .

Чаще всего рост организма заканчивается к 16 – 18 годам .

Физическое развитие – процесс, строго подчинённый определённым биологическим законам.

Один из важнейших законов физического развития детей – чем меньше возраст, тем активнее происходят процессы роста. Исходя из этого, можно утверждать, что самым активным образом организм растетт внутриутробно. За 9 месяцев организм малыша растёт от нескольких клеток до размеров в среднем 49 – 54 см роста и 2,7 – 4 кг веса. За первый месяц жизни ребёнок вырастает примерно на 3 см и прибавляет массу 700 – 1000 г. В среднем к концу первого года ребёнок весит около 10 кг и имеет рост 73 – 76 см. С увеличением возраста уменьшаются прибавки в физическом развитии ребёнка .

Другой немаловажный закон роста детского организма – это смена периодов вытяжения и округления. Периоды так называемого вытяжения сменяются периодами округления – каждый период длится около 1,5 – 3 лет. Наиболее ярко выражены периоды округления в возрасте 3 – 5 лет, а периоды вытяжения – в подростковом возрасте .

Контроль за показателями физического развития ребенка необходим на каждом этапе развития. Необходимо помнить, что любое заболевание отражается на физическом развитии ребенка, нарушая его.

Оценка физического развития ребенка

Для выявления показателей здоровья и физического развитие детей проводят анализ показателей и расчеты, на выявление различных индексов.

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода представленных на рисунке.

Методы оценки физического развития детей

Рассмотрим каждый метод оценки здоровья и физического развития детей по отдельности.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблицы стандартов могут быть двух типов:

  1. Сигмальный тип.
  2. Центильный тип.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ – среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

Результаты оцениваются следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития. Они представлены на рисунке ниже .

Группы физического развития в соответствии с размерами сигмальных отклонений.

Рассмотрим пример: Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

т. е. рост школьника находится в пределах М + 1σ и оценивается как средний, нормальный рост.

Итоговые данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть наглядно представлены в виде так называемого антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ широко применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире .

В настоящее время, зная пол, возраст ребенка и определив антропометрические характеристики, можно выяснить степень отклонения его физического развития.

Центиль – определенная доля или процент соответствующего признака у детей в зависимости от возраста и пола. Это – количественный показатель физиологических границ данного признака .

За средние, или условно нормальные, величины принимаются значения в интервале 25-75 центилей (50% всех детей). Интервал от 10 до 25 центилей характеризует область величин ниже среднего, от 3 до 10 центилей – низких, ниже 3 центилей – очень низких и наоборот, интервал от 75 до 90 центилей – область величин выше среднего, от 90 до 97 центилей – высоких, выше 97 центилей – очень высоких. Выше 75 и ниже 25 центилей лежат пограничные зоны количественных характеристик длины и массы тела, требующие осторожности при оценке риска серьезных отклонений.

Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го центилей, отражают явную патологию или заболевание.

Каждый результат, полученный при измерении длины или массы тела, может быть помещен в соответствующую область, или "коридор", центильной шкалы, что позволяет оценить физическое развитие ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое и очень низкое. Если разность "коридоров" между любыми 2 из 3 показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии. Если эта разность составляет 2 "коридора", развитие следует считать негармоничным, а при 3 и более – дисгармоничным, т.е. свидетельством явного неблагополучия.

При наблюдении и измерении ребёнка педиатр даёт заключение по физическому развитию и рекомендации в случае отклонения от нормы.

Но для адекватной оценки и своевременного корректирования именно вашего ребёнка врач должен быть ознакомлен:

  1. с предыдущим развитием ребёнка,
  2. с перенесёнными заболеваниями,
  3. с наличиями особенностей ребёнка.

Родители должны четко отслеживать физическое развитие ребенка совместно с педиатром. Это необходимо для того, чтобы вовремя предотвратить развитие заболеваний, таких как эндокринные, болезни обмена веществ, болезни сердечно-сосудистой системы и т.д.

Оценка физического развития ребенка происходит в строго регламентированные периоды указанные ниже.

Итак, контроль за физическим развитием ребенка и его оценка крайне важны в современных крайне сложных экологических условиях. Так же нужно подчеркнуть тот факт, что физическое развитие и здоровье ребенка – взаимосвязанные показатели. У здоровых детей адекватные показатели физического развития. Если же у ребенка имеются какие либо заболевания, то они ухудшают показатели физического развития.

Постоянное наблюдение за физическим развитием детей необходимо, оно позволяет выявить на ранних стадиях многие заболевания, ещё до начала жалоб на здоровье ребёнком или его родителями.

Литература

  1. Голубев В.В.Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста – М.: Издательский центр "Академия", 2011
  2. Ежова Н.В. Педиатрия – Мн.: Высшая школа, 1999
  3. Жидкова О.И.Медицинская статистика: конспект лекций – М.: Эксмо, 2011
  4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Педиатрия с детскими. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2011
  5. Педиатрия. Национальное руководство. Краткое издание / Под ред. А. А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
  6. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста – Арзамас: АГПИ, 2006.
  7. Тяжелая О.В. Педиатрия. – Новая книга, 2010.

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»

Характеристика области

Встречаемость, тактика врача

Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей

Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей

Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

  1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
  2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
  3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

  1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
  2. Дисгармоничное — разность 2.
  3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни определяем по таблице Кисляковской.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

  • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
  • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
  • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

  • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
  • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
  • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

  • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
  • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
  • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
  • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

  • В 10 лет — 63 см.
  • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
  • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

  • в 5 лет — 50 см
  • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
  • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.



Рассказать друзьям