Как научить ребенка левшу писать – разбираем подробно. Ребенок левша

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поначалу сложно заметить, какое из полушарий является главным у ребенка, и лишь перед тем, как отправить чадо в школу, родители могут заметить, что его действия координирует не та сторона.

Тут мать с отцом могут не на шутку распереживаться, ведь большинство приспособлений в современном мире адаптировано именно под правую руку, появляются сомнения по поводу того, не сложно ли будет малышу в дальнейшем освоить профессию или же вообще адаптироваться? Такие мысли и заставляют людей обычно насильно переучивать детей выполнять все действия правой рукой, в том числе и писать.

Не все знают, что мозг левшей действует несколько отлично от обычного, поэтому переученный левша может столкнуться с серьезными проблемами в дальнейшем, если ему насильно навязать какой-либо образ действий.

Есть две самые распространенные методики обучения леворуких детей письму. Одна из них предполагает насильно переучить ребенка владеть правой рукой, другая же – не ломая установок, просто учитывать все особенности чада, как психологические, так и физические. В любом случае, ответственность за выбор полностью лежит на родителях.

Можно привести довольно большое количество случаев, когда переученные дети страдали от неудобств, теряли способность к обучению и не могли в полной мере реализовать своих талантов. Многие ошибочно полагают, что левши обладают плохим почерком, но это не так. Некрасиво писать они начинают в основном вследствие самого переучивания. Обучение же письму удобной руке может потребовать большого терпения и времени.

Для того чтобы понять, как научить левшу красиво писать, при этом не переучивая его, придется разбираться в особенностях восприятия ребенка.

Следует знать о том, что левши, особенно в юном возрасте, нередко могут быть весьма медлительными, приступая к выполнению чего-либо, застревать в самом начале процесса. В таких ситуациях нужно проявлять терпение и не травмировать ребенка, ведь он может быть восприимчивым, а желание делать что-либо, отбивать вовсе не стоит, ведь разобравшись, левша может проявить весь свой нестандартный потенциал.

Детям, у которых преобладает правое полушарие мозга, свойственна эмоциональная неустойчивость и тревожность, поэтому им как никому другому важна располагающая, спокойная обстановка для того, чтобы продуктивно заниматься тем или иным делом, и письмом включительно.

Одной из особенностей восприятия является желание педантично, даже доходя до занудства, выяснять порой несущественные детали. Очень важно не нервничать и удовлетворять всю потребность в информации, иначе ребенок может напрочь отказаться изучать предмет дальше из-за невозможности правильно выстроить логическую цепочку.

Лучше всего объяснять материал левше пошагово, так как им важно учитывать даже те детали, на которых мог бы не заострить свое внимание праворукий ребенок. В обучении письму ребенку особо полезно выполнять творческие задачи, которые будут стимулировать интеллектуальную деятельность.

Для нормального обучения правописанию левши нужно учитывать большое количество факторов, и немаловажное значение играет также и обстановка. Важно помнить о том, что даже положение листа у таких детей несколько отличается, а источник света не должен накладывать тень на сам текст.

Левши также несколько иначе располагают руку на ручке, из-за чего меняется также положение предплечья. Одной из распространенных ошибок, как родителей, так и педагогов, является требование к ребенку писать со стандартным наклоном букв вправо, что делать вовсе не обязательно, если ребенку куда легче писать прямо.

Правильная поза поможет избежать многих проблем. Для этого спина должна быть выпрямлена и оперта на спинку стула. Важно проследить за тем, чтобы ребенок не наклонялся к столу и ни в коем случае не касался его грудью. Ноги тоже лучше опереть на пол, на первое время под них можно подставлять подставку, если они не достают до него. Желательно, чтобы обе руки находили опору, а локти на несколько сантиметров выступали за край стола.

Не менее важно также правильно располагать тетрадь. Положить её нужно перед ребенком, но с учетом особенностей правую сторону занести немного влево. Так леворукий ребенок не ощутит особых трудностей, передвигая ручку по ходу текста, да и сидеть будет более правильно.

Важно также научить ребенка изменять положение тетради в зависимости от количества написанного, что нужно делать, ещё начиная с прописей. Лист должен постоянно двигаться вверх. Фиксировать положение тетради нужно при помощи руки сначала снизу, а при переходе на вторую половину листа – сверху.

Освещение должно падать преимущественно с правого бока, но выдвинут при этом вперед должен быть левый. На скорость письма, как и на почерк, влияет то, как ребенок держит ручку в руке. Опорой для неё должна служить правая сторона среднего пальца, а фиксировать позицию можно с помощью указательного и большого пальцев сверху и справа, соответственно.

Важно проследить за тем, чтобы обучаясь писать, ребенок выпрямлял пальцы и не прикладывал чрезмерных усилий, что в дальнейшем может привести не только к образованию мозоли, но также значительно уменьшить скорость письма.

Проверить это можно с помощью несложного теста: для этого нужно попросить ребенка приподнять при написании указательный палец. Если ручка при этом не выпала – значит все нормально, если же возникли затруднения – стоит ещё раз проследить за правильностью исполнения.

Между кончиком ручки и указательным пальцем должно быть около четырех сантиметров. У правшей это расстояние несколько больше, но в противном случае ребенок начнет мешать самому себе видеть строку. В идеале специалисты говорят о том, что ручка и рука должны как бы составлять одну линию, не образуя больших углов.

Именно в обучении правильно держать ручку правильно и заключается большая степень успешности правописания левши в дальнейшем, но именно этот процесс может быть утомительным для родителя. Желательно делать это постепенно и учиться не на словах, а на палочках-закорлючках.

Из-за некоторых особенностей довольно часто ребенок может ни с того ни с сего начинать писать буквы, а нередко и целые слова зеркально. В этом нет ничего плохого, нужно сконцентрировать его внимание на правильном варианте.

Родителям следует научить ребенка фиксировать начало строки и следить за её соблюдением. Также желательно проводить фонетический разбор слов, что поможет ребенку соблюдать количество их составных, при этом, не меняя их местами.

Перед тем, как отправлять ребенка в школу, очень важно приучить его к некоторым видам работ для того, чтобы в дальнейшем они не вызывали у него затруднений. Одним из них является списывание с примера, для чего нужно не только ориентироваться в пространстве, но и правильно выстраивать простейшие последовательности элементов. В младшем возрасте можно просить левшу перерисовывать картинки с образца, что ставит похожие задачи.

При чтении часто дети с преобладающим правым полушарием теряют строку, поэтому им важно в этом помогать, а позже приучать следить самостоятельно за местом, отмечая его с помощью пальца или закладки.

В дошкольном возрасте желательно уже сформировать координацию между действиями правой и левой рук. Левшам как никому другому важно уметь концентрировать внимание, научиться же этому можно и в игровой манере. Хорошим подспорьем будут также творческие задания, особенно включающие в себя большое количество элементов, например паззлы или аппликации.

При обучении леворукого ребенка крайне важен психологический фактор. Ребенок и так очень раним, поэтому никоим образом нельзя показывать ему, что он чем-то отличается от других. Левши действительно обладают некоторыми отличиями, но это вовсе не является чем-то отрицательным. Даже если ребенок не будет входить в число первых учеников, не стоит сомневаться в том, что в той или иной области его талант найдет проявление.

Научить левшу писать не сложно, просто нужно проявлять внимание и терпение, учитывать особенности ребенка, и не пытаться ему навязать непривычный образ действий, вызывающий отторжение.

Переучивать ребенка-левшу писать правой рукой ни в коем случае не надо, поскольку это может привести к различным неврозам. И правой рукой он не научится писать красиво, также как правша левой, из-за другого строения мозга, где ведущее полушарие — правое. Поэтому левшу надо обучать письму дома и желательно до поступления в школу.

Как научить правильно писать ребенка-левшу

Перед тем, как изучать написание букв, научите ребенка сидеть за столом, держать ручку и лист бумаги:

  1. Ребенок-левша пишет буквы прямо или с наклоном влево. Правильное направление букв создается с помощью наклона бумаги. Положите перед ребенком лист бумаги в линейную строчку так, чтобы верхний левый угол был сверху, а правый нижний снизу, т.е. тетрадь должна быть сдвинута влево под углом 20 градусов.
  2. Рука должна располагаться под строчкой. Леворукий ребенок пишет, закрывая предыдущие написанные буквы, поэтому надо научить его располагать руку под линией письма.
  3. Ребенок-левша должен держать ручку чуть выше, чем праворукие люди, примерно на 4 см от стержня.
  4. Ручка должна образовать одну линию с рукой, а не перпендикулярно.
  5. Светильник на письменном столе установите с правой стороны ребенка.
  6. Книгу располагайте справа от ребенка. Левша трудно воспринимает материал, находящийся слева.

Упражнения для левши

А теперь о проведении домашних занятий, которые помогут ребенку научиться писать правильно:

  • Ежедневно играйте с ребенком в школу в течение 40-45 минут: 10-15 минут – непрерывная работа, затем маленький перерыв и т.д.
  • Начинайте с легких заданий. Не переходите к другому заданию, если предыдущее еще не выполнено или выполняется с трудом.
  • Обстановка занятий должна быть спокойной, не ругайте ребенка при неправильном написании букв. Если ребенок-левша ходит в школу, ему хватает неприятных отзывов о своем письме от учителей, поэтому мама – его единственная поддержка.
  • Следите за правильным написанием всех букв, при ошибке сразу исправляйте ребенка и последующие занятия стройте с упором на написание тех букв, которые он пишет неправильно.
  • Ребенок-левша может писать буквы зеркально, т.е. хвостики букв «у», «д», «р», «в», «б» смотрят в противоположную сторону. В таком случае напишите ряды этих букв так, чтобы встречалось их неправильное написание. Ребенку дайте задание найти ошибки.
  • Можно изобразить перечисленные выше буквы, не дописывая их «хвостики», и дать ребенку завершить их написание.

Не отчаивайтесь, если что-то не получается с первого раза. Главное не давить на ребенка, чтобы у него окончательно не пропал интерес к письму. Писать правильно он обязательно научится, но только с вашей помощью и через некоторое время.

РЕБЕНОК ЛЕВША. УЖАСНЫЙ ПОЧЕРК! ЧТО ДЕЛАТЬ? ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ
Внук в первом классе учился в России в каком - то супер - пупер классе, в который принимали детей по конкурсу - после собеседования. Суперпуперский почерк после окончания первого класса выглядел так:

Надо отметить ради справедливости, что родители (в связи с занятостью) не уделяли должного внимания почерку ребенка, дополнительно с ним никто не занимался. В итоге - сами видите, какой почерк.

Кроме того, внук - левша. Но то, что левша - не оправдание. Во втором классе у них три девочки - левши разборчиво пишут.


"Перевод" каракулей:
ШЕСТЬ ЛАПОК

Шесть ловких лапок у Жука,
Восемь ног у Паука.
А червяк...
Червяк - смешной:
У червяка нет ни одной!

В какой последовательности мы стали выруливать?

1. Купили специальную шариковую ручку для левшей. Полная ерунда, т. к. выбрать хороший стержень нельзя - одна конструкция и все. Не помогла нам спецручка для левшей.

2. Нашли в Интернете специальные прописи для левшей http://gaka.narod.ru/left/prop.html . Скачали, размножили их. Много полезных советов, все подробно расписано.

3. Внука возили каждый день к учителю, который занимался с ребенком только почерком. Работали они по прописям для первого класса по математике и русскому языку. Занимались рисованием и лепкой. Но дело шло чрезвычайно медленно - не растягивать же это сомнительное удовольствие на целый год... Надо было как - то ускорить процесс. Кроме того, после того, как я увидела в тетради написанное учительницей (в качестве образца) слово "удот" ("удод" подразумевалось), методику и учителя захотелось срочно изменить. Отказались через месяц от учительницы, стала я сама заниматься с внуком.

4. Сначала продолжили заниматься по прописям по русскому языку и математике для первого класса. Скукота неимоверная. Результаты плачевные.

5. На всех стенках навешали плакаты с образцами написания букв и цифр

6.А вот теперь я расскажу о главном. О том, ради чего я все это пишу.

Нашла я в Интернете рассказ мамы трех сыновей о том, как она со своими детьми занималась почерком. (Мамочка, спасибо Вам огромное!). И наше кропотливое дело сразу очень быстро пошло на лад. Произошел качественный скачок, МОЖНО СКАЗАТЬ - РЕВОЛЮЦИЯ.
Почему? Да просто РЕБЕНКУ СТАЛО ИНТЕРЕСНО заниматься!

На первом этапе внук обводил текст "Тараканище". При этом он знакомился и с правильным написанием букв, и с тем, откуда нужно начинать писать букву и в каком направлении двигаться при ее написании. Как правильно соединять буквы. Какой наклон букв следует выдерживать. В учебном "Тараканище" внук находил ошибки и ставил оценки на каждой странице.

Каждый день мы выясняли с ним его ошибки, слабые места. И работали над ошибками. Он САМ находил эти ошибки. Вот, что важно. Например, внук сам выдумал правило, как соединять буквы:" Посмотри, как легко - только к буквам "М" и "Л" надо подбираться снизу, а к остальным буквам - сверху!" (это он о соединении букв говорит). Я присмотрелась - а ведь точно подметил!

Или обсуждаем вопрос: почему я настаиваю, чтобы "кружочки" в буквах А, Д, О, он писал, начиная сверху и так, как указано стрелочками в образце. И тут однажды внук пришел к выводу: "Если писать по стрелочкам, то получается БЫСТРЕЕ!"

Девочки! Работа кропотливейшая, требует огромного терпения. Но хоть дает результат (не то, что это занудное выписывание букв в прописях...)

А это уже о каках - маляках из Интернета:

Как научить ребенка красивому почерку?

Если вы пойдете в книжный магазин и спросите «Прописи для первого класса начальной школы», то вам укажут на целую полку. Но если вы, например, захотите приобрести «Прописи для пятого класса гимназии», то на вас, вероятно, посмотрят как на ненормального. А, собственно, почему? Разве к пятому классу у всех школьников уже вырабатывается беглый, красивый почерк?

Два года назад мой старший ребенок как раз пошел в пятый класс. Заглянув однажды в его тетрадки по русскому языку, я ужаснулся. Что за жуткие каракули! Всё вкривь и вкось! У каждой буквы свой индивидуальный наклон и свой индивидуальный размер. И это - у того самого ребенка, который в первом классе поражал свою первую учительницу ровностью и красотой выводимых им букв!

Мы с женой засели на кухне и принялись на чем свет стоит ругать современную школу: и учат, дескать, там не тому, и учат совсем не так, и за детьми-то там не следят, и здоровье им только губят. Мы ругали школу и день, и два и месяц, но почерк у ребенка от этого лучше не становился. Пришлось тогда заняться поиском более эффективного средства.

Результатом этого поиска явилась система прописей для всех возрастов, которую я разместил в свободном доступе на моем сайте «Тропинка к гениальности» (http://nekin.info). Слава компьютеру! Благодаря ему, я теперь не завишу от официальных методистов и могу сам без героических усилий изготавливать методические материалы для своих детей, следуя лишь собственным представлениям и вкусам. Система прописей состоит из трех частей, которые соответствуют трем этапам становления почерка.

Этап первый: отдельные «крючочки» и буковки
Начинать, конечно, нужно с самого начала - с прописей для первоклашек. Но уже на первом этапе мои прописи очень сильно отличаются от тех, которые продаются в магазинах. Главное и самое важное отличие заключается в том, что это - не сброшюрованная тетрадка, а компьютерный файл (в pdf-формате), каждую страницу которого можно распечатать сколько угодно раз.

Почему это так важно?
Покупные прописи ориентированы на школу, а в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает хорошую оценку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает плохую оценку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит и в основе школьных прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Но дети есть дети. Как только ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, вряд ли он будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - с тем, чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место. Нет, скорее всего он поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, взрослые скажут ему «ай-ай-ай» и покачают головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

В прописях-файлах пространство, отведенное ребенку для тренировки, никак не ограничено. Даже если ему не хватит листа для того, чтобы научиться писать какую-либо букву, точно такой же лист всегда можно распечатать заново. А значит, появляется возможность сформулировать задание для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строчек», а «напиши столько-то красивых букв».

Далее, в новых прописях образец буквы повторяется несколько раз на строке. После каждого образца следует пробел, куда ребенок вписывает свою букву. Это нужно для того, чтобы в поле зрения ребенка всегда находился именно образец, а не его же собственная корявая буква, написанная минутой раньше.

И наконец, я вернулся к частой косой линейке, которая так облегчала жизнь первоклашкам в пору моего детства и от которой в нынешних российских школах почему-то отказались.

Этап второй: каллиграфическое письмо
Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?
В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Я уверен, что содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно - выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», - или же: «Ветер, ветер! Ты могуч…». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным. А тот, кто переписывает не-Пушкина, в не-Пушкина же и превращается.

На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи великих поэтов. Именно у них логичнее всего учиться родному языку. Я установил для своих детей правило - каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:
- Твое задание - переписать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, - пишешь, и пишешь, - и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.

На моем сайте представлено несколько образцов для переписывания, однако главное - это компьютерный шрифт Primo, который позволяет переформатировать любой текст в каллиграфическое письмо и, таким образом, «превратить» его в прописи.

У нас в ходу разные типы прописей-текстов: например, «черные» и «серые». Они названы так по цвету букв. Блеклые, серенькие буквы хороши тем, что ребенок может их обводить яркой (капиллярной) ручкой. Это прекрасное переходное упражнение, которое подготавливает к собственно переписыванию по образцу. Прописи с черными буквами лучше подходят именно для переписывания. Однако самой большой популярностью пользуются у нас «полосатые» прописи: сначала идет черная строка (для образца), затем - с тем же текстом - серая (для обводки), и, наконец, третья строка оставлена пустой для самостоятельного заполнения.

Все желающие могут установить шрифт Primo на своем компьютере и использовать его для изготовления собственных прописей.

Этап третий: выработка индивидуального почерка
Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», без всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я полагаю, что было бы правильней обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. Теперь подобные прописи можно изготовить с помощью компьютерного шрифта под названием Tempo, который также представлен на моем сайте.

Именно благодаря таким, «взрослым», прописям моему старшему ребенку - теперь уже семикласснику - удалось выровнять свой некогда жуткий почерк. Да и сам я, признаться, тоже немножко поупражнялся и кое в чем усовершенствовался. Учиться практичному и красивому почерку никогда не поздно.
http://obrazovanie.odessa.ua/stati/pismo.html

Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?
Научить писáть - это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом. Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание - «грамотный почерк», - для того чтобы подчеркнуть, что грамотность - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»
Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.
Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно. Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.
Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».
Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими - в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое - в лучшую сторону, второе - в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.
Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.
Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».
Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети - это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.
Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.
Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.
Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет. Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык. Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, немецкой, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике - в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.
Орфограмма (от греч. orthós - правильный и grámma - письмо)
1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
2) Написание, соответствующее правилам орфографии.
Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:
Орфограммы - это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это орфограмма.
Кто понял, что такое орфограмма, - поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю:
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это написание слова по определенным правилам.
В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой:
Лестница между двумя этажами - это строительство дома по определенным правилам.
Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.
Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша - это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей - это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши - это орфограмма. Буква е в слове тетрадь - это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово - тетради, - и это опять-таки орфограмма».
Где уж тут уследить за красивостью почерка!
Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.
Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.
23.03.2007, отредактировано: 07.06.2012

Не секрет, что мир заточен под праворукое большинство, поэтому тем 11-13% от общего населения, кто преимущественно пользуется левой рукой, приходится к этому миру приспосабливаться. Можно не воспринимать проблемы левшей всерьез, однако, если перечислить несколько трудностей, с которыми им приходится сталкиваться, станет ясно, почему в последнее время левшам уделяют больше внимания и разрабатывают для них специальные товары. Например, левши:

  • с трудом пользуются стандартными ножницами (лезвие правосторонних ножниц закрывает контур, по которому левша вырезает);
  • не могут писать в тетрадях на спирали или на кольцах;
  • имеют проблемы с письмом на школьной доске или белой маркерной доске: их рука, следуя за мелом или маркером, стирает только что написанный текст);
  • долго приспосабливаются к кухонным приборам: ножам, открывалке для консервных банок, мерным чашкам, деления на которых расположены в не логичном для левшей порядке;
  • размазывают рукой текст, написанный шариковой ручкой, а тыльная сторона ладони часто бывает испачкана чернилами.

Доходит и до забавного: левши признаются, что иногда за праздничным столом случайно пьют из бокала праворукого соседа, протягивают для рукопожатия левую руку, не могут ужиться с коллегами, которые переставляют папки в шкафу в неудобном для левшей порядке, по лестнице спускаются с той стороны, где встречные люди обычно поднимаются, а еще сетуют на то, что в автомобиле держатель для кофейного стакана находится с правой стороны.

Бывает, что дети долго не определяются с ведущей рукой, и часто переключаются с правой на левую, например, едят правой рукой, а рисуют – левой. И этим ставят родителей в тупик, заставляя думать, что их дети – амбидекстры (люди, равно использующие обе руки). Но к началу школы, как правило, становится ясно, какая рука является доминантной. Существует и несколько простых тестов, которые помогут родителям понять, какой рукой ребенок совершает активные действия: бросает мяч в цель, расчесывается, нанизывает бусины на нитку, закручивает крышку на флаконе, держит ножницы, столовые приборы и карандаш. Если большинство этих действий ребенок совершает левой рукой, значит, он в команде тех, у кого сильнее развито правое полушарие, отвечающее за эмоции, творчество, способности к искусству.

Левшей часто подозревают в дисграфии (нарушении письма) и дислексии (нарушении чтения) из-за того, что дети читают слова справа-налево или зеркально пишут буквы. Однако современные специалисты связывают дислексию и дисграфию с логопедическими проблемами, а у левшей зеркальное письмо и чтение в обратном порядке связаны с индивидуальными особенностями восприятия текста и носят, как правило, временный характер. Распространено также заблуждение, что у левшей грязный почерк и неправильный наклон букв. Но многие родители леворуких детей не подтверждают этого. Почерк ребенка-левши будет аккуратным, если вовремя поставить ему правильный захват карандаша и ручки и приучить располагать бумагу так, чтобы рука оказывалась внизу строки: ребенок будет видеть, что он пишет, и не размазывать буквы.

Первое, что нужно сделать родителям будущего школьника – предупредить учителя о том, что их ребенок – левша. Это позволит педагогу проявлять понимание там, где левша будет действовать медленнее остальных. Большинство учителей работают правой рукой, и ребенку требуется время, чтобы переключиться на свою собственную систему координат и повторить то, что показывает учитель-правша. Ну а основная задача – научить ребенка писать, рисовать и пользоваться различными бытовыми приспособлениями ложится на родителей.

Приведем несколько советов, как можно облегчить жизнь левшам:

Правильно держать ручку или карандаш помогут специально разработанные канцелярские принадлежности с маркировкой «L». Это могут быть насадки с углублениями для пальцев, а также сами карандаши и ручки. Такие письменные инструменты имеют быстросохнущие чернила, которые не позволяют тексту размазываться, а также – специальную форму стержня, который не будет рвать бумагу (при письме левша совершает толкательное движение ручкой по бумаге, в то время как правша плавно тянет ручку за ведущей рукой). В течение нескольких недель обучения пальцы привыкнут к правильному расположению, и ребенок сможет перейти на письмо обычными ручками.

Свет от лампы за письменным столом должен падать для левши справа. Также приучите ребенка наклонять тетрадь вправо на 45 градусов: в такой позиции он сможет держать руку ниже строки и будет видеть то, что пишет.

За школьной партой леворукий ребенок должен занимать место с левой стороны, тогда его локти не будут соприкасаться с локтями праворукого соседа. Этот же момент относится и к рассаживанию за обеденным столом: левше лучше выделять место с левого края.

Как правило, дети не имеют проблем с пользованием стандартной компьютерной мышью, просто ставят ее слева от себя. Однако при желании можно поменять настройки в параметрах мыши, переставив конфигурацию кнопок.

Нередко можно видеть, что левши держат ножницы в правой руке: это происходит оттого, что, если брать стандартные ножницы в левую руку, их верхнее лезвие закрывает контур разреза. Если вы видите, что ребенок испытывает сложности с вырезанием, попробуйте приобрести специальные ножницы для левшей, у которых лезвия расположены противоположным образом.

Чтобы закрепить навык письма слева-направо, наклеивайте в левый угол листа звездочку и напоминайте, что начинать строку всегда следует от звездочки. Развивать будущую имитацию правильного письма можно и в играх, предлагая ребенку складывать узоры из мозаики, раскрашивать вагоны паровоза и считая окружающие предметы слева-направо.

Выбирая прописи для дошкольников, обратите внимание на те, в которых букву или фигуру предлагается сначала обводить по пунктиру. Рука левши лучше запомнит написание, чем, если ему будет предложено сразу срисовывать нужный знак с приведенного примера.

Если вы – правша, то, прежде чем учить ребенка каким-то движениям или спортивным навыкам, например, держать бадминтонную ракетку, попробуйте сами взять ее в левую руку и понять, как лучше продемонстрировать и объяснить захват. Родители левшей делятся секретом: каким-то вещам ребенка проще научить, если поставить перед собой зеркало, в которое он будет смотреть: например, так ребенку будет проще понять, как завязывать шнурки, чем, если он будет следить за вашими руками.

Начинающие читатели-левши часто теряют строчку. До того момента, как читательский навык приобретет автоматизм, можно держать под строчкой палец или закрывать пальцем следующий слог, чтобы взгляд фокусировался только на том слоге, который ребенок читает в данный момент.

Главный совет родителям маленьких левшей – набраться побольше терпения, потому что некоторым вещам дети учатся немного дольше, чем их праворукие сверстники: например, справляться с застежками, молниями и шнурками или определять время по циферблату. Нередкий случай, когда, глядя на часы, на которых показано время 1 час 30 минут, левша, путая маленькую и большую стрелку, отвечает – «пять минут седьмого». Свойственная левшам медлительность и задумчивость не всегда укладывается в голове у человека, который всю жизнь привык пользоваться правой рукой, поэтому даже показать ребенку, как правильно держать ручку, для родителей бывает проблемой: они просто не могут сложить пальцы левой руки так, как сами привычно их складывают при письме.

Однако левши впечатлительны и ранимы, поэтому взрослым необходимо проявить больше понимания и чаще использовать похвалу, тогда левши быстрее научатся читать, писать и аккуратно вырезать. Вы по-прежнему будете замечать за ними странные для ваших глаз особенности: как помешивают сахар в чае против часовой стрелки, режут хлеб с наклоном влево или расставляют кружки в шкафу ручками в «неправильную» сторону. Но это все-таки очень интересно: жить рядом с человеком, который воспринимает мир под другим углом.

Как научить левшу писать красиво

Большинство людей - правши, им удобнее все делать правой рукой, она у них ведущая. За работу правой руки отвечает левое полушарие мозга. Оно - ведущее полушарие у правшей, потому что отвечает за речь, чтение, письмо, логику рассуждений…
Так устроила природа. Но чуть ли не четверть населения планеты работают левой рукой.
Тех, кому удобнее работать левой, леворуких, как говорят ученые, можно разделить на 4 группы.

Первая - те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете 9–11%. У них ведущее полушарие - правое. Именно это полушарие отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку.

Вторая группа - так называемые компенсаторные левши. Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Такие компенсаторные левши рождаются при поздних беременностях, потому что эти беременности часто протекают сложно и заканчиваются сложными родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трех-четырех близнецов - то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Компенсаторных левшей среди нас сейчас 12–13%. Но их становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей.>

Третья группа - вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной рукой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие-то у него левое! Вынужденно леворуких - 2–3%.

Четвертая группа - самая малочисленная, меньше полпроцента населения. Это подражательные левши. Несколько лет назад у нас на приеме была мама с двумя сыновьями. Старший сын - левша генетический. И папа у них левша, и дедушка. Когда младший сын стал все делать левой рукой, никого это не удивило. Но когда он пошел в школу и у него возникли большие проблемы с письмом, каких не было у старшего, родители решили разобраться, в чем дело. Оказалось, что младший у них - правша, но, поскольку все мужчины в семье были леворукими, то мальчик тоже все делал левой рукой, как папа и брат.

Переучивать или нет?
Генетического левшу - нет. Это даже не обсуждается. Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен.
Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует». У таких левшей может быть очень тонкая и совершенная координация движений.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Тем более нельзя. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга.
Если таких левшей начинают переучивать, у них возникает масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются головные боли, страхи; дети начинают заикаться; развиваются энурез и прочие неприятности, вплоть до тяжелого нервного заболевания -писчего спазма, когда у ребенка, как только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит судорогой. Вот такие, компенсаторные, левши, если их начинают переучивать, могут отказаться ходить в школу.

Надо ли переучивать вынужденно леворукого ребенка? Сложный вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой рукой, не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Если ваш ребенок еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой рукой, потому что в детстве получил травму правой, посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку, мягко убеждайте ребенка все делать правой.

Если же ваш маленький «левша» в семье левшей что-то подозрительно плохо рисует и пишет левой рукой, проверьте его у психолога: а левша ли он на самом деле?

Начиная обучение леворукого ребенка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучение букв

  1. Нужно зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации всех элементов.
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева-направо).
  3. Необходимо специально объяснить, как соединяются буквы при помощи соединительного элемента (штриха) и в каких случаях он необходим (ом, он, юк), а в каких - нет (ли, ул, ша).
  4. Необходимо очень подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы. Отдельно зафиксируйте внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз. Нужно несколько раз повторить движение и инструкцию в замедленном темпе.

Напоминаем:

  • наклон при письме достигается только положением тетради, все линии при письме - прямые;
  • ручка должна составлять одну линию с рукой (угол может быть очень небольшим);
  • рука при этом должка располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки и руки при письме.
  • Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий, - на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено;
  • бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20° и сдвинута влево от центра тела;
  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

При письме леворукий ребенок своей рукой закрывает образец написания буквы, поэтому написание образца следует располагать с правой стороны строки.

Рис. 1. Положение при письме левой рукой

Рис. 2. Положение кисти при письме левой рукой

Материал подготовлен по материалам сайтов
http://www.mamochka.kz
http://www.pishikrasivo.ru



Рассказать друзьям