Как питается плод в утробе матери на всех этапах развития. Что умеет малыш в животике? Ребенок в утробе матери

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Не все знают, как питается ребенок до рождения, находясь в утробе матери. Некоторые убеждены, что малыш получает все необходимое из плаценты или из околоплодных вод, которые не связаны с организмом беременной. Поэтому питание матери и ее вредные привычки никак не отражаются на здоровье плода. Рассуждая таким образом, нерадивые женщины оправдывают свое нежелание отказаться от курения и употребления спиртных напитков во время беременности. Однако здоровье и развитие плода полностью зависит от поведения матери. До самых родов беременная и ее ребенок представляют собой единое целое.

Самый ранний этап развития

После слияния яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота. Она представляет собой тотипотентную клетку, содержащую полный двойной набор хромосом, доставшихся от отца и матери. Тотипотентными называют клетки, из которых может развиться любой орган или целый организм. Примерно через сутки происходит первое дробление зиготы, в результате которого она делится на 2 генетически равноценные клетки (бластомеры). Первое деление занимает около 30 часов. За стадией двух бластомеров наступает стадия трех бластомеров. Через 40 часов будущий зародыш уже состоит из 4 клеток, покрытых одной общей оболочкой. После третьего этапа деления, на 4 сутки после оплодотворения, процесс ускоряется.

При дроблении зиготы образуются светлые и темные бластомеры. Поверхностные светлые клетки в дальнейшем превратятся в трофобласт. Из трофобласта сформируется внезародышевая оболочка (хорион). Она срастется с тканями матки, образуя плаценту. Темные внутренние бластомеры на 2 неделе развития беременности трансформируются в тело зародыша и внезародышевые органы - амнион, желточный мешок и аллантоис. Из амниона позднее разовьется внутренняя оболочка плодного мешка, наполненного околоплодными водами.

Желточный мешок (пуповинный пузырек) выполняет такую же роль, как и желток в курином яйце. Он является источником питательных веществ для зародыша. В нем появляются кровяные островки, из которых сформируются первые кровяные клетки и кровеносные сосуды. Кровь поступает от эмбриона к стенкам желточного мешка по примитивной аорте. Она циркулирует по широкой сети капилляров и возвращается через желточную вену в трубчатое сердце эмбриона. Вместе с кровью переносятся к зародышу питательные вещества из желтка, которым он начинает питаться.

Питать плод желточный мешок будет недолго - около недели. Кроветворную функцию он выполняет дольше - до 7-8 недели развития эмбриона. Позднее он подвергается обратному развитию.

Аллантоис является производным желточного мешка. Он играет большую роль в обеспечении плода питательными веществами и кислородом. С его помощью осуществляется соединение кровеносных сосудов эмбриона с хорионом.

Постоянно делящаяся зигота превращается в плотное скопление клеток (морулу). После появления между клетками полости (бластулы), морула превращается в бластоцисту (пузырек с жидкостью).

После имплантации плодного яйца

Бластоциста проникает в полость матки на 5 сутки. Еще около 2 суток плодное яйцо находится в свободном состоянии, подыскивая подходящее место для внедрения во внутреннюю оболочку матки (эндометрий). Все это время источником для питания эмбриона является желточный мешок. Если бластоциста замешкается и пробудет в свободном состоянии слишком долго, питательных веществ желточного мешка плоду может не хватить. Без питания эмбрион погибает.

На 6-7 сутки после оплодотворения начинается процесс имплантации. Сначала бластоциста прилипает к эндометрию (адгезия), затем начинается процесс проникновения (инвазия). Успешность инвазии зависит от деятельности бластоцисты. Ее бластула выделяет ферменты, которые помогают растворить верхний слой эндометрия. Если ферментов вырабатывается достаточное количество, бластоциста благополучно погружается в толщу эндометрия. Ранка на поверхности эндоментрия сразу же зарастает.

После проникновения плодного яйца в слой эндометрия активизируется трофобласт. Из сформированного из него хориона вырастают ворсинки - щупальца. Они внедряются в более глубокие слои эндометрия, разрывая кровеносные сосуды матки. Между ворсинками и тканями матки возникают лакуны. Они наполняются кровью, которая изливается из поврежденных кровеносных сосудов. Кровь омывает зародыша, поставляя ему питательные вещества и кислород из организма матери.

Барьер между кровью беременной и плода состоит только из тканей ворсинок хориона и стенок капилляров пуповинных сосудов. Благодаря этому осуществляется максимально возможное всасывание питательных веществ и кислорода.

В этом периоде развития зародыш наиболее уязвим. Все содержащиеся в материнской крови токсины беспрепятственно проникают в организм плода. Если женщина употребляет спиртное, курит или принимает лекарственные средства, эмбрион может погибнуть от отравления. Его собственная система защиты еще не успела развиться.

Сразу после имплантации происходит формирование трех зародышевых листков плода, из которых позднее образуются все его ткани и органы. Если на этом этапе беременности кровь будущей матери будет содержать много токсинов, в процессе формирования зародышевых листков плода может произойти сбой. Последствиями нарушений становятся патологии различных жизненно важных органов.

Формирование плаценты

На 3 неделе после оплодотворения начинается период плацентации. Плацентой называется орган, связывающий беременную и ребенка. Через него осуществляется обмен веществ между материнским организмом и плодом. Эмбрион получает питательные вещества и кислород, выделяя продукты жизнедеятельности и двуокись углерода. Плацента также выполняет барьерную функцию, регулируя поступление питательных веществ в организм плода, а также задерживая опасные для него вирусы и токсины. Процесс формирования плаценты осуществляется наиболее интенсивно до 6 недели беременности.

Формирование плаценты начинается с врастания кровеносных сосудов в ворсинки хориона. Одна стволовая ворсина и ее многочисленные ответвления, содержащие эмбриональные кровеносные сосуды, образуют плодовую дольку плаценты (котиледон). Эмбриональная часть плаценты содержит множество чашеобразных котиледонов, разделенных соединительными перегородками (септами).

Со стороны матки формируются карункулы, которые находятся напротив котиледонов. Материнские спиральные артерии поставляют питательные вещества и кислород в межворсинчатое пространство. Они впитываются кровеносными сосудами эмбриональных котиледонов. При передаче питательных веществ кровь матери и плода не перемешивается.

Пока малыш растет, количество котиледонов и кровеносных сосудов стремительно увеличивается. К 140 дню беременности в плаценте находится 10-12 крупных, 40-50 мелких и 150-200 рудиментарных котиледонов. Толщина детского места достигает 1,5-2 см.

В дальнейшем масса плаценты увеличивается вследствие развития существующих котиледонов. Формирование кровеносных сосудов заканчивается к 20 неделе беременности. В этот момент понижается артериальное давление у беременной, поскольку сопротивление кровотоку из материнских артерий практически отсутствует.

Питательные вещества мама передает плоду с помощью сотен кровеносных сосудов. Постоянство кровотока поддерживается посредством многоступенчатой системы регуляторных механизмов. Со стороны матери кровоток определяется движением материнской крови и сокращениями матки. Со стороны плода циркуляция крови обеспечивается сердцебиением и мускулатурой ворсин. Развитие ребенка полностью зависит от маточно-плацентарного и плодово-плацентарного кровообращения.

Что получает плод из материнского организма?

То, как питается ребенок в утробе матери, зависит от рациона беременной. Для благополучного развития плода необходимы многие питательные вещества, но некоторые из них особенно важны.

Витамин А нужен для осуществления обмена веществ. С его помощью у ребенка формируются слизистые оболочки, сетчатка глаз и костная ткань.

Регулярно получая от матери витамин В1, малыш активно растет. Витамин улучшает обмен веществ в тканях головного мозга, позволяя ему активно развиваться.

Витамин В2 необходим для создания тканей плода. Он играет важную роль при формировании органов зрения. От рибофлавина зависит острота зрения и световосприятие. Получая нужное количество витамина В2, младенец хорошо прибавляет в весе, формирует здоровую нервную систему, слизистые оболочки и кожные покровы.

Рибофлавин нужен для усвоения железа и синтеза гемоглобина. Накопленный во время внутриутробного развития гемоглобин малыш будет расходовать до шестимесячного возраста.

Витамин В5 требуется ребенку для осуществления обмена веществ и выработки гормонов.

От витамина В6 зависит снабжение тканей глюкозой и выделение накопленных в органах углеводов в кровь. Пиридоксин участвует в кроветворении.

Витамин В7 нужен для поддержания процесса деления клеток плода.

Благодаря поступлению витамина В9 у малыша развивается и функционирует иммунная система. Фолиевая кислота предотвращает появление патологий нервной трубки плода и других пороков развития.

От количества витамина В12 в материнской крови зависит синтез аминокислот и белков. Он участвует в кроветворении. Цианокобаламин накапливается в печени во время внутриутробного развития. Запасов витамина хватает ребенку на год.

Получая витамин РР, дети могут формировать пищеварительную систему, регулировать функции щитовидной железы и надпочечников.

Кальций требуется ребенку для построения костной и хрящевой ткани. Фосфор улучшает состояние мышц, участвует в передаче наследственных качеств от родителей к плоду.

Если беременная получает с пищей мало витаминов и микроэлементов, необходимые вещества вымываются из ее организма, чтобы обеспечить растущий плод.

Причины плохого питания до рождения

Как питается плод в утробе матери, зависит не только от питания, но и от здоровья беременной. Питание ребенка может быть плохим из-за плацентарной недостаточности.

Плацентарной недостаточностью называют состояние, когда плацента не выполняет свои функции в полном объеме. Различные заболевания беременной не позволяют органу благополучно сформироваться и развиться. В результате различных патологий в плаценту поступает недостаточное количество крови или ухудшается венозный отток. Плохо развитая сетка кровеносных сосудов не позволяет передать младенцу нужное количество питательных веществ и кислорода. При плацентарной недостаточности может нарушаться состав крови и ее свертываемость.

Вследствие плацентарной недостаточности ребенок хронически недополучает питательные вещества и кислород. Его развитие замедляется или происходит с нарушениями. О голодании плода свидетельствуют его интенсивные движения в животе на поздних сроках беременности. В первом триместре обнаружить патологию можно во время ультразвукового обследования.

Действительно, как устроено питание будущего ребенка? Как питается плод? А эмбрион? А зародыш? И как это получается, ведь никакой еды в животе у мамы нет! И каким образом так выходит, что будущий малыш всю беременность умудряется быть сытым и довольным, когда ему все девять месяцев маковой росинки в рот не попадает! Как это устроено? Давайте разберемся.

Природа постаралась и устроила все очень мудро. По мере развития и усложнения строения будущего малыша, усложняется и развивается пищеварительная система. В совершенствующейся системе питания зародыша и плода различаются четыре периода.

Первый период — яйцевой — начинается с момента зачатия и заканчивается внедрением оплодотворенного яйца в отпадающую оболочку матки; он длится 5-6 дней. Странствующее в это время по трубе яйцо не находится в связи с тканями материнского организма и поэтому не может извлекать из них нужные ему для развития питательные вещества. В течение этого времени оплодотворенное яйцо получает питательные вещества лишь из тех запасов, которые находятся в клетках лучистого венца («питательные клетки»), и в меньшей степени из запасов, которые были накоплены в яйцевой клетке.

Второй период — желточный — начинается с момента внедрения оплодотворенного яйца в отпадающую оболочку матки и заканчивается к концу второй недели жизни зародыша. Запасы питательных веществ, находившихся в «питательных клетках» и в самом яйце, быстро истощаются. К этому времени начинают выявляться свойства трофобласта: он расправляет материнские ткани — явление, связанное с процессом нидации (внедрения) яйца, всасывает и направляет к зародышу освобождающиеся при расплавлении материнских тканей (отпадающей оболочки) жидкие и газообразные вещества: белки, глюкозу, кислород и др. Эти вещества, поглощаемые первичными ворсинками, частично передаются непосредственно зародышу; большая же их часть попадает в образовавшийся к этому времени желточный мешок, имеющий свою, хотя и примитивную сосудистую систему. Отсюда питательные вещества по первичным кровеносным сосудам переносятся ко всем частям зародыша, у которого уже начало работать сердце (желточное кровообращение).

Третий период — аллантоидный. На второй неделе жизни зародыша приток питательных веществ из желточного мешка не поспевает за быстро возрастающими потребностями зародыша. К этому времени первичные ворсинки хориона снабжены уже ответвлениями кровеносных сосудов — они превращаются в истинные ворсинки хориона. Теперь зародыш снабжается всем необходимым для своего развития из крови матери через пышно разросшиеся ворсинки. Это так называемое хориальное кровообращение. Этот период длится около 8 недель.

Четвертый период — плацентарный. К концу III месяца беременности ветвистый хорион превращается в плаценту, через которую осуществляется обмен веществ между матерью и плодом. Этот период длится до рождения плода.

Развивающийся плод имеет собственный обмен веществ, на который большое влияние, в том числе и корригирующее, оказывает материнский организм. Пребывание плода в матке не бывает безразличным для беременной, в организме которой происходят сложнейшие изменения, направленные на создание оптимальных условий для развивающегося плода. В организме беременной происходит более экономное расходование питательных веществ. В итоге материнский организм в физиологических условиях даже при обычном питании в состоянии не только покрыть все потребности плода в питательных веществах, но и создать известный их резерв в своем организме. Кроме того, материнский организм в состоянии нейтрализовать продукты обмена, поступающие от плода, и ряд других влияний, исходящих из развивающегося организма.

Функционирование отдельных органов плода начинает проявляться сравнительно рано. Так, двенадцатинедельный плод человека, удаленный из матки с неповрежденными оболочками, отвечает на внешние раздражения движениями пальцев и обнаруживает дыхательные движения грудной клетки и живота. Движения плода к 18-20-й неделе беременности уже ощущаются самой матерью и легко определяются при пальпации живота. На шестом месяце внутриутробной жизни плода — печень вырабатывает и накапливает гликоген, а несколько позже выделяет и желчь, которая, смешиваясь с невсасываемыми веществами проглатываемой плодом амниональной жидкости (комочки сыровидной смазки, чешуйки эпидермиса, пушок), попадает в его желудочно-кишечный тракт и скопляется в толстой кишке в виде смолистой темно-зеленой маркой массы, носящей название первородного кала, или мекония.

Судя по появлению сыровидной смазки на коже плода, можно думать, что кожа начинает функционировать на V месяце беременности. Функция почек выявляется на месяц позже. Нервная система начинает функционировать очень рано. Об этом, в частности, говорит раннее появление у зародыша сердцебиения (на 2-й неделе) и рефлекторных движений (скелетных, дыхательных, глотательных и др.).

Во второй половине беременности, особенно в ее конце, выявляется деятельность внутрисекреторных органов плода. Выделяющиеся при этом гормоны попадают и в материнский организм.

Таким образом, мудрая природа прекрасно устроила и отрегулировала бесперебойно работающий механизм питания и развития будущего ребенка.

Будущим мамам, в свою очередь, необходимо соответствовать, то есть правильно питаться, чтобы их малыш в полной мере получал все необходимое для развития, родился здоровым и в будущем радовал всех своим аппетитом.

Обучение в животике!

Возможно, некоторые молодые родители не предполагают, что появившийся на свет малыш, далеко не «чистый лист»! Не смотря на то, что ребенок находиться в утробе матери, внешняя среда уже оказывает влияние на его развитие. Существующие ожидания и опасения, достаток и лишение, потрясения, болезни и все, что происходит в семье, где предстоит родиться ребенку, влияют на перинатальное развитие. Данный период нахождения ребенка в утробе матери (ребенок в животе), протекает в строго контролируемой среде (матка матери) и проходит ряд этапов в жесткой последовательности.
Итак, оплодотворение произошло, яйцеклетка встретилась со сперматозоидом, и образовалось нечто называемое зиготой (оплодотворенная яйцеклетка). Начинается первый период развития вашего ребенка в утробе матери – герминальный. Возможно, название вы не запомните, но суть уловите. Здесь происходить быстрое деление зиготы и первичная организация клеток. Иногда при первом делении оплодотворенной яйцеклетки могут образовать 2 абсолютно идентичные клетки, которые разделяются и развиваются два одинаковых организма (идентичные близнецы). А вот разнояйцовые близнецы (не похожие и возможно разнополые) получаются из двух оплодотворенных яйцеклеток, т.е. двух зигот. Далее многочисленные клетки образуют эмбрион, который внедряется в стенку матки, происходит процесс имплантации.
Со второй недели беременности начинается эмбриональный период, и длиться он до конца 2-го месяца. Сейчас формируются органы, характерные признаки, ручки и ножки, лицо, уже бьется сердечко, начинают различаться черты, присущие только человеку. Малыш питается при помощи плаценты, которая связана с эмбрионом при помощи пуповины. Длина ребенка еще 4 мм, а нервная система уже начинает работать! Хотя очень часто будущая мама еще не знает о нахождении ребенка в животе и подвергает свой организм опасности, поэтому именно в этот период велика опасность выкидыша.
С третьего месяца и до рождения протекает фетальный период. Здесь окончательно созревают и начинают функционировать большинство органов и систем малыша. Ребенок в животе начинает шевелиться, с каждым месяцем сильнее и активнее. Тренируется в мимике! Хмурится, пробует направить взгляд, шевелит губами, открывает рот, сосет палец. В деснах формируются зубы, растут ногти и волосы. Происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов в соответствии с полом малыша. Уже будучи ребенком в утробе матери у будущей женщины закладывается то количество яйцеклеток, которое будет до конца репродуктивного возраста. К 12-й неделе малыш уже обрел все органы и системы, хотя вес его около 14 г и рост 7,5 см. В 15 недель ребенок совершает хватательные движения, к 20-й развиваются органы вкуса и обоняния, в 24 недели начинает реагировать на звук! На 27-й неделе малыш иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери.
В медицине чаще принято делить беременность на триместры (по три месяца каждый): 1 триместр – развитие органов и структур тела; 2 – созревание сердца, легких и головного мозга до уровня, необходимого для выживания; 3 – подготовка к работе всех систем и органов, адаптация малыша.
Как мы уже знаем, ребенок в животе связан с мамой пуповиной, получая необходимое питание. А может ли он получать что-нибудь еще от своих родителей? От мамы скорее да, а с папой что делать? Возможно ли обучать своего ребенка уже в утробе матери? Мы уже знаем, что с 24-й недели малыш начинает реагировать на звук. Ребенок привыкает к шуму в организме матери, поэтому после рождения, укладывая его на грудь, он успокаивается, услышав сердцебиение матери. Часто повторяющиеся звуки вызывают привыкание и даже узнавание после рождения. Некоторые американские ученые (Ван де Карр) разрабатывали программы обучения малышей в утробе матери. Суть таких программ в так называемых «перестукиваниях» и эмоциональной реакции на них родителей. Другие специалисты не находят смысла в таких занятиях. Едины они в том, что тесное общение с обоими родителями очень важно для малыша, ему необходимо слышать голос и чувствовать прикосновения, пусть даже через животик.
Очень часто говорят, что беременным необходимо быть спокойными, испытывать исключительно положительные эмоции. И этот факт также можно связать с физиологией, ведь беременность целиком и полностью процесс гормональный и наши эмоциональные реакции также связаны с гормонами. При стрессах, испугах у нас в организме вырабатывается адреналин, возбуждающий нервную систему, в случае беременности и нервную систему ребенка в утробе матери. Такие частые дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда неспокойные возбудимые дети, которые плохо спят и едят, принося беспокойство родителям. Детям необходимы такие истеричные проявления, чтобы чувствовать себя комфортно и привычно. Часто встречаются и неврологические проявления, которые также могут быть связаны с неблагоприятным течением беременности.
Выходит, основной канал общения и обучения – эмоциональный. Способность понимать и принимать свои эмоции и чувства, контролировать и регулировать их очень важная составляющая здоровой и счастливой жизни детей и их родителей. В современном обществе уже давно появилось понятие Эмоциональный Интеллект, который, как и интеллектуальный, необходимо развивать. И это задача для нас родителей – быть любящими и дать то, чего достойны наши дети.

При обсуждении вопроса правильного питания беременных и кормящих мам часто возникает вопрос: — «Как питается плод в утробе матери? Неужели за время пребывания в животе не успел познакомиться с привычным маминым рационом и привыкнуть к нему?». Давайте разберемся с этим вопросом.

Этап 1. Имплантация зародыша: питание за счет запасов питательных веществ в желточном мешке яйцеклетки

В первую неделю после оплодотворения, во время путешествия по маточной трубе и в период прикрепления к выстилке матки скопление клеток, которое в скором будущем станет любимым (или любимой) крохой питается за счет запасов питательных веществ в желточном мешке яйцеклетки.

Этап 2. Плацентарное питание

После закрепления клеток, постоянно делящихся и формирующих организм будущего крохи, к стенке матки начинает формироваться плацента. Это специальный орган который связывает кровеносные системы мамы и ребенка. Соединение плаценты с ребенком происходит посредством пуповины — трех переплетенных кровеносных сосудов через которые поступают питательные вещества из материнского кровотока к плоду. Начиная с момента формирования плаценты основное значение приобретает питание, осуществляемое за счет перехода питательных веществ из крови матери к плоду через ворсинки плаценты. Плацентарное питание играет ведущую роль до самого рождения малыша.

Этап 3. Работа собственных органов пищеварения

Начиная с 4-5 месяца беременности у ребенка начинают работать собственные органы пищеварения. Малыш начинает заглатывать околоплодные воды. В последние месяцы беременности за сутки количество проглоченных ребеночком околоплодных вод может быть больше литра. С околоплодными водами в пищеварительный тракт плода попадают питательные вещества, такие как белки, аминокислоты, глюкоза, витамины, гормоны, соли и пр. и ферменты для их усвоения.

Некоторые ферменты поступают в околоплодные воды от плода (со слюной и мочой), другим их источником является плацента, третьим — организм самой мамы. Большая часть питательных веществ поступает в организм развивающегося малыша без переваривания из его желудочно-кишечного тракта. Часть поступающих питательных веществ переваривается ферментами, поступившими с околоплодными водами.

Собственное пищеварение плода может начаться со второй половины беременности, когда клетки желудка и поджелудочной железы малыша начинают вырабатывать собственные пищеварительные ферменты — пепсиноген и липазу. Такое питание и пищеварение играет важную роль в подготовке пищеварительного тракта малыша к питанию материнским молоком.

Важно помнить, что как бы ни поступали в организм малыша питательные вещества (через плаценту или через околоплодные воды), он получит только вещества, которые предоставил организм мамы. Поэтому, для правильного и своевременного развития плода беременной женщине необходимо рациональное питание. В первое время после родов так же желательно последить за своим рационом. Хоть малыш и начал знакомство с маминой едой еще в животике, но в переваривании и усвоении этих веществ ведущую роль играли материнские ферменты. Самостоятельно малыш может еще не справиться с перевариванием некоторых веществ.

С момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом начинается процесс бурного деления клеток зародыша, обеспечивающего его рост и образование всех органов. Для этого требуется непрерывное поступление большого количества разнообразных питательных веществ и кислорода. Откуда малыш их получает, находясь до самого рождения в утробе матери? Как он дышит и питается, не имея прямой связи с внешней средой?

Особенности питания зародыша в первые две недели после зачатия

Сперматозоиды отца имеют небольшой запас питательных веществ, который нужен им для поддержания собственной жизни на протяжении 4-5 дней и быстрого передвижения по матке и трубам. Поэтому в момент оплодотворения они передают своему будущему ребенку только генетическую информацию. А яйцеклетка, созревая в материнском яичнике, обязательно накапливает необходимые микро- и макроэлементы для будущего плода. В результате после встречи со сперматозоидом она внешне напоминает куриное яйцо без скорлупы: внутри питательного слоя, называемого желточным мешком, покрытого снаружи защитной оболочкой, плавает активно делящийся зародыш. Именно благодаря этому запасу строительного и энергетического материала оплодотворенная яйцеклетка и существует в течение первых двух недель после зачатия, пока она дрейфует в полости матки в поиске места для прикрепления. Если продвижение зародыша замедляется и накопленных веществ оказывается недостаточно, то он погибает.

Как питается малыш в сроке до 14 недель внутриутробного развития

Уже с третьей недели развития эмбриона его наружная защитная оболочка начинает образовывать выросты, которые в виде ворсин внедряются в слизисто-подслизистый слой матки женщины. Постепенно разрастаясь в глубину и в ширину, из них на протяжении примерно 10-12 недель формируется плацента. В этот период зародыш еще питается за счет истощающихся запасов желточного мешка, но роль плаценты в обеспечении малыша необходимыми для его развития веществами возрастает с каждым днем. Именно через плаценту плод начинает получать кислород из крови матери.

Особенности плацентарного питания плода с 15 недели до родов

После 14 недели внутриутробного развития и вплоть до момента рождения единственным источником питания плода и его легкими становится плацента. Она представляет собой толстые ворсины, внедрившиеся глубоко в стенку матки матери, которые постоянно омываются изливающейся из маточных сосудов женщины кровью, образующей своеобразные пещеры. Именно здесь и происходит активное всасывание питательных веществ и кислорода в сосуды ворсин и удаление из них ненужных ребенку и токсичных продуктов обмена веществ, а также углекислого газа.

Богатая питательными веществами и жизненно необходимым малютке кислородом кровь движется из мелких кровеносных сосудов ворсин плаценты к плоду, постепенно объединяясь и укрупняясь в размере. В результате по двум самым большим венам пуповины кровь проникает в кровеносную систему зародыша и притекает ко всем его органам, вплоть до самой маленькой клеточки, отдавая им кислород и питательные вещества и забирая отработанные шлаки и накапливающийся углекислый газ. Оттекает кровь от тела плода к ворсинам плаценты по крупной артерии пуповины.

Плацента — уникальный орган, сконструированный природой таким образом, чтобы поставлять необходимые зародышу вещества даже при их нехватке в крови матери. Поэтому часты случаи преждевременной потери зубов, судорог в мышцах или разжижения костной ткани у беременной женщины при недостатке в ее питании кальция, развития анемии – при дефиците железа в пищевом рационе. Кроме того, наружная оболочка ворсин абсолютно непроницаема и не позволяет крови матери и плода смешиваться. Благодаря этому феномену женщина может выносить и обеспечить питанием своего ребенка даже тогда, когда он имеет отличную от нее группу крови.

Мать во время беременности обеспечивает кислородом не только себя, но и своего малыша. Именно поэтому она очень чувствительна к недостатку свежего воздуха, вплоть до развития обморочных состояний.

Что происходит с младенцем после рождения

После извлечения малыша из матки в еще течение нескольких минут по сосудам плаценты продолжается кровоток, благодаря которому сделавший свой первый вдох и закричавший младенец еще поддерживается своей мамой. Врачи-акушеры обычно не спешат пережимать и перевязывать пуповину до тех пор, пока ощущается ее пульсация. Но эта материнская помощь и подстраховка в решающие мгновения жизни ребенка прекращается после того, как сократившаяся матка отторгает плаценту. С этого мгновения малыш начинает полностью самостоятельную жизнь. Теперь ему самому приходится дышать и учиться кушать.



Рассказать друзьям