Как приучить ребенка к горшку: в нужном месте в нужное время! Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда сажать ребенка на горшок ? В каком возрасте малыш должен научиться самостоятельно ходить на горшок? Эти вопросы волнуют почти всех родителей маленьких детей. И почти всем хочется, чтобы это произошло как можно быстрее, потому что умение пользоваться горшком - явный признак взросления вашего малыша.

Для многих молодых родителей, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, потому что до сих пор писает в штаны, хотя уже давно должен проситься на горшок (например, потому, что его ровесник - сын соседки - уже давно это успешно делает), эта проблема становится очень актуальной, и они прилагают все усилия, для того, чтобы приучить ребенка к горшку. И если ребенок не поддается обучению, они начинают думать (и рассказывают об этом другим), что приучение к горшку - очень тяжелый труд.

На самом деле, не нужно торопить время, необходимо учитывать закономерности естественного развития ребенка, и приучение его к горшку происходит достаточно легко, как бы само собой.

Для того чтобы ребенок смог успешно усвоить как ходить на горшок, его организм должен достичь определенной степени зрелости. Как правило, эта зрелость не наступает до 1,5 лет и боязнь горшка у детей проходит. На всем протяжении первого года жизни ребенок не отслеживает и не контролирует работу своего мочевого пузыря и кишечника; ребенок какает и писает невольно, по мере их заполнения. Вот в этот период вопрос, как научить ребенка пользоваться горшком, уже имеет некий смысл.

Ребенок вообще долго не осознает, что с ним при этом происходит. И эти процессы регулируются безусловными рефлексами. Должно пройти некоторое время, чтобы ребенок принял способность к саморегуляции этих процессов: чтобы созрели его органы, участвующие в отправлении физиологических потребностей, чтобы стала достаточно зрелой нервная система, способная к формированию условных рефлексов, с помощью которых эти акты регулируются и управляются. Внимательные родители могут определить, когда их ребенок становится способным к этому. Чем более зрелой является ребенок в физиологическом отношении, тем легче будет приучить ребенка к горшку. Надо учесть еще и то, что регулировать процесс какать ребенок способен раньше чем писать.

При регулярном стуле у ребенка первого года жизни можно практически безошибочно определять, когда он готов справить нужду, и подставлять горшок. Обычно первые попытки посадить ребенка на горшок родители делают, когда ребенок уже способен достаточно устойчиво сидеть - в возрасте около 8 месяцев. Но даже в случае успеха утверждать, что ребенок этого возраста уже приучился к горшку, нельзя, потому что ни о какой осознанной регуляции этих процессов со стороны ребенка речь не идет. Только на втором году жизни он становится способным произвольно сдерживаться, когда хочет какать. С этого возраста ребенок готов к сознательному использованию горшка. Детей с нерегулярным стулом в первый год жизни приучить к горшку практически невозможно, как бы ни пытались его мама и папа. Им нужно подождать, когда ребенок станет старше. Если ребенок сидит долго на горшке, тогда возможно вам нужно отойти от него. Часто ребенок плачет на горшке потому, что он не понял почему его сюда привели- ведь родители зачастую насильно ведут ребенка.

Перелопатив просторы интернета по поводу приучения к горшу - выкладываю Вам достойную о данной процедуре. Много букв, но кто заинтересован, то прочтите, очень дельная статья. Здесь Вы найдете ответы на многие вопросы...

Когда приучать к горшку?

С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлксам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекссделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума. Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1. Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2. Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3. Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное – теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития ребенка) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка.

Предположим, настал благоприятный момент, и вы решили начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком.

Зачем же потихоньку? Можно ускорить этот процесс. Причем сделать это не насильно, а мягко и естественно. Читайте дальше…

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.

5. В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок– обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшокс унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочится – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
Легче всего происходит обучение пользования горшком у детей, которые не носили подгузники (мамы их высаживали), у них процесс приучения происходит быстро и без луж. Но и у «памперсных» детей не все потеряно, только придется некоторое время потерпеть лужи и кучки на полу (и в других местах).
Вот рекомендации, соблюдение которых позволит вам максимально ускорить процесс приучения:
Если до приучения к горшку ребенок все время проводил в подгузниках, то придется их снять. Почему?
Малыш должен изучить свое тело, чтобы знать, для чего нужны попа и половые органы.
Он должен установить связь между позывами и следующими за ними отправлениями. Для этого он должен увидеть акт мочеиспускания и дефекации. И не один раз.

Необходимо на примере показать, когда и как пользоваться горшком.

Для этого нужно понаблюдать за ребенком. Вы заметите, что перед тем, как справить нужду, он проявляет недовольство или затихает (напрягается, кряхтит), и в этот момент вы предлагаете малышу горшок. Хорошо, если ребенок еще и на примере взрослых или старших детей увидит, куда и как справляется нужда.
Голенькому малышу не придется ничего снимать, чтобы сесть на горшок.
Горшок должен быть в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате, пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет.
Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?».
Каждый раз после «аварии», ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету. Будьте спокойны и терпеливы!
Если горшок был использован по назначению, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции, связанные с применением горшка.

Предлагайте малышу горшочек сразу после каждого сна. А также после еды (прием пищи активизирует перистальтику кишечника, что способствует дефекации).
Чтобы сходить в туалет, необходимо расслабиться. В стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке, при посторонних людях малыш не может хорошо расслабиться и сходить на горшок. Необходимо это учитывать при приучении к горшку.
Например, я начала приучать своего «памперсного» ребенка таким способом в 1 год и 8 месяцев. Через две недели он первый раз сам сел на горшок, через неделю уже самостоятельно без напоминания использовал его по назначению. Все это время он бегал голышом, а я - со шваброй. Но результат стоил того! Никакого принуждения, все само собой произошло!

Каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания.

Чем старше ребенок, и чем больше времени он проводит голышом, тем меньше время приучения к горшку.

То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.

Почему возникают неудачи при приучении к горшку?

Даже у ребенка, уже умеющего ходить на, горшок могут случаться «аварии»:
В первое время, пока идет приучение к горшку.
Когда у малыша режутся зубки.
Ребенок, увлеченный игрой, может долгое время не ощущать потребности в мочеиспускании, даже если мочевой пузырь переполнен. Поэтому в этом случае может случиться «авария».
В период «кризиса одного года».

Как «пережить» лужи?

В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.

Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.

Как отказаться от подгузника на улице?

Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.

Обычно малыши, которые не носили одноразовые подгузники, к моменту приучения к горшку уже умеют проситься и даже терпеть в течение всей прогулки.

У «памперсных» детей тоже все будет хорошо, но придется снять подгузник перед выходом на прогулку и запастись пачкой запасных штанишек.

Вот рекомендации, как действовать:
Перед прогулкой предложите малышу сходить на.горшок Если не хочет, не настаивайте.
Если не хотите ходить в кустики, то возьмите с собой горшочек.
Не забудьте взять с собой несколько пар штанишек (и, возможно, носочков).
Каждый раз после «аварии» на прогулке ласково объясняйте малышу, что произошло: «Солнышко, ты описал штанишки! Посмотри, они стали мокрые! Давай лучше в следующий раз сходим на горшочек (травку польем)!». И после этого переоденьте ребенка.
Если малыш попросился, похвалите и ласково обнимите малыша или погладьте по голове, чтобы у ребенка остались приятные эмоции.
После прогулки предложите малышу сходить на горшок

Через некоторое времяребенок начнет терпеть всю прогулку. И вам не надо будет таскать с собой горшок и запасную одежду.

У моего сына этот период затянулся на… 3 дня. Но, до того момента, как мы стали выходить на прогулку без памперса, он уже был «приучен» к горшку.

Как отказаться от ночного подгузника?

Спустя некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком, ваш малыш будет просыпаться и ночью, чтобы сходить на горшок И тогда можно будет обходиться без подгузника в ночное время.

У тех малышей, которые не носили одноразовые подгузники, это происходит в более раннем возрасте.

Обычно к 2 годам функция задержки мочеиспускания настолько укрепляется, что начинает проявляться и во время сна, ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить в туалет.

Приучить маленького ребенка спать всю ночь, не писая, не удастся. Человек не может контролировать себя во время сна.

Единственное, что можно сделать, это предложить ребенку сходить на горшок перед сном.

Почему ребенок старше 2 лет писается в постель?

Дело в том, что если мама сама сажает малыша на горшок, или ребенок ходит на горшок только для того, чтобы мама похвалила или чтобы мама не ругала за описанные штаны, НО при этом внутри себя не испытывает в этом необходимости (проще говоря, не согласен «дружить» с горшком), то ночью, когда сознательный контроль спит вместе с организмом, его подсознание выкидывает такие фокусы. То есть он писается в кровать.

Если малышу доставляет удовольствие самому ходить на горшок, то есть его навык не только сознательный, но и подсознательный, то и ночью проблем не бывает.

Чтобы малыш полюбил процедуру пользования горшком:
не ругайте ребенка за описанные штаны;
не хвалите слишком бурно и тем более не награждайте малыша за то, что он сходил на горшок, просто ласково погладьте малыша по голове и улыбнитесь ему;
не сажайте малыша на горшок, если он уже может это делать сам, предоставьте ему свободу самому действовать в этом интимном деле.

Таким образом, малыш будет ходить нагоршок не для того, чтобы его не ругали или наоборот хвалили, а для того, чтобы получать удовольствие от осознания, что он может управлять своим телом, что это приятно и здорово!

Итоговое наблюдение из практики педиатра.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны – явление довольно типичное. При этом, главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Всем привет! Как здорово всех вас снова видеть! Ну что, начнём наше «заседание»? Нашу сегодняшнюю беседу хочется назвать именно так: тема-то важная и ответственная. Правда, пребывание своего сына в туалете я иногда тоже так называю, очень уж он любит там «позаседать». Теперь уже и не верится, что несколько лет я с трудом могла усадить его на горшок. И уговаривала, и приговаривала, и сказки сочиняла - а Ванька слушал внимательно, но и в ус не дул. Насидевшись, вставал и делал свои «дела» где-нибудь в уголке.

У вас тоже были с этим сложности? Или, может, только предстоит приучение? Тогда эта публикация непременно будет вам полезна. Прочтите до конца, а затем обязательно дополните своими замечаниями. Возможно, поделитесь своими «авторскими» приёмами. Вот и получится совместное, коллективное творчество. В этом вопросе без творчества никак. Приступим к сочинительству. Тема: «Как приучать ребёнка к горшку?».

Когда сажать на «трон»

Малыш уже уверенно сидит в своём стульчике для кормления, и вот вы отправляетесь в магазин за весьма важной покупкой - первым «мини-унитазом». Каких только нет в детских магазинах: и с погремушками, и в виде машинок, а иные напоминают настоящие королевские троны. Со спинками, крышками, мягкими сиденьями, музыкой и прочее. Это вам не холодные белые «кастрюльки» из советского детства, на которые садиться было неприятно.

Выбрали? Принесли домой, а малыш поиграл с ним, даже посидел немного, а затем потерял интерес. Такое часто бывает. Крохи поначалу воспринимают столь важный атрибут как обычную игрушку, которая через какое-то время надоедает. Не стоит огорчаться, а тем более ругать ребёнка. Поверьте, он непременно научится и вскоре порадует вас первыми «пи-пи», сделанными именно туда, куда требовалось.

Наберитесь терпения. Не стоит начинать приучать кроху слишком рано. Даже если он и будет ходить в горшок в возрасте 8-9 месяцев, то лишь на уровне рефлексов. Об осознанности говорить пока рано. А нам нужно, чтобы малыш именно понял, что к чему и для чего нужна эта интересная штука, похожая на стульчик с углублением.

Известный врач-педиатр Комаровский имеет своё мнение о том, с какого возраста высаживать ребёнка на горшок и как сделать это правильно, чтобы не отпугнуть, не травмировать, а, наоборот, заинтересовать процессом.

Купить сей важный предмет нужно заранее, ещё до того, как крохе исполнится годик. Пусть он займёт почётное место в детской, стоит на виду. Сейчас малыш с ним знакомится и постепенно привыкает. Когда наступит момент, он не испугается и спокойно на него усядется. Евгений Комаровский уверен, что раньше года высаживать карапуза на горшок не стоит. А вот в 1,5 года будет в самый раз.

Впрочем, всё индивидуально, возможно ваш сын или дочурка приучатся писать и какать в горшок уже в 1 год и 3 месяца. И такое возможно. А вот если какие-то подружки уверяют, что их ребёнок подружился с горшком уже в год, стоит задуматься, а какой ценой они этого добились. Не исключено, что за каждый «попис» в штанишки ругали и насильно сажали на горшок. Подумайте, стоит ли так травмировать неокрепшую детскую психику или лучше подождать.

Хвалить нельзя ругать

Не раз натыкалась в Интернете на «уникальные методики», как приучить малыша к горшку за 7 дней. Их даже продают за деньги. Милые мамы, уверяю, не стоит настолько ускорять процесс, который должен проходить поэтапно. Помните известную пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Так вот, чтобы не смешить, следуйте советам Комаровского. Он утверждает, что начать нужно с ознакомления.

Пусть кроха потрогает, повертит его в руках, запомнит, какого он цвета. Объясните, лучше в игровой форме, для чего нужен этот предмет. Можно посадить на него любимую игрушку ребёнка, для наглядности. Уже затем пробуйте высаживать малыша, не настаивайте, если он протестует, не желает снимать штанишки или, посидев несколько секунд, сразу вскакивает. День за днём, терпеливо и ласково снова предлагайте карапузу сесть: лучше это делать либо после сна, либо через полчаса после еды, тогда результат не заставит себя долго ждать.

И вот, у вас получилось! Малыш впервые сходил на горшок и даже сам удивился этому. Не забудьте похвалить, тогда в следующий раз, почувствовав позывы, он сам направится к нему, чтобы услышать мамино: «Ну какой ты молодец! Какая умничка» Чтобы высаживания стали системными, иногда спрашивайте своё чадо, не хочет ли он «пи-пи».

Примерно через 10 дней ребёнок постепенно адаптируется, и памперсы можно будет вовсе не надевать в дневные часы. Ночные «конфузы» будут случаться ещё довольно долго, и в 2 года, и даже в 4, малыши ещё не до конца умеют контролировать себя во сне.

Вообще при приучении нужно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обычно родители сами понимают, когда кроха уже готов: он умеет сидеть и ходить, хорошо понимает «команды» родителей, не боится горшка и даже ему симпатизирует, когда памперс переполнен - выказывает своё недовольство, всё чаще пытается сам присесть на горшок.

Чего же вы ждёте? Скорей, помогите ему приобрести необходимый жизненный навык. Не ждите рекордно быстрого результата. Процесс этот довольно сложный для недавно родившегося человечка. Ни в коем случае не ругайтесь и не наказывайте за нежелание сидеть на горшке. Это только отобьёт у ребёнка всю охоту даже близко к пластмассовому «другу» подходить.

Правильный горшок - успеха залог

Забыла сказать о том, как правильно выбрать горшок.

  • Он может быть абсолютно любым в плане дизайна, хоть со стразами в виде трона, но он обязан быть удобным.
  • Устойчивость тоже очень важна. Малыш, наверняка, будет вертеться на нём, наклоняться за упавшей игрушкой.
  • При сидении ножки ребёнка должны стоять под прямым углом, колени могут лишь слегка возвышаться. В противном случае давление на диафрагму может вызвать такие неприятные последствия, как трещины прямой кишки и геморрой.
  • Лучше, если у «трона» будет удобная спинка.

Со временем, когда ребёнок подрастёт и приучится регулярно ходить на горшок, можно купить специальную детскую накладку на унитаз.

Во сколько лет это произойдёт, смотрите по ситуации. Не забывайте, что в этом деле главное последовательность, постепенность и регулярность. Если уж решили приучать малыша, будьте спокойны и терпеливы. Не бросайте начатое на полпути, только потому, что кроха протестует и ни в какую не желает сидеть.

Лучше наблюдайте: а вдруг ему просто неудобно и стоит купить другой горшок, который может понравиться ему с первого «присеста». Ещё один момент: не нужно резко отменять памперсы в связи с переходом на новый «уровень развития». Это вызовет стресс у ребёнка, да и специалисты утверждают, что современные подгузники ничуть не мешают приучению к горшку.

В любом аспекте воспитания необходима мягкость, плавность, отсутствие резких движений и слов. А результат непременно будет, пусть не скоро и не так просто, как вы ожидали, но ваши совместные с крохой старания принесут свои плоды. Заранее поздравляю вас «с облегчением», с очередной маленькой победой. Жду ваших историй и приучении к горшку ниже в комментариях. Пишите, теперь ваша очередь. Я тоже иногда хочу хоть недолго побыть читателем и критиком. До скорых встреч!

– ответы для молодых родителей. Еще недавно в дом принесли маленький сверточек, внутри которого лежал крохотный человечек. Прошли дни и малыш подрос. Молодые родители стали задаваться вопросом, не пора ли отменять пользование памперсами и приучать кроху к горшку?

Сегодня существует несколько мнений, относительно данного вопроса:

  • Высаживание малыша с рождения. Это довольно трудоемкий процесс. Он учитывает то, что молодая мама очень чутко прислушивается к потребностям ребенка. По характеру недовольства, по пришествие временного промежутка, мама понимает, что ребенок хочет в туалет. Она берет мальчика и держит над тазиком, горшком, ванночкой. Консультанты по грудному вскармливанию, советуют проводить ритуал высаживания, не отрывая ребенка от груди. Данная методика пришла к нам из прошлого, от туда, где не было памперсов и времени на стирку, глажку детской одежды. Приученный к высаживанию младенец, подрастая без труда, определяет свои физиологические потребности. В возрасте 7 – 8 месяцев уже может пользоваться горшком.

Данный метод, безусловно, имеет свои плюсы, но также ряд минусов:

  1. Неудобство для молодой женщины. Со стороны, кажется, что молодая мамочка все время проводит над ванной и горшком, в ожидании очередного мочеиспускания. Постепенно эта мысль приходит в голову и самой маме.
  2. Дискомфорт для младенца. Во время держания ребенка над тазиком, он просыпается, проявляет недовольство. В результате малыш может быть раздражительный, нарушается график сна и бодрствования.
  3. Возможность появления неудач. С формированием нервной системы крохи, малыш может осознанно противиться походу в туалет.
  4. Психологические проблемы в будущем. Данную точку зрения поддерживают некоторые психологи, утверждающие, что раннее высаживание может обернуться проблемами в сексуальной сфере в будущем.
  • Современная точка зрения приучения к горшку мальчиков и девочек гласит, что обучать ребенка нет необходимости до достижения им возраста 1.6 – 2 лет. Идеально, если в 1.6 года родители приобретут горшок, полагаясь на выбор малыша. Необходимо объяснить крохе, что это за предмет и как им пользоваться. Отличной идеей будет вовлечь в процесс любимые игрушки ребенка. По мнению педиатров и психологов, процесс приучения к горшку может полностью осуществиться лишь к 3 – 4 годам, и связано это с развитием нервной системы.

Минусы современного метода:

  1. Стирание множества ползунков.
  2. Большие траты на подгузники.
  3. Недовольство окружающих советчиков.
  1. Отсутствие неудобства для мамы и ребенка.
  2. Появление большого количество свободного времени, которое экономиться благодаря постоянному высаживанию.
  3. Физиологическое постепенное взросление малыша. Отсутствие психологических проблем в будущем.


Мамы и папы могут последовать любому вышеописанному методу. Прежде чем осуществить выбор, внимательно ознакомьтесь со статьей и взвесьте все плюсы и минусы приучения к горшку.

Игра является главной деятельностью малыша. Любой процесс обучения должен сопровождаться интересной сказкой и приключением.

  • Насильно заставлять сидеть на горшке;
  • Ругать и наказывать за «неудачи» малышей;
  • Пристыжать ребенка.

Обычно в возрасте 2 – 3 лет, при наличии тщательных разъяснений, малыш самостоятельно начинает садиться на горшок. Если этого не произошло, не стоит отчаиваться, продолжайте попытки. Со временем нервная система малыша сформируется и он поймет, что от него требуют.

Все что требуется от родителей, это приобрести горшок, набраться терпения, напоминать о том, что возможно пора сходить в туалет.


В каком возрасте приучать к горшку мальчика Комаровский

Комаровский – известный педиатр. К его советам прислушиваются миллионы молодых мамочек и заботливых бабушек. Его мнения обусловлены многолетней практикой во врачебной деятельности. Именно поэтому, мнение знаменитого врача – довольно весомы.

Доктор Комаровский полностью согласен с мнением современных педиатров и психологов. Он считает, что учить пользоваться горшком мальчиков можно только после того, как ребенку исполниться 1.6 – 2 года, но не раньше.

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Более возбудимые дети привыкают к горшку позже, чем дети-оптимисты. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе. Сложно приучить к горшку "памперсных" детей.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко "поймает" этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время приучать ребенка к горшку. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. Но не переусердствуйте! Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.

Самое главное, что должны понять родители: возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к горшку, зависит от его развития. Желание или нежелание родителей, тип подгузников, характер ребенка - не главное в этом процессе. Все определяется созреванием нервной системы. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями и вообще приобретение всех гигиенических навыков у ребенка. Поэтому сегодня врачи советуют: перед тем, как приучать малыша пользоваться горшком, дождитесь, чтобы он научился ходить, нагибаться и поднимать небольшие предметы. Легче начинать обучение, когда ребенок не только хорошо понимает слова, но и сам начинает их произносить и может объяснить родителям, чего он хочет.

После двух лет дети начинают проситься на горшок сами. Приглядитесь к своему ребенку: может быть он произносит какое-то слово или звук, делает какой-либо знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д. Если будете внимательны, то выиграете время. Если же ребенок сопротивляется и не хочет пользоваться горшком, то не надо его заставлять или наказывать за это. На некоторое время стоит оставить ребенка в покое, но потом повторяйте процедуру в определенные часы, но только на несколько минут.

Постарайтесь выяснить причину такого нежелания: горшок может быть холодный, неудобный - слишком большой или слишком маленький. Можно сшить на горшок чехольчик (если горшок металлический, и ребенку холодно на нем сидеть), который зимой ложить на батарею, что согреть. Если же просто ставить горшок на батарею, то можно его перегреть и обжечь ребенка.

Сейчас продаются очень удобные и красивые горшки (для мальчиков есть специальные). Есть очень удобные детские накладки на унитаз.
С первых дней жизни приучайте детей к сухой одежде, мокрое белье сменяйте как можно быстрее. Малыш привыкнет к этому (к хорошему привыкают быстро) и будет испытывать неудобство, если колготки или ползунки будут влажными. Искренне радуйтесь, когда у ребенка получилось "сходить" в горшок. Вашему малышу захочется порадовать вас еще раз. Приучайте ребенка "ходить в туалет" в разных местах, чтобы не возить с собой горшок, если вы много путешествуете.

Для того, чтобы простыни ночью были сухими, не надо давать ребенку на ночь много пить, приучайте малыша к посещению туалета перед сном. Многие дети с 2,5 до 3 лет сами перестают мочиться по ночам. Если же эта проблема у вашего малыша не решена, не стоит расстраиваться раньше времени. До 5 лет нет основания говорить о какой-либо патологии.

Как много времени уходит на то, чтобы приучить ребенка пользоваться горшком?

Сроки обучения могут колебаться. Одному ребенку понадобится несколько месяцев, а другие могут научиться пользоваться горшком значительно быстрее.

Приучить ребенка к горшку - это очень трудная и ответственная задача. Ведь научить ребенка садиться на горшок - это воспитание терпения … у мамы. Будьте к своему ребенку мягкой и нежной, внимательной и выдержанной, тогда ваш ребенок легко и скорее рано, чем поздно, приучится к чистоплотности. Ваше терпение будет вознаграждено.

Тест "Пора на горшок?"

1. Малыш уже может оставаться сухим около двух часов, а то и больше?
2. Он просыпается сухим после дневного сна?
3. Малыш знаками или словами дает понять, что настало время сходить в туалет?
4. Он ходит в туалет по определенному "графику"?
5. Он не любит оставаться в грязных подгузниках и выражает желание их сменить?
6. Малыш уже научился снимать и надевать штанишки, входить в туалет и выходить из него?
7. Ваш ребенок просит надевать ему "штанишки для взрослых"?

Если вы ответили положительно на 3 и более вопросов, то можно начинать приучать ребенка к горшку.



Рассказать друзьям