История праздника новый год для детей. Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Новый год - один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.

История появления праздника

До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году .

Празднование Нового года до 1700 года

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде - то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчёвых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «… дал Бог жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещеского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх благословлением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Преобразования Петра I

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней.

Новогодние традиции

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одним из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.

Но по-настоящему всероссийским праздником Новый Год стал в ХХ веке. Традиций празднования Нового Года в России довольно много. Часть из них заимствованы из германской культуры (как в старые времена, так и в новое время), часть ведут своё начало от славянских языческих традиций, некоторые являются своего рода имитацией православных традиций в то время, когда религиозность не поощрялась, и, наконец, особое место занимают советские новогодние традиции. От времен славянского язычества были унаследованы народные гулянья, ряженые, скоморохи и шуты, новогодние гадания. Православные традиции принесли традиционные украшенные ели, новогодние колядки. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла фейерверки, Санта Клауса и новогодний стол. При этом зарубежные веяния обычно русифицировались. Так Санта Клаус быстро отождествился с Дедом Морозом, утратил оленей, но приобрёл себе помощницу внучку Снегурочку, появившуюся в советские времена. Именно в советское время обязательными атрибутами нового года стали: шампанское, мандарины на столе, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов и торжественная речь государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

Новые веяния

С конца 1980-х в России и других странах Европы появились новое модное веяние связывать приход Нового года с соответствующим году животным персонажем китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и др.) несмотря на то что Китайский Новый год обычно наступает гораздо позже - в начале февраля. Также всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика нового года: олени в упряжке Деда Мороза, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки изображения венков, которые в России обычно не приняты.

После 1990 года постепенно вошло в традицию сразу после полуночи жечь фейерверки и запускать салюты, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала или дома.

Новогодние приметы

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет (часть из них перешла к нему от Рождества, которое долгое время не отмечалось). В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдёт вяло и неинтересно. Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала.

Новый год в кругу других российских праздников

Новый Год в России с начала ХХ века стал самым пышным и торжественным общероссийским праздником. До начала 20-х годов ХХ века в Российской империи он уступал по значению православному Рождеству, но постепенно оттеснил его по популярности на второй план в общероссийском масштабе по двум причинам. Во-первых, Новый Год наступает раньше Рождества. Во-вторых, Рождество по своей сути - это религиозный праздник христиан, который не отмечается народами других вероисповеданий России (мусульмане, буддисты, иудаисты и др.) или отмечается в другое время (католики, протестанты и др. христиане). По сути, Новый Год - это единственный действительно всенародный праздник на постсоветском пространстве (исключая мусульманские государства).

Новогодняя ёлка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. В большинстве стран ёлка устанавливается на Рождество 25 декабря и называется рождественской ёлкой; в России раньше также была такая традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом ВЛКСМ перед новым 1936 годом, но уже как Новогодняя ёлка.

Новогодний стол

При встрече Нового года близкие люди собираются за новогодним столом обычно вечером 31 декабря уходящего года. В полном варианте празднования Нового Года собравшиеся сначала «провожают» старый год - вспоминают, чем он запомнился или что в нём было главным для каждого из собравшихся; желают друг другу, чтобы всё лучшее из старого года перешло в новый.

Неизменными атрибутами новогоднего стола в России по традиции являются шампанское, салаты «Оливье» и «сельдь под шубой», мандарины.

После речи главы государства (см. ниже) в 0 часов 0 минут, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским (и загадывать желание).

Дед Мороз

Дед Мороз - сказочный персонаж, символ Нового Года в России.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый образ: он являлся детям под Новый год и оставляет под ёлкой подарки детям, которые хорошо себя вели в течение года. Работает он не один, ему помогает внучка Снегурочка. В случае отсутствия ёлки Дед Мороз может оставить подарки в носках (однако эта традиция не является исконно русской, и применяется редко). Также носок можно повесить ещё в декабре и каждое утро ждать сладкого подарка.

Новогодние фильмы в СССР

В СССР перед каждым Новым годом по телевизору показывали набор «новогодних фильмов», например:

  • Карнавальная ночь
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • Джентльмены удачи
  • Новогодние приключения Маши и Вити
  • Чародеи
  • Зигзаг удачи
  • Иван Васильевич меняет профессию
  • Девчата
  • Бриллиантовая рука
  • Ищите женщину
  • Эта весёлая планета
  • Самогонщики
  • Пес Барбос и необычный кросс
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика

В наши дни традиция с успехом продолжается, однако к списку добавляются и современные новогодние фильмы.

Новогоднее обращение главы государства

Во многих странах за несколько минут до наступления нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря), 22:55, 0:55 главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.

В СССР и России традиция таких обращений начинается с выступления Л. И. Брежнева перед Новым 1976 годом. При этом не обошлось и без казусов. Так, 31 декабря 1991 года вместо главы государства перед телезрителями выступил сатирик Михаил Задорнов. Другой выдающийся пример - «двойное обращение» перед новым 2000 годом: сперва в полдень 31 декабря 1999 прозвучало обращение первого Президента России Б. Н. Ельцина, в котором он заявил о своей отставке (это обращение было повторено несколько раз), а через 12 часов с наступающим Новым годом телезрителей поздравил уже исполняющий обязанности Президента, Председатель Правительства России В. В. Путин.

После обращения главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют сигнал точного времени (в России им служит бой курантов Кремля), знаменующий начало нового года. Как правило, после этого сигнала исполняется государственный гимн страны. Действующий гимн России впервые прозвучал также в новогоднюю ночь на 1 января 2001 года.

Во время наступающего 2009 года, собравшиеся несколько тысяч человек на Васильевском спуске у Покровского собора в Москве, наблюдали явное несоответствие действительному времени на часах на Спасской башне. Президент Медведев закончил свою речь на большом проекционном экране, когда время на настоящих курантах было уже 00:07, а в 00:09 куранты пробили свой последний 12-й удар в видеозаписи.

История Нового года отличается множеством древнерусских традиций в сочетании с заимствованными обычаями и ритуалами других стран. Известно, что праздник берет свое начало с древнейших времен.

Невероятное переплетение древних славянских, европейских, азиатских и христианских традиций делает этот праздник поистине уникальным. Как же зарождался Новый год и какие интересные факты кроются в его истоках?

13 фактов о празднике Новый год

  1. Новый год древних славян. Древние славяне отмечали приход Нового года весной. С марта начиналось пробуждение природы, новый период жизни для растений и животных. Считается, что Новый год у древних славян – это Масленица , и именно после проводов зимы приходит Новый год. По другим источникам главным зимним праздником предков считается Коляда . Праздник зимнего солнцестояния отмечали в конце декабря – начале января. Отголоски и обычаи этого праздника слились с современным Новым годом. Именно с тех времен пошли гадания, традиция украшать свой дом и угощение ряженых. Также встречается упоминание о древнем зимнем празднике под названием Авсень . Его отмечали в то же время. Согласно поверью, ритуальный персонаж Авсень зажигал солнечное колесо, что символизировало начало новой жизни.
  2. Новый год после крещения Руси. С принятием Христианства Новый год отмечается 1 марта . Появляется новое летоисчисление – Юлианский календарь, по которому год разделили по месяцам и дали им названия. До принятия Христианства и летоисчисления от сотворения мира счет вели по сезонам. Несколько веков подряд 1 марта считалось началом года. Так было до 1492 года, пока Иоанн III не издал указ – с тех пор Новый год стали отмечать 1 сентября . Празднования проходили торжественно: в Москве ежегодно устраивали пышное гуляние, в полночь звучал пушечный выстрел, а церкви били колокола. Несмотря на то, что праздник отмечали осенью, он довольно схож с современным Новым годом.
  3. Новый год два раза в год. Так, 1 сентября Новый год отмечали с 1492 по 1699 годы . В 1700 году Петр I издал указ, по которому празднование Нового года должно было проходить 1 января. Такое решение многим пришлось не по душе – зимний Новый год долго не принимался в народе. Веселиться и отмечать праздник приходилось заставлять буквально силой. Благодаря жесткому характеру Петра и смекалке Елизаветы I, которая устраивала пышные гулянья и балы-маскарады, традиция все-таки прижилась. Однако еще долгие годы праздник отмечали 2 раза: по старому обычаю – в сентябре, и зимой – как было прописано указом Императора. Сменилось множество поколений, прежде чем от осеннего Нового года отказались окончательно.
  4. Новогодние традиции до XX века. В эпоху правления Петра символом Нового года были ветви березы или ели. Новогодние игрушки также отсутствовали – они пришли к нам гораздо позже, в XIX веке. Вместо них украшениями служили яблоки, орехи, яйца и сладости, то есть все съедобное, что можно было найти в доме, имеющее округлую форму . Традиция пить шампанское тоже пришла немного позже, после разгрома Наполеона. Именно с тех пор распитие французского шампанского является новогодней традицией. К XIX веку Новый год становится самым любимым и долгожданным праздником. Жители всей страны устраивают пышные балы и массовые застолья, а на праздничном столе неизменно присутствуют жареные поросята и редька.
  5. Советский запрет: Новый год без елки. По мнению ученых, наряжать елку начали в XVI веке в Германии – именно оттуда пошла традиция по всей Европе. В России этот обычай ввел Петр I, однако широкое распространение обряд получил лишь в XIX веке. С приходом к власти советского правительства было запрещено праздновать Рождество и наряжать елку. В плановой борьбе с религией и православными праздниками новогодняя елка была названа «поповским» обычаем. Запрет отменили спустя 17 лет, в 1935 году. А с 1947 года 1 января официально считался праздничным днем. На советское время приходится и новый обычай, сохранившийся по сей день – салат оливье. Недостающий французский ингредиент было придумано заменить вареной колбасой. В этот же период появляются Дед Мороз и Снегурочка – два любимых народных персонажа.
  6. Как появился старый Новый год. История этого праздника берет свое начало в 1918 году, когда советское правительство приняло решение не отставать от прогрессивных стран, издав декрет о новом летоисчислении – вместо юлианского официальным стало григорианское летоисчисление . Начиная с XX века, разница между двумя календарями составляет 13 дней . Из-за отказа Русской православной церкви принять новый календарь появилось 2 праздника: Новый год и старый Новый год. По григорианскому календарю 14 января соответствует 1 января юлианского. Таким образом, россияне отмечают Новый год вместе с остальными странами мира, не отказывая себе в церковном празднике. Название старый Новый год – результат того, что он появился раньше современного.
  7. Христианская церковь: непримиримые противоречия. Для верующих христиан празднование Нового года по российским канонам является проблематичным. Придерживаясь строгого 40-дневного поста, который длится до Рождества, то есть до 7 января, пировать за праздничным столом никак нельзя. По религиозным правилам 1 января нужно отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя и веселья. Получается, что традиционный Новый год, который отмечают в России более 300 лет, противоречит православным традициям. В отличие от православной, католическая церковь отмечает Рождество 25 декабря , поэтому католики отмечают Новый год, не нарушая поста.
  8. Как встретишь, так и проведешь. В Древней Руси на 1 января как раз проходил Васильев день, который можно считать Новым годом наших предков. На праздничный стол обязательно ставили все самое лучшее, и обязательно украшали его жареными поросятами в честь Василия – покровителя свинопасов. Празднующие надевали только новую одежду, не ношенную, пили водку, пиво, медовуху. Согласно древнему поверью, весь год пройдет так, как встретишь его, вот и приходится стараться, не жалея живота своего. А как же иначе, ведь на кону весь год! Нужно как следует потрудиться за столом, чтобы год прошел хорошо, так что празднование Нового года на протяжении 14 дней – это древняя традиция, а не прихоть. Россияне знают, что нужно отметить праздник согласно древним традициям, современному укладу жизни, и в то же время про церковь не забыть.
  9. Источник веселья: хлопушки, бенгальские огни и фейерверки. Традиция весело и ярко встречать Новый год с помощью хлопушек и фейерверка пришла к нам из Древнего Китая . Жители Китая отмечают Новый год с размахом – выстрелы и хлопки гремят на протяжении целого дня. Но если для россиян это простая забава, то азиатские страны верят, что изгоняют таким способом злых духов. По легенде, нечистая сила в это время ищет себе приют, и если не отпугнуть ее как следуют, она поселится в доме и причинит хозяевам множество различных бед. Несмотря на то, что мы используем петарды и хлопушки не в таких масштабах, вряд ли какой праздник сегодня обходится без этого ритуала. Бенгальские огни тоже родом из Азии, а точнее из индийской Бенгалии. История их появления неизвестна, что не мешает зажигать яркий игристый огонь на любимом празднике.
  10. Снеговики и снежные бабы. Еще одна древняя славянская традиция, сохранившаяся до сих пор – лепка снеговика и снежной бабы. В старину жители верили, что зима будет не слишком суровой, если в день зимнего солнцестояния слепить снежную бабу. А снеговик считался духом зимы, у которого можно попросить помощи. С помощью метлы в руках снеговики могли летать на небо – именно там они повелевали снегами и туманами, поэтому в честь небесных жителей и устраивались торжественные ритуалы.
  11. История Деда Мороза. Первые упоминания о Деде Морозе встречаются еще у древних славян: зимний дух Морок, он же Морозко, насылал лютый мороз и стужу, а реки покрывал льдом. В отличие от современного Деда, который сам дарит подарки, его предок, наоборот, получал дары. Суровому духу выставляли на окна блины, кисель и другие угощения, чтобы задобрить его. Первое упоминание в литературе о Деде Морозе встречается в «Сказках дедушки Иринея» Одоевского 1840 года.
  12. День рождения Деда Мороза. Написать письмо Деду Морозу перед Новым годом – важный ритуал для каждого ребенка. Отсутствие дня рождения у любимого персонажа очень огорчало детей, поэтому Деду Морозу придумали дату, когда можно поздравить его с днем рождения. С 2005 года дети отмечают этот праздник 18 ноября – эту дату придумали сами дети. День был выбран не случайно. Родиной именинника является Великий Устюг. В середине ноября в этот край приходят холода, и реки покрываются льдом. Правда, точный возраст Деда Мороза неизвестен – считается, что ему более 2000 лет. Поздравить любимого персонажа могут как местные детишки, так и туристы. Для этих целей специально открывается почтовый ящик. Дед Мороз настолько любим, что работники Пенсионного фонда наградили его званием «Ветеран сказочного труда».
  13. Снегурочка. У Снегурочки , как и у Деда Мороза, имеется день рождения, которое приходится на 5 апреля . Родина Снегурочки село Щелыково, в доме-музее писателя А. Н. Островского, который и создал этот сказочный персонаж, написав одноименную пьесу. По пьесе Островского Снегурочка приходилась Деду Морозу дочерью. В советские времена, когда проходили Кремлевские елки, по сценариям популярных новогодних пьес, Снегурочка и Дед Мороз являются друг другу внучкой и дедом. Широкое распространение Снегурочка, как неотъемлемая участница Нового года, получила в 50-ххгодах XX века.

Новый год – один из самых долгожданных и волшебных праздников. Его удивительная история говорит о большой любви наших предков к этому празднику, которая дошла до нас через сотни лет.

Сложно найти человека, который был бы равнодушен к новогодним праздникам! Любовь к этой волшебной ночи в каждом заложена с раннего детства. Новый год у всех ассоциируется с подарками, сладостями, весельем и хорошим настроением! Но мало кто знает о том, почему именно календарный год начинается 1 января. Между тем, история у этого праздника богата и интересна.

Почему Новый год отмечают первого января

Новый год - один из древнейших праздников, но в мире до сих пор нет единой даты начала года. Разные народы ведут отчет времени с различных периодов, а в некоторых странах вообще отсутствует фиксированная дата, а летосчисление ведется по лунному календарю.

В дохристианские времена этот важный праздник многие народы отмечали в день зимнего солнцестояния. На Руси до 10 века начало нового года встречали в дни, приближенные к весеннему равноденствию. Празднование зарождения года весной было естественным - люди радовались окончанию долгой зимы, прибавлению дня, новому урожаю.

С приходом христианства (988-989 годы) Русь перешла на юлианский календарь. С тех времен начало года стали встречать в первый день весны, считающийся днем зарождения мира. Тогда же год разделили на 12 месяцев и присвоили каждому из них свое название, соответствующее природным явлениям.

В 1492 году дату начала года перенесли на 1 сентября. Соответствующий указ был подписан Иоанном Третьим. Чтобы создать у народа праздничное настроение, государь устроил в Кремле пышное торжество, на которое были приглашены все желающие. В этот день подойти к царю мог любой простой человек и попросить у него помощи, в которой правитель практически никогда не отказывал. Последний раз в таком формате Новый год на Руси встретили в 1698 году, тогда государь одарил каждого гостя яблоком и ласково назвал братом.

Тем, что новогодний праздник приходится на 1 января россияне обязаны великому реформатору Петру Первому - именно он указом «О реформе календаря в России» приказал перенести празднование Нового года на общепринятый в Европе день. Указом царя все жители больших и малых городов должны были радостно встречать праздник, поздравлять друг друга и дарить подарки. Государь отдал приказ ровно в полночь выпустить первую ракету, поздравив этим всех собравшихся на Красной площади с новым 1700 годом.

Начиная с 1897 года, 1 января в России стал официальным нерабочим днем. Это было закреплено соответствующим указом и распространялось на всех трудящихся заводов, фабрик и других производств.

После того, как власть в стране оказалась в руках большевиков, начало года стали отмечать по григорианскому календарю. Таким образом праздничные дни пришлись на период поста, что сделало их неинтересными для христиан. Коммунисты тоже не очень-то чествовали Новый год, елки в стране были запрещены, а народные гуляния не одобрялись. В период с 1930 по 1947 год этот день был типичным рабочим днем и только в 1947 ему вернули статус выходного дня.

Долгое время в Советском Союзе праздничным считалось только 1 января, а двухдневные выходные были установлены в 1992 году. Еще больше праздничных дней россияне получили в 1995 году - тогда вышел указ о пятидневных новогодних каникулах, что фактически удлинило январский отдых до 8-10 дней. В 2013 году к праздничным дням были причислены 6 и 8 января.

Откуда пришел Дед мороз

Образ Деда Мороза появился намного раньше, чем празднование Нового года. В русском фольклоре хранитель холодов чаще всего был злым и недружелюбным. После того, как начало года перенесли на зимнее время, морозный владыка получил новую роль - он стал дарить подарки и нести людям всех возрастов праздник.

У современного Деда Мороза есть свой день рождения - 18 ноября и свой дом, который находится в Великом Устюге. Теперь он получает просьбы о подарках по электронной почте и передает свои координаты по спутниковой системе навигации.

История новогодней елки

Украшенная игрушками и гирляндами елка - главный символ Нового года, без которого сложно представить себе веселый и вкусный праздник. Украшать ели было принято еще в древние времена, когда начало года встречали в день весеннего солнцестояния. Тогда славяне пели возле елочек песни, водили хороводы и плясали.

В России хвойная красавица появилась в 1700 году, как несложно догадаться, этот нарядный обычай был введен Петром Первым. Однако лишь к середине 19 века праздничная елка распространилась по стране и стала народной любимицей, олицетворяющей не только Новый год, но и Рождество Христово. В 1920 году большевики запретили наряжать хвойные деревья, причислив этот обычай к религиозным пережиткам. Только в 1936 году ель вернулась на законных правах, а ее верхушку стала украшать символичная пятиконечная звезда.

История Нового года в России

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая.

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар".

В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах.

Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков.

На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни.

В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.

Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.

Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем.

В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом.

Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой.
В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере».

Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”.

В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого. В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких. На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года танслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

В праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.



Рассказать друзьям