Как проще относиться к жизни. Как изменить отношение к жизни? Главное – внутри, а не снаружи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скоро начало учебного года. Как вы себя ощущаете, уважаемые коллеги? Как вообще относитесь к своей работе? Как к работе? Как к делу жизни? Как к подвигу? Как к мученичеству? Психологами замечено, как мы относимся к жизни, такой и будет наша жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).

Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально здоровыми людьми? Из собственного опыта знаю, что очень небольшой. А почему так происходит?

Американцы говорят: «Мы работаем, чтобы жить. А вы, русские, живёте, чтобы работать». Так, мы живём, чтобы работать? И смысл нашей жизни только в работе? Или в самой жизни? Или в чём-то другом? В чём? Ответ каждый составляет сам или пользуется уже составленными до нас.
Жизнь психически нормального человека достаточно высокого уровня развития (выше среднего, по крайней мере) делится на три объёмные составляющие:

  1. Семья.
  2. Работа.
  3. Личная жизнь человека, отдельная от первых двух пунктов.

Смотри более подробно научно-популярную психологическую литературу на свой вкус. Рассмотрим каждый из названных пунктов.

Итак, семья . Если у человека нет семьи в детстве и отрочестве, то возникает синдром воспитанника детского дома. Если семьи нет во взрослой жизни, то человек страдает от одиночества. Следует отметить, что семья - это не только мама, папа, дочь и сын. Семья - это и только мама с дочкой, или мама с дочкой и бабушкой; или выросший сын, живущий вместе с родителями и дедушкой и т.п. Пожилая дама с собачкой, может быть, тоже семьёй. И ещё, в понятие семья я вкладываю всех имеющихся родственников, даже если они живут в разных городах. Всё равно у человека есть уверенность, что он не один на белом свете, а состав семьи может варьироваться.

Второй пункт наших размышлений - работа . Должна ли она непременно присутствовать в жизни человека? Здесь ответ каждый составляет самостоятельно. Только не будем забывать о синдроме уставшей домохозяйке, которая мечтает уйти из дома на работу. Или о пенсионерах и о том, как тяжелы и тягостны, иногда бывают, проводы на пенсию. Много споров бывает о том, должна ли женщина работать, не берусь дать однозначный ответ. Но что мне представляется неоспоримым, так это наличие у человека права выбора: работать или нет, а также права на личную жизнь, закрытую от любопытных глаз.

Итак, мы подошли к третьему пункту - личная жизнь, отдельная от первых названных пунктов. Только поймите меня правильно. Здесь не имеются в виду любовники и любовницы и встречи с ними в тайне ото всех. Ни в коем случае! Это - то, что библия называет блудом. У нас речь совсем не об этом. Личная жизнь - понятие очень широкое, ёмкое, объёмное. Личная жизнь у человека просто должна быть и всё. И каждый пусть сам решает, чем её наполнять. Здесь может быть спорт, религия, хобби, чтение, музыка, посиделки с подружками и рыбалка с друзьями, забота о собственном здоровье, прогулки и любование природой и, вообще, что угодно.

Если у человека нет личной жизни, то появляются раздражительность, агрессивность, психозы. Всё это вносится в семью и в производственные отношения. А у учителя - в школу, в отношения с учениками и коллегами. Нам, учителям, следовало бы всегда чётко различать и разделять, где заканчивается работа и начинается наша личная жизнь. С этим у нас как раз большие сложности.

*А, может быть, поучимся жить жизнь и работать работу?
Как часто мы всецело и самозабвенно, как мы думаем, отдаёмся своей работе, не имея в жизни ничего кроме неё. Мы все - в работе, чем очень гордимся. А, по-моему, этого надо стыдиться, так как получается, что мы - психологически обеднённые люди. Так что ж гордиться своей обеднённостью или даже ущербностью? Надо всеми силами пытаться изменить такое положение вещей. Заметьте, уважаемые коллеги, мы всё время говорим о работе: на работе и дома, на школьных учительских вечеринках и праздниках. Право же, коллеги, это просто невозможно всё время разговаривать на производственные темы! Не лучше ли все школьные проблемы оставить на работе, а, перешагнув порог школы, вступать в другую составляющую своей жизни, личную или семейную?

Если у нас это не получается, то мы, быть может, психологически безграмотные люди или психически не совсем здоровые или психологически зависимые или просто не умеем жить нормальной жизнью? Так тогда надо срочно этому учиться! Пока мы - учителя - ещё не успели (или о, ужас! уже успели?!) навредить многим другим людям своей психологической безграмотностью или своим психическим нездоровьем. Давайте сами себе поставим диагноз и срочно примемся за лечение заболевания.

А не ввести ли нам, учителям, мораторий на разговоры на производственные темы? Конечно, не стоит рассказывать всем всё о своей личной жизни. Давайте говорить о любимых делах и увлечениях. А если их нет? Давайте их искать и находить. Только мы сами можем сделать нашу жизнь интересной и насыщенной, либо нудной и скучной. Выбор за нами.

А что если попытаться составить «Календарь личной жизни», хотя бы на ближайший месяц? Можно подобный календарь составить и за прошедший месяц, чтобы понять, есть ли у нас в жизни что-нибудь кроме работы, достаточно ли интересная и содержательная у нас жизнь. Если нет, надо действовать немедленно, ведь только в наших силах её изменить. Необходимо это осознать, обдумать, проанализировать и начать что-то предпринимать. Ведь наша жизнь даётся нам один раз, и прожить её надо…, ну да вы сами для себя, должны решить как, лишь бы потом не было мучительно больно.

Не пора ли всем учителям взять в свою производственную деятельность врачебный принцип древнейших времён «Не навреди!» Хорошо бы слова «Научи, но не навреди!» стали бы девизом нашего ежедневного труда.
Цитаты из жизни:
«Работа для меня - всё!»
«Я живу только работой».
«Жизни себе не представляю без работы».
«Да разве мы за деньги работаем!»
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить».

*А, может быть, научимся болеть болезни и здороветь здоровье? Смотри литературу по здоровому образу жизни на свой вкус.
Иногда подобные фразы произносятся, что называется, на зрителя. Мы говорим то, что на самом деле правдой не является. Правду говорить не принято. Примеры:
1. Неправда: «Я так переживаю, как мои ученики сдадут экзамен».
Правда: «Я очень волнуюсь, что меня поругают из-за плохих результатов моих учеников на экзамене».

2. Неправда: «Я живу только работой».
Правда: «Я боюсь, что если скажу, я работаю, чтобы жить, меня сочтут за недобросовестного работника, за халтурщика и халявщика».

3. Неправда: «Я не хожу на больничный, т.к. не могу бросить своих учеников. Только
бессовестные учителя могут ходить на больничный. Я работаю с полной отдачей сил даже в болезненном состоянии».
Правда: «Я не хожу на больничный, т.к. опасаюсь, что моё начальство будет меня недолюбливать, лишит меня премии к празднику, а на следующий год мне не дадут классы, которые я хочу. Поэтому, приходя на работу больным, я просто сижу за столом, задав детям задание. Учить я их, конечно, не могу. Могу только делать вид, что делаю это».

Предлагаю вышеприведённые цитаты из жизни немного подкорректировать:
Было - Стало
«Работа для меня - всё!» «Моя жизнь для меня - всё!»
«Я живу только работой». «Я живу полнокровной полноценной жизнью, в которой моя работа занимает достойное место».
«Жизни себе не представляю без работы». «Я работаю для того, чтобы жить и что-то отдавать людям, особенно детям».
«Да разве мы за деньги работаем!» «Заставлять людей работать без денег - безнравственно. Кстати, бесплатный труд не эффективен (экономическая формула)».
«На больничный я не хожу. Я не могу себе этого позволить». «На больничный я не хожу, т.к. нет такой необходимости. Я веду здоровый образ жизни».

Многие учителя часто повторяют фразу «Я не могу себе этого позволить!» А не могут они себе позволить очень многое. Они не могут себе позволить отдыхать, иметь хобби, ходить в театр, заниматься собственным здоровьем и т.п.

Однажды одна моя коллега, позвонив мне поздно вечером, с удивлением обнаружила, что меня не было дома. На следующий день она подошла ко мне и спросила: «Где это ты так поздно была вчера?» «А мы с мужем гуляем перед сном», - ответила я. «А вы не гуляете?» «Я не могу себе этого позволить!» Это было сказано возмущённо-обиженным тоном. Но почему же мы не можем себе позволить прогуляться перед сном? Это же просто смешно и нелепо! Нам никто этого не позволит, кроме нас самих.
Предлагаю спорное и неконструктивное утверждение «Я не могу себе этого позволить!» заменить на вопрос: «Что можно сделать, чтобы это стало возможно?» И искать, искать ответ на данный вопрос, если мы, конечно, хотим себе позволить жить жизнью нормального человека. Так всё-таки не можем или не хотим? Так давайте захотим себе это позволить и позволим, наконец!

*Давайте увлекаться увлечениями, а иногда бездельничать безделье!
И, вообще, долой из нашего учительского труда ежедневные подвиги! Любой подвиг для человека - это беда, несчастье, катастрофа и преодоление этого неимоверными усилиями. В школе не место бедам, несчастьям и катастрофам, а, следовательно, и их преодолению.
Предлагаю цитату из жизни «Нам денег не надо, работы давай!» немедленно скорректировать - «Нам личную жизнь, семью и работу давай!» Причём, что стоит на первом месте, что - на втором, а что - на третьем каждый расставляет самостоятельно.
*Давайте анализировать анализ и компоновать компоненты нашей жизни!
* Афоризм нашего времени: Школа - не волк, в лес не убежит.
Психологи советуют: измените своё отношение, и изменится мир вокруг. А, какое отношение к жизни у вас?
*He is happy that thinks himself so. Счастлив тот, кто считает, что он счастлив.
(Английская поговорка).

Какую жизнь я выбираю для себя?
Как мы относимся к себе? Как мы относимся к жизни? Не выбираем ли себе жизнь собственным отношением к ней? Конечно же выбираем! Да, бывают обстоятельства, независимые от нас. Но, нашу жизнь определяют не они, а мы сами. Мы и только мы выбираем и определяем, какой будет наша жизнь. И делаем это прежде всего своим отношением к ней. Только мы сами можем хныкать и воспринимать всё пессимистически. А можем быть жизнерадостными оптимистами или спокойно-уравновешенными реалистами.

Только мы можем жаловаться, что жизнь скучна и неинтересна. А можем строить свою собственную жизнь интересно и содержательно.
Можно постоянно сетовать на свою тяжёлую и безрадостную жизнь, постепенно превращая её в таковую. А можно жить счастливой жизнью. Можно радоваться жизни, ценить жизнь, праздновать её. Ведь счастье сидит у нас внутри, но мы, к сожалению, не всегда позволяем ему выбраться наружу, забивая собственным негативным мышлением.

Можно переживать по поводу того, что в наше время люди почти перестали просто и искренно общаться друг с другом и вообще не умеют дружить. А можно задуматься о собственном стиле общения с другими людьми. И ещё можно овладеть искусством общения и искать себе новых друзей и знакомых.

Можно воспринимать свою работу как крест, как испытание, как мученичество. А можно спокойно и профессионально работать. И при этом помнить, что наша главная работа - принимать решение за решением, какой именно будет наша жизнь, и как мы сами относимся к ней.

Можно с трудом подниматься по утрам и из последних сил плестись на работу. А можно радоваться, что эта работа у вас есть. Причём работа постоянная и работа с живыми людьми, которым ты очень нужен. Кстати, безработица - почти повсеместное явление современности.
Можно ежедневно обречённо тянуть учительскую лямку в школе. А можно просто и искренно общаться с детьми, даря им тепло своей души.

Можно мучиться каждый день, раздражаясь детскими шалостями. А можно с понимаем и терпением относиться к детской гипер-подвижности и супер-активности. Да, коллеги, я понимаю, что нам с вами уже давно не хочется носиться по коридорам, сбивая с ног встречных, а порой круша и ломая всё на своём пути. А нашим ученикам хочется! Ведь это же дети! Живые и здоровые дети, а не болванчики-истуканчики, обязанные сидеть 5-6 часов смирно, сложа руки и молча смотря нам, учителям, в рот.

Можно ругать своих учеников за допускаемые ими ошибки. А можно радоваться, что твои ученики так часто ошибаются. Это значит, они - не бездельники и чему-то учатся. А как им ещё учиться?

Можно ежеминутно жаловаться на неблагодарность детей. А можно осознать, что столько живых цветов и искреннего детского обожания получают лишь артисты - звёзды. И мы - учителя.

Можно раздражаться, видя, как дети смачно шлёпают по лужам, или пачкаются, или что-то ломают. А можно радоваться, что встретил маленьких исследователей и первооткрывателей.

Можно ежедневно сетовать на собственное бедственное материальное положение. А можно жить по средствам и экономить. Либо же прилагать усилия, чтобы своё материальное положение улучшить.

Можно постоянно злословить о своём начальстве. А можно делать собственную карьеру и самому становиться ДРУГИМ начальником.
Можно постоянно высказывать недовольство работой врачей и состоянием медицины, а можно вести здоровый образ жизни и самому заботиться и собственном здоровьем.

Можно переживать о прошлом, искренно скорбя о допущенных промахах и ошибках. Можно мечтать о будущем, лёжа дома на диване и рисуя в своём воображении красочные картинки, ничего при этом не предпринимая. А можно жить настоящим, ценить то, что имеешь, и работать на качественное улучшение собственного будущего.
Можно … А можно … Перед нами, уважаемые коллеги, огромное количество этих самых «можно». Выбор за нами. Нужно лишь сделать правильный выбор.

Просто пожелание: Оптимистичного вам жизневосприятия! Правильного вам выбора! Счастливой вам жизни!
Если, конечно, в ваших планах нет ничего другого.
Афоризм нашего времени: Грусть тебе не товарищ!

По материалам книги А.С. Бикеевой «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель».
По вопросам приобретения книги можно обратиться:
http://www.fenixrostov.ru/publishing/sale/

Книги Алины Бикеевой:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.
* Алина Бикеева Ребёнок + взрослый: рецепты общения, понимания, прощения. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г.

Http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0060969

Относиться к жизни можно по-разному. Мысль банальная, но не лишенная назидательности, которая необходима, на наш взгляд, для начала серьезного разговора об отношении к жизни и взаимопонимании.

Проще всего жить, как живется, и не задумываться о том, что непосредственно не касается насущных проблем. Но чем проще живет человек, чем меньше усилий затрачивает он на организацию своей жизни, тем бесцветней, тем незаметней для других людей он становится.

Чтобы окружающие смогли нас понять, нужны определенные человеческие качества, но чтобы они захотели понять, мало быть просто неплохим человеком, вызывающим смутную симпатию. Необходимо пробудить интерес к себе, к своим замыслам, поступкам, творческим и общественным достижениям. И если человек сам не может понять, для чего он живет, трудно ожидать, что смысл его существования будет понят другими людьми.

Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства - житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму. «Нельзя жить приятно, не живя разумно»,- утверждал древнегреческий философ Эпикур. Непримиримую позицию к тем, кто не способен следовать голосу разума, занимал Диоген Синопский: «Для того, чтобы жить как следует, нужно иметь или разум или петлю».

Нельзя, конечно, буквально понимать древних мыслителей. Каждый из них имел свое представление о разуме и мере его участия в организации человеческой жизни. Вопрос этот относится к категории вечных. О нем спорили в прошлом, спорят и сейчас. Бесспорной остается только необходимость в определении тех жизненных принципов и оценок, без которых существование человека утрачивает индивидуальный смысл и социальное значение.

При всем многообразии индивидуальных представлений о жизни в них всегда можно найти общие черты, связанные с наиболее типичными жизненными позициями при восприятии, осмыслении и освоении действительности. Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. В самых тяжелых обстоятельствах оптимист находит утешение и поддержку в надежде на лучшие времена. Особенно сильны оптимистические тенденции в юношеских представлениях о жизни. В одном из наших исследований мы просили юношей и девушек 15-17 лет назвать события, которые они ожидают в будущем. Были названы сотни различных событий, среди которых практически отсутствовали жизненные ситуации, связанные с поражениями, утратами, неудачами. Среди пожилых людей тоже немало оптимистов. По нашим данным, свыше 60 % видят в будущем больше положительных событий, чем возможных утрат и неудач.

Оптимизм не всегда уживается с реализмом. В этом его благо, но в этом и его слабость. Зато скептики - реалисты до мозга костей. Их кредо - сомнение. От их придирчивого взгляда не ускользнут ни один недостаток, ни одна трудность, ни один повод для сомнения. Скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться. Пессимист-философ обычно приходит к выводу о бессмысленности существования мира и всех его обитателей. Если же пессимист не склонен к философскому восприятию действительности, то он просто досаждает окружающим его людям постоянным нытьем и жалобами на беспросветное существование. Однако скепсис не всегда достигает крайней степени. В умеренном количестве он так же необходим для нормальной жизнедеятельности, как и одтимизм. Потому и чувствуют необходимость друг в друге оптимисты и скептики для гармоничного, уравновешенного совместного представления действительности.

По способу осмысления картины мира различают рационалистов (людей с логическим складом ума) и иррационалистов (людей с преимущественно художественным типом мышления). Иррационалист мыслит образами, он не любит, не понимает и не принимает логику. Вся совокупность причинно-следственных связей между различными явлениями окружающего мира не интересует его, кажется ему упрощением богатства внешнего и внутреннего мира. Абстрактные схемы, лишенные образности, вызывающей эмоции, раздражают его; поэтому он не понимает и не любит абстрактные знания, например, математику. Люди этого типа научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и принципиальной непознаваемости. Главной двигательной силой их деятельности являются эмоции, вызванные целостными образами в конкретном месте и в конкретный момент времени. Они, как правило, хорошо чувствуют различные нюансы человеческих отношений, но хуже справляются с управлением собственным поведением в моменты общения, т. к. собственные эмоции выступают на первый план.

Рационалист анализирует мир явлений логически, стараясь каждому определить место в сложной системе причинно-следственных связей. Не беда, если элементы схемы трудно обнаружить в реальной жизни. Стройность концепции, гармония построенной схемы сами по себе вызывают положительные эмоции. Недостаточность или несогласованность фактов, опровергающих умозрительную концепцию, вызывает отрицательные эмоции и побуждает к поиску возможностей расширения знания. В отношениях с людьми в конкретной ситуации рационалист в большей степени опирается на собственную концепцию характера данного человека, чем на конкретные проявления его поведения.

Но человек не только воспринимает и анализирует окружающий мир, он по мере своих способностей и объективных возможностей преобразует его. По способу преобразовательного отношения к жизни, освоения окружающего мира существуют два основных типа людей: созерцатели и практики.

Для людей с созерцательным типом активности преобладающей является внутренняя активность, «тот процесс, который,- по определению Э. Фромма,- происходит в людях, которые действительно «видят» дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи, испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не «производится». Созерцательная жизнь, посвященная поискам истины, по представлению Аристотеля, является высшей формой активности.

Практический тип отношения к жизни характерен для людей, предпочитающих реагировать на внешнее влияние непосредственным действием. Практик нередко начинает действовать, не тратя времени на обдумывание плана действий. Он корректирует свои поступки непосредственно в процессе деятельности, не анализируя причин и не задумываясь над последствиями. Действия его, как правило, решительны, и если он не «наломает дров», то может совершить много полезных дел, пока созерцатель будет обдумывать проблему со всех сторон и осмысливать ее в глобальном масштабе.

Невозможно, да и не нужно оценивать, какой из этих типов отношения к жизни лучше. Каждый из них имеет свои достоинства и свои недостатки. Но одно несомненно: в поисках смысла жизни, своего места, роли и миссии в ней человек должен организовать свою жизнь таким образом, чтобы его индивидуальные особенности и способности получили развитие и могли в полной мере раскрыться и реализоваться в продуктах деятельности. Какого же, собственно, результата вправе ожидать человек, затрачивающий усилия разума и воли на организацию своей жизни? По каким критериям можно делать выводы о разумности или неразумности принципов распоряжения собственной жизнью, своими способностями и объективными возможностями?

Одним из важнейших критериев является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

Но даже в тех случаях, когда современники не способны оценить по достоинству опережающее время открытие ученого или произведение мастера, мысль о благодарных потомках окрыляет его, результаты труда видятся ему признанными и служащими человечеству. Каждому человеку знакомо, как возрастают его силы и энтузиазм, когда он знает, что результат его работы действительно кому-то нужен, и как опускаются руки от бессмысленного труда. Не формальные лозунги типа «Во благо общества» повышают отдачу человека, а чувство личной уверенности в том, что все им сделанное сегодня, сейчас, в данную минуту, кому-то нужно и кто-то с нетерпением этого ждет. Речь идет о необходимости создания таких экономических и психологических условий, в которых каждый человек может ощущать полезность для других затраченных им душевных, интеллектуальных и физических усилий.

Степень удовлетворенности человека своей жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами) является вторым критерием разумной ее самоорганизации. Как показывают социально-психологические исследования, в том числе и проведенные нами, жизненная удовлетворенность. тесно связана с продуктивностью. Причем не только той, которая уже достигнута, но и планируемой. Может ли быть удовлетворен своей жизнью человек, отдавший все свои силы достижению материального благосостояния или сумевший таким образом организовать свою жизнь, что развлекательный досуг имеет в ней первостепенное значение? Можно иметь разные гипотезы, особенно наблюдая или испытывая все тяготы отсутствия не только комфортных, но и мало-мальски нормальных бытовых условий. Однако данные опроса более чем тысячи людей пенсионного возраста показывают, что решающую роль в удовлетворенности жизнью играют не материальные факторы и не благоприятные условия отдыха и развлечений, а продуктивность жизни.

Чтобы правильно оценить эти данные, необходимо различать чувства удовлетворенности и удовольствия. Чувство удовольствия выступает положительным эмоциональным фоном потребительской деятельности, в результате которой человек имеет возможность удовлетворить свои первичные потребности. Но основной характеристикой этого чувства, отличающей его от удовлетворенности, является кратковременность. Удовлетворенность является значительно более устойчивым эмоциональным состоянием. Возникает и формируется оно в результате продуктивной преобразовательной деятельности, направленной на производство материальных и духовных ценностей и далеко не всегда сопровождающейся непосредственным чувством удовольствия. Устойчивость чувства удовлетворенности порождается, с одной стороны, тем, что результат труда является реальным подтверждением ценности, небессмысленности собственной жизни.

Мне есть, что спеть, представ перед всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним.

Так выразил Владимир Высоцкий желание подвести итог, которое возникает практически у каждого человека на разных этапах жизненного пути.

С другой стороны, результат труда, особенно если в нем испытывают заинтересованность другие люди, вызывает одобрение, похвалу, признание особых способностей и мастерства часто не только в момент его достижения, но и спустя определенное время. Чем долгосрочнее продукт деятельности, тем более длительный положительный отклик со стороны других (все новых и новых) людей испытывает человек. Это создает условия устойчивости чувства удовлетворенности.

Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой - это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком - это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

В нашем сознании формируется идеальный образец собственного поведения - представление о том, как надо держаться, говорить, поступать в различных ситуациях. Если удается повести себя в соответствии с этим идеалом, человек испытывает чувство удовлетворенности собой. Если реальное поведение не соответствует образцу, то чувство неудовлетворенности чаще всего переносится на тот объект, по отношению к которому не удалось повести себя должным образом. В целом этот механизм выполняет определенную защитную функцию, так как люди, склонные к постоянному самообвинению, по данным известного польского специалиста в области психологии эмоций Я. Рейковского, в значительно большей степени подвержены болезням стресса.

Третьим важным критерием разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. Разумеется, не все люди имеют равный исходный уровень: одни рождаются более ослабленными, с наследственной предрасположенностью к тому или иному заболеванию, другие подрывают свое здоровье в силу вынуждающих причин или по собственной халатности. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Конечно, есть примеры высоких образцов мужества и воли, когда, преодолевая тяжелую болезнь, люди создавали замечательные творения. Но чаще всего человек, ослабленный болезнью, малопродуктивен, малоинтересен окружающим, которые только из вежливости или из сострадания будут стараться понять его. Да и он сам, в силу естественных причин, сферу своих интересов, мыслей и чувств сосредоточивает на том, где болит сегодня и чем это вызвано.

О разумной организации жизни можно говорить лишь в том случае, когда состояние здоровья, независимо от исходного уровня, улучшается или не ухудшается. Даже замедление темпа ухудшения в некоторых случаях может свидетельствовать о том, что принципы организации жизни выбраны правильно. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

Обобщая опыт собственных исследований и многочисленные социально-психологические, социологические и геронтологические данные, мы предлагаем читателю ряд основных принципов разумной организации жизни:

  • перспективность,
  • определенность,
  • ритмичность,
  • тренировка,
  • общительность.

Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет. Г. Селье отмечает, что отдаленная цель, которую ставит перед собой человек, позволяет устранить ведущие к дистрессу постоянные сомнения в правильности своих решений и поступков.

Конкретное содержание целей может быть различным, оно зависит и от возрастного этапа жизненного пути человека, и от его личных интересов, уровня культуры, способностей, жизненных ориентации. Но существуют и некоторые общие закономерности, свидетельствующие о том, каким образом наличие и содержание жизненных целей влияет на продуктивность, удовлетворенность и самочувствие.

В 1978-1979 и в 1981-1983 годах нами проводилось социально-психологическое исследование людей в возрасте 50- 70 лет, проживающих в Киеве. Данные этого исследования убеждают, что люди, жизненные цели которых носят общественно значимый характер или отражают индивидуальные духовные интересы, направленность на творческие занятия, имеют заметно более высокие показатели жизненной удовлетворенности, самочувствия, настроения. Они гораздо реже вступают в конфликты с близкими людьми, жалуются на непонимание со стороны окружающих. Однако нельзя не отметить тот тревожный факт, что таких людей было очень мало - от 4 до 13 % в различных социальных группах.

Значительно большее число людей в качестве основной жизненной цели указало, что они хотят «спокойно дожить» или даже - «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет и на отношение людей к долголетию. На вопрос: «Хотите ли Вы дожить до 100 лет?» 55 % женщин и 39 % мужчин дали отрицательный ответ. На уточняющий вопрос: «Почему же?» люди, как правило, отвечали: «Не хочу быть беспомощным», «не хочу быть в тягость детям», «не хочу быть в тягость самому себе», «не хочу быть обузой», «не хочу быть немощной старухой» и т. п. Не имея перед собой жизненной цели, не зная, чему посвятить свободное время, силы и способности, многие, еще практически здоровые люди мысленно живут будущей беспомощностью, негативными переживаниями будущего. Именно будущего, а не настоящего, поскольку в нашей выборке были люди, 70 % из числа которых не достигли 60 лет, а остальные - 70 лет; причем большинство из них не относило себя не только к категории старых людей, но и пожилых.

Уже по характеру ответов на вопрос о причинах нежелания жить долго можно видеть влияние на оценку жизненной перспективы взаимоотношений с близкими людьми. Это не случайно. Дело в том, что жизненные цели многие пожилые люди тесно связывают с делами и заботами своих детей и внуков: «Хочу, чтобы сын поменял место работы», «чтобы дочь разошлась с мужем», «чтобы внучка поступила в институт» и т. п. Происходит своего рода компенсация отсутствия жизненных целей, связанных с самореализацией, целями устройства жизни взрослых детей. Однако такого рода компенсация, содержание которой часто вступает в противоречие с планами самих детей, часто приводит к напряженности в семейных отношениях.

Тесно связывая свои жизненные цели с судьбой детей, пожилые люди практически пытаются разумно, с их точки зрения, организовать не свою жизнь, а жизнь других членов семьи. При этом типичными в нашем исследовании являлись жалобы на несамостоятельность взрослых детей (в материальном отношении, в сфере домашнего хозяйства и т. п.). В данном случае налицо очень противоречивое отношение: с одной стороны, стремление опекать, с другой - недовольство несамостоятельностью. Такое психологическое состояние, предрасполагающее к конфликтам, часто усугубляется и тем, что отсутствие собственных жизненных целей, связанных с самореализацией, само по себе вызывает неудовлетворенность жизнью, хотя причины этой неудовлетворенности, как правило, не осознаются.

При постановке жизненных целей прежде всего необходимо руководствоваться реальной возможностью их достижения. В противном случае возникает вероятная угроза стресса «рухнувшей надежды». Г. Селье подчеркивает, что стресс «рухнувшей надежды» с значительно большей вероятностью приводит к заболеваниям (язва желудка, мигрень, высокое давление или же повышенная раздражительность), чем чрезмерная физическая работа. Поэтому необходимо всесторонне оценивать реалистичность намечаемой перспективы и концентрировать усилия на том, что имеет объективные основания для реализации в будущем.

Содержательная реалистичная перспектива необходима на каждом этапе жизненного пути. И впервые человек учится овладевать перспективой собственной жизни в юношеском возрасте. При исследовании жизненной перспективы старшеклассников нами было обнаружено, что подавляющее большинство юношей и девушек 15-17 лет имеет достаточно отдаленные жизненные цели, связанные с будущей работой, продолжением учебы, социальным продвижением, семьей и материальным потреблением. Основная проблема формирования жизненной перспективы молодежи состоит не в дефиците «перспективного» взгляда на будущую жизнь, характерном для представителей старших поколений, а в несогласованности отдаленных жизненных целей с актуальной жизненной ситуацией и ближайшими жизненными планами - учебой и выбором профессии*.

*Подробнее об этом исследовании см.: Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. К., 1988.

Обнаруживая реализм в последовательности будущих жизненных достижений, юноши и девушки вместе с тем проявляют чрезмерный оптимизм в определении сроков, с которыми связывают эти достижения. Буквально все, что намечают, они надеются иметь к 30-35 годам. Дополнительным источником, к которому предполагают обратиться молодые люди, планируя крупные материальные приобретения, оказывается прежде всего помощь со стороны родителей - на нее рассчитывает большинство старшеклассников. Около 80 % школьников в осуществлении своих материальных планов учитывают даже помощь родителей будущего супруга. Так что жалобы людей старшего поколения на несамостоятельность детей имеют под собой очень конкретную почву. Сопоставление данных исследования молодежи и людей старшего возраста позволяет сделать вывод о существующем ныне не очень благоприятном симбиозе материального иждивенчества молодежи и духовного иждивенчества родителей, концентрирующих свои жизненные цели на организации жизни детей.

Разумная организация жизни в каждом возрастном периоде требует обязательной реализации принципа перспективности с учетом возрастных особенностей человека и специфики той жизненной ситуации, в которой он находится. Отсутствие развитой перспективы - предпосылка принятия импульсивных жизненных решений, приводящих к психологическим кризисам, нравственной и физической деградации. Реализация принципа перспективности обусловливается тем, насколько последовательно в организации жизни человек придерживается принципа определенности, который характеризует возможности осуществления жизненных целей.

Определенность - наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

Собственно, планы и помогают человеку оценить реальность целей. Самые возвышенные цели не будут иметь никакой ценности, если неопределенными останутся планы их реализации. Неопределенность жизненных планов приводит к снижению продуктивности деятельности и негативно сказывается на жизненной удовлетворенности людей. И наоборот, даже самая труднодостижимая, на первый взгляд, цель является реальной, если человек достаточно конкретно представляет каким способом он собирается ее достигнуть, какие способности и качества необходимо развивать, чем можно пожертвовать во имя намеченной цели.

Как мы уже отмечали, для юношеской жизненной перспективы характерна недостаточная согласованность отдаленных целей и ближайших планов, связанных с выбором профессии. Возникает своеобразный феномен обратной перспективы, когда более отдаленные предметы видны отчетливее, чем близкие. Неопределенность планов даже при наличии цели лишает человека самостоятельности, делает его зависимым от обстоятельств и, как показали наши исследования, снижает уверенность в возможности достижения жизненных целей.

Неопределенность планов - проблема в большей мере социальная, чем индивидуально-психологическая. Если в обществе не созданы объективные условия для реализации тех или иных целей, то трудно ожидать, что большинство людей будет вовлечено в конкретную деятельность. Абстрактность профессиональных намерений старшеклассников - не столько проявление их легкомыслия, сколько отсутствие целенаправленной профориентационной работы, отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи. Но у молодежи, по крайней мере, есть общая схема жизненной самореализации - окончание школы, поступление в вуз, техникум или профтехучилище, начало работы, профессиональное продвижение, создание семьи и т. д. В этом отношении в наиболее, невыгодном положении находятся пожилые люди, для которых выход на пенсию фактически обрывает перспективу, поскольку в обществе отсутствует институализированная система вовлечения пенсионеров в различные формы социальной активности. Поэтому не случайно для большинства пожилых людей характерна неопределенность жизненных планов в связи с пенсионным периодом жизни.

Мы нередко сетуем, что в нашей стране много творчески одаренных людей в научной, инженерной, художественной деятельности, чьи открытия, изобретения, произведения искусства не становятся общественным достоянием. Их печальный пример, когда на пути творческой личности возникают непреодолимые бюрократические барьеры, - не лучший стимул для повышения массовой творческой активности. Человек не станет стремиться к высоким целям, если не увидит общественно поощряемых путей их реализации. В настоящее время предпринимаются шаги для создания социальных условий, способствующих повышению определенности планов самореализации личности в общественной и творческой деятельности. Атмосферу гласности и демократизации, поощрения инициативы и различных форм общественной и творческой самоорганизации наше общество выстрадало дорогой ценой, одна из составляющих которой - пассивность большинства людей, в том числе и пассивность в отношении к собственной жизни, неумение и нежелание серьезно и заинтересованно относиться к ее планированию.

Есть, конечно, и психологические факторы неопределенности жизненных планов - инфантилизм, детская уверенность взрослого человека в том, что все в мире происходит в соответствии с его желаниями и надеждами, фаталистический взгляд на происходящее, изначально отвергающий любые попытки повлиять на собственную судьбу. Может быть, и проще жить, не заботясь о будущем, и делать первый шаг, не думая о том, сколько еще нужно пройти до цели. Но менее всего подобное отношение к жизни опирается на разум. Руководствуясь сиюминутными настроениями, капризами и житейской изворотливостью, человек может как-то устраивать свою жизнь, но расплачиваться за это приходится главным - смыслом жизни, который вынесен далеко за пределы непосредственных побуждений. Определенная последовательность жизненных планов требует соответствующего ей жизненного ритма.

Ритмичность - временной режим реализации жизненных планов, способствующий их согласованию. Планы осуществления различных жизненных целей, как правило, конкурируют, накладываясь на один и тот же период времени. Кроме того, человеку необходимо постоянно решать непредвиденные проблемы, выполнять неожиданные задания. Если у человека нет хотя бы ориентировочного режима дня, то буквально ежечасно ему приходится решать проблему выбора - чем заняться сейчас, а что отложить на будущее. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решения, связанные с возможностью выбора, приводят к резкому повышению нервно-психической активации. И если активация превращается в перманентное состояние, это вызывает перегрузки, чреватые болезнями стресса. Чтобы ситуации выбора свести к необходимому минимуму, следует ряд постоянно планируемых действий автоматизировать, т. е. регулярно выполнять их в одно и то же время. При этом необходимо приспосабливать их к индивидуальным психофизическим ритмам. Известно, что одни люди более продуктивны в первой половине дня, другие - в вечернее время. Исходя из этого, можно наиболее простые действия, доведенные до автоматизма, выполнять в наименее продуктивные периоды, оставляя для творческих занятий время лучшей работоспособности.

Это не значит, что человек постепенно превращается в автомат, работающий в строгом временном режиме. Наоборот, сэкономленная нервно-психическая энергия в этом случае будет направлена дополнительно на решение творческих задач и неожиданно возникающих проблем выбора. Так, например, двигательный автоматизм освобождает нас от необходимости следить за каждым своим шагом.

Ритмичность - это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

В молодости человек легко приспосабливается к смене ритмов жизнедеятельности. Отсюда тяга к перемене мест, отсутствие устойчивых стереотипов поведения. Для молодых, писал С. Цвейг, покой - это всегда само беспокойство. С годами человеку все сложнее адаптироваться к изменению привычного жизненного ритма. Эту возрастную психологическую особенность отмечал М. Монтень: «Я не в том возрасте, когда нам нипочем резкие перемены, и мне не сжиться с новым и неизведанным образом жизни».

Попытки пожилых людей полностью воспроизводить молодежный ритм жизни, как правило, заканчиваются разрушительно для здоровья. С точки зрения проблемы взаимопонимания, в той же мере неоправданными являются попытки представителей старшего поколения вынудить молодежь к принятию собственного привычного ритма жизни. Отголоски именно этой тенденции звучат в набившей оскомину борьбе с молодежной модой, свободной манерой общения, стремлением к переменам в собственной жизни и в жизни общества.

В свою очередь, молодые люди далеко не всегда считаются с возрастными особенностями ритма жизни и деятельности пожилых людей, что, по данным нашего исследования, является одной из причин возникновения конфликтов между представителями младшего и старшего поколений.

Поддержание рационального жизненного ритма - необходимая предпосылка для эффективной деятельности и рационального образа жизни. Необходимая, но не достаточная. Многое зависит от уровня функциональной подготовленности человека к той или иной деятельности. Хотя следующий принцип организации жизни мы назвали принципом тренировки, его смысл и значение охватывают не только физические кондиции человека, но и способность к активной деятельности в других сферах, в том числе в сфере духовной жизни.

Тренировка - постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Ни у кого не вызывает сомнений полезность тренировки для поддержания и развития физической (мышечной) активности. Всем известно, что регулярные физические упражнения способствуют профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Древнеримский врач Гален во II в. до н. э. писал, что он тысячи и тысячи раз возвращал здоровье своим больным посредством упражнений. Но принцип тренировки не может быть ограничен только физическими упражнениями. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. «Есть два рода упражнения,- говорил Диоген Синопский,- одно - для души, другое - для тела... Одно без другого несовершенно: те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом.

Интересный анализ социального значения античной аскезы (дословно - упражнения) проведен Е. Г. Рабинович. Аскеза, которая, как и всякая тренировка, имеет своей основной целью предельное развитие способностей, в кастовом обществе является преимущественным правом господствующей касты. Усложненное дополнительными обязательствами поведение становится самоцельным средством демонстрации превосходства над окружающими. Чем более высокий социальный статус стремился приобрести человек, тем более сложные дополнительные правила собственной жизни он принимал. Именно этим, с точки зрения автора, объясняются усложненные, необычные правила жизни многих философов, в частности пифагорейцев, стремившихся к статусу богоравных.

Данные многих современных исследований подтверждают, что постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций. Как правило, с возрастом у людей лучше сохраняются те функции, на которые ложилась основная нагрузка при выполнении профессиональной деятельности. Например, у водителей с возрастом острота зрения снижалась меньше, чем у других людей в целом. Измерение интеллектуального уровня пожилых людей разных профессиональных групп выявило не столько количественные, сколько качественные различия: бухгалтеры и преподаватели математики обнаружили более высокие показатели сохранности интеллекта по результатам счетных тестов, а редакторы и преподаватели литературы получили более высокие баллы по вербальным (речевым) тестам. Следовательно, тренировка тех или иных функций обеспечивает их развитие и возрастную сохранность.

Устойчивость к стрессам также достигается тренировкой. У животных, которые долгое время переносили небольшую боль (несильные удары током), лучше идет заживление ран, они быстрее адаптируются к стрессам, чем животные, не подвергавшиеся такому воздействию. Есть предположение, что спортивные болельщики, переживающие во время соревнований, испытывают мини-стрессы, и это является своего рода стрессовой тренировкой. Активная тренировка как существенная возможность предотвратить неблагоприятные последствия сильных стрессов положена в основу метода «скоростной терапии». Пациента призывают мысленно представить и почувствовать какую-нибудь (опасную) ситуацию, и в момент кульминации, когда возникает паническое состояние, учат расслабляться и глубоко дышать, так как при сильном стрессе перехватывает дыхание, наступает гипоксия. Тренировка позволяет приучить организм к борьбе с ней, что повышает устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Постоянные упражнения полезны не только с точки зрения повышения физической, эмоциональной и интеллектуальной готовности к деятельности. Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы и глубокая внутренняя опустошенность неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - Киев, 1989.

Стать здоровым! Правильное отношение к жизни

Стать здоровым! Правильное отношение к жизни


Каждый из нас хотел бы стать здоровым, быть здоровым. Но что нужно делать для этого – однозначного ответа нет. Правильное отношение к жизни – один из важных факторов на пути к этой цели.

Кажется удивительным тот факт, что большинства из нас живет, совершенно не заботясь о своем здоровье. Мы, напротив, делаем все для того, чтобы стать "счастливым" обладателем болезни (а чаще целым букетом заболеваний). Почему же так происходит? Дело в том, что у нас нет привычки брать ответственность за свои поступки на себя. Так происходит во всех сферах нашей жизни, такой доктрины м придерживаемся и когда дело касается нашего собственного организма.

Попробуем разобраться более подробно, почему постоянными спутниками нашей жизни становятся стрессы, болезни, травмы и тревожное настроение.
Здоровье условно можно разделить на несколько компонентов: осознанное отношение к своей жизни, правильное питание, привычки (как вредные, так и правильные), спорт и физическая культура (забота о своем теле). Обратим внимание на первый пункт.

Правильное отношение к жизни, позволяющее видеть происходящее вокруг "незамыленным" взглядом, является немаловажным фактором хорошего здоровья. Понимание того, что неврозы и люди вокруг пытаются управлять нами, дает нам преимущество. Мы знаем это и поэтому можем действовать по-другому, так, как хочется уже нам. Но обычно все происходит несколько по-другому: очень часто мы совершаем поступки, о которых жалеем, ведем такой образ жизни, что сами потом качаем головой. От того, что нервничаем по поводу и без, не имеем долговременной цели, не стремимся к новым вершинам, отрицаем здравый смысл, получается, что у многих в головах появляются мысли о бесполезности жизни.

Всем известно, что переживания ведут к болезням , а в нашем, насквозь невротическом обществе трудно быть свободным от тревоги. Не возможно стать здоровым, если мы давим в себе раздражение, страх, гнев, злость, ненависть, и считаем, что так и надо. Однако все эти эмоции никуда не деваются, он трансформируются в нечто другое - в опухоли и заболевания. Чаще всего у человека страдают те органы, которые были наиболее ослаблены до этого. У кого-то был гастрит (а он сейчас есть у каждого второго (если не первого)), то через годы тревоги он перестает в язвенные болезни, кого-то начинают преследовать постоянные головные боли и так далее. Этот список можно продолжать долго.

Чтобы изменить ситуацию, надо понять простую истину, что все без исключения болезни мы привлекаем сами. Правильное отношение к жизни поможет нам понять, что никто не виноват в том, что у нас больные суставы, кривой позвоночник и ноет кишечник.

Чтобы стать здоровым, нужно научиться принимать жизнь такой, какая она есть. В ней нет справедливости как таковой, в ней много негатива, но все это необязательно просеивать через свою душу. Лучше обращать внимание на свои достижения и успехи, на хорошую погоду и красивый пейзаж, лучше заниматься спортом и культивировать в себе счастье. Наша жизнь слишком коротка, и было бы здорово потратить ее на что-то приятное, на продуктивные действия и приятные мгновения.

Да, так просто от неврозов не избавится, ведь они крепко укоренились в нас. Но можно поставить себе цель и идти к ней, погрузиться в детали плана. В заботах и мечтах забудутся мнимые переживания, станут ненужными маски, можно будет забыть о жалости к себе, о ненависти и тревоге. Если хотите стать здоровым - научитесь любить себя, попробуйте жить для себя, не забывая при этом и про близких людей. Постарайтесь сосредоточиться на деле и не обращайте внимания на внутренний голос, который будет шептать вам фразы типа: "почему ты сказал ему так, он же может обидеться ", "надо тревожиться, вот ты сделал так и так, это может встать тебе боком", "тот человек сделал тебе больно, он заслуживает ненависти".

Правильное отношение к жизни можно показать следующей цепочкой:
Понимание того, что все зависит только от тебя - принятие ответственности за свое будущее на себя - создание плана действий - собственно активность в достижении цели.
Позвольте себе зарядиться новыми эмоциями! Путешествуйте! Действуйте и Достигайте. Знакомьтесь с новыми интересными людьми. Оставьте опостылевшую рутину и уныние позади, и тогда тревога и плохое настроение отступят. Будьте счастливыми!

Когда в нашей жизни все спокойно, когда люди вокруг не поступают глупо и неправильно, когда они не испытывают нашего терпения, в общем, когда окружающие люди не раздражают нас, мы способны без особых усилий вести себя правильно и по-доброму. И совсем другое дело, когда окружающие все-таки начинают раздражать нас по тому или иному поводу. Как вести себя в таких ситуациях, как изменить отношение к жизни, правильно ли отвечать людям той же монетой и другие подобные вопросы будут освещены в данной статье.

Думаю, многие из нас считают себя добрым человеком. Но вот когда по отношению к нам поступают неправильно, то чаще всего доброжелательный настрой куда-то пропадает. Я тоже одно время считал себя весьма мягким и пушистым, но все заканчивалось, когда, к примеру, мне говорили что я не прав или я ошибаюсь. Доброта в тот момент улетучивалась, и появлялись раздражение и язвительный настрой. И мы часто оправдываем себя «Вообще, я не вспыльчивый (или еще чего-то там), просто он/она/они меня вывели из себя», продолжая считать себя добрыми.

Но наша реакция и есть показатель того, какие мы внутри, наша реакция на происходящие события показывает, кто мы есть на самом деле. Сорвались, не стерпели, накричали - такова и есть наша натура, а все остальное - маски, которые скрывают наш внутренний мир. В чем сила человека вести себя правильно, когда все хорошо, в чем сила любить того человека, который любит вас, подумайте над этим. Нравственный уровень проявляется именно тогда, когда мы попадаем в нелегкие ситуации, а не когда мы разглагольствуем о том, как правильно жить. Ставя в затруднительные ситуации, жизнь показывает окружающим, и в первую очередь нам самим, наш культурный уровень.

Воспринимать, к примеру, нанесенную обиду по отношению к нам можно по-разному. Можно ответить человеку той же грубой монетой: вам нахамили - вы в ответ, вам изменили - вы в ответ, вам причинили боль - вы в ответ причиняете боль. А можноизменить отношение к жизни - заглянув в тот момент внутрь себя , обратив внимание на то, что внутри, вместо того, чтобы продолжать концентрироваться лишь на том, что происходит снаружи. Именно в подобных ситуациях легче всего увидеть всю ту грязь, которая внутри нас. И это касается даже простых жизненных ситуаций, которые происходят изо дня в день. Будьте внимательными к собственным реакциям на происходящие вокруг события.

«Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям» Скилеф

У нас как-то соседи сверху меняли батареи, и слегка осыпалась штукатурка на потолке. Можно конечно было с криками подняться до соседа и сказать какой он нехороший человек, а можно по-нормальному, подойти и просто объяснить ситуацию, без криков и претензий - как мы и поступили. У него был полномасштабный ремонт, отправил человека - он нам все аккуратно заделал, за принесенное беспокойство извинился. А вот как бы все сложилось, если бы мы пришли к нему с криками - не ясно, но отношения испортили бы точно. «Что с ним разговаривать - он ничего не поймет» - нашептывает нередко наше эго. Подобные ситуации в нашей жизни сплошь и рядом, когда можно за глаза при малейшей оплошности говорить о неправильном поведении человека, или же по-нормальному поговорить с этим человеком с глазу на глаз.

«Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить. Дай мне сил изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрости научиться отличать одно от другого» Рейнгольд Нибур

Мы можем делать людям замечания, а не замалчивать обо всех плохих поступках - вопрос в том «Как это делать правильно» и «Какие у нас мотивы» - оскорбить другого, дабы ублажить свое эго или реально хотим изменить ситуацию. Чувство собственной правоты нашему эго так нравится - обзовешь другого человека идиотом и ходишь довольный, и еще другим об этом расскажешь. Эго плевать на истину, я прав и точка, я умный, а другие - глупцы. Но культура отношений в другом - когда вместо того, чтобы осуждать человека, мы пытаемся понять его - так мы сможем изменить в лучшую сторону наше отношение к жизни . Да и стоит ли осуждать других - как минимум нервы целее будут.

«Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других» Неизвестный автор

Как нередко бывает, наступили на ногу в автобусе - надо упрекнуть человека, что он такой дурак, под ноги не смотрит, недодали сдачу в магазине - обязательно продавец специально это сделал, обмануть решил. Когда как может быть все иначе. Говорят порой «Надо принять свою судьбу», но как человек может принять целиком свою судьбу, когда он не может выработать нормальную реакцию даже в таких ситуациях. Как изменить отношение к жизни - начните с мелочей: начните побеждать себя из раза в раз в простых ситуациях. Человек влез без очереди - оставайтесь спокойными, автобус уехал прямо из под носа, когда как вы махали руками прямо перед водителем - постарайтесь сохранять самообладание.

Когда вы научитесь спокойно реагировать на простые ситуации, то и более сложные ситуации станет принимать куда легче. Чтобы изменить отношение к жизни, необходимо понять, что настоящие враги человека не люди, с которыми возникает конфликт, а наши негативные черты характера, которые резонируют на происходящее. Окружающие лишь высвечивают то, что нам необходимо исправить в себе. Жизненные события - это экзамены, проверяющие наш нравственный уровень. Внешняя реакция на происходящее может быть активной, мы можем действовать, прикладывая силы по изменению сложившейся ситуации, но внутри необходимо стараться сохранять самообладание и выдержку. Необходимо научиться внутренне принимать любой поворот событий - и многое тут зависит от наших ожиданий и привязанностей.

«Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей» Бхагавад-Гита, 2.47

Легко вести себя правильно, когда тебя никто не компрометирует, быть хорошим, когда все классно - никаких проблем. Мы можем говорить, что мы все вечные души, все духовные братья и что Бог справедлив и любит нас, но это для многих остается лишь в теории. Когда возникают настоящие проблемы, когда люди попадают в затруднительные непредвиденные ситуации, они, как правило, забывают обо всем том хорошем, о чем они говорили, когда не о чем было волноваться. Мы часто думаем, что мы хорошие, терпеливые, умеющие любить и прощать, но на деле часто все оказывается далеко не так. Когда становится тяжело, когда беспокоят какие-то проблемы и окружающие люди, когда наваливаются страхи и переживания, то чаще всего доброжелательный настрой пропадает.

Мы обижаемся и злимся, мы не принимаем ту ситуацию, в которой мы оказались, многие верующие в это время перестают верить в Бога. Можно говорить много чего. Я вспоминаю свои жизненные периоды - когда все в жизни идет гладко, то ты считаешь себя смиренным учеником, который достойно сможет принять и понять все испытания судьбы. Но когда становится плохо, то нередко замечаешь, что те слова не многого стоят, что болтать можно что угодно и искренне верить, что все так и есть. Как изменить отношение к жизни - мы не должны сдаваться , изо всех сил надо стараться работать над собой именно в эти моменты, именно в нелегкие времена . Именно в это время мы растем, преодолевая все те трудности, которые преподносит нам жизнь. Чтобы наша первая реакция была правильной - необходимой обладать немалой силой. Поначалу мы можем одергивать себя в процессе нахлынувших негативный эмоций и неприязни, или хотя бы сделать правильные выводы после совершения того или иного проступка - и это тоже будет победой, не опускайте руки и продолжайте двигаться вперед.

«Ошибка - это не проблема. Нежелание делать выводы из ошибки - вот это проблема» Вячеслав Рузов

На самом деле, кризис - это возможность развития. Но многие люди воспринимают кризис как негатив, пытаясь либо переждать, либо смягчить его, пытаясь уйти от страданий, не понимания, что настало время изменить свое сознание, свое отношение к жизни. Преграды - это возможность роста. Бог дает не качества характера, он дает возможности развить необходимые качества. Я заметил, что как только начинаешь молить Бога о том, чтобы он дал тебе те или иные качества характера, так сразу появляются возможности развить необходимые качества. Когда как я поначалу думал, что он как будто надо мной издевается или прикалывается. Бог сталкивает нас с нашими страхами и проблемами лицом к лицу, он верит в нас, что мы со всем справимся, как говорят «Бог не дает испытаний не по силам», поэтому и нам нужно поверить в себя. Проявляя из раза в раз те или иные качества характера, когда того требуют возникающие ситуации, мы шаг за шагом развиваем свой характер, благодаря чему меняется наше отношение к окружающим людям и жизни в целом.

«По логике кажется, что как мы относимся к человеку, так и он будет относиться к нам. Но другие люди относятся к нам так, чтобы мы максимальным образом приближались к любви к Богу» Лазарев Сергей Николаевич

Или если рассмотреть вопрос, когда человек заболевает - он сразу, как правило, хватается за таблетки, а вы попробуйте заглянуть глубже - в психосоматику. Вбейте в интернет ваше заболевание, поищите соответствующую информацию, в особенности, если у вас хроническое заболевание. Когда нас с женой начинает что-то беспокоить, мы часто ищем проблему внутри себя - и часто убеждались в истинности возникновения данных заболеваний. И как только начинали направлять силы именно на изменение своего поведения, то и болезнь отступала. Конечно, легче всего закинуть таблетку в рот, зачем заморачиваться. Но в то же самое время не надо впадать в крайности, что таблетки это зло и тому подобное. Попробуйте изменить отношение к жизни, и вместо того, чтобы который раз лезть в медицинский справочник, чтобы узнать о причинах того или иного возникшего заболевания, поищите психосоматические причины заболеваний. Ничто не происходит просто так, болезнь - это сигнал к действиям, но не к походу к врачу и в аптеку, а к изменению своего характера и поведения.

Стоит отметить, что именно на профилактику заболеваний делает акцент аюрведа. Когда мы живем гармонично, не только на физическом плане, но и на эмоциональном, тогда и в нашей жизни куда меньше заболеваний, так как наш внутренний мир играет большую роль. Многое зависит и от нашего восприятия - когда мы, к примеру, простудились и начинаем ныть, что вот я такой больной, кто бы меня пожалел такого бедненького, то шансы того, что мы заболеем по-полной, куда больше. Я себя в подобные моменты пытаюсь не вгонять в это состояние, а наоборот говорю, что все со мной нормально, то есть не задаю подсознательную программу на то, что я заболеваю. Иным же образом - мы как будто говорим нашему организму, что все - мы заболели, мы повержены, отключить все защитные функции и сложить оружие, крепость взята.

Отслеживайте свое состояние, но только, пожалуйста, не превращайте свою жизнь в вечную борьбу с негативными чертами характера. То есть не нужно постоянно находиться в напряжении в каком-то своем мрачном мире и нудным серьезным голосом говорить другим, что ваша духовная практика - это отслеживание за собой неправильного поведения. Одновременно с самосовершенствованием необходимо научиться легче относиться к жизни, необходимо изменить свое отношение к жизни. Я сам был одно время таким вот борцом, но надо стараться быть более расслабленным по жизни, тот же юмор - отличный способ решения многих жизненных проблем. Как говорят «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят», просто вносите в свою жизнь больше хорошего и светлого, и тьма уйдет сама. На многое мне помог открыть глаза Рами Блект, особенно, что касается всякого рода зацепок за духовность.

На нашем пути нередко попадаются люди, которые живут неправильно или порой просто допускают те или иные жизненные ошибки - и нам кажется, что с этими людьми что-то не так, их надо исправить - ну явно, именно этого от нас хочет Бог. А вы в этом уверены, правильное ли это отношение к жизни? Может Бог из раза в раз проверяет наш уровень, насколько мы смиренно научились относиться к другим людям. В эту тему есть очень мудрое высказывание:

«Тот дурно воспитан, кто не переносит дурного воспитания в других» Бенджамин Франклин

Нет ничего удивительного, если человек вас не услышит и не станет меняться, мы можем попробовать повлиять на изменение характера, но при этом необходимо сохранять доброжелательный настрой. Будь вы хоть первым оратором на планете и мастером логических убеждений, некоторые люди так и не изменятся, и таких людей немало. Попробуйте сами, к примеру, перестать осуждать и вы поймете, как сложно меняться другим людям, подумайте над этим.

«Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей» Аль-Хусри

Нам та конечно всегда кажется, что меняться должны другие, и даже вставая на путь самосовершенствования и работы над собой, мы часто продолжаем думать, что и другие должны встать на этот путь. Но в этот момент мы должны вспомнить, как нелегко было встать на этот путь нам самим, как нелегко идти по нему - да и вы же встали на путь самосовершенствования, а не другие. Они живут, как жили, они ни на какой путь не становились, они и не думают развиваться, за что их упрекать - вы выбрали путь самосовершенствования, так идите по нему.

«Если мы хотим взрастить терпение, то нам нужен человек, который бы от всей души хотел причинить нам вред. Такие люди открывают истинные возможности для практики терпения. Они испытывают нашу внутреннюю силу, как не сумеет испытать ее ни один гуру. В целом, терпение защищает нас от уныния и отчаяния» Далай-лама XIV

Наша задача - изменить свое отношение к окружающим людям, изменить отношение к жизни в целом. Вы же занимаетесь развитием, вот Бог вам и помогает, мы должны быть благодарны Богу за эту возможность развивать любовь в нашем сердце, за развитие нашего характера. Но мы, почему то этому как-то не радуемся, потому что у нас сохраняется корыстное желание поменять, в конечном счете, окружающих, чтобы сделать свою жизнь счастливой. Мы прочитали тьму книг и посетили кучу семинаров - теперь как будто можно тыкать другим в их неправильную жизнь. В своей обширной и развернутой статье «Религия. Размышления» я неоднократно пытался обратить внимание читателей на тот факт, что, не уважая и оскорбляя другие вероисповедания и атеистов, вы в первую очередь наносите оскорбление той религии, которой придерживаетесь вы сами.

«Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами» Артуро Граф

Не столь важно, какие события происходят в нашей жизни, главное то, что внутри , то, как мы ведем в них себя, то, что мы чувствуем внутри. Один человек может проживать тяжелый период, но он держится, не сдается и сопротивляется. Что значит держится – он не идет по наклонной вниз, он не хватается за бутылку чтобы забыть о проблемах, он не погружается в беззаботные развлечения, он не идет на обман и воровство, начиная считать что наглость - второе счастье и без обмана не проживешь. А у другого человека может идти по жизни все гладко, и неизвестно как он поведет себя, оказавшись в тех же трудных условиях. Жизнь проверяет нас не только во времена страданий, но и во времена большого успеха, как говорят «Тот, кто может себе все позволить, редко позволяет себе быть человеком».

Притча «Самый большой грех»

- Что, по твоему мнению, является самым большим грехом в мире? - самодовольно спросил священник.

  • Помните, что все начинается с небольших шагов - начните побеждать себя из раза в раз в простых ситуациях и тогда вы сможете правильно себя вести и в сложных ситуациях.
  • Вместо того чтобы очередной раз ответить человеку аналогичным неприятным образом, лучше загляните внутрь себя, увидев все то, что поднялось в тот момент наружу.
  • Как изменить отношение к жизни - станьте осознающими, перестаньте отвечать злом на зло, и судьба обоих изменится.
  • Унижая человека, мы на самом деле показываем свой собственный уровень. Меньше осуждайте и больше благодарите - везде можно найти как недостатки, так и достоинства.
  • Как только мы хотим кого-то за что-то упрекнуть, наш ум надо сразу чем-то занять. У меня, к примеру, часто на автомате включается фраза «Я желаю всем счастья», думаю, тут спасибо Олегу Торсунову.
  • Когда ваш ум взволнован, сосредоточьтесь на своем дыхании, начните отслеживать его, это поможет вам успокоиться.
  • Если вам не удалось совладать с собой в нужный момент, не поникайте, лучше извлеките урок, сделав правильные выводы на будущее.
  • Развитие нашего характера происходит не когда все гладко, а когда мы попадаем в затруднительные ситуации. Преодолевая жизненные трудности, мы становимся все лучше.
  • Необходимо менять не просто внешнее поведение, а то, что внутри - характер и мировоззрение, поменяйте отношение к жизни в целом, будьте искренними с собой и с окружающими в этом вопросе.
  • Осознавая, как сложно самому порой поступать правило, вы поймете, как нелегко меняться окружающим людям.
  • Духовная практика проявляется не где-то там, не на собраниях единомышленников, она должна проявляться в личной жизни, особенно, в отношениях с самыми близкими людьми.
  • Главное то, что внутри, а не снаружи. Внешне мы можем и должны прикладывать усилия по изменению сложившейся ситуации, но внутри необходимо сохранять спокойствие и самоконтроль, на все воля Бога.
  • Если не удается изменить обстоятельства, измените отношение к жизни , к происходящим событиям и ваша жизнь изменится.

Человек по своей природе часто воспринимает всё близко к сердцу. Современный ритм жизни накладывает отпечаток на общество. Постоянные стрессы, безденежье, недосыпание и даже плохая погода способствуют ухудшению психоэмоционального фона. Отсюда появляются сбои внутреннего баланса, ухудшается восприятие жизни, как нечто ценного. Чтобы стать счастливым человеком, важно относиться к обстоятельствам с лёгкостью. Опытные психологи разработали практические рекомендации, которые помогут добиться желаемого. Поговорим обо всём по порядку.

Шаг №1. Относитесь к работе проще

  1. Не секрет, что большая часть населения живёт по принципу «работа-дом», не получая истинного удовольствия от выполняемых обязанностей. На данном этапе важно пересмотреть своё отношение.
  2. Возьмите за привычку начинать утро правильно. Просыпайтесь не спеша, по возможности посещайте тренажёрный зал или совершайте получасовую пробежку по стадиону. Физическая активность поднимает боевой настрой, вследствие чего вы начнёте воспринимать негативные факторы более позитивно.
  3. В случаях, если вы добираетесь до места работы на автомобиле, пересмотрите привычный маршрут, чтобы избежать пробок. Возможно, удобней будет проехать на метро или пройтись пешком. К тому же, в больших городах выделяется специальная полоса для маршруток. На общественном транспорте вы прибудете к месту назначения гораздо быстрее.
  4. Перестаньте тревожиться о том, что думают о вас окружающие или начальство. Не пытайтесь выполнить 5 дел одновременно, решайте задачи по убыванию (от большего к меньшему). Важно полностью сконцентрироваться на том, чем вы занимаетесь. Если тщательно подходить к работе и не отвлекаться, время пройдёт быстрее.
  5. Подобное отношение к выполняемым функциям поможет отстраниться от насущных проблем. Если задача, на ваш взгляд, невыполнимая, разбейте её на небольшие подразделы. Таким образом вы добьётесь цели быстрее и легче. Когда сложная проблема разбита на лёгкие задания, вы успешно пройдёте каждый пункт и обретёте уверенность в собственной компетенции.
  6. Общайтесь с коллегами, оборудуйте рабочее место, чтобы оно стало уютным. Находите время на обеденный перерыв, проводите его с пользой. Ложитесь отдыхать или отправляйтесь в ближайший парк, почитайте книгу, посмотрите любимый сериал. Учитесь абстрагироваться и отдыхать.

Шаг №2. Следите за собственными мыслями

  1. Научитесь мыслить просто, не додумывайте, будьте примитивнее. Это вовсе не означает, что вы должны отказаться от жизненных устоев или любимых увлечений. Не нужно менять привычные уклады или рабочий ритм, без устали заниматься медитацией или йогой.
  2. Научитесь относиться к жизни философски. Каждый человек ежедневно сталкивается с тысячью бесполезных мыслей, которые не спешат покидать разум. После этого мозг хватается за одну из них (обычно негативную) и продолжает раскручивать её.
  3. В результате вы находитесь в подавленном настроении, но и на этом дело не заканчивается. В обработку идёт следующая мысль, в плохом настроении размышлять позитивно не всегда получается. Подобные действия притягивают лишь негатив, вследствие этого жизнь становится серой, а человек - удручённым.
  4. В моменты подавленности учитесь контролировать свой разум. Как только промелькнёт удручающая мысль, отметайте её в сторону. Подумайте о хороших вещах, будь то прогулка с друзьями или ежемесячный шоппинг.
  5. Старайтесь всегда останавливать серый поток мыслей, придерживайтесь позитивной ноты. После общения с вами люди должны заряжаться энергией, а не чувствовать себя выжатыми лимонами.
  6. Мысли материальны, данный факт доказан неоднократно. Если вы желаете разбогатеть, разрабатывайте визуализацию. Представляйте красивый дом, офис с большими окнами и кожаными креслами, дорогую машину. Притягивайте позитив.

Шаг №3. Вносите лёгкость в отношения

  1. Известно, что социальное общение играет важную роль в повседневной жизни. Ежедневно вы сталкиваетесь с разными людьми, будь то коллеги по работе, незнакомцы в общественном транспорте, друзья или родственники.
  2. Согласитесь, не всегда получается сохранять нейтралитет и лёгкость. Если оппонент начинает ссору или пытается навязать собственное мнение, так и хочется ответить грубостью. Избавляйтесь от подобных привычек, слушайте советы, но не следуйте им слепо. Пропускайте мимо ушей ту информацию, которая не несёт смысловой нагрузки.
  3. Не нужно доказывать собеседнику ваш профессионализм, также не стоит реагировать на провокации. Если вас оскорбляют или вызывают на словесную дуэль, поставьте человека на место спокойным тоном. Не позволяйте нарушать ваш психоэмоциональный фон, отвечайте на замечания с юмором.
  4. Уделите должное внимание людям, с которыми вы имеете тесный контакт. Не ругайтесь с коллегами и начальством, с уважением относитесь к старшим родственникам. Радуйте вторую половинку неожиданными подарками. Несите радость, больше улыбайтесь, делайте оппонентам поблажки (не критикуйте собеседников).

Шаг №4. Следите за порядком в доме

  1. Главным аспектом поддержания духовного равновесия считается обеспечение порядка и уюта в квартире. Если в ванной имеется гора нестиранной одежды, а на кухне раковина напрочь забита посудой, ни за что браться не хочется.
  2. Чтобы не депрессовать по этому поводу, соблюдайте чистоту. Возьмите за привычку убирать грязные вещи в контейнер и своевременно их стирать. Уделяйте уборке хотя бы 15 минут в день, чтобы не тратить на процедуру целые выходные.
  3. Когда вы начнёте соблюдать порядок, настроение в разы поднимется. Разбросанные вещи перестанут вгонять в депрессию, жизнь немного улучшится. Рекомендация не требует особых затрат, но результат не заставит себя ждать.
  4. Создайте для себя уютный уголок со светильниками, мягким креслом/диваном, журнальным столиком. Проводите вечера наедине с собой, мечтайте, настраивайтесь на позитивную волну. Засыпайте только с хорошими мыслями.
  5. Регулярно проветривайте помещение, свежий воздух улучшает настроение. Избавьтесь от серых обоев, повесьте яркие шторы и картины. При необходимости сделайте ремонт или перестановку мебели. Изменения - это всегда хорошо.
  6. Избавьтесь от «хлама», освободите полки и шкафы. Пересмотрите свой гардероб, отправьте в мусор или отдайте нуждающимся всё то, что сидит неидеально. Учитесь выбрасывать ненужные вещи из квартиры и головы.

Шаг №5. Мечтайте правильно

  1. Психологами не раз доказан тот факт, что Вселенная всегда находится на стороне мечтателя. Однако мечты должны быть разумными. Не стоит грезить по ночам о личном самолёте или вилле в Анталии, на которую вы заработаете за 2 года.
  2. Старайтесь делать так, чтобы мечты были более или менее реальными. Желаете новую машину? Стремитесь к её достижению. Поменяйте работу или попросите повышения в должности, откройте собственный бизнес, ищите способы дополнительного заработка.
  3. Регулярно занимайтесь самообразованием, учите иностранные языки, осваивайте новые профессии. Со временем вы заметите, что личностный рост способствует осуществлению того, о чём вы раньше только мечтали.
  4. Когда вы поднимаетесь в духовном и материальном плане, жить становится гораздо легче. В очередной раз, будучи в грёзах, вы начнёте понимать, что желания вполне можно осуществить.
  5. Не забывайте о простых вещах, которые делают человека счастливым. Это может быть поездка на море или в горы, покупка красивой одежды, выезд на пикник с родственниками или друзьями. Активное времяпрепровождение позволяет мыслить шире и позитивнее.
  6. Постоянно подпитывайте свои мечты, ищите стимул для достижения той или иной цели. Читайте блоги известных людей, изучайте их секреты успеха, следуйте советам. Создайте детальный план на ближайший год или 5 лет, разбейте его на пункты, выполняйте каждый из них в порядке очереди.
  1. Общайтесь с младшим поколением. Тесный контакт с детьми способствует иному восприятию окружающей действительности. Младшее поколение относится к жизни проще. Ребёнок целует и обнимает родителей, искренне смеётся, не замечает повседневных хлопот. Тесный контакт позволит вам окунуться в юность, вспомнить себя былого - весёлого, целеустремлённого, активного человека.
  2. Отпускайте прошлое. Учитесь жить сегодняшним днём, не оборачивайтесь на прошлое. Отпустите все мысли, которые тянут вас назад. Избавьтесь от бессонницы, при необходимости пропейте курс успокоительных. Неразумно проходить жизненный путь, который вы когда-то спланировали с бывшим мужем. Двигайтесь дальше, знакомьтесь с интересными людьми, больше путешествуйте, добивайтесь целей, учитесь и развивайтесь любым удобным способом.
  3. Полюбите себя. Успех не придёт к человеку, который не уважает собственное «Я». Полюбите себя, станьте на минутку эгоистом! Составьте список положительных черт характера, прикрепите его на холодильник, перечитывайте ежедневно. Искорените вредные привычки, не ругайтесь матом, балуйте себя подарками. Удовлетворяйте собственные потребности, никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Чтобы относиться к жизни проще, необходимо изменить своё мировоззрение. Учитесь жить настоящим, общайтесь с позитивными людьми, добивайтесь высот в карьере. Следите за своими мыслями, истребляйте негатив. Придерживайтесь простоты в межличностном общении, соблюдайте порядок в квартире. Мечтайте правильно, удовлетворяйте свои желания.

Видео: как вернуть радость жизни



Рассказать друзьям