Как ребенку выучить алфавит. Вспомогательные материалы при изучении алфавита с ребенком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:

  • читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
  • во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
  • не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
  • обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.

Когда придет время, ребенок сам заявит о своей готовности познакомиться с алфавитом поближе. Услышав вопрос, какая буква изображена, что написано на вывеске магазина, приготовьте все необходимые «инструменты», с помощью которых вы можете ввести ребенка в мир букв и символов: магнитную азбуку, букварь, плакат с алфавитом, кубики с буквами.

Существует множество методик и дидактических пособий, предназначенных для обучения алфавиту, однако универсального метода нет. Помните, что каждый ребенок уникален, и по-своему реагирует на те или иные приемы обучения и в индивидуальном темпе усваивает информацию.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Принцип учета возрастных особенностей. Дети 2 - 4-х лет не умеют концентрироваться на одном объекте или деятельности в течение длительного времени. Поэтому при обучении целесообразно использовать игровые методы, занятия должны быть интересными и носить творческий характер. Несколько кратковременных (5 - 10 мин.) занятий в течение дня более эффективны, чем пара продолжительных «уроков», во время которых ребенок устает и начинает отвлекаться.

Необходимо отметить также ограниченные возможности ребенка распределять внимание на несколько объектов сразу, поэтому оптимально учить и показывать в день не более 2 - 3-х букв. Желательно подбирать их не в алфавитном порядке, а таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий составить свои первые слова (ау, ах, мяу). Рекомендуется называть не саму букву, а звук, который она обозначает. Не переходите к изучению новых букв, пока не убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущие.

Мотивация - неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.

Игровые методы: как учить с ребенком алфавит

Многие дети не отличаются постоянством интересов и периодически отказываются учить буквы, поэтому используйте преимущественно игровые формы обучения. Таким образом, обучение превратится в увлекательное занятие.

Флеш-карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 - 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.

Показывая букву ребенку, назовите ее и попросите его повторить за вами.
1. Разложите 3 - 4 карточки с буквами на полу и предложите малышу прыгать на букву, которую вы назовете. Занятия, организованные в игровой форме, где нужно проявить физическую активность, всегда вызывают живой интерес у детей.
2. Поиграйте с буквами в прятки. Возьмите 3 - 4 карточки с изображениями букв, которые вы изучаете на данном этапе, и спрячьте их (можно приклеить их скотчем на внутреннюю поверхность дверцы шкафа, с обратной стороны балконного стекла и т.д.), а после - отправляйтесь с ребенком на поиски «беглянок».
3. Развесьте на 2 - 3 дня карточки с изучаемыми буквами в тех местах дома, где ребенок бывает чаще всего. Постоянно наталкиваясь на них взглядом, он будет запоминать их визуально.

Магнитная азбука. Купите набор букв на магнитах и прикрепите их к металлической поверхности, например, к дверце холодильника. Позвольте ребенку передвигать их по своему усмотрению. Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.
1. Расположите 4 - 5 изученных букв в алфавитном порядке, назовите их, попросите ребенка повторить, а потом уберите одну букву и снова назовите все, делая особое ударение на пропавшей букве. Затем предложите ребенку самостоятельно перечислить буквы вместе с той, что пропала.
2. Смешайте несколько букв и попросите у ребенка найти нужную вам или, к примеру, похожую на дом, на стул и т.д.
3. Возьмите одну из магнитных букв как образец, откройте детский букварь и попросите ребенка найти как можно больше таких же букв.

Подручные материалы. Устройте день, посвященный изучаемой букве. Лепите ее из пластилина или теста для лепки, устройте конкурс лучшего рисунка буквы, испеките печенье в форме буквы. Сложите ее из деталей конструктора, счетных палочек и других материалов.

Азбука, сделанная своими руками. Создайте с малышом авторский букварь. Вам понадобятся старые журналы, цветная бумага, клей и альбом для рисования. Нарисуйте и вырежьте по контурам изучаемую букву и картинки с изображением предметов, которые на нее начинаются. Вклейте все это на одну из страничек обычного альбома для рисования. Ребенок придет в восторг от сделанной своими руками книги, и с нетерпением будет ждать следующих занятий, чтобы заполнить свой альбом. А впоследствии можно будет с гордостью продемонстрировать его бабушке и дедушке.
Следуя таким нехитрым советам вы легко научите своего малыша алфавиту.

О том как выучить буквы с ребенком легко и быстро мы поговорим в этой публикации. Маленький ребенок смотрит на буквы, как мы на китайские иероглифы . Выучить сразу все буквы ребенку не просто, однако он легко это может сделать в игре вместе с вами. Поэтому обучение всегда должно проходить в игровой форме и обязательно применяйте красочные и привлекающие внимание материалы, тогда ребенку будет интересно.

Методик по изучению букв с ребенком существует сейчас очень много. Мы постараемся рассказать вам о самых популярных.

Учим буквы по кубикам Зайцева

Одной из самых популярных сейчас методик по изучению букв с ребенком является изучение букв по кубикам Зайцева.

Этот способ используют практически все Центры для раннего развития детей. Собственно от туда я и узнала об этом способе изучения букв. Сфотографировала там таблицы со слогами, распечатала и развесила дома.

С помощью этой занимательной техники, придуманной Николаем Зайцевым, ребенок может с двух лет не только запомнить буквы, но и научиться читать. Автор превратил теорию в практику, он мастерски разобрал русский язык на отдельные слоги и скомбинировал их в виде кубиков и таблиц со слогами так, чтобы ребенок смог их быстро запомнить. Так, например, кубики со звонкими согласными (Л, М, Н, Р, В, З, Б, Д, Г, Ж) покрашены в серебряный цвет и обладают «звонкими» голосами, кубики с глухими согласными (Ф, С, П, Т, К, Х, Ш, Ц, Ч, Щ) выглядят деревянными и звучат глухо. Подробнее об этом в статье изучение букв по методике Зайцева .

Учим буквы с ребенком по карточкам и кубикам

Для этого вам нужно изготовить для ребенка карточки с каждой буквой самостоятельно или воспользоваться нашими готовыми или

Распечатайте буквы и изучайте с ребенком. Начните с букв, которые малышу проще всего воспроизвести, это буквы: А, О, В, М, Н, И, Ы, С, Л.

Когда малыш их усвоит, добавьте к изучению еще буквы: К, Б, Э, Р, П, Д, Т.

В конце будут буквы: Ч, Г, Х, Ц, Й, Я, Ж, З, Е, Щ, Ю, Ф.

Обязательно помните не называйте буквы по алфавитному названию, говорите лишь тот звук, который она означает, не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П».

Можно при изучении букв, сразу составлять с малышом небольшие слова, например учите букву А, то сразу изучите и М, будет слог МА, а там и слова МАМА. Можно складывать знакомые короткие имена, например ЮРА, ОЛЯ и так далее.

Можно разучивая буквы или слоги попросить ребенка найти их в любимой книжке, это будет занятие на узнавание.

Кубики это вообще игрушка универсальная, можно построить башню, а можно составлять небольшие слова.

Вы можете играя в кубики, рассказать сказку, о том, что есть страна где живут одни только буквы. Они дружат, берутся за руки, получаются слоги, когда водят хороводы получаются слова.

Играть и заниматься нужно до того момента, пока это ребенку интересно, как только вы заметите, что ребенку надоело, прекратите занятие. Иначе в следующий раз он уже не захочет изучать буквы.

Учим буквы с ребенком с помощью наглядного материала

У значительного большинства людей зрительная память лучше слухового восприятия. Поэтому нужно сделать так, чтобы буквы были всегда на виду у ребенка.

На холодильник можно развесить буквы на магнитах , и когда ребенок будет теребить вас во время приготовления еды, отвлеките его игрой в буквы. Я всегда делаю так, из кучи букв даю задание сыну найти определенную букву. Он находит ее и выкладывает на чистое место. Затем другую, так получается слово и мы его разучиваем.

В комнате на самом видном месте развесьте алфавит .

Детский алфавит, плакат буквы русского алфавита для детей

Как выучить буквы — плакат русский алфавит для детей

Можно изучать буквы алфавита и с помощью разных настольных игр, например лото. Здесь все средства хороши.

Как выучить буквы

Если ребенок будет постоянно натыкаться на буквы, то он запомнит их намного быстрее.

Учим буквы на компьютере

Чтобы разнообразить занятия изредка можно учить буквы на компьютере. Ребенку очень понравится игра во взрослого. Покажите где на клавиатуре буквы и цифры и он с большим удовольствием будет их печатать.

В интернете также, очень много программ, где нажимаешь на кнопку — и голос называет букву. Только не увлекайтесь — берегите глаза ребенка!

Учить буквы алфавита можно с помощью развивающих мультфильмов, вот пример одного и них.

Способов как выучить буквы с ребенком много, какой выбрать решать вам. Но самое главное не забывайте хвалить ребенка за успехи, и тогда малыш будет заниматься с удовольствием и сам проявит интерес к чтению.

От букв к алфавиту

Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок индивидуален. Один малыш все схватывает на лету, а к другому нужно найти особый подход, чтобы научить даже самому простому. Начинать можно уже с двух лет – в этом возрасте малыши любознательны и быстро запоминают все новое. Но учеба должна быть организована в игровой форме.

Ребенок полюбит чтение в будущем, если регулярно соблюдать простые правила:

  • Каждый день с малышом читать на выбор стишки, сказки, книги. Хорошо, если он сам пожелает выбирать литературу на сегодня;
  • Во время чтения внимание к буквам будет больше привлечено, если водить по строчкам пальцем;
  • Позже можно обсудить с ребенком прочитанное, спросить его мнение, пересказать содержание самим или попросить пересказать его.

Так малыш будет заинтересован в возможности читать самостоятельно и будет расспрашивать, где какая буква. А чтобы процесс изучения был интересен, на помощь придут различные вспомогательные инструменты:

  • магнитная азбука;
  • цветной букварь;
  • интерактивный плакат;
  • кубики с литерами.

Уделяя ежедневно определенное время изучению букв, очень скоро малыш сможет рассказать весь алфавит.

Но в школе недостаточно знать, как звучит та или иная буква. Дети должны знать весь алфавит наизусть в правильном порядке. Часто ребенку, которому хорошо известны все буквы, бывает сложно выучить последовательность их размещения и то, как буква правильно называется. Да и родителям, обучивших малыша всем литерам, кажется, что выучить их в правильной последовательности занятие не из простых.

Это не совсем так. Если дошколенок уже знает все буквы и понимает, что это не просто знаки, а нужны они для чтения и письма, то при правильном подходе алфавит ему будет выучить совсем несложно.

Методы запоминания букв в алфавитном порядке

Для того, чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, существует множество способов. К примеру, можно взять те же карточки, магнитную доску или кубики, которые были использованы на этапе изучения букв. Несколько раз в день нужно проговаривать вместе с ребенком всю последовательность. Если он быстро устает или ему надоедает занятие, можно разделить алфавит на две части.

Очень простой, но действенный метод – алфавит нужно петь. Записать готовую, наиболее понравившуюся крохе песенку и петь ее вместе с ним. Можно также скачать любимую песенку без слов и вместо куплетов напевать буквы в правильном порядке.

Занятие может стать любимым, если азбуку изготовить с малышом своими руками. Ребенок с удовольствием примет участие в таком серьезном деле. Для этого нужно вместе с мамой вырезать из картона все буквы и приклеить их в алфавитной последовательности. По желанию работу можно декорировать картинками и рисунками. Малыш будет с гордостью показывать родным и друзьям свое произведение и ему захочется быстрее выучить и рассказывать, какая буква идет за какой.

Успех в этом деле придет быстро, если занятия проходят с соблюдением следующих условий:

  • ребенок не голоден;
  • он в хорошем настроении;
  • он хорошо выспался, не утомлен.

В любом случае, малыш должен заниматься с удовольствием. Нельзя ругать его, если не сразу удается запомнить материал, этим можно надолго отбить желание учиться. Если у крохи все получается, если есть первый результат, нужно обязательно его хвалить. Тогда он с радостью продолжит обучение и вскоре, быстро и без ошибок, будет рассказывать весь алфавит от «А» до «Я».

Что делать, если алфавит дается тяжело?

Все дети совершенно разные, к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок категорически отказывается учить алфавит, то с занятиями стоит повременить и вернуться к ним позже, когда он будет готов. За этот период стоит испробовать несколько методов обучения. Хорошо, когда родители с детьми вместе ходят по развивающим магазинам, ведь новая азбука с объемными буквами и красочными картинками или коврик-паззл может очень понравиться крохе и станет хорошим помощником для занятий.

Создайте в детской комнате соответствующую среду для обучения. Яркий плакат-алфавит или декоративные подушки с буквами всегда будут на глазах малыша, и ему будет легче освоить последовательность литер. А еще психологи считают, что материал усваивается эффективнее, если он выделен красным цветом.

К сожалению, часто случается так, что у родителей нет возможности или не получается выучить алфавит с ребенком самостоятельно. В таких случаях стоит присмотреться к хорошим пособиям для обучения. На помощь придут серии развивающих мультфильмов на дисках. При этом не стоит забывать, что время перед компьютером или телевизором для детей должно быть строго дозированным. Формат обучения в виде мультика задержит внимание юного ученика надолго. А это значит, что материал будет усвоен хорошо.

Выбор таких уроков сейчас огромен, к примеру, развивающий курс «Учимся читать», автор Роберт Саакянц. На протяжении урока ребенок с интересом следит за тем, как мудрая сова обучает последовательности букв алфавита и учит читать маленького зайчика. Как показывает практика, такой вид обучения очень интересен и эффективен для ребенка.

Разновидностью онлайн-занятий являются всевозможные алфавитные тренажеры.

Нередко запомнить буквы в алфавитной последовательности ребенку помогает их написание под диктовку. Конечно, при условии, что ребенок буквы знает и писать их может вообще. Приятнее будет писать их цветными карандашами, фломастерами или красками. Во время прогулки также можно заниматься: для этого вполне сгодится палочка, песок или цветные мелки. Подходы и методы обучения лучше чередовать, так малыша не будут утомлять занятия.

В желании помочь ребенку как можно раньше освоить все буквы и выучить алфавит, не стоит забывать, что обучение можно начинать тогда, когда:

  • ребенок хорошо выговаривает звуки;
  • его словарный запас позволяет в достаточной мере выражать мысли и потребности;
  • в разговорной речи использует полные распространенные предложения;
  • любит слушать, когда ему читают взрослые и самостоятельно пытается «читать».

Если ребенок любит музыку, то для хорошего запоминания алфавитного ряда ему поможет песенка:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.

Запоминать алфавит лучше, играя. Для этого можно испробовать разные уроки-игры:

  • Детям, которые любят играть в пантомиму, понравится обучение в виде любимой игры. Для этого они должны интересно и смешно изобразить каждую букву по порядку.
  • Пользуясь азбукой, ребенок должен отыскать предмет из окружения, название которого начинается на каждую последующую букву.
  • Любителю порисовать понравится игра в «живые буквы». Ребенок с помощью родителей создает свою азбуку, где нарисована каждая буква по порядку. При этом буквы разные: у каждой свой «характер».
  • Можно подарить маленькому ученику интерактивную игру «Буквы русского алфавита». Когда ребенок в правильном порядке соединяет буквы одну за другой, в конце «оживает» картинка. При этом, нажимая на каждую букву, ребенок быстрее запомнит, как правильно она произносится.
  • Помочь выучить алфавитную последовательность может игра «Охота на букву». В нее интересно играть нескольким детям одновременно. Для этого нужны старые газеты или журналы, а также ножницы и альбом. Побеждает тот ребенок, который первый нашел, вырезал и приклеил все буквы в правильном порядке. Если дети знают алфавит еще не очень уверенно, то можно позволить им подсматривать.

Алфавит – фундамент грамотности. Поэтому детям нужно помочь освоить буквы, звуки, а также называть их в последовательности алфавитного порядка. И для этого совсем необязательно покупать недешевые учебные пособия или специальные программы. Выучить алфавит с ребенком, а заодно освежить его в памяти самим — вполне по силам каждому родителю.

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Как научить ребенка буквам легко и непринужденно?

Когда мама считает, что возраст ребенка уже предполагает обучение буквам, перед ней встает вопрос о методе обучения. Мама не захочет нагружать ребенка серьезными занятиями. Поэтому многие пытаются сделать этот процесс интересным, но в то же время очень эффективным.

Иногда мнения специалистов расходятся в данном вопросе. Однако есть некоторые наиболее общие рекомендации:

  • Учить нужно тогда, когда у ребенка уже будет возможность и заниматься чтением. Смысл этого заключения в том, что ребенок может выучить буквы и в 1,5 года. Но это будет просто заучивание, которое забудется очень быстро, если его не применять нигде. Ребенок в этом возрасте еще не понимает, что это часть слова. Для него это что-то, что повторяет мама и он должен повторить
  • По этой причине оптимальнее будет учить ребенка буквам в 4 года. Не торопясь, занимаясь с ребенком, вы придете к чтению слогов. А значит к школе ваш малыш будет подготовлен в чтении
  • В 3 года можно начинать малыша знакомить с буквами, но никак не принуждать к обучению. Показывайте ему буквы и говорите, что это. Произносите звуки. А когда малыш будет готов, он и начнет повторять сам
  • Но если ребенок очень хорошо развит, умеет говорить и просит вас научить читать, или вы видите его желание понять какие-то надписи — значит ваш ребенок готов к обучению
  • Но это не означает, что вы должны тут же устроить ему серьезные занятия с экзаменами. Нет. Возможно, после начала обучения вы увидите, что ребенку сложно, он злится, не понимает. Не настаивайте. Если желание у малыша пропало — подождите до 4 лет
  • Отдельные методики предлагают начать обучение уже в 2 года

ВАЖНО: Какие бы советы не давали специалисты, вы должны ориентироваться на своего ребенка. Но в 5 лет все же стоит начать учить буквы, чтобы ребенок пришел в школу более менее подготовленным



Как легко выучить с ребенком буквы?

Чтобы изучение букв не было сложным и напряженным для вашего ребенка, а результат был эффективным, следуйте советам:

  • Изучайте буквы, играя. Подробнее о том, как это делать, читайте в следующем разделе
  • Озвучивайте букву правильно. Не говорите на букву «м» — «эм», на букву «п» — «пэ» и так далее. Произносите буквы так, как они звучат: «м», «п», «с» и так далее. То есть произносите коротко один звук. Почему так? Чтобы ребенок не испытывал впоследствии трудностей в чтении. Иначе слово «папа» ребенок захочет прочитать «пэапэа». И когда вы начнете объяснять, что читать нужно именно «папа», ребенок не поймет, почему. Ведь буква «п» это «пэ»
  • Не пытайтесь заучивать с ребенком сразу весь алфавит. Во-первых, выберите для начала гласные. Во-вторых, берите 2 буквы и учите их на протяжении недели, закрепляя каждый день результат в игровой форме. Только после этого приступайте к новым
  • После изучения букв, достаточных для составления простого слова — начинайте составлять слова. Так ребенок очень быстро быучит и буквы и начнет учить слоги. Составление слов актуально для детей от 4 лети
  • Всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» говорите: «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова. Но действовать этот метод начнет лишь после 3 лет. До этого возраста малыш просто не будет видеть никакой связи
  • Ассоциации. Помогут выучить буквы даже самым маленьким. Подробнее читайте в разделе ниже «Ассоциации букв»
  • Рисуйте, лепите, разукрашивайте, пишите, обводите буквы, выкладывайте их форму любыми подручными материалами. Все это будет интересно малышу и он сам того не замечая запомнит буквы


  • Одним из пассивных способов изучения букв будут развешанные буквы в комнате ребенка или в квартире в целом. Вырежьте большие буквы и повесьте несколько в разных местах. Иногда говорите ребенку, что это за буква. Не наседайте с постоянными повторениями. Ребенок и так запомнит их, сам того не осознавая. Через неделю смените на другие. Эффективнее будет, если букву вы будете вешать на предмет, который начинается с этой буквы. Так буква будет восприниматься ребенком, как часть чего-то
  • Порядок изучения: учим через ассоциации, разукрашивания, аппликации, а запоминаем в играх и пассивным способом развешивания букв
  • Быстрее будет идти изучение, если ребенок будет видеть, слышать и трогать букву

ВАЖНО: Действуя по таким советам, обучение доставит вашему ребенку лишь удовольствие

Как выучить с ребенком буквы, играя?

Игра — это любимое занятие ребенка. Он всегда будет согласен играть и получит массу приятных удовольствий. А изучение букв в игровой форме будет неназойливым и непринужденным.

Игра 1. Кубики.

  • Самая простая и незатейливая игра
  • Купите кубики с буквами и изображениями на каждую букву. Кубики могут быть мягкие, пластмассовые, деревянные
  • Просите ребенка отыскать предмет, после чего хвалите ребенка и говорите: «Молодец. Показал арбуз. А-арбуз.» При этом показывайте и на букву
  • Или разбросайте кубики по комнате и просите найти кубик с арбузом. Слова при нахождении те же


Игра 2. Аппликация.

  • Распечатайте и вырежьте с ребенком буквы размером где-то 10 см в высоту и 7 в ширину
  • Предложите ребенку выбрать, чем будете делать аппликацию: крупа, макароны, ткань, вата
  • Выбрав материал садитесь вместе с ребенком, наносите клей на буквы и с помощью малыша наклеивайте материал.
  • При этом повторяйте, что вы будете украшать букву «А»
  • После наклейте бумажно-крупяную букву на картон для сохранения формы
  • Пусть ребенок сам выберет место для аппликации
  • Но место должно быть не скрытым. Ребенок должен видеть букву ежедневно


Игра 3. Прятки.

  • Распечатайте каждую букву в двух экземплярах
  • Выберите первую игровую букву. Предположим «О»
  • Одну оставьте у себя
  • Второй экземпляр положите куда-либо так, чтобы ребенок нашел ее
  • Несколько других букв также положите в разные доступные и видные места
  • Покажите ребенку букву, назовите ее и попросите найти
  • Когда ребенок пойдет искать, следуйте за ним и при необходимости подсказывайте
  • Ребенок не должен расстраиваться, что не может найти, иначе такой метод станет для вашего малыша неинтересным


Игра 4. Правильный выбор.

  • Игра уже скорее на закрепление
  • Распечатайте картинки с буквами
  • Разложите перед ребенком и просите показать нужную букву
  • Найдя букву можно показывать предмет, начинающийся на эту букву


Игра 5. Кто быстрее.

  • В игре хорошо участвовать двум детям или взрослому и ребенку
  • Разбросайте на полу несколько одинаковых букв
  • По команде участники должны приносить буквы
  • Хвалим каждого
  • Обязательно повторяем звук буквы каждый раз
  • Можно подбадривать участников словами или лозунгами типа «Букву А найди скорей, а ну давай-ка побыстрей!»


Игра 6. Сюрпризы в мешке.

  • Сложите в непрозрачный мешок предметы, которые будут начинаться с изучаемой буквы
  • Например: бегемот, бык, барабан, будильник
  • Заинтригуйте своего ребенка
  • И давайте ему по очереди доставать игрушки, проговаривая название каждого

ВАЖНО: Все дети разные. Попробуйте разные игры и выберите подходящую для вашего ребенка

Видео на тему: Учим буквы алфавита: 3 игры с манкой [Супермамы]

Ассоциации букв

ВАЖНО: Легко малыш запомнит буквы, которые вызывают у него ассоциации. Подходит метод в том числе для самых маленьких

  • Для каждой буквы, которую вы изучаете, придумайте ассоциацию: на что похожа буква или кто издает такой звук
  • Вы можете придумать сами ассоциацию, можете почерпнуть идеи ниже
  • Если видите, что некоторая ассоциация не срабатывает у ребенка, то временно отложите букву в сторону
  • Через некоторое время вернитесь к букве уже с другой ассоциацией
  • Ассоциации хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и вам не придется повторять ему букву сотню раз, что он ее запомнил


Некоторые ассоциации.

Буква Б.

  • Буква Б — это бегемотик, который хорошо покушал и у него стал большой животик
  • Можно попытаться придумать рифмованные строки типа «Бегемотик наш поел, походил, устал и сел»
  • При этом демонстрируйте все действия, которые делает бегемот

Буква Д.

  • Похожа на домик
  • Возьмите маленькую мягкую игрушку и садите ее в домик

Буква Ж.

  • Вырезать букву из картона и сказать, что это жучок
  • Показать, как ползает и жужжит «ж-ж-ж-ж»
  • Предложите ребенку приклеить жучку глазки
  • Дайте ребенку самому поползать с жуком или прокатить его на машине

Буква О.

  • Буква О похожа на ротик ребенка, который плачет и кричит «о-о-о-о-о»
  • Дорисуйте ротику зубки и язык

Буква С.

  • На букву С сыпется песок
  • Вырежьте букву из картона
  • Сыпьте на нее песок или манку аккуратно, как бы зарисовывайте букву песком
  • Говорите при этом «Песочек сыпется с-с-с-с-с-с-с»

Буква Т.

  • Вырежьте из картона
  • Буква Т похожа на молоток
  • Издает звук «тук-тук»
  • Постукивайте молоточком по полу и дайте ребенку повторите за вами, произнося «тук-тук»

Буква Х.

  • Буква Х похожа на пересечение двух дорог
  • Возьмите кукол или своими пальцами изображайте хождение по дороге
  • При этом говорите рифмованный строки
  • Например: «Ходим-ходим по дорожке, у меня устали ножки. До конца сейчас дойдем, а после сядем, отдохнем»

Буква Ш.

  • Похожа на змейку, которая ползет и издает звук «ш-ш-ш-ш»
  • Ползайте со змеей по полу и не забудьте нарисовать голову с глазками и языком


  • Если вы решили учить ребенка буквам, то сразу после обучения части букв приступайте к написанию
  • Ребенок должен понимать, что буквы нужны для написания слов

Где, чем и как писать?

  • Карандашом, ручкой, фломастером на бумаге
  • Мелом на доске или асфальте
  • Красками на бумаге
  • Палочкой на песке
  • Пальцам на муке или манке
  • Выложить буквы камушками на асфальте

ВАЖНО: Рисуйте сами, но обязательно давайте рисовать и ребенку, но помогайте ему. Если малыш совсем еще не владеет ручкой, то помогайте ему с этим

Видео: Обучающий Мультфильм. Прописи для детей:пишем буквы

  • Если буквы после озвучивания вы будете с малышом лепить, то запомнятся они быстрее
  • Лепить можно из соленого теста или пластилина
  • Слепив букву, ее можно украсить фасолью, горохом, бусинами или просто разукрасить


Видео: Учим буквы от А до Д лепим из пластилина Плей До и открываем киндер сюрприз!Развивающий мультик!

  • Разукрашивать можно буквы, которые вы распечатали, написали, вырезали, написали на асфальте или доске, слепили из пластилина, вы сделали из манки, наклеив ее на картон
  • Разукрашивать можно: фломастерами, мелками, пальчиковыми красками, карандашами, ручками, гуашью
  • Можно распечатать буквы, рядом с которыми будут предметы, название которых начинается с этой буквы

Обводить контуры букв

  • Вырезаем букву
  • Кладем на лист бумаги или картона
  • Обводим. Если ребенок сам еще не может, то берите его ручку и обводите
  • Обводить можно точечками, штрихами, прямыми линиями
  • После обводки контур можно выложить камушками, фасолью, макаронами




Печенье из букв

  • К 4 годам, особенно у девочек, появляется огромный интерес помогать маме выпекать вкусности
  • Воспользуйтесь этим интересом
  • Если у вас есть любимый рецепт печенья, то используйте его
  • Тесто должно быть эластичным и не липким
  • Вместо привычных звездочек или кружочков, вырежьте буквы и отправьте выпекаться
  • Украсить можно кокосовое стружкой или помадкой
  • Испеките несколько букв в нескольких экземплярах, чтобы можно было сложить простые слова: мама, папа, баба
  • Ребенок с удовольствием поиграет с печеньем, после чего благополучно его скушает
  • Для упрощения можно купить готовое печенье в магазине


Если такого рецепта у вас нету, то воспользуйтесь следующим:

  • Два яйца смешайте с ванилином по вкусу
  • Взбейте миксером до пены примерно 10 минут
  • Добавьте предварительно растопленное до состояния сметаны сливочное масло (100 г)
  • Перемешивайте в течение 5 минут
  • 300 г сметаны взбейте с 150 г сахара
  • Добавьте смесь в миску с остальными ингредиентами
  • Всыпьте 1 ст. л. муки, смешанную с 1/2 чайной ложки соды и перемешайте
  • Добавляйте еще по ложке муки
  • Тесто должно стать эластичным и не липким
  • Замешенное тесто поставьте в холодильник на 30 минут, чтобы легче было формировать буквы


  • Вырезав буквы, отправляйте печенье на смазанный маслом противень в разогретую духовку
  • Печенье должно приобрести золотистый цвет


Листайте книги, журналы

  • Для закрепления изученных букв можно использовать книги и журналы
  • Для изучения они не очень подходят, так как глаза ребенка будут разбегаться, ему будет сложно сконцентрироваться на конкретной букве
  • Показывайте буквы, которые ребенок уже знает, если они выделены как-то на странице или написаны крупным шрифтом
  • Или спросите ребенка, где же буква «А». Если ребенок найдет букву, он будет очень рад
  • Если у него не получается, делайте подсказки, говорите, что изображено рядом
  • Буквы должны быть довольно крупными, не заставляйте ребенка всматриваться в мелкий шрифт

Игра говорящая азбука

Говорящая азбука подходит:

  • Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
  • Просто для закрепления материала
  • Для разнообразия занятий

Плакаты с говорящей азбукой.

  • Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
  • Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
  • Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
  • Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
  • При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы

Онлайн игры.

  • Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
  • Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
  • Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия

Говорящие азбуки в видео-формате.

  • Также означает нахождение ребенка за компьютером
  • В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
  • Также будет хорош иногда для разнообразия
  • Один из примеров такого видео смотрите ниже

Видео: Говорящая азбука. Учим русский алфавит для самых маленьких. Для детей 3-6 лет

Компьютер: смотрим буквы

  • Этот способ обучения подойдет для ленивых или занятых мам, которые не могут заниматься с ребенком с помощью простых подручных средств
  • Смотреть буквы и слушать о них — это непременно хорошее и полезное занятие
  • Но не забывайте, что лучше добавить разрисовки, аппликации и вырезания букв
  • Как правило, обучение буквам на компьютере сводится к просмотру обучающих мультфильмов
  • Один из примеров видео смотрите ниже


Видео: Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей

Как играть в игру Азбука?

  • Игра Азбука может встречаться в разных вариантах
  • Это онлайн-игры, в которых нужно ставить буквы на места, находить предмет, начинающийся с нужной буквы; искать пары для каждой буквы
  • Игры смогут понять дети от 3 лет
  • Обязательно должны находиться рядом родители и помогать
  • Не увлекайтесь такими онлайн-играми, ведь компьютер для малыша не приносит никакой пользы
  • Если игра не компьютерная, а купленная в магазине, то играйте, прочитав инструкцию. Таких игр может быть очень много разнообразных


Игра Азбука

Развивающие игры для детей: учим буквы 5 — 6 лет

  • В 5-6 лет обязательно нужно научить ребенка буквам, если он их еще не знает
  • В таком возрасте основным методом становятся не ассоциации, а слова, начинающиеся с данной буквы: «А-арбуз», «Б-банан»
  • Ребенок уже отлично будет понимать связь буквы и слова
  • Все игры будут сводиться к построению слов для такого возраста
  • Купите буквы-магнитики и складывайте слова из них


  • Основные принципы обучения такие же, как и для раннего возраста (читайте второй раздел данной статьи)
  • В помощь в таком возрасте обязательно придет книга-букварь
  • Там вы и увидите картинки и прочитаете ребенку занимательные стихи
  • Ребенок в таком возрасте уже не захочет играть в совсем детские игры (смотрите выше)
  • Заучите букву и попросите ребенка собрать по дому вещи, которые он видит на выбранную букву. За каждую вещь можете предложить небольшой вкусный сюрприз. Так ребенку будет веселее и интереснее
  • Испечь печенье вместе — также актуально для данного возраста (правила и рецепт читайте выше в разделе «печенье из букв»). Только такой взрослый для букв ребенок уже действительно помочь вам вылепить буквы
  • Купите пазл с буквами


  • Лепите, вырезайте, разукрашивайте, делайте аппликации. Для возраста 5-6 лет это также актуально

Всегда хвалите ребенка за успехи

  • Не всегда обучение дается ребенку легко
  • Без вашего подбадривания ребенку скоро надоест этот процесс, если он будет совершать ошибки особенно
  • Всегда хвалите ребенка за успехи
  • Даже в случае не совсем идеального запоминания, понимания и ответа


Мамы, от вас и вашего подхода к этому непростому занятию во многом зависит успех вашего ребенка и его интерес. Не ленитесь заниматься со своим чадом и вскоре вы будете хвалиться окружающим об успехах своего любимого ребенка.

Видео: Учим с ребенком буквы



Рассказать друзьям