Фотографии микробов для детей. Как выглядят микробы под микроскопом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Болезнетворные микроорганизмы (вирусы, бактерии и многие другие) могут вызывать тяжелые инфекционные заболевания, преодолевая естественную сопротивляемость организма человека.

Инфекционные заболевания вызываются живыми организмами, способными видоизменяться и эволюционировать. Этот процесс у микроорганизмов происходит значительно быстрее, чем у людей, позволяя вирусам и бактериям находить новые способы противостоять лекарственным препаратам.

Бактерия туберкулёза, увеличенная в 10 тысяч раз. Туберкулёз — широко распространённое в мире инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое различными видами микобактерий, как правило, видами Mycobacterium tuberculosis complex.


Микроскопические частицы Коронавирусов. Коронавирусы — семейство, включающее около одиннадцати видов вирусов, поражающих человека, кошек, птиц, собак, крупный рогатый скот и свиней.

Бактерия Neisseria meningitidis , которая вызывает тяжёлое заболевание - менингококковый менингит. На снимке бактерия увеличена в 33 тысячи раз.

Стержень бактерии (Bacillus) сибирской язвы , увеличенный в 18 тысяч 300 раз. Сибирская язва (карбункул злокачественный, антракс) — особо опасная инфекционная болезнь сельскохозяйственных и диких животных всех видов, а также человека.

Эта красочная картина на самом деле - вирус Эбола . Вызывает геморрагическую лихорадку Эбола. Размножается так быстро, что пораженные клетки организма превращаются в кристаллоподобные блоки уплотненных частиц вируса.

Вирус гриппа , состоящий из рибонуклеиновой кислоты, окруженной нуклеокапсидой (красный) и липидной оболочкой (зеленый). Снимок увеличен в 230 тысяч раз. Вирусы гриппа А поражают человека и некоторые виды животных (лошади, свиньи) и птиц. Вирусы гриппа типов В и С патогенны только для людей.

Оспа - одно из древнейших заболеваний. В прошлом она была самой распространенной и самой опасной болезнью.

Вирусы оспы — самые крупные вирусы, содержащие ДНК, молекулярная масса которой больше, чем у любого другого вируса животных.

Цветное изображение вируса папилломы , который является причиной появления бородавок у человека. Снимок увеличен в 60 тысяч раз.

Вирус Полиомиелита : генетический материал РНК происходит в ядре каждого вируса, окруженного белковой оболочкой (синий). Полиомиели́т — детский спинномозговой паралич, острое инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом.

Цветная, сканированная микрофотография бактерии спирохеты Borrelia Burgdorferi , способной вызвать болезнь Лайма у человека, пострадавшего от укуса клеща. Болезнь Лайма - заболевание с преимущественным поражением кожи, нервной и сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, склонное к длительному течению.

Бактерия кишечной палочки , которая при определенных условиях может вызвать гастроэнтерит и инфекции мочевыводящих путей. Кишечная палочка является палочковидной бактерией, принадлежащей к группе факультативных анаэробов (живет и размножается только в условиях отсутствия прямого кислорода). Кишечная палочка имеет множество штаммов, большинство из которых принадлежит к естественной микрофлоре кишечника людей и помогает предотвращать развитие вредоносных микроорганизмов и синтезировать витамин К. Но некоторые ее разновидности способны вызвать серьезные отравления, кишечный дисбактериоз и колибактериоз.

Бактерия пневмококк , способная вызвать пневмонию верхних дыхательных путей у человека с иммунодефицитом. Пневмококк является лидером среди всех возбудителей тех или иных респираторных заболеваний.

ВИЧ (СПИД) под микроскопом. ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызывающий ВИЧ-инфекцию — заболевание, последняя стадия которого известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Под бактериями обычно понимают надцарство (домен) безъядерных одноклеточных организмов. В настоящее время биологи предполагают, что существуют миллионы видов бактерий, но в настоящее время описано около десяти тысяч видов. Бактерии используются людьми по-разному: ими можно заразиться и мучительно болеть, из них можно сделать оружие, либо использовать в мирных целях - для молочнокислых продуктов или квашения. Бактерии и люди неразрывно связаны: они постоянно присутствуют в кишечнике, на поверхности кожи и в полости рта. Говоря образно, бактериальная флора человека является дополнительным органом в процессах пищеварения и защиты организма от инфекций.

В FiiO продолжают старательно закрепляться на динамичном и постоянно меняющемся рынке наушников. Начав с бюджетных моделей, компания двинулась в верхний сегмент, представив , за которыми последовали четырёхдрайверные полностью арматурные FA7, о которых сегодня и пойдёт речь.

Щетинки зубной щетки.

Зубной налет.

Наконечник бормашины.

Можно предположить, что на этих фотографиях изображены редкие растения или экзотические пейзажи – на самом деле вы видите фото зубного налета и микроорганизмов, живущих в области десен или на вашей зубной щетке, а также кариозные поражения, вызываемые этими бактериями. Изображения были получены при помощи микроскопа, использующего для визуализации направленный поток электронов. Чтобы сделать детали более наглядными, изображения были обработаны при помощи компьютерной графики.

Зубной налет под микроскопом (увеличение в 400 раз, фотоснимок на 10-сантиметровой пленке). Представляет собой скопление бактерий в виде пленки, пытающихся колонизировать поверхность зуба.

Тот же зубной налет при увеличении в 10 тысяч раз.

Фотография молочного зуба (резец). Большая часть зуба состоит из дентина – вещества, обволакивающего полость, в которой расположена мягкая соединительная ткань, кровеносные сосуды и нервы. Коронка зуба покрыта эмалью (на фото – белая область над дентином). Это более крепкое, минерализованное вещество, защищающее дентин от воздействия кислот в ротовой полости. Корень здорового зуба не соприкасается с кислотами во рту, в этой части дентин защищает цементное вещество (на фото - розовый). Оно служит для сцепления периодонтальных связок с поверхностью зуба, надежно фиксируя его положения.

На фото показан срез зуба. Синим обозначен эмалеобразующий слой клетки, желтым – поверхность зуба, красным – дентин. Истощение эмали или цементного вещества обнажает дентин (пористое вещество с микроскопическими каналами, называемыми дентинными канальцами, соединяющими пульпу), что вызывает повышенную чувствительность зубов.

Желтым обозначен слой бактерий, формирующих зубной налет на поверхности зуба. В процессе пищеварительной работы бактериями выделяется кислота, из-за которой начинается деминерализация зуба. В результате развивается кариес, требующий лечения и установки пломбы, в противном случае – кариозное поражение может привести к удалению зуба.

Резец с кариозной полостью или деминерализация зуба, вызванная деятельностью бактерий. В данном случае кариес образовался на боковой поверхности (между двух зубов). Также на фото виден пришеечный кариес (между коронкой и корнем зуба – обозначен желтым), появившийся из-за неправильного или недостаточного использования зубной нити.

Желтым обозначено скопление бактерий на деснах.

Поверхность зуба (желтый) с колонией сферических бактерий (голубой) и красные кровяные тельца (красный).

Щетинки зубной щетки.

Щетинки использованной зубной щетки, покрытые налетом. После чистки необходимо тщательно промыть щетку и удалить с нее остатки зубной пасты или частички зубного налета, затем высушить ее в вертикальном положении.

Зубной налет на щетинках использованной зубной щетки при увеличении в 750 раз.

Специальные межзубные щетки с маленькой головкой, покрытой щетинками, предназначенные для очистки зубов в труднодоступных зонах.

Детальное изображение использованной межзубной щетки, покрытой налетом.

Коронка молочного зуба. Корень зуба расслоился в результате временной резорбции зуба, вызванной давлением растущего коренного зуба.

Колония бактерий, образующих зубной налет при 1000-кратном увеличении.

Зубной налет.

Зубной налет при увеличении в 8 тысяч раз.

Насадка бормашины, предназначенная для удаления мягких тканей и бактерий из кариозной полости.

Наконечник бормашины.

Кристаллы фосфата кальция, содержащиеся в стоматологических растворах для реминерализации зубов.

Штифт (используется для укрепления пломбы, при обширных кариозных поражениях или отсутствии части зуба).

Страшный рассказ об ужасных бактериях-убийцах – один из самых действенных способов повлиять на сознание людей и попытаться заставить их тщательнее относиться к соблюдению правил гигиены, а также привлечь внимание к вопросам вакцинации. Но без наглядного материала, который можно показать, сухие данные об исследованиях в области микробиологии, приведенные вперемешку с научными терминами, чаще всего не завоевывают даже десятой доли необходимого внимания. Зачастую такая информация остается невостребованной. Чтобы убедить слушателя или читателя в том, что бактерии действительно присутствуют буквально повсюду и могут сыграть решающую роль в человеческой судьбе, этих бактерий нужно показать и сделать этот показ как можно более красочным.

Бактерии и дети

Сказанное выше отчасти справедливо в отношении взрослых, и со стопроцентной вероятностью касается практически всех детей. До сознания ребенка не дойдет, что такое , если у ему нельзя показать микробов поподробнее. А показать их нужно как можно раньше, до того, как ребенку будет позволено самостоятельно путешествовать по городским улицам.

Показать микробов ребенку – задача не из легких, ведь далеко не в каждом доме есть мощные микроскопы. Но при желании и таких микроорганизмов можно показать, разумеется, без покупки увеличительного оборудования.

Электронные изображения

В свободном доступе есть достаточно красочных фото и видеороликов, которые являются убедительными доказательствами течения бурной микроскопической жизни буквально на каждом участке человеческого тела. Их можно показать.

Музейные выставки

В каждом городе есть краеведческий музей, а в крупных городах есть музеи естествознания, и там не реже одного раза в год проходят выставки с названиями «Жизнь под микроскопом». Практически всегда в демонстрационных залах этих выставок устанавливают довольно мощные микроскопы (хоть и не электронные), и на монитор компьютера выводят изображение того бактериального сообщества, которое в данный конкретный момент живет на руках ребенка, желающего исследовать микробное население своих ладошек. Для этого достаточно капнуть несколько капель воды на руку ребенка, а после, перенести воду с рук на предметное стекло микроскопа и рассмотреть результат на мониторе компьютера. Ребенку такой эксперимент очень понравится и произведет на него неизгладимое впечатление. Это один из самых правильных способов показать бактерии.

Выращивание

И третий, самый хлопотный для родителей способ показать микробов, хотя и не самый убедительный для ребенка, – самостоятельно. Для этого придется приобрести чашку Петри (круглую прозрачную плоскую посудину небольшого диаметра, плотно закрывающуюся прозрачной крышкой), налить в чашку Петри небольшое количество прозрачного бульона, поскрести тупым концом швейной иглы под ногтями ребенка. Скрести нужно над чашкой, чтобы бактерии из-под ногтевой пластины попали на подготовленную питательную среду (бульон). После этого чашку Петри следует плотно закрыть и поставить в теплое место, желательно светлое.

Через несколько дней в бульоне будет обитать целая бактериальная колония, видимая невооруженным глазом, родоначальниками которой стали микробы, до этого обитавшие под ногтями у ребенка. Скорее всего, при виде этой новой бурной жизни, у ребенка возникнет масса восторгов и здесь родителям необходимо будет красочно рассказать о нежелательных последствиях попадания всего этого микробного сообщества к ребенку внутрь.

Позаботившись об информированности детей в вопросах многообразия и многочисленности окружающих их микроорганизмов, можно не беспокоиться о том, что дети будет стараться соблюдать элементарные правила гигиены.

Что можно разглядеть на фото бактерий

Если бегло пробежаться по основным результатам поиска фото бактерий, то можно увидеть много интересных вещей. Среди них можно выбрать те, которые являются частыми «посетителями» наших рук.

Можно подобрать фото, сделанные электронными микроскопами, на которых как разноцветные плюшевые игрушки и вызывают искреннее умиление.

Такие фото дают представление об общем строении определенного вида бактерии, о расположении жгутиков, о форме бактериальной клетки и даже о возможных конфигурациях бактериальных колоний. Кроме того, эти фото являются очень убедительной демонстрацией соотношения размеров предметов материального мира знакомых человеку и живых организмов – представителей микромира. Волоски на руках в электронный микроскоп выглядят как гигантские столбы, а крошечные шарики и палочки, посеянные между этими столбами, и есть те знаменитые грозные бактерии.

Хотя некоторые бактерии и являются обладателями какого-либо цвета (например, всегда имеют определенный разноцветный пигмент: либо зеленый, либо красный, либо желтый, либо сразу несколько разных), но эти окрасы не являются такими насыщенными, как иногда демонстрируют электронные фото. Чаще всего бактерии на фото, сделанных электронным микроскопом, специально окрашены исследователями. Есть определенные методики окраски бактерий, в том числе и общий для всех способ окраски по Граму.

Кроме подкрашивания самих бактерий, фото зачастую тоже подвергаются художественной обработке, в результате чего на их основе сложно проводить хоть какие-то исследования, зато можно получить массу положительных впечатлений, любуясь искусностью и изобретательностью природы.

Где искать достоверные изображения

Фото, на которых можно рассмотреть основные жизненные центры бактерии (кольцевую ДНК, рибосомы и т.д.), деление клетки и её внешнюю структуру, легко найти либо в профессиональных медицинских альбомах по микробиологии либо в учебниках для высших учебных заведений, специализирующихся на изучении микробиологии.

Фото и картинки, публикуемые в этих изданиях, не такие красочные, как в популярной литературе, но более информативные. Бактерии, запечатленные на них, живут своей естественной жизнью, а не плавают в разноцветных облаках, напоминающих скорее межгалактическое пространство, чем питательную среду на предметном стекле микроскопа.

Знания о микробах кажутся нам необходимыми только в школьном возрасте, на уроках биологии. Однако для детей дошкольного возраста эта информация не менее важна . Часто ребята пренебрегают чисткой зубов, мытьем рук, а ведь эти правила гигиены чрезвычайно важны для здоровья. Перед тем, как рассказывать что-либо детям, давайте вспомним, что такое микробы.

Какие они, бактерии и микробы?

Это маленькие существа: увидеть их невооруженным глазом невозможно. Исследуют окружающие предметы на наличие на них микробов под микроскопом. Микробы живут везде. Передвигаются они с помощью жгутиков или хвостиков, а в воде они подпрыгивают, как мячики. Животные и люди также являются переносчиками микробов: на руках, немытых овощах и фруктах, шерсти.

Питаются микробы всем, что есть вокруг. Если вы увидели плесень на кусочке хлеба, значит, на нем поселились микробы. Микроорганизмы могут быть рассадниками болезни: это вирусы. Чтобы выздороветь и избавиться от размножившихся микробов, человек вынужден принимать лекарства. Чтобы бороться с микробами, обязательно нужно соблюдать правила гигиены.

Однако учтите: сухой и скучный рассказ о бактериях вряд ли впечатлит малыша. Он все прослушает, но, скорее всего, будет и дальше пренебрежительно относиться к своему здоровью. Ярко, интересно изложить информацию о микробах для детей помогут стихи, видео, фотографии, картинки.

Пособия для изучения темы

Чтобы дети остались под впечатлением от вашего рассказа, покажите им картинки, фотографии или видео фильм. Подготавливают эти материалы под микроскопом. Ученые пользуются микроскопом, чтобы изучать жизнедеятельность микробов.


Карточки: что должен знать ребенок о микробах?

Картинки и фото показывают микробы, увеличенными микроскопом в миллионы раз. Сопровождать ваш рассказ могут стихи о правилах гигиены. Скачать картинки, фото и стихи для детей можно на нашем сайте.

Разновидности микробов.

Видео

Интересный мультфильм или видео фильм, в котором есть фото под микроскопом, быстрее и ярче покажут малышу всю опасность микробов. Вот некоторые из хороших и полезных мультфильмов, которые можно смотреть на нашем сайте.

Уроки тетушки Совы

Этот мультик – чудесная сказка о микробах и их влиянии на организм человека. Информация излагается доступно, без лишней терминологии и направлена как раз на детей дошкольного или младшего школьного возраста. Мультфильм сопровождают простые и одновременно понятные стихи, а главный герой – помощник тетушки Совы – разглядывает вредные бактерии под микроскопом, где микробы предстают как живые. Смотреть мультик можно тут:

Зачем чистить зубы?

Этот видео фильм подробно рассказывает, зачем мыть руки и чистить зубы, как человек ощущает вкус, как происходит процесс пищеварения и т.д. Скучная научная информация представлена в виде героев, которые представляют микробы, импульсы, поступающие в мозг человека и отвечающие за вкус и т.д. Благодаря такой нестандартной подаче материала малыш сможет буквально наглядно представить не только, что такое микробы (эта тема в мультике второстепенна), но и вообще понять, как работает человеческий организм. Смотреть мультик можно тут:

Митя и микробус

Следующий мультфильм под названием «Митя и микроб» скорее подойдет дошкольникам. Это видео фильм рассказывает о мальчике Мите, который, как все дети, пренебрегал методами гигиены. Мультик имеет интересный сюжет о полезных бактериях и микробах, ведущих между собой борьбу. Микроорганизмы представлены в виде небольших человечков, которых словно наблюдаешь под микроскопом. Мультфильм кукольный, однако смотреть его от этого не менее интересно. Герои в нем поют веселые песенки, простые и поучительные. Смотреть или скачать видео фильм можно здесь:

Аркадий Паровозов

Это видео фильм, сделанный на основе компьютерной графики. Он представляет собой рассказ о девочке Маше, которая съела немытый помидор с микробами. В результате у нее поднялась температура и заболел живот. Но на помощь приходит некий Аркадий Паровозов, эдакий Супермен, который прогоняет микробы и возвращает Маше хорошее самочувствие. Нельзя сказать, что мультфильм нарисован идеально. Фигуры скорее схематические, и все внимание направлено на стихи о микробах, которые автор ролика читает за кадром. Смотреть мультик можно тут:

Вы – это ваши микробы

Этот мультфильм представляет собой скорее научный видео фильм с объяснениями, картинками и фото. Он будет более интересен младшим школьникам. Здесь чередуются фото микробов и мультипликационные съемки. В мультике отсутствуют песенки или стихи. Предлагая его ребенку, этот фактор нужно учитывать: ребенок должен быть готов к восприятию. Смотреть мультфильм с фото можно тут:

Итак, сказка о микробах в виде фильма или мультфильма – отличное пособие для обучения малышей.



Рассказать друзьям