Как лепка из пластилина влияет на развитие ребенка. Как научить ребенка лепить из пластилина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Среди многочисленных детских забав лепка из пластилина с детьми является не просто увлекательным, но и очень полезным делом. В процессе создания объемных фигурок детки учат сочетания цветов, запоминают геометрические формы, развивают координацию движений пальцев, к тому же занятия с пластилином займут крошек на длительное время, что позволит вам посвятить свое время иным делам.

Лепить из пластилина малышам будет удобно за столом, подходящим по высоте

Подготовка к занятиям лепкой

В первую очередь, следует подготовить место для занятий лепкой. Лучше всего, если это будет уголок с напольным покрытием из кафеля, ламината или линолеума, поскольку ковровые дорожки отмывать от пластилина довольно трудно.

Немаловажным моментом станет и выбор мебели. Удобнее всего проводить занятия за столом, уровень столешницы и высота стула при этом должны соответствовать росту и возрасту малыша. Если в процессе обучения вы используете видео, постарайтесь, чтобы кроха также следил за процессом создания конструкций из пластилина, учитывайте расположение стола для лепки по отношению к экрану с видеоклипами.

Отдельного внимания заслуживает выбор пластилина, для самых маленьких деток не рекомендовано использовать обычный школьный вариант материала, поскольку он не очень хорошо мнется и противопоказан для применения внутрь. Начинать занятия лепкой стоит примерно с 1,5-2 лет, когда ребенок уже понимает, что можно, а что нельзя. И в этом случае лучше предостеречь его и выбрать безопасный, а может, даже и съедобный тип пластилина. Для этого есть два варианта:

  • готовый магазинный детский пластилин – выполнен из парафина или воска, смешанного с яркими пигментами. В зависимости от степени твердости он бывает трех видов – самый твердый предназначен для строительных работ и изготовления профессиональных эскизов, а материал средней и повышенной мягкости рекомендован для обучения малышей лепке;
  • домашний пластилин – представляет собой специальным образом замешанное тесто, обычно это смесь муки, соли и воды, благодаря чему состав получается упругим и податливым, при этом абсолютно безопасным для организма ребенка.

Выбирая пластилин для самых маленьких детей, стоит отдать предпочтение домашнему варианту, поскольку проглатывание кусочков такого материала не приведет к негативным последствиям, в отличие от попадания в организм магазинного пластилина.

Перед тем, как начинать учить малыша лепить фигурки, стоит изучить ознакомительное видео. Следуя советам опытных педагогов, вы сможете обучить своего ребенка основам лепки, что в дальнейшем поможет ему без труда научиться создавать сложные конструкции.


Помимо обычного детского пластилина в брусочках и воздушной массы в баночках в продаже имеются так называемые шарики для лепки

Виды детского пластилина

Наряду со стандартной формой пластилина для детей школьного возраста имеется несколько типов материала специально для самых маленьких. В зависимости от состава и цветового оформления вы можете выбрать:

  • моделин – мягкий эластичный материал, чаще всего поставляется в прямоугольных брусочках. Перед началом работы следует его немного разогреть (к примеру, положить на батарею), чтобы увеличить податливость;
  • масса для лепки – воздушный пластилин, очень мягкий, его можно использовать без предварительного разогрева, единственный недостаток – на открытом воздухе (т.е. без герметичной упаковки) он быстро засыхает и становится непригодным для дальнейшего использования;
  • шариковый пластилин – самый распространенный вариант для маленьких детей, поскольку его специфическая структура (пластилин представляет собой массу небольших шариков из поролона, соединенных между собой клеевой основой) позволяет не просто создавать объемные поделки, но и смешивать для них самые разные цвета и оттенки. Используемые в таком материале красители абсолютно безвредны для здоровья, а оставшиеся на пальчиках нити клея легко снимаются или смываются обычной водой.

Чтобы определить, какой именно вид пластилина выбрать, стоит изучить несколько видео наглядными процессами лепки, это позволит вам понять основные плюсы и минусы каждого материала.


Лепка из пластилина развивает у детей мелкую моторику, но помимо этого имеет и ряд других полезных особенностей

Польза лепки из пластилина

Досуг маленького ребенка должен быть максимально разнообразным. Переполненному энергией организму обязательно необходимы активные занятия, однако наряду с этим следует приучать малыша и к спокойному проведению времени.

Вместо просмотра мультфильмов и других видео на планшете (что очень популярно среди деток любого возраста) попробуйте предложить крохе заняться таким интересным и увлекательным занятием, как лепка из пластилина. Процесс создания фигурок из бесформенного кусочка мягкого материала обязательно заинтересует малыша, и вскоре он порадует вас своими первыми произведениями искусства.

Лепка из пластилина очень полезна для малыша:

  • это помогает развивать мелкую моторику, значит, у ребенка стабилизируется координация движений;
  • хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;
  • регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности;
  • благодаря занятиям лепкой у ребенка укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;
  • процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Как видно, такое нехитрое занятие, как лепка, при своей простоте и финансовой доступности оказывает немалое действие на формирование основных навыков у малыша, к тому же помогает нормализовать его психическое состояние и развивает всестороннее мышление.


Чтобы создавать более сложные композиции, ребенок должен сначала освоить основные навыки: научиться скатывать шарики, колбаски, изготавливать плоские элементы

Основные упражнения лепки из пластилина

Обучать деток лепке из пластилина проще всего на основе готовых видео – уроков, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента.

Если под рукой нет обучающего видео, для начала вы с крохой можете потренироваться создавать самые элементарные геометрические фигурки:

  • шарики – отрывая руками кусочки материала, скатывайте из них шарики между ладошками. В процессе создания формочек можно показать ребенку, как создать другой оттенок – возьмите два разных по цвету куска пластилина и разотрите их друг с другом;
  • колбаски – пластилиновые шарики раскатываются на столе руками по типу обычного теста до образования продолговатых трубочек;
  • плоские элементы – для этого пригодится пластиковый нож и округлая палочка. Придавливая палочкой готовый шарик на поверхности, формируйте нужную вам плоскость, после чего обрежьте лишние части ножом.

Из таких элементов можно создавать сложные и необычные конструкции, комбинируя простые детали между собой, совершенствуя и дополняя их.

Видео уроки лепки из пластилина

Похожие материалы



Дети любят все, что связано с творчеством. Но то, что родители могут посчитать простой игрой, может дать мощный толчок в развитии ребенка. Обычный пластилин или масса для лепки помогут ребенку развить речь и мышление, объяснят простые законы физики и математики, и откроют творческие способности. В процессе лепки ребенок может снимать стресс и бороться с агрессией, а также изучать буквы и цифры. И самое главное, что эти материалы доступны, и не требуют больших финансовых затрат.

Когда и как начинать

Лепить из пластилина можно начинать уже с 2х лет. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не в состоянии слепить ничего сам от начала до конца, даже размять пластилин многим двухлеткам будет не под силу. Но нужно поддержать интерес ребенка к необычному материалу. Лепите основные формы сами, и покажите, как их можно совместить. Несколько шариков могут превратиться в гусеницу или снеговика, прямоугольник будет основой для фигурки человека, тонкий жгут можно свернуть в спираль, и он превратиться в улитку.

Такие трансформации поражают воображение ребенка. Безграничные возможности пластичного материала, который может трансформироваться во что угодно, придают игре особую ценность. В будущем ребенок будет более свободен в суждениях и не будет зависим от шаблонов.

Важно, чтобы ребенок видел последовательность ваших действий. Проговаривайте все, что делаете, медленно и четко.

Мягкий пластилин или детскую массу для лепки ребенок может мять в руках без цели - это тоже принесет ему пользу. Таким образом получается одновременно и гимнастика, и массаж кисти, что стимулирует развитие речи.

Массаж ладошек и развитие речи

Каким образом массаж кистей рук связан с развитием речи у ребенка? Наверное, нет мамы, которая бы не знала о связи кисти с речью. Но все же часто мы упускаем из внимания пользу лепки для детей. Разминание пластилина, любой массы для лепки, даже теста в ладонях будет стимулировать нервные окончания и оказывать благотворный эффект массажа. Игры с пластилином сделают ребенка более ловким, помогут развить мелкую моторику.

Зона моторики кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой моторной зоной. Массаж ладошек - это лучший способ начать тренировать речь, когда ребенок еще не готов говорить.

Видео Масса для лепки своими руками

Лепка в против стресса, страхов и агрессии у ребенка

Дети не могут выразить свои страхи или агрессию словами, потому вынуждены справляться с этим не самыми лучшими способами. Лепка - это способ трансформировать свои детские проблемы и превратить их в полезную энергию.

Если ребенок плохо себя ведет, дерется, ломает игрушки - у него в постоянном доступе обязательно должен быть пластилин или любая другая масса для лепки. Но лучше, если она не будет слишком мягкой: ребенок должен прилагать усилие для того, чтобы придать массе нужную форму. Ежедневная работа с пластилином поможет ребенку снимать напряжение у учиться справляться с эмоциями. Массаж ладоней успокаивает, постоянная трансформация кусочка пластилина под нажимом рук завораживает и отвлекает, а физическая работа способствует легальной утилизации адреналина.

Для детей, которые страдают страхами, лепка становится простым способом борьбы с тем, что пугает. Дети лепят и рисуют то, что заставляет их испытывать сильные эмоции, а игра с пластилиновым монстром помогает сделать его совсем не страшным.

Пластилин, глина и масса для лепки всегда из простого куска могут превратиться в игрушку и целый сюжет. Фантазируйте вместе с детьми, и учитесь у них радоваться простым вещам.

Наталья Трохимец

Ольга Ильющенко
Влияние лепки из пластилина на умственное развитие ребёнка

Я весь мир слепить готов

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин –

У меня есть пластилин .

По моим наблюдениям за развитием детей младшего дошкольного возраста я пришла к выводу : что умственному развитию ребёнка способствует развитие творческого воображения. А развитию творческого воображения способствуют специальные условия : создание положительного эмоционального фона, обязательное взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.

Во время подготовки к лепке , а также во время её выполнения, ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение) . Вместе с тем обогащается и развивается его словарь , связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления , внимания, воображения. На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, постепенно эта самостоятельность перерастает в творчество. Творческое воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность; оно развивается по тем же онтогенетическим законам, по которым идет развитие всех психических процессов. Этот психический процесс связан с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методов обучения и воспитания, возраста и индивидуальных особенностей. Необходимо, чтобы ребёнок учился лепить обеими руками. Это не только ускоряет работу, но и помогает развивать левую руку .

В отличие от левого, правое полушарие изучает проблему (предмет, событие) целиком и с разных сторон, причем часто даже не используя анализ. Здесь главная роль отводится интуиции. У левшей лучше развито воображение , творческие способности, они лучше ориентируются в пространстве. Кроме того извилины правой стороны головного мозга отвечают за чувство юмора, умение мечтать и фантазировать. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём , сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. А еще это хороший способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

В современной методике обучения лепке детей младшего дошкольного возраста определены предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Дети скатывают из пластилина мяч , яблоко, чтобы научиться лепить округлые формы. Чтобы сделать выполнение задания более осмысленным и интересным я использую сказки. Это вызывает у детей чувство радости, удовольствия и помогает ребёнку войти в образ .

Прежде чем приступить к работе с пластилином , я знакомлю детей с содержанием сказки. Затем ставится специальная игровая задача. Это та часть, в которой персонаж обращается к малышам за содействием. При их удовлетворительном ответе можно переходить к постановке собственно учебных задач. Пластилиновые игрушки - это разновидность сюжетно-ролевых игр, сохраняющая типичные признаки игры : содержание, творческий замысел, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником этих компонентов служит сказка.

Лепка игрушек позволяет лучше запомнить и осознать пройденный материал. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения , творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка . Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос

Есть ли проблема в том, что ребёнок всем играм предпочитает лепку из пластилина? Лепит все время "запойно" можно сказать. Если оторвать от этого занятия - проявляет недовольство, обижается. Может быть что то компенсируется бессознательно таким образом? Может как то помочь ребёночка?

Ответы и советы психологов

Психолог-психоаналитик

Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-10лет.

Онлайн консультации

По е-майл

Личные встречи

Здравствуйте,Ольга.Во первых,подозрительным является частое и долгое изолированное поведение ребенка от родителей.Уже это может указывать на недоверие ребенка к родителям.Он не хочет показываться Вам на глаза и контактировать с Вами.Вероятно,он боится Вашего доминирования и недовольства им.Поэтому,он выбрал безопасный способ проведения досуга.Второе-С пластилином можно делать все,что захочется.Это значит,другого способа удовлетворения своих запросов у ребенка нет.И только с пластилином он может чувствовать себя свободно и в безопасности.Это так же может указывать на ограничение интересов ребенка и ограничение его свободы,которое мешает его развитию.Это его способ защититься и развиваться.



Ольга, самое главное, что способствует здоровому развитию ребенка это любящая (в том числе, заботливая) и при этом спокойная мама. Вы внимательны к своему ребенку и это, безусловно, важно. Теперь вопрос по поводу вашей тревоги - если предпочтение лепки это единственное что вас настораживает (то есть, ребенок развивает по возрасту), то, может быть у вас растет будущий скульптор?...я имею ввиду, что наличие предпочтения может быть выражением какой-то способности, которую важно увидеть и развивать. Если же есть что-то еще, что вас настораживает (поведение, общение с другими детьми, эмоциональное состояние и т.п.), то есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу и разобраться с причинами.

В том случае, если иных, кроме лепки, причин беспокойства нет, но ваша тревога (беспокойство, озадаченность) так и не проходит, то лучше (полезнее и для вас и для ребенка) обратиться к специалисту для выяснения причин именно вашего состояния, т.к. иногда так бывает, что тревога возникает по поводу каких-то жизненных обстоятельств, которые не осознаются, но выражается через приемлемую для психику сферу жизни.



Психолог. Психотерапевт

Практикующий психолог с 25 летним стажем. Психологические травмы, страхи, неврозы. Лечение онкологических и аутоиммунных заболеваний методом Имагинативной психотерапии тела. Мужчина и женщина. Детско-родительские отношения. Психотерапия очная 2200 руб/1,5 часа

Онлайн консультации

Чат на сайте

По е-майл

Личные встречи

Ольга, здравствуйте! Думаю ваши переживания напрасны. Кто-то "запойно" собирает Лего, кто-то играет в Барби...

Это очень хорошо, что у ребенка есть любимое занятие. А с помощью любимого занятия, можно развивать и моторику, и воображение, и речь, мышление, причем все его характеристики... Главное правильно организовать увлечение

Сколько вашему ребенку лет?

С точки зрения современного психоанализа, это возможные проявления восполнения потребностей возраста от 1 до 3 лет. Но если в психологическом статусе ребенка все хорошо, то беспокоится не о чем. Радуйтесь, что у ребенка есть увлечение, да еще такое полезное

P.S. У каждого человека есть какие-либо предпочтения и фиксации на определенном поведении, которое отражается в деятельности. Если они полезные, то замечательно - их не надо убирать, а то получите взамен непонятно что...

Достаточно часто родители сталкиваются с категоричным детским «не хочу!» в самых разных случаях. И никакие доводы не помогают изменить ситуацию. В чем может быть причина такого поведения ребенка и как переубедить маленького «нехочуху»?

В старой песенке поется: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать…» Родители зачастую уверены, что рисование, лепка, занятие творчеством – это то, чем должен заниматься с удовольствием, независимо от возраста, каждый ребенок. И если он рисовать отказывается, возникают переживания: а все ли в порядке с моим малышом?

Для начала будет нелишним вспомнить этапы развития детского рисунка . Бывает так, что мамы и папы считают своего малыша не рисующим, а он просто-напросто еще не способен в силу возраста справиться с предъявляемыми требованиями. Каляки-маляки на листе бумаги – это рисунок! И беспорядочные пересекающиеся линии – тоже рисунок! Именно так и рисуют в раннем возрасте маленькие художники.

Специалисты в области детской психологии уверены: изобразительная деятельность имеет определенный биологический смысл. Рисование, лепка и другое творчество помогают совершенствованию физических и психических функций организма. Здесь задействованы и зрение, и моторика, и координация движений, малыш развивает речь, фантазию, воображение. А еще во время рисования активно и скоординированно развиваются оба полушария головного мозга.

В возрасте до 2–2,5 лет дети, как правило, не умеют рисовать образы. Рисование для них – это не творчество как таковое, а скорее просто подражание взрослым, попытка оставить след на бумаге. И этот след приводит их в восторг: ведь это я, я стал виновником того, что на чистой бумаге появились все эти штрихи и линии! Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Попробуйте придумывать вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашивайте, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…»

Между 2 и 3 годами начинается стадия схематического изображения. Причем, одни дети рисуют что-то узнаваемое уже в 2 года, другие – только к 3–3,5 годам. И все это совершенно нормально. Сначала рисунки малыша очень и очень условны: те самые «палка, палка, огуречик». Но постепенно они превращаются в более узнаваемые образы. Кроха уже не просто черкает по бумаге, а пытается изобразить что-то конкретное. И не важно, что не всегда похоже… Здесь для малыша очень значимо участие взрослого, который поддержит интерес к рисованию, что-то поможет, подскажет… Как же делать это правильно, как не допустить ошибки и не погасить зарождающуюся искорку творчества? А что делать, если малыш категорически отказывается рисовать? Давайте разбираться.

Развитие ребенка по периодам

1Ребенок на данный момент увлечен другими играми и занятиями. Развитие ребенка в тех или иных областях никогда не идет по прямой. Развитие – это кривая линия со своими спадами и подъемами.

В каждый конкретный период каждый конкретный ребенок будет особо интересоваться чем-то своим, очень важным для него именно здесь и сейчас. И если соседская девочка Оля в свои 2 года уже изрисовала 5 альбомов «огуречками» и «человечками», вовсе не обязательно, что и ваш 2-летний карапуз станет увлеченно черкать карандашом по бумаге. Наверное, вы и сами не раз замечали интересную детскую особенность переключаться с одного увлечения на другое. Например, сегодня ребенок увлекся пазлами и готов собирать их часами напролет. А завтра фрагменты картинок сиротливо лежат в коробках, а малыш тем временем вдохновенно строит башни из кубиков или лепит колобки и колбаски из пластилина. А через время все это забыто, но зато вновь вспыхнул интерес к пазлам… Похоже, малыш лучше нас знает, какие занятия ему в данный момент важнее для эффективного развития. Вот и перескакивает с одного вида деятельности на другой.

Если ваш ребенок до недавнего времени увлеченно рисовал, а потом, без видимых причин, стал от рисования отказываться, не стоит бить тревогу. Такое время от времени происходит едва ли не со всеми ребятишками. И это вполне нормально. Если при этом ребенок играет , строит, листает книжки, учит цифры, остается по-прежнему живым и любознательным человечком, переживать совершенно не о чем. Пройдет время, и малыш снова почувствует потребность в рисовании. И тогда он сам возьмет в руки карандаши.

В моменты такого затишья очень важно не настаивать на рисовании слишком сильно, не давить, не заставлять и даже не уговаривать. Пусть малыш занимается тем, что ему сейчас интересно, что доставляет радость и удовлетворение. Но совсем уж забрасывать творчество тоже не нужно. Время от времени ненавязчиво предлагайте крохе какую-нибудь интересную творческую идею, показывайте детские книжки с яркими поделками и советами по рисованию. Хорошо бы такие, где есть фотографии увлеченно работающих малышей. А вдруг его что-то заинтересует, и он согласится порисовать или вылепить предложенную фигурку вместе с вами? Смотрите по телевизору или на дисках детские передачи о творчестве. Особенно хороши такие, где показывают рисунки и другие работы, сделанные детьми. Возможно, вдохновленный работами других маленьких творцов, малыш тоже захочет нарисовать что-то интересное и отправить свой рисунок на конкурс. Рисуйте сами что-нибудь на глазах у малыша. Даже если он не станет присоединяться, а будет просто наблюдать – это уже замечательно и тоже очень полезно!

Кризис 3-х лет . Если нежелание рисовать «накрыло» малыша в возрасте 2,5–3 лет, это может быть связано и с началом кризиса 3-летнего возраста . Ребенок отказывается рисовать совершенно не потому, что ему это не интересно или не хочется. И интересно, и хочется! Но просто именно сейчас он вынужден «держать марку», самоутверждаться, отвергая все, что предлагают ему взрослые. Даже себе в ущерб. Если все симптомы кризиса налицо, перестаньте вообще при ребенке касаться темы рисования. И если инициатива будет исходить не от взрослого, а от самого строптивого малыша, желание рисовать снова вернется.

Сделайте так, чтобы любые материалы для творчества всегда находились в свободном доступе. Пусть инициатива исходит не от мамы («Сейчас будем рисовать!»), а от малыша. А то, может, ребенок и порисовал бы, да мама все занята на кухне, и ей некогда приготовить рабочее место для маленького художника…

Неподходящий момент. Если же ваш кроха вообще не проявлял и не проявляет интереса к рисованию и лепке, это тоже еще абсолютно ни о чем не говорит. Вряд ли можно отыскать на свете хотя бы одного ребенка, который не рисует хотя бы изредка. Рано или поздно малыш сам возьмет в руки карандаш или фломастер, а может, цветной мел или палочку от эскимо и нарисует свой первый рисунок. На бумаге, на обоях, на асфальте, на песке, на запотевшем оконном стекле… Просто пока этот «рисовательный» возраст еще не наступил.

Ребенку не интересно . Бывает так, что малыш, в целом, от рисования и лепки не отказывается, но делает это очень редко и неохотно. Если при этом бывают моменты, когда ребенок может неожиданно увлечься каким-то видом творчества (например, с азартом рисовать бетономешалку, которая произвела на него неизгладимое впечатление во время прогулки), скорее всего, творческие занятия, которые вы обычно предлагаете маленькому творцу, ему попросту неинтересны. Ну вот не хочет малыш рисовать по вашей команде дом с трубой – и точка! Зато если вы предложите ему нарисовать себя, летящего на ракете в космос или поезд, на котором вы скоро отправитесь в путешествие, да еще и сделать это пальчиковыми красками на большом куске старых обоев, может, он и не станет возражать… Тут уж маме придется постараться, чтобы заинтересовать своего маленького шустрика. Включите свою творческую фантазию, ведь рисование – это огромное поле для экспериментов. И экспериментировать можно безгранично.


Как заинтересовать ребенка

Ко всем описанным выше причинам отказа ребенка от рисования можно привести несколько общих рекомендаций, которые помогут родителям увлечь кроху этим творческим процессом.

Во-первых, экспериментируйте с разными материалами, которыми можно рисовать детям . Карандаши, фломастеры, маркеры, мелки, гелевые ручки, цветной клей в тюбиках, акварель, гуашь, акриловые, пальчиковые, витражные краски… Кстати, о витражных красках. Малыш не хочет рисовать просто так? А украсить яркими рисунками оконные стекла, любимый стеклянный стаканчик, бокалы, зеркало? Неужели от такого кто-то откажется? А пальчиковые краски! А возможность порисовать и вовсе чем-то нестандартным? Например, кусочками овощей и фруктов. Отварная свекла и морковь, спелые ягоды и фрукты оставляют на бумаге невероятные, яркие следы…

Во-вторых, рисуйте не только в альбоме. Может, в альбоме ребенок рисовать и не захочет, зато его заинтересует обычная тетрадка в клеточку. Или маленький блокнотик. Или поля газеты, когда вы вместе сидите в очереди у кабинета врача. Сходите с ребенком на экскурсию в художественный музей, а затем предложите ребенку порисовать на мольберте или прикрепите большой лист бумаги для рисования к стене – пусть почувствует себя художником, рисующим картины. Рисуйте на кусках обоев, на ткани, мелками на асфальте, палочками на влажном песке… Расписывайте вырезанные из картона рукавички и кувшинчики, украшайте рисунками одноразовые бумажные тарелки и стеклянные бутылки… Купите несколько нераскрашенных деревянных ложек, кухонных дощечек, пасхальных яиц – и разрисуйте их точечками, полосочками, цветочками… А потом покройте лаком и подарите бабушке!

В-третьих, предлагайте сюжеты для рисования , которые будут интересны именно вашему ребенку. Рисовать солнышко, домики, дождики, травку и другие стандартные сюжеты интересно не всем. Может, ваш кроха любит Смешариков или Машу и Медведя? Вот и нарисуйте любимых героев. А с ребятишками постарше – и целую сценку из мультфильма. Или, скажем, нравятся малышу лошади. Рисуйте лошадей: лошадиную семейку, сено, луг, конюшню, скачки, самые разные седла и уздечки… Для каждого ребенка найдется тема, которая не оставит его равнодушным. Нужно всего лишь подумать, поискать…

В-четвертых, не просто рисуйте, а придумывайте «рисовательные» игры для детей . Особенно это актуально для самых юных художников. В книгах по обучению рисованию малышей можно найти множество самых разных игр и даже со стишками. Но вы и без книг сможете организовывать такие игры. Не говорите ребенку: «Сейчас будем рисовать!» Просто берите бумагу, краски и рисуйте сами. Малыш обязательно придет поглядеть, чем же таким занята мама. А мама рассказывает стишок и изображает все, о чем идет в нем речь:

Дождик, дождик, посильней –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.

Рисуем тучки, дождик, травку, цветочки. А потом ненавязчиво протягиваем кисточку малышу: «Сделай дождик посильней, чтобы цветочки лучше росли! А то видишь – они завяли…» Еще поиграйте в дорисовки: мама начинает рисунок, а малыш заканчивает или наоборот. Рисуйте что-то по очереди. Рисуйте загадки : сначала мама что-то рисует, а малыш угадывает, что это, затем мама пытается разгадать «каляки» малыша… Используйте книжки-раскраски и наклейки. В раскрасках можно что-то дорисовывать к готовой картинке, наклейками интересно дополнять собственные рисунки. Мама рисует поезд, малыш вклеивает в окошки пассажиров, а в последнем окошке пусть кого-нибудь дорисует (может, себя?). Или мама нарисовала море и пляж, малыш доклеил кораблик, а чаек дорисовали вместе и т.п.

То же самое касается и лепки. Просто катать колобки и колбаски крохе скучно. А вот смастерить что-то прикладное, чем потом можно будет поиграть – это гораздо интереснее. Слепите с крохой булочки и бублички для кукол, бананы для обезьяны, косточки для собачек. Вместе смастерите пластилиновую мебель и машинки, а потом поиграйте всем этим, используя мелкие игрушки. Устройте пластилиновый зоопарк и сводите туда на экскурсию зверушек из киндер-сюрпризов. Слепите персонажей любимой сказки и разыграйте представление прямо на столе… Одним словом, играйте! Да, малыш может не очень любить рисование или лепку, но от игры он никогда не откажется!

А еще малыш может отказываться от лепки по очень банальной причине: пластилин слишком твердый для его пока еще слабых и неумелых пальчиков. Крохе тяжело разминать пластилин, он устает и быстро теряет к лепке интерес. Поэтому для самых маленьких творцов подбирайте мягкие и эластичные материалы: качественный пластилин, массу для моделирования, соленое тесто.


Уверенный в себе ребенок

Еще одной возможной причиной нежелания малыша заниматься творчеством может быть неуверенность в себе . На первый взгляд связь неочевидна. Но она есть! Для робкого, зажатого ребенка необходимо одобрение взрослого, его похвала. Поэтому для него очень важен конечный результат. Чтобы все получилось как надо! А в рисунке ли, лепке ли никогда заранее не знаешь, что у тебя в конце концов получится и получится ли вообще. Если ребенок не уверен в себе, ему будет гораздо проще и спокойнее вообще отказаться от творчества, чем потерпеть возможное фиаско. Такой малыш или вообще категорически отказывается заниматься творчеством или все же берется за карандаши или пластилин, но быстро бросает: «Я не умею! У меня не получается! Не хочу! Не буду!»

Что же может стать причиной неуверенности в себе ? Прежде всего, завышенные требования взрослых. Проанализируйте свое поведение. Возможно, вы слишком критично относитесь к детским работам, часто делаете замечания, указываете на ошибки, редко хвалите? Иногда достаточно всего лишь однажды обидеть маленького художника критикой, и он станет наотрез отказываться снова брать в руки кисточку или карандаш.

В раннем детстве совсем не важно, насколько узнаваемым получится тот или иной рисунок. Да и не сумеет пока малыш нарисовать машину или собаку как заправский художник. Главное – это само желание творить, попытки, пусть и неумелые, воплотить в рисунке свои собственные представления о мире. И если кроха рисует на бумаге что-то непонятное, чудное и говорит, что это – лягушка, обязательно похвалите маленького художника и даже постарайтесь вместе с малышом разобраться, где же здесь голова, а где ноги. Пусть ребенок вам это расскажет. Конечно, на рисунке ничего не понятно. Конечно, вы точно знаете, что лягушка не может быть синей. Но это в данный момент совершенно не важно!

Пусть критика детских творческих работ будет для вас под запретом! Потом, гораздо позже, когда ребенок перейдет от первых каляк-маляк к более осознанному рисованию, можно будет мягко направлять его, помогать, подсказывать… Но сейчас хвалите, хвалите и еще раз хвалите! Не бойтесь перехвалить, это невозможно! Но только так вы сумеете вырастить в душе маленького человечка уверенность в собственных силах, понимание того, что он что-то может, что у него получается, сделаете его смелее и раскрепощеннее! Только так сможете сохранить врожденное стремление ребенка к творчеству…

Обязательно устраивайте выставки детских работ! Может, на стене и полочках в детской или в прихожей, или на холодильнике. Непременно хвалите выставленные работы, пусть их хвалят все домашние. Говорите что-нибудь вроде: «Вот, какого замечательного слона нарисовала Катюша! Очень хорошо слон получился! А ты нарисуешь для меня еще картинку?» Пусть малыш показывает свои работы пришедшим в гости бабушке с дедушкой, друзьям, другим близким людям. Так он будет гордиться своими рисунками и поделками и сумеет убедиться: он может, у него получается!

Никогда не выбрасывайте детские работы так, чтобы ребенок это замечал! Во-первых, для малыша это будет очень обидно. Во-вторых, рисунки и поделки будут обесцениваться в его собственных глазах. Значит, не так-то они и хороши, раз мама отправила их в мусорное ведро. Относитесь к чувствам малыша бережно.

Рисовать любят не все дети

Так действительно бывает! Если никакие ухищрения не помогают, если все ваши добрые намерения малышом отвергаются, и желание порисовать возникает у ребенка крайне редко, допустите возможность, что рисование или лепка – не конек вашего малыша. Скорее всего, у него есть масса других замечательных способностей. Может, он бегает быстрее сверстников, или без особых усилий выучил все буквы и уже научился читать, или придумывает и воплощает в жизнь невероятные постройки из конструктора… Творчество может проявляться в самых разных сферах жизни, и это не только рисование. Конструирование, решение головоломок, отгадывание нестандартных загадок, выдумывание историй, сочинение стихов – все это тоже творчество! Возможно, ваш маленький гений подрастет и станет известным спортсменом. Или великим математиком. А хорошо рисовать умеют очень немногие взрослые…

А еще бывают такие малыши, которые категорически отказываются рисовать, скажем, пальчиковыми красками, мыльной пеной и всякими там свеклами и морковками, зато с удовольствием рисуют карандашами. Как правило, такой малыш с раннего детства отличается особой чувствительностью, может даже, некоторой брезгливостью. Что ж, это его особенность, с которой нужно считаться. Не настаивайте на рисовании пальцами, есть ведь кисточки, поролоновые губки, перышки, ватные палочки… Не хочет лепить из пластилина или теста? Предложите ребенку массу для моделирования . Она совсем иначе выглядит, по-другому пахнет и дарит ладошкам и пальчикам совсем иные ощущения. Может, крохе понравится лепить именно из нее. Одним словом, будьте внимательны к своему малышу, старайтесь разгадать его истинные чувства и потребности, наполняйте повседневную жизнь играми и веселыми выдумками. И тогда ваш маленький человечек непременно вырастет человеком свободным, творческим и, главное, счастливым…

Возможно, вам будут интересны статьи



Рассказать друзьям