- Разовый объем питания рассчитывается по следующей формуле: N (число дней жизни) х 10 = разовый объем питания. Это самый простой способ определения разового количество молока для малыша в первые десять дней.
Дни жизни малыша
1-й 10мл
2-й 20мл
3-й 30мл
4-й 40мл
5-й 50мл
6-й 60мл
7-й 70мл
8-й 80мл
9-й 80-90мл
10-й 90-100мл
- Суточный объем питания рассчитывается по массе тела малыша в двух вариантах (в зависимости от веса малыша) следующим образом:
1. П ри массе тела 3200 гр. и ниже суточный объем молока = возраст в днях (N)×70
Пример : Ребенку 5 дней, масса тела 3100. Суточный объем молока будет = 70 х 5 = 350мл.
Чтобы рассчитать разовый объем, то следует разделить суточный объем на количество кормлений (в этом возрасте их 8 для малыша на искусственном вскармливании). То есть, для данного ребенка разовый объем будет 350÷8 = 43,75мл (округляем до 45).
2. П ри массе тела выше 3200 гр. суточный объем молока = возраст в днях (N)×80
Пример : Ребенку 7 дней, масса тела 3800 . Суточный объем молока будет = 7 ×80 = 560 мл . Разовый объем будет 70 мл.
Расчет суточного объема пищи для ребенка от 10 дней жизни до года:
В возрасте от 10 дней до 6 недель – 1/5 массы тела;
От 6 недель до 4 месяцев – 1/6 массы тела;
От 4 месяцев до 6 месяцев – 1/7 массы тела;
От 6 месяцев до 8 месяцев –1/8 массы тела;
От 8 месяцев до 12 месяцев –1/9 массы тела.
Пример №1: ребенку 1 месяц, вес 4100 гр. Суточный объем молока для него = 4100÷5= 820 мл .
Пример №2: Ребенку 3 месяца, вес 5700. Суточный объем молока для него = 5700÷6= 950 мл .
Объем пищи в сутки детям до 1 года не должен превышать 1200мл!!!
Объемный метод расчета питания
Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.
Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам.
Количество молока в сутки должно составлять
Фиксированный режим кормлений
Фиксированный
через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него
Калорийный метод расчета питания
Более точный способ расчета питания, когда, определив необходимое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.
Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.
Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела
Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления
Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.
Примечание: суточный объем питания для детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Овощное пюре
Раскладка на 200 г:
· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;
· картофель - 40 г;
· молоко - 50 мл;
· масло (сливочное или растительное) - 5 г;
· 25% р-р соли - 3 мл.
Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почистить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количеством (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.
Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи тушились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть через сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.
В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.
Каша
Раскладка:
· молоко - 200 мл;
· вода 50 мл;
· крупа - 20 г (4 чайных ложки);
· сахарный сироп - 10 мл;
· 25% р-р соли;
· сливочное масло.
Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просеянную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до кипения, добавить сливочное масло.
Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.
Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо использовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства
УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ
Цель:
· восстановить водно-солевой баланс организма;
· ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития.
Показания: эксикоз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.
Оснащение:
· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);
· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкости);
· растворы:
XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, каротиновая смесь;
XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «домашний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочками моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и остудить;
XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;
минеральная вода без газов
Примечания:
· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач;
· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;
· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.
Этапы | Обоснованиеi |
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. через 5-10 мин или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы | Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом |
2. Медсестра проводит учет и регистрацию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости | Оценка эффективности терапии |
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: | Оценка эффективности проведенного этапа пероральной регидратации |
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; | Вводимый раствор не всасывается в кишечнике. |
Этапы | Обоснование | ||
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраняется - повторить проведенные мероприятия; в) эксикоза нет - перейти на поддерживающую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксировать продолжающиеся потери жидкости | Рассчитанное для первичной ре гидратации количество раствора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного развития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости | ||
4. При отсутствии рвоты постепенно увеличивать дозу питья на один прием | Адекватное увеличение объема циркулирующей крови | ||
Завершение манипуляции | |||
Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула | Обеспечение эффективности проведения пероральной регидратации | ||
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс и газов.
Показания:
· задержка стула,
· отравления,
· подготовка к операциям,
· проведение лекарственной клизмы,
· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям органов брюшной полости, УЗИ.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки.
Оснащение:
· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:
XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;
XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребенку;
XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;
XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;
XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;
· кипяченая вода (температура 28-30 °С);
· стерильный вазелин или глицерин;
· фартук, резиновые перчатки;
· шпатель, марлевые салфетки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезинфицирующим раствором.
Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
· отказ родителей от выполнения манипуляции,
· повреждение прямой кишки.
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Право пациента (родителей) на информацию | |||
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности персонала | |||
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку | При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье | |||
4. Заполнить грушевидный баллон кипяченой водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям раннего возраста | Холодная вода стимулирует перистальтику кишечника | |||
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки | Облегчен иевведен и я наконечника в прямую кишку | |||
Выполнение манипуляции
1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух | Предупреждение введения воздуха в прямую кишку |
2. Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возраста. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику | Предупреждение неприятных ощущений у ребенка. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник | Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки |
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не разжимая баллона | Чтобы вода не вылилась наружу |
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника | Для лучшего размягчения каловых масс |
6. У грудныхдетей испражнения выделяются в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок | Исключение загрязнения окружающей среды |
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) | Оценка эффективности манипуляции |
Завершение манипуляции
Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). Затем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.
Хранить в параформалиновых камерах.
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ
Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.
Показания:
· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;
· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки;
· непереносимость вводимого лекарственного вещества.
Оснащение:
· резиновые перчатки и фартук;
· клеенка, пеленка, полотенце;
· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);
· газоотводная трубка;
· марлевая салфетка;
вазелиновое масло;
· емкость с лекарственным препаратом;
· лоток с дезраствором для отработанного материала.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции |
2. За 20-30 мин до постановки лекарственной клизмы сделать ребенку очистительную клизму | Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия |
3. Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой | Обеспечение комфортных условий |
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | |
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резиновый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл | Теплый лекарственный препарат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность появления преждевременной перистальтики |
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива | Облегчение введения газоотводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | |
Обеспечение инфекционной безопасности | |
Завершение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке | Удаление из баллончика воздуха и предупреждение попадания воздуха в прямую кишку |
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, предварительно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) | Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллончик и предупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот | Время, необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата |
Завершение манипуляции
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
Профилактика возникновения пролежней стенки кишки. | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом, одеть ребенка |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резинового грушевидного баллончика.
ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возраста ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
· негативное отношение матери к проведению манипуляции.
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
1. Смазать закругленный конец газоотводной трубки вазелиновым маслом | Облегчает введение газоотводной трубки в кишечник |
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку | Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки |
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными движениями ввести в прямую кишку газоотводную трубку сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глубину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) | Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жидких каловых масс |
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом,одеть ребенка | Гигиена кожных покровов, обеспечение комфортных условий |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резинового грушевидного баллончика.
ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ
Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.
Противопоказания:
· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;
· нарушение целостности кожных покровов;
· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоцировать глубокие ожоги).
Оснащение:
· компрессная бумага;
· марлевая салфетка;
· косынка или широкий бинт;
· ножницы;
· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфорное масло).
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблюдение прав пациента | ||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по периметру на 1-2 см больше салфетки. В марлевой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной раковины. Приготовить кусок ваты по периметру на 1-2 см больше, чем бумага | Подготовка необходимого оснащения для эффективного проведения манипуляции | |||
Выполнение манипуляции | ||||
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее | Исключается чувство дискомфорта | |||
Этапы | Обоснование | |||
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывести через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты толщиной 2-3 см | Обеспечивается рефлекторное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи | |||
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии | Не нарушается повседневная жизнедеятельность | |||
Завершение манипуляции | ||||
1. Объяснить маме, что компресс поставлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса | Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту | |||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. После снятия компресса надеть ребенку шапочку | Профилактика охлаждения | |||
Примечание:
· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарственными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;
· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ
Цель:
· восстановление проходимости дыхательных путей;
· введение лекарственных средств в организм;
· отвлекающая терапия.
Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболевания органовдыхания.
Противопоказания:
· индивидуальная непереносимость лекарств;
· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).
Оснащение:
· стационарный или портативный ингаляторы;
· емкость для кипячения воды;
· лекарственные препараты;
· 2% р-р питьевой соды.
Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не оставлять ребенка без присмотра.
Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,
А. Паровые
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование | ||||
3. Медсестра или мать просит ребенка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин | Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом | Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких | ||||
Б. Аэрозоли (ингалятор) | |||||
Подготовка к манипуляции | |||||
1. Прочитать название препарата | Исключается ошибка | ||||
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие | Право пациента и родителей на информацию | ||||
3. Усадить ребенка, а лучше провести ингаляцию стоя | Эффективнее дыхательная функция | ||||
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикулярно, встряхнуть его | Обеспечивается успешное проведение манипуляции | ||||
Выполнение манипуляции | |||||
1. Попросить ребенка старшего возраста сделать глубокий выдох | Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции | ||||
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад | Предупреждаются потери препарата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке | ||||
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох | Обеспечивается вдыхание препарата в дыхательные пути | ||||
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 | Достигается достаточная терапевтическая доза | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Закрыть ингалятор колпачком | Условия хранения препарата | ||||
Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленного производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ
Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.
Противопоказания:
· повышенная температура тела ребенка;
· заболевания кожи;
· индивидуальная непереносимость горчицы.
Оснащение:
· водный термометр;
· таз (ведро, бачок);
· кастрюля с горячей водой;
· сухая горчица или питьевая сода;
· полотенце, пеленки, одежда.
Примечание:
· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;
· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;
· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую горчицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;
· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;
· продолжительность манипуляции 10-15 мин.
Выполнение манипуляции
Завершение манипуляции
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ
Цель: рефлекторная терапия.
Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:
· повышенная температура тела у ребенка;
· заболевания кожи;
· злокачественные новообразования;
· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.
Оснащение:
· горчичные пакеты;
· лоток с водой 40-45 °С;
полотенце, пеленки, одеяло;
· водный термометр, часы;
· лоток для отработанного материала.
Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позвоночник.
Этапы | Обоснование | |||||
Подготовка к манипуляции | ||||||
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции | |||||
2. Вымыть и осушить руки | ||||||
3. Проверить пригодность горчичников (срок годности) | ||||||
4. Раздеть ребенка по пояс, осмотреть кожные покровы | Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу | |||||
5. Уложить ребенка на кровать на животик | Обязательное условие выполнения манипуляции | |||||
Выполнение манипуляции | ||||||
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку | Обеспечение эффективности манипуляции | |||||
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом | Сохранение тепла | |||||
4. Через каждые 2-3 мин осматривать кожу | Предупреждение ожогов кожи | |||||
5. При появлении стойкой гиперемии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала | Достижение рефлекторного воздействия | |||||
Завершение манипуляции | ||||||
1. Протереть кожу пеленкой, смоченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом | Обеспечение сохранения тепла | |||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||||
ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ
· удаление налетов;
· противовоспалительное действие;
· обезболивание;
· эпителизация язв.
Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата.
Методы:
· орошение полости рта;
· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;
· полоскание (с 3 лет).
Оснащение:
· резиновый грушевидный баллончик;
· шпатели;
· марлевые салфетки (бинт);
· стакан;
· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;
· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;
· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».
Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.
Этапы | Обоснование | ||
Выполнение манипуляции | |||
А. Орошение при стоматитах | Необходимые условия для проведения манипуляции | ||
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов | |||
2. Шпателем открыть рот ребенка | |||
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок | |||
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток | |||
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице | Оптимальные условия для удаления налетов | ||
1. Один конец шпателя или палец обмотать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони | |||
2. Смочить салфетку раствором методом полива | |||
3. Шпателем открыть рот ребенку | |||
4. Смачивая слизистую оболочку раствором, снять с нее налеты (менять салфетки 2-3 раза) | |||
Завершение манипуляции | |||
1. Использованный материал собрать в лоток | |||
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
Примечание:
· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средства: нистатин, леворин, пимафуцин;
· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирусные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейкоцитарный интерферон или интерфероновую мазь;
Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и облепихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.
ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА
Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.
Оснащение:
· стерильные пипетки;
· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;
· лекарственные препараты;
· лоток для использованного материала;
· резиновые перчатки.
Техника безопасности:
· не оставлять ребенка без присмотра;
· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.
Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Если ребенок развивается правильно, то родителям легко его растить. Но встречаются и нарушения развития. И выражаются они либо в избыточном весе, либо в недоборе веса из-за неправильного питания ребенка.
Поэтому каждый месяц очень важен, обращайте внимание на любой пустяк.
Недостаток веса считается сигналом желудочно-кишечных заболеваний. После кормления младенец может срыгивать и тогда в желудок попадет самая малая часть молока или смеси.
Малая прибавка так же может стать источником таких страшных заболеваний как рахит, нарушения ЦНС.
Еще одним фактором, влияющим на недостаток веса, является нехватка молока у мамы. Выход из такого положения - докорм смесями
. Либо способствовать увеличению молока. Для этого необходимо обильное горячее питье, например, чай с молоком, хорошо и полноценно питаться. Рекомендуется массаж грудных желез теплым душем.
Возможно, грудь у мамочки переполнена, но из-за неопытности, ребенок неправильно прикладывается к груди, поэтому остается голодным, а у мамы может развиться мастопатия. В этом случае мама нуждается в консультации специалиста.
Когда ребенок вялый, постоянно плачет, не какает несколько дней, имеет не здоровый цвет лица, все это может свидетельствовать о недоедании крохи. Первым делом немедленно посетите врача. Не ждите, что на следующий месяц вы догоните и даже перегоните показатели нормы. Сразу обращайтесь в поликлинику для осмотра и выявления причин.
Конечно, мамы радуются, когда малыш набирает большой вес. Значит все в порядке с лактацией и аппетитом малыша. Но избыток веса, может навредить малышу, вызывая различные заболевания. Поджелудочная железа еще недостаточно развита, чтобы успеть переваривать такое количество пищи. И как результат - это сахарный диабет.
Кроме этого "колобки" малоподвижны, начинают поздно ходить. А это тормозит моторику и развитие мышечной массы. Большая нагрузка на кости может развить искривление ног.
1 год жизни ребенка - самый значимый и основополагающий. Будьте внимательны и заботливы. Ведь именно вы являетесь для малыша его ангелом хранителем!
Расчет необходимого суточного количества питательных веществ в зависимости от возраста, роста и массы ребенка.
Едва ли не самый важный вопрос в развитии малыша до одного года – это его питание. И если в первые месяцы жизни младенец с молоком матери получает полный комплекс питательных веществ для полноценного развития и здоровья, то со временем маленькому организму требуется все больше минеральных веществ и витаминов. Правильное и сбалансированное питание детей до года по месяцам – это основа крепкого фундамента на многие годы жизни.
Часто матери в растерянности от предстоящего выбора – невероятное количество схем кормления малышей и всевозможных рекомендаций выложено сегодня на просторах интернета и в социальных сетях. Как выбрать единственно правильное из всех возможных предложений, чтобы не навредить крохе? Как определить объемы и необходимость каждого продукта в рационе у новорожденного?
Калькулятор питания детей до года
Ссылка для форума
Питание детей до года по месяцам: калькулятор − как заложить крепкий фундамент на многие годы жизни?
Ссылка для сайта или блога
Питание детей до года по месяцам: калькулятор − как заложить крепкий фундамент на многие годы жизни?
Прежде всего, рассматривая нормы и , нужно обратить внимание на здоровье малыша. При определении нормы и объема продуктов принимают во внимание находится ли он на или в силу ряда причин уже переведен на искусственное. Питание ребенка до 1 года по схеме, рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения основано на простых математических формулах. Схема включает в себя доступный для большинства детей поэтапный план .
Представленная таблица питания ребенка до года по месяцам содержит методику очередности вводимых в прикорм продуктов и постепенный перевод малыша от грудного вскармливания до смешанного или искусственного. Учитывая, что грудное вскармливание в первые месяцы жизни играет очень важную роль в здоровье малыша – улучшает зрение, повышает физическую и умственную активность, защищает организм от вирусов и инфекций.
Нормы питания детей до года, согласно рекомендациям ВОЗ – это максимально приближенное к плавному переходу кормление с определенным режимом, согласно здоровью и возрасту. Известно, что в первые месяцы жизни младенец питается по 12-14 раз в сутки. Со временем количество кормлений сокращается до 6, но объемы их увеличиваются.
Расчет питания детей первого года жизни полностью основан на сбалансированном кормлении, учитывая необходимые объемы в том или ином возрасте и интервалы между принятием пищи.
Нормы питания ребенка от 0 до года
Вычисления по необходимым нормам и объемам продуктов, которые ежедневно должен употреблять малыш, зависит от того, на каком питании (искусственном или натуральном) он находится. Кроме того, лечащий врач должен определить – нет ли у ребенка значительных отклонений в развитии, правильно и регулярно ли он набирает вес, согласно своему возрасту.
Например, малышу исполнилось 2 месяца (8 недель), и он должен потреблять не менее 800 мл молока в сутки. Если вам необходимо рассчитать объемы в 7 или 9 недель, то необходимо просто отнять или приплюсовать 50 мл. Итак, в 7 недель дневной объем молока составит 750 мл, а в 9 недель – 850 мл.
Режим питания детей до года
Как понять, что малышу перестало хватать грудного молока и его необходимо докармливать? Для этого нужно всего лишь обратить свое внимание на ряд следующих моментов:
- Малыш стал плохо набирать вес. Нормальная прибавка – 600 гр. в первый месяц жизни, и по 800 до достижения шестимесячного возраста;
- Мочеиспускание происходит реже, чем 7-8 раз в сутки;
- Нарушается сон, малыш часто просыпается, ведет себя беспокойно, хнычет;
- Кроха в течение дня быстро возбуждается и так же быстро устает.
Все эти факторы говорят о том, что младенец не наедается или не получает должного по возрасту количества питательных и микроэлементов вместе с материнским молоком. Если малыш здоров, а ситуация сложилась так потому, что у матери уменьшилась лактация, необходимо подумать о переводе ребенка на смешанное питание. В этом случае вам необходимо изучить нормы питания детей до года и по таблице начинать прикорм.
По графику, представленному в таблице, вы разработаете индивидуальный режим кормления, включив в прикорм смеси, идентичные материнскому молоку. Такой прикорм необходимо вводить очень осторожно, минимальными порциями, внимательно наблюдая – не появляется ли у малыша аллергических реакций.
Когда вводить дополнительное питание ребенка до года
По таблице питания детей до года видно, что до трех месяцев прикорм, перевод на искусственное или смешанное вскармливание нужно проводить только по рекомендации и под наблюдением врача. После трех месяцев таблица делит рацион на два – для тех малышей, которые остались на грудном вскармливании, и для тех, кто перешел на искусственное.
По рекомендациям ВОЗ рацион питания ребенка до года начинает меняться только на 4-5 месяц, если маленький член семьи полностью здоров и остается на грудном вскармливании. Кроме того, прикармливать можно лишь тех детей, которые развиваются, согласно своему возрасту – должны прорезываться первые зубки и малыш умеет достаточно долго и прочно сидеть.
Для того, чтобы восполнить необходимое количество калорий, необходимых при смешанном вскармливании используется калькулятор питания ребенка до года. В необходимые ячейки вводится возраст крохи, а та же его вес и рост при рождении. Калькулятор моментально производит необходимый расчет и выдает вам необходимые данные для определения объемов питания детей до года и частоты кормлений.
Таблица кормлений по месяцам прописана, согласно рекомендациям ВОЗ по введению к основным кормлениям прикормов из , каш, кисломолочных продуктов, рыбы, мяса и яиц. Как видно из таблицы к году рацион малыша практически весь состоит из дополнительного питания, оставляя лишь 150-200 грамм грудного молока, если у матери сохранилась лактация.
В расчетах кормления детей до года есть множество нюансов. И. конечно, приступая к переводу ребенка на дополнительный прикорм или искусственное вскармливание, необходимо проконсультироваться с врачом. Но имея под руками таблицу расчета питания ребенка до года, такой переход будет безопасен и быстр, а малыш не только не потеряет в весе, но и наберет необходимые ему килограммы.
Доктор Комаровский: искусственное вскармливание
Искусственное вскармливание представляет собой точный расчет количества смеси, необходимой ребенку. При искусственном вскармливании следует кормить ребенка по часам, выдерживая необходимые интервалы между приемами пищи. А на одно кормление необходимо давать младенцу определенный объем смеси.
Частота кормлений определяется возрастом младенца:
- Ребенок первых 10 дней жизни – кормить 7 – 10 раз в сутки;
- Ребенок 10 дней – 2 месяца – кормить 7 – 8 раз в сутки с 6 часовым перерывом на ночь;
- Ребенок 2 – 4 месяца – кормить 6 – 7 раз в сутки с 6,5 часовым перерывом на ночь;
- Ребенок 4 – 6 месяцев – кормить 5 – 6 раз в сутки с 8,5 часовым перерывом на ночь;
- Ребенок 6 – 12 месяцев – кормить 4 – 5 раз в сутки с 8,5 часовым перерывом на ночь.
В настоящее время существуют различные способы высчитывания количества смеси, необходимой ребенку на искусственном вскармливании. Наиболее распространенной и удобной является объемная формула. Суточное количество смеси, необходимое ребенку согласно объемной формуле, отражено в таблице.
В таблице указано суточное количество смеси, которое необходимо ребенку на целые сутки. Для того чтобы посчитать, какое количество смеси требуется ребенку на одно кормление, следует суточный объем разделить на количество кормлений.
Кроме того, необходимое количество смеси для ребенка первых 10 дней жизни может быть рассчитано по формуле Зайцевой. Суточный объем смеси = 2% от веса ребенка при рождении в граммах * число дней жизни. Например, суточный объем смеси для ребенка 5 дня жизни, родившегося с массой 2950 г = 2950*0,02*5 = 295 мл. Этот объем смеси делится на 7 кормлений = 295/7 = 42 мл. То есть, ребенку на одно кормление необходимо 42 мл смеси.
После 10 дня жизни для расчета необходимого ребенку количества молочной смеси используется формула Шкарина или калорийный метод.
Формула Шкарина основана на постулате, что в 8 недель (2 месяца) ребенок должен получать 800 мл смеси в сутки. Если ребенок младше 8 недель, то расчет количества смеси проводится следующим образом: 800 – 50*(8 – Н), где Н – число недель жизни ребенка. Например, ребенку 5 недель жизни необходимо следующее количество смеси в сутки: 800 – 50 (8 – 5) = 650 мл.
Если ребенок старше 2 месяцев, то расчет количества смеси проводится по следующей формуле: 800 мл + 50*(М – 2), где М – число полных месяцев жизни ребенка.Например, ребенку 5 месяцев жизни необходимо следующее количество смеси в сутки: 800 + 50 (5 – 2) = 950 мл.
Калорийный метод основан на энергетических потребностях детей, которые до 6 месяцев составляют 115 ккал на 1 кг веса, а после полугода – 110 ккал на 1 кг массы тела ребенка. Затем на основании массы тела ребенка и калорийности молочной смеси (680 ккал в 1 литре) рассчитывают необходимый ребенку объем в течение суток.
Например, ребенок 2 месяца имеет массу 4,6 кг. Значит, ему потребуется ккал в сутки 4,6 кг * 115 ккал = 529 ккал. Затем вычисляем объем смеси, содержащий такое количество калорий следующим образом: 520*1000/680 = 780 мл.
Помните, что суточный объем