Исследовательская работа "Что такое бумага, и как её изготавливают?". Исследовательский проект "как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными карандашами. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Меня заинтересовал вопрос многообразия видов бумаги. Это и определило тему моего исследования.

Я выдвинула гипотезу , что свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и предназначение.

Объектом моего исследования стала бумага.

Предмет исследования : свойства и виды бумаги.

Цель исследования : изучение свойств бумаги.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по теме исследования.

2) Опытным путём изучить свойства бумаги.

3) Познакомиться с видами бумаги.

Я использовала следующие методы исследования:

  • анализ и обобщение литературы;
  • опыты;
  • наблюдения

В теоретической части своего исследования я рассмотрела вопрос возникновения бумаги, технологическую схему производства бумаги, представила классификацию видов бумаги.

После изучения теоретического вопроса приступила к практической части исследования - а именно, к проведению опытов с целью изучения свойств бумаги. Они подробно описаны в моей работе.

Подводя итог опытной части моего исследования, можно сделать вывод, что виды бумаги зависят от её свойств. Например, писчая бумага должна отличаться белизной, гладкостью, не просвечивать. Калька наоборот должна быть прозрачной, иначе через неё невозможно будет копировать чертежи.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и предназначение.

В результате исследования я познакомилась с разными видами бумаги.

В дальнейшем я планирую изготовить бумагу в домашних условиях, а также выполнить поделки из бумаги, используя знания о её свойствах. Думаю, что из рваной, мятой, мокрой, окрашенной бумаги могут получиться замечательные поделки.

Исследовательская работа «Свойства и виды бумаги»

Направление развития: познавательное развитие (ознакомление с окружающей и социальной действительностью)

Тип проекта: творческо-исследовательский, долгосрочный, групповой.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Субъекты проекта и их деятельность:

Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: участие в поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности, изготовление из бумаги экспонатов для мини-музея.

Воспитатели: анализ литературы по теме проекта, разработка конспектов по ознакомлению воспитанников с видами бумаги, ее свойствами, назначением и т.д.; проектирование и организация образовательной деятельности с детьми.

Родители (законные представители) воспитанников: участие в создании экспонатов мини-музея, создание единой образовательной среды в рамках реализации проекта.

Цель: создание условий для развития дошкольников через расширение представлений детей о бумаге, возможностях ее применения людьми.

Задачи:

1) Познакомить с разнообразием видов бумаги, ее свойствами, о широком спектре использования бумаги людьми: дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гам, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

2) Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.

3) Расширять представления детей об окружающем мире, уточнить представления детей о музее как месте хранения предметов истории.

4) Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.

5) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6) Активизировать речевую деятельность детей.

7) Развивать навыки художественно-продуктивной деятельности.

Актуальность:

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет ребенок узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами, овладевает способами действий с предметами, и это помогает дошкольнику приобретать «власть» над миром в котором он живет. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской, Р.И. Зинченко, И.И. Розановой, изучавших процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых и формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в их работах рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и осознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт сенсорным путём, т.е. зрительно, осязательно, тактильно и с помощью мыслительных операций. Именно это обеспечивает развитие его личности.

По мнению О.В. Дыбиной, познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Выбор темы проекта также неслучаен. Он обусловлен тем, что 2015 год назван Годом литературы в России. Не все дети любят читать (слушать) литературные произведения, но каждого ребенка можно увлечь удивительным многообразием книг, сборников, ярких их красочных энциклопедий. Если при этом дать ребенку возможность опытным путем, в собственной исследовательской деятельности изучить материал, из которого сделано все это многообразие книг для детей – то ребенок, как минимум, захочет эти книги просто полистать. Но в будущем, возможно, это желание «просто полистать» вырастет в интерес к литературе как источнику познания, кладези народной мудрости, опыта, истории.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи экспериментальная, исследовательская, творческая деятельность детей приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Поэтому столь актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему. Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для всестороннего и полноценного развития каждого ребенка.

1 этап – подготовительный

Воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

  • Поиск информации: энциклопедии «Почемучка», «Я познаю мир» (раздел «История создания бумаги», «Использование бумаги»), книга Л.Г.Селиховой «Логопедия», экологическая сказка «Зелёная бумага».
  • Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое» (знакомство с берестой) и опытно-исследовательская деятельность, на чём удобнее писать – на бумаге или бересте.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, музеев, экспонатов, готовых поделок из бумаги.
  • Экскурсия на почту, в газетный киоск, в библиотеку, книжный магазин.
  • Активизация словаря по теме: бумага, музей, экспонаты, экскурсовод, библиотека, книги, почта…
  • Упражнение-беседа по кругу «Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».

2 этап — деятельностный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

  • Формирование островка для исследования разных видов и сортов бумаги (ножницы, ёмкости для воды, краски, карандаши, трафареты, клей).
  • Изготовление мини-музея «Волшебный мир бумаги» (определить местонахождение в игровой комнате).
  • Активизация творческой деятельности детей, игрового опыта. Организация и проведение дидактических игр.
  • «Что предмет расскажет о себе» (по О.В.Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением»): выделять особенности предметов, размер, цвет, материал, функции, назначение (бумажная посуда, книги, билеты, чеки, шапочки для сюжетных игр и т.д.)
  • «Коллекционер бумаги»: расширять представление детей о разных видах и сортах бумаги. Поиск бумаги разной фактуры. Изготовление коллекции бумаги.
  • Активизация продуктивной деятельности детей. Ознакомление детей с пластическими свойствами бумаги, с разными видами, фактурой бумаги в художественно-продуктивной деятельности: на 85-летие Дзержинска «Мы любим свой город» — изготовление бутонов; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (билеты, сумочки); изготовление материала для отработки плавного выдоха, воздушной струи «Подуй на бабочку, листочек». Продуктивная деятельность по всем лексическим темам.

3 этап – заключительный

Итоги работы над проектом «Волшебный мир бумаги» представляются в форме детского мини-музея «Волшебный мир бумаги».

Воспитатель готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

  • Организация передвижной выставки «Поделки из бумаги».

Ожидаемый результат:

1) Расширение знаний детей.

2) Повышение уровня нравственно-эстетического воспитания детей.

3) Обогащение предметно-пространственной среды группы.

4) Улучшение взаимоотношений между детьми, между взрослыми и детьми.

За время проведения проекта заметно улучшаются показатели речевого развития. Мероприятия проекта способствуют пониманию и использованию связной речи, различных грамматических категорий, накапливается речевой опыт. Накапливается познавательная активность детей, желание узнать что-то об окружающем мире. Внедрение проектного метода даёт позитивные результаты в организации воспитательно-образовательной, коррекционной работы с детьми.

Долгосрочные планы:

1) Продолжать работу в мини-музее «Волшебный мир бумаги» в уголке самостоятельной деятельности детей по лексическим темам.

2) Сформировать задачи работы мини-музея на осень «Год литературы в России».

3) Провести опрос родителей, какая литература их интересует, что читают.

4) Организовать выставки книг «Любимые сказки», «Первые книги наших мам и пап».

Скачать презентацию

Республиканский Фестиваль исследовательских проектов и

творческих проектов «Мои первые открытия»

Исследовательская работа

Что такое бумага,

и как её изготавливают?

Работу выполнили учащиеся 3 б класса

Руководитель: Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

1. Введение

Наш исследовательский проект называется «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Все ребята нашего класса любят рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки. Бумага есть везде: дома, в школе, в магазине.

Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь. Бумага – это самый распространенный материал в мире.

На одном из уроков окружающего мира мы говорили о проблемах экологии, об охране леса, узнали о том, что бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Нас заинтересовал сам процесс изготовления бумаги. Как бумагу изготавливают на заводе и можно ли изготовить её дома?

Перед работой над проектом мы провели анкету среди учеников начальной школы. Мы опросили 75 человек. Им были заданы следующие вопросы:

    На чём писали люди в древнем мире? Получили такие ответы:

Не знаю - ответили –16 человек, а дереве – 27 человек, на камнях, стенах пещер – 18, на бересте 11, на папирусе – 1, на глине – 1, на шкуре животных -1

    Из чего делают бумагу в наше время?

Не знаю ответили –25 человек, из дерева – 41 человек, из коры – 3, из деревянной каши – 6

Оказалось, что и мы сами, и другие ребята не очень много знают о бумаге. Мы решили изучить этот вопрос и донести свои знания до учеников нашей школы.

Так возникла тема нашей исследовательской работы: «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Целью нашей работы стало: и сследование бумаги: истории её происхождения, свойств и технологии изготовления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. . Изучить историю появления бумаги.

2. Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Познакомить с проектом учащихся начальной школы.

Мы выдвинули гипотезу: «Если мы узнаем, как делают бумагу, сами сможем изготовить её в домашних условиях».

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как:

    Анкетирование

    Экскурсия на ЦБК «ОАО Кондопога».

    Изучения справочной литературы и ресурсов Интернета;

    Опыты с бумагой

    Практическая работа по изготовлению бумаги

2. Практическая часть

Для работы над проектом мы с ребятами решили на время стать учёными и разделились на три группы: Историки, Химики и Технологи. Первыми принялись за работу Историки. Они изучили вопрос «Откуда пришла бумага?»

    1. Откуда пришла бумага?

Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Наши девочки тоже попробовали сделать такие восковые дощечки. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать).

В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – слой коры березы. Затем появился пергамент . Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают примерно так же, только всё это выполняют машины. О том, как делают бумагу у нас в Карелии, мы узнали, посетив Целлюлозно- бумажный комбинат в городе Кондопога.

2.2. C войства бумаги.

На комбинате мы узнали, что может входить в состав бумаги.

    Древесная масса или целлюлоза 2)Макулатура 3)Тряпичная ветошь

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

    Опыт №1 Гладкость . Я взяла разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметила, что она в основном гладкая. От гладкости зависит внешний вид бумаги. Вывод: Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

    Опыт №2. Сопротивление излому . Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Если лист прогладить по линии сгиба (то есть сломать волокна), то лист порвётся по ровной линии. Вывод: Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

    Опыт №3 Просвет. Я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, по очереди наложила их на картинку на просвет и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. Вывод: Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая. Просвечивание бумаги зависит от спрессованности волокон.

    Опыт №4 Пористость. На лист бумаги я капнула краски, она впиталась. Между волокнами есть поры. Вывод: Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

    Опыт №5 - Прочность. Положим тяжёлый предмет на лист бумаги. Лист прогнулся. Затем сложим лист «гармошкой» и поставим тот же предмет. Лист- не прогибается. Вывод: Бумага, сложенная «гармошкой становится более прочной. Принцип «гармошки» используется при изготовлении коробок.

    Опыт №6 Растяжимость . Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Вывод: Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги.

    Опыт №7 Мягкость. Листок бумаги пробую смять в комочек, бумага легко поддается. Вывод: Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

    Опыт №8 Влагопрочность. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю, бумага намокает, но форму не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Вывод: Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

    Опыт № 9 Горение. Пробую поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Вывод: Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.

Подведу итог нашим исследованиям: Я перечислила главные свойства бумаги. Их надо знать тем людям, кто изготавливает бумагу. На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. От её свойств - зависит качество.

2.3. Технология изготовления бумаги.

Изучив свойства, мы решили изготовить бумагу сами. И вот, что у нас получилось. Посмотрите фильм «Как мы делали бумагу». Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

    Заключение

Практические результаты:

    Ребята нашего класса из различных источников узнали об истории создания бумаги; 2. Изучили свойства бумаги. 3. Сделали бумагу из макулатуры.

Выводы:

Наша гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Мы узнали, из чего делают бумагу, и сами научились её делать.

    Приложение.

Использованная литература и цифровые ресурсы:

Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76

2. Большая Российская энциклопедия

3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

4. Технология бумаги, М., 1992 г.

5. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.

петроглифы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..………2

Теоретическая часть

1. История возникновения бумаги ………………………………………………………3

    1. «Бумага» наших предков …………………………,…………………………………..3

1.2 История возникновения бумаги …………………………………………………….4

1.3 Развитие бумажного производства …………………………………………………..

1 .4 Этапы производства бумаги ……………………………………………………………

1.5 Производство бумаги из вторичного сырья ………………………………………….

2. Практическая часть

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. ……… ……………………………………..8

Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса ……………………………………….8

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки …………………9

3. Заключение… …………………………………………………………………………....10

4. Список литературы ……………………………………………………………………..11

Приложения ………………………………………………………………………………...12-15

ВВЕДЕНИЕ

Современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам - паспорту, диплому, справке, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

Бумага всё стремительнее завоёвывает различные области техники. Сегодня бумагу делают огнестойкой, противостоящую газам, парам, влаге, кислотам.

Бумага сегодня – верный помощник строителей. Она успешно заменяет дерево, мрамор, железо, камень. В американском штате Небраска построен настоящий бумажный мост длиной 11 м, по которому открыто автомобильное движение.

Современная мебель тоже имеет отношение к бумаге. Сверкающая поверхность стола, створок шкафа с замысловатым рисунком не что иное, как лист бумаги, запрессованный на древесностружечной плите

Из бумаги шьют одежду, изготовляют бельё. Уже много лет в Швеции вырабатывают одеяла, состоящие из 10-30 слоёв эластичной крепированной бумаги, вложенные в пододеяльник из льняной или хлопчатобумажной ткани.

Все шире применяется бумага для изготовления посуды. Из нее делают тарелочки, стаканчики, бутылки.

В фармацевтической практике часто приходится фильтровать различные растворы. И тут на помощь приходит бумага. Около 400 разных изделий для фармацевтической промышленности изготавливают сегодня из бумаги.

Для всего этого нужно много бумаги и ее выпуск ежегодно стремительно растет, но также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые во всем мире ищут дереву замену, чтобы больше не вырубать лес и не отправлять его на целлюлозно-бумажные комбинаты. Бумагу уже пробуют изготавливать из стекла и камня, синтетических волокон, полимерных пленок, очень важен сбор макулатуры.

Бумага – это листовой материал из натуральных растительных или искусственных волокон. История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так уж и проста .

В своей работе я решил узнать историю возникновения бумаги, как и из чего ее делают, возможно ли изготовить бумагу самому. Итак, я выдвинул гипотезу.

ГИПОТЕЗА: Бумагу можно изготовить самому.

Для подтверждения гипотезы я поставил следующую цель.

ЦЕЛЬ : изучить процесс изготовления бумаги в домашних условиях.

Достигнуть цели мне помогут следующие задачи.

ЗАДАЧИ : Изучить историю возникновения бумаги. Собрать методы изготовления бумаги. Провести опыты, записать наблюдения, сделать выводы.

Теоретическая часть

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

    1. «БУМАГА» НАШИХ ПРЕДКОВ

Ее название на английском языке «paper» происходит от «папирус», материала, используемого древними египтянами, греками и римлянами. Некоторые ученые считают, что слово «бумага» берет свое начало от итальянского bambagia, что значит – хлопок. Другие верят, что русское слово бумага произошло от татарского «бумуг» (хлопок).

Самое древнее письмо было вырублено на стене своего жилища первобытным человеком. На земле много мест, где на скалах, стенах пещер мы можем увидеть сохранившиеся выдолбленные рисунки и знаки, это – петроглифы. Это были первые письма. Но такие письма сами не могли доходить к адресату.

Со временем люди поняли, что намного легче писать на сырых глиняных плитках. Такие плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния. Но эти плитки были тяжелыми, их изготовление занимало много времени.

Более легким и прочным материалом для письма стало дерево. Например, в Китае люди выжигали иероглифы на бамбуковых палочках при помощи раскаленной иглы. В Африке тексты вырезали на больших деревянных цилиндрах. В Древней Греции, Риме, а затем во всей Европе люди писали на деревянных дощечках, а потом покрывали их воском. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Наши предки-славяне подарили нам летопись, которая написана на 35 березовых дощечках.

Более четырех тысяч лет египтяне использовали папирус (дар реки) – это тростниковое растение, которое росло на берегах реки Нил. Растение было легким, сильным, тонким и легким для переноски. У него прямой стебель высотой до 5 метров. Для приготовления материала для письма использовалась только нижняя часть стебля длиной около 60 сантиметров. Её освобождали от наружного зелёного слоя, а белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Размягчённые полоски прокатывали деревянной каталкой по доске, затем снова замачивали на сутки, прокатывали и опять погружали в воду. После этих операций полоски
становились полупрозрачные и имели кремовый оттенок. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и

разглаживали гладким камнем. В течение тысяч лет не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус

датируется 1-й Династией Египта, но предполагается, что он уже, возможно, использовался за 4 000 лет до н.э.

Во 2 веке до нашей эры в Малой Азии в Пергамском царстве в городе Пергаме было организовано производство прекрасного материала для письма, но не из папируса, а из обработанных особым способом кож молодых животных – телят, ягнят, козлов, ослов. По имени города этот материал стал называться пергамент. В отличие от папируса пергамент был значительно прочнее, эластичнее, долговечнее, на нём было легче писать, причём с обоих сторон, а в случае необходимости текст можно было легко смыть и нанести новый. Но, несмотря на эти преимущества пергамента, изготовление его трудоёмко и он был дорогим материалом.

Человечество нуждалось в более дешевом материале, таким материалом стала бумага.

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ

Первая дата, к которой можно отнести историю возникновения бумаги – это 105 год нашей эры, Китай. Если верить летописям, то именно в Китае в 105 году Цай Лунь изобрел самую первую, известную человечеству бумагу.

По указу императора ему поручалось найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке.

Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом.

Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами.

И вот он - желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры начертанного. Китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

Но, ученые считают, что на самом деле, появление бумаги можно смело относить ко II веку нашей эры. Такие данные ученые получили после того, как исследовали раскопки в гробницах, на севере Китая.

1.3 РАЗВИТИЕ БУМАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Неизвестно, какая именно версия правильная, но долгое время Китаю удавалось сохранять способ изготовления бумаги в секрете, и лишь в начале 6 века он был вывезен в Японию. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Примерно в то же время производство бумаги начинает проникать в другие страны Азии. В отличие от китайского способа, по которому бумага вырабатывалась из свежего растительного волокна, из-за отсутствия подобного сырья в Европе нужно было искать иной материал для бумаги. Бумагу стали изготовлять из пенькового и льняного тряпья. Из тряпья варили клейкую массу, потом с помощью пресса отжимали воду, в результате получалась бумага, но она была очень дорогая.

Впоследствии этот способ был завезен арабами через Персию в Северную Африку, на Кипр, а затем - в Испанию, Марокко и ряд других стран. Бумага постепенно стала вытеснять применявшийся до этого папирус и другие материалы для письма. Из Испании производство бумаги проникло в Италию, а затем во все европейские государства, в т.ч. и Россию.

Впервые широкое ознакомление народа Руси с бумагой произошло в середине 13 века, когда хан Батый для сбора дани произвёл первую всенародную перепись населения Руси на бумаги, которая в то время употреблялась в завоёванном монголо-татарами Северном Китае, а также в Туркестане и Персии, с которыми они находились в торговых отношениях.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства в России было положено Петром I. И именно тогда, а точнее – в 1703 году вышла первая в мире русская газета. Для обеспечения фабрик сырьем по царскому указу в армии и на флоте собирали отслужившие срок паруса, несмоленые канаты, веревки и тряпье. Гражданским людям предлагалось приносить остатки изношенных полотняных вещей в канцелярию полицмейстерских дел "за вознаграждение", с крестьян брали "тряпичный" налог. Развитию бумажного дела поспособствовал указ 1721 года об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.

Настоящее массовое производство бумаги началось только в 1799 году во Франции, и произошло это благодаря Робберу, который изобрел такую машину, которая позволяла наладить автоматически весь процесс производства бумаги. Механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном, послужили началом машинного производства бумаги. В дальнейшем к этому примитивному оборудованию были добавлены непрерывно действующие секции прессования, сушки, каландрирования и намотке бумаги в рулоны.

Однако сам способ оставался трудоемким и малопроизводительным, и, по-прежнему, вплоть до середины 19 в. основным сырьем было тряпье. Позднее более дешевым материалом для производства бумаги стала обыкновенная древесина.

1.4 ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. На сегодняшний день можно производство бумаги разделить на 3 этапа.

1 этап. Первым делом производится обработка сырья. В качестве сырья для производства бумаги используется еловая древесина. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки длиной 1,2 м, станки-корообдирщики снимают с них кору.
2 этап. На втором этапе получается древесная масса. Получение древесной массы происходит путем истирания древесины на вращающемся камне.
Дефибрер – машина, предназначенная для разделения древесины на волокна. Полученная древесная масса проходит обработку, включающая в себя очистку, отбелку и сортировку. Далее она по конвейеру направляется к котлу, где в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются.

3 этап. Третий и заключительный этап – производство самой бумаги.
Полученная масса поступает на специальную машину, где происходит формирование полотна и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага наматывается на вал наката, затем на резательном станке разрезается на рулоны требуемых размеров и отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.


1.5 ПРОИЗВОДСТВО БУМАГИ ИЗ ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. Применение макулатуры способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Технологии с использованием бумажных и тряпичных отходов позволяют получать бумагу высокого качества, не затрагивая при этом естественных природных источников.

Традиция производства бумаги из вторичного сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Бумага обычно делается из дерева. Но не так уж сложно сделать ее в домашних условиях из других природных материалов. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Эти отходы мы и использовали для вторичного получения бумаги, а так же попробовали сделать «съедобную» бумагу.

Опыт №1 . Китайская рисовая бумага. (Приложение 1)

Для изготовления данной бумаги понадобятся мука и соль. Сначала необходимо просеить рисовую муку. Потом смешать ее с солью и добавить воду. Замешать эту субстанцию в течение примерно десяти минут, пока она не превратится в тесто без комочков. Выложить смесь в и оставить ее на полчаса. После этого выложить тесто на деревянную доску и раскатать его так, чтобы оно было как можно более тонким. Доску нужно посыпать мукой, чтобы она не прилипла к тесту. Когда тонкое тесто высохнет, нарезать его на листы.

Такая бумага не очень плотная и может легко порваться, поэтому для производства блокнотов она не подойдет. Лучше всего использовать ее для хранения продуктов и приготовления буритто. Рукодельницы часто применяют такую бумагу для декупажа .

Опыт №2 . Изготовление бумаги-папируса. (Приложение 2)

Для изготовления папируса необходимо взять ненужную макулатуру и порвать ее на очень мелкие части. Добавить к бумаге мелко нарезанные обрывки ниток. В Египте в папирус добавляют практически что угодно, даже частицы фольги, мертвых насекомых и засушенный растений. Положить бумагу и нитки в миску и залить водой. Должна образоваться густая масса. Пусть она размокнет и настоится сутки. Если прокипятить миску, то основа бумажной смеси сформируется быстрее. На следующий день добавить клей ПВА и крахмал, они послужат связывающей основой для бумажной массы. Перемешать содержимое миски и вылить ненужную воду через сито, оставив только бумажное сырье.

Взять миксер и все качественно смешать, либо размять руками, чтобы вышла гомогенная масса. Отжать полученный комок от воды. Постелить на стол махровое полотенце и аккуратно разложить по нему бумажную массу. Сверху накрыть другим полотенцем и положить стопку больших тяжелых книг в качестве пресса. Пока смесь превратится в полноценное подобие папируса, пройдет несколько дней. Каждый день необходимо менять мокрые полотенца на сухие. Готовую бумагу стоит прогладить утюгом.

В итоге получилась серая, достаточно толстая бумага.

Опыт №3 . Изготовление бумаги с использование сетчатой решетки. (Приложение 3)

Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка (мелкозернистая) прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке. Я сделал рамку из нейлоновой ткани и пяльца для вышивания.. Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой, куда добавляется немного крахмала и подогревается. Затем смесь помещаем в блендер, где она измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель.

2. Когда бумажная масса готова, она помещается в таз с водой (чем больше воды, тем тоньше получится бумага). Затем туда опускаем рамку с сеткой и зачерпываем массу, нужно некоторое время, чтобы дать воде стечь.

3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Получилась более тонкая, чем во втором опыте бумага. Это связано с тем, что мы немного «автоматизировали» свою работу (применяли рамку).

Если хотите чего-то оригинального, то можно сделать бумагу из листьев.

Бумагу можно сделать цветной, если добавить в нее краситель (у меня добавлена гуашевая краска).

А чтобы получить белую бумагу, в приготовленную смесь необходимо добавить хлорный отбеливатель.

Чтобы получить белую бумагу, в приготовленную пульпу необходимо добавить хлорный отбеливатель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я изучил длинную историю рождения бумаги, узнал технологию производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате. Попробовал изготавливать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и исписанные тетрадные листы. Таким образом удалось получить бумагу разного качества, а при помощи красителей, отбеливателя получить бумагу разного цвета.

Таким образом, подтвердилась гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

Не смотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство бумаги, с каждым днём растёт интерес к бумаге ручного отлива «Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага не подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством - абсолютной эксклюзивностью. Она превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980г.

Орлова Н. Д. Я познаю мир. - М.: Издательство АСТ, 2000г.

Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980г.

www.wowlol.ru

www.paperman.ru

www.7ya.ru

www .rus.1september.ru



Рассказать друзьям