Как научить ребенка завязывать шнурки: самые надежные методики. Способы как научить ребенка самому завязывать шнурки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет - выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником - это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) - отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля - всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки - видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» - видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом - буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» - совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети - маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

Инструкция:

  1. Берём ботинки в руки - взрослый берёт один, малыш - второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш - левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход - попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

Инструкция:

  1. «Жили-были два братца - Левый и Правый» - перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» - левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» - правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте - наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, - то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Анимационный подход: мотивационные мультфильмы

Дети любят смотреть мультфильмы. Почему бы не воспользоваться этим для обучения завязывать шнурки? В интернете можно найти массу роликов с забавными мультфильмами, где герои осваивают эту премудрость. После просмотра ребёнок тоже захочет освоить это умение. Важно только закрепить полученные знания на практике, то есть на собственных ботинках или кроссовках.

Мультфильм «Барбоскины», серия «Шнурок» - видео

Мультфильм «Фиксики», серия «Узлы» - видео

Полезные игрушки

О существовании и пользе различных шнуровок для тренировки мелкой моторики уже упоминалось.

Причём их совершенно не обязательно покупать, можно сделать своими руками их плотного картона. Например, весёлые кеды.

Инструкция:

  1. Из картона вырезаем кеды.
  2. Раскрашиваем их яркими красками.
  3. Делаем шилом дырочки, в которые продеваем шнурки. Тренажёр готов.

Игры-шнуровки для отработки навыка завязывания узелка могут быть самыми разными:

  • фрукты с червячками, где червячки - это шнурки;
  • сапожки;
  • рукавички;
  • сыр с дырочками для мышки и пр.

И опять же: после работы на тренажёре нужно закрепить навык на обуви.

Фотогалерея игрушек-шнуровок

Шнуровки помогают научиться определять правый и левый ботинок
Деревянные шнуровки приятно брать в руки
Для совсем маленьких шнуровки должны быть большими
Шнуровки в виде ботинка отличное пособие, чтобы научить ребёнка завязывать шнурки

Последние годы обувь для детей всё чаще выпускается не на шнурках, а на липучках или застёжках. Это, конечно, существенно облегчает процесс одевания малыша, но рано или поздно вопрос умения завязывать шнурки всё равно возникнет в жизни ребёнка и его родителей. Данный навык пригодится уже в детском саду, когда перед ребёнком станет задача самостоятельно обуть кеды или кроссовки на прогулку.

Когда лучше начать обучение

Кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года

Все дети разные: кто-то постигает премудрость завязывания шнурков к началу обучения в школе, а кто-то вполне сносно справляется с задачей уже в четыре года. Психологи рекомендуют показывать способы завязывания шнурков мальчикам к пяти годам, а девочкам – к четырём. Дело в том, что маленькие леди развиваются быстрее и очень любят всякие красивые обновки, поэтому с радостью будут шнуровать свои модные ботиночки или туфельки. Занимаясь с малышом изучением способов шнуровки, прислушайтесь к некоторым рекомендациям:

  • убедитесь, что ребёнок хорошо различает правую и левую ноги;
  • выберите сначала простой способ шнуровки – петелька складывается из одного шнурка, а второй продевается под неё, также подойдёт «бабушкин узел» - петельки формируются из обоих шнурков и, перекрещиваясь, завязываются на узел;
  • сопровождайте действия малыша одним и тем же комментарием, так процесс запомнится быстрее;
  • первое время начинайте занятие с собственного примера, а затем просто сядьте рядом или за спиной у ребёнка, чтобы было легче координировать его действия, а малыш не путался, выполняя шнуровку в зеркальном отображении;
  • не настаивайте, если ребёнок сопротивляется обучению шнуровать обувь – против воли ничего делать нельзя, это не даст никаких результатов, лучше какое-то время переждать.

Развитие мелкой моторики

Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах

Ещё древние мудрецы считали, что ум находится на кончиках пальцев. Современные специалисты, изучающие развитие детей, подтверждают, что мелкая моторика – это основа деятельностной и интеллектуальной линий формирования личности. Известно, что перебирание мелких предметов разных по текстуре прекрасно тренирует моторику пальчиков малыша. Вот почему врачи рекомендуют с годовалого возраста давать ребёнку рисовать на крупе, лепить, перебирать бусины. Немаловажно, чтобы дети учились завязывать разнообразные узлы на специальных игрушках-тренажёрах. Они выпускаются в виде животных, овощей, сказочных персонажей и предназначены для обучения малыша продевать шнурочки в дырочки.

Способы обучения

Начиная обучать ребёнка обращаться со шнурками, нужно запастись терпением и временем.

У кого-то получается овладеть этой премудростью сразу, а некоторые дети с трудом справляются со своими шнурками даже в первом классе. Это зависит от личностных особенностей развития детей. Существует ряд методик, которые помогают родителям научить малыша шнуровать свою обувь:

  1. Выполняйте действие вместе с ребёнком: сядьте за спиной малыша, возьмите его пальчики в свои руки и медленно начинайте завязывать узел, формировать петельку и закреплять шнуровку.
  2. Приобретите специальную игрушку-тренажёр со шнуровкой. Как правило, шнурок такой игрушки выполнен в виде гусенички, которую нужно провести через отверстие. Так ребёнок научиться продевать верёвочки в дырочки.
  3. Показывайте своим примером, что завязывать шнурки можно разными способами. Не расстраивайтесь, если первое время ребёнок путается в шнуровке, и у него не получается соединить веревочки узелком. Дайте время приноровиться к выполнению этого действия и, возможно, малыш найдёт понятный и удобный для себя способ завязывать шнурки.
  4. Устраивайте регулярные семейные соревнования, кто быстрее завяжет шнурки. Таким образом ребёнок отработает навык шнуровать обувь до автоматизма.
  5. Для того чтобы ребёнок не путался в шнурках, можно использовать специальные стихи-приговорки: например, чтобы малыш запомнил последовательность операции – узелок, а потом бантик – «Я шнурочки завяжу, Бантик всем вам покажу». Найти забавные стишки о правилах завязывания шнурков можно в интернете или в специальной литературе о развитии ребёнка:

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!

Зайчик-душка,
У него два ушка! - Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, - Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. - Просовываем петельку в дырочку.
Вот и всё! - Затягиваем!

Видео: Как научить ребёнка завязывать шнурки

Если вы начали учить ребёнка завязывать шнурки, то не отступайте от своей цели: поначалу пальчики малыша путаются, и шнуровка не получается красивой. Все придёт со временем, главное - запаситесь терпением.

Ваш ребенок никак не может научиться завязывать шнурки? Вы все время в ужасающей спешке, так как ваш ребенок испытывает трудности с обувью? Вы пытались научить вашего ребенка всему о шнурках, но ничего не получается? Если ребенок по-прежнему не умеет завязывать шнурки, несмотря на все ваши старания, эта статья может помочь. Читайте дальше, чтобы получить некоторые полезные инструкции, которые помогут вам научить ребенка завязывать шнурки.

Дети и завязывание шнурков - это довольно большая проблема для многих родителей. Поэтому, прежде чем начинать учить ребенка этому нелегкому делу, вам нужно запомнить несколько пунктов:

  • Завязывание шнурков требует мелкой моторики рук, которая начинает развиваться у детей в возрасте 5-7 лет. Если вашему ребенку еще не исполнилось пять лет, то еще слишком рано начинать его учить завязывать шнурки.
  • Убедитесь в том, что вы используете мягкие шнурки. Если два шнурка будут отличаться друг от друга по цвету, это может помочь быстрее освоить технику.
  • Вам стоит сидеть рядом с ребенком, а не напротив него. Если вы будете сидеть рядом, то ваш ребенок сможет лучше понять на вашем примере, что вы делаете. Это поможет ребенку лучше копировать ваши движения. Это также поможет вам видеть, что именно делает ваш ребенок, поэтому вы легче сможете заметить, что он делает не так.
  • Вы можете положить ботинок со шнуровкой на колени, а не надевать его на ногу. Так ваш ребенок сможет лучше рассмотреть, что происходит, и ему не придется каждый раз нагибаться и всматриваться.
  • Попросите вашего ребенка взяться за кончик шнурка. Попросите его следить за всеми вашими действиями, чтобы он мог понять, что именно вы делаете. Убедитесь в том, что вы сами проделываете все те шаги, которым вы просите вашего ребенка следовать.

Что ж, теперь пришло время рассмотреть несколько способов завязывания шнурков, которым вы можете научить своего ребенка.

Стиль волшебных пальцев

Скрестите оба шнурка, чтобы завязать простой узел. Большой и указательный пальцы правой руки вам нужно разместить перед шнурком, чтобы они были обращены к вам. Большой и указательный пальцы левой руки вам нужно разместить за шнурком, и пальцы должны быть направлены от вас. Убедитесь в том, что вы надежно держите шнурки даже мизинцами. Теперь потяните за шнурки до тех пор, пока не почувствуете напряжение. Поверните их немного так, чтобы пальцы обеих рук смотрели друг на друга. Протяните шнурки между противоположными пальцами и потяните.

Метод кролика

Скрестите шнурки, чтобы в воздухе образовался крестик. Возьмите шнурок, который оказался снизу, и перекиньте его через верхний шнурок. Потяните за шнурки, чтобы сформировать основу для узла. Используя шнурки, сделайте два ушка кролика. Убедитесь в том, что вы используете большой и указательный палец, чтобы удерживать ушки у основания. Скрестите ушки в воздухе, чтобы образовался крестик. Оберните нижнее ушко вокруг верхнего, а затем проденьте его сквозь верхнее, чтобы сделать второй узел. Потяните их в стороны и от ботинка.

Завязывайте шнурки, как профессионал

Сделайте из шнурков в воздухе крестик. Возьмите верхний шнурок и пропустите его снизу через нижнюю часть крестика. Потяните за оба шнурка, чтобы сделать узел, а затем сделайте по петле из каждого шнурка. Скрестите петли между собой. Наклоните верхнюю петлю и пропустите ее через низ крестика, после чего потяните.

Итог

Вам нужно быть терпеливыми, когда вы учите вашего ребенка завязывать шнурки. Естественно, простейший выход из ситуации - это выбирать обувь на липучках, однако нет ничего более впечатляющего, чем научить собственного ребенка завязывать шнурки. Поэтому запаситесь терпением и постарайтесь спокойно и доброжелательно объяснить ребенку все необходимые шаги.

Современная индустрия дает нам уникальную возможность выбора всевозможной обуви на липучках, молниях, а то и вовсе без каких-либо застежек. Однако вопрос, как научиться завязывать шнурки бантиком, остается уникальным. Давайте разберемся, как пояснить эту премудрость самым маленьким.

С какого возраста начинать обучение

По разным источникам, учиться завязывать шнурки можно с 3-6 лет. В этот период у ребенка формируется мелкая моторика рук, а завязывание шнурков как раз способствует ее развитию. Каждый человек строго индивидуален, потому для одного завязывать тесемки в садике – это не проблема, когда для другого еще перед школьными годами тема остается актуальной.

При этом у девочек это получается чуть раньше, чем у мальчиков. Это связано с тем, что малышки развиваются быстрее сверстников, что является нормой. А вообще, не торопитесь, ведь завязывать шнурки , а до этого не стоит волноваться.

Чтобы верно определить возраст готовности к обучению, первый раз покажите ребенку это нехитрое дело в игровой форме. Если он заинтересован, но у него не получается, продолжайте играть. Однако в случаях, когда чадо психует, отказывается, нервничает, отложите вашу затею до лучших времен.

Лучшие методики

Шнуровка для детей

Познакомить с тесьмой можно гораздо раньше, чем вы впервые покажете самый просто узел-бантик. В детских магазинах широко представлены разнообразные игрушки в виде сапожка, пуговок, домиков, фруктов и так далее.


Украшаем ножки

В этом вам могут помочь яркие красочные ленточки. Посадите ребенка на диван или ковер и предложите малышу украсить свою ножку бантиком. Научите его сначала завязывать простой узел, а когда малыш овладеет этим навыком, продолжите обучение.

Игра – наше все

Игровая форма – это лучшее, что можно придумать для усвоения информации ребенком. Так что давайте смастерим обучающую игрушку.


Вам потребуется

  • Картон;
  • Ножницы;
  • Пара шнурков;
  • Краски, фломастеры

Пошаговое создание

  1. Нарисуйте на картоне пару обуви, она может очень напоминать ту, что носит ваше чадо, а может выглядеть совершенно уникально и даже волшебно. Главное – заинтересовать малыша.
  2. Разрисуйте яркими красками или фломастерами вашу заготовку, наметьте места, где будут просовываться ленты.
  3. Ножницами сделайте отверстия, просуньте ленточки и завяжите их, как на обычной обуви.
  4. Теперь на игрушке можете показать ребенку, как правильно завязывать ниточки и тесемки, а затем попросите его повторить за вами. Конечно, малыш будет путаться, у него иногда не будет получаться, движения будут медленными и неаккуратными. Не торопитесь переделывать все за ребенка, пусть он самостоятельно, методом проб и ошибок научится это делать.


Сказка

Вы, конечно, можете объяснять сухим русским языком простые и понятные вещи, но ребенку, привыкшему к историям и сказкам, куда проще будет запомнить материал в более непринужденной форме.

Для того, чтобы сделать базовый узел, расскажите малышу такую сказку: «Жили-были два червячка Лу и Ли. Однажды они встретились, крепко-крепко обнялись и не захотели расставаться». Одновременно с этим показывайте, как завязать простой узел.

Если малыш освоил это нехитрое дело, попробуйте усложнить задачу, поведав историю о двух братцах-зайчиках. «Жили-были два братца-зайчика и звали их Левый и Правый», – завяжите обычный узелок. «Левый предложил Правому интересную игру», – сложите левый шнурок в петельку. «А Правый с удовольствием согласился», – правый так же складываем в петельку. «Им очень понравилась игра!» – завяжите петельками узелок, чтобы получился бантик.

От теории к практике

  • Если вы считаете, что ваше чадо уже вполне готово учиться на своей обуви, пробуйте. Купите ему новенькие кроссовки, например, или вымойте те, что имеются, уютно расположитесь на диване или ковре и приступайте. Сначала расскажите, как правильно это делать, затем покажите в очень медленном темпе, попутно еще раз описывая весь материал. Предложите ребенку повторить за вами, направляйте его, помогайте и указывайте на ошибки, но только ласково и нежно.
  • Со временем, когда у малыша будет хоть немного получаться, доверяйте ему завязывание шнурков перед походом на улицу. Каждодневная практика незамедлительно принесет свои плоды. Кроме того, это отличная мотивация носить яркую и красивую обувь.


Есть и другой вариант

Предложите выйти на прогулку, в зоопарк или в парк. Встаньте сзади малыша, чтобы он четко видел ваши руки не в зеркальном отражении (это собьет с толку) и поэтапно, поясняя свои действия, завязывайте бантик-узелок.

Убедившись, что кроха внимательно наблюдал за вами, предложите сделать то же самое на втором кроссовке или кеде. Не ругайтесь и не нервничайте, дайте ребенку время, чтобы сообразить и сделать все правильно.

  • Покажите ребенку этот легкий и быстрый способ завязать шнурки. Разбейте обучение на два этапа. В первом поясните, что нужно взять две ниточки, скрестить их, а затем в образованную арку просунуть один из концов. Сложите две петельки, скрестите их и проденьте одну под другой. Осталось затянуть, и готово.
  • Запомните, каждый малыш развивается по-своему, и если у соседской малышки в 3 годика все получилось, это не значит, что ваш ребенок должен уметь то же самое.

Не подгоняйте свое дитя, не суетитесь и не переделывайте все вместо него. Во-первых, вы только усугубляете ситуацию, во-вторых, ребенок попросту не захочет учиться, будет психовать и нервничать вместе с вами.


  • Не мешайте малышу. Он должен самостоятельно разобраться с тесьмой. Ваша задача – мягко направлять, но не перенимать инициативу в свои руки.
  • Мотивируйте различными способами. Все детки стремятся поскорее вырасти, вот и расскажите малышу, что в школе каждый уважающий себя взрослый владеет завязыванием шнурков. Увидите, ваше чудо с удовольствием засядет за это занятие, чтобы стать старше в глаза сверстников. А теперь можно —научить ребенка кататься на коньках—.
  • При этом не сравнивайте его успехи и успехи знакомых. Это, конечно, может подначивать интерес, но для некоторых детей, вопреки желаниям родителей, такой метод абсолютно не работает.

Не откладывайте занятия, если ваша непоседа хочет научиться уже сейчас, и наоборот, не заставляйте, если противится и брыкается.

  • Развивайте мелкую моторику с рождения. Для этого вам поможет пластилин, всевозможные игры с пальчиками и игра с сыпучими веществами: просо, бусинки, пуговки. Внимание: обязательно наблюдайте за ребенком, ибо он очень любопытен и все тянет в нос и рот.
  • Купите пару разноцветных шнурков, тогда ребенку будет гораздо веселее и интереснее обучаться, а еще он будет стремиться выбежать на улицу, чтобы показать своим друзьям красивые тесемки.
  • Начинайте обучение на плоских разноцветных шнурках и тесемках. Их проще завязать в узел.
  • Не бросайте занятие после первой неудачи. Ошибки – это путь к развитию. Объясните это и помогите достичь этой цели.

Как научить ребенка быстро завязывать шнурки – видео

Из этого видео вы узнаете еще один интересный способ, как быстро завязать бантик на шнурках. Он точно понравится вашему малышу. Ну правда, кто не любит мультики? Игровая форма – лучший способ донести что-то до ребенка, а если это делают полюбившиеся персонажи, малыш не только научится, но и получит удовольствие.

Оказывается, завязать шнурки не так уж и сложно. Нужно только немного усидчивости и желания. Расскажите нам в комментариях, а вам понравились эти способы? В каком возрасте ваш малыш заинтересовался сей премудростью?

Чтобы ребенок полноценно развивался и не чувствовал себя обузой, необходимо вовремя обучать его тому или иному функциональному навыку, который пригодится ему в повседневной жизни и поможет нормально существовать в социуме. Учимся разговаривать в 1 год, ходить – в 1,5 года, а завязывать шнурки… когда потребуется.

В каком возрасте пора учиться завязывать шнурки?

На этот вопрос педагоги-психологи отвечают по-разному. Обратимся к некоторым письменным трудам по воспитанию детей. Так, например, в своей образовательной программе, а вернее, в стратегиях и тактиках по воспитанию детей, известный педагог М. Монтерссори выделяет несколько так называемых зон развития ребенка:

  • зона умственного развития;
  • зона сенсорики;
  • зона практической жизни.

Обратим внимание на последнее. Мария Монтерссори отмечает, что эта зона имеет особо важное значение для малышей. Зона практической жизни включает в себя такие навыки и умения, как способность следить за собой, умываться, одеваться, а также пользоваться различными вещами вроде молнии на курточке, пуговиц на рубашке и шнурков на кроссовках. Подходящим возрастом для обучения таким вещами педагог выделяет возраст 2,5–3,5 года. Иные специалисты говорят о возрасте от 3 до 6 лет. Но все они сходятся в том, что предпринимать первые попытки научить ребенка завязывать шнурки нужно тогда, когда он начнет осознавать то, чему его обучают, что при этом делают и для чего это нужно.

Именно осознанность собственных действий поможет скорее обучиться этому навыку.

Возраст осознанности приходится в среднем на 2– 3 года в зависимости от развития ребенка, окружающих факторов, его психологического здоровья и т. д. Это как раз то время когда у человека формируются самые первые воспоминания о детстве и память начинает работать активнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что начинать учить своих дочерей и сыновей завязывать шнурки нужно тогда, когда в этом появится практическая необходимость. Например, когда малыш пойдет в садик и ему потребуется самостоятельно надеть ботинки для прогулки или кроссовки для занятий физкультурой.

В таком случае и труды родителей не пропадут даром. Ведь малыш каждый день начнет повторять одни и те же движения под вашим контролем и в конце концов навсегда запомнит, как завернуть пресловутый бантик.

Шнурки и мелкая моторика

Развитие моторики детских рук не менее важно, чем обучение малышей ходьбе, разговорам, приучение к горшку. Озаботиться этим вопросом необходимо уже с первых недель жизни малыша. Младенцам следует делать массаж ладошек и пальчиков, стимулируя мышцы и нервные окончания, имеющие связь с головным мозгом. Когда ребенок растет, ему предлагают игрушки различных структур: мягкие, твердые, с крупными или мелкими деталями, статичные или меняющие положение. Также малыши должны лепить фигурки из пластилина, собирать мозаики, конструкторы или пазлы с родителями – и многое другое.

Раннее развитие моторики уже будет хорошей базой для обучения завязыванию шнурков. Детям с плохо развитой моторикой и слабыми ручками будет гораздо сложнее научиться зашнуровывать обувь.

Если родители плохо заботились об активности кистей рук малыша, требуется восполнить эти пробелы в развитии. Для этого поиграйте со своими детьми, используя вышеперечисленные предметы. Ведь сформированность моторики имеет огромное значение для физического и психического здоровья человека. От уровня моторики будет зависеть успешность обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, разговорной речи.

Обучение завязыванию шнурков поможет ребенку с нормальным и полноценным развитием улучшить свои моторные навыки.

Приступаем к обучению

Правило 1 : учим ребенка отличать правую и левую сторону. Если он уже это знает – отлично.

Правило 2 : учимся отличать правый и левый ботинок. Для этого можно использовать такую схему.

  • «Ботинки (кроссовки, кеды) поссорились!» – поменяйте обувь местами и объясните малышу, куда смотрят носки и что такое расположение обуви неверно. Ботиночки в таком виде надевать нельзя, потому что будет неудобно ходить и будут болеть ножки.
  • «Ботинки (кроссовки, кеды) помирились!» – разверните обувь в правильное положение и поясните свои действия.

Правило 3 : никогда не кричите на ребенка. Даже если вы третий или двадцать третий раз объясняете ему, как завязать шнурки. Никогда. Не развивайте в вашем малыше комплексы и страхи. Верьте в свое чадо и помогите ему. Он обязательно научится.

Самое главное в успешном обучении любому навыку – быть примером для своего ученика. Покажите на себе, как правильно шнуровать обувь, как продевать веревки в отверстия, в какой последовательности и как их завязывать. Комментируйте каждое свое действие. Для большего веселья и легкости обучения можно использовать какие-либо стишки, сравнивать шнурки с животными, например со змейками или с ушками зайчика.

Можно проговаривать такие строки:

«Зайчик-душка,

У него два ушка!» – в этот момент сделайте из завязок две петли и покажите их ребенку.

«Зайчик кустик обошел» – здесь перекрутите и скрестите петли одну за другой.

«В норку он свою зашел» – проденьте одну петлю под другую.

«Вот и все!» – затягиваем.

Пусть каждое ваше действие поэтапно повторяется ребенком. Такой метод обучения срабатывает лучше остальных.

Не садитесь напротив ребенка и не показывайте ему свои действия в зеркальном положении. Малышу в разы труднее будет разобраться с и так непростой для него задачей.


Также ребенка можно попытаться мотивировать завязывать шнурки. Купите ему красивую и яркую обувь – ту, которая ему очень понравится, будет вызывать неподдельный восторг, желание надеть и носить ее. Объясните ребенку, что для этого ему придется научиться завязывать шнурки, и, скорее всего, он с энтузиазмом начнет запоминать ваши уроки.

Еще один вариант мотивации: предложить ребенку сходить в интересное для него место. Это может быть кинотеатр, зоопарк, прогулка с друзьями, парк аттракционов и т. д. И после того, как заинтересуете ребенка, скажите, что вы сможете выйти из дома только после того, как он обуется.

Не забывайте хвалить своих детей за их старания и успехи, чтобы не убить в них желание обучаться.

Научить дошкольников самообслуживанию очень важно. Будьте терпеливы, внушите ребенку веру в себя и в то, что у него обязательно все получится. Тогда положительного результата не придется долго ждать.



Рассказать друзьям