Государственные праздники конспект урока. Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Логузов Сергей Александрович

учитель истории

ГБОУ СОШНО № 388 г. Москвы

Тема: «Государственные праздники Российской Федерации».

Цель занятия:

Формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, символике РФ;

Патриотическое воспитание на основе изучения исторического прошлого России, яркие страницы которого отразились в государственных праздниках;

Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

План занятия:

I . Понятие «государственный праздник».

II . Памятные даты России.

III . Дни воинской славы.

IV . Дни памяти.

Фронтальная беседа:

1.что означает понятие «праздник»?

2.какие праздники вы знаете?

3.чем они отличаются друг от друга?

4.какие праздники являются любимыми?

I . Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время. Праздник – день торжества, установленный в четь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров на фоне знаменательных дат, событий; деть возможность почувствовать себя частицей общности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам. Для праздников характерна обрядность.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

День независимости России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Б.Н. Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение – День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики советского союза одна за другой становились независимыми. Именно 12 июня страна обрела первого всенародно избранного президента.

4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляк (в 1612 года)».

Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

Почему эти дни особо чтимы?

II .Памятные даты России.

Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

22 августа – день государственного флага РФ (праздник был учрежден на основании Указа президента РВ в 1994г. В 1991 22 августа правительство только что созданного нового государства приняло указ о том, что за государственные флаг принято считать «полотнище из… белой, лазоревой и алой полос». Флаг стал заменой советского красного флага с серпом и молотом).

3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

III . Дни воинской славы.

Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

(27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

V . Подведение итогов.

Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.

Белова Наталия Ивановна Базевский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ Конкурсная работа в номинации «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе». Окружающий мир 2 класс, авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

Тема урока: «Праздники для всех» Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа. Задачи урока: * углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся. *ознакомить учащихся с традициями празднования тех или иных дней, создавать условия для формирования учебно-информационных умений. *развивать воображение, патриотизм.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: совместные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Цели этапа: актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями. II . Проверка домашнего задания Слайд 1 1.Что такое календарь и для чего он нужен? 2. Какие бывают календари? 3. Когда и где возникли первые календари? 4. Есть ли у вас дома календари? 5. Какими календарями удобнее пользоваться? 6. Почему не только зимой может начинаться Новый год? 7.Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?

III . Изучение нового материала Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. - Что это такое? Ученик: Праздник. Учитель: А вы любите праздники? (Ответы детей.) Учитель: Назовите праздники, которые вы знаете? Ученики: День рождение, Новый год, День Учителя, Пасха, день Матери, день Валентина …. Слайд 2 Учитель: Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре. Слайд 3 Государственные праздники отмечают всей страной. Цель государственных праздников – сплочение граждан. Учитель. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния? Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. В словаре. (Читает в словаре С.И.Ожегова) . Праздник “день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь…” Учитель. Спасибо. А для чего нужны праздники? Ответы детей

    Слайд 4

    Функция государственных праздников – социально или культурно сплотить население страны.

    Важную роль в праздничных ритуалах играют застолье, подарки и специально праздничная одежда.

    Праздник – это инструмент маркетинга, т.е. торговля и продажа товара на рынке.

    Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

IV . Вызов устойчивого интереса к теме. - Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад? -Показал ли он это своим видом? -Чей подарок оказался самым нужным? -Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами. (Ответы детей) - А теперь посмотрите праздники, которые есть у вас в учебнике на стр. 40-43. Слайд 5 “Государственные праздники России”.

1–5 января. Новый год.
7 января. Рождество Христово.
23 февраля. День защитника Отечества.
8 марта. Международный женский день.
1 мая. Праздник Весны и Труда.
9 мая. День Победы.
12 июня. День России.

Слайд 6. Новый год

Учитель: Обычай встречать Новый год установлен императором Петром 1 в 1700 году. Это один из самых любимых детьми и взрослыми праздник. Весёлый, нарядный, волшебный!

Учитель: До 1917 года этот праздник был самым почитаемым. В этот день наряжали ёлку, украшали её звездой и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Это единственный религиозный праздник, ставший «красным днём календаря» в Российской Федерации.

Слайд 9, 10. 23 февраля – День защитника Отечества.

В этот день в 1918 году была одержана первая победа Красной армии над кайзеровскими войсками Германии.

Слайд 11,12, 13. 8 Марта – Международный женский день.

8 марта 1910 года немецкая революционерка Клара Цеткин призвала всех женщин мира к борьбе за равноправие. В этот день женщинам дарят цветы.

Слайд 14, 15, 16, 17. 1 мая – праздник весны и труда.

1 мая 1889 года была расстреляна демонстрация американских рабочих, боровшихся за свои права. С тех пор в этот день каждый год в память о погибших товарищах в разных странах стали проводить демонстрации. Во времена СССР праздник именовали днём международной солидарности трудящихся и устраивали праздничные шествия. Сейчас первомай призывает к труду на благо России, к гражданскому миру и согласию.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. 9 Мая – День Победы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 7 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С тех пор 9 мая отмечают окончание Великой Отечественной войны. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. В этот день на Красной площади проводятся военные парады.

Слайд 23, 24.

12 июня 1990 года принято решение о независимости России. С 12 июня 1992 года – это государственный праздник.

Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30. 4 ноября – День народного единства

Во времена СССР 7 ноября отмечали как праздник победившей Октябрьской революции 1917 года. Более 70 лет просуществовал этот праздник, и после распада СССР президент страны принял решение не отменять его. Сначала 7 ноября был объявлен Днём примирения и согласия, затем Днём народного единства. Теперь праздник отмечается 4 ноября в день воинской славы - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. На Красной площади поставлен памятник Минину и Пожарскому.

Слайд 31.

Но в России есть ещё праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия.

Добрыми словами благодарности приветствуем мы своих учителей-наставников и друзей на пути к знаниям.

Слайд 34, 35 1 июня – Международный день защиты детей.

Праздник учреждён в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин в столице Франции в городе Париже.

Слайд 36, 37. 12 апреля – День космонавтики.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг планеты Земля.

Слайд 39 День матери – последнее воскресенье ноября.

V . Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

VI . Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Учебник на стр. 40 – 43; рабочая тетрадь стр. 29 задание №2 нарисовать рисунок любимого праздника.

VII . Рефлексия

Цели этапа: * Организовать осмысление полученной информации; * Организовать обмен мнениями по изученной проблеме; * Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Учитель: Проведём викторину «Вопрос – ответ»

    Какие бывают праздники? ( Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны)

    Для чего каждой стране необходимы праздники? (Культурно сплотить население страны).

    Какие праздники есть в вашей семье? (Дни рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта…)

    Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

    Какие праздники посвящены славным воинам нашего Отечества? (День защитника Отечества, 9 мая)

    Почему 1 сентября дорог и детям и взрослым? (Дорог, как день знаний)

    Какого числа и месяца празднуется День России? (12 июня)

    Как выглядит Государственный флаг России? (Цвет: белый, голубой, красный)

    Когда проходят военные парады на Красной площади? (9 мая)

    Какие праздники проходят у нас в школе? (День знаний, День Учителя, Золотая осень, День матери, Новый год…)

А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию»

Я включаю мелодию со словами, а вы определяете к какому празднику её можно отнести.

    Шиpока стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек. Я дpугой такой стpаны не знаю, Где так вольно дышит человек. (День России)

2 . День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, -

3. Нагружать всё больше нас Стали почему-то. Нынче в школе первый класс – Вроде института. Нам учитель задаёт С иксами задачи, Кандидат наук - и тот Над задачей плачет. (День знаний)

4. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (День России, День Конституции)

5 . Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я. (День защиты детей)

6. Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети И в мирном мире жить! Должны смеяться дети, Должны смеяться дети, Должны смеяться дети И в мирном мире жить! ((День защиты детей)

7. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (День знаний)

8. Наш учитель самый лучший!
Наш учитель самый лучший!
Все ребяты говорят.
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
Наш учитель
Самый лучший!
Все ребята говорят! (День учителя)

9.Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой Дружно поют эту песню. (День пожилых людей)

10. У солдата выходной, пуговицы в ряд,
Ярче солнечного дня, золотом горят,
Часовые на посту, в городе весна,
Проводи нас до ворот?
Товарищ старшина, товарищ старшина. (День защитника Отечества)

11.День весенний, Не морозный, День веселый И мимозный - Это мамин день, Это мамин день! (8 Марта)

12.Дорогая мамочка! Как тебя люблю я! Эту песенку свою Для тебя пою я. Дорогая мамочка! Добрые глаза! Ты на свете лучше всех, Мамочка моя. (День матери)

13.Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания. (Новый год).

Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.

Домашнее задание

Окружающий мир стр. 40 - 44 -Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе или школе». В рабочей тетради придумать и нарисовать символы праздников.

1.Первичное чтение текста на с. 133-135.

2.Вторичное чтение абзацев с описанием религиозных праздников народов, используя приём «жужжащее чтение» с заданием:

-выберите в абзацах и подчеркните карандашом:

Названия христианских праздников

Праздники мусульман - - - - - - -

Праздники буддистов - . - . - . - . - .

-А теперь заполним правую часть таблицы «религиозные праздники»

В 988 году на Руси на смену язычеству(вера в богов природы) пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придёт на Землю Спаситель и поможет им жить лучше. Сначала люди рассказывали об этом устно, а потом составили книгу Евангелие, что в переводе с греческого означает «добрая весть». В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, Создатель Земли и всего, что есть на ней. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. В маленьком городе Назарете (ныне государство Израиль) жила девушка Мария. Она была обручена с Иосифом. Однажды она увидела Архангела Гавриила, который сказал, что Мария по велению Бога родит необыкновенного ребёнка, призванного спасти Мир. Это будет Иисус Христос. (Христос - божий избранник). Так и случилось. Дева Мария родила ребёнка в пещере вблизи города Вифлеема. В честь этого события каждый год верующие христиане 7 января празднуют День рождения Христа – Рождество Христово.

Евангелие рассказывает о многих чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскресении. Иисус был схвачен, посажен в темницу, потом распят на кресте. Так Иисус принял смерть. Слайд 5.

На третий день после распятия Христос воскрес и вознёсся на небо. После этого крест для христиан стал священным знаком, его можно увидеть на куполах церквей, люди носят крестики на шее. Воскресение Христово знаменует праздник Пасху.

-Что вам известно о Пасхе?

-Ребята по группам получили задания и хотят рассказать о том, что узнали.

1 группа «Пасха».

Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвящённый исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило новый смысл «прехождение от смерти к жизни». На Руси праздник Пасха празднуется с 10 века.

-Что означают по вашему мнению слова – воскресение, Пасха, Иисус?

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются.

-Что значит разговляться?

-Разговляться- вкушать скоромную пищу, освящённую в храмах куличи, пасхи, яйца. СЛАЙД 6.

-У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.

КУЛИЧ – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печётся он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу.

Пасха – символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. Слайд 7.

ЗАГАДКА.

Красное катается – всему миру чудо оповещает. (пасхальное яйцо).

Яйцо - символ жизни. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир родился заново через Воскресение Христово. Слайд 8.

-Кто знает почему яйца чаще красят в красный цвет?

Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости.

На Пасху яйца красят в разные ц вета и дарят со словами «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. В других странах этого нет.

-С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это- «писанки» и «крашенки».

-«Крашенки»- это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей(луковой шелухи, листьев берёзы, дуба, крапивы, еловых шишек). Слайд 9.

-«Писанки»- яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов.

-Спасибо.

На партах раздаточный материал для самостоятельной работы.

-Давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

ВЫСТАВКА.

-Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете?

Слайд 10.

Игра «Пасхальный стол»

Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба. овощи, каша.

Выступление группы 2. «Масленица».

Самый весёлый праздник русского народа. Длится праздник целую неделю. Масленица- это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием весеннего обновления природы.

Масленицу в народе любили и ласково называли «касаточка», «объедуха»… Масленица – это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного, в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём.

Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни.

-Молодцы!

-Прочитайте самостоятельно текст с.136-137 «Семь дней Масленицы»

-Важнейшие праздники мусульман – это Рамадан- байрам(разговение) и Курбан – байрам(жертвоприношение).

Главная священная книга ислама- КОРАН. Буквально это слово означает «чтение вслух». В Коране говорится, что Богом, Творцом всего сущего является Аллах.

Что означает слово «ислам»? («покорность» законам Аллаха, подчинение его приказам и запретам). Аллах всё видит и всё слышит.

-Как называют приверженцев ислама?

-Какие два великих праздника определил Аллах для мусульман?

Праздник разговения наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане соблюдают строгий пост на протяжении всего дня в светлое время суток.

-Что ещё вы узнали об этом празднике из учебника? СЛАЙД 11.

-А теперь. я вам расскажу о происхождении праздника жертвоприношения.

В давние времена человек по имени Ибрахим пообещал Богу принести в жертву своего сына Исмаила. Это была дорогая жертва. За эту преданность Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Мусульмане специально для принесения жертвы откармливают выбранное животное. Его владелец не скупится на угощение, обязательно накормит бедных и голодных.

-О каком любимом празднике буддистов вы прочитали?

-В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». СЛАЙД 12.

Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» , освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Это мощная защита от несчастий и болезней, привлекает внимание и призывает на помощь божеств.

– Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило?

– О чём вы никогда не знали?

– Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.)

– Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему?

– Что же составляет культурное богатство всей России?

– Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур?

Работа в группах.

Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока.

1 группа : О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше.

2 группа : Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов.

3 группа : Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки?

После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.

Предварительный просмотр:

Тема урока "Такие разные праздники"

(Окружающий мир. 4-й класс. УМК А.А. Плешакова)

Учитель Лаврентьева Елена Евгеньевна

Цели и задачи:

Сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;

Учить работать в группе, развивать творческую активность детей;

Стимулировать у школьников интерес к истории;

Воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник, раздаточный материал для работы в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

  1. Проверка домашнего задания. Кроссворд

На прошлом уроке мы обобщили наши знания о государственных символах России. Повторить изученный материал нам поможет кроссворд.

  1. Определение темы и целей урока. СЛАЙД 12

О чём пойдёт речь на уроке? Определите тему урока, проанализировав иллюстрации слайда.

Верно, сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?

День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). Толковый словарь Ефремовой .

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие праздники бывают, как празднуют праздники в семье, попытаемся выяснить, что такое календарь семейных праздников. Каким будет наш урок, зависит от нашего совместного творчества.

  1. Изучение новой темы .

4а Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?

Насчитывается более трехсот праздников (а если быть точнее – 314!), отмечаемых в России. Это и государственные праздники - Праздник весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, Новый год, День защитника Отечества и Международный женский день . Стоит особо отметить, что число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово, отмечаемое 7 января, является выходным днем, не имея при этом статуса государственного праздника.

Немного истории

12 июня - День России. Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Сейчас День России – праздник свободы. Гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Кроме государственных праздников приняты так называемые профессиональные праздники, посвящённые труженикам определённой отрасли. Пожалуй, стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» наиболее точно передает важность каждой отдельной профессии и всех вместе. Ведь привычный вокруг нас мир обеспечивают тысячи профессий, о которых мы даже порой и не догадываемся, но их значение нельзя недооценить.

Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли.

День шахтёра, день рыбака, день медицинского работника, день учителя, день геолога – в эти праздники не объявляются выходными, но отмечаются многими людьми.

Всенародные праздники - отмечаются практически всеми жителями нашей страны, но имеют статуса Государственных. Это, например, День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля

А есть ещё семейные праздники . Приведите примеры семейных праздников.

Верно, день рождения, именины, день свадьбы и годовщина свадьбы, новоселье, рождение ребёнка, день проводов в армию - это повод для встречи родственников.

Образ семейного праздника можно представить как счастливый, радостный день торжества, связанного с каким-нибудь важным, замечательным событием, обычаем или верой.

Рядом со словом "праздник" стоит слово "радость", "веселье". И особенно, когда праздник семейный, когда близкие, родные люди окружены теплой, дружественной обстановкой за шумным, праздничным столом.

Семья – это главная ценность человеческой жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. И речь идет не только о Днях рождения и Именинах, но также о специальных праздниках, семейных, посвященных родственным отношениям.

4б Первичное закрепление. Работа в парах.

У вас на партах названия праздников. Попробуйте их разделить на группы. (см. приложение 1)

Рассмотрите, пожалуйста, предложенные задания.

Какие группы праздников выделены в ваших заданиях? Какой группы не хватает? Почему?

Верно, семейные праздники не имеют определённой даты, у каждого из нас свой день рождения, своя дата новоселья или юбилея бабушки.

Работа в парах

Проверка выполненных заданий (СЛАЙД )

  1. Физ. пауза. СЛАЙД
  2. Изучение новой темы (продолжение)

6а. Изучение нового материала. Практическая работа. Изготовление классного календаря дней рождений.

Ребята, а откуда мы узнаём, когда и какие праздники отмечаются? (Календарь, телевизор, интернет, газеты)

Какие бывают календари? Верно, календари могут быть настенные, отрывные, карманные, перекидные. Обычно в таких календарях указаны выходные и праздничные дни, общие для всех. Но согласитесь, что иногда хочется иметь свой собственный календарь, не похожий на остальные. В этом календаре будут отмечены не общие праздники, а памятные даты вашей семьи.

Давайте сделаем такой календарь для нашего класса и подарим его на выпускной Классному руководителю Эльвире Манафовне. (В приложении – документ Календарь дней рождений 4д)

Чтобы заполнить такой календарь дней рождений мне понадобиться ваша помощь. Заполним его вместе.

Учитель на компьютере (в электронном виде) заполняет графы, учащиеся диктуют даты дней рождений.

Спасибо, ребята! Теперь мне останется только распечатать календарь. Но, согласитесь, наш календарь неярок. Предлагаю сделать его праздничным, цветным. Редколлегии под руководством Чернецкой Татьяны, я предлагаю добавить красок в наш календарь. На следующем уроке посмотрим, что получилось.

Этот календарь можно будет получить и вам в подарок. Документ будет приложен к домашнему заданию в электронном журнале.

6б. Изучение нового материала.

На праздники мы часто дарим открытки. Когда же появилась первая открытка?

Существует несколько версий появления первых рисованных открыток. Французы говорят, что местный "Парижский почтовый альманах" рассылал открытки ещё в 1777 году.

Одно несомненно - первые открытки появились именно к Рождеству.

До середины XIX века открытки изготавливались, как правило, вручную

С изобретением фотографий некоторые открытки выпускались в виде фотооткрыток.

Первые российские открытки были напечатаны только в 1872 году, и они не имели рисунка. Одна из наиболее ранних рисованных поздравительных карточек была создана в 1892 году.

Как и во всём мире, первые открытки были посвящены Рождеству и Новому году.

Сначала русские открытки были копиями иностранных, позже художники стали отображать особенности жизни и традиций России.

Некоторые открытки напоминали лубочные картинки. Они также украшали жилище, имели поучительные надписи. Иногда по ним даже учились грамоте. Технический прогресс привёл к тому, что открытки стали печататься на фабриках.

После революции 1917 года открытка стала отражать новую жизнь народа. Чаще всего открытки выпускались к знаменательным датам.

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны открытка служила мостиком между жизнью и смертью. Она приносила весточки с фронта.

В послевоенные годы открытки стали ещё более яркими и красочными.

Через несколько дней мы будем отмечать сразу два государственных праздника. 1 мая – день весны и труда, и 9 мая – день Победы. В нашей школе существует традиция – поздравлять жителей микрорайона с днём Победы открытками, сделанными своими руками. Я предлагаю вам продолжить эту традицию и придумать дизайн открытки к 9 мая. Всем вам я выдаю сегодня шаблоны – заготовки. Ваша задача – продумать, как сделать открытку яркой, праздничной, неповторимой.

Как вы думаете, какие элементы декора можно использовать для изготовления открытки?

Верно, можно использовать звезду (звёзды), салют, гвоздики, Георгиевскую ленточку. Сочетая эти элементы по-разному, можно придумать свою авторскую открытку.

  1. Домашнее задание.

Изготовить открытку для поздравления жителей микрорайона с Днём Победы.

Повторить изученный на уроке материал (использовать текст учебника)

По желанию – сделать календарь дней рождений одноклассников

  1. Рефлексия.

Закройте глаза, вспомните сегодняшний урок.

Что вам больше всего запомнилось? О чём вы узнали? Чем заинтересовались? Чем захотелось заняться?

СПАСИБО ЗА УРОК!

Приложение 1

(2мин)

Цели:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания

эмоциональной обстановки.

1. Ситуация.

По электронной почте пришло письмо на английском языке от американских школьников. Прочитайте и переведите фрагмент этого письма.

(Фрагмент письма на английском языке на экране.)

Здравствуйте ребята!

Хочется больше познакомиться с вашей страной.

Расскажите о государственных символах России.

Вы готовы ответить на вопрос американских детей?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельностимин)

Цели:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия

нового материала.

1. Ответы детей (дом. задание).

Кто ответит на этот вопрос?

(Ученик отвечает у доски показывая символы РФ на экране.)

Как выглядит ваш флаг?

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что изображено на гербе России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что можете рассказать о гимне России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий текст.)

праздник. А какие еще праздники есть у вас? Спасибо. Ждем ответа.

3. Постановка проблемы. (3 мин)

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются задачи урока.

1. Как вы думаете, чем займемся на уроке?

Найдем значение слова праздник.

2. Работа со словарем Ожегова.

3. - Какие праздники знаете?

Как отмечаете этот праздник?

Как называются такие праздники? Ваши предположения.

Где можем найти точную информацию об этом?

4. Проектирование и фиксация новых знании. (7 мин)

Цели:

Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

1. Первичное чтение детьми по цепочке.

Обратимся к учебнику стр.175.

5. Первичное закрепление. (7 мин)

Цели:

Зафиксировать первичные знания учащихся по теме.

1. Беседа.

Какие еще есть группы праздников?

Почему они так называются?

Теперь я вижу, что вы готовы ответить американским детям. Но ответы я предлагаю вам приготовить красочные. Создать свои странички по каждой группе праздников. У меня уже есть начало, а вы сделаете продолжение. Все необходимое есть у вас в конвертах и даже лишнее. Будьте внимательны. Приготовьте защиту своей странички.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

Проверить знания детей по новой теме, их умения группировать по общему признаку.

1. Работа в группах.

Группа «Семейные праздники».

Группа «Народные праздники».

Группа «Профессиональные праздники».

Группа «Государственные праздники».

2. Кто готов к защите своей странички?

3. Защита своих работ.

7. Реализация построенного проекта. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Объединение работ в один проект.

2. Просмотр готового проекта.

Ребята, мы в проекте упустили один очень любимый детьми праздник. Какой?

К какой группе можно отнести Новый год?

Это праздник всенародный. Его празднуют все народы и в Африке, и в Америке, и в Европейских странах. А как можете узнать дополнительно по желанию.

8. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Цели:

Оценивать результаты учебной деятельности.

Согласовать домашнее задание.



Рассказать друзьям