Где впервые начали отмечать 8 марта. Реальная история «8 марта» — прочтите, кто не знает

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с "маршем пустых кастрюль", который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года и вовсе было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем.

Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой, возможно, на самом деле никогда не было. Точнее, была, но бастовали вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник привезла подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Коллонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз "великой фразой": "Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды".

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин иудейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери. Однако стремление Цеткин связать 8 марта с еврейским праздником Пурим не замолчишь.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Эсфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эсфирь убедила его не только не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех их врагов, включая самих персов.

Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля - начало марта). Восхваляя Эсфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия, пожалуй, самая скандальная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня.

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Представительницы древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые пользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми женщинами, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке - незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным по предложению Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году вместе со своей подругой Розой Люксембург она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на "трудящихся женщин".

Зачем внедрили 8 марта?

Многие историки сходятся во мнении, что 8 марта - обычная политическая кампания социал-демократов.

В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно было просто пройти по улицам с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги, и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны.

Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

В ТЕМУ

В след за праздником "Дня защитника Отечества", которое до недавних пор отмечали 23 февраля, в небытие могут отойти и Международный женский день – 8 марта, и День победы – 9 мая.

8 марта - "Международный женский день", праздник весны и повышенного внимания к женщине. 8 марта наши прекрасные женщины ждут от нас нежности, цветов и подарков. Такова традиция это дня. Все мы ждем этот праздник, радуемся ему когда он наступает, но редко кто вникает в первоначальный его смысл. С течением времени, смысл праздника 8 марта улетучивается окончательно, и мы иногда задаем себе вопрос: что, собственно, и зачем мы празднуем 8 марта в "Международный женский день"?

Праздник 8 марта , изначально, задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Именно этот праздник газета "Правда" на заре революции называла "днём женского Рабочего Интернационала", это праздник тех женщин, которые стремились и стремятся быть равными в правах с мужчинами, это есть день эмансипации. К сожалению, в настоящее время праздник утратил своё былое историческое предназначение. Хотя, во многих странах, в этот день всё ещё проходят массовые акции феминисток, и этот день многие женщины воспринимают как день борьбы с сильным полом.


Америка, или первый женский профсоюз
В Нью-Йорке в 1857 году 8 марта работницы швейных и обувных фабрик собрались на манифестацию. Их требованиями были улучшения условий работы, сокращения продолжительности рабочего дня, равную с мужчинами заработную плату. В те времена женщины работали до 16-и часов в сутки, и получали за свой труд гроши. После решительных выступлений мужчинам все же удалось добиться введения рабочего дня продолжительностью 10 часов. В то время, на многих предприятиях в США стали возникать профсоюзные организации. 8 марта 1857 года образовался ещё один профсоюз - и его членами впервые выступили женщины. Имеено в этот день в Нью-Йорке, во многих городах сотни женщин вышли на демонстрацию, с требаванием представления им избирательного права.


Клара Цеткин
Европа. История праздника 8 марта традиционно связывается с Кларой Цеткин. Это женщина создала революционный отряд, который состоял только из женщин, она, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. Создание это отряда было делом не одного дня, но все же решено было выбрать тет день, который можно было бы считать Днем Рождения "женского пролетариата".

В 1910 году на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении "дня борьбы за права женщин" была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, "который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Это прозвучало словно призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. В ответ на этот призыв многие женщины различных стран включаются в борьбу против нищеты, выступают за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

По предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг датой Международного женского дня было утверждено 19 марта. И именно 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии отмечался первый Международный женский день. В 1912-м он проходил в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России - 2 марта. Но только в 1914 году повсеместно впервые Международный женский день провели 8 марта, в силу совпадения его с воскресеньем, другими словами, с нерабочим днем - выходным. Так праздник "Международный женский день" закрепился на этой дате.

Антисемитизм... Согласно весьма популярной теории диакона Андрея Кураева - выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа. Много столетий назад царица Эсфирь своей хитростью спасла народ от уничтожения. Именно этой женщине посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переходе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта.

Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Праздник Пурим - "Родной брат" Масленицы
Пурим не относится к праздникам религиозным, он он является родным братом нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.
Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова).

В России
Впервые в России Международный женский день отмечался в Петербурге в 1913 году. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “...научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

С первых лет Советской власти, 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица...).

Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску.

С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Но в период перестройки многие женщины в буквальном смысле слова были выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.

На IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) Правительство Российской Федерации заявило наконец о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов не было.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты.

XXI век. Россия
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.

Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:
Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Декларация стала базой, на основе которой приняты и другие международные документы, направленные в стороны защиты социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).

Но заявлять право и обеспечивать его реализацию - это абсолютно разные понятия. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.

Двадцатый век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

Праздник Жён-мироносиц, или дарите женщинам цветы не только 8 Марта!
Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией, люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

Наши современники особо не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.

Практически весь мир отмечает 8 Марта . У истоков этого торжества стоит защита женщинами своего равноправия и независимости. В этот день женщин окружают заботой, их одаривают вниманием и подарками.

8 Марта: обратимся к истории.

История возникновения Международного женского дня имеет несколько версий. В статье отражены лишь некоторые из них, которые считаются наиболее достоверными.

У еврейского народа существует праздник Пурим, который отмечается 4 Марта. Праздник посвящен жене могущественного правителя Ксеркса Эсфирь. По легенде именно она спасла от гибели еврейский народ, проживающий на территории Персидской империи.Своей мудростью и женской хитростью она направила своего мужа против врагов евреев персов, которые были истреблены.

Празднуя Пурим, евреи выражают благодарность женщине, которую считают своей спасительницей. Именно поэтому можно привязать день создания Международного женского дня ко дню спасения евреев от истребления.

В Древнем Риме (I в.д.н.э.) существовал обычай 1 марта поклоняться и молиться Богине Юноне. Известно, что Богиня Юнона являлась покровительницей семей, к ней обращались за помощью при родах и замужестве. День поклонения Юноне именовался также Матронами. Традиционно , одетые в свои лучшие наряды несли венки из цветов к месту поклонения и просили о счастье и благополучии семьи. Примечательно, 1 марта у женщин рабынь также был праздник, они не работали, их обязанности перекладывались на мужчин. 1 Марта у римлян традиционно преподносили дорогие подарки своим женам, матерям и даже служанкам.

Манифест 1857 года

В Нью-Йорке 8 марта 1857 года труженицы заводов по производству обуви провели манифест, с целью потребовать изменений действующих условий труда, а именно сократить рабочий день и увеличить зарплату. На тот момент женщины имели 16-ти часовой трудовой день и их уровень оплаты труда бы намного меньше, чем у мужчин. После данной демонстрации женщинам дали возможность участвовать в выборах, а также создавать профсоюзы.

В своей речи в Копенгагене известная феминистка Клара Цеткин проявила инициативу сделать дату 8 марта днем праздника, посвященного женскому полу. Это произошло в 1910 году на конференции женщин, которые были социалистками.Таким способом они хотели заявить о своих правах.

Впервые в 1911 года отметили женский день , но только не 8-го, а 19-го марта. В тот день улицы городов нескольких европейских стран заполнились тысячами мужчинами и женщинами. Манифест больше походил на призыв к социализму, но, тем не менее, считается, что выступали тогда люди именно за женщин и их права.

В СССР праздник 8 Марта был крайне политизирован и женщинам дарили не цветы и подарки, а грамоты за успехи на производстве.

Организация Объединенных Наций публично подтвердила существование Всемирного женского дня лишь в 1976 году.





На сегодняшний день весь мир знает о 8 Марта, как дне благоволения женщине, ее великолепию, благоразумию, силе. О том, как его проведут в разных городах России читайте на сайте 1NNC . Мужчины ухаживают и заботятся о своих матерях, женах, бабушках и дарят щедрые подарки. Мало кто обращается к истокам возникновения этого праздника, однако историю необходимо знать и помнить, почему у женщин существует такой праздник. День, в который все вспоминают о том, что мир не может существовать без женщины. Интересно, что настоящая женщина должна быть красивой, умной, успешной каждый день. Совершенствоваться, работать над собой, стремится к идеалу и тогда мужчины будут Вас уважать, ценить и одаривать цветами не только в день 8 Марта .

С праздником вас, женщины, девушки и девочки!

На протяжении почти 100 лет в России отмечают Международный женский день. Но все ли знают о том, что это за праздник и почему он выпал именно на 8 марта. Как появилось это весеннее торжество?

Немного истории

Сегодня, отмечая 8 Марта, об истории праздника мало кто задумывается, а ведь изначально он не был прекрасным весенним торжеством женственности и красоты. Появление этой даты было политизировано как не многие другие.

К середине позапрошлого века ни в одной стране мира женщины и мужчины не были уравнены в правах. И в связи с этим первыми забили тревогу американки, собравшись на митинг в марте 1857 года. На улицы вышли работницы швейных, обувных и других фабрик страны. Они потребовали сократить их рабочие часы и выплачивать им ту же заработную плату, что и мужчинам. Надо сказать, что требования их были вполне оправданы, ведь официально женский рабочий день тогда составлял 16 часов, за который они успевали сделать не меньше, чем мужчины за свой. Но при этом представительницам прекрасного пола выплачивали только часть тех денег, которые получал за тот же объем работы мужчина.

Требования их были услышаны и частично выполнены. По крайней мере, женщин больше не обязывали работать по 16 часов в сутки. После таких митингов, прошедших как раз 8.03.1857 г., стали повсеместно образовываться профсоюзы, членами которых были только дамы. Спустя некоторое время эти организации начали требовать предоставления женщинам такого же избирательного права, как у мужчин. Дата проведения митингов определенно стала знаковой для многих, однако, несмотря на это, праздничной ее еще нельзя было назвать.

Клара Цеткин

Имя Клары Цеткин для многих неразрывно связано с Международным женским днем, в истории праздника эта решительная женщина сыграла огромную роль.

Спустя несколько месяцев после митингов в США, в июле 1957 года в Германии родилась Клара Айсснер. Там же она выросла и получила педагогическое образование. Когда девушка еще была студенткой, она всерьез начала увлекаться социал-демократическими идеями. А позже, в возрасте 21 года, пополнила ряды партии, которая на тот момент называлась просто — Социалистическая рабочая.

Примерно в то же время она встречает революционера по имени Осип Цеткин, русского по национальности, но эмигрировавшего. Вместе с ним Клара была вынуждена переселиться во Францию. И, живя в Париже, продолжила революционную деятельность.

После смерти своего гражданского мужа женщина вернулась родину, где занялась выпуском газеты. Издание называлось «Равенство» и выходило от Социал-демократической партии Германии. Позже она стала главой женского отделения этой партии и продолжила борьбу за права женщин вместе со своей соратницей Розой Люксембург.

В августе 1910 года Цеткин отправляется в датскую столицу — город Копенгаген, где проходит Вторая Международная социалистическая женская конференция. Именно на ней женщина выступила с инициативой отмечать праздник 8 Марта как Международный женский день.

Изначально предполагалось, что это торжество предназначается для привлечения внимания общественности к проблемам женщин. Для этих целей они должны были устраивать митинги и шествия. Это предложение звучало как призыв, на который откликнулись представительницы прекрасного пола в разных странах, начав свою борьбу за независимость. Практически все они добились результатов, и со временем дату стали отмечать в разных государствах Европы.

Что касается России, то впервые праздник состоялся в 1913 году. Хотя тогда для женской части населения страны это не было настоящим торжеством, ведь вплоть до 1917 года дамы не были уравнены в правах с мужчинами. Именно в этот год, во многом ключевой для российской истории, женщины устроили митинг, который, как принято считать, явился началом Февральской революции. Окончательное решение праздновать 8 Марта каждый год было принято чуть позже, в 1921 г. Однако прошло еще 45 лет, прежде чем этот день стал выходным.

Когда к историкам обращаются с вопросом, кого нужно поздравлять 8 Марта, многие из них отсылают современников в начало прошлого века и говорят, что это в первую очередь торжество работниц, которые добились немалых успехов в так называемых «мужских» профессиях.

Как празднуют за рубежом

Сегодня практически не осталось стран, где 8 Марта празднуется так же широко, как в России. В начале XX века было только 2 года (1911 и 1912), когда праздник отмечался сразу в 4 странах: Германии, Австрии, Швейцарии и Дании. Еще раз (в 1914-м) на это решились уже 6 стран Европы. К перечисленным присоединились Россия и Нидерланды.

Конечно, во время Первой мировой войны о торжествах пришлось забыть, но позже о дате вспомнили снова. Некоторые ученые полагают, что популярности ее способствовало желание нового российского правительства искоренить христианские праздники, выпадающие примерно на то же время.

  1. Сегодня в Германии и Польше к торжеству относятся неоднозначно. Большинство считает эту дату пережитком коммунизма и не обращает на нее внимание. Тем не менее в СМИ той и другой страны она упоминается как праздничная, хотя это обычные будни.
  2. После долгих дискуссий торжество сохранили и в Латвии, но только дали ему другое название, добавив к уже известному слово «солидарности».
  3. Едва ли точно можно определить статус праздника во Вьетнаме. С одной стороны, официальное название торжество имеет такое же, как и в России, но корни его совсем иные. Изначально примерно в это время вьетнамцы чтили память храбрых сестер Чынг, возглавивших освободительное движение против китайской агрессии уже почти 2 тыс. лет назад.

Как бы ни отмечался 8-й день первого весеннего месяца в разных странах, в России он все равно остается праздником всех девочек, девушек, женщин и бабушек — независимо от их профессии и социального статуса.

8 марта — это, разумеется, День женщин. Или Международный женский день. Или Международный день прав женщин. В это время всегда нужно быть готовыми к еще больше чем обычно сексистским ремаркам:

— Подожди, я подержу дверь. Сегодня же Женский день!

— …???!!!

Это не говоря уже о правительственных обещаниях и целом ворохе самых разных требований, перемежающихся вопросами «а когда же мужской день?» и «а чьи тогда оставшиеся 364 дня?» Но почему все происходит 8 марта? А не, например, 22 июля? Декабрь, наверное, лучше не трогать, потому что от засилья штампов во время праздников и так уже идет кругом голова. Франсуаза Пик (Françoise Picq), социолог и эксперт по феминистским движениям, рассказывает нам о довольно туманных корнях этого праздника.

Женский день зародился из «явно антифеминистского собрания», утверждает она. Дело в том, что в 1910 году феминизм по мнению многих был неразрывно связан с буржуазией.

Когда на второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила создать Международный женский день, перед ней стояло сразу две задачи. Она стремилась сделать так, чтобы руководство социалистов подхватило требования женщин (право голоса, равная зарплата…), и в то же время хотела ослабить влияние буржуазных феминисток на женщин из рабочей среды.

«Социалисткам было запрещено вести борьбу совместно с буржуазными феминистками, — объясняет Франсуаза Пик. — Традиция Международного женского дня была изначально выбором лишь одной группы, в рамках которого феминизм и социализм исключали друг друга».

Вот как все начиналось…

Начало революции 1917 года

После принятия решения социалистические организации начали отмечать этот праздник в разные дни года в зависимости от страны. В Германии, Австрии и Дании демонстрации прошли 19 марта 1911 года. В России Женский день сначала отпраздновали 3 марта 1913 года, а затем 8 марта 1914 года. Выбор дат был совершенно произвольным, никакого официального решения тут так и не прозвучало.

8 марта 1917 года в России вновь отметили Женский день. Бастующие рабочие и простые женщины вышли на улицы Петрограда. Толпа разрасталась, к ней присоединились мужчины… Таким было начало февральской революции, которая зародилась именно 8 марта из-за расхождений между грегорианским и юлианским календарями.

В 1921 году Советский Союз официально утвердил 8 марта Женским днем в память о той женской демонстрации 1917 года, которая ни много ни мало положила начало революции в России.
Постепенно этому примеру последовали страны Восточной Европы, Китай, Вьетнам и Куба. 8 марта стал коммунистическим праздником.

Но потом, в 1955 году в прессе появилось объяснение корней этого дня 8 марта. 8 марта 1857 года началась забастовка работавших на текстильной фабрике в Нью-Йорке женщин. За всеми демонстрациями женщин в XIX и начале ХХ века неизменно следовали жесткие репрессии. Но никаких следов похожих событий 8 марта 1857 года не осталось. Кроме того, тот день пришелся на воскресенье, которое не слишком подходит для стачки…

Миф о нью-йоркской забастовке 1857 года

Получается, американцы пытались перетянуть на себя Женский день, который до того момента был на 100% коммунистическим праздником? В условиях холодной войны такое объяснение может показаться весьма притягательным. Но миф о нью-йоркских рабочих появился на страницах L"Humanité, которая, насколько нам известно, не была продавшейся Америке газетой… Кроме того, материал вышел из-под пера таких убежденных коммунисток как Ивонн Дюмон (Yvonne Dumont), Клодин Шома (Claudine Chomat), Мадлен Колен (Madeleine Colin).

Легенда об американском происхождении этого праздника существовала более 20 лет, и никто даже не пытался проверить ее историческую достоверность. Сцена действительно была прекрасной и героической: американские швеи выходят на демонстрацию посреди Нью-Йорка. Они скандируют лозунги о равенстве зарплат и сокращении рабочего времени. Их кулаки подняты вверх, а волосы развеваются на ветру. Все завершается появлением полиции и жестоким разгоном женской демонстрации.

«Существовало несколько вариантов декораций (весеннее солнце или холодный зимний ветер) и действующих лиц (работницы текстильной фабрики или швеи), тогда как упор делался на борьбе с репрессиями, клятве собираться каждый год или ужасном несчастном случае на производстве, — рассказывает Франсуаза Пик. — Тем не менее, все сходились на месте и времени (8 марта 1857 года) и политическом смысле этого события».

Во всяком случае, это куда сильнее будоражило воображение, чем какая-то непонятная конференция женщин-социалисток на фоне съезда Второго интернационала.

Тем не менее, в 1977 году Франсуаза Пик с четырьмя коллегами решили пролить свет на происхождение 8 марта для феминистского журнала Histoires d"Elles. К тому моменту эта легенда о нью-йоркской забастовке прочно засела в сознании:

«Все газеты рассказывали одну и ту же историю, копировали друг друга».

Тем не менее, результаты их работы заставили позеленеть от зависти любого уважающего себя историка:

«Добравшись до истоков, мы обнаружили, что там ничего нет! Ничего совершенно не складывалось».

Не было никаких указаний на какие-либо происшествия на нью-йоркских улицах 8 марта 1857 года.

Почему L"Humanité создала этот миф?

Тогда ученые нашли первое упоминание об этом мифе в статье L"Humanité 1955 года. И задались вопросом: «Зачем нужно было в самый разгар холодной войны пытаться найти для Женского дня более давние и произвольные корни, чем решение женщин из партии? С чем связано это стремление отвязать Женский день от советской истории?» Действительно, зачем…

В конечном итоге Франсуаза Пик пришла к выводу о существовании внутренней напряженности в коммунистическом движении, разногласий между Всеобщей конфедерацией труда (CGT) и Союзом французских женщин (UFF): «Мадлен Колен хотела вновь сделать 8 марта частью рабочей борьбы. А UFF превратил его в что-то вроде праздника матерей, как в СССР». На Востоке 8 марта едва ли можно было охарактеризовать как день борьбы.

«Женщинам разрешали на два часа раньше уйти с работы, и они могли зайти в парикмахерскую», — рассказывает Франсуаза Пик.

Речь шла о том, чтобы «противопоставить борьбу трудящихся коммунистическому празднику женщин». Даже если для этого приходится привязать рабочую борьбу к Америке?

«События, которые могли послужить основой для этого мифа, и окружавшие его появление противоречия до сих пор сокрыты завесой тайны, — признает Франсуаза Пик. — Тем не менее, нельзя не отметить скорость его распространения. Все выглядит так, словно он стал ответом на некое несформулированное ожидание».

С распространением мифа Женский день стал международным. Американские феминистки оценили его предполагаемые нью-йоркские корни и привезли праздник в США. В 1970-х годах его взяли на вооружение все феминистские движения.

В 1977 году ООН выступила с инициативой посвятить день правам женщин и миру во всем мире.

В 1982 году министр по правам женщин Иветт Руди (Yvette Roudy) официально ввела Женский день во Франции.

«Мы хотели объяснить Иветт Руди, что все это — неподтвержденный миф, — вспоминает Франсуаза Пик. — Тем не менее, эта легенда прекрасно подходила министру: она прославляла борьбу женщин в классовой борьбе».

Миф о 8 марта 1857 года постепенно забыли, хотя у него и осталось несколько очагов сопротивления, например, в той же L"Humanité. «Эту дату уже давно заездили в прессе, но она все равно позволяет отследить развитие ключевых вопросов в тот или иной момент», — делает вывод Франсуаза Пик, подчеркивая важность такого праздника для борьбы за права женщин.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Рассказать друзьям