Как на Руси мужья могли наказать своих жен за измену.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Женщина сотворена для мужчины, а не мужчина для женщины» - такой постулат насаждала Русская Православная Церковь. Это рождало недоверие обоих полов друг к другу, поэтому браки заключали не по любви, а по воле родителей. В таких семьях супруги относились к друг другу с неприязнью, не ценили друг друга – поэтому измена часто сопровождала такие отношения, несмотря на порицание обществом.

Древняя Русь

Самый ранний документ, в котором упоминается о супружеской неверности – Устав князя Ярослава Мудрого. В нем говорится, что мужчина считался прелюбодеем, если у него была не только любовница, но и дети от нее. За измену жене мужчина должен был платить штраф церкви, а размер штрафа определял князь. В летописи существует запись о том, что Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) «не скупо жен посещал, и она (княгиня), ведая то, нимало не оскорблялась... Ныне же, - продолжил он (согласно летописи), - княгиня как человек молодой, хочет веселиться, и может при том учинить что и непристойное, мне устеречь уже неудобно, но довольно того, когда о том никто не ведает, и не говорит».

Изменой женщины считалась любая связь женщины с посторонним мужчиной. Ее мужу необходимо было наказать легкомыслие жены. Если он прощал изменницу и продолжал с ней жить, то ему полагалось наказание. Чтобы избежать наказания, мужчине необходимо было развестись с неверной супругой, и не оттягивать этот момент: «Еще ли жена от мужа со иным, муж виноват, пуская ее...»

XVII и XVIII век

В XVII и XVIII веке супружеская измена была поводом к разводу. В допетровские времена муж мог отделаться годом епитимьи и штрафом, женщина всегда несла более тяжкое наказание, чем мужчина. Если женщину уличали в измене, то после развода она должна была вступить в прядильный двор, и ей запрещалось повторно выходить замуж. Чтобы доказать измену жены, муж должен был привести свидетелей. Это отразилось в поговорке Владимира Даля: «не пойман – не вор, не поднята – не бл---ь».

Дворяне относились к изменам терпимо. Крестьяне гораздо суровее относились к измене и порицали ее. Тем не менее, наказания не становились препятствием для супружеской измены. Это отражается в поговорках: «Как полюбит девка свата - никому не виновата», «Не мать велела - сама захотела» и особенно: «Чуж муж мил - да не век жить с ним, а свой постыл - волочиться с ним».

Было много случаев, когда муж «развода не искал» с изменницей. Часто супруг был согласен на наказание жены – плетьми, кнутом или исправительными работами. Жене, которую поймали на измене, запрещалось носить фамилию мужа. Епитимья для жен был многолетней (до 15 лет), либо ее отправляли в монастырь.

Обращение мужей с требованием развести его с «неверной» всегда удовлетворялись. Это привело к тому, что если мужчине «жена стала не нужна», то это был удобный предлог, чтобы развестись и завести новую семью. Впрочем, было немало случаев, когда разводили по просьбе жены.

Если на измене «ловили» мужа, то его наказание заключалось в устыдительной беседе с «духовным отцом».

XIX - начало XX века

В XIX веке, как и в предыдущие века, к измене жены относились строже, чем к измене мужа. Мужчине полагалось моральное наказание. Был нюанс: в обществе разведенному мужчине негласно ставили ограничения на продвижение по службе, могли не дать желаемую должность. Эта ситуация описывается у Льва Толстого в «Анне Карениной». В простонародье применялись «позорящие наказания». К измене женщины относились строго «Такие бабы вдвойне грешат - и чистоту нарушают, и закон развращают... растащихи, несоблюдихи».

Мужчины использовали «измену» жены как повод с ней развестись, поэтому прошений такого рода в архивах сотни. Волостные суды в этом случае назначали женщине-«изменнице» формальное наказание – арест, общественные работы.

Муж мог и самостоятельно наказать жену – выгнать ее из дома, забрав у нее приданое.

Жены не могли развестись с мужем. Мужчины не давали согласия на развод, «а без согласия мужа ей паспорта не дадут». Но женщина могла отомстить разлучнице за перенесенное унижение – в Ярославской губернии, например, жены могли побить окна, вымазать дом сажей и ворота дегтем.

В Ярославской губернии и в Поволжье муж мог избить жену-изменницу, причем в Поволжье считалось правильным избивать ее «на людях». На Русском Севере, в Тверской и Костромской губернии предпочитали «не выносить сор из избы» и там судьями неверных жен и мужей выступали старики. Распространённой формой женского наказания было ее «впрягание» в телегу. Муж заставлял ее везти его, а сам бил ее плетью.

В XX веке наказания за измену трансформировались. Разводы стали затруднительными, советское правительство придерживалось политики «укрепления семьи». Частная жизнь человека перестала быть частной, личные отношения и интимные связи стали частью партийных и комсомольских собраний. На протяжении существования СССР сохранялась традиция обсуждения семейных кризисов на собраниях, государственная политика «прочной советской семьи» активно насаживалась в умы граждан.

Иногда для того чтобы женщина извлекла из своего поведения урок и больше не повторяла своих ошибок, разговора по душам оказывается недостаточно. В таких ситуациях мужья, как правило, придумывают различные методы наказания для жен, которые необязательно следует осуждать и считать варварством: зачастую они даже помогают семейной паре наладить отношения. Это обусловлено тем, что женщина учится на собственных ошибках и старается их не повторять. Поэтому в данной статье мы разберем основные способы того, как наказывают жен в наше время.

Насильственные методы

В современном обществе подобное выражение кажется, по крайней мере, пережитком прошлого, если не издевательством над женским достоинством. Вместе с этим, в некоторых странах и по сей день практикуется данный способ наказания жены. Часто мы слышим о том, что в мусульманском мире принято бить женщину за непослушание, однако это является не общепринятой нормой, а скорее исключением из правил. Ведь шариат предписывает мужьям не обижать своих жен, а оберегать и любить.

Когда же женщина ведет себя неподобающе, то необходимо сначала попытаться решить вопрос с помощью разговора с ней. Если такой подход не поможет, шариат советует мужу отказаться от своих супружеских обязанностей в постели. И лишь крайней мерой является удар - только после того, как первые два наказания не возымели должного воздействия. Кроме того, в данном случае применение силы не должно восприниматься буквально, то есть муж не должен причинять жене боль, ударив ее. Наказание состоит именно в том, чтобы задеть чувства женщины, повлиять на ее душевное состояние, а не подвергать опасности физическое.

Практически такие же предписания содержит и знаменитый Домострой, в котором наказанием для жены может изначально выступать недовольство мужа, высказанное обязательно наедине. Когда же супруга не усваивает урока, муж имеет право ударить ее, но очень легко и лишь с целью ранить ее самолюбие. Конечно, в цивилизованном мире подобные методы могут быть наказаны по статьям уголовного кодекса, так что мужчины все чаще прибегают к совершенно иным способам наказания своих жен.

Ненасильственные методы

Если вы стремитесь узнать, как наказывают жен, постарайтесь сначала объективно оценить проступок своей супруги, чтобы придумать соответствующее наказание. К примеру, множество мужчин часто поступают по второму правилу шариата: попросту перестают заниматься любовью с женой. Возможно, ваша ненаглядная нередко и избегает сексуальной близости с вами, ссылаясь на головную боль, но это при условии, что вы “за”.

Если же она заметит холодное отношение с вашей стороны, то в первую очередь станет подозревать, что у вас появился кто-то на стороне. Муки сомнений и подозрений могут стать прекрасным наказанием, и женщина наверняка задумается над своим поведением и станет искать пути к примирению. Кстати, данный метод идеально подходит для жен с частыми “головными болями”.

Эффективным вариантом можно назвать также лишение денежных средств. Это нередко означает отказ от услуг косметолога, новой укладки, модной сумочки и прочих дамских слабостей. Речь идет о тех случаях, когда все это удовольствие супруге обеспечивает муж, поскольку в обратном случае такой метод не имеет никакого смысла. Но если лишить женщину ее самых любимых вещей, она способна очень быстро принять во внимание все замечания и усвоить уроки.

Еще одним наказанием выступает отказ в каком-либо долгожданном мероприятии. Это может быть веселый праздник в кругу друзей, корпоративная вечеринка или, лучше всего, поездка на отдых. Ведь такие мероприятия для женщины являются не только поводом для радости: это еще и прекрасная возможность выйти в свет в новом наряде, привлечь всеобщее внимание, затмить всех завистниц своей красотой и оригинальностью и т. п. Так вот, если вы лишите жену этого желанного повода, считайте, что она вполне наказана.

Кроме того, можно просто прекратить всяческие контакты с женой, пока она не осознает свою ошибку и не исправится. Нередко такой метод предполагает не только полное молчание, но и отсутствие совместного быта. То есть мужчина попросту избегает какого-либо общения с супругой, почти не находится дома и игнорирует ее. Женщина эмоциональна по своей природе, поэтому не выдержит такого равнодушного отношения на протяжении долгого времени.

Конечно, выбор наказания зависит от конкретной ситуации и степени виновности женщины. Однако стоит добавить, что если вы любите свою жену, лучше не прибегать к изобретению наказаний и простить ей ее проступок.

«Женщина сотворена для мужчины, а не мужчина для женщины» - такой постулат насаждала Русская Православная Церковь. Это рождало недоверие обоих полов друг к другу, поэтому браки заключали не по любви, а по воле родителей. В таких семьях супруги относились к друг другу с неприязнью, не ценили друг друга – поэтому измена часто сопровождала такие отношения, несмотря на порицание обществом.

Древняя Русь

Самый ранний документ, в котором упоминается о супружеской неверности – Устав князя Ярослава Мудрого. В нем говорится, что мужчина считался прелюбодеем, если у него была не только любовница, но и дети от нее. За измену жене мужчина должен был платить штраф церкви, а размер штрафа определял князь. В летописи существует запись о том, что Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) «не скупо жен посещал, и она (княгиня), ведая то, нимало не оскорблялась... Ныне же, - продолжил он (согласно летописи), - княгиня как человек молодой, хочет веселиться, и может при том учинить что и непристойное, мне устеречь уже неудобно, но довольно того, когда о том никто не ведает, и не говорит».

Изменой женщины считалась любая связь женщины с посторонним мужчиной. Ее мужу необходимо было наказать легкомыслие жены. Если он прощал изменницу и продолжал с ней жить, то ему полагалось наказание. Чтобы избежать наказания, мужчине необходимо было развестись с неверной супругой, и не оттягивать этот момент: «Еще ли жена от мужа со иным, муж виноват, пуская ее...»

XVII и XVIII век

В XVII и XVIII веке супружеская измена была поводом к разводу. В допетровские времена муж мог отделаться годом епитимьи и штрафом, женщина всегда несла более тяжкое наказание, чем мужчина. Если женщину уличали в измене, то после развода она должна была вступить в прядильный двор, и ей запрещалось повторно выходить замуж. Чтобы доказать измену жены, муж должен был привести свидетелей. Это отразилось в поговорке Владимира Даля: «не пойман – не вор, не поднята – не бл---ь».

Дворяне относились к изменам терпимо. Крестьяне гораздо суровее относились к измене и порицали ее. Тем не менее, наказания не становились препятствием для супружеской измены. Это отражается в поговорках: «Как полюбит девка свата - никому не виновата», «Не мать велела - сама захотела» и особенно: «Чуж муж мил - да не век жить с ним, а свой постыл - волочиться с ним».

Было много случаев, когда муж «развода не искал» с изменницей. Часто супруг был согласен на наказание жены – плетьми, кнутом или исправительными работами. Жене, которую поймали на измене, запрещалось носить фамилию мужа. Епитимья для жен был многолетней (до 15 лет), либо ее отправляли в монастырь.

Обращение мужей с требованием развести его с «неверной» всегда удовлетворялись. Это привело к тому, что если мужчине «жена стала не нужна», то это был удобный предлог, чтобы развестись и завести новую семью. Впрочем, было немало случаев, когда разводили по просьбе жены.

Если на измене «ловили» мужа, то его наказание заключалось в устыдительной беседе с «духовным отцом».

XIX - начало XX века

В XIX веке, как и в предыдущие века, к измене жены относились строже, чем к измене мужа. Мужчине полагалось моральное наказание. Был нюанс: в обществе разведенному мужчине негласно ставили ограничения на продвижение по службе, могли не дать желаемую должность. Эта ситуация описывается у Льва Толстого в «Анне Карениной». В простонародье применялись «позорящие наказания». К измене женщины относились строго «Такие бабы вдвойне грешат - и чистоту нарушают, и закон развращают... растащихи, несоблюдихи».

Мужчины использовали «измену» жены как повод с ней развестись, поэтому прошений такого рода в архивах сотни. Волостные суды в этом случае назначали женщине-«изменнице» формальное наказание – арест, общественные работы.

Муж мог и самостоятельно наказать жену – выгнать ее из дома, забрав у нее приданое.

Жены не могли развестись с мужем. Мужчины не давали согласия на развод, «а без согласия мужа ей паспорта не дадут». Но женщина могла отомстить разлучнице за перенесенное унижение – в Ярославской губернии, например, жены могли побить окна, вымазать дом сажей и ворота дегтем.

В Ярославской губернии и в Поволжье муж мог избить жену-изменницу, причем в Поволжье считалось правильным избивать ее «на людях». На Русском Севере, в Тверской и Костромской губернии предпочитали «не выносить сор из избы» и там судьями неверных жен и мужей выступали старики. Распространённой формой женского наказания было ее «впрягание» в телегу. Муж заставлял ее везти его, а сам бил ее плетью.

В XX веке наказания за измену трансформировались. Разводы стали затруднительными, советское правительство придерживалось политики «укрепления семьи». Частная жизнь человека перестала быть частной, личные отношения и интимные связи стали частью партийных и комсомольских собраний. На протяжении существования СССР сохранялась традиция обсуждения семейных кризисов на собраниях, государственная политика «прочной советской семьи» активно насаживалась в умы граждан.



Рассказать друзьям