Как развивать в ребенке воображение. «Как развивать воображение у ребенка»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фантазия - это особенный метод мышления, который активно формируется у ребенка начиная с малых лет. Тем не менее с возрастом у детей воображение становится небогатым. А случается так вследствие того, что, когда дети взрослеют, они начинают размышлять осмысленно, забывая о фантазии и воображении, таким образом подавляется Оно нужно для того, чтобы в ребенке воспитывать творческую личность. Тогда из обыкновенного малыша у родителей получится вырастить актера, музыканта или поэта.

Развитое воображение нужно не только для этого. Ко всему прочему, оно может помочь ребенку самому размышлять, излагать собственную точку зрения. Дети с развитым воображением открытые и добрые, они свободно вступают в разговор, и им проще знакомиться.

Воображение формирует детские мысли. А это важная составляющая часть для правильного формирования психологического и физиологического эмоционального состояния ребенка.

Чтение сказок поможет развить у малыша воображение

У ребенка при помощи сказок и историй? Абсолютно все дети обожают сказки. Некоторые могут читать их сами, а другие предпочитают слушать их в семейной обстановке перед тем, как ложиться спать. При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.

В такой игре можно использовать не только волшебные истории, но и мультики, окружающую среду и все вокруг. Так играть можно дома, на улице, в поликлинике и вообще, в любом месте.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Ролевые игры помогут в творческом развитии ребенка

Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если дитя хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а малыш - доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот.

Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое. Можно вообразить, что вы с ребенком планируете длительную поездку. Тогда попросите его, чтобы он собрал нужные вещи и рассказал, зачем они ему понадобятся.

Делаем кукольный театр и развиваем фантазию своего ребенка

Как развивать фантазию у ребенка при помощи кукольного театра? Все-таки дети лучше усваивают знакомство с окружающим миром в игре. Создайте семейный кукольный театр. Совсем не нужно для этого приобретать какие-то специальные вещи, будет достаточно простых игрушек и недорогих пальчиковых куколок. Так называемую сцену возможно соорудить из стульев, которые можно накрыть простыней. Попросите помощи у родных и приятелей, пользуйтесь сценариями популярных сказок и выдумывайте собственные интересные рассказы и новейших персонажей.

Применяйте различные материалы, которые находятся под рукой для формирования фантазии у ребенка. Попросите малыша собрать пазлы без использования руководства, а рассчитывая на собственную интуицию, сделать забавный зверинец из кубиков, где нарисованы животные. Можно взять лист бумаги и нарисовать на нем какую-нибудь часть рисунка, после чего малышу предложите завершить эту картинку. Продемонстрируйте ему, как из двух кружочков можно нарисовать котика либо кролика, а немного полосок просто и моментально могут преобразоваться в автомобиль или дом.

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Книги, которые помогут родителям

Как развивать фантазию у ребенка? Есть большое количество методов формирования воображения у детей. Один из них — это использование специальной литературы.

Какие есть книги, развивающие фантазию и воображение у детей? Например, книги Сузанны Бернер, они разделены по сезонам и так и называются: «Летняя», «Осенняя», «Зимняя» и «Весенняя». В них представлено путешествие по городу в разное время года. Город изменяется вместе с сезоном, а заинтересованность детей к такой удивительной литературе не перестает подогреваться многообразием приключений и жизнью персонажей.

Однако фантазия и воображение нужны не только детям, но и взрослым. И что делать если воображение скудновато, как самим развивать фантазию? Во-первых, побольше читайте и анализируйте действия персонажей книг, представьте себя в их роли, обдумайте, как бы поступили вы в той или иной ситуации.

Во-вторых, ничего не упускайте из вида. Очень много необыкновенного случается в нашей жизни, на что мы не обращаем внимания, придумывайте и пишите сказки.

Небольшое заключение

Вопросом, как развивать фантазию, задаются очень многие родители. В ежедневном общении с ребенком можно придумать очень много методов, которые помогут в развитии воображения чада. Очень важно заниматься с малышом в отличном настроении, тогда и у него появится заинтересованность в занятиях. Желаем удачи в обучении своего ребенка.

В этой статье:

Детство обычно можно сравнить с долгой и прекрасной сказкой . Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет - его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии – ведь они не рождаются вместе в нами, а появляются гораздо позже. Теперь жизнь наполнена красками.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми - все это помогает им эмоционально развиваться.

Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получит бесценный опыт.

Мир детства - фантазия и сказка

Родился ребенок. У него еще отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на 3 году
жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: малыш знает названия и предназначение многих предметов, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем . В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, свидетельствующей о неправильном развитии психики.

Совершенно нормально, если малыш 3-4 лет переплетает реальность и сказку, пуская в жизнь достаточно воображения, чтобы сделать ее более полной. Это часть логического мышления. Он знает о мире, но не все – то, что неизвестно, нужно придумать, додумать, сформировать .

Если правильно заниматься с детьми, то вы можете обнаружить у них уже в 4-5 лет таланты к рисованию, лепке, созданию историй. Не прячьте такие «радужные» стороны личности своего малыша. Это так же важно, как и умение читать, писать, говорить. Кстати, речь и воображение тесно связаны.

Дошкольный возраст

Когда вы отдаете ребенка в детский сад, то будьте готовы: это мощный прорыв для его развития. Здесь коммуникации со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. А что такое игра? Набор игрушек вдруг приобретает «историю» . Ребенок выдумывает свои правила, по которым будут жить здесь и сейчас игровые персонажи. В его голове есть некий план того, как пойдет игра.

Сначала это повторение известных сценариев. Сказка о Белоснежке или Спящей Красавице, истории, которые рассказывала мама на ночь. Известный сюжет разыгрывается иногда слово в слово. Для воображения нет пределов - самые простые вещи становятся «волшебными». Коробка - «троном», кубики - «молодильными яблочками» , заколка для волос - «королевской короной». Для детей дошкольного возраста такое поведение самое нормальное.

Они начинают создавать собственный мир вокруг. В раннем возрасте роль воображения гораздо сильнее, а позже оно, как считается, отходит на второй план. Конечно, так происходит не у всех. Творческие люди используют свою фантазию для реализации задуманного: картины, книги, скульптуры.

У маленьких детей нет критичного отношения к себе, своим мыслям . Они не знают законов физики и химии, нашего мира в целом. Сложные процессы и явления они будут объяснять простыми словами. «Человек тяжело болел, врач дал ему волшебную таблетку - он сразу выздоровел». Психика ребенка - тонкий и сложный инструмент . Постепенно он начнет видеть мир таким, каким его видят взрослые, а пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Зачем нужно воображение?

Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно?

Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного, необычного, сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит многое:

  • опыт и знания;
  • возможность объяснить явление;
  • желание объяснить то, чего не понимаешь ;
  • интерес к жизни.

Убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно, просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает.

Воображение - реакция нашей психики на впечатления,
переживания, новый опыт. Так, дети старшего возраста, читая книгу, вдруг начинают видеть себя ее героями. Перед глазами появляются картинки прочитанного.

В 3-4 года формируются новые нейронные связи . Чем их больше, тем на большее будет способен человек. На их формирование влияет способность мечтать, фантазировать, придумывать, изобретать что-то новое.

Даже в таком юном возрасте в фантазиях у малыша уже много всего интересного. Для дошкольного возраста первая встреча с жизненными трудностями проходит через опыт воображения.

Виды воображения

Воображение принято делить на два вида:

Непроизвольно-пассивное

Отличный пример - сны, грезы. Тут развитие идет само собой: ребенок задумался – у него возникла некая картинка перед глазами . Это может быть его фантазия о себе, представление каких-то возможных событий, желаний.

Этот вид воображения уже развит у детей раннего дошкольного возраста, в 3-4 лет года. Это наше непроизвольное действие, направленное на создание образов . Для него необходимо знание о мире.

Произвольно-активное

Этот тип воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить
что-то, придумать, выдумать. Сюда же относятся логические игры.

Развитие этого типа приходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до 4 лет еще с трудом могут решать такие задачи, ведь у них недостаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Важность развития воображения

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе…», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове возникает образ, совершенно уникальный. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам.

Наш мозг сам
строит их, молниеносно предлагает нам картинку происходящего
. Каждый представляет себе одного и того же героя сказки по-разному.

Развитие воображения - один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. Дома, на работе, в общении с кем-то. Именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить . Наличие опыта дает варианты. Именно поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Речь и фантазия

Важную роль играет уровень развития речи. Если речевое развитие идет с задержкой, то абстрактное мышление , фантазия ребенка тоже отстает.

Речь - связующее звено между тем, что творится внутри нас и снаружи. Это способ передать информацию о
наших желаниях, потребностях, идеях. У малышей дошкольного возраста речь уже должна быть развита на достаточном уровне, чтобы суметь объяснить свои действия.

Занятия с ребенком 3-5 лет

Заниматься развитием воображения у детей несложно, но очень интересно. Взрослый человек может многое предложить ребенку, ведь его опыт и знания бесценны .

Как правильно заниматься с малышом? Терпеливо, без агрессии, без принуждения. Заставлять наслаждаться чем-то – это неправильно. Развитие должно проходить только в комфортных условиях, там, где для фантазии и мечты нет границ.

Рисование

Здесь все более или менее понятно. Рисование начинает интересовать малышей сразу . Конечно, в 1-3 годика это просто цветные каракули. Но давайте больше фломастеров, безопасных карандашей и мелков - пусть ребенок увидит все
цветовое многообразие. В этом возрасте вы можете рисовать, а ребенок смотрит, часто просит вас нарисовать что-либо . Что? Знакомые ему вещи, предметы, людей.

В 4-5 малыш он уже сам может рисовать . Развитие мелкой моторики позволяет не только чертить, но и раскрашивать. Учите его делать рисунок аккуратным. Вы можете рисовать вместе: мама начинает, а малыш заканчивает. У детей дошкольного возраста не сразу появляется способность самим придумывать сюжеты - это как раз развитие воображения. Помогите ему, сделайте сначала простые формы и знакомые предметы: чашки, солнышко, котик, человечки.

Позже предлагайте ему тему - пусть малыш сам рисует то, что хочет, но в некоторых заданных рамках. Здесь важно, насколько он может следовать вашей просьбе. Если просите нарисовать домик, а он рисует солнце - что-то не так с его логическим мышлением и восприятием .

Конечно, нужно давать малышам свободу. Белый лист бумаги, карандаши и то, что он придумает. Очень скоро вам понадобится много бумаги, ведь дети любят все свои мысли пытаться переложить на бумагу – все, что приходит в голову. Чем сложнее образы, тем лучше. Так воображение начинает пробиваться.

Диалоги с куклами

Разыгрывать маленькие сценки с куклами - одно из любимых занятий детей. Даже сам ребенок, играя без вас, может лепетать какие-то описания действий, придумывать диалоги.

Вы можете задать тему и разыграть маленький спектакль .
Например, прочтите сказу, а потом предложите воплотить ее в жизнь с помощью кукол. Когда сюжет закончен, спросите: а что было дальше? Придумайте вместе продолжение истории своих героев .

Точно так же можно выдумывать и новые собственные сказки. У детишек дошкольного возраста воображение приходит с опытом. Первый раз такая игра может поставить в тупик, но уже очень скоро малыш радостно будет выдумывать свои собственные сказки. Развитие абстрактного мышления идет постепенно.

Игра в ассоциации

Предлагайте малышу придумать ассоциации. Эта игра на развитие подходит для детей от 4 лет. Самые простые ассоциации:

  • мама;
  • лето;
  • семья;
  • друзья;
  • детский сад;
  • дружба;
  • вкусно.

Предложите ему слово, а ответ разберите вместе. Почему он думает именно так? Ассоциации должны быть логичными, но приходить на ум детям просто. Чем богаче его речь, словарный запас, тем больше понравится игра. Ведь со словом «лето» может быть миллион ассоциаций .

Комфортная среда для психического развития

Для малышей дошкольного возраста важно, чтобы их воображение не ограничивалось какими-то рамками.

Реальность и воображение - разные понятия, которые нельзя смешивать. Скажите себе, что в занятиях вы полностью открыты .
Нормально, если, воображая себя героем сказки, малыш в фантазии будет именно главным героем – принцессой или принцем, например. Не нужно тут одергивать его, объясняя, что на самом-то деле быть принцессой - это тяжелая работа.

Сейчас важно, чтобы он допускал внутри себя лю
бые возможности: волшебство, единорогов, магию и сказки. Свобода воображения - это очень важно для психического развития. Она поможет вам избежать таких проблем, как комплексы.

Если мы не можем даже в своей голове сотворить что-то важное, чудесное, увлекательное, то на что будем способны в жизни? Дайте детям возможность фантазировать.

Чем интереснее и необычнее их истории и игры, тем лучше. Конечно, следите за тем, что они делают и говорят. Поправлять и ставить границы дозволенного - разные вещи. Развитие воображения должно проходить в безопасных условиях. Там, где над малышом и его идеями не будет насмешек и издевок.

Рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Воображение развивается до 15 лет, но все же основные «зерна» прорастают именно в младшем возрасте. Его можно разделить на три вида:

  • творческое. С его помощью у детей появляются фантазии на основе уже пережитого опыта.
  • воссоздающее. Оно дает возможность воспроизводить образы из литературы, чертежей, нот.
  • неуправляемое. Это и есть бурные хаотичные фантазии, которые иногда возникают в мыслях человека.

Акцент нужно делать на развитие творческого воображения.

КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ

СКАЗКИ

Чаще читайте детям сказки. Пока вы выговариваете слова, в голове малыш рисует образы персонажей и действия - создает «видеоряд» к книге. Чем необычнее герои в сказках, тем лучше работает воображение. К примеру, собак и котов ребенок видел в жизни, а вот фею и эльфа - нет. Поэтому ему придется рисовать образ этих персонажей самому. Иногда не дочитывайте сказку до конца. Остановитесь перед финалом и предложите малышу самому додумать конец истории, расписывая его как можно подробнее. Если у крохи пока не получается, помогайте: задавайте наводящие вопросы, фантазируйте вместе с ним.

ЛЮДИ

Пока вы стоите в очереди, не теряйте время впустую. Рядом прошла девушка с собакой? Предложите ребенку придумать их историю: как зовут девочку, сколько ей лет, чем она занимается. Это может быть волшебная история: например, девочка - фея, а собака - ее помощница. Деткам постарше предложите рассказать не просто историю, а придумать ее, основываясь на том, как девочка выглядит, в чем она одета. Такое упражнение поможет развить наблюдательность и лучше разбираться в людях.

ИСКУССТВО

Наверняка вы не раз следили, как . Такие иллюстрации могут многое рассказать об отношениях между родными. важны не только в психологии. Они также развивают фантазию. Когда кроха рисует или лепит из пластилина, спросите, кого или что он хочет изобразить. Начинайте рисунок и предложите малышу его закончить. Так вы и разовьете фантазию, и весело проведете время. Также посещайте с ребенком в картинные галереи и выставки. Новое и неизведанное всегда привлекает внимание и заставляет фантазию работать. Если ребенок будет спрашивать, о чем та или иная картина, ответьте и затем спросите, что увидел на ней малыш.

ПРИРОДА

Природа - неиссякаемый источник информации. Чем больше у ребенка знаний, тем больше возможностей развивать воображение. Рассказывайте ему о свойствах песка, о том, как устроена Солнечная система. Проводите . Они покажут ребенку, как «работает» тот или иной материал, и дадут почву для размышлений.

Дети - те еще воображули. Вам даже не придется специально что-то придумывать - в их голове всегда много идей и фантазий. Так что зачастую задача родителей - просто поддерживать воображение малышей и не мешать им.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим о том, как развить воображение у ребенка. Вам станут известны возрастные особенности маленьких детей. Вы узнаете, какие методы могут применяться. Рассмотрим игры, а также игрушки, позволяющие развивать мышление и воображение.

Возрастные особенности

  1. Первичный этап. Наблюдается в два с половиной — три года. Это возраст, когда малыш учится отделять себя от остального мира. Начинает активно развиваться речь и мышление. Родители должны знать, что именно речевые навыки играют большую роль в формировании воображения. Чем лучше словарный запас ребенка, тем быстрее развивается его фантазия. В частности, это может быть обусловлено тем, что малышу удается описывать предмет или же ситуацию не только при помощи эмоциональных проявлений, но и словесно. Трехлетние карапузы, умеющие рисовать, развивают при помощи листка бумаги и карандашей. Но в этом возрасте еще отсутствует план, позволяющий реализовывать свои идеи. Именно поэтому ребенок создает рисунок и только потом придумывает ему описание.
  2. Второй этап. Характерен для детей от 4 до 5 лет. У малыша происходит знакомство с общепринятыми нормами и правилами поведения, укрепление собственного «я», ребенок ведет себя осознанно. Малыш может проигрывать травмы, серьезные переживания, которые происходили в его жизни. Например, если ему пришлось побывать в больнице, оказаться под капельницей или на операции, он начнет делать уколы своим игрушкам. В этом возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, лепит, рисует. Это позволяет воспроизводить образцы поведения. В данном возрастном периоде дети начинают планировать, рисуют осознанно, пошагово. Находясь рядом с мамой, малыш может озвучивать свои действия, говорить, что будет рисовать квадрат, как только его нарисует, скажет «а теперь я нарисую дом». Данный процесс называется ступенчатым планированием.
  3. Третий. Начинается в возрасте от шести до семи лет. Малышу уже известны и правила поведения, и появилась способность самостоятельно придумывать логические цепочки. Ребенок уже способен многогранно выражать свои желания, в частности, при помощи различных моделей поведения, применяемых в одной и той же игре. Он способен не только перерабатывать впечатление, проявляя их в творчестве или игре, также ищет и способы для его выражения. Дети в данном возрасте умеют полноценно фантазировать. Воображение служит не только методом для выражения своего внутреннего мира, но и способом для переживания внутренних конфликтов.

Игры

Мы развиваем мышление и воображение ребенка при помощи игровых методик. Причем играть с малышом можно не только дома, но и на улице.

  1. На листке бумаги пишется легкое слово, состоящее из трех букв, например, «кот». Мама предлагает ребенку составить три новых слова, используя буквы, входящие в состав данного. То есть новые слова должны начинаться с букв «к», «о», «т». Когда малыш справится со своей задачей, ему нужно дать новое задание, а именно сочинить маленький рассказ или стих, используя эти четыре слова.
  2. Придумайте фантастический вопрос. Например, можно спросить малыша: «что произойдет, если к нам в гости придет добрый и веселый динозавр?» Пусть ребенок расскажет, как бы вы его встретили, во что с ним играли. Важно, чтоб карапуз принимал активное участие в создании этого рассказа.
  3. Если Ваш ребенок уже учится в школе, можно с ним проводить творческую работу над ошибками. Например, на уроке русского языка учитель исправил ошибку в упражнении, обратите внимание малыша на это слово, предложите придумать историю, связанную с ним.
  4. Создайте новый вариант сказки. У Вашего ребеночка наверняка есть любимая сказка, возьмите из нее пять основных слов, например, «бабушка», «внучка», «лес», «волк», «охотник». А теперь добавьте еще одно слово, никак не связанное с событиями, происходящими в классическом варианте сказки. Предложите ребенку, используя все шесть слов, составить другой вариант хорошо известной ему истории.
  5. Наблюдение за миром вокруг. Отправляясь на прогулку, обращайте внимание ребенка на то, что вас окружает. Например, можно увидеть необычный цветок, предложить малышу придумать название или рассказать какую-нибудь историю, которая могла бы приключиться с этим цветочком. Также можно обращать внимание на подручные предметы, которые находятся у вас дома. Например, взяв мамину расческу, пусть малыш придумает, как еще ее можно использовать. Например, карапуз может ответить, что расческа могла бы стать микрофоном.
  6. Ролевые игры. Отлично развивает воображение проигрывание различных ситуаций из жизни. Например, вы можете поиграть в больницу или в школу, в парикмахерскую. Ребенок может быть в роли врача, учителя, парикмахера.
  7. Творческие занятия. Позвольте ребенку рисовать, лепить из пластилина, творить из цветной бумаги. Можно спрашивать малыша, что именно он сейчас делает, почему использует те или иные цвета. Попросите малыша, чтоб он нарисовал на заданную тему или слепил что-то новое. Также можно предлагать изобразить несуществующих персонажей, чтобы малыш мог подумать, как бы выглядел, например, инопланетянин, сколько бы у него было рук, глаз, ног.
  8. Сочинение сказок. Наилучшим способом, позволяющим развить детское воображение, является сочинительство собственных сказок. Этот процесс может в себя включать ряд этапов:
  • измените сюжет известной сказки, продумайте, как иначе могла бы закончиться история;
  • попробуйте соединить две известные сказки между собой;
  • представьте, что будет, если положительный персонаж сказки окажется отрицательным;
  • оглянитесь вокруг — вас окружает множество предметов интерьера, попробуйте их оживить, сочиняя с малышом сказки про столы, стулья;
  • создайте образ персонажа, необязательно это будет животное или человек. Продумайте образ до деталей. Главное, чтоб ребенок получал удовольствие от процесса сочинительства.

Игрушки

Давайте рассмотрим, какие бывают игрушки, развивающие воображение.

  1. Лото с картинками. Доставая карточку с определенным изображением, предлагайте ребенку сопроводить картинку интересным, коротким рассказом. Когда мама вытянет следующую карточку, она должна тоже описать изображение коротенькой историей. Когда ребенок освоит эту игру, можно ее слегка усложнить. Теперь, вытаскивая карточки, нужно не просто описывать изображение историей, но и связывать свой и рассказ и ребенка между собой. Соответственно и малыш должен будет продолжать повествование мамы, вытаскивая последующие карточки.
  2. Кукольный театр. Подойдут, как пальчиковые игрушки, так и те, которые надеваются на руку. Важно, чтоб малыш мог придумать историю с использованием определенных героев. Если ребенку сразу сложно придумать сказку, то первый раз Вы можете сделать это вместо него.
  3. Конструктор — отличная игрушка, позволяющая развивать воображение и фантазию. Чтобы использование данной игрушки было эффективным, не стоит пользоваться инструкцией при построении. Существует большое разнообразие конструкторов. Они бывают пластмассовые, металлические, деревянные. Пусть ребенок творит, применяя свою фантазию.
  4. Кубики. Также отлично помогают развивать воображение. Позволяйте малышу самому придумывать постройки. Если карапузу еще сложно, помогайте.
  5. Детская кухня, бытовые приборы, наборы доктора — все это позволяет создавать ролевые игры, развивая воображение малыша.

Я со своим сыном основательно занималась развитием воображения. Мы вместе сочиняли сказки, много рисовали, лепили и делали всевозможные поделки, играли конструктором и кубиками. Ребенку нравились такие игры. Когда ему было года три, он особенно любил кукольный театр, с удовольствием смотрел создаваемые мной представления. Когда повзрослел, сам начал придумывать сказки, демонстрируя их при помощи игрушек.

Упражнения

  1. Мама может нарисовать на листке бумаги несколько геометрических фигур и предложить малышу соединить их или дорисовать детали так, чтоб вышел какой-то рисунок.
  2. На листке можно изобразить множество точек, хаотично располагающихся. Предложите ребенку, чтобы он их соединил в определенной последовательности так, чтоб получилось какое-то изображение.
  3. Можно на бумагу капнуть краской, дать малышу кисточку, предложить из этой кляксы создать определенный образ.

Теперь Вы знаете, как развить воображение малышу. Помните о том, что заниматься с ребенком нужно с самого раннего детства. Не стоит забывать, что развитое воображение крайне важно для психического развития малыша, благодаря ему формируется мышление карапуза.

У новорождённого ребёнка воображения ещё нет. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт приобретается как путём личных наблюдений ребёнка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Существовало неправильное мнение, что воображение достигает своего расцвета у детей младшего возраста, а затем оно постепенно отмирает, уступая своё место трезвому мышлению. По этому поводу великий русский педагог и психолог К. Д. Ушинский писал: «…Думают, что с возрастом оно (воображение. - А. 3.) слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека».

Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности рабочего, учёного, художника.

Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго - в начале третьего года жизни. На основе следов прежних раздражений, путём новых их сочетаний у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки спичку и «кормит» ею находящуюся здесь бабушку и маму, а также фарфоровую собачку и бюст Льва Николаевича Толстого. Так происходит воображаемое «кормление».

Слушая сказку «Сорока-воровка», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе всё содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделённому «сорокой». Желая несколько поправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».

Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.

Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.

Так, дети полутора-двух лет ещё неспособны слушать рассказ о сколько-нибудь отдалённых вещах и событиях, но они с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые. Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.).

В отличие от дошкольника, ребёнок раннего возраста затрудняется дополнить какой-либо недостающий в игре предмет вымышленным, воображаемым. Так, если малыш привык, играя в обед, кормить куклу из маленькой чашечки, то при отсутствии этой чашечки он теряется и не знает, что делать. Инициатива в игре у детей этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей - это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.

Таким образом, воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны - непроизвольным характером.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В своих вымыслах дошкольники более изобретательны, чем преддошкольники, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Даже в тех случаях, когда воспитатель предлагает дошкольникам сюжет игры, они не механически его воспроизводят, а творчески развивают и дополняют предложенную тему.

После экскурсии на железнодорожную станцию воспитательница предлагает детям средней группы детского сада: «Давайте играть в железную дорогу». Дети с радостью соглашаются и при помощи воспитательницы разбирают роли. Один будет начальником станции, другой - пассажиром, третий - машинистом и т. д. А Миша заявляет: «Я буду шофёром, стану людей возить и вещи на вокзал». Он творчески расширил сюжет игры, сам себе придумал роль и круг обязанностей, которые будет выполнять.

Воображение дошкольника становится менее зависящим от того, что воспринимает в данный момент ребёнок. Малыш в своём воображении чрезвычайно зависит от вещей и игрушек, имеющихся сейчас налицо. Ему попадается на глаза кукла - он начинает её укачивать; ему дают повозочку - он возит её взад и вперёд.

В воображении же дошкольника большую роль начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия.

Во время игры в железную дорогу дошкольник воображает себе, что стул - это вагон или паровоз. Но затем, в игре с куклами, стул превращается в дом, и под ним удобно располагается игрушечная утварь и посуда. Наконец, когда при игре в магазин нужно устроить где-нибудь кассира, стул становится кассой, и через отверстие в его спинке принимают деньги и выдают чеки покупателям. В пределах увлекающего его сюжета игры дошкольник уже может подчинить работу своего воображения общей теме, основному замыслу коллективной игровой деятельности.

Воображение дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

У младшего дошкольника воображение ещё во многом сходно с воображением преддошкольника. Хотя сюжет игры, например, трёхлетнего ребёнка богаче и содержательнее, чем детей двухлетнего возраста, однако всё же он ограничивается воспроизведением довольно узкого круга действий и событий, наблюдавшихся детьми дома и в детском саду. Часто повторяются игры в варку обеда, в умывание, одевание и кормление кукол и т. д.

Велика у детей этого возраста зависимость процесса воображения от воспринимаемых в данный момент предметов и явлений.

В своём воображении младший дошкольник ещё мало самостоятелен, мало инициативен.
Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.

Обладая недостаточным практическим опытом, младшие дети ещё плохо дифференцируют образы воображения и представления о действительно воспринятых предметах и явлениях.
Младший дошкольник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.

О великом русском актёре К. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трёх лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т. е. иголку проглотил). Боже мой, что тут было! «Где ты её чувствуешь?» - «Здесь», - покажет на грудь. «А теперь?» - «Теперь тут», - показывает совсеи другое место. Скорей за доктором. Переполох! Ужас! В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал». Повидимому, под влиянием слышанных разговоров ребёнок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла. Такого рода смешения воображаемого и действительного встречаются и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие дошкольники уже хорошо знают то, что делается или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.

В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

В них ребёнок отображает уже не только то, что происходит в ею ближайшем окружении, но и значительно более далёкие события из жизни завода, колхоза, Советской Армии и Военно-Морского Флота. В своём воображении ребёнок этого возраста достигает значительно большей самостоятельности и инициативы. Он уже не просто воспроизводит с некоторыми вариантами темы, заимствованные у взрослых или старших детей. Он творчески их видоизменяет, дополняет новым, сам начинает искать способы осуществления своих творческих замыслов.

Однако, достигая довольно высоких ступеней развития, воображение в среднем дошкольном возрасте, как и у детей более раннего возраста, может успешно протекать лишь в том случае, когда оно непосредственно связано с внешней деятельностью ребёнка.

Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Изображая всадника, ребёнок легко может вообразить, что зонтик - это лошадь, а платяной шкаф - это конюшня. Но для всего этого он должен скакать на зонтике, иначе воображение перестаёт работать, отказывается ему служить.

Даже воссоздавая в своём воображении образы героев и событий, описанных в прослушанных рассказах и сказках, дошкольник является не пассивным слушателем, а активным участником воспринимаемых истории, вмешивается в повествование, жестикулирует и отпускает различные реплики, гладит рукой изображения положительных героев, пытается карандашом зачернить физиономии отрицательных персонажей и пр.

Он не умеет ещё воображать, так сказать, про себя, внешне оставаясь бездеятельным, как это делает школьник или взрослый.

У детей старшего дошкольного возраста воображение поднимается на новую, более высокую ступень развития. Под определяющим влиянием воспитания происходит дальнейшее обогащение опыта ребёнка, дающее ему возможность отразить в своих играх и изобразительной деятельности более широкую область окружающей действительности.

Становясь более творческим и целенаправленным (что выражается, например, в подчинении своего воображения требованиям взятой на себя роли, правилам игры и т. п.), воображение постепенно приобретает относительную независимость от внешней деятельности ребёнка.

Иногда наблюдаются интересные переходные формы. Воображение, например, протекает ещё, главным образом, в процессе игры. Но сама игра уже проявляется не столько во внешних действиях, сколько во внутреннем плане, в плане представлений.

Короленко описывает, как он с братом играли в детстве в путешествия. Забравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просиживали в ней часами, внешне почти ничего не делая. Брат изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Короленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к воображаемым встречным. Основное содержание игры разворачивалось вс внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далёкие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути, и т. д.

Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Как уже указывалось, для того чтобы понять урок по географии, усвоить главу из учебника истории или решить задачу по физике, нужно уметь представить себе предмет или явление по описанию, т. е. воссоздать их в своём воображении.

Таким образом, учебная деятельность предъявляет большие требования к воображению. Требуя воображения, школьное обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Гончаров прекрасно описал в «Обломове», какой извращённый характер приобретает воображение у ребёнка, которого воспитывают вдали от реальной жизни, оберегают от «всего, что существует на самом деле», знакомят лишь с миром сказочных вымыслов и фантазий.

В результате «населилось воображение мальчика странныжи призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и всё видит в жизни вред, беду, всё мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живёт Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром».

Так начинает складываться, благодаря неправильному воспитанию, тип бездеятельного фантазёра, бесплодного мечтателя.

Воспитывая детское воображение , необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

А. В. Запорожец. «Психология», М., Учпедгиз, 1953 г

http://www.detskiysad.ru/psih/601.html



Рассказать друзьям