Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования. Формирование у старших дошкольников естественнонаучных представлений условиях реализации фгос до

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Методическая разработка "Формирование у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений условиях реализации ФГОС ДО"

(Слайд №1)
ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира.
Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих способностей и проявления одаренности у детей.(Слайд №2)
Содержание естественнонаучного образования в дошкольных образовательных организациях включает в себя очень широкие направления и области естественнонаучных знаний о природе и мире, описывающих последовательные причинно-следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения.(Слайд №3)
Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно при следующих условиях:
при интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных видов детской деятельности:
(Слайд №4)
1. при организации развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада в соответствии со ФГОС должна обеспечить учет специфики ближайшего социально-культурного окружения, быть полифункциональной.
Предметно-пространственная среда детского сада в рамках естественнонаучного образования детей, дополнилась макетами здания ядерного центра г. Димитровграда, макет ядерного ядерного реактора ВК-50 (Слайд №5)
Макет климатических зон, макет Кабинета Функциональной диагностики (Слайд №6)
некоторых боксов (исследовательский бокс) (Слайд №7)
Макет «Детский интеллектуальный Центр», конструкции АЭС,
стелы НИИАРа, моделями атома, молекул и др. (Слайд №8)

2. исследовательская среда
Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности, включение экспериментирования, поэтому в нашем ДОУ созданы и Центры экспериментирования, в которых предоставляется детям возможность самостоятельно проводить простейшие опыты, используя уже полученные знания и умения в детской лаборатории (опыты «Свет», «Вода», «Телевизор», «Мобильный телефон» и др.). (Слайд №9)
Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований. (Слайд №10)
3. игровая среда
Предметная среда дополнилась и игровым оборудованием, атрибутами для сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование у дошкольников элементарных представлений об природе и окружающем мире, перчатки, очки, компьютеры, планшеты, игрушечные телевизор, стационарный и мобильные телефоны, фен и т.п.(Слайд №11)
4. экспериментальная среда
В детском саду создана детская лаборатория – Солнечная лаборатория, где дети в процессе проведения опытов под руководством воспитателя (учителя физики) постигают основы протекания различных физических и химических процессов; знакомятся с естественнонаучными понятиями. Специфика работы «Солнечной лаборатории» заключается в подготовке с учетом возрастных особенностей дошкольников к восприятию и осмыслению элементарных физических процессов.
(Слайд№12)
В условиях лаборатории дети являются активными участниками познавательно-исследовательской деятельности. Алгоритм детской поисково-исследовательской деятельности в «Солнечной лаборатории» включает: познавательную мотивацию, определение цели, осуществление поиска, обдумывание хода опытно-исследовательской деятельности, детскую деятельность, формулирование вывода.(Слайд №13)
творческих мастерских для развития познавательной активности;
В нашем дошкольном учреждении силами педагогов создан мини-музей. Его оснащение направлено именно на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?..(Слайд №14)
Музей «Мой город» и «Моя страна Россия» знакомят детей с историей страны, города.(Слайд №15)
организации взаимодействия с социальными институтами.
В нашем ДОУ уже четвертый год реализуется образовательная концепция развития ДОУ «Формирование гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с социальными партнерами (на примере учреждений, входящих в ядерный инновационный кластер). Ее основная цель – объяснить детям на доступном уровне, что такое ядерная энергетика и почему ее необходимо развивать.(Слайд №16)
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольной организации на создание условий успешной социализации, которая всегда осуществляется при активном взаимодействии с социумом, с учреждениями, входящими в ядерный инновационный кластер:
научно-исследовательский институт атомных реакторов (НИИАР),
филиал Национального-исследовательского ядерного университета МИФИ,
культурный центр им. Е.П. Славского,
формируется открытое образовательное пространство, содействующее не только естественнонаучному образованию дошкольников.
многопрофильный лицей.(Слайд №17)
Учащиеся Димитровградского многопрофильного лицея и студенты филиала Национального-исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт) раз в месяц приходят в детский сад для доступного и понятного рассказа о сложном мире энергии, её видах; показа презентаций о необычных физических явлениях (радуга, северное сияние, цунами, водопады); демонстрации опытов с привлечением детей.(Слайд №18)
Важными участниками среды субъектного взаимодействия являются педагоги дошкольной организации.
От их профессиональной компетентности, знаний в области естествознания зависит успешность формирования целевых ориентиров, определенных во ФГОС ДО: ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспериментировать.(Слайд №19)
В рамках Всероссийского фестиваля ученических сообществ «Вместе в будущее» и недели российской науки в нашем детском саду было организовано конкурсное мероприятие «Занятия с дошкольниками «Первые шаги» госкорпорации «Школа Росатома», где дошкольники освоили закономерности окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Слайд №20
А также организован и (на примере учреждений, входящих в ядерный инновационный кластер). Вниманию детей был представлен репортаж из города Мирного атома». В ходе репортажа зрители познакомились с работой маленьких ученых Солнечной лаборатории, где дети занимаются исследовательской деятельностью, изучают и опытническим путем добывают различные виды энергии. Совершили небольшую экскурсию в НИИАР
И познакомились с такими профессиями, как доземитрист, инженер-атомщик, эколог и др.(Слайд №21)
Таким образом, одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
Естествознание обладает огромным потенциалом формирования научного, созидательного мировоззрения. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов неживой, живой природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.(Слайд №21)

Презентация на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений в условиях реализации ФГОС ДО

Богданова Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №141
Населённый пункт: Город Иркутск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 03.03.2018
Раздел: дошкольное образование

"Формирование естественнонаучных

представлений у детей дошкольного

возраста"

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение

определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих

успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным

представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у

дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается

очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить

материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления

зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и

требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие

закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

Временный государственный стандарт по дошкольному образованию определяет раздел в

работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений.

Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует

формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления

являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского

мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию

детской любознательности. Однако в практике дошкольного воспитания мы видим, что в ходе

занятий дети практически лишены возможности задавать вопросы – весь материал выдается

воспитателем в готовом виде, зачастую без учета интереса детей. А временные рамки занятия

не позволяют «отвлекаться от темы». Поэтому особенно актуальным представляется освоение

детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и

исследовательскую деятельность. Кроме того, в известной степени страдает и форма подачи

такого материала. Она или избыточно сложна, или дается детям в виде «готовых понятий»,

которые принимаются детьми как аксиома, без попыток понять причинно-следственные связи.

Поэтому для многих педагогов этот раздел представляет определенные трудности.

Исходя из вышеизложенного, особенно актуальным становится отбор методов и приемов, форм

работы с детьми. Как наглядно показать и доступно объяснить дошкольнику то, что он не может

наглядно увидеть, учитывая, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное

мышление? При этом существует опасность прямого переноса знаний из школьной программы в

дошкольную, а это не только не даст нужного эффекта, но и может исказить складывающуюся у

детей картину мира, отбить познавательный интерес из-за непонятности и сложности

предлагаемой информации. Многие понятия абстрактны и трудны для понимания детьми-

дошкольниками. Их усвоение требует особой организации познавательной деятельности,

включение экспериментирования.

Для реализации плана по формированию естественнонаучных представлений необходимо

учитывать несколько условий:

Первым условием имеет смысл определить использование здоровьесберегающих

образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания и обучения

таким образом, чтобы ребенок, мог усваивать культуру человечества без излишнего для данного

возраста физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

Второе условие - высокий уровень качества образовательных программ и их методического

обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить воспитательно-образовательный

процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и

одновременно без излишней нагрузки для учащихся.

Третье условие - обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой

предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

самостоятельное расположение игрового материала,

максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки,

игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и

ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;

активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например,

развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный

материал (игрушки, картинки), можно вводить природный, игровой материал, самих детей;

одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их,

вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять

развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность

ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-

лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо

освещенном месте. Именно такие мини-лаборатории созданы в нашем учреждении в каждой

группе. Здесь собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ,

физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства

песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные,

птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

образцы песка, глины, чернозема;

образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);

камни (галька, гравий, керамзит);

медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;

семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница,

рожь, овес, рис, греча и др.);

семена огородных культур;

гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора,

скорлупа;

соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.

Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики,

песочные формочки и т.д.);

шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

компас, бинокль;

пилочки, наждачная бумага, пипетки;

губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;

микроскопы, глобус.

Четвертое условие - обеспечение психологического комфорта ребенка в образовательном

учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья.

личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает

индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов,

ориентацию педагога на интересы развития ребенка;

открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи

дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;

активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и

методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками

и взрослыми;

широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи);

активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского

сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры

/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические

М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника)

Рыжова Н.А. воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию

дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.

Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-

экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и

младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.-

Воробьёва В. М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»,

Архангельск, 1999-61с.

Молодова Л.П. игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для

воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.: ил.

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности.

С. Л. Рубинштейн

ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками – формирование элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественно-научных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

В течение 2016-2017 учебного года я реализовывала авторский проект по самообразованию «Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста».

Цель этой работы : развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи :

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики в начале учебного года показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. И поэтому чтобы начать решать выявленную проблему, мы в группе создали мини-лабораторию. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размера и формы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под мороженого, йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, коробки из-под тортов, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). Также подойдут и большие прозрачные пластмассовые банки, например, для круп. Из обычных пластиковых бутылок, разрезанных пополам, получатся дождемер (для измерения количества выпавших осадков) и ловушка для почвенных животных. Верхняя часть бутылки переворачивается и вставляется в нижнюю, наподобие обычной воронки. На стенках дождемера фломастером наносятся метки-черточки.

В сборе и изготовлении оборудования принимают участие и дети, и родители. При таком подходе процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы в доходы!»).

В группе для проведения опытов по программе используем имеющийся специальный материал (кувшинчики, стаканчики для переливания воды, цилиндры и т. п.). Для исследований в лаборатории и на прогулках мы используем лупы, термометры (для измерения температуры воздуха и воды), песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, магнитную доску, мини планетарий, миски и другие емкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой, флюгеры, бумагу, фломастеры. Для фиксирования результатов наблюдений оформляются «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы).

Особенно интересно детям следить за развитием корней лука. Длинные корни образуются также и у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки мы ставим в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в емкость. Для удобства наблюдения сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Также в уголке экспериментирования храним природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий), шишки, мхи, лишайники, кусочки коры деревьев. Детям мы предлагали поискать во дворе детского сада или дома предметы, которые, с их точки зрения, могли бы представлять интерес для ученых. Просили принести их в лабораторию и объяснить свой выбор. Выделили для таких материалов специальный уголок.

Также для повышения познавательной активности детей я разрабатываю проекты. В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования, и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей: что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то подбирается соответствующая возрасту мотивация: иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности:

– прогулки (по экологической тропе, к оврагу, к роднику);

– экскурсии (в парк, в лес);

– опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет воды?», «Какой вкус воды?», «Песочные туннели», «Что такое вода?», «Сухой песок не держит форму», «Снег-это тоже вода», «Разноцветные льдинки»;

– беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают камешки?», «Как человек использует воду?»»;

– эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»;

– проведение серии регулярных занятий: «Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в твёрдом состоянии»;

– игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»;

– коллективные проекты («Радуга на лугу», «Секреты воды», «Мы-друзья природы!» «Прогулка с интересом»;

– индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы:

тематические выставки («Я – исследователь», «Маленький Любознайка»;

фотовыставки («Мы познаем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья»;

диспуты («Маленькие почемучки», «Любопытный возраст»);

конкурсы («Лучшее изобретение группы», «Новый наряд для куклы»);

совместные проекты («Мой друг – книга», «Шоколадная сказка»);

встречи с интересными людьми;

беседы («Обученье с увлеченьем», «Развиваем любознательность»;

консультации («Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?», «Неизведанное рядом»).


В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения и информационно-коммуникативные. Большую часть мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.

В рамках методической работы созданы картотеки экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно-исследовательской деятельности для разных возрастных групп. Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированных научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:

Результаты мониторинга детей:

знаниями

На стадии овладения знаниями

Не владеют знаниями

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

2мл.гр.

Ср.гр

Начало уч. год

Конец уч. год

Данных результатов удалось достичь при помощи индивидуальной работы с детьми и использовании дифференцированного подхода, организации консультативной помощи родителям.

На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Таким образом, путей развития дошкольника существует много, но исследовательская деятельность, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Если маленький исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который будет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

И в заключении хотела сказать словами Тимирязева К.Е.: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2013.

4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / С-Пб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс».

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию детей. Особенно актуальным представляется формирование географических представлений, так как они закладывают у дошкольников основу миропонимания и устройство бытия. География – интереснейшая и непростая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство окружающего мира. Формирование элементарных географических представлений у детей с дошкольного возраста подводит к более глубокому и подробному знакомству с этим предметом в школе. Вызывает стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формируется понимание того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. В процессе ознакомления с окружающим миром расширяется кругозор детей, формирование целостной картины мира и первичных представлений о культурных ценностях .

Особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира посредствам музейной педагогики направленной на формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений.

Целью реализации выбранного направления является создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.

Таким образом, было решено создать на базе учреждения мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил емкое название «Планета Земля». [Рис.1]

Рис. 1 Мини-музей «Планета Земля»

Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где ребенку можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников.

Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе. Он включает в себя не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

При организации предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

    Наглядность.

    Доступность.

    Безопасность. (оформление не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольников).

    Экологичность.

    Разнообразие. (экспонаты достоверно отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира).

    Динамичность.

    Глобализм и регионализм. (музейные экспозиции позволяют знакомить детей с глобальными проблемами природы и культуры, так и региональной тематикой).

    Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

    Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

    Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе).

    Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

    Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

    Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) .

Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.

Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. Он включает в себя коллекции ракушек, образцы морской соли, морскую и речную гальку, кораллы, морские звезды, чучела маленькой акулы, рыбы-ежа, краба. [Рис.2]

Рис. 2 Раздел «Загадки морей и океанов»

Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. [Рис.3]

Рис. 3 Раздел «Природные богатства недр Земли»

Открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них, проследить весь жизненный путь. Он включает в себя коллекции насекомых и семян растений, гербарии деревьев и трав.

Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий». Здесь представлены макеты достопримечательностей различных городов и стран, национальные костюмы многих народов. [Рис.4]

Рис. 4 Раздел «Путешествий»

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, но и пробуждение творческой активности детей, качество усвоения полученной информации . Поэтому педагогический коллектив продумывает обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами для побуждения детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Музейные экспонаты обеспечивают развитие детской активности: собственной и стимулируемой взрослым. Такие формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому реализовать свою познавательную активность . Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир, который в будущем более подробно они будут изучать в школе. [Рис.5]

Рис. 5 Практическая часть экскурсии

На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что подводит к пониманию окружающей действительности.

С учетом интереса детей к занятиям-экскурсиям в музее, возникла необходимость организовать работу мини-лабораторий в каждой группе.

В каждой группе функционируют хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:

    Приборы-помощники

    Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы

    Утилизированный материал

    Технические материалы

    Пищевые красители, акварельные краски

    Медицинские материалы

    Природный материал

    Разные виды бумаги

    Прочие материалы

Были составление картотеки опытов и экспериментов, в соответствии с возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования, педагогики руководствовались примерным перспективным планом мини-музея «Планета Земля». В таблицах представлены темы занятий-экскурсий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

«Живая и неживая природа»

Познакомить детей с объектами живой и неживой природы

«Вода источник жизни»

Дать представления о свойствах воды и ее значении в жизни.

«Морские обитатели»

«Кто живет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления об обитателях леса.

«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления о лесе.

«Кто живет в траве?»

«От семени до дерева»

«Как живут растения зимой?»

Дать представления о том что происходит с растениями в зимний период.

«Как звери к зиме готовятся?»

Дать детям представления о жизни диких животных зимой

«Как птицы весну встречают?»

Познакомить детей с разнообразием и повадками птиц.

«Цветы на лугу»

Познакомить с разнообразием растений, цветов.

Удивительный мир камней

Познакомить с разнообразием камней

«Наша Родина - Россия»

Дать детям представления о стране

«Наш город»

Познакомить с достопримечательностями города.

Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

«Аммониты – древнейшие животные Земли»

Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.

«Первые представления людей о планете Земля»

Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.

«Глобус и карта помощники в путешествии»

Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.

«Чудеса Света»

Познакомить с достопримечательностями стран Мира.

«Широка страна моя родная»

Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.

«Народов много, страна одна»

Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.

«Путешествие в Африку»

Дать детям элементарные представления о материке Африка.

«Путешествие в Австралию»

Дать детям элементарные представления о материке Австралия.

«Путешествие в Антарктиду»

Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.

«Путешествие в Америку»

Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

Расширить представления детей о морских хищниках.

«Какие разные камни»

Дать детям представления о разнообразии камней.

«Выращиваем кристаллы»

Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

«Путешествие на северный полюс»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Путешествие в тундру»

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

«Путешествие в тайгу»

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

«Путешествие в пустыню»

Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Изначально, данное направление работы было экспериментально апробировано с детьми старшего дошкольного возраста. Итоги показали, что дети увлеченно и с большим интересом посещали экскурсии, делились полученными знаниями друг с другом и с родителями. Они стали бережнее относиться к окружающей среде и окружающему миру, проявлять интерес к исследовательской деятельности, поняли, что мир вокруг нас таит в себе много загадок, которые они могут разгадать.

Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое. Совместная работа, включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность, подводит ребенка к более осмысленному пониманию окружающего мира, формирует естественнонаучное мировоззрение, дает возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Ребенок познает не только внешние параметры объектов, но и их связь между собой . Данное направление развивает экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.

Литература

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002

3. С.Н. Николаева «Юный Эколог» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

4. А.Н. Морозова О.В. Мельникова «Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2006

5. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010

6. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006

Представление - образ предмета или явления. Поэтому в отличие от восприятия в представлении выше степень обобщенности.

Взаимопроникновение наглядного и обобщенного в представление составляет его главную особенность. Таким образом, представление, с одной стороны, связано с чувственным опытом, с другой - с обобщением образа в процессе мышления, а затем и в речи. Вместе с тем это пока еще образ, эмпирический уровень образования понятия. Понятно, что чем полнее, точнее восприятие, тем полнее и точнее представление

Представления имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия и не было бы представлений, наши знания ограничивались бы только тем, что мы непосредственно наблюдаем. Весь прошлый опыт для нас бы не существовал. Мы не могли бы предвидеть будущее, строить проекты, планы... Как видим, роль представлений в познании велика. Они являются необходимой предпосылкой для сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных и культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения школьников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему. Следовательно, формирование представлений обеспечивает запас у детей фактических, образных знаний, способствующих их умственному, нравственному, эстетическому, этическому, физическому развитию. Поэтому целенаправленная работа над образованием в сознании детей отчетливых, точных представлений о предметах и явлениях природы - одна из важных задач работы учителя.

Но может быть, необязательно работать над образованием представлений, особенно о таких предметах и явлениях, с которыми дети постоянно сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, все знают из личного опыта, а потому им неинтересно. Однако складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих одно и то же дерево. С другой стороны, установлено, что когда в привычных знакомых предметах учащиеся устанавливают что-то необычное, новое для них, это привлекает к этому особое внимание, вызывает интерес.

Итак, учителю надо специально руководить процессом формирования представлений, добиваться возможно полной их точности, разносторонности, яркости.

Как уже отмечалось, в основе представлений лежат восприятия. Обеспечению образования правильных восприятий способствует учет уже имеющихся по данному вопросу представлений, выявление их правильности или ошибочности. Следующий этап работы - организация общения детей с предметами и явлениями природы. Это прежде всего непосредственные наблюдения и эксперимент, выполняемые детьми самостоятельно во внеурочное время или на уроках в ходе практических и лабораторных работ с натуральными объектами природы. Однако по разным причинам не всегда удается организовать работу с натуральными объектами природы. В таком случае объект или явление природы заменяется его плоскостным или объемным изображениями, т. е. изобразительным наглядным пособием. Третий путь образования восприятий - это создание образа словом, когда нет возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их изображениями. Такие восприятия создаются силой творческого воображения. При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления. Например, чтобы создать образ карликовой березки у учащихся, никогда не видевших это растение, можно пойти таким путем: дети рассматривают лист обыкновенной березы. Учитель говорит, что по форме лист карликовой березки такой же, но величина его примерно с ноготь среднего пальца руки. А как растение выглядит в целом? Чтобы представить себе его, можно взять каком-нибудь кривой прутик и показать на нем толщину и положение в пространстве стебля березки. При этом важную роль играет описание растения словами. Понятно, что в этом случае восприятие березки будет не такое точное, как если бы учащиеся смогли воспринимать облик самого растения.

Результативность того или иного вида общения с объектами и явлениями природы усиливается путем постановки перед детьми ясной цели общения, последовательной системы вопросов, направляющих внимание детей на те или иные особенности, свойства объекта, заставляющие учащихся всматриваться, вслушиваться. Закреплению и уточнению представлений, образовавшихся на основе восприятий, способствуют зарисовки по памяти, упражнения по различению, узнаванию.

Результатом чувственного восприятия является представление. В представлении отражается образ предмета. Но представление не дает нам знания общего, существенного, внутренних связей и развития этих предметов и явлений. И если бы наши знания ограничивались только представлениями, они оставались бы на фактологическом уровне, а наш кругозор был бы слишком узок. Представления составляют материал для последующей работы. Теперь на первый план выступает мыслительная деятельность по обобщению представлений. В процессе осмысления и обобщения выделяются общие существенные признаки предметов и явлений. Результатом этого процесса и являются понятия. Например, у ребенка уже есть представления о березе, липе, ели и т. п. Мышление выделяет их существенные общие признаки: один толстый стебель, ствол; крона из ветвей и листьев; растение высокое. Так образовалось понятие о дереве. Как видим, этот процесс уже оторван от чувственного восприятия и произошел на уровне абстрактного мышления.

В сознании человека понятия способны углублять свое содержание и расширять свой объем, понятия находятся в постоянном развитии. Но прежде чем понятие начнет развиваться, оно должно быть образовано, сформировано. Образование и развитие понятий может проходить стихийно или под влиянием извне. Понятно, что стихийный процесс образования понятий идет значительно медленнее, чем под его управлением. Такой процесс может привести к тому, что у человека сложатся неверные знания. А они могут быть мало связаны между собой, почти всегда не представляя единой научной теории. Поэтому методика образования понятий является центральной во всем процессе обучения, ибо от нее, в основном, зависит уровень эрудиции обучаемого, качество его мыслительной деятельности, а также общий уровень развития личности на каждом этапе обучения.

Каждое понятие, усваиваемое учащимися при изучении начального естествознания, должно характеризоваться таким числом существенных признаков, которых было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. Вместе с тем оно должно иметь объем элементов знаний, необходимых для дальнейшего развития. Кроме того, понятие приобретает доказательный и убедительный характер, если существенные признаки его подтверждены оптимальным количеством фактов и если рассмотрены взаимосвязи его с другими понятиями. Это указывает на важность построения логически связанной системы понятий.

Методика формирования понятий есть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него - к практике». Отсюда вытекает важнейший педагогический вывод - вести детей к знанию общего надо через изучение единичного, особенного. Такой подход особенно важен применительно к младшим школьникам, психофизиологической особенностью мышления которых является конкретность, образность. Нельзя понять, что такое растение вообще, не зная конкретных растений. Нельзя также сводить усвоение понятия к заучиванию словесных формулировок, что, к сожалению, еще имеет место в школьной практике. Если учащийся запомнил термин «растение», но никогда не видел конкретное растение, он не владеет этим понятием. В этом случае его знания о растении формальны.

Однако это не значит, что в обучении надо всегда идти только от восприятия единичного, стремиться давать как можно больше фактического материала. Важно для формирования понятия отобрать определенное число объектов, обладающих типичными чертами. Следует учесть и уже имеющиеся представления, и жизненный опыт учащихся, что покажет, насколько подробно должна быть организована работа по восприятию конкретных предметов и явле­ний. На практике процесс формирования понятий не всегда идет в строгом соответствии с логикой теории познания. Нередко мы сначала пользуемся общим понятием, а затем его конкретизируем. Например, сначала ребенок усваивает слово «дерево» или слово «поверхность», а затем в процессе общения с природой различает отдельные деревья - березу, ель, липу, отдельные формы поверхности - равнина, гора, холм. Заметим также, что в современной теории и практике обучения имеет место направление, которое отрицает этап первоначального эмпирического познания, опоры на чувственный опыт. В данном случае понятия, теоретические знания формируются без предварительного воспроизведения эмпирических знаний, чувственного опыта учащихся.

Исходным моментом этого процесса является восприятие предметов и явлений природы всеми органами чувств. На органы чувств ребенка воздействует целый поток раздражителей - звуковых, световых, механических, вкусовых и др., формируясь в ощущения. Каждый орган чувств отражает, а, следовательно, и формирует ощущение соответствующих свойств материи. Ощущения передаются в кору головного мозга. Поскольку в действительности свойства, признаки предметов не существуют изолированно, то и в человеческом сознании отдельные ощущения синтезируются, складываются в некий единый образ. Так образуется восприятие. Восприятие всегда целостно и конкретно. Оно является чувственным отражением действительности, образом предмета или явления в его присутствии. Чем богаче, точнее, разностороннее восприятие, тем выше качество основы для последующего процесса познания.

Понятия, как и восприятия и представления, могут образоваться стихийно и искусственно - под руководством учителя. Понятно, что образованные в результате целенаправленного воздействия, систематического руководства понятия у детей будут значительно более правильными, прочными и осознанными, чем складывающиеся стихийно. Ведь ребенку трудно самостоятельно выделить существенное, отличить его от случайного, установить существенные связи. Трудность, которую испытывает ребенок на этом этапе образования понятий, заключается еще и в том, что он не может, например, уви­деть, потрогать дерево или животное, понюхать цветок и т. п. Поэтому необходимо продуманно и систематически руководить образованием понятий, что и составляет задачу учителя.

Итак, как же работать над образованием понятий? Каким инструментом должен владеть учитель при этом? Начнем с того этапа, на котором у детей имеется запас конкретных представлений. Далее учитель с помощью целого ряда вопросов как бы вынуждает учащихся выделять сначала общие свойства, признаки, связи изучаемых предметов и явлений. Но не все общее может быть одновременно и существенным. Поэтому нужна дальнейшая работа, система вопросов и заданий, требующих рассуждений и дающих возможность выделить существенные признаки, отделить несущественные, случайные. В основе этого учебного процесса формирования понятий лежат физиологические процессы высшей нервной деятельности человека

Образованное понятие должно быть закреплено. Для этого используется этап практикования. На нем важную роль играют различные упражнения, зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности; проверка выявленных существенных признаков, связей в практике, когда учитель возвращает ученика к наглядным пособиям, к выполнению практических работ, опытов, созданию моделей и т. п. Последние могут быть как новыми по сравнению с тем, что было на этапе образования понятий, так и теми же. Если применяются те же средства закрепления понятий, они могут быть использованы фрагментарно. Например, в процессе осмысления представлений о плодах растений выявляются существенные признаки плода вообще - наличие в нем семян и расположение на растении - на месте цветка. На этапе практикования учитель предлагает классу незнакомые плоды и предлагает выявить, какие это части растений. Дети повторяют практическую работу, которая выполнялась на эмпирическом уровне образования понятий. Но процесс мышления здесь идет в другом направлении, а именно не от частного к общему, а от общего к частному. Практикование по­нятий имеет большое значение в обучении, так как закрепляет и углубляет знания, развивает у учащихся умения самоконтроля, самооценки.

Приводя перечень средств формирования понятий на разных этапах всего процесса, мы разделили его условно. Мышление – единый и неделимый на части процесс. Но в практике обучения природоведению знания учащихся зачастую останавливаются на уровне представлений. Поэтому учителю нужно осознать завершённость процесса образования понятий и реализовывать его с учётом названных выше этапов.



Рассказать друзьям