История свадебного платья: когда белый цвет стал традицией? История появления свадебных платьев.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Свадебное платье от Лагерфельда parisianevents.com

Ты не задумывалась, почему модельеры традиционно звершают показ своей коллекции свадебным платьем? Просто это самое главное платье на свете, и все остальные, может, даже более красивые, модные и удобные, рыдают на вешалках магазинов, потому что им никогда не стать центром внимания на свадьбе.

Каким же образом белое пышное платье с фатой стало международным нарядом невесты? Надо признать, оно прошло долгий путь.

Начало начал

Сначала свадебное платье было даже не платьем. В древности бракосочетание было в первую очередь пышным обрядом, и каждая деталь наряда невесты имела конкретное значение. Часто к повседневной одежде просто добавлялись праздничные составляющие.

Иван Куликов Убор невесты 1907 г.

Русский народный свадебный наряд трудно назвать воздушным и легким, но он нес иную смысловую нагрузку. Самым свадебным цветом считался красный. В зависимости от региона на невесте мог быть красный сарафан или понева (своеобразная предшественница юбки), которые надевались на традиционную белую рубаху, с вышивкой на вороте, рукавах, иногда сверху надевался еще передник. Считалось, что красный цвет отпугивает злых духов, поэтому ленты, вышивки и отделки полыхали на невесте огнем.

Приметы и суеверия
День, который мы сейчас называем счастливейшим в своей жизни, для наших бабушек был полон мрачных предчувствий.

Например, толстую шерстяную поневу, которую носили только замужние женщины, народ окрестил «бабьим хомутом». А свадебная белая рубаха в некоторых областях называлась «убивальницей», потому что невеста в нем «убивалась», прощаясь песней-плачем с родителями, махая при этом длинными, суживающимися к запятьям рукавами. Длинный рукав, который полностью скрывал кисть, также был нужен для того, чтобы невеста и жених не касались друг друга голыми руками во время свадебнего празднества. Это считалось плохой приметой и сулило бедность и прочие неудачи. Свою свадебную рубашку девушка должна была носить долго, где-то - пока она не истлеет, где-то – пока не родится первенец, а кое-где – в ней вообще потом хоронили.

Также страшным позором для замужней женщины считалось показаться на людях простоволосой, без головного убора. На свадьбе впервые девичья повязка в виде ленты, венца или обруча менялась на массивный головной убор, самый известный из которых кокошник. Он состоял из многих частей, а весить он мог все 5 килограммов. В некоторых областях в знак скромности и тайны, а также для защиты от нечистой силы, лицо невесты до венца закрывали платком, он мог быть и длинным, до самого пола. Эта традиция напоминает современную фату, у которой, правда, осталась одна только видимость прикрытия.

Ветер перемен
В начале 18 века после реформ Петра Первого Россия стала следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до 19 века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с 18 века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской.

Свадебная пара эпохи модерна vam.ac.uk

В Европе и Америке в это время свадебное платье могло быть и белым, и каким угодно. Совершенно нормальным считалось выбрать голубой, розовый, зеленый, темно-коричневый и даже черный наряд. Это делалось из практических соображений: улицы были в разы более грязными и пыльными, а стирка являлась дорогим удовольствием, доступным самым богатым, к тому же платье неброского цвета могло потом использоваться еще не раз в качестве наряда на выход. Черные платья были в основном у невест, выходящих за вдовца. Например, в Гудвилл Музее в Вашингтоне хранится черное свадебное платье шестнадцатилетней девушки, связавшей свою жизнь с овдовевшим отцом шестерых детей.

Кстати, белый цвет тогда не считался цветом невинности, его роль выполнял голубой, и жених с невестой надевали голубые ленты. Отголосок этого звучит в стишке-поверии, что на невесте должно быть «something old and something new, something borrowed and something blue» («что-нибудь новое и что-нибуль старое, что-нибудь одолженное и что-нибудь голубое»).

GeorgeHayter Свадьба королевы Виктории 10 февраля 1840 года


Белый наступает

В 1840 году состоялась свадьба английской королевы Виктории, на которой она стала не только женой принца Альберта, но и прообразом современной невесты – в белом платье с огромным шлейфом, который несли 12 дочерей королевских лордов. Все «подружки невесты» были в одинаковых платьях, и с золотыми брошами в виде орлов, украшенными жемчугом - в знак настоящей любви, рубинам – в знак страсти и бриллиантами – в знак нерушимости чувств. Внешний вид платьев придумала сама королева – наброски сохранились в ее записной книжке, а дизайн броши разработал жених.

К концу 19 века белый цвет стал фаворитом у готовящихся к свадьбе девиц. Вовремя случившаяся индустриальная революция, повсеместно открывшиеся универсальные магазины дали возможность каждой исполнить свою мечту и стать Белой королевой на собственной свадьбе. После торжественного дня некоторые практичные особы перекрашивали платье, укорачивали его рукава, частично перешивали и использовали как вечерний туалет. Считалось даже, что если женщина приходит на прием в переделанном свадебном платье, то этим самым она оказывает особенную честь хозяйке дома.

На протяжении 20 века белое платье с фатой послушно следовало всем указаниям диктаторши-моды.

Время с 1890 до 1914 года, до начала первой мировой войны называют Le Belle Epoquе – «прекрасная эпоха». В моде, как и везде, господствовал стиль «модерн» с его плавными округлыми линиями. Утонченная, изнеженная и загадочная – таким был женский идеал этого времен. Кажется, сложно придумать более подходящий наряд для такого идеала, чем свадебное платье. Корсеты создавали четкий силуэт с удлиненной талией, а юбки напоминали опущенный книзу цветок. Так что невеста в то время была похожа изогнутый стебель лилии – любимый символ модернистов.

Короче, еще короче

Свадебная пара 20х годов.vam.ac.uk

В 20-х годах 20 века свадебное платье впервые стало коротким, и тут не обошлось без вездесущей Коко Шанель. Она одна из первых представила платье по колено длиной с огромным шлейфом и пышной фатой. Изменение роли женщин в обществе сделало форму платья более простой, тугие корсеты стали уходить в прошлое, а из под юбок стали сверкать лодыжки, к радости женихов и неудовольствию будущих свекровей.


Свадебная пара 30х годов vam.ac.uk

30-е годы окончательно укоротили дамам юбки до колена. Раскрепощение нравов плюс экономия материи! У платьев заниженная талия и бесформенный силуэт, фата прикрепляется к модным маленьким шапочкам, плотно сидящим на голове. Можно сказать, что в это время рождается новый компонент свадебного наряда – туфли и чулки, теперь их видно во всей красе.

Не до платьев
В 40-е военные годы свадьбы происходили настолько быстро и незапланированно, что порой на них обходились и вовсе без свадебных нарядов, а если жених и невеста оба служили на фронте, то женились прямо в военной форме. В послевоенные годы произошел настоящий взрыв спроса на свадебные наряды. Дизайнеры ринулись его удовлетворять. Некие смышленые предприниматели стали предлагать большое количество излишков кремового парашютного шелка домашним швеям, присовокупляя инструкции о том, как превратить его в шесть разных предметов одежды, включая подвенечное платье.

Сказка наяву
Когда нехватка тканей, связанная со Второй Мировой войной, ушла в прошлое, невест охватило настоящее кружевное безумие. В 50-е свадебные платья представляли собой воплощение скромности с традиционной длиной рукава, чувствительной линией шеи, длинной юбкой и немногочисленными украшениями.

Грейс Келли в подвенечном платье ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

В 1956 году более чем 30 миллионов телезрителей наблюдали за свадьбой знаменитой актрисы Грейс Келли и князя Монако Ренье III, как за волшебной сказкой, происходящей наяву. На уникальный подвенечный наряд будущей принцессы ушло больше километра шелковой тафты и раритетного, 125-летней давности кружева из роз. В прошлом году москвички смогли собственными глазами увидеть это платье на выставке «Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако». Эта, как ее называют, «свадьба века» окончательно утвердило представление о том, что невеста должна выглядеть, как сказочная принцесса в белоснежном платье.

С тех пор индустрия свадебной моды развивается бешеными темпами, в разных странах ежегодно проводится своя «Неделя свадебной моды». Самая известная из них проходит в Нью-Йорке в рамках Couture Fashion Week.

Свадебные модельеры

Барби от Веры Вонг barbiecollector.com

Невесты всего мира знают имя американского дизайнера Веры Вонг (Vera Wang). Это самый любимый свадебный модельер знаменитостей. В ее платьях выходили замуж известные модницы Мэрайя Кэри, Дженнифер Лопез, Аврил Лавин, Виктория Бекхэм, Шарон Стоун и Ума Турман. Она придумывала свадебные платья для сериала «Секс в большом городе» (одно из тех, в которых Кэрри снималась для Vogue) и «Дурнушка Бетти», и даже Барби стала невестой от Вонг – причем дважды. Ее платья стоят 2 до 7 тысяч долларов, эксклюзивные еще дороже, но для своего особенного платья звездам никаких денег не жалко. В шикарных платьях Вонг любая будет выглядеть прекрасной и женственной, но любительницам экстравагантной одежды в них будет скучновато. Не зря наша любимая Кэрри все-таки выбрала платье от Вивьен Вествуд на свою настоящую свадьбу.

Керри из «Секса в большом городе» в платье от Вивьен Вествуд ИСТОЧНИК НЕИЗВЕСТЕН

Самые-самые
Конечно, каждый великий модельер делал попытку по-своему переосмыслить свадебное платье.

Например, Ив Сен Лоран поместил свою невесту в вязаный кокон. То ли он представлял себе невесту как гусеничку, собирающуюся стать прекрасной бабочкой, то ли как заложницу собственного семейного счастья.

Свадебное платье кокон Ив Сен Лоран ©Foundation Pierre Bergé

А другая его невеста, наоборот, была почти полностью лишена одежды, украшена венками и цветами, как языческая богиня. Особенно интересно модельерам экспериментировать с фатой. Например, Кристиан Лакруа однажды прикрепил ее на солнцезащитный зонтик, а Жан-Поль Готье вообще с ней не церемонится и видоизменяет как хочет. Карл Лагерфельд каждый год удивляет поклонников Chanel своими невестами – то это молодежное мини с сапогами-ботфортами, то наряд волшебной феи, то какое-то чудо в перьях, с муфтой и в темных очках. А невеста из последней коллекции Лакруа выглядит очень по-русски – матрешка, да и только.

Также свадебное платье – излюбленный объект для современных художников. Сколько оно таит в себе разных метафор! Какой простор для интерпретаций!
Британская художница Сьюзи Макмюрей (Susie MacMurray) представила вниманию публики свадебное платье, сделанное из 1400 резиновых перчаток. Кто-то скажет, что это она про замученную бытом современную женщину, кто-то – что это про одноразовость отношений между полами, но точно никто не останется равнодушным.

Другая художница, Лесли Дилл, украсила бумажную статую, сделанную в виде свадебного платья, словами стихотворения Эмили Дикинсон «The soul has bandaged moments». Тут даже и гадать не надо, у невесты будет все на лбу, груди, руках и ногах написано – «я в панике!»


Lesley Dill Dada Poem Wedding Dress, 1994
acrylic and thread on paper on mannequin ©omart.org

Наверное, про каждое свадебное платье можно рассказать трогательную историю. Вот, например, удивительное платье Луизы Фейрберн, которая занимается разведением овец. Она пожелала выйти замуж в платье из шерсти своей любимой овечки Оливии. Платье принесло новобрачным удачу: славу о нем, а заодно и овцах, разнеслась по округе, и через год пара праздновала победу на престижном овцеводческом конкурсе в Линкольншире.

Луиза Ферберн ©Jon Corken

Если ты собираешься в ближайшем будущем замуж, то тебе будет интересно подробно изучить тенденции свадебной моды на сайте www.brides.com . Если вкратце, то в следующем году нам обещают невест в полупрозрачных платьях (шифон, тюль и кружево), с приспущенными плечиками и цветочными деталями.

Кстати, если набраться в интернете идей и вдохновения, то можно заказать у портнихи какое-нибудь сверхъестественное платье. Главное, помнить: чтобы стать уникальной невестой, необязательно быть королевой Викторией или Грейс Келли. Свадебная мода консервативна, и чтобы не слиться с толпой у ЗАГСа, надо проявить всего лишь немного фантазии и капельку смелости.

Выбирая сегодня свадебное платье , вот так просто, придя в любой свадебный салон, мы не задумываемся о том, что так было не всегда. Когда-то и свадеб, в привычном нам понимании, не было, и свадебных платьев, как таковых, тоже.

В пятнадцатом веке началась мода на пышные венчания, с которых все и началось. На венчании было много гостей, родственников, знакомых и просто случайных прохожих. Невеста должна была надеть свое самое лучшее платье. Богатые невесты шили платья на заказ , невесты из простых семей надевали свое любимое и самое нарядное платье. Все о свадебной моде, платьях и аксессуарах можете прочитать на сайте моды сайт .

Белых платьев в средневековье не носили. Во-первых, белый считался цветом траура, во-вторых, гигиенические нормы тогда отсутствовали, и ходить в белом платье было просто невозможно.

Средневековые подвенечные платья были жутко неудобными, но крайне эффектными. Выбор свадебного платья по фигуре считался не актуален, так как все платья шились по определенной моде того времени. Рукава платья иногда были такой длинны, что достигали уровня земли.

Талия была завышенной, практически прямо под грудью, а вот на живот, с внутренней стороны платья, прикреплялась специальная подушечка, которая изображала беременность. Это было для того, что невеста в положении, ценилась выше, чем не беременная. Это означало, что невеста способна оставить наследников, что в те времена, было сделать совсем непросто.

Главным украшением невесты была шляпка – энена, это такой колпак с вуалью, вы не раз видели его на полотнах средневековых живописцев. Высота шляпы иногда достигала полуметра, а бывало и больше.

В семнадцатом веке выбор свадебного платья по фигуре стал уже более-менее возможен. Юбки платья состояли из верхней и нижней. Чем-то уже напоминает современное бальное платье . Верхняя юбка, обычно была немного темнее цветом, чем нижняя. Обязательным атрибутом свадебного платья того времени был корсет. В моде была осиная талия, и объемные бедра. Верх платья обнажал плечи и увеличивал грудь.

Платья обильно декорировали цветами , драгоценными камнями, рюшами, оборками, вышивкой золотыми нитями и так далее. Такое произведение искусства украшало любую фигуру.

В эпоху рококо выбор свадебного платья по фигуре стал возможен , появилось разнообразие в фасонах. Эта эпоха оставила свой след в современной свадебной моде .

Именно оттуда в наше время пришли пышные платья , корсеты, вуали, оборки, кружево, и тот самый, белый цвет, который постепенно стал входить в моду, начиная со светло-розовых, золотистых и персиковых платьев.

Декор тоже до боли знаком – бисер, вышивка, камни, рюши, банты и ажурные вставки.

Туфли, которых ранее не было видно под платьем, вдруг оказались на виду. Так стала появляться мода на нарядные свадебные туфли , украшенные пряжками с драгоценными камнями и бантиками из шелка.

Наступила эпоха Просвещения. Именно тогда в моду вошли простые строгие платья , выбрать свадебное платья по фигуре тогда было совсем не сложно. У платьев были короткие рукава и завышенная талия. Они были настолько лаконичны, и из-за этого так прекрасны, что единственным украшением их была дорогая, благородная ткань, такая как бархат, атлас и муслин.

Тогда укрепилось понятие белого свадебного платья . Со временем все эти исторические наряды слились в единый современный свадебный наряд современной невесты. Где-то подсознательно, нам, наверное, очень хочется почувствовать себя героиней средневекового романа, и тогда, мы идем в свадебный салон за пышным бальным платьем с открытыми плечами и цветами в волосах.

Сегодня выбор свадебного платья неограничен ничем, ни модой, ни порядками. Мы вправе выбирать свадебное платья по фигуре , по цвету, по фасону, по настроению. И это прекрасно, что веяния последних тенденций моды в одежде настолько свободны, и мы можем ни от кого не зависеть в таком важном деле, как выбор свадебного платья .

Свадебное платье, в котором блистает невеста, всегда приковывает к себе всеобщее внимание. С юного возраста девочки мечтают о том, как они будут выглядеть на своей свадьбе, и весь период взросления доводят в своем воображении этот образ до совершенства. Большое количество невест предполагают, что белый цвет свадебного платья стал общепринятым в далеком прошлом, однако данная традиция сформировалась лишь пару веков назад. История возникновения свадебного платья, вызывающая живой интерес у многих, будет освещена в разделах данной статьи.

Цвет платья невесты в далекие времена

Наряды белого цвета невесты стали надевать впервые в Древней Греции. Они назывались "пеплос", имели застежки на плечах, по внешнему виду которых судили об их благосостоянии. Чтобы брак девушки был наполнен счастьем, ее укрывали длинным отрезом ткани золотистого цвета.

Невесты в Древнем Риме надевали на свадебную церемонию ничем не примечательный наряд, облегающий тело, дополняли его большим количеством роскошных украшений.

История свадебного платья на Руси гласит, что в далекие времена в нашей стране господствовали языческие традиции. Обычно представительницы прекрасного пола облачались в красные сарафаны, яркий цвет которых являлся символом защиты от злых духов. Был распространен и другой образ невесты: просватанные девицы носили рубашки, декорированные вышивкой, юбку в красно-синюю клетку с пышно украшенным подолом. Традиция надевать на свадебную церемонию наряды красного цвета сохранялась на Руси до XVIII века.

Свадебная мода в средние века

Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.

Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.

XVI-XVII века

В этот временной отрезок платья белого цвета носили только представительницы женского пола, ушедшие в монастырь и без остатка посвятившие свою жизнь служению Богу. Темные цвета в XVI и XVII веках уступили господство пастельным голубым и розовым тонам. Нюансы истории свадебного платья на протяжении двух столетий имели прямую взаимосвязь с обычаями разных культур:

  1. Во Франции девушки очень часто выбирали для бракосочетания платья фиолетового цвета, сулившие им любящего супруга на всю жизнь.
  2. Ирландские невесты предпочитали выходить замуж в зеленых одеяниях. По народному поверью, этот цвет привлекает в дом счастье и удачу.

Когда белый свадебный наряд стал традиционным

Как гласит история белого свадебного платья, вплоть до 1840 года традиции надевать на свадебную церемонию наряд белого цвета не существовало. Невесты, как правило, облачались в новые красивые платья, сшитые по последней моде. Революцию в свадебной моде совершила королева Англии Виктория, которая продемонстрировала окружающим на своей свадьбе великолепное белоснежное платье из атласа. Над лентой из кружев, украшавшей линию декольте наряда королевы, опытные мастерицы трудились на протяжении шести месяцев. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор, подверглись уничтожению.

Для украшения своего одеяния Виктория использовала лишь брошку с сапфиром, подаренную ей женихом. Внешний вид юной королевы настолько восхитил всех окружающих, что белое свадебное платье стало традиционным не только на территории Англии, но и во всем мире. В России (история свадебного платья подтверждает данный факт) невесты стали облачаться в такие наряды только в XIX столетии.

Этапы эволюции свадебной моды

В эпоху позднего средневековья изысканное и утонченное одеяние невесты отличалось узким кроем, шикарным декольте, длинными рукавами и шлейфом. В эпоху Возрождения, пришедшую ей на смену, свадебное платье, обычно декорированное жемчугом и вышивкой, обязательно должно было подчеркивать пышность форм представительницы женского пола, ниспадая на пол массивными складками.

Эпоха рококо (как гласит история свадебного платья) добавила одеяниям невест напускной вычурности. Стильными в этот временной отрезок считались платья с огромными многослойными юбками и большим количеством шлейфов, рюшей и бантов. В дополнение к данным нарядам невесты нередко надевали массивные парики. Свадебные платья эпохи ампира, имевшие завышенную талию, были легкими и воздушными. Их шили из тончайшего шелка и надевали с перчатками.

Непременным атрибутом подвенечных являлось кружево.

Свадебные наряды XX века

С приходом XX столетия свадебная мода начала вновь обретать простоту и становиться элегантной и более сдержанной. Кардинальные изменения (история свадебного платья служит доказательством данному факту) затронули и длину наряда. Если в начале столетия платье, которое слегка открывало лодыжки, считалось дерзким, то в шестидесятые годы появились прямые и свободные подвенечные наряды рубашечного покроя, а с течением времени ультрамодными стали платья мини.

Фасоны свадебных нарядов в XX веке также претерпели немало изменений. В 20-е годы невесты вступали в законный брак в платьях простого покроя с незначительно приспущенной талией, в 30-е образ новобрачных стал более женственным, в 40-е свадебная мода отличалась строгостью и четко очерченными линиями. В 50-е годы модным стал романтический стиль, в 60-е - минимализм, в 70-е - стиль хиппи со своей простотой и свободой, в 80-е - спортивный стиль. С 90-x годов XX столетия уверенно стало набирать свои позиции белое платье как у сказочной принцессы, окутывающее представительниц прекрасного пола ореолом невинности.

Приметы, связанные со свадебным нарядом

Вот некоторые приметы, связанные со свадьбой:

  • жених не должен видеть платье своей суженой до свадьбы;
  • запрещается продавать свадебный наряд, чтобы сохранить брачный союз, нужно хранить его всю жизнь;
  • свадебное платье девушке следует надевать только через голову;
  • не рекомендуется брать свадебное одеяние напрокат или приобретать с рук, оно непременно должно быть новым, иначе представительницу слабого пола будут преследовать долги;
  • чтобы защититься от сглаза, невесте необходимо сделать несколько стежков нитками синего цвета на подоле платья.

Тенденции современности

В настоящее время невесты могут остановить свой выбор на свадебном платье (мистические истории, связанные с этим нарядом, будоражили общество во все времена) любого фасона и цвета. Стили и модели свадебных нарядов поражают своим разнообразием, белый цвет подвенечного платья, трактующийся как невинный и непорочный, остается традиционным.

В наши дни девушка в самый важный день своей жизни может предстать в образе, который она лелеяла в своих мечтах. У нее есть свобода выбора и шанс перевоплотиться в деловую леди, романтичную прелестницу, принцессу из Средневековья, греческую богиню. Не самое главное, на каком платье остановит свой выбор невеста, главное, чтобы она была самой счастливой.

В наше время многие русские девушки мечтают выйти замуж обязательно в пышном белом платье. А ведь эта традиция пришла к нам из Европы, и не так давно - в XIX веке. Раньше же русские девушки венчались в сарафане любого, но только не белого цвета.

Цвет чистоты и смерти

Во многих языческих цивилизациях белый цвет символизировал смерть. В Индии, где большая часть населения исповедует индуизм, белый остается цветом траура. До сих пор индианки, потерявшие близких, надевают белоснежное сари.

В культуре любой нации символизм цвета одеяния человека всегда играл важную роль. Так было и у русских. Например, в древности в славянском языке слово "красный" являлось синонимом красивого, а "белый" означало также чистый. В пантеоне славянских языческих богов присутствовал Белобог как олицетворение светлых сил.

Крестьяне «белой неделей» называли масленичные дни. Русские богатыри под кольчугу перед важным боем надевали белую рубаху, а купцы облачались в нее после бани, перед трудной и опасной дорогой. И делали они это на случай, если придется принять смерть: нужно встретить ее «чистыми», закончить свой жизненный путь подготовленными. И в этом смысле белое платье для невесты на славянской, русской свадьбе было самым неподходящим выбором.

Сарафан цвета солнца

Русские девушки сами шили себе одеяния к свадьбе, и обычно это были расшитые символичными оберегами рубахи и цветные сарафаны. Состоятельная девушка к знаменательному событию готовила себе три смены костюма. Первый был девический, обычный по крою и материалу, но самый лучший по исполнению - «девичий» сарафан розового, желтого, зеленого или голубого цвета. Второй, венчальный - сарафан из дорогих тканей, как правило, красный, малиновый или бордовый. Его расшивали жемчугом, отделывали золотыми нитями, а в северных краях - дорогими мехами. Головной убор, туфли, обручальное кольцо и свечи жених обычно присылал вместе с родовыми перстнями и ожерельями, которые невеста должна была надеть на венчание.

На второй день свадьбы в доме жениха девушка появлялась в третьем наряде - традиционно женском одеянии с соответствующим головным убором, символизирующем замужество, и с широким поясом на талии. При этом ткани для костюма брали горячих золотых, красных и коричневых оттенков, и лишь изредка черного цвета - цвета земли, от которой непосредственно зависела жизнь.

Королевская мода

Если белый - цвет смерти, то как появилась традиция облачаться на венчание в белое платье? Некоторые историки считают, что такую свадебную моду завела Анна Австрийская. Являясь представительницей знаменитого монаршего рода Габсбургов, Анна была дочерью испанского короля, а в то время, когда ее собирались выдать замуж за французского монарха Людовика XIII, Испания и Франция находились на грани войны. Анна не желала этого брака и откровенно боялась, что ее пребывание на чужбине окончится смертью, поэтому сама выбрала себе белое платье на свадьбу с Людовиком. Придворные расценили это как экстравагантный испанский вкус, ведь смуглая девушка в белом была безумно хороша и походила на пирожное.

А спустя два столетия, нарушив традиции, в белом платье вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского Александрина Виктория, королева Великобритании и Ирландии. Но это уже была дань моде – к тому времени в Европе заново открывали древнеримскую и древнегреческую культуру. Во всех благородных домах восхищались красотою и лаконичностью мраморных скульптур греков и римлян в длинных белых одеждах. Тогда еще археологи не подозревали, что статуи когда-то были раскрашены, и следы краски на них просто не сохранились.

После венчания английской королевы все ее подданные женского пола желали на собственной свадьбе быть обязательно в белом. Эта тенденция быстро распространилась по всей Европе, включая Россию. Поначалу в белых платьях выходили замуж только русские высокородные дворянки, проводившие всю свою жизнь в Европе. А потом, подражая им, и представительницы остальных сословий решили оставить надоедливый сарафан неграмотным крестьянкам. Было престижно и модно венчаться в церкви в длинном белом платье, если, конечно, у семьи невесты были деньги заказать его за границей или местным иностранным портнихам. И с той поры мало что изменилось.

Свадебное платье, пожалуй единственный наряд который выбирается так тщательно и внимательно. Каждая девушка, начиная с детства думает какое будет у неё платье, насколько она будет в нем неотразима и желанна для своего избранника. Мы столько уделяем этому внимания, а ведь в своем большинстве даже и не знаем истории этого красивого наряда.

Early Victorian bride 1844

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой - то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало - девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода.Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.
В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом - Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом - длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева.Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.
Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной».В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.
В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).
В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.
Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни - энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола - как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.
Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза - по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени как пришла мода воротников-Медичи, свадебные платья начали украшать золотой вышивкой.. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» - после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый - весьма спорный цвет - например, а Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.
Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.
Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.
Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» - специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.

Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики - вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампир просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В 19 веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы 19 века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, - на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах 19 века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В 1900-е, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми - с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в Лету, - его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах 20 века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течении 20 века свадебная мода много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния - популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.


French bride in white 1823

Miss Stephens as Susanna 1827

Beckingham wedding of 1729

"Pamela is married" from the novel
"Pamela" by Richardson (1740)

The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795

Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage
Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски

А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841
















Рассказать друзьям