Грудное вскармливание до года. Как долго мама должна кормить малыша грудным молоком, чтобы ребенок вырос максимально здоровым? Что говорит Комаровский о грудном кормлении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Света, Вы обратите внимание на поведение ребенка за общим столом и в зависимости от этого решайте, давать ему прикормы или нет. Моя первая дочка практически не ела ничего, кроме груди, до полутора лет. Вторая - готова есть что угодно из моей тарелки с 4 месяцев и попробуй не дай, обиды, слезы. И то и другое - очевидно крайности. Такая уж у нас семейка:)), но вообще-то пробовать разные вкусы ребенку лучше позволять как можно раньше - они развивают интеллект ребенка, как и все остальные новые впечатления. Кроме того, поздние попытки введения взрослой пищи часто натыкаются на то, что ребенок не хочет жевать, не умеет глотать ничего, кроме жидкости (давится), не хочет пробовать новые виды пищи, сказывается детский консерватизм.

Не обязательно вводить прикормы, заменяя кормления, дать попробовать - это просто дать лизнуть, ну максимум, чайную ложку еды. Чтобы не мучиться готовкой ради полложки, можно просто брать свою еду, которую можно ребенку (учитывая объемы - это практически любая не пересоленная и не переперченная еда) и давить немножечко чеснокодавкой. Вот Вам и детское пюре!

Дело в том, что в молоке может быть недостаточно какого-то витамина или микроэллемента, ребенок, попробовав много видов пищи сам склонится к тому, что покроет этот недостаток.

Все это хорошо, только если ребенок не аллергик. С аллергиками сложнее, надо выбирать "пробники". Но это ненапрядно, зато закладывает в ребенке умение получать удовольствие от еды, питаться правильно (при таком способе Вы никогда не будете заставлять ребенка есть насильно), выбирать еду. 23.06.2000 15:27:44, Яся

1 0 -1 0

мы в 4 месяца сдавали мочу и кровь, оказался гемоглобин чуть ниже; я стала есть побольше содержащее гемоглобин, сейчас все в норме. Кроме того, я ведь не только еду не даю: никаких других добавок, лекарств, водички и т.д. На сынишке это никак, вроде бы, отрицательно не сказывается, хотя врачи наперебой критикуют и с 3 месяцев советуют давать то соки, то чаи, то пюре, то какие-нибуть таблетки для профилактики чего-либо... А в развитии он из-за этого не отстает, наоборот опережает. Мы очень стараемся с мужем, конечно, не все получается, но хочется ведь дать ему лучшее. Мы с мужем еще давно решили (прочтя Никитиных) не давать ему ничего до появления зубов, а они на подходе(можно пальцем уже нащупать 2 бугорка) поэтому и возник вопрос. 23.06.2000 16:53:39, Света

Этапы грудного вскармливания от рождения до года.

Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания к другому. Находясь во чреве матери, он получал все питательные вещества через пуповину, а после рождения он получает относительную автономию и начинает питаться из материнской груди, которая, по сути, является продолжением пуповины. Когда же он начнет становиться способным питаться той же пищей, что и взрослые? Приведем основные этапы грудного вскармливания и примерные сроки их появления.

Этап исключительно грудного вскармливания - начинается с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5-7 месяцам. За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта, и происходит подготовка пищеварительной системы к возможности знакомства с новой пищей.

Этап знакомства с новой пищей - начинается с появлением стремления ребенка попробовать пищу, которую употребляют взрослые. Этот этап имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока еще не служит для удовлетворения энергетических потребностей ребенка. В это время пищеварительная система еще не готова к усвоению другой пищи кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться до 8-12 месяцев.

Этап переходного питания - начинается от начала немолочного питания до формирования способности питаться рационом, используемым для общего стола. Примерно в 8-12 месяцев у ребенка появляется потребность не только попробовать какой –либо продукт, но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем, к 1году3 месяцам- 2,5 годам ребенок постепенно замещает грудные кормления другой пищей и сохраняет 2-3 прикладывания к груди в основном в ночное время.

Этап отлучения от груди - начинается в период между 1.5 и 2 годами, когда ребенок практически полностью переходит на общий рацион, но сохраняет до 2 прикладываний к груди. Как правило, он совпадает с инволюцией молочной железы и заканчивается полным отказом ребенка от грудного вскармливания.

Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармливания и для матери и для ребе6нка происходит безболезненно.
Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу.

Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания, его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения по мере его роста. Трехмесячный малыш сосет грудь уже не так, как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша появляется интерес к пище, которую едят взрослые и у него появляется пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения происходят постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.


1 месяц
Грудное вскармливание.
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное. Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным посасыванием материнской груди вызывает у ребенка чувство безопасности, необходимое для формирования полноценной уравновешенной психики.
В сутки получается всего 15-25 прикладываний. Из них около12-15 полноценных кормлений и около 8-10 прикладываний к груди, когда малыш не насыщается, а просто теребит и слегка посасывает грудь, необходимых ребенку для ощущения психоэмоционального комфорта. К 25-30 дню мамы довольно часто замечают, что ребенок начал более часто и обильно срыгивать, что, как правило, связано с приходом зрелого молока и является возрастной нормой. В течение первого месяца жизни мать и ребенок приспосабливаются друг к другу и обучаются кормлению грудью. Мать должна правильно подавать ребенку грудь, что бы обеспечить полноту захвата ареолы, фиксировать его головку при кормлении, чтобы он не сползал на сосок, не травмировал грудь и полноценно наедался. Кроме этого следует научиться кормить ребенка в удобной позе, что обеспечивает продолжительное кормление и хороший отток молока. Необходимо также помнить, что сон ребенка в этом возрасте не является препятствием к грудному вскармливанию. Если матери необходимо приложить малыша к груди, ей не следует дожидаться его пробуждения или будить его, просто надо предложить ему грудь и он обязатель но возьмет ее, продолжая при этом спать.


2 месяца
Вскармливание исключительно грудное, по требованию ребенка. Малыш пока еще прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения. К этому времени грудные младенцы прибавляют в весе от 1 до 2,5 кг и вырастают на 5-7 см. Они пока еще не выглядят полненькими крепышами с перевязочками, но уже довольно заметно округляются.


Работа пищеварительной и выделительной системы. Остаются срыгивания , частый стул (от 3 до 6-7 раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20 минут). Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция: контролируемое или нет мочеиспускание. Стул может быть как частым 5-8 раз, так и редким 1-2 раза в день и даже через день. У малышей этого возраста стул бывает, как правило, именно во время кормления. Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания . К исходу второго месяца жизни у ребенка формируется устойчивая привычка брать и сосать грудь. Он хорошо открывает рот, и матери остается только своевременно и глубоко внести грудь в рот малыша. Во время кормления ребенок смотрит в глаза матери, внимательно рассматривает ее лицо, пристально изучая его. Иногда во время кормления ребенок выгибается и откидывает голову, стараясь таким образом выразить свои положительные эмоции, возникающие во время кормления и зрительного контакта с матерью.
Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.


3 месяца
Вскармливание исключительно грудное по требованию. Устанавливается режим кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4 ночью. Сохраняются частые прикладывания, но необходимость в них появляется реже. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца округляется и становиться наполненным. Теперь он выглядит как молочный младенец с перевязочками. К этому времени грудные дети могут набрать в весе 5,5 – 7,5 кг, при исходном весе 3-5 кг.


Работа пищеварительной системы. У малыша значительно реже появляются срыгивания, налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически стул появляется реже: не ежедневно, а 1 раз в 2-3 дня или в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Сохраняются частые мочеиспускания в период бодрствования – через 10-25 минут.


Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.
Как правило, трех месячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента. К этому возрасту ожидая материнскую грудь они начинают проявлять несколько больше терпения, чем было раньше, но все еще не стоит его испытывать. С этого возраста поза при кормлении уже не имеет значения. Примерно в три месяца наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления кладет ручки на мамину грудь, что для мамы очень приятно. Но есть и огорчительный момент, который часто бывает мамам непонятен: ребенок во время кормления выгибается, упирается в маму ручками и ножками, как бы отталкиваясь от нее, хлопает по маме руками и бьет ногами. Многим матерям кажется, что ребенок начинает отказываться от груди и бороться с ним. Особенно много неприятностей переживают те матери, которые не умеют правильно поддерживать голову ребенка во время кормления и не научились кормить в удобной позе. Иногда ребенок начинает сжимать грудь деснами и отвлекаться от груди, будто важничая. Это первые действия ребенка, направленные на отделение своего “я” от “я” матери, которые помогают ему понять, что мать и он это не одно и тоже – они чувствуют по–разному и по-разному себя ведут.


4 месяца
Вскармливание исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди во время бодрствования и у него появляется довольно точный режим кормлений. В сутки примерно 10-14 кормлений, включая ночные. В этом возрасте у малышей стул может начать появляться 1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является нормальным явлением.
С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение прикорма.

Пищевое поведение. Если мать берет с собой ребенка за стол во время еды, малыш начинает следить за процессом поглощения пищи.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. Во время кормления ребенок теребит материнскую грудь ручками, мнет ее. Прикладываясь к груди, он широко открывает рот и довольно долго может сидеть с открытым ртом, ожидая, что в него сейчас вложат грудь. В процессе кормления младенец начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Реакция матери на подобные действия ребенка должна быть адекватной: мать должна вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Бурная реакция матери испугает ребенка, а нарочитое терпение заставит думать, что его действие не вызывает у матери никаких переживаний и можно продолжать так делать и дальше. Обычно ребенок делает две попытки: первая попытка является пробной, а вторая проверочной, которую можно прокомментировать следующим образом: “правильно ли я понял, что тебе это неприятно?”. Как правило, при адекватной реакции матери до третьей и четвертой попытки дело не доходит, но если мать прореагировала неправильно, ребенок может повторить свой опыт. Кроме этого ребенок во время кормления начинает часто отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь – никуда не денется. Эту возрастную особенность поведения ребенка матери часто принимают за отказ от груди, тем более, что у малыша именно в это время уменьшается число дневных кормлений и становятся более выраженные кормления, связанные со сном.
Однако, отвлечения ребенка от груди – это очень важный момент поведения, который маме следует поощрять. Когда малыш отвлекается от груди, нельзя забирать у него грудь, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.


5 месяцев
Вскармливание. Исключительно грудное, по требованию, кормления связанные со сном. В этом возрасте у малышей может быть 6-10 дневных кормлений и 2-4 ночных, в общем 9-14 кормлений в сутки.


Работа пищеварительной системы. Срыгивания становятся единичными. Стул появляется 2-3 раза в день или 1 раз в 2-7 дней в виде однородной сметанообразной массы или как кислый стул. Сохраняются частые мочеиспускания через 15-40 минут.


Пищевое поведение.Если мать берет ребенка с собой за стол, то он может проявить активный интерес к пище взрослых. Как правило, этот интерес совпадает с формированием у малыша навыка захватывать и удерживать предметы. Так находясь за столом, ребенок тянется к маминой ложке, тарелке или чашке и настаивает на том, чтобы ему дали их схватить и засунуть в рот. Поначалу младенец удовлетворяется отданной ему ложкой, не бьющейся или кружкой, и не проявляет желания пробовать продукты. чашкой Если ребенок проявил активный пищевой итерес значит, наступило время первых педагогических прикормов.


Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.В этом возрасте дети отвлекаются от груди, делая вид, что им интересны все происходящие события. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2-3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок всегда, находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.


6 месяцев
Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу справиться с новой пищей, которую он пробует. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования малыша можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 6-8 дневных кормлений и 3-4 ночных.


Пищевое поведение.Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Это знакомство происходит за столом, когда мать садится есть и берет малыша с собой. Пока мать ест, она может дать ребенку облизать ее ложку, смоченную супом, щами или чаем, попробовать крошку хлеба, каши или котлеты. Помимо таких микропроб, распространяющихся на все продукты, которые ест мать, ребенок за столом продолжает орудовать собственной ложкой и кружкой. Кроме этого в качестве педагогического прикорма ребенку можно дать помусолить сухарик, баранку, твердое яблоко, галетное печенье, куриную очищенную косточку, морковку, капустный лист с крупной твердой жилкой и т.д.
Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, заменяющих грудные кормления и восполняющие энергозатраты организма - ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, это хорошо заметно, поскольку ребенок не стремиться наесться даже понравившимся продуктом. Поэтому проявление активного пищевого интереса не стоит расценивать как свидетельство неполноценности состава молока, или его нехватки. Просто у малыша возникла потребность познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье, и адаптироваться к их употреблению. Пищевой интерес ребенка этого возраста можно определить как начало экскурсии по знакомству с пищевым рационом своей семьи.


Работа пищеварительной системы.С появлением педагогического прикорма может измениться стул ребенка и частота его появления. Уходит в прошлое счастливое время, когда стул у ребенка появлялся 1 раз в 4-7 дней, теперь он может появляться ежедневно 1 раз в день. Возможно также появление стула 2-3 раза в день.


Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее, обеими руками мнет грудь и теребит что-нибудь на матери. Так проявляется постепенное усвоение ребенком того факта, что он и мать – это разные существа. Малыш начинает менять позу при кормлении по своему усмотрению. Когда мать собирается дать ему грудь, он открывает рот и довольно долго с широко открытым ртом ждет, когда мама, наконец, даст ему грудь.


7 месяцев
Вскармливание грудное вскармливание с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Основной период сосания ночью. Режим кормлений остается прежним: 6-8 дневных и 3-5 ночных.


Пищевое поведение.Малыш активно пробует все со стола взрослых и в течение дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то печенье и т.д. Когда мать берет малыша с собой за стол, у них происходит соревнование, заключающееся в следующем. Мать должна устроиться таким образом, чтобы съесть свою порцию еды, и в тоже время, чтобы ребенок, находящейся с ней за столом, не разбросал еду, не затащил в рот слишком много и не подавился, не съел больше, чем ему необходимо для знакомства с новыми продуктами и адаптации к ним. На этом этапе формирования пищевого поведения ребенка мать должна уметь корректно забирать у ребенка ложку или чашку, которые он отбирает у нее, заменять их, очищать его рот, если он взял слишком большой кусок пищи, поить его из чашки и кормить из ложки.


Работа пищеварительной системы.В связи с активным знакомством с новой пищей стул у малыша появляется 1-2 раз в день или через день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или вечером. Практически полностью исчезают срыгивания.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.Наступает очередной этап отделения своего “я” и малыш может повторить опыт, который он проделал в четыре месяца, т.е. он вновь может во время кормления прикусывать мамину грудь. Реакция мамы на подобные действия малыша, как говорилось выше, должна быть естественной и адекватной, т.е. она может вскрикнуть и забрать у ребенка грудь. Ни в коем случае мать не должна терпеть, или, напротив, реагировать слишком бурно. Бурная реакция может испугать ребенка, и он начнет ее бояться, а нарочитое терпение дезориентирует малыша – он не сможет понять, какие ощущения в этой ситуации она испытывает. С этого возраста во время кормления ребенок упирается а маму ногами и высоко закидывает их, мнет мамину грудь и довольно часто меняет позу, поэтому маме следует приспосабливаться к постоянному изменению поз малыша.


8 месяцев
Вскармливание грудное с педагогическим прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. Меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений может сократиться до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и продолжительности ночных кормлений до 2-5 раз. У него появляется устойчивый период почти непрерывного сосания пред пробуждением с 3 до 8 часов, который длится 2-4 часа.

Пищевое поведение.В этом возрасте возможно введение первого энергетически значимого прикорма. Лучше всего ребенок этого возраста ест и усваивает молочные продукты. Несмотря на различные мнения. Отраженные в литературе, где говорится о вреде коровьего молока, дети этого возраста предпочитают употреблять в пищу молочные продукты: творог, молочную кашу, кефир, сметану, цельное молоко, йогурт и т.д. Начиная увеличивать долю прикорма в питании ребенка, мать может кормить его 1-3 раза в день, когда ест сама. Беря малыша с собой за стол, мать продолжает давать ему все пробовать, можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание всегда должно начинаться или заканчиваться прикладыванием к груди. Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно справиться с новой пищей. Материнское молоко помогает ему усвоить инородную пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Грудное вскармливание помогает в усвоении новых продуктов питания и облегчает переход ребенка на новую пищу.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не делал этого раньше, продолжая процесс отделения своего “я” от матери. В процессе этого осознания он делает попытки самостоятельно найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность приложиться. Во время дневных кормлений малыш упирается в маму руками, будто отталкиваясь от нее, и ногами, пытаясь встать. Более того, он может, продолжая сосать грудь и упираясь в маму руками, подняться на ноги и стоять в полусогнутом состоянии, мерно раскачиваясь из стороны в сторону. Таким образом, во время кормления малыш принимает самые разнообразные позы и меняет их, не прекращая сосать грудь. Такое поведение под грудью является возрастной нормой. Маме остается только умиляться достижениям своего чада и показывать окружающим “какой он молодец” и как замечательно усовершенствовались его навыки сосания груди.


9 месяцев
Вскармливание и работа пищеварительной системы.В этом возрасте практически ничего не изменяется по сравнению с предыдущим месяцем. Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию связанные со сном. Во время кормления ребенок свободно меняет позы и теребит сосок второй маминой груди. Кроме этого у малыша может появиться потребность в постоянном жевании. Это связано с тем, что сейчас у него активно развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного развития требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому малышу следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики, сушки и т.п.


10 месяцев
Вскармливание и пищевое поведение.Вскармливание грудное с прикормом, кормления грудью по требованию, связанные со сном. В этом возрасте у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний по разным поводам. Это учащение особенно заметно, если ребенок уже начал ходить с опорой или самостоятельно. Иногда малыши этого возраста прикладываются к материнской груди столько же раз, сколько раз они подходят к матери, т.е. каждые 15-30 минут. В ночное время присутствуют 2-4 полноценных кормления, наиболее активный период сосания сохраняется в утреннее время перед пробуждением в период с 3 до 8 часов утра. В течение дня помимо кормлений грудью и прикорма он постоянно что-то жует и пробует пищу со стола, когда едят все старшие члены семьи, а не только мать.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.Малыш начинает более свободно относиться к процессу грудного вскармливания. Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья. Во время кормления малыш может вынимать рукой грудь изо рта и вставлять ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению. Теперь он может сосать грудь из самого невероятного положения. Наиболее “шокирующе” смотрится кормление, когда малыш, продолжая сосать грудь, становится к матери на колени, выпрямляет ноги, и мерно раскачивается. Это поведение характерно для возраста полного освоения ребенком навыков грудного вскармливания и оно сохраняется примерно до 1,5 лет.


После года.
После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1 году 3 месяцам они уже кушают не только в соответствии со своим режимом, но присоединяются к каждому члену семьи, который сел поесть. Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду. Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно. Еще одна особенность: дети не могут съесть порцию еды спокойно сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает, затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто малыш подбегает к маме и прикладывается к груди, буквально стоя, на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше, а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные, если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок видит в материнской груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!) для успокоения ему достаточно приложиться к материнской груди, чтобы он забыл обо всех несчастьях.
Основной суточный период грудного вскармливания смещается на ночное время. Самый активный период сосания – это время между 4 и 8 часами утра.
Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях к груди, которые могут происходить примерно 1 раз в час. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 2-4 и, как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во время дневного и во время ночного сна

Грудное вскармливание по месяцам – памятка для мам Грудное вскармливание – естественное и природное питание для ребенка. В первые дни после рождения необходимо как можно чаще прикладывать малыша к груди. Во-первых, это стимулирует активную выработку молока, во-вторых, молозиво (предвестник молока, вырабатывается в первые дни), является самым ценным и полезным питанием для крохи. Возможно, () – это не самый простой период в жизни женщины, т.к. для налаживания лактации необходимы частые и правильные прикладывания. Здесь немаловажной будет поддержка мужа и родных, ведь этот процесс займет определенное время, но только вначале. Со временем вы поймете, что грудное вскармливание значительно упрощает жизнь и матери, и ребенка.

В первое, второе прикладывания к груди малыш выедает совсем немного молозива примерно 10-20 мл. Этого, как правило, достаточно, чтобы насытить кроху. Молозиво питательное, а главное, оно оказывает благоприятное действие на иммунную систему, и желудочно-кишечный тракт новорожденного.

Грудное вскармливание — 1 месяц

В первый месяц жизни, в среднем, малыш есть 8–15 раз в сутки, но у каждого ребенка все индивидуально. Один проводит у груди 1,5 часа, а другому достаточно 10 минут, но через четверть часа он потребует грудь снова. Для сохранения лактации обязательны ночные кормления. В первый месяц не стоит подстраивать ребенка под удобный для вас режим питания. Новорожденного необходимо прикладывать по требованию и давать ему столько времени сколько ему необходимо.

Грудное вскармливание – 2 месяц

Некоторые специалисты утверждают, что начиная с 3-4-недельного возраста ребенок должен есть с промежутками 3-3,5 часа. В большинстве случаев, это совершенно недопустимо. В 2 месяца режим питания малыша все так же хаотичен и маме еще приходится подстраиваться под ритм крохи. Это нормально, ведь ребенок еще очень мал.

В период с 2 до 3 месяцев кормящая женщина может столкнуться с такой проблемой, как лактационный кризис.

Грудное вскармливание – 3 — 4 месяца

Это время, когда у малыша начинает «вырисовываться» свой распорядок. Промежутки между кормлениями становятся немного длиннее, в том числе и ночью. По старым схемам в четыре месяца вводили прикорм . Но по последним данным ВОЗ здоровый . Если кроха находится на вскармливании по требованию, то до этого же возраста нет необходимости в питьевой воде.

Грудное вскармливание – 5 месяцев

В этом возрасте малыш все еще находится исключительно на грудном вскармливании. В 5 месяцев дети, как правило, начинают проявлять живой интерес к еде, которую употребляют родители. Взрослые расценивают такое поведение, как сигнал к .

Грудное вскармливание – 6 месяцев

С 6 месяцев знакомим кроху с едой, вводим прикорм. Существует множество вариантов и схем прикорма. Начать можно с каш, овощных пюре или кисломолочных продуктов. С каждым месяцем меню ребенка будет становиться разнообразнее. необходимо с осторожностью начиная с половины чайной ложки.

Если раньше не было необходимости допаивать малыша, то теперь самое время начать.
С введением прикорма можно намеренно сокращать частоту прикладываний, если вы решили постепенно отлучать малыша от груди .

До какого возраста кормить ребенка

Если у мамы нет проблем со здоровьем или противопоказаний к кормлению грудью, то ВОЗ рекомендует прикладывать ребенка к груди до 2 лет и более. Но мнения различных специалистов, врачей на этот счет противоположны. Некоторые педиатры считают кормление до 6 месяцев – необходимым, до 1 года – желательным, до 1,5 года желательным, но необязательным. До какого возраста кормить грудью решает только мама в силу своих возможностей, обстоятельств и желания. Длительное кормление принесет только пользу малышу, ведь состав молока меняется в соответствии с потребностями и возрастом ребенка. Хотя мама может столкнуться с определенными трудностями. Это постоянная привязанность к малышу, кормления в неудобных местах, более сложное отлучение.

Режим грудного вскармливания

Многие мамы задаются вопросом, а как часто нужно кормить ребенка? Какой должен быть режим? На сегодняшний день нет определенных схем грудного вскармливания. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует прикладывать ребенка к груди по требованию. Тем не менее существует два варианта кормления грудничков – по требованию и по часам. Рассмотрим два вида .

Кормление по часам

Схема кормления по часам широко применялась в ХХ веке, когда женщины после короткого декретного отпуска были вынуждены возвращаться на производство, а детей отдавать в ясли с грудного возраста. Современный ритм жизни также достаточно активен, но теперь у мам есть выбор и широкое информационное поле.

Суть кормления по времени заключается в том, чтобы с пеленок приучить ребенка к дисциплине, удобному для родителей режиму, способствовать скорейшей социализации. В течение дня малыша прикладывают к груди раз в 3 часа. Ночной интервал должен составлять 6 часов. Согласно этой схеме, через 2-3 месяца интервал между дневными прикладываниями должен быть 3,5-4 часа, а ночной увеличится на час. У этого способа есть множество минусов, а из плюсов – режим, к которому прийти этим путем не так уж просто. Ведь, если у новорожденного есть потребность в еде, то заменить ее вряд ли чем-то получится. А смотреть 3 часа на кричащего ребенка? Психологически такой вид кормления оказывает негативное влияние как на маму, так и на малыша.

В первую очередь от кормления по часам страдают женщины, у которых . Известно, что лактация налаживается благодаря частым прикладываниям. А чем реже кормления, тем хуже вырабатывается молоко. Вероятность того, что со временем оно исчезнет – велика.

Также малыш не успевает насыщаться. Процесс сосания требует от него усилий и даже голодный ребенок может уснуть от , недоевши необходимого количество молока. Если такая ситуация повторяется и приходиться постоянно ждать следующего кормления 3-4 часа, то это повлечет за собой ряд последствий таких, как нарушения сна, повышенную возбудимость, потерю в весе. На сегодняшний день большинство педиатров не рекомендуют кормление по часам, особенно в раннем возрасте .

Кормление по требованию

Альтернатива строгому режиму – кормление по требованию. Это естественный способ питания для новорожденных, особенно первого месяца жизни.

Кормление по требованию имеет массу преимуществ.

    — понижается вероятность маститов у матери, активно сокращается матка;
    — мама сама решает, когда отлучить ребенка от груди, молоко не исчезает внезапно;
    — ребенок нормально набирает вес, получает все необходимые питательные вещества;
    — большинство детей, которые находятся на ГВ по требованию не берут пустышку и не нуждаются в ней;
    — нет необходимости допаивать ребенка до 6 месяцев;
    — дети, находящиеся на естественном ГВ, более спокойные, имеют возможность длительного и частого контакта с мамой.

Конечно, у каждого способа есть отрицательные стороны так, например, малыш, который получает грудь по первому требованию может использовать ее для удовлетворения сосательного рефлекса. С взрослением малыша у мамы стираются границы личного пространства, также ребенок может потребовать грудь в общественном месте. Отлучение может быть более долгим и болезненным процессом. Но во всем следует искать золотую середину. Если мама, например, к году собралась отлучать малыша от груди, то есть смысл за 3-4 месяца до намеченного возраста постепенно переходить на кормление по часам, увеличивая интервалы между ними.

Сколько молока нужно ребенку?

Ответ на этот вопрос заключается не в граммах и миллилитрах, а поведении и самочувствии ребенка . Малыш, которому хватает молока – хорошо набирает вес, не менее 600 граммов в месяц, активен в часы бодрствование. Начиная с середины первого месяца количество мочеиспусканий – не менее 12 раз в сутки (проводим тест на мокрые пеленки). При прикладывании к груди с помощью взвешивания до и после кормлений можно узнать сколько молока съедает ребенок. Конечно, если в этом есть необходимость или это рекомендация вашего педиатра.

Если маме приходится кормить ребенка , то существуют рекомендации соответствующие возрасту.

Ребенок, который не полностью выедает молоко из груди почувствует голод гораздо раньше. «Дальнее молоко» является более питательным, и хорошо насыщает организм крохи. Прежде чем давать вторую грудь убедитесь, что в первой молока не осталось.

Что делать, если молока не хватает?

    — чаще прикладывайте ребенка к груди, делайте это правильно;
    — следите чтобы он полностью выедал молоко из одной груди;
    — не допаивайте ребенка без необходимости;
    — откажитесь от пустышки;
    — не отрывайте малыша от груди;
    — не отказывайтесь от ночных кормлений;
    — для хорошей лактации мама должна рационально , соблюдать питьевой режим, отдыхать;
    — не паниковать, может быть нехватка молока – это лактационный кризис, который пройдет через 2-3 дня.

Если мама все равно чувствует, что малышу не хватает молока – он беспокоен, мочеиспусканий меньше нормы, то необходимо сообщить об этом педиатру. При недостаточном наборе веса врач может назначить докорм смесью. Но отказываться от ГВ не стоит, т.к. докорм – может стать временной мерой.

Смешанное вскармливание

Иногда, по некоторым причинам педиатры назначают докорм смесью. Как правильно его организовать, чтобы не утратить лактацию?

Здоровому ребенку в первую очередь необходимо давать грудь по требованию. Только после полного «выедания» материнского молока малышу можно предложить смесь. Если у мамы есть желание сохранять лактацию как можно дольше или введение смеси – это временная мера, то многие специалисты рекомендуют докармливать ребенка из ложечки, чтобы он не привыкал к соске и бутылке.

Кормить по требованию или по часам? Как долго кормить? На эти и многие другие вопросы может ответить только мама. У нее есть право выбора и много разной информации, которая поспособствует в принятии правильного решения.

Мамино молоко – лучшая еда для ребенка, созданная в соответствии со всеми его потребностями. Наладить кормление грудью просто – достаточно соблюдать рекомендации, разработанные Всемирной организацией здравоохранения.

Ранний старт – залог продолжительного кормления

  1. Для поддержания чистоты кожи груди достаточно ополаскивать ее один раз в день во время душа. Не нужно мыть ее с мылом перед каждым кормлением .
  2. Сухую кожу ареолы после кормления можно смазать растительным маслом (оливковым, миндальным).
  3. Трещины на сосках хорошо обрабатывать кремом Purelan или мазью Бепантен. Некоторым женщинам помогают силиконовые накладки на ареолу .
  4. Нужно носить удобный бюстгальтер из хлопка на широких бретелях, без косточек.

И не нужно сцеживаться!

Мы уже говорили о том, что при налаженном питании новорожденного молока в груди вырабатывается ровно столько, сколько высасывает малыш. Если после завершения кормления сцедиться, то в следующий раз молока прибудет больше, придется опять сцеживаться и т. д.

При мощных приливах молока в первые недели (гиперлактация), можно чуть сцедить налитую грудь перед началом кормления, если малыш не может захватить ареолу, или если захлебывается от мощной струи молока.

Откажитесь от ежедневных взвешиваний малыша, отсутствие или наличие прибавки не является признаком недостатка питания. Тем более непоказательны взвешивания до и после кормления. ВОЗ рекомендует взвешивать грудничка не чаще раза в месяц.

До какого возраста кормить грудничка?

ВОЗ рекомендует продолжать грудное вскармливание до двух лет. Материнское молоко поможет ребенку легче переносить болезни и прорезывание зубов. Грудь успокоит малыша и даст возможность ему и маме чувствовать себя комфортнее в кризисные периоды.

Только мама знает, как правильно и как долго кормить грудным молоком ее ребенка. Поэтому опирайтесь на перечисленные рекомендации, наблюдайте за малышом, слушайте себя – и вы обеспечите себе и крохе долгое и полноценное кормление без лишних проблем.

Окончание грудного вскармливания: когда?

Кормить или не кормить? Этот, почти шекспировский, вопрос, но уже в аспекте материнства задает себе рано или поздно каждая женщина. Может быть, вы заметили, что наиболее сильное давление общество оказывает на мать в начале и в конце грудного вскармливания. Давая некую передышку, если это пресловутое вскармливание всё-таки удалось, и робко напоминая о себе всяческими советами по прикорму.

«Достаточно ли у тебя молока?» — вначале и «Когда ты перестанешь кормить?» — в конце, в разных вариациях, моделях, советах звучат в устах сознательных бабушек и дедушек, дядей и тёть, соседок, подруг, врачей и шоуменов (коими стали некоторые врачи), не переставая.

Некормление дочки и кормление сына: мой опыт

К огромному своему сожалению и стыду, я не кормила своего старшего ребёнка. От этого стыда и сожаления я долго и мучительно избавлялась, так как от них проблем больше, чем пользы. В начале своей первой беременности я точно знала, что буду кормить своего ребёнка грудью до года. Я всегда презрительно смотрела на тех женщин, которые не кормят грудью, и за свою гордыню сама оказалась среди них. Когда у меня начались проблемы с грудным вскармливанием дочки, я долго просила Высшие Силы, чтобы смочь выкормить грудью ребёнка.

Конечно, разумнее было бы вызвать консультанта по грудному вскармливанию. Однако на тот момент, после достаточно сложных первых родов, в моей душе поселилось какое-то недоверие ко всем специалистам, связанным с материнством. Я верила, что справлюсь сама, но в итоге пролила кучу слёз, малышка очень похудела, я намучилась, и мы постепенно со смешанного вскармливания перешли на смеси, что одобрили все наши заботливые бабушки и дедушки.

Свою дочь я прокормила всего полтора месяца. Но мои молитвы были услышаны. И через год я забеременела во второй раз. Вот этого ребёнка я уже решила выкормить, чего бы мне это ни стоило. А оказалось это намного проще, чем я думала. В отличие от старшей доченьки, которая не особо проявляла интерес к груди, сын вцепился в сисю практически сразу же после родов, ничего не признавал кроме нее и никуда маму от себя до шести месяцев не отпускал. Он сам очень рьяно отстаивал своё грудное вскармливание. С таким ребёнком просто попробуй не кормить грудью.

На самом деле, я очень переживала, чтобы не вышло так, как с малышкой. Тут у меня уже не было никаких установок, сколько кормить и как кормить. Для меня каждый месяц грудного вскармливания был маленькой победой, тем более, что в мои способности никто из окружения не верил. И если бы проблемы с ГВ во второй раз у меня всё-таки возникли, то я уже не задумываясь вызвала бы консультанта.

Но этого не понадобилось. Каким-то чудом мы прокормились до полутора лет. И тут всё чаще стала звучать ото всюду коронная фраза: «Ты что ребёнка до армии кормить будешь?». И я поняла, что пришло самое время разобраться, до армии ли я буду кормить своего сына...

До какого возраста надо кормить грудью?

Изучая литературу о воспитании и взращивании ребёнка, я иногда находила очень неоднозначные с моей точки зрения советы по окончанию грудного вскармливания. Эту же точку зрения зачастую высказывали и психологи. Она заключается в том, что не нужно затягивать грудное вскармливание, так как ребёнок подобно своему рождению, которое является для него преодолением, должен пережить в возрасте полутора лет отлучение от груди, и оно станет очередным этапом его развития.

С другой стороны, попадались и поразительные для меня строки о грудном вскармливании. Светлана Бондарь в своей книге «Рождение в пространстве любви» пишет:

«До 1,5 лет основной пищей моей младшей дочурки было исключительно грудное молоко. После 2 лет бывали дни, когда она могла ничего не есть из привычной нам пищи, периодически прижимаясь к груди и в то же время оставаясь очень подвижной, любознательной, полной жизни и энергии. Этот феномен приводил меня в восторг. С 3 лет в связи со своей деятельностью я иногда вынуждена на неделю, а иногда и более покидать мою дочурку. Естественно, в это время она не питается грудным молоком. Но после моего возвращения наше кормление продолжается, как будто мы и не расставались. И что абсолютно удивительно, молоко не исчезает и в то же время, в период разлуки не прибывает в большом количестве, не доставляя мне никаких неудобств. Мой организм как будто замирает и ждёт, когда потребуется дальнейшая интенсивная выработка молока».

Так как для меня тема грудного вскармливания была новой, я как губка впитывала в себя и все рассказы подруг, которые закончили кормить, наблюдала за их детками. Сколько людей, столько и мнений, а также историй. Я заметила, что если грудное вскармливание удавалось легко, оно меньше ценилось, как факт, и легче было отношение к его завершению.

Для меня же всё выглядело немного в другом свете. Просто я имею опыт некормления. И я вижу разницу между двумя детьми — разницу не в здоровье и развитии, а в контакте со мной и базовом доверии к миру. А также я очень часто вижу деток отлучённых, но не готовых к этому. Так малыш моей знакомой уже год спустя после отлучения держит руку на её груди, засыпая, и таких примеров много. Много и счастливых историй, когда готовый к отлучению ребёнок без слёз, радостно и спокойно без какой-либо предварительной подготовки прощался с сисей. Когда же наступает в жизни ребёнка время обходиться без груди?

Что происходит, когда ребенку год?

Девять месяцев мать питает ребёнка внутри себя, после этого ещё приблизительно шесть месяцев — только грудным молоком, далее постепенно малыш познаёт всё больше и больше продуктов с общего стола, и к году он становится достаточно автономным маленьким человеком, который может и обойтись без мамы. Именно к этому возрасту у многих созревает вопрос: а нужно ли ему дальше продолжать ГВ?

Что такое питание грудным молоком после года? Иногда можно услышать от мам, что ребёнка надо отлучать от груди в месяцев 8-9, пока ещё «не привык к груди и не понимает». У меня всегда возникал вопрос: чего не понимает ребёнок? Действительно, в 8-9 месяцев легче заменить грудное вскармливание на искусственное. Малыш скорее всего не будет протестовать, или же его протесты легче перенести, он действительно ещё не особо сознателен. Но почему же уже через несколько месяцев картина настолько меняется?

Дело в том, что основной задачей ребёнка от рождения до года, помимо познавательной активности, является выжить. Это древнейший инстинкт, который заложен в каждом из нас и который активно проявляется в период младенчества. Первый день рождения для ребёнка — это не просто праздник, а, как было подмечено в народных традициях, некий переход на новый этап развития. Психологи описывают это как кризис первого года жизни, когда малыш делает первые шаги в сторону своей независимости.

Но здесь нужно обязательно отметить больше независимости внешней, чем внутренней, то есть: сам хочу держать ложку, ходить ножками, ездить в коляске, сам «решаю», что надеть. И именно в этот период мамина грудь переходит для маленького исследователя из статуса питания в статус «вос-питания». Конечно, это происходило и раньше от начала истории мама-малыш, будет происходить и дальше без участия маминого молока, но после года и до окончания грудного вскармливания это становится для маленького человечка основным.

Новый этап развития: когда?

В этом и заключается суть человеческой природы — когда мать взращивает не только тело ребёнка, подобно самкам животных, а также помогает через кормление грудью развиться его личности. Именно в этот период закладывается сексуальность индивида. В общечеловеческой культуре всегда присутствовал мощный архетип материнской, женской груди. Глубоко в подсознании у каждого из нас как представителя этой культуры она ассоциируется с удовольствием, стабильностью, любовью, самой жизнью.

Задавали ли вы себе вопрос: почему повсюду в современном мире мы так часто встречаем обнажённую женскую грудь? Создаётся впечатление, что наше общество состоит в основном из недокормленных или вовсе некормленных грудью, недолюбленных взрослых детей.

В мире действует фундаментальный закон сохранения энергии, и действует он во всех проявлениях человеческой жизни. Если природой заложено, что у ребёнка есть потребность в кормлении до двух с половиной, трёх, а иногда и больше лет, то, естественно, и в материнском организме заложены силы это осуществить. Осуществить не только физически, но и психологически. Ведь чаще всего проблема в том, что отлучают неготовых к этому детей, и в первую очередь неготовых психологически.

И по тому же закону сохранения энергии, если мать должна с помощью грудного вскармливания отдать ребёнку какое-то определённое количество своей любви, «вос-питать» его, то, прекращая грудное вскармливание раньше положенного срока, она всё равно должна будет отдать это количество любви, энергии ребёнку, но уже по-другому, и ребёнок так или иначе будет требовать этого от неё.

Все сознательные родители сейчас наслышаны, о так называемом кризисе трёх лет, очень часто он сложно и болезненно переживается всей семьёй. Но никто не задумывается над тем, что приблизительно к трём годам у ребёнка появляется естественная потребность оказаться от материнской груди. Часто к этому времени ребёнок уже умеет сам о себе позаботиться: самостоятельно кушает, одевается, может говорить и доходчиво объяснять свои желания, одним словом — твёрдо стоит на ногах.

Понятно, что по разным причинам в этом же современном обществе отлучение ребёнка от груди происходит намного раньше. Природой очень мудро и тонко задумано прекращение грудного вскармливания и в то же время переход на следующий более самостоятельный этап развития. И тогда этот знаменитый кризис не проносится, как ураган, опустошая души и сердца членов семьи, а проходит более мягко и естественно, окончательно завершаясь, когда ребёнок готов жить без маминой груди.



Рассказать друзьям