Как научить ребенка говорить взрослым. Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию - малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал - повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) - устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть ж елание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», - Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие - в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей - создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Чтение в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать. И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их. Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем - это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Нидо-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

При выявлении проблем с речью в пятилетнем возрасте, важно своевременно обратиться к специалистам и выявить причины. Но не менее важным будет и работа родителей по обучению ребенка навыкам правильной речи, занятия и речевые игры для стимулирования речевых навыков. Что же нужно знать?

В этом возрасте словарный запас быстро и активно развивается, но крайне важно, чтобы ребенок говорил правильно и чисто. Поэтому, родителям часто советуют, как научить ребенка правильно разговаривать в 5 лет. Прежде всего, в разговоре с ребенком нужно употреблять обычные слова, не нужно их коверкать, менять и разговаривать с крохой на детском языке. Важно внятно произносить слова, чтобы ребенок их мог хорошо расслышать. Часто дети ленятся говорить, и тогда нужно подумать, как заставить ребенка говорить в 5 лет. Для этого нужно сделать вид, что вы не можете понять жесты и движения ребенка, просите его подробно объяснить словами, что он хочет, подробно рассказать, о том, что ему требуется. Сразу же в разговоре поправляйте ошибки.
Полезными для стимуляции речи и развития зубочелюстного речевого аппарата будут специальные упражнения. Они несложные и их можно проводить в игровой форме. Надувайте с ребенком щечки, активно выпускайте воздух, перекатывайте воздух из-за одной щеки в другую, высовывайте язык, тянитесь им до носа подбородка, жужжите, гудите и пойте.
Еще одним секретом, как стимулировать речь малыша в 5 лет, является чтение книг и стихов, пересказ прочитанного и вопросы по сказкам. Стихи с крохой можно учить наизусть, повторяя как можно чаще. Вообще, нужно как можно больше говорит с ребенком, стимулируя его к общению и активному рассказу по картинкам и словам, описывая предметы.
Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он ошибается в речи, или произносит неправильно слова, важно поправлять его мягко и тактично. Занятия по развитию речи должны иметь непринужденную игровую форму, без напряжения со стороны ребенка. Важно также для того, чтобы активно развивалась речь, заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

Игры для развития речи детей 5 лет

Крайне полезными для ребенка будут особые игры развивающие речь ребенка в 5 лет. К ним относят многочисленные варианты диалогов, к примеру, называть к предложенным словами уменьшительные, антонимы, синонимы. К примеру «машина- машинка», «горячий - холодный», «ребенок, дитя, малыш». Можно меняться с ребенком ролями, сначала вы задаете слова, он отвечает - потом, наоборот.
Можно играть в игры «я загадаю предмет в комнате», чтоб ребенок его угадал, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Также можно играть в обобщающие слова - одним словом заменять описания («котлета из мяса говядины - говяжья»). Можно также предлагать ребенку профессии, для которых он должен подобрать слова, которые необходимы для данной профессии, также можно предлагать ситуации - что нужно взять с собой в поход, на прогулку и тд.
Не менее полезны упражнения для ребенка 5 лет для речи. К ним относят специальную артикуляционную гимнастику, произношение определенных звуков и слогов. Это длительное произношение гласных или согласных, цепочек из букв, слогов. Полезными будут упражнения для мышц языка и губ, щек, проводящиеся под музыку в игровой форме. Методики этих упражнений можно найти самостоятельно или их покажет специалист на консультации. Все занятия должны проводиться без нажима, в игровой форме и несколько раз в день. Постепенно контролируйте речь малыша, вовремя исправляйте ошибки и скоро все исправится.

Научиться правильно разговаривать и передавать мысли на словах — один из самых необходимых навыков, которые малыш должен приобрести в свои первые 2 года жизни. Научить ребенка разговаривать к первым 2-годам — одна из главных задач для родителей. В этом возрасте детей уже можно отдавать в садик и если малыш не разговаривает совсем или говорит очень плохо — ему будет сложно общаться со сверстниками в детском саду. Кроме того, родителям будет гораздо легче понимать своего ребенка, если он будет хорошо говорить. Говорящие малыши более спокойны и менее подвержены капризам, т. к. на словах могут объяснить родителям — что им нужно, а родители, в свою очередь, могут быстрее удовлетворить потребности и желания ребенка.

Когда и как учить ребенка разговаривать

Если вы желаете любимому чаду счастья и будущих успехов — помогите ему научиться облачать свои мысли и эмоции в слова и чем раньше, тем лучше. Делать это необходимо с самого рождения крохи, ведь в этот период для него мамин голос является самым желанным звуком во Вселенной. Ребенок в это время слушает и слышит.
Однако не все родители считают, что ребенка нужно учить говоривать с рождения, обосновывая это тем, что, дескать, придет время — сам научится… И это большое заблуждение. Довольно часто убедить маму в том, что развивать речь малыша нужно как можно раньше, очень сложно, но, возможно, прочитав эту статью родители пересмотрят свое отношение к вопросу — нужно ли учить ребенка говорить с раннего возраста. Ну, а для тех родителей, в которых нет сомнения в том, что развивать речь ребенка нужно и очень важно, мы дадим несколько полезных рекомендаций, которые помогут выстроить правильный диалог с малышом и превратят любое занятие в занимательную игру.

«Поговори со мною, мама» — как развивать речь ребенка

Развитие речи ребенка – это та цель, которую мама должна ставить перед собой еще будучи беременной. Специалисты уже давно доказали тот факт, что малыш, находясь в животике, способен не только слышать, но и различать большое количество звуков. Причем одни могут ему нравиться, а другие, наоборот, пугать или вызывать раздражение. Неонатологи часто советуют будущим мамочкам читать сказки и детские стишки, петь колыбельные своему еще не родившемуся крохе, а также включать классическую музыку. Все это способствует развитию слуха и речевого аппарата ребенка. А голос мамы является для него самым сладким звуком.

После рождения именно мамина речь способна вызывать самые сильные эмоции у новорожденного. Он еще не понимает, обращенных к нему слов, но отлично узнает сам голос и учится различать интонации. Для этого необходимо постоянно разговаривать с малышом, когда он бодрствует. Только таким образом пассивный словарный запас ребенка пополняется. Причем, чем более разнообразным будет общение с матерью и другими близкими людьми, тем быстрее заговорит малыш. Логопеды и педиатры считают, что ребенок начинает говорить только тогда, когда его пассивный словарный запас пополнен необходимым количеством слов. Поэтому ответственность за развитие речи малыша в полной мере лежит на его родителях.

Так же хочется отметить, что все дети индивидуальны. Мамы и папы имеют склонность сравнивать своего кроху с другими детьми. Этого делать не стоит, ведь одни малыши начинают говорить раньше, чем ходить – в девять-десять месяцев, а другие молчат до года или двух, не считая нужным начать разговор. И то и другое может быть вариантом нормы. Поэтому будьте внимательны к успехам именно своего малыша и ориентируйтесь на них, ставя перед крохой новые цели и задачи. Однако помните, что центры в отделах головного мозга, отвечающие за речевой аппарат, окончательно формируются у детей к трем годам. А значит у родителей не так уж и много времени для того, чтобы помочь своему крохе в развитии его речи и способности хорошо говорить.

Несмотря на то, что процесс развития речи индивидуален, существуют некие усредненные нормы, позволяющие родителям двигаться в правильном направлении. Мамы и папы должны знать, что в каждом возрасте кроха приобретает новые навыки. Это касается и речи. Если через несколько месяцев после рождения он может воспроизвести от силы три-четыре звука, то к 8-9-ти месяцам уже начинает складывать их в слоги, напоминающие простые слова. Чаще всего они никак не соотносятся с предметами, обозначающими их. Однако некоторые малыши довольно осознанно произносят эти звуки, что свидетельствует о высоком уровне их развития. К примеру, в 9 месяцев ребенок уже может произносить слоги -па, -ба, -дя, -да и, соответственно, могут обращаться к папе или бабе, используя эти слоги. Многие родители с нетерпением ждут, когда их малыш осознанно скажет слово «мама». Неосознанно слог -ма, кроха может произнести и в 7 и 6 месяцев, но, осознанно слово «мама», как правило, начинает говорить позже — к 10-11 годам, а некоторые даже после года. Маме не стоит расстраиваться по этому поводу, т. к. все индивидуально. Некоторые дети могут уже произносить несколько слов еще до того, как впервые скажут слово «мама».

Нормы развития речи для детей зависят от возрастных границ. В нашей статье мы расскажем о том, что и как должен говорить малыш в один год, два и три года:

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением. Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша. Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

Речевое развитие ребенка в 2 года

После того, как ребенку исполняется годик его словарный запас начинает стремительно пополнятся. Чадо становится невероятно любопытным и буквально впитывает все новые слова. Малыш отлично понимает большую часть из того, что ему говорят, а к полутора годам владеет примерно тридцатью словами.

Приблизительно в этом же возрасте малыши учатся правильно применять падежи и склонять слова. Это является важным этапом развития речи, поэтому главной задачей родителей является поддержание интереса к общению и обучению малыша правильно произносить и склонять те или иные слова. Развивать речь ребенка также можно с помощью красочных книжек. Хорошо если они имеют объемные картинки, так как много информации кроха по-прежнему получает посредством тактильных ощущений.

К двум годам, как правило, малыш может произнести от семидесяти до ста слов. И теперь родители могут развивать его речевые навыки различными играми и специальными упражнениями.

С двух до трех лет у ребенка происходит бурное формирование словарного запаса. Нормой развития речи для детей данного возраста считается владение тысячей слов и двумя сотнями фраз. На третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения и уверенно склоняют слова по падежам. Дети в этом возрасте могут петь песни и рассказывать короткие стишки.

К трем годам малыш уже может говорить связными предложениями, и родители должны постоянно побуждать его к этому. Наиболее эффективна методика задавания вопросов. Она заключается в том, чтобы выстраивать диалог с максимально возможным количеством вопросов. Причем очень важно, чтобы на них нельзя было ответить односложно. Таким образом словарный запас крохи расширяется, он учится правильно строить фразы и применять новые слова в разговорной речи.

В три года большинство звуков дети произносят нечетко, что не должно вызывать волнений у родителей. Дело в том, что речевой аппарат к трем годам сформирован еще не полностью и определенные звуки являются для произношения очень сложными. Обычно к пяти годам ситуация исправляется без вмешательства логопедов. Однако, мы хотели бы отметить, что некоторые слова малыши коверкают не потому, что не могут произнести ту или иную букву, а просто потому, что ребенок не понял — как правильно произносится данное слово. И запомнив один раз, в дальнейшем произносят слово с искажением звуков. В этом случае родители должны поправлять кроху и не лениться объяснять — как правильно произносить то или иное слово. Если же проблема более глубокая, то после 5 лет с ней должен разбираться логопед.

Как научить ребенка разговаривать в домашних условиях

Стимулировать и развивать речь ребенка можно не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях. Делать это нужно ненавязчиво и в форме игры, чтобы не отбить у малыша желание общаться.

Если к году ваше чадо еще не заговорило, то не стоит паниковать. Просто почитайте наши советы «как научить ребенка говорить в домашних условиях».

Итак, в первую очередь возьмите за правило постоянно разговаривать с малышом. Делайте это дома, в гостях и на прогулке — везде. Задавайте ему вопросы и делайте паузы, чтобы кроха тоже мог вставить в разговор пару звуков. Это будет значить, что он понимает вас и готов к общению.

Описывайте малышу все, что вы делаете, любые свои действия сопровождайте комментариями. Если вы занимаетесь мытьем посуды, к примеру, то опишите сам процесс в подробностях, назовите цвета тарелок и кружек, расскажите о том, чем вы их моете и так далее. Со временем пассивный словарный запас ребенка заметно обогатится, и он почувствует желание самому начать разговор. Обязательно читайте малышу детские книжки, причем делать это нужно несколько раз в день. Почаще включайте ему развивающие мультфильмы и передачи. Сегодня их довольно много в интернете, поэтому единственной проблемой будет проблема выбора. Также почаще произносите с малышом различные звуки, повторяйте буквы алфавита (что дети делают с огромным удовольствием в игровой форме) и подбирайте для сложных слов и звуков смешные стишки.

При обучении ребенка контролируйте правильно произношение слов с участием тех букв, которые он умеет хорошо произносить. Не позволяйте ребенку коверкать слова. Сам научится, когда время придет — совершенно не верная позиция, поэтому не ленитесь поправлять ребенка, когда он коверкает слова. Выговаривайте слова четко и правильно и также приучайте малыша к правильному произношению слов. Даже если ваше чадо и сокращает слова, то от вас малыш должен слышать только правильную речь.

Иногда проблемы с речью длятся до двух и даже трех лет. И если малыш не говорит или плохо говорит в три года, то вам необходимо вплотную заняться развитием ребенка. Но для начала надо выяснить, не является ли задержка психоречевого развития у ребенка причиной каких-либо патологий — неврологических проблем или, к примеру, аутизма.
Если с психоневрологической стороны ребенок здоров, то успех его речевого развития зависит только от вас.

Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей. И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:

  1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
  2. В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
  3. Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
  4. Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
  5. Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия. Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
  6. Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
  7. Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.

И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.

Как научить ребенка говорить правильно

Многие детишки начинают говорить очень рано, но вот понять их могут только близкие люди. Потому очень важно научить ребенка говорить правильно. Этим нужно опять же заниматься с малышом с самого рождения. Поэтому мы не устаем повторять, что мама должна постоянно беседовать с крохой. Малыши, с которыми родители постоянно разговаривают, осваивают речь гораздо раньше, чем крепко встают на ножки.

Врачи настоятельно советуют родителям по возможности отказаться от пустышки. Доказано, что малыши, увлекающиеся соской, начинают говорить позже своих сверстников. К тому же у них может сформироваться неправильный прикус, что часто влияет на правильное произношение звуков и артикуляцию.

Для того, чтобы у малыша была красивая речь, развивайте его познавательные способности. Часто родители отмахиваются от детей, когда они тыкают пальчиками на различные предметы с вопросительной интонацией. Не совершайте подобных ошибок, объясняйте ребенку значение и название всех окружающих предметов и вещей. Постоянно расширяйте его словарный запас, вводя новые слова. Объясняйте значение новых слов только простыми фразами, которые будут понятны малышу.

Не торопите ребенка и не загружайте его сразу большим объемом информации. Это может вызвать у крохи обратную реакцию, и он замкнется в себе. Лучше делать все постепенно, и тогда результат не заставит себя ждать.

Доктор Комаровский: Как помочь ребенку научиться разговаривать

Популярный и многими уважаемый доктор Е. Комаровский имеет свое видение на то, как научить ребенка говорить. Однако, его мнение во многом сходится с тем, о чем мы писали выше.
Итак, вот что советует Коморовский для того, чтобы ребенок заговорил бастрее:

  • Начинать нужно в утробе матери — это значит, что общаться с ребенком нужно, когда он еще находится в животе у мамы. Общение с еще неродившимся ребенком также стимулирует развитие речи.
  • Разговаривайте с младенцем постоянно — общайтесь с ребенком каждый день и на протяжении всего дня. Постоянное общение с малышом развивает его мозг и, соответственно, речь.
  • Связывайте слова с образами — называйте вслух окружающие вас и ребенка предметы, т. к. это тоже помогает малышу быстрее развиваться и связывать слова с образами.
  • Повторение - мать учения — в процессе обучения ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно.
  • Задавайте ребенку вопросы — они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.
  • Читайте своему малышу сказки — читайте ребенку сказки и рассказы каждый день — это познакомит его с новыми словами и разовьет его воображение. также регулярное чтение в дальнейшем привьет желание малыша к самостоятельному чтению.
  • Помогайте развиваться малышу посредством музыки — пойте своему ребенку или включайте хорошую музыку или песни. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Также музыка способствует развитию чувства ритма и слуха.
  • Не поощряйте детский лепет и коверканье слов — Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Это допустимо только первые 6 месяцев. Разговаривайте с ребенком нормальной речью, правильно выговаривая слова.

Посмотрите видео из передачи «Школа доктора Комаровского» о том, как правильно и быстро научить ребенка разговаривать.

Видео «Как помочь ребенку научиться разговаривать» (Комаровский)

Методики для развития речи ребенка от года до трех лет

Методик для развития речи у ребенка существует довольно много, и родители по желанию могут выбрать любую из них. Мы опишем только несколько самых распространенных и эффективных:

  • Развивающие игры. Они призваны развить речевой аппарат крохи посредством тренировки мышц лица. К примеру, предложите ребенку погримасничать или превратить высунутый язык в стрелки часов, которые показывают разное время.
  • Скороговорки. Дети очень любят произносить эти смешные стишки самостоятельно или соревнуясь с родителями. Начинать нужно с самых простых фраз и постепенно повышать их сложность. Благодаря скороговоркам ваш ребенок вскоре избавиться от многих проблем с речью.
  • Специализированные методики для развития речи. Родители часто думают, что разобраться в них сложно, но на самом деле они написаны простым и понятным для обычного человека языком. Наиболее интересны в этой области работы О. Ушаковой и С. Шишковой. Занятия по их методикам должны быть регулярными, ведь процесс рассчитан на длительное время. Но зато в результате у ребенка активизируется память, улучшится внимание, дикция и произношение звуков.
  • Развивающие мультфильмы также помогут родителям развивать речь малыша.
  • Игры для развития моторики пальцев очень полезны и даже необходимы для успешного и раннего овладения речью.

К занятиям по развитию мелкой моторики можно приступать приблизительно с одного года. Если в это время вам не удастся увлечь кроху подобными играми, отступитесь и подождите пока он немного подрастет. Обычно к двум годам детишки начинают активно интересоваться любыми играми вместе с родителями и попытки можно возобновить.

Варианты игр на развитие мелкой моторики:

  • Предложите малышу закрыть глазки и вложите в его ручки какой-то знакомый предмет. Пусть он тщательно ощупает его и расскажет вам о своих ощущениях. Итогом игры должно стать угадывание предмета.
  • Хорошим вариантом игр для развития моторики являются пазлы и конструкторы, а также лепка из пластилина или соленого теста.
  • Придумайте игры из бельевых прищепок. Повторяющиеся манипуляции помогают крохе освоить новые движения.
  • Научите малыша шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, нанизывать предметы различной величины на веревочку либо нитку.
  • Рисование пальчиками специальными красками также хорошо развивает мелкую моторику, а также учит ребенка понимать цвета.

Все это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка, а значит и развивать его речь.

Как видите, научить ребенка говорить совсем несложно. Если вы будете терпеливыми и последовательными, то малыш уже в раннем возрасте порадует вас первыми словами, а в дальнейшем и хорошей грамотной речью.

Как только ребенку исполнилось два года, вы заметили большой «прорыв» в его лексиконе. Оказывается, он уже знает огромное количество слов и может строить целые предложения, состоящие из четырех-пяти слов. Он даже может использовать местоимения, знает единственное и множественное числа. Понимание и осмысление сказанного также совершенствуются, и теперь он может выполнить уже три ваших последовательных команды. Уже сейчас он способен сказать свое имя.

При правильном отношении и серьезной мотивации ваш ребенок может накопить в своем словаре до 300–400 слов к своему третьему дню рождения. Ему уже намного легче выражать свои эмоции и желания. Да, порой он запинается, но только потому, что его мышление становится более комплексным, так как он узнает все более сложные вещи и поэтому иногда подыскивает слова, чтобы точнее выразить свои мысли.

Все это является частью его растущего языкового мастерства, особенностью процесса овладения искусством речи.

В четыре года ваш ребенок со словарным запасом примерно в 1500 слов может говорить почти как взрослый и готов вести беседу. Он способен ответить на многие вопросы и сам тоже задает все больше «почему?». Вы, вероятно, даже услышите слова, которые совсем не хотите от него слышать. Когда вы читаете ему сказку, он может пересказать какую-то ее часть. А в хорошем настроении малыш способен даже сам сочинить сказку. Этот период как нельзя лучше подходит, чтобы загрузить его чтением книг - некоторые дети как раз в таком возрасте сами начинают читать.

Родители действительно многое могут сделать, чтобы поддержать и ускорить развитие речи своего ребенка. Вот несколько общих советов.

Начинать нужно в утробе матери

Развитие речи начинается еще в утробе матери - в течение последнего триместра беременности плод особенно сильно реагирует на звуковые раздражители. Так как слушание - это первый шаг к тому, чтобы научиться говорить, эксперты считают, что родители могут стимулировать развитие речи, просто разговаривая с еще не родившимся ребенком и позволяя ему слушать различные звуки, особенно классическую музыку.

Разговаривайте с младенцем постоянно

Ваш ребенок не научится плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Связывайте слова с образами

Смотрите на лицо вашего ребенка, когда разговариваете с ним. Наблюдайте за его реакциями. Позвольте ему видеть ваше лицо, когда вы говорите с ним. Показывайте ему картинки тех предметов, которые называете. Так он рано научится связывать слова с образами и называть объекты и людей.

Повторение - мать учения

Дети на самом деле учатся в процессе повторения слов и действий. Когда обучаете ребенка новому слову, повторяйте его снова и снова в течение нескольких дней, пока он не научится произносить его правильно. Пускай повторяет слог или слово столько раз, сколько он хочет.

Задавайте ребенку вопросы

Задавайте ребенку вопросы, даже если он пока еще не может на них ответить. Возможно, он попробует выразить свои эмоции с помощью жестов. И после того, как ребенок заговорит, продолжайте задавать вопросы. Они не только помогут малышу научиться говорить и выражать свои мысли, но и будут стимулировать его мозг, заставляя думать.


Читайте своему малышу сказки

Читайте ему сказки каждый день. Это познакомит его с новыми словами и понятиями, а главное - разовьет его воображение. Когда он уже будет знать буквы, узнавать слова и картинки, пускай попытается читать самостоятельно. Поощряйте в нем желание прочесть что-то самому, но не заставляйте его это делать.

Музыка разовьет речевой аппарат

Пойте вашему малышу, и пускай он поет вместе с вами. Гармоничные звуки не только приятны на слух, но и развивают при их повторении речевой аппарат ребенка. Песенки и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.

Используйте при обучении подручные средства

Сделайте ваши уроки веселыми. Не обязательно покупать карточки или книжки, чтобы научить вашего ребенка говорить или распознавать цвета.
Когда вы, например, готовите, попросите его называть цвета фруктов и овощей, которые он видит на столе.

Пусть посчитает, сколько ломтиков помидора у вас есть. В продуктовом магазине попросите его сказать вам, сколько коробок с хлопьями он видит на полке. Во время путешествия озадачьте его подсчетом деревьев, мимо которых вы проезжаете. Еще можно предложить ему выбрать цвет и через время сказать вам, сколько автомобилей этого цвета он увидел на дороге.

Не поощряйте детский лепет

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил правильно, не стоит разговаривать с ним по-детски. Использование сочетания взрослой речи и детского лепета с вашей стороны уместно только в течение первых шести месяцев. Затем прекратите сюсюканье полностью!

Язык является жизненно важным. Он — основа нашей умственной деятельности и социальной жизни. На языке мы общаемся с другими и ведем внутренний диалог. Весь творческий процесс основывается на вербальном, невербальном и символьном языке.

Дети, которые начинают говорить довольно рано, развиваются по своему собственному графику. Конечно, есть педиатрические нормы развития, но без помощи родителей и воспитателей процесс обучения говорению затянется. Существует несколько советов любящим родителям о развитии речи малыша, чтобы он заговорил осознанно, правильно, постоянно расширяя свой словарный запас.

1. Расширяйте круг знаний о мире. До того момента, как ребенок произнесет четко свое первое слово, он накопит определенный запас знаний об окружающем мире. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Потому не держите ребенка дома (простудиться, мало мест для игр, нет времени у мамы), а старайтесь показывать ему, рассказывая обо все, что видите. Водите его в магазин, на пляж, в лес, на центральный проспект и выставку ретро-автомобилей. Рассказывайте о том, что влажно, а что сухо, что будет, если положить пакет льда в морозильник. Помните, чем больше впечатлений и опыта, тем быстрее и осознаннее заговорит малыш.

2. Болтаем без умолку. Ребенок, вокруг которого царит торжественное молчание, заговорит гораздо позже. Помните, что дети должны слышать язык вокруг себя постоянно, пусть даже это не стиль английских королевских приемов, а простая бытовая речь. Говорите с малышом, объясняйте, спрашивайте, утверждайте. Ведите такой диалог с самого его раннего возраста, не смущаясь, что собеседник еще и ползает с трудом. Но не перегружайте его, иногда нужна тишина.

3. Больше читайте. Читайте ребенку вслух, пусть это и кажется вам устаревшим способом передачи информации. Хорошо, если вы будете это делать с выражением, попутно поясняя что-то непонятное. Многие дети любят слушать одни и те же стихи или рассказы много раз. Не пугайтесь, это нормально: просто детям такой способ обучения очень близок.

4. А что по поводу песен? Для маленьких детей свойственно любить музыку, причем им больше нравятся простые мотивы. Можете даже сами наигрывать им что-то на фортепиано или гитаре. Ребенку нравится не просто ритм, а именно сам способ подачи информации, он учится воспринимать видоизмененную речь. Да и просто это развлекает его: так мы развиваем речь ребенка и его творческие способности. Каждый, скорее всего, видел, с каким удовольствием дети подпевают или приплясывают под мотив из рекламы или под напев мамы.

5. «Клеим ярлыки»! В родном языке тысячи слов, и как быстро научить ребенка разговаривать и употреблять хотя бы несколько сотен из них? Можно начать четко маркировать предметы и объекты при каждом удобном случае. Видите машину на улице, девушку с сумкой, уточку в реке — говорите об этом малышу, пусть даже придется повторять десятки раз. Можно и нужно потом спрашивать у малыша, может ли он повторить название после обозначения.

6. Говорите, как взрослый, а не как младенец. Нам часто кажется, что мы развиваем речь ребенка, когда говорим любым способом. Но это не так: соблазн повторить детские слова велик, а это может принести вред. Старайтесь говорить правильно, но эмоционально и по-доброму, но никаких «бабак», «атобусов» и «кадашиков». Тем более, что многих малышей это сильно смущает: они прекрасно понимают, что взрослые отличаются от детей и также и речью.

7. Слушайте малыша! Одним из важных правил для родителей, который хотят знать, как научить ребенка разговаривать, является умение слушать и слышать речь своих детей. Когда ребенок пытается вступить с вами в диалог, отмахивать нельзя. Ребенок очень четко почувствует неуважение, когда вы игнорируете его, отвечаете механически или продолжаете общаться с подругой. Если же поговорить прямо сейчас не получается, громко, четко и доброжелательно объясните это ребенку. А вот если не горит дом или вы не опаздываете на совещание, поговорите с малышом, даже если не совсем ясно, о чем же идет речь. Важен сам диалог.

8. Научите ребенка слушать! Хотите знать, как развить речь ребенка в отношении нюансов и интонаций языка? Тогда научите его и слушать тоже. Речь идет не только о том, чтобы кроха слушал, когда говорите вы. Старайтесь вместе прислушиваться к звукам природы, техники, речи другого человека. И обязательно поясняйте, что же слышится в данный момент.

9. Отвечайте! Даже если не совсем понимаете, о чем идет речь, старайтесь читать и невербальные знаки, которые подает малыш. Если ребенок пытается что-то сказать, а сам трет глаза и зевает, спросите, а вдруг он просит, чтобы уложили его спать. А дальше смотрите по его реакции — дети очень рано начинают понимать простую речь взрослых. Не говорите малышу «отстань, я не понимаю!», «когда же ты уже заговоришь нормально!», это расстроит ребенка. Однажды он просто потеряет желание вести с вами разговор.

10. Дайте ребенку время сказать! Все родители хотят знать, как быстро научить ребенка разговаривать, но далеко не каждый умеет дать малышу время. Скорость речи взрослого и ребенка различается, что уж говорить о том, что и потребности в ней разные. Не нужно подстегивать малыша, но не нужно и тормозить. Часто можно услышать такое: «ну когда же ты заговоришь!», «что за глупости ты болтаешь, где ты набрался этих слов?». При таком отношении ваше чадо может затаить , которая напрочь отобьет любое желание учиться разговаривать.

11. Задавайте вопросы! Чаще спрашивайте своих детей о том, чего они хотят в данный момент. Даже если вы знаете, что подошло время обеда, переспросите малыша, чем он хотел бы перекусить. Пусть это будут простые слова, но буквальное втягивание ребенка в диалог жизненно необходимо. Так мы развиваем речь ребенка, его желание вступать в диалог и отвечать.

12. Играйте словами. Речь, конечно же, идет не о сложных метафорах, детям в раннем возрасте непонятных. Просто старайтесь в разговоре с малышом использовать одно и то же слово в разных падежах, с различными предлогами и в разном контексте. Это хорошо обогащает речь.

13. Говорите просто! Наращивать сложность речи нужно постепенно. И это простое правило для тех, кто хочет знать, как развить речь ребенка. Говорите громко, четко, с интонациями, не забывая про эмоциональную окрашенность своих слов. Помните, что вы окружены языком и говорите на нем 25-30 лет, а ребенок слышит его все год.

14. Побудьте переводчиком! Понятно, что сразу после первых слов ребенок не станет оратором. Долгое время его речь будут понимать только мама и папа. Потому иногда стоит побыть переводчиком в диалогах вашего ребенка с другими людьми. Но нужно вмешиваться в диалог только тогда, когда видите, что малыш сам не справляется. Дайте ему шанс быть понятым самостоятельно.



Рассказать друзьям