Где производят дымковскую игрушку город. История дымковской игрушки и народного промысла

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дымковская глиняная игрушка - один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка - неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Кстати, не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской.

В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии - Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы - представления людей о мире.

Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 - 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 - 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).

Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.

В 1930-х годах стараниями Алексея Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник».

В 1939 году бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ века.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, - во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.

Уже в следующем 1944 году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

В ближайший послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в это же время уходит из жизни старшее поколение мастериц, уходит из жизни и Алексей Деньшин.

Тем не менее проведенная им работа, заданный импульс обеспечили достаточное поступательное движение в дальнейшем развитии промысла.

Теперь, в начале XXI века, дымковская игрушка - явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого.

В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц.

С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара - дымковская игрушка.

Продолжается развитие дымковского наследия и вне творческого объединения «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Другой продолжательницей традиций дымковской игрушки является традиционная вятская глиняная игрушка. Как правило, это произведения, созданные в целом в традициях дымковской игрушки, однако не имеющие статуса таковой, официально предоставляемого решением художественного совета, действующего при «Народном художественном промысле «Дымковская игрушка». Многие мастерицы, имеющие большой трудовой стаж в промысле, работают индивидуально. Среди них также есть члены Союза художников России. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России - мастерицы-дымковчанки Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина и Людмила Николаевна Докина.

В настоящее время ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» также ведет работу по сохранению и развитию традиций старинной дымковской игрушки. В «Центре народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничают десять мастериц с богатым опытом создания дымковской игрушки, из них семь - члены Союза художников России. На предприятии существует художественно-экспертный совет, призванный оберегать особенности дымковского промысла, направлять работу молодых мастериц. Одновременно руководством «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» поддерживается активная творческая деятельность мастериц, их коллективные и персональные экспозиции регулярно становятся частью всероссийских и международных выставок.

Для более точного обозначения производимых мастерицами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» дымковских изделий руководство «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» использует наименование «дымковская глиняная игрушка». Данное наименование с одной стороны позволяет сохранить указание на преемственность вековых традиций промысла, а с другой стороны не прибегать к использованию ранее зарегистрированного организацией «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» наименования «дымковская игрушка».

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.

Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.

Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.

Лепка игрушки.

Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется одним мастером . Если раньше много времени тратилось мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.

Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.

Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.

Сушка и обжиг.

Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда дольше, на воздухе.

В старые времена игрушку обжигали в русских печах . Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.

Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.

Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.

Обеливание и роспись игрушки.

После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея . Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.

Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.

Финальная часть процесса - роспись .

Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.

Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали - это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.

Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке .

Дымковская игрушка краткое сообщение расскажет Вам много полезной информации об одном из старейших народных русских промыслов. Информация о дымковской игрушке может быть дополнена интересными фактами.

Дымковская игрушка: сообщение

Дымковская игрушка: история создания

Данный народный промысел родом из Дымковской слободы, современная территория города Кирова. С созданием этой игрушки связана одна интересная легенда. Много веков назад к стенам города подошло два дружественных войска. На улице была уже ночь и ничего не видно. Они решили, что перед ними стоит враг и начался страшный бой. В сражении много воинов погибло. После такого трагического события было решено править каждый год по весне тризну. С годами о происшествии было забыто и вместо тризны появились «свистопляски» — народные гуляния. Женщины занимались лепкой различных шариков и фигурок из глины, которые красочно расписывали. На гуляньях весело свистели этими фигурками, а шариками, внутри которых были горошины, кидались друг в друга, создавая дополнительный шум. Так гулянья превратились в традицию по лепке керамических изделий, игрушек с особенными росписями, ставшими настоящей визитной карточкой Кирова. Кроме того, в пределах Дымковской слободы находились залежи глины, что также сыграло свою роль.

Дымковская игрушка: особенности и процесс изготовления

Дымковская игрушка от других отличается статуэток и фигурок отличается тем, что она может трещать, свистеть, грохотать, то есть создавать шум.Ее первоначальное предназначение – разогнать злых духов, которые шум таки не любят. Сегодня разгоном злых сил не занимаются, однако дымковская игрушка заняла прочное место в ремесленном промысле России, оставив при себе прежний способ изготовления и росписи.

Процесс создания состоит из нескольких этапов:

  • Лепка

Лепка полностью ручная. Поэтому среди огромного количества дымковских игрушек вы не найдете двух одинаковых. Каждая из них уникальна по-своему. Для поделки используют ярко-красную глину вперемешку с речным песком. Каждая часть создается отдельно, потом скрепляется между собой красной жидкой глиной. Стыки для плавного перехода затирают мокрой тканью. В лепке дымковской игрушки составляет туловище. Вначале скатывают шарик, а после из него вытягивают нужную форму. Аналогично делаются и другие детали. В конце игрушку украшают колечками, колбасками, шариками, канавками. Особенность изделия в том, что все они к низу расширяются (дамы в пышных платьях, мужчины часто на конях, а животные на коротких ножках). Благодаря этому в процессе сушки игрушка выдерживает тяжесть веса и не видоизменяется.

  • Сушка

Длительность сушки изделия зависит от его размеров и климата внутри помещения В среднем процесс занимает ль 3 дней до месяца.

  • Обжиг

Раньше дымковские игрушки обжигались в деревенских печах: их клали на противень и устанавливали на дрова. Как только изделие накалилось, его остужали. Сегодня обжиг проводят в специальных печах, которые значительно экономят время.

  • Побелка

После обжига игрушка стает красно-коричневого цвета. Перед нанесением узора ее выбеливают специальным раствором из скисшего молока и мелового порошка. Когда раствор затвердевает, на поверхности изделия создается ровный слой белого цвета.Благодаря этому можно наносить на поверхность краски, которые сделают игрушку более яркой и привлекательной.

  • Роспись

Рассказ про дымковскую игрушку невозможен без описания технологии росписи. Она отличается сочетанием контрастных и ярких цветов с геометрическими формами. Изначально использовали краски разведенные уксусом, квасом или же растертые на яйце. Наносилось 8 основных цветов палочками, на которых были накручены тряпочки. Для прорисовки бровей и глаз использовались лучинки-палочки.

Сегодня мастера рисуют специальными красками для керамики, гуашью или акрилом, растертым на яйце.Рисунок наносится кистями. Классическая роспись состоит из гладкоокрашенных частей и крупных геометрических узоров. Цвета контрастные, перемежаемые с черным и белым, используются листки сусального золота. Чаще всего для росписи игрушек берут синий, красный, зеленый, малиновый, голубой, оранжевый, черный, изумрудный и коричневый цвета.

Рисунок наносится последовательно: волосы, глаза, брови, головной убор, юбка. Для придания узору дополнительного блеска наклеивают сусальное золото. Узор сочетает в себе цветовые решения и геометрические фигуры: круги, кольца, полоски, змеи.

Интересные факты о дымковской игрушке

  • Несмотря на то, что дымковскому промыслу уже 400 лет, к ХХ веку он пережил упадов. В 1942 году благодаря художнику Алексею Деньшину он получил вторую жизнь, став визитной карточкой Кирова.
  • В СССР дымковскую барыню изображали на автоматах с газировкой.
  • Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.
  • Секрет изготовления игрушек в семье передавался по женской линии.
  • Символ «дымки» — барыня.

Надеемся, что «Дымковская игрушка» доклад помог узнать о народном русском промысле, который возник 400 лет назад. А краткий рассказ о дымковской игрушке для 2 класса Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Ранее, в разделе «Рукоделие » и подразделе « » мы публиковали статью «Лепка из глины «, где описывали некоторые основы, которые касаются этого процесса. И в одном из комментариев появилась просьба рассказать подробнее про одну из разновидностей способов лепки из глины — про дымковскую игрушку. Ответный комментарий в виду большого количества данных превратился в эту статью — «Дымковская игрушка — основы изготовления «. О чём, соответственно, мы и поведём дальше речь.

Сразу стоит сказать, что по-настоящему создание дымковской игрушки может быть освоено у потомственных мастеров из села Дымково Кировской области, где эти традиции передавались из поколения в поколение и так далее. Так что каких-то особых тайн в статье вы не найдёте. Зато мы постарались определить самые основные основы — чтобы любой человек смог взять их и сделать игрушку. Соответственно, если нам это удалось / не удалось, пишите, пожалуйста, отзывы — чтобы можно было провести коррекцию материала при необходимости. Ну а теперь приступим.

Дымковская игрушка — основы изготовления на самом деле очень просты. Если говорить вкратце, то все древние игрушки этого направления отличались одной общей деталью: они могли издавать шум: свист, грохот, треск и так далее. И отнюдь не потому, что наши древние предки любили пошуметь (хотя и это тоже 🙂) Так, считается, что злые духи очень не любят шум. Естественно, при наступлении весны, когда приходит пора сельхозработ, злые духи совершенно не нужны на полях и огородах. Тогда как за зиму на земле накопилось порядочно нечисти (зима вообще, как говорят, пора тёмных сил). И наши предки старались как могли справиться с этими злыми духами. В частности, организуя праздники, где необходимо было очень громко шуметь, свистеть, стучать и так далее. Духи пугались шума — и исчезали. Миссия была выполнена.

Дымковская игрушка — это одна из разновидностей этих шумовых инструментов. Так, у вятичей (славянского племени из этих мест) была традиция праздника «Свистопляска». Как видно из названия, праздник явно шумовой и противо-нечистный. Соответственно,

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому и приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки, вероятно, нужно отнести шары, или «шарыши» Сравнительно небольшого диаметра (6-10 см), полые, с катающимися внутри горошинами, они издают звук погремушки, красивы по цветовым сочетаниям: по черному фону нанесены ряды белых, красных и сиреневых или белых, голубых и коричневых пятен — горошин.

Помимо шумовых функций, катание глиняных шаров на Свистопляску было поздней модификацией древнего обряда: заклинания плодородия - катания яиц. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют и свистульки, в первую очередь, исполненные в виде животных. Это небольшие по размеру фигурки с характерными признаками животного спереди и коническим завершением в виде свистка сзади.

То есть, изначальная особенность дымковской игрушки — это способность издавать шум, свист. На сегодня «шумливость» — это не обязательный атрибут дымковской игрушки. Но цвета и формы современных игрушек сохранены достаточно точно.

Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды и на основе своих наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забывался смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становились непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Они даже переходили туда, где уже не имели никакого смысла - на козлов, оленей, индюков, придавая им своеобразную наивную красоту, веселую и жизнерадостную. Постепенно эта декоративная сторона дымковской игрушки выступала все сильнее и, наконец, превратила ее в то, что мы имеем сейчас, - чисто декоративную скульптуру.

Соответственно, отличительные черты дымковской игрушки:

  • специфические стилизованные формы
  • белый фон
  • яркая раскраска.
  • по-возможности — способность издавать шум, свист.

Конечно же, знатоки и специалисты могут назвать нам ещё сотню (а, может, и не одну) отличий дымковской игрушки от других. Но для нашей цели — основ изготовления дымковской игрушки — эти отличия не пригодятся. Ну а мы, собственно, переходим к основному разделу:

Основы изготовления дымковской (вятской) игрушки

Как, наверное, вы уже поняли, процесс изготовления дымковской игрушки проходит в 2 больших этапа:

  1. Создание собственно формы.
  2. Раскраска этой формы.

Начнём с первого шага. Традиционно для создания формы дымковской игрушки использовалась местная глина и речной песок. Естественно, глина из реки Вятка не всем доступна, поэтому люди пользуются заменителями. Если ваша цель — точное воспроизведение традиции дымковской игрушки, то нужны красная глина и песок, а также обжиг изделия в муфельной печи. Подобные способы обработки глины не всем доступны, поэтому мы ещё больше отклонимся от заветов предков 🙂

Итак, материалы для создания дымковской игрушки.

В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы:

  1. Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).
  2. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.
  3. В современных условиях лучше всего, если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными.
  4. Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста . Подробнее про солёное тесто можно прочесть в нашей статье «Солёное тесто — рецепты и способы лепки «. Если вам не нужна мега-точность и утончённость художественных форм готового изделия, то это отличный материал. Хотя также достаточно долго сохнет.

Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем. Каждый, кто возьмёт в руки материал и сделает несколько пробных игрушек, самостоятельно определит недостающие моменты. Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

Процесс лепки дымковской игрушки.

Этот процесс можно подразделить на несколько шагов.

Нулевой шаг — это выбор образца , готового изделия, которое вы хотите скопировать. Если вам не нравится копирование — можно импровизировать сразу. Но более логично сначала скопировать несколько готовых и наиболее понравившихся изделий. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму. Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Затем деформировать этот шарик (вытянуть, сплюснуть, стянуть) в соответствии с общей формой туловища будущей игрушки. Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения.

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы. Кстати, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: первые несколько игрушек — это учебные игрушки. Так что особых требований к качеству при их изготовлении у вас быть не должно. Требования к точности форм, утончённости и гармоничности должны появляться лишь при наличии небольшого навыка работы с глиной.

Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать. А пока она сохнет, воспользоваться паузой и подобрать себе цвета, которыми вы собираетесь раскрашивать дымковскую игрушку.

Про подбор красок и цветов для дымковской игрушки.

Цвета в дымковской игрушке в основном яркие, баночные — не смешиваемые. Если вы хотите подробнее узнать про смешивание цветов (например, про то, как получить красивейший фиолетовый цвет вместо грязи) — то вы можете прочесть статью «Как получить нужный цвет? «. Но если вам не жалко купить обычные краски по керамике на основе акрила в художественном магазине, то это будет более простой путь. Вам понадобятся любые нравящиеся вам яркие цвета — жёлтый, красный, чёрный, оранжевый, синий, зелёный, фиолетовый.

Естественно, традиционно для раскраски дымковской игрушки использовали натуральные красители на яйце, молоке. Затем — темперу. Но поскольку мы не соблюдали исконную технологию при создании заготовки, то зачем соблюдать её сейчас?

Итак, акриловые краски — отличный вариант для дымковской игрушки. Кстати, при особом старании ими можно справиться даже с пластилином. Плюс их важный плюс по сравнению с, например, гуашью — краски быстро сохнут и становятся очень прочными. Так что когда вы будете рисовать по белому фону, он не будет смешиваться с новыми цветами. Ну а если вы выбрали гуашь — будьте готовы к тому, что белый цвет фона будет взаимодействовать с другими красками. Особенно если вы будете водить кисточкой в одном месте дольше одного мазка.

Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.

Который, в свою очередь, делится на

  • нанесение белого фона
  • окончательную разрисовку.

Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость 🙂

Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Если вы не уверены, то для начала теми же цветами, какие будут использоваться в игрушке, можно раскрасить несколько фигурок на бумаге. Это даст возможность

  • а) немножко потренироваться
  • б) в большей степени определиться с желаемым сочетанием цветов.

Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек), предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.

Кстати, в разукрашивании игрушки, вполне возможно, вам понадобятся наши советы из цикла статей Как научиться рисовать? Легко! И в особенности раздел про силовые линии в рисунке.

Вот и всё! Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться!

Дымковская игрушка — от простого к сложному.

Если говорить методически, то наиболее правильно начинать лепку игрушек с самых простых форм. То есть, вероятность получить полную ерунду в том случае, если вы выбрали для первой лепки, например, всадника, намного больше, чем если бы вы выбрали, скажем, свинку.

Принцип выбора игрушек, более простых в изготовлении : у них много туловища и мало «придатков». То есть, чем больше в игрушке туловища и чем меньше ножки, ручки, хвостики (а в идеале, если они вообще прилегают к телу и обозначаются только на рисунке), тем легче будет эту игрушку по первах делать.

И, наоборот, принцип выбора более сложных игрушек — появление длинных конечностей, шей, огромных хвостов и прочих «придаткообразных» выступов.

Дымковский колокольчик:

Свинки — отличный начальный этап, состоят из туловища и очень коротких лапок-пяточков-ушек.

Свинки из 1950-х годов:

Оригинальная игрушка 30-х годов прошлого века (как видите, примитивизм и стилизация — основа дымковской игрушки):

Современный вариант этой игрушки (намного меньше примитивизма и стилизации):

Более сложная модификация этой игрушки (конёк-мутантик):

Ещё более сложная модификация этой игрушки (конь-горыныч):

Следующий этап усложнения (вообще неизвестное животное 🙂) из 1900-х годов:

Эта же игрушка — но в современном исполнении:

Удачного творчества!!!

Итак, как вы, наверное, заметили, процесс изготовления дымковской игрушки прост и логичен.

И, естественно, ведь созданием этой игрушки издревле занимались не профессиональные художники, а исключительно любители. Так что дымковская игрушка по плечу каждому!

Дымковская игрушка. История.

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.

В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки.


Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».


Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек , изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…».


Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.

Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV-XVI веках. В конце XIX - начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.

Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.


А. И. Деньшин и мастерица Е. А. Кошкина

А.И. Деньшин Зарисовка игрушки для альбома

Интерес к народному искусству у А. И. Деньшина возник после посещения воскресных курсов рисования и живописи, организованные по инициативе земства в 1908 году при Вятском техническом училище. Преподаватель рисования И. Ф. Федоров, выпускник Строгановского училища прикладного искусства в г. Москве, увлек своих учеников бесконечными беседами о русском искусстве и русских художниках, о народном творчестве и мастерах. Он дал первые основы знаний по истории стилей русского искусства и народного творчества, особенно вятского, образцы которого тот собирал и коллекционировал. Эта привитая им любовь к народному искусству, вылилась у А.И. Деньшина в серьезную работу «по собиранию и зарисовками образцов вятских народных художественных изделий» в течение всей его жизни, которую он сочетал с увлечением живописью. После революции 1917 года А.И. Деньшин активно занимался изучением и пропагандой дымковского промысла. Боясь его гибели и пытаясь привлечь внимание новых властей к этой проблеме, художник создает рукотворные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926), вышедшие в Вятке и Москве небольшими тиражами, сразу же став библиографической редкостью. Ценной частью изданий стали не только текстовые материалы по истории промысла, но больше всего привлекали зарисовки дымковских игрушек, выполненные художником на литографских камнях с последующей раскраской от руки яичными красками, точно скопированными с подлинников. Они стали впоследствии незаменимым материалом для изучения традиций промысла мастерицами всех поколений.


Кроме того, художник также собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга первые коллекции дымковских игрушек. Так широкая общественность узнала о вятском дымковском промысле. Эта деятельность вскоре принесла свои плоды. Промысел выжил в самые трудные времена, а старейшей мастерице А. А. Мезриной в 1934 году была даже назначена персональная пенсия. В 1930-е годы возросла популярность дымковской игрушки (публикации, заказы столичных музеев на коллекции игрушек, участие на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке). Деньшин привлек обратно в промысел не только старых опытных мастериц (Е. А. Кошкина (1871-1953), Е. И. Пенкина (1882-1948)), но и заинтересовал в этом искусстве молодых.


Старейшие мастерицы и поколение 50-х годов

Безденежных З.Ф. за работой.
1960-е годы

Елизавета Ивановна Пенкина в 1940-е годы активно разрабатывала сказочную тему (в росписи с 1938 года ей помогали мастерицы Л. Н. Никулина (1906-1961) и Е. И. Косс-Деньшина (1901-1979)). Немалую роль здесь сыграл 100 - летний юбилей А.С. Пушкина, который подсказал народным мастерам разных промыслов близкие каждому русскому человеку сказочные образы. Так, у Е. И. Пенкиной появились композиции «У Лукоморья», «Баба-Яга», где возникла сказочная избушка на курьих ножках. В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.


Пресса в те годы писала: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива». Так родился дымковский рельеф, который прочно вошел в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века. Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы. Вначале казалось, что в такое тяжелое для всей страны время глиняные игрушки не нужны. Но вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом, на нее возник большой спрос. В 1942 году производство игрушек было возобновлено. Алексей Деньшин писал в газете: «Дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойца в великой борьбе с кровожадным врагом, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль какого-то светлого жизнерадостного фактора неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1943 году было принято решение возобновить ученичество. А в феврале 1944 года президиум Всесоюзного кооперативного товарищества «Художник» постановил: «Указать правлению Кировского товарищества, что основным видом производства Товарищества является дымковская лепная игрушка как изделия народного художественного творчества, предназначенная на экспорт. Товарищество обязано сосредоточить все свое внимание на качестве игрушки, на развитии художественно-творческой инициативы среди мастеров игрушки по созданию оригинальных образцов и на дальнейшее вовлечение новых кадров по этому виду творчества». После Победы над фашизмом, возрождаясь из пепла, страна вновь обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц. Выделялись финансы на улучшение их условий труда, на обучение молодежи. Но организационные трудности никак не позволяли решить эту проблему на местах. Кроме того, уходят из жизни старшее поколение мастериц (Е. И. Пенкина, Е. А. Кошкина) и А. И. Деньшин. В 1955 году заключены трудовые соглашения на обучение молодых мастериц. В 1956 году работало уже восемь мастериц дымковской игрушки, среди которых значатся молодые Е. З. Кошкина (1914-1993) и З. В. Пенкина (1897-1988), снохи Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Имена их вскоре станут знаменитыми. С конца 1950-х годов в стране началось возрождение художественных промыслов, проявлялся интерес к древним национальным корням, исследовалась проблема традиций и их развития. У дымковских мастериц начинается творческий взлет, поиск новых решений. Увеличился спрос на игрушку, она стала делиться на две категории: более традиционную («массовую») и выставочную. Последнюю группу изделий чаще делали для многочисленных художественных выставок - областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных и даже персональных. Публикации в столичной и местной прессе, внимание специалистов, музейных работников делают имена мастериц знаменитыми. В 1955 году в промысел приходят учениками в будущем известные мастерицы Е. А. Смирнова, З. И. Казакова, А. В. Кузьминых. В 1958 году З. В. Пенкина и Е. З. Кошкина также принимают на свое совместное обучение с З.Ф. Безденежных и Л. Н. Никулиной еще одну «звездную» группу учениц: Л. С. Фалалееву, Л. А. Иванову, А. П. Печенкину, А. Ф. Попыванову, В. П. Племянникову, Н. П. Трухину, А. И. Ворожцову, Н. Н. Суханову, Г. И. Баранову.

О творчестве Лауреатов

Она предпочитает традиционные сюжеты (животные, птицы, барыни, няни, мужички), в образе которых ищет всегда характерные черты из жизни, интерпретируя на свой лад. Создавая свои композиции, Е. З. Кошкина пользовалась лаконичным языком, отбрасывая лишние детали — украшательства, стремясь к симметрии, равновесию, тщательно отделывая каждую игрушку в лепке и орнаменте. Цветовая гамма, характерная для Кошкиной, также спокойна и слегка разбелена. Монументальность при среднем размере, фронтальность и симметричность присущи игрушке мастерицы. В 1961 году появился у Зои Васильевны Пенкиной ее истинный шедевр — фигура «Многодетная мать». Здесь получила развитие традиционная в глиняной игрушке тема материнства. Перед нами предстает образ няньки-кормилицы в высоком кокошнике, в кофте с пышными рукавами, к основанию-юбке которой присоединены детские фигурки «мал мала меньше». В руках она держит еще двух спелёнутых младенцев. Монументальность и спокойствие наполняют эту композицию с ее удивительным ритмом в размещении фигур, соотношении масс, а также в многократном повторении округлых линий, образованных головками детей, в крае кокошника и передника. 1960-1970-е годы явились периодом расцвета таланта З. В. Пенкиной. Она смело бралась за многие новые темы, разрабатывала из варианты. Работала Зоя Васильевна много, быстро, «рассказывая» в лепке руками и одновременно комментируя вслух свои композиции. Жизнерадостный, наивный характер Пенкиной, ее чувства отражались в живой трепетной глине, оставлял следы пальцев мастерицы. В ее творчестве продолжает развиваться сказочная тема, начатая еще ее свекровью Е. И. Пенкиной. Мастерица стала автором целого ряда многофигурных композиций и композиций-наборов от 4-х до 80-ти произведений, объединенных общим сюжетом. Таковы композиции «Теремок», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Особенно выделяются своим замыслом «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила» и «Сказка о попе и работнике его Балде», навеянные образами любимого ею великого поэта А. С. Пушкина. Помимо главных героев и показа основных событий, здесь появляется златоглавый город, напоминающий куполами храм Василия Блаженного в Москве. Рассчитанный на круговой обход, он удивляет разнообразием форм, лепных деталей и орнамента на белом фоне. Обильное применение сусального золота усиливает ощущение сказочности. Впервые появился архитектурный мотив такого большого размера, который является частью большой композиции и одновременно может существовать самостоятельно.

Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) — потомственная мастерица, дочь А. А. Мезриной.

Она переняла от матери основной круг традиционных образов барынь, наездников, парочек, птиц. Особенно любила передавать мастерица разнообразие характера в лепке животных (оленей, коров, зайцев, медведей), свистулек. Среди сюжетных бытовых и сказочных композиций можно выделить «Катание на лодке», «Свадьба зверей», «Катание с горы», «Репка», «Старик с корзинкой». Она первой начала лепить «Барыньку на ножках». Для дымковской игрушки О. И. Коноваловой характерны небольшой размер, стремление передать в пластике движение, разнообразие орнамента. Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1902-1979), жена А. И. Деньшина, в 1940-е годы начала работать самостоятельно. Ее творческие поиски принесли много нового в развитие дымковского промысла. Мастерица создала множество сюжетов и композиций, ставшими уже традиционными. В работе над игрушкой продумывала образ сразу с точки зрения лепки и росписи. Она является автором множества орнаментов из традиционных элементов: круги и точки, прямые и волнистые линии, клетка. Кроме того, после кончины мужа в 1948 году, Е. И. Косс-Деньшина долгие годы осуществляла, по сути, художественное руководство промыслом. Творческий путь старейших мастериц, созданные ими произведения, хранящиеся в музеях, да вся их сложная, но интересная жизнь являются очень ценным и важным этапом в сохранении и развитии традиций дымковского промысла. Каждая из них - это легенда, которую невозможно забыть в силу значимости их вклада в общее дело. Современная мастерица, осваивая древнее ремесло, никогда не пройдет мимо их творчества, а обязательно заглянет в лицо каждой игрушке. Только тогда можно понять суть дымковской игрушки, если с глубоким почтением будешь относиться к прошлому, к судьбе и творениям каждой предшественницы. И так будет всегда, пока жив этот древний вятский промысел.



Рассказать друзьям