Ходьба по дорожке здоровья в детском саду. Закаливание в детском саду! в физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБДОУ «Детской сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ.

Целевая игра.

Ходьба по «дорожкам здоровья»

профилактика плоскостопия

с детьми и родителями

средней группы.

Воспитатель I квалификационной

2015 год.

Тема. Ходьба по «дорожкам здоровья» профилактика плоскостопия.

Программное содержание:

1.Упражнять детей в ходьбе по массажным дорожкам наступая на всю стопу.

2. Закреплять умение: выполнять приемы самомассажа четко и правильно.

3. Воспитывать ловкость, отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Материал к занятию:

Стульчики на каждого ребенка, дорожка со следами, ребристая, с плоскими пуговицами, с камушками.

Предварительная работа: Беседа с детьми и родителями о пользе упражнений для профилактики плоскостопия, приготовление разных дорожек для ходьбы детей.

Ход занятия:

Поздороваться и познакомиться с гостями детьми и родителями.

Беседа с детьми о нашем здоровье. Объяснить родителям, зачем и для чего нужно делать гимнастические упражнения предупреждающие плоскостопие. Главное значение корригирующих упражнений – укрепление всего связочно- мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые и прикладные двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Вот почему мы в дошкольном возрасте уделяем большое внимание на формированию основных видов движений.

Воспитатель: 1. Упражнение. Массаж ступни.

Сидя на стульчике, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

Воспитатель: 2. Упражнение «Танцовщица».

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель:3. Поочередное поднимание носков и пяток.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель: 4. Поочередное разведение носков и пяток.

Дети сами или с помощью родителей выполняют упражнения.

Воспитатель: молодцы. А теперь сняли обувь и босиком все вместе пойдем за мной по дорожкам. Старайтесь наступать на всю ступню.

1-я дорожка - обычная, т.е. со следами.

Зашагали ножки, топ, топ, топ!

Ну-ка веселее, топ, топ, топ!

Вот как мы гуляем, топ, топ, топ!

Топают ножки, топ, топ, топ!

Прямо по дорожке, топ, топ, топ!

Это наши ножки, топ, топ, топ!

2-я дорожка – ребристая.

Смотрим прямо, дышим ровно,

Дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Делать это нам легко!

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

3-я дорожка – с плоскими пуговицами.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай прямо по дорожке,

Поднимай все выше ножки.

Топай левою ногою,

Снова - левою ногою.

После – правою ногою,

Так иди, шагай за мной,

И тогда придешь дорой.

4-я дорожка – с камешками.

Вот медведь из леса,

А за ним принцесса,

А вот и серый зайка,

Быстро догоняй-ка,

По дорожке побежим –

Всех гостей опередим.

Помассируем ступни

На лесной дорожке,

Чтобы было веселей,

Хлопаем в ладошки!

Воспитатель: молодцы ребята! Все справились. Спасибо и родителям. На этом наши упражнения закончены, надеюсь, что упражнения укрепят ваше здоровье.

Воспитатель раздает брошюрки с гимнастическими упражнениями предупреждающие плоскостопие.

Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам — это не только весело, но и полезно для здоровья. Массаж стоп, закалка — вот для чего нужна такая тропинка. Сделаем ее сами!

laimigamgimenem.lv

Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

Как сделать тропинку здоровья своими руками

zozhlegko.ru

Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

peuteractiviteitenweb.com

Выберите на участке место для тропинки. Можно вообще сделать ее сборной-разборной, тогда вы сможете переносить ее, куда захотите и прятать от дождя и снега. Сколотите одинаковые ящички подходящего размера: с невысокими бортиками, по размеру, чтобы поместились ножки. Хорошенько зашкурьте доски, чтобы никакие щепки не поранили нежную детскую кожу. Гвозди и прочие скрепляющие детали конструкции тоже не должны нигде торчать.

В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

arslastochka.ucoz.ru

Можно сделать и стационарную тропинку. Разметьте ячейки и залейте бетоном секторы. Где-то могут быть вклеены пробки, где-то камешки или плитка, в одну из ячеек насыпьте песок, щебень, щепки, деревянные кругляши и пр. Обязательно оставьте живую травку.

gamejulia.ru

Отличным массажным эффектом обладают донышки пластиковых бутылок: ножкам не больно на них наступать. Обрежьте бутылки до середины, наполните их песком и вкопайте на одинаковую глубину.

dach.ru

Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

status-style.ru

Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

dsiskorka.ru

Защитой от дворовых котиков и собачек будет крышка. Уходя, накрывайте дорожку здоровья. Так вы будете уверены, что песок чистый и никакого постороннего мусора, которым можно поранить ножки не появилось.

www.sibghk.ru

Дорожку здоровья можно сделать в виде лабиринта или извилистой тропки, вписать ее в ландшафт участка.

www.maam.ru

Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

mdou3adamroo.ucoz.ru

Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

Уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте обустройства дорожки для босых ножек. Нравятся ли малышам такие закаливающие процедуры?

» Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

«Использование массажных ковриков и дорожек

в физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

(из опыта работы воспитателя МАДОУ № 74 Коваленко Ирины Геннадьевны )

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Усилия работников нашего детского сада как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника. «Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

Одним из этапов работы по здоровьесбережению является организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ. Это использование в режиме дня:

Физкультурных занятий всех типов

Оптимального двигательного режима

Комплекса закаливающих мероприятий.

На одном из родительских собраний мы познакомили родителей с различными видами закаливания: контрастным обливанием ног, контрастным воздушным закаливанием, солевым закаливанием, хождением по «дорожке здоровья». Обсудив все виды закаливания родители пришли к единому мнению: проводить закаливание детей, используя «дорожку здоровья». «Дорожка здоровья» представляет своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.

Зачем необходим массаж стоп?

Огромную часть нашей активной жизни мы проводим на ногах. Но почему то заботиться об отдыхе и состоянии наших бедных ножек мы часто забываем. А ведь они нуждаются в уходе не меньше, чем лицо или руки. Если обратиться к древним китайским книгам по медицине, то можно встретить довольно правдивое высказывание относительно того, что ноги человека имеют огромное сходство с корнями дерева. Развитая корневая система говорит о его силе. Первыми при засыхании дерева погибают его корни. Когда люди стареют, их ноги также слабеют первыми.

Нет такого человека,который не бегал бы босиком в детстве. Незабываемое ощущение мягкой травы под ногами, прохладного речного песка рождает в душе ощущение свободы. Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком.С раннего детства мы ходим в обуви(которая, кстати, напоминает «колодки»). Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний. Это далеко не безобидное заболевание. Оно может провоцировать различные боли в суставах. К плоскостопию могут «присоединиться» и такие заболевания как остеохондроз и сколиоз, грыжа межпозвонковых дисков. По достижении семилетнего возраста почти две трети детей приобретают плоскостопие. Профилактику заболеваний стопы лучше начинать с раннего возраста, когда её положение легко поддается корректировке.

Какой можно найти выход?

Хорошее решение для тех, кто беспокоится о здоровье своих ног - это массажный коврик. Главная его задача - массировать стопу, улучшать кровоснабжение организма, развивать мышцы и суставы, координацию движений, позволит ногам отдохнуть, а также - что особо важно для маленьких детей - правильно формировать свод ступни. Он не имеет ограничений по возрасту, полезен взрослым и детям, оказывает полезное влияние на здоровье организма в целом. Ребенку это позволит иметь правильное положение стопы и красивую ровную походку, снимет нагрузку с ног. А для взрослых массажный коврик - замечательное средство против воспаления суставов и варикозного расширения вен. Занятия с ним позволят сэкономить время, совместить заботу о своём здоровье и домашнюю работу. Стоя на таком коврике можно, например, готовить или гладить белье. Пожилым членам семьи, у которых нередки проблемы с суставами, он тоже будет очень полезен.

Народные целители Востока при лечении самых разных заболеваний использовали тот факт, что поверхность стопы разделена на определенные зоны, связанные с внутренними органами.

Воздействие на эти зоны приводит к улучшению их работы и функций, а также к улучшению самочувствия и общему оздоровлению организма.

Применение массажного коврика очень поможет при:

1.Нарушении работы опорно-двигательного аппарата;

2. Неправильном распределении физической нагрузки на стопу;

3. Ассиметричной походке;

4.Деформации стопы и плоскостопии.

Какое отношение имеют массажные коврики к закаливанию?

Напомню известную фразу, что закаливание - это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом).

Закаливание - это не задание на неделю и не тренировка на результат.

Закаливание - это образ жизни.

Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.

Когда вы идете по пляжу босиком - это закаливание.

Когда вы купаетесь в реке - это тоже закаливание.

Когда утром на даче вы умываетесь на улице - и это закаливание.

Если вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании, просто так - это все равно закаливание.

Поэтому,когда дети ходят по массажным коврикам - это, конечно тоже закаливание

Как сделать коврик самому?

В нашей группе мы попытались сделать все необходимое для регулярного массажа стоп и закаливания наших воспитанников . При активной помощи и поддержке заботливых родителей были изготовлены массажные коврики.В качестве основы для дорожки использоваликоврики для ванной комнаты, клеенку. В качестве элементов для массажа - пластмассовые крышки, пуговицы, бусинки, использованные фломастеры.

Вещь, которая сделана собственными руками, более полезна, так как при её изготовлении вкладывается любовь, позитивная энергия и забота матери. Что может быть ценнее этого. К тому же, массажная дорожка, сшитая своими руками, является более функциональной. Ведь каждая мать, как правило, старается добавить в неё как можно больше дополнительных элементов для развития своего ребенка.

Как заниматься с ковриком ?

После дневного сна выкладываем массажные коврики. Занятия лучше проводить в игровой форме. Мы предлагаем детям представить сказочную дорогу и придумать, куда она может вести, какие препятствия необходимо преодолеть при этом (горы, реки ит.д.).Дети представляют себя какими- нибудь зверьками и двигаются соответственно этому - прыгают, идут на пятках, на носках. Даем полную свободу детской фантазии. Поверхность пола будет болотом, а элементы коврика кочками. Интересно попрыгать по ним «зайчику» или «лягушонку». Легко ощутить себя на берегу моря, на лугу, полном полевых цветов.

Дети встают на коврики и выполняют действия, озвученные словами, вот некоторые из них.

Лужа

Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа - то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился - бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Тянется - потянется,

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Ёжик

По сухой лесной дорожке -

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк -

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки -

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

Упражнения:

  • Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
  • «Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
  • «Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».
  • «Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Массажные коврики находятся в спортивном уголке. В любое время дети могут использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, во время дидактических и сюжетно - ролевых игр, игр - драматизаций, для сенсорного развития, счета.

Упражнения с массажными ковриками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.

Оздоровительная работа в ДОУ

«Дорожка здоровья»

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом доу и целями организации " Дорожка здоровья" являются:

Ø приобщение детей к здоровому образу жизни;

Ø повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Ø улучшение эмоционально-психического состояния детей;

Ø профилактика плоскостопия;

Ø улучшение координации движения;

Ø улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Дорожке здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Дорожке здоровья” предназначена:

для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

для решения задачи закаливания дошкольников;

для развития их сенсорных способностей.

1. Маршрут “Дорожке здоровья” проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

2. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

3. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

перечень упражнений с подробным описанием содержания;

комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Система оздоровительной работы и её результативность

“Дорожке здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

Ø эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Ø психологические факторы

Ø средства физического и музыкального воспитания

Ø лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

положительной динамики росто-весовых показателей;

формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!града.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительная работа в ДОУ

«Дорожка здоровья»

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом доу и целями организации " Дорожка здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Дорожке здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

“Дорожке здоровья” предназначена:

для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

для решения задачи закаливания дошкольников;

для развития их сенсорных способностей.

1. Маршрут “Дорожке здоровья” проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

2. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

3. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

перечень упражнений с подробным описанием содержания;

комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Система оздоровительной работы и её результативность

“Дорожке здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

положительной динамики росто-весовых показателей;

формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!града.


Заботитесь о здоровье и развитии своего малыша? Вам посоветовали купить специальную дорожку для ног? Хотите выполнить такую вещь самостоятельно? Вы легко сможете изготовить массажные для детского сада или для домашнего использования из подручных материалов. Читайте! Смотрите фото! Делайте!

Как выглядит массажный коврик

Эта вещь представляет собой рельефную поверхность из какого-либо материала. В магазинах чаще всего предлагаются прорезиненные изделия с различными пупырышками. Они могут сильно выступать над поверхностью или быть совсем немного выделяющимися. От этого зависят ощущения при ходьбе по нему. В первом случае массаж будет похож на бег по свежескошенной траве, во втором — прогулку по мягкой шелковистой лужайке. Лучше всего подходят комбинированные варианты.

Дешевые, но не очень прочные те, на которых пластиковые рельефные элементы приклеены или установлены другим способом сверху на основу. Обычно эти модели жестковаты и служат недолго. Продаются также коврики из гальки. Такие используют для стоун-терапии, подогревая их.

Если вы занимаетесь рукоделием или просто хотите выполнить самостоятельно данное приспособление, это не очень сложно. Массажные коврики своими руками для детского сада или дома могут быть сделаны как с тканевой поверхностью, под которой каким-либо способом создан рельеф, или иметь явно фактурную структуру, например, из нашитых составляющих частей. Любой вариант обойдется дешевле покупного.

Зачем нужен массажный коврик

Даже если у вашего малыша все в порядке со здоровьем, врачи отмечают хорошее состояние свода стопы и отсутствие каких-либо проблем, иметь это приспособление полезно в профилактических целях. Практически всем известно, что на стопе есть множество точек, воздействие на которые благотворно влияет на организм. на массажном коврике дает следующие преимущества:

  • способствует правильному формированию стопы;
  • является ;
  • повышает иммунитет;
  • стимулирует развитие малыша (в том числе и речевое);
  • снимает нервное напряжение, расслабляет.

На самом деле это не новое веяние оздоровления организма. С давних времен люди ходили босиком по земле, траве. Это укрепляло здоровье. Сейчас у большинства нет возможности бегать по росе, скошенным злакам или газону. Хорошей альтернативой будут домашние оздоровительные процедуры. А для ребенка это можно совместить с увлекательной игрой и развивающими занятиями.

Массажные коврики своими руками для детского сада или дома делаются очень просто из доступных материалов. Себестоимость их относительно низкая. Основу составит потраченное вами время. Однако самостоятельно изготовленное изделие будет уникальным, оригинальным авторским проектом. Результат порадует и вас, и всех малышей.

Массажный своими руками: мастер-класс

В любом творческом процессе главное — проявить фантазию, однако, есть некоторые простые советы, которым стоит последовать. Если вы решили узнать, как сделать то вам нужно выбрать один из двух способов изготовления, когда рельефные элементы:

  • нашиваются сверху на основу;
  • засыпаются между слоями ткани.

Рассмотрим сначала второй метод. Такое изделие получается более безопасным. Ребенок шагает по тканевой основе, под которой ощущается фактура массажных частиц. У малыша не будет соблазна оторвать мелкие предметы и положить их в рот.

Форма этой вещи может быть любой. Проще всего сделать обычный прямоугольник или квадрат. Если у вас есть опыт шитья, выполните фигурные варианты в виде овощей, фруктов, бабочки, божьей коровки, солнышка, тучки и любого другого объекта. В них рельефным может быть и основа, и декор.

Берете тканевую основу и сшиваете ее в виде мешка. Хорошо, если низ взять плотнее. Верхняя часть, по которой будут ходить, изготовьте из бязи. Нельзя использовать слишком тонкий материал типа марли: наполнитель его прорвет.Чтобы сделать прямоугольный коврик с наполнителем, нужно следующее:

  1. Можно постепенно насыпать крупу полосками вдоль узкой стороны коврика и застрачивать через 5-10 см.
  2. Чтобы сделать квадраты или прямоугольники с разным чередующимся внутренним рельефом, стоит сначала прострочить длинные кармашки снизу вверх "мешка", заполняя их крупой, фасолью, шариками и другими мелкими элементами, застрачиваете ткань в перпендикулярном направлении.

Рассматриваемые ниже варианты выполняются первым способом. Если ребенок достаточно большой и он понимает, что нельзя отрывать и засовывать в рот мелкие части, тогда смело шейте такой многофункциональный шедевр. Если вы неуверены в своем чаде, просто не оставляете его без присмотра с этим ковриком, пока не повзрослеет.

Массажный коврик — развивающее пособие

Чтобы привлечь внимание ребенка к полезному для здоровья занятию, обеспечьте ему увлекательную игру. Сшейте такое изделие, которое позволит не только ходить по нему ногами и получать приятные но и даст возможность играть с его элементами. Используйте такие идеи:

  • можно сделать части на липучках, молниях, пуговицах, которые отстегиваются;
  • продеваются или развязываются ленточки и шнурки;
  • бусины или другой декор, передвигаются по ниткам или веревочкам. Например, декоративная игрушечная бабочка перемещается от центра цветка к лепесткам;
  • используйте лоскутки разной фактуры. Их можно собрать в два столбика, чтобы в каждом находить одинаковые;
  • применяйте яркие однотонные элементы (поролоновые губки для посуды, трубочки от фломастеров), по которым можно учить цвета.

Одним словом, используйте свою фантазию по полной программе.

Массажный коврик — игра-ходилка

Другой интересный вариант — предложить ребенку двигаться вдоль дорожки, преодолевая препятствия, прыгая с кочки на кочку. Дети любят фантазировать, поэтому достаточно попросить пробежать до воображаемого пруда, проскакать по мостику или тропинке, и малыш будет увлечен процессом и начнет сам придумывать задания. Все хотят демонстрировать ловкость, смелость.

Массажная дорожка для детей своими руками

В магазинах чаще всего продаются небольшие коврики, на которых можно переступать, бегать по ним не получится. Для этого придется покупать несколько и складывать их в одну линию. Лучше также их изготовить самим.

Массажные коврики-дорожки своими руками делаются такими же способами, о которых говорилось выше. Разница только в форме основы. Здесь берется длинная полоса, но по ширине она может быть достаточно узкой, например, соответствующей ширине расставленных на уровне плеч ног ребенка. Чем младше малыш, тем уже можно сделать дорожку. Со временем ее можно расширить. В любом случае лучше исходите из тех материалов, которые имеются в наличии.

Массажный коврик за полчаса

Ниже представлен самый легкий способ того, как сделать коврик. Массажный детский вариант небольшого размера можно выполнить из подручных материалов очень быстро:

  1. Берете в качестве основы любой прорезиненый коврик.
  2. Собираете на берегу речки окатанные округлые камешки примерно одинаковой толщины. Их можно купить и в зоомагазине. Ими выкладывают дно аквариумов.
  3. Наклеиваете гальку на основу плотно или на расстоянии. Исходите из соображений удобства, соответствия размерам ноги ребенка, камешков и пропусков.

Вот такой получится коврик. Его единственный недостаток состоит в том, что он получается тяжелым, и придется отвести ему специальное место в квартире, так как постоянно носить его, сворачивая и раскатывая снова, будет проблематично.

Нравятся ли детям эти изделия (отзыв о)

Массажный коврик своими руками делается всегда тщательно и с любовью, поэтому создавая самостоятельно или заказывая его, можете быть уверены, что вашему малышу изделие обязательно понравится.

Обычно малыши сначала проверяют его на прочность, исследуют, нельзя ли что-то отсоединить, оторвать, а потом с удовольствием занимаются предлагаемыми занятиями: пройти, прошагать, перепрыгнуть мостик, лужу, камень и т. д. Главное — заинтересовать ребенка и разыгрывать разные варианты сценок, тогда скучное «надо» превратится в приятное «хочу».

Итак, вы прочитали, что массажные коврики своими руками для детского сада или дома делаются достаточно просто. В ход идут любые материалы, которые имеют разную фактурную поверхность. Выбирайте понравившуюся идею и начинайте создавать свой оригинальный инструмент для оздоровления.



Рассказать друзьям