Как сделать ракетницу в домашних условиях. Пошаговая инструкция с фото и видео по созданию летающей ракеты своими руками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ниже будет рассмотрен пример создания летающей ракеты. Ее длина составляет целых два метра, и диаметр 90 мм. Летает ракета на твердом топливе. В самоделке предусмотрена система спасения. Собирается модель довольно быстро и требует минимальное количество материалов и знаний.

Материалы и инструменты для изготовления:
- эпоксидная смола;
- секлоткань;
- гипс;
- бальза;
- веревки;
- сахар и селитра для топлива.


Из инструментов будут нужны: паяльник, ножовка, дрель, клей и отвертки.

Процесс изготовления ракеты:

Шаг первый. Изготовление корпуса

Для изготовления корпуса понадобится стеклопластик. В качестве оправки используется водопроводная ПВХ-труба.






Шаг второй. Как сделать стабилизаторы
Стабилизаторы нужно вырезать из бальзы.




Шаг третий. Устройство системы спасения
Чтобы ракета не разбивалась о землю при падении, в ней предусмотрена система спасения. Эта система представляет собой парашют, который высвобождается вышибным зарядом. В итоге ракета не падает, а плавно приземляется. Чтобы активировать систему спасения, предусмотрена специальная электроника с альтиметром.










Ракета состоит из двух частей, в одной располагается двигатель, ну а во второй система спасения. Вышибной заряд находится в заглушке, как именно, можно увидеть на фото. Как работает система спасения, можно увидеть на видео ниже.





Шаг четвертый. Установка электроники
Для того чтобы установить электронику, в корпусе ракеты нужно сделать небольшой люк. Ну а весь процесс монтажа можно увидеть на фото.








Шаг пятый. Двигатель ракеты
Двигатель самоделки изготавливается из стеклопластика. В качестве заряда применяется карамельное топливо в форме шашек.








Крепится двигатель к корпусу снаружи с помощью саморезов.

Шаг шестой. Заключительный этап сборки и запуск ракеты
На последнем этапе автор окончательно собирает ракету. Весь процесс доработок хорошо видно на фото.

Данная ракета представляет собой обычную игрушку, только она умеет летать по таким же принципам, что и настоящая ракета. Это отличное развлечение для всей семьи, а также будет шикарным завершением любого праздника.

Вам понадобится

Инструменты

  • Посуда для топлива.
  • Фарфоровая ступка и пестик.
  • Киянка.
  • Напильник.
  • Дрель.

Для корпуса

  • Крахмал.
  • Железная гладкая прямая проволока сечением 3-5 миллиметра.
  • Толстые хлопчатобумажные нитки.
  • Резинка для моделей.
  • Деревянная палочка диаметром 3 м миллиметра и длиной 6 ссантиметров.
  • Шелковая лента шириной 5-80 сантиметров.
  • Яркая водос тойкая краска.
  • Стальная проволока 1 миллиметра.
  • Масло.
  • Клей.
  • Кусок мягкой древесины.
  • Газета.
  • Чертежная бумага.
  • Тонкая бум ага.
  • Писчая бум ага.
  • Палка, диаметром, как внешний диаметр гильзы.
  • Палка, диаметром, как внутренний диаметр гильзы.
  • Доска.
  • Пенопласт.
  • Гвоздь диаметром, как отверстие, которое высверленное в гильзе.
  • Картонная гильза 12 калибра без капселя.

Для топлива

  • Сера 10.
  • Уголь древесный 28%.
  • Селитра калиевая 62%.

Инструкция

  1. Создайте топливную смесь : смешайте все ингредиенты в нужных пропорциях. Создайте смесь для фитиля, смешав сери и селитру из расчета одна часть серы и девять чайте селитры.
  2. Со стороны крепления капселя нужно просверлить металлическую часть гильзы. Затем удалить элементы крепления капселя.
  3. Вбейте гвоздь в доску. Он должен выступать из доски на два сантиметра. Выступающий конец сточите так, чтобы у него были плавные конические обводы. Острый конец немного затупите.
  4. Теперь необходимо удалить все металлические опилки. Надеть гильзу на гвоздь металлической частью и на ¾ высоты засыпать туда перемешанное топливо. При помощи круглой деревянной палки спрессуйте топливо, слегка ударяя киянкой.
  5. Из пищевой бумаги вырежьте такой кружок, чтобы он был немножко больше внутреннего диаметра гильзы. Ним следует закрыть слой топлива. Поверх перегородки, что получилась, слоем в пол сантиметра засыпьте топливную смесь и потом слоем тонкой бумаги заклейте сверху гильзу. Данный заряд предназначен для выпускания парашюта.
  6. Палку большого диаметра оберните газетной бумагой. Закрепите клеем и дайте высохнуть. Затем немножко пропитайте слой газеты маслом и вытрите.
  7. На получившуюся заготовку из чертежной бумаги намотайте трубку, толщиной в два витка. Хорошенько промажьте витки клеем. На палке высушите эту трубку. Затем удалите слой газеты, он больше не нужен.
  8. Сделайте обтекатель ракеты из мягкой древесины. Это пробка длинной шесть-семь сантиметров, верхний конец которой заканчивается закруглением и сходит на конус, а нижний длинной один-полтора сантиметра плотно вставляется в верхнюю часть бумажной трубки. У вас получился обтекатель и корпус ракеты.
  9. Из ватмана сделайте не меньше трех стабилизаторов . Это треугольники, которые должны иметь лепестки, чтобы соединиться с ракетой. К корпусу ракеты стабилизаторы присоединяются клеем. С торца обтекателя, который находится в корпусе ракеты, закрепите скобу или металлическое кольцо внутренним диаметром пол сантиметра, которое сделано из стальной проволоки. Замкните кольцо. Оно нужно для крепления парашюта.
  10. В нижнюю часть ракеты вставьте гильзу-двигатель. Он должен быть вставлен плотно, и доставаться по необходимости. Если двигатель держится плотно, вклейте дополнительное бумажное кольцо шириной три сантиметра изнутри корпуса. Теперь просушите весь корпус и покрасьте водостойкой краской в любой понравившейся вам цвет (лучше яркий).
  11. Создайте парашют. Диаметр купола пятнадцать-двадцать сантиметров. Для ракеты используйте ленточный парашют. Один конец ленты прикрепите к деревянной палке. К концам палки из нити длинной десять сантиметров прикрепите петлю. К одному концу ленты привяжите кусочек авиационной резины длинной десять сантиметров. Конец резины обвяжите вокруг проволочного кольца, который надет на обтекатель. При помощи обычной нити для него сделайте дополнительно крепление. К концу обтекателя привяжите еще нить длиной десять сантиметров. К ней также привяжите кусочек авиационной резины, а к нему пять сантиметров обыкновенной нитки. Эту нить закрепите с внутренней стороны ракеты в трех сантиметрах от верхнего конца трубки. Можете пустить ее через всю ракету, создав в ней отверстия и оклеив бумажными кольцами для прочности.
  12. Теперь уложите парашют . Начиная от свободной стороны, смотайте ленту в рулон. С внешней стороны прижмите рулон палкой, к которой крепится парашют. Задвиньте этот рулон в корпус ракеты. Сверху положите нить и ленту крепления к обтекателю. Закройте ракету обтекателем.
  13. Создайте стартовое устройство . Отрежьте сто двадцать сантиметров железной проволоки. На проволоке из ватмана склейте два цилиндра диаметром немножко больше диаметра проволоки и длинной один сантиметр. Нужно, чтобы кольца свободно скользили по проволоке. Полученные кольца нужно закрепить прочным клеем на одной продольной линии корпуса ракеты. Одно кольцо следует закрепить в месте стыка стабилизаторы с корпусом, а другое – в верхней части приблизительно в одном сантиметре от обтекателя. Нужно, чтобы ракета свободно скользила по проволоке. Из любой проволоки намотайте на ракету ограничительное кольцо на расстоянии пятьдесят сантиметров от одного из концов. Она не должна опускаться дальше этого кольца. Этой стороной проволоку необходимо втыкать в землю.
  14. Создайте запал . Можете взять готовый запал от петарды или хлопушки, однако длина может не хватить длины. Создайте стопин. Для этого нужно взять хлопчатобумажную нить и сложить ее в шесть раз. У вас должен получиться отрезок длиной восемь сантиметров. Сварите клейстер. Крахмальным клейстером смочите нить. Ее всю нужно обмакнуть в составе, который отличается от состава топлива тем, что он должен быть без угля. Затем просушите.
  15. Перед запуском необходимо вставить двигатель в корпус. Перед тем, как вставить двигатель, нужно вставить пыж. Пыжом может послужить кусочек пенопласта. Шнур согните с одного конца, а затем вставьте этим концом в сопло. ГОТОВО!!!

Обратите внимание

  • Изготовление ракетного двигателя – процесс безопасный, однако проводите все операции осторожно. Можете использовать готовый ракетный двигатель.
  • Когда насыпаете на перегородку топливную смесь, не нужно его спрессовывать.
  • Длина трубки из ватмана – около 45 сантиметров.
  • Ракету без парашюта нельзя использовать, потому что она опасна.
  • Парашют может быть любой конструкции. Его можно сделать из ткани или бумаги. Строп лучше сделайте побольше.
  • Когда запускаете ракету, отойдите не менее чем на 10 метров от нее.
  • Можете использовать нитроэмаль или пентафталевую краску.
  • Стабилизатор можете сделать из 1-мм фанеры.
  • Стабилизаторы располагайте симметрично, приклеивайте аккуратно и прочно.
  • Советуем использовать древесину из тополя или липы
  • Древесина заменяется твердым пенопластом.
  • Можете использовать ватман или полуватман.
  • Масло подойдет любое, даже растительное.
  • Клей лучше используйте нитроцеллюлозный или БФ.
  • Советуем использовать папиросную бумагу.

Facebook

Twitter

Pocket

Linkedin

Fb messenger

Ракетомоделирование – занятие, которое увлекает не только детей, но и вполне взрослых и состоявшихся людей, как можно понять по составу команд спортсменов на Чемпионате мира по ракетомодельному спорту, который пройдет во Львове 23-28 августа. На него приедут соревноваться даже сотрудники NASA. С ракетами, собранными самостоятельно. Для того чтобы сделать самую простую действующую модель ракеты своими руками, специальные знания и навыки не нужны – в интернете есть большое количество подробных инструкций. По ним можно сделать свою ракету хоть из бумаги, хоть из деталей, купленных в хозяйственном магазине. В этой статье мы разберемся подробнее в том, какие ракеты бывают, из чего их делают и как сделать ракету своими руками. Так что в предвкушении Чемпионата вы можете обзавестись собственной моделью и даже запустить ее в полет. Кто знает, может, к августу вы решите принять участие во внеклассовом соревновании по запуску ракет с полезным грузом «Спаси космические яйца» (пройдет в рамках Чемпионата) и побороться за призовой фонд 4 000 евро.

Из чего состоит ракета

Любая модель ракеты, независимо от класса, обязательно состоит из таких частей:

  1. Корпус. К нему крепятся остальные элементы, а вовнутрь устанавливается двигатель и система спасения.
  2. Стабилизаторы. Они крепятся к нижней части корпуса ракеты и придают ей устойчивости в полете.
  3. Система спасения. Необходима для замедления свободного падения ракеты. Может быть в виде парашюта или тормозной ленты.
  4. Головной обтекатель. Это конусообразная головная часть ракеты, которая придает ей аэродинамическую форму.
  5. Направляющие кольца. Крепятся к корпусу на одной оси, нужны для того, чтобы закрепить ракету на пусковой установке.
  6. Двигатель. Отвечает за взлет ракеты и есть даже в самых простых моделях. Делятся на группы по общему импульсу тяги. Модельный двигатель можно купить в магазине для технического творчества или собрать самостоятельно. Но в этой статье мы будем ориентироваться на то, что у вас уже есть готовый двигатель.

Не является частью ракеты, но относится к must-have вещам пусковая установка. Ее можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно из металлического прута, на которую крепится ракета, и спускового механизма. Но мы также будем ориентироваться на то, что пусковая установка у вас есть.

Классы ракет и их отличия

В этом разделе мы рассмотрим классы ракет, которые можно будет увидеть своими глазами на Чемпионате мира по ракетомоделированию во Львове. Их девять, из них восемь – утвержденные Международной авиационной федерацией, как официальные для Чемпионата мира, и один – S2/Р – открыт не только для спортсменов, но и для всех желающих соревноваться.

Ракеты для соревнований или просто для себя можно изготавливать из разных материалов. Бумаги, пластика, дерева, пенопласта, металла. Обязательное требование – чтобы материалы не были взрывоопасными. Те, кто занимается ракетомодельным спортом всерьез, используют специфические материалы, которые обладают лучшими характеристиками для целей ракеты, но при этом могут стоить достаточно дорого или быть экзотическими.

Ракета класса S1 в соревнованиях должна продемонстрировать лучшую высоту полета. Это одни из самых простых и маленьких ракет, которые принимают участие в соревнованиях. S1, как и другие ракеты, делятся на несколько подклассов, которые обозначаются буквами. Чем ближе к началу алфавита – тем меньше общий импульс тяги двигателя, который используется для запуска ракеты.


Ракеты класса S2 предназначены для переноса полезного груза, в соответствии с требованиями FAI, «полезным грузом» может быть что-то компактное и хрупкое, с диаметром 45 миллиметров и весом 65 грамм. Например, сырое куриное яйцо. У ракеты может быть один и более парашютов, при помощи которых полезный груз и ракета вернутся на землю целыми и невредимыми. Ракеты класса S2 не могут иметь более одной ступени и в полете они не должны лишиться ни одной детали. Спортсмену необходимо запустить модель на высоту 300 метров и при этом посадить ее за 60 секунд. Но если груз будет поврежден, то результат не будет засчитан вовсе. Так что важно соблюсти баланс. Вес модели с двигателем не должен превышать 1500 граммов, а вес компонентов топлива в двигателе – 200 граммов.

Ракеты класса S3 для непосвященного зрителя могут выглядеть в точности как ракеты класса S1, но их задачи на соревнованиях отличаются. S3 – это ракеты на продолжительность спуска с использованием парашюта. Специфика соревнования в этом классе заключается в том, что спортсмену необходимо осуществить три ракетных старта, используя при этом всего две модели ракет. Соответственно, минимум одну из моделей еще надо найти после запуска, а они часто приземляются за несколько километров от стартовой зоны.

У моделей этого класса диаметры парашютов обычно достигают диаметра 90-100 сантиметров. Распространенные материалы – стекловолокно, бальсовое дерево, картон, нос изготавливается из легкого пластика. Ребра выполнены из легкого пробкового дерева и могут быть покрыты тканью или стекловолокном.

Класс S4 представлен планерами, которые должны находиться в полете как можно дольше. Это «крылатые» устройства, чей внешний вид достаточно серьезно отличается от того, что можно ожидать от ракеты. В небо они поднимаются при помощи двигателя. Но в планерах запрещено использовать что либо, что будет придавать им ускорение или каким-то образом влиять на парение, в небе устройство должно держаться исключительно за счет своих аэродинамических характеристик. В качестве материалов для таких ракет обычно выступает бальсовое дерево, крылья делаются из стекловолокна или пенопласта, и из бальсового дерева тоже, то есть всего того, что почти ничего не весит.

Класс ракет S5 – это ракеты-копии, цель их полета – высота. В соревнованиях учитывается не только качество полета, но и то, насколько точно удалось участнику повторить корпус реальной ракеты. Это, в основном, двухступенчатые модели с массивной ракетой-носителем и очень узкой носовой частью. Они обычно очень быстро отправляются навстречу небу.

Ракеты класса S6 очень похожи на ракеты класса S3, но в полете они выбрасывают тормозную ленту (стример). По факту, она выполняет функцию системы спасения. Так как ракеты этого класса тоже должны продержаться в воздухе как можно дольше, задачей участника соревнования является создание максимально легкого и при этом крепкого корпуса. Модели делают из пергамента или стекловолокна. Носовую часть – из вакуумного пластика, стекловолокна, бумаги, а стабилизаторы – из легкого бальсового дерева, которое для долговечности покрывают стекловолокном. Ленты для таких ракет обычно изготавливаются из алюминизированного лавсна. Лента должна интенсивно «хлопать» на ветру, оказывая сопротивление падению. Ее размеры обычно находятся в пределах от 10х100 сантиметров до 13х230 сантиметров.

Модели класса S7 требуют очень кропотливого труда. Как и S5, эти модели представляют собой многоступенчатые копии настоящих ракет, но в отличие от S5, в полете оцениваются в том числе и по тому, насколько правдоподобно повторяют старт и полет настоящей ракеты. Даже цвета ракеты должны соответствовать «оригиналу». То есть это самый зрелищный и сложный класс, не пропустите его на Чемпионате мира по ракетомодельному спорту! И юниоры, и взрослые будут соревноваться в этом классе 28 августа. Самые популярные прототипы ракет – это Saturn, Ariane, Зенит 3, а также Союз. В соревнованиях принимают участие копии и других ракет, но как показывает практика, они обычно демонстрируют результат похуже.

S8 – это крылатые планирующие радиоуправляемые ракеты. Это один из самых разнообразных классов, тут значительно отличаются конструкции и типы используемых материалов. Ракета должна взлететь, совершить планирующий полет в течение определенного времени. Затем ее нужно посадить в центр круга с диаметром 20 метров. Чем ближе к центру сядет ракета, тем больше бонусных баллов получит участник.

Класс S9 – это винтокрылые летательные аппараты, и они также соревнуются друг с другом во времени, проведенном в полете. Это легкие модели, сделанные из стекловолокна, вакуумного пластика и бальсового дерева. Без двигателя зачастую весят порядка 15 граммов. Самая замысловатая часть ракет этого класса – это лопасти, которые обычно делаются из бальсы и должны иметь правильную аэродинамическую форму. У этих ракет нет системы спасения, этот эффект достигается за счет авторотации лопастей.

На соревнованиях ракеты этого класса, как и классов S3, S6 и S9 должны быть в диаметре не менее 40 миллиметров, а по высоте – не менее 500. Чем выше подкласс ракеты, тем больше должны быть ее размеры. В случае с самыми компактными ракетами S1 диаметр корпуса не должен быть меньше 18 миллиметров, а длина – не менее 75% длины ракеты. Это самые компактные модели. Вообще свои ограничения есть для каждого класса. Они изложены в кодексе FAI (Международная авиационная федерация). И перед полетом каждая модель проверяется на соответствие требованиям своего класса.


Из всех принимающих участие в нынешнем Чемпионате ракет только к моделям классов S4, S8 и S9 выдвигается требование, чтобы ни одна из их частей не отделялась во время полета даже на системе спасения. Для остальных это допустимо.

Как сделать простую и действующую модель ракеты из подручных материалов

Самые простые для изготовления в домашних условиях ракеты – это класс S1, также относительно простым считается класс S6. Но в этом разделе все-таки пойдет речь о первом. Если у вас есть дети, вы можете сделать модель ракеты вместе или доверить им самостоятельное ее изготовление.

Для изготовления модели потребуются:

  • два листа бумаги А4 (лучше выбирать разноцветную, чтобы ракета выглядела поярче, толщина бумаги – примерно 0,16-0,18 миллиметров);
  • клей;
  • пенопласт (вместо него можно использовать плотный картон, из которого делают коробки);
  • кусок тонкого полиэтилена, в диаметре не менее 60 см;
  • обычные швейные нитки;
  • канцелярская резинка (как для денег);
  • скалка или другой объект похожей формы, главное – чтобы с гладкой поверхностью и диаметром порядка 13-14 сантиметров;
  • карандаш, ручка или другой объект похожей формы с диаметром 1 сантиметр и еще один – с диаметром 0,8 сантиметра;
  • линейка;
  • циркуль;
  • двигатель и пусковая установка, если вы планируете использовать ракету по назначению.

На чертежах, которых очень много в интернете, можно найти ракеты с разным соотношением длины и ширины корпуса, «остроты» головного обтекателя и размеров стабилизаторов. В тексте дальше приведены размеры деталей, но, если вы хотите, можете использовать другие пропорции, как на одном из чертежей в галерее ниже. Порядок действий все равно остается прежний. Смотрите на эти чертежи (особенно на последний), если решите собрать модель по инструкции.


Корпус

Возьмите один из припасенных листов бумаги, отмерьте при помощи линейки 14 сантиметров от края (если у вас получился не такой объем, как у нас, просто добавьте к своей цифре еще пару-тройку миллиметров, они будут нужны для того, чтобы склеить лист). Отрежьте.

Скрутите получившийся кусок бумаги вокруг скалки (ну или что там у вас). Бумага должна идеально прилегать к предмету. Склейте лист прямо на скалке таким образом, чтобы получился цилиндр. Дайте клею просохнуть, тем временем возьмитесь за изготовление головного обтекателя и хвостовой части ракеты.

Головная и хвостовая часть ракеты

Возьмите второй лист бумаги и циркуль. Отмерьте циркулем 14,5 сантиметров, проведите из двух диагонально расположенных углов окружности.

Возьмите линейку, приложите ее к краю листа возле начала окружности и отмерьте точку на окружности на расстоянии 15 сантиметров. Проведите линию из угла к этой точке и вырежьте этот участок. Проделайте то же самое со второй окружностью.


Склейте конусы из обоих кусков бумаги. У одного из конусов обрежьте верхушку примерно на 3 сантиметра. Это будет хвостовая часть.

Чтобы ее приклеить к основанию, сделайте надрезы на нижней части конуса примерно через каждый сантиметр и глубиной 0,5 сантиметра. Отогните их наружу и нанесите клей на внутреннюю сторону. Затем приклейте ее к корпусу ракеты.

Чтобы прикрепить головной обтекатель, необходимо сделать «кольцо», благодаря которому она будет крепиться к основанию. Возьмите лист такого же цвета, который вы использовали для основания, и вырежьте прямоугольник 3х14 сантиметров. Сверните его в цилиндр и склейте. Диаметр кольца должен быть чуточку меньше диаметра основания ракеты, чтобы он идеально входил в него. Приклейте кольцо к голове ракеты таким же образом, каким приклеивали основание (только не отрезайте ничего от конуса на этот раз). Второй стороной кольцо вставьте в основание ракеты, чтобы проверить, угадали ли с диаметром.


Вернемся к хвостовой части. Ракете нужно придать устойчивости и сделать отсек для двигателя. Для этого нужно снова взять бумагу, из которой вы делали основание ракеты, вырезать прямоугольник 4х10 см, найти продолговатый и круглый предмет диаметром примерно 1 см и оборачивать кусок бумаги вокруг него, предварительно смазав клеем по всей площади так, чтобы в итоге получился плотный многослойный цилиндр. С одной стороны цилиндра сделайте надрезы по 4 миллиметра, отогните их, нанесите клей на внутреннюю сторону и приклейте к хвостовой части.

В нижней части у ракеты должны быть стабилизаторы. Их можно сделать из тонкого листового пенопласта или, если его нет, плотного картона. Нужно вырезать четыре прямоугольника со сторонами 5х6 сантиметров. Из этих прямоугольников – вырезать фиксаторы. Можете выбрать любую форму на свое усмотрение.

Обратите внимание, что головной обтекатель, хвостовой конус и моторный отсек обязательно должны быть выставлены ровно вдоль продольной оси корпуса (не должны быть наклонены в сторону от корпуса).

Система спасения

Чтобы ракета плавно вернулась на землю, ей нужна система спасения. В данной модели речь идет о парашюте. В роли парашюта может выступать обычный тонкий полиэтилен. Можно взять, например, 120-литровый пакет. Для нашей ракеты в нем нужно вырезать круг диаметром 60 сантиметров и закрепить на корпусе при помощи строп (длина примерно 1 метр). Их должно быть 16. На роль строп подойдут прочные нитки. Прикрепите стропы к парашюту при помощи скотча на равном расстоянии друг от друга.

Парашют сложите пополам, затем еще раз пополам, затем – сожмите.

Чтобы закрепить парашют, возьмите еще одну нитку, длина которой должна в два раза превышать длину корпуса. Приклейте ее к отсеку для двигателя между двух стабилизаторов. Привяжите к нитке резинку в двух местах, таким образом, чтобы, если потянуть за нитку, резинка растягивалась, а нитка была ограничением растяжения (рекомендации: резинку к нитке привязывайте на расстоянии 5 сантиметров от верхнего края корпуса).

Перед укладыванием парашюта в ракету нужно поместить пыж. В качестве пыжа может выступать, например, клочок ваты (или мягкая бумага, салфетки). Сделайте из понравившегося вам материала шарик и вставьте вовнутрь ракеты. Если у вас есть тальк, то посыпьте его тальком, чтобы предотвратить возможное возгорание вследствие срабатывания заряда. Пыж не должен туго вставляться, но и количество ваты должно быть достаточным для выталкивания системы спасения.

Вставьте его вовнутрь ракеты, затем положите парашют и стропы. Аккуратно, кольцами, чтобы те не запутались.

В качестве системы спасения может выступать также стример, и если вы хотите сделать ракету класса S6, то как уложить и привязать его, вы можете увидеть на этих фотографиях.

Данная ракета представляет собой обычную игрушку, только она умеет летать по таким же принципам, что и настоящая ракета. Это отличное развлечение для всей семьи, а также будет шикарным завершением любого праздника.

Вам понадобится

Инструменты

  • Посуда для топлива.
  • Фарфоровая ступка и пестик.
  • Киянка.
  • Напильник.
  • Дрель.

Для корпуса

  • Крахмал.
  • Железная гладкая прямая проволока сечением 3-5 миллиметра.
  • Толстые хлопчатобумажные нитки.
  • Резинка для моделей.
  • Деревянная палочка диаметром 3 м миллиметра и длиной 6 ссантиметров.
  • Шелковая лента шириной 5-80 сантиметров.
  • Яркая водос тойкая краска.
  • Стальная проволока 1 миллиметра.
  • Масло.
  • Клей.
  • Кусок мягкой древесины.
  • Газета.
  • Чертежная бумага.
  • Тонкая бум ага.
  • Писчая бум ага.
  • Палка, диаметром, как внешний диаметр гильзы.
  • Палка, диаметром, как внутренний диаметр гильзы.
  • Доска.
  • Пенопласт.
  • Гвоздь диаметром, как отверстие, которое высверленное в гильзе.
  • Картонная гильза 12 калибра без капселя.

Для топлива

  • Сера 10.
  • Уголь древесный 28%.
  • Селитра калиевая 62%.

Инструкция

  1. Создайте топливную смесь : смешайте все ингредиенты в нужных пропорциях. Создайте смесь для фитиля, смешав сери и селитру из расчета одна часть серы и девять чайте селитры.
  2. Со стороны крепления капселя нужно просверлить металлическую часть гильзы. Затем удалить элементы крепления капселя.
  3. Вбейте гвоздь в доску. Он должен выступать из доски на два сантиметра. Выступающий конец сточите так, чтобы у него были плавные конические обводы. Острый конец немного затупите.
  4. Теперь необходимо удалить все металлические опилки. Надеть гильзу на гвоздь металлической частью и на ¾ высоты засыпать туда перемешанное топливо. При помощи круглой деревянной палки спрессуйте топливо, слегка ударяя киянкой.
  5. Из пищевой бумаги вырежьте такой кружок, чтобы он был немножко больше внутреннего диаметра гильзы. Ним следует закрыть слой топлива. Поверх перегородки, что получилась, слоем в пол сантиметра засыпьте топливную смесь и потом слоем тонкой бумаги заклейте сверху гильзу. Данный заряд предназначен для выпускания парашюта.
  6. Палку большого диаметра оберните газетной бумагой. Закрепите клеем и дайте высохнуть. Затем немножко пропитайте слой газеты маслом и вытрите.
  7. На получившуюся заготовку из чертежной бумаги намотайте трубку, толщиной в два витка. Хорошенько промажьте витки клеем. На палке высушите эту трубку. Затем удалите слой газеты, он больше не нужен.
  8. Сделайте обтекатель ракеты из мягкой древесины. Это пробка длинной шесть-семь сантиметров, верхний конец которой заканчивается закруглением и сходит на конус, а нижний длинной один-полтора сантиметра плотно вставляется в верхнюю часть бумажной трубки. У вас получился обтекатель и корпус ракеты.
  9. Из ватмана сделайте не меньше трех стабилизаторов . Это треугольники, которые должны иметь лепестки, чтобы соединиться с ракетой. К корпусу ракеты стабилизаторы присоединяются клеем. С торца обтекателя, который находится в корпусе ракеты, закрепите скобу или металлическое кольцо внутренним диаметром пол сантиметра, которое сделано из стальной проволоки. Замкните кольцо. Оно нужно для крепления парашюта.
  10. В нижнюю часть ракеты вставьте гильзу-двигатель. Он должен быть вставлен плотно, и доставаться по необходимости. Если двигатель держится плотно, вклейте дополнительное бумажное кольцо шириной три сантиметра изнутри корпуса. Теперь просушите весь корпус и покрасьте водостойкой краской в любой понравившейся вам цвет (лучше яркий).
  11. Создайте парашют. Диаметр купола пятнадцать-двадцать сантиметров. Для ракеты используйте ленточный парашют. Один конец ленты прикрепите к деревянной палке. К концам палки из нити длинной десять сантиметров прикрепите петлю. К одному концу ленты привяжите кусочек авиационной резины длинной десять сантиметров. Конец резины обвяжите вокруг проволочного кольца, который надет на обтекатель. При помощи обычной нити для него сделайте дополнительно крепление. К концу обтекателя привяжите еще нить длиной десять сантиметров. К ней также привяжите кусочек авиационной резины, а к нему пять сантиметров обыкновенной нитки. Эту нить закрепите с внутренней стороны ракеты в трех сантиметрах от верхнего конца трубки. Можете пустить ее через всю ракету, создав в ней отверстия и оклеив бумажными кольцами для прочности.
  12. Теперь уложите парашют . Начиная от свободной стороны, смотайте ленту в рулон. С внешней стороны прижмите рулон палкой, к которой крепится парашют. Задвиньте этот рулон в корпус ракеты. Сверху положите нить и ленту крепления к обтекателю. Закройте ракету обтекателем.
  13. Создайте стартовое устройство . Отрежьте сто двадцать сантиметров железной проволоки. На проволоке из ватмана склейте два цилиндра диаметром немножко больше диаметра проволоки и длинной один сантиметр. Нужно, чтобы кольца свободно скользили по проволоке. Полученные кольца нужно закрепить прочным клеем на одной продольной линии корпуса ракеты. Одно кольцо следует закрепить в месте стыка стабилизаторы с корпусом, а другое – в верхней части приблизительно в одном сантиметре от обтекателя. Нужно, чтобы ракета свободно скользила по проволоке. Из любой проволоки намотайте на ракету ограничительное кольцо на расстоянии пятьдесят сантиметров от одного из концов. Она не должна опускаться дальше этого кольца. Этой стороной проволоку необходимо втыкать в землю.
  14. Создайте запал . Можете взять готовый запал от петарды или хлопушки, однако длина может не хватить длины. Создайте стопин. Для этого нужно взять хлопчатобумажную нить и сложить ее в шесть раз. У вас должен получиться отрезок длиной восемь сантиметров. Сварите клейстер. Крахмальным клейстером смочите нить. Ее всю нужно обмакнуть в составе, который отличается от состава топлива тем, что он должен быть без угля. Затем просушите.
  15. Перед запуском необходимо вставить двигатель в корпус. Перед тем, как вставить двигатель, нужно вставить пыж. Пыжом может послужить кусочек пенопласта. Шнур согните с одного конца, а затем вставьте этим концом в сопло. ГОТОВО!!!

Обратите внимание

  • Изготовление ракетного двигателя – процесс безопасный, однако проводите все операции осторожно. Можете использовать готовый ракетный двигатель.
  • Когда насыпаете на перегородку топливную смесь, не нужно его спрессовывать.
  • Длина трубки из ватмана – около 45 сантиметров.
  • Ракету без парашюта нельзя использовать, потому что она опасна.
  • Парашют может быть любой конструкции. Его можно сделать из ткани или бумаги. Строп лучше сделайте побольше.
  • Когда запускаете ракету, отойдите не менее чем на 10 метров от нее.
  • Можете использовать нитроэмаль или пентафталевую краску.
  • Стабилизатор можете сделать из 1-мм фанеры.
  • Стабилизаторы располагайте симметрично, приклеивайте аккуратно и прочно.
  • Советуем использовать древесину из тополя или липы
  • Древесина заменяется твердым пенопластом.
  • Можете использовать ватман или полуватман.
  • Масло подойдет любое, даже растительное.
  • Клей лучше используйте нитроцеллюлозный или БФ.
  • Советуем использовать папиросную бумагу.

Прежде чем говорить о миниатюрных ракетах, уясним - что же такое модель ракеты, рассмотрим основные требования, предъявляемые к постройке и запуску моделей ракет.

Летающая модель ракеты приводится в движение с помощью ракетного двигателя и поднимается в воздух, не используя аэродинамическую подъёмную силу несущих поверхностей (как самолёт), имеет устройство для безопасного возвращения на землю. Модель изготовляют в основном из бумаги, дерева, разрушаемого пластика и других неметаллических материалов.

Разновидностью моделей ракет являются модели ракетопланов, которые обеспечивают возвращение на землю их планёрной части путём устойчивого планирования с использованием аэродинамических, замедляющих падение сил.

Различают 12 категорий моделей ракет - на высоту и продолжительность полёта, модели-копии и т.д. Из них - восемь чемпионатных (для официальных соревнований). У спортивных моделей ракет ограничивается стартовая масса - она должна быть не более 500 г, у копии - 1000 г, масса топлива в двигателях - не более 125 г и количество ступеней - не более трёх.

Стартовая масса - это масса модели с двигателями, с системой спасения и полезным грузом. Ступенью модели ракеты называется часть корпуса, содержащая в себе один или более ракетных двигателей, спроектированная с учётом её отделения в полёте. Часть модели без двигателя не является ступенью.

Ступенчатость конструкции определяют на момент первого движения от стартового двигателя. Для запуска модели ракет следует применять модельные двигатели (МРД) на твёрдом топливе только промышленного производства. Конструкция должна иметь поверхности или устройства, удерживающие модель на заранее намеченной траектории взлёта.

Нельзя, чтобы модель ракеты освобождалась от двигателя, если он не заключён в ступень. Разрешается сбрасывать корпус двигателя у модели ракетопланов, которые опускаются на парашюте (с куполом площадью не менее 0,04 кв. м) или на ленте размерами не менее 25x300 мм.

На всех ступенях модели и отделяющихся частях необходимо устройство, замедляющее спуск и обеспечивающее безопасность приземления: парашют, ротор, крыло и т.д. Парашют может изготовляться из любых материалов, а для удобства наблюдения иметь яркую окраску.

На модели ракеты, представляемой на соревнования, должны быть опознавательные знаки, состоящие из инициалов конструктора и двух цифр высотой не менее 10 мм. Исключение составляют модели-копии, опознавательные знаки которых соответствуют знакам копируемого прототипа.

Любая летающая модель ракеты (рис. 1) имеет следующие основные части: корпус, стабилизаторы, парашют, направляющие кольца, головной обтекатель и двигатель. Поясним их назначение. Корпус служит для размещения парашюта и двигателя. К нему крепят стабилизаторы и направляющие кольца.

Стабилизаторы нужны для устойчивости модели в полёте, а парашют или любая другая система спасения - для замедления свободного падения. С помощью направляющих колец модель устанавливают на штангу перед стартом. Для придания модели хорошей аэродинамической формы верхняя часть корпуса начинается головным обтекателем (рис. 2).

Двигатель - «сердце» модели ракеты, он создает необходимую тягу для полёта. Для тех, кто желает приобщиться к ракетомоделизму, своими руками изготовить действующую модель летательного аппарата под названием ракета, предлагаем несколько образцов таких изделий.

Надо сказать, что для данной работы понадобятся доступный материал и минимум инструментов. И, конечно, это будет самая простая, одноступенчатая модель под двигатель импульсом 2,5 - 5 н.с.

Исходя из того, что по спортивному кодексу ФАИ и нашим «Правилам проведения соревнований» минимальный диаметр корпуса составляет 40 мм, выбираем соответствующую оправку для корпуса. Для неё подойдет обыкновенный круглый стержень или трубка длиной 400 - 450 мм.

Это могут быть составные элементы (трубки) шланга от пылесоса или отслужившие свой век лампы дневного света. Но в последнем случае нужны особые меры предосторожности - ведь лампы изготовлены из тонкого стекла. Рассмотрим технологию постройки простейших моделей ракет.

Основной материал для изготовления несложных моделей, рекомендуемых начинающим конструкторам, - бумага и пенопласт. Корпуса и направляющие кольца склеивают из чертёжной бумаги, парашют или тормозную ленту вырезают из длинноволокнистой или цветной (креповой) бумаги.

Стабилизаторы, головной обтекатель, обойму под МРД делают из пенопласта. Для склейки желательно применять клей ПВА. Изготовление модели следует начать с корпуса. Для первых моделей лучше делать его цилиндрическим.

Условимся строить модель под двигатель МРД 5-3-3 с наружным диаметром 13 мм (рис. 3). В этом случае для его крепления в кормовой части придется вытачивать обойму длиной 10 - 20 мм. Важными геометрическими параметрами корпуса модели являются диаметр (d) и удлинение (X), которое представляет собой отношение длины корпуса (I) к его диаметру (d): X = I/d.

Удлинение большинства моделей для устойчивого полёта с хвостовым оперением должно быть около 9 - 10 единиц. Исходя из этого, определим размер бумажной заготовки для корпуса. Если возьмём оправку диаметром 40 мм, то ширину заготовки вычислим по формуле длины окружности: В - ud. Полученный результат надо умножить на два, ведь корпус - из двух слоёв бумаги, и добавить 8 - 10 мм на припуск для шва.

Ширина заготовки получилась равной порядка 260 мм. Тем, кто ещё не знаком с геометрией, ребятам второго-третьего классов, можно рекомендовать другой простой способ. Взять оправку, обмотать её два раза ниткой или полоской бумаги, прибавить 8 - 10 мм и узнать, какой будет ширина заготовки для корпуса. Следует иметь в виду, что бумагу необходимо располагать волокнами вдоль оправки.

В этом случае она хорошо скручивается, без изломов. Длину заготовки вычислим по формуле: L = Trd или остановимся на размере 380 -400 мм. Теперь о склейке. Обмотав бумажку-заготовку вокруг оправки один раз, оставшуюся часть бумаги промазываем клеем, даём ему немножко подсохнуть и обматываем второй раз.

Загладив шов, помещаем оправку с корпусом у источника тепла, например, у батареи отопления, после просушки зачищаем шов мелкой наждачной бумагой. Аналогичным способом изготавливаем и направляющие кольца. Берём обычный круглый карандаш и наматываем на него полоску бумаги шириной 30 - 40 мм в четыре слоя.

Получаем трубочку, которую после высыхания разрезаем на кольца шириной 10 - 12 мм. Впоследствии клеим их к корпусу. Они являются направляющими кольцами для старта модели. Форма стабилизаторов может быть различна (рис. 4). Их главное предназначение - обеспечение устойчивости модели в полёте.

Предпочтение можно отдать той, при которой часть площади находится за срезом кормовой (нижней) части корпуса. Выбрав нужную форму стабилизаторов, делаем его шаблон из плотной бумаги. По шаблону вырезаем стабилизаторы из пластины пенопласта толщиной 4 - 5 мм (можно с успехом применять потолочный пенопласт). Наименьшее число стабилизаторов - 3.

Сложив стопкой, друг на друга в пакет, скалываем их двумя булавками и, зажав пальцами одной руки, обрабатываем по краям напильником или бруском с наклеенной наждачной бумагой. Потом закругляем или заостряем все стороны стабилизаторов (предварительно разобрав пакет), кроме той, которой они будут крепиться к корпусу.

Далее - клеим стабилизаторы на ПВА в донной части корпуса и покрываем боковые стороны клеем ПВА - он сглаживает поры пенопласта. Головной обтекатель вытачиваем из пенопласта (лучше марки ПС-4-40) на токарном станке. Если такой возможности нет, его можно вырезать также из куска пенопласта и обработать напильником или наждачной бумагой.

Аналогично изготавливаем обойму под МРД и вклеиваем его в донную часть корпуса. В качестве системы спасения модели, обеспечивающей её безопасное приземление, применяем парашют или тормозную ленту. Купол вырезаем из бумаги или тонкого шёлка.

Для первых стартов диаметр купола следует выбирать порядка 350 - 400 мм, - этим самым ограничить время полёта - ведь хочется сохранить свою первую модель на память. После крепления строп к куполу производим укладку парашюта (рис. 6). После изготовления всех деталей модели проводим её сборку.

Головной обтекатель соединяем резиновой нитью (амортизатором) с верхней частью корпуса модели ракет. Концы строп купола парашюта связываем в один жгут и крепим его к середине амортизатора. Далее красим модели в яркие контрастные цвета. Стартовая масса готовой модели с двигателем МРД 5-3-3 около 45 - 50 г.

Подобными моделями можно проводить первые соревнования на продолжительность полёта. Если место для запусков ограничено, рекомендуем выбрать в качестве системы спасения тормозную ленту размерами 100x10 мм. Старты получаются зрелищными и динамичными.

Ведь время полёта при этом будет порядка 30 с, да и доставка моделей гарантирована, что очень важно для самих «ракетчиков». Модель ракеты для показательных полётов (рис. 7) рассчитана на старт с более мощным двигателем с общим импульсом 20 н.с. Она может нести на своём борту и полезный груз - листовки, вымпелы.

Полёт такой модели сам по себе эффектный: старт напоминает пуск настоящей ракеты, а выброс листовок или разноцветных вымпелов добавляет зрелищности. Корпус клеим из плотной чертёжной бумаги в два слоя на оправке диаметром 50 -55 мм, длина его 740 мм.

Стабилизаторы (их четыре) вырезаем из пластины пенопласта толщиной 6 мм. После закругления трёх сторон (кроме самой длинной - 110-мм) их боковые поверхности покрываем двумя слоями клея ПВА. Затем на длинной их стороне, которую потом крепим к корпусу, делаем желобок круглым напильником - для плотного прилегания стабилизаторов к круглой поверхности.

Направляющую трубку выклеиваем известным нам способом на круглой оправке (карандаше), разрезаем на кольца шириной 8 - 10 мм и крепим на ПВА к корпусу. Головной обтекатель вытачиваем на токарном станке из пенопласта. Из него же делаем и обойму под МРД шириной 20 мм и вклеиваем его в донную часть корпуса.

Наружную поверхность головного обтекателя два-три раза обмазываем клеем ПВА - для удаления шероховатости. Соединяем с верхней частью корпуса резинкой-амортизатором, для которого годится обыкновенная бельевая резинка шириной 4 - 6 мм. Купол парашюта диаметром 600 - 800 мм вырезаем из тонкого шёлка, число строп - 12-16.

Свободные концы этих нитей соединяем узлом в один жгут и крепим к середине амортизатора. Внутрь корпуса на расстоянии 250 - 300 мм от нижнего среза бумаги вклеиваем решётку из плотной бумаги или реек, которая не позволяет парашюту и полезному грузу опускаться в момент взлёта в низ модели, нарушая этим её центровку. Наполнение полезного груза целиком зависит от фантазии конструктора модели. Стартовая масса модели - около 250 - 280 г.

ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО МОДЕЛИ РАКЕТЫ

Для безопасного запуска и полёта модели необходимо надёжное стартовое оборудование. Оно состоит из пускового устройства, пульта дистанционного управления запуском, проводников для подачи электропитания и воспламенителя.

Пусковое устройство должно обеспечивать движение модели вверх до тех пор, пока не будет достигнута скорость, необходимая для безопасного полёта по намеченной траектории. Механические приспособления, встроенные в пусковую установку и помогающие при старте, применять запрещается Правилами соревнований по моделям ракет спортивного Кодекса.

Самое простое пусковое устройство - направляющая штанга (штырь) диаметром 5 - 7 мм, которая закрепляется в стартовой плите. Угол наклона штанги к горизонту не должен быть менее 60 градусов. Пусковое устройство задаёт модели ракеты определённое направление полёта и обеспечивает ей достаточную устойчивость в момент схода с направляющего штыря.

При этом следует учесть, что чем больше длина модели, тем больше должна быть и его длина. Правила предусматривают минимальное расстояние от верхней макушки модели до окончания штанги в один метр. Пульт управления запуском представляет собой обыкновенную коробку размерами 80x90x180 мм, изготовить её можно самостоятельно из фанеры толщиной 2,5 - 3 мм.

На верхней панели (её лучше сделать съёмной) устанавливают сигнальную лампочку, блокировочный ключ и кнопку пуска. На ней можно смонтировать вольтметр или амперметр. Электрическая схема пульта управления запуском изображена на рисунке 7. В качестве источника тока в пульте управления применяют аккумуляторы или другие элементы питания.

В нашем кружке многие годы используют для этой цели четыре сухих элемента типа КБС напряжением 4,5 V, соединив их параллельно в две батареи, которые, в свою очередь, соединяют между собой последовательно. Такого питания хватает для запуска модели ракет в течение всего спортивного сезона.

Это около 250 - 300 пусков. Для подачи электропитания от пульта управления к воспламенителю желательно применять медные многожильные провода диаметром не менее 0,5 мм с влагостойкой изоляцией. Для надёжного и быстрого соединения на концах проводов устанавливают штепсельные разъёмы. В местах соединения воспламенителя крепят «крокодилы».

Длина токоподводящих проводов должна быть свыше 5 м. Воспламенитель (электрозапал) двигателей моделей ракет - это спираль из 1 - 2 витков или отрезок проволоки диаметром 0,2 - 0,3 мм длиной 20 - 25 мм. Материалом для воспламенителя служит нихромовая проволока, обладающая большим сопротивлением. Электрозапал вставляют непосредственно в сопло МРД.

При подаче тока на спираль (электрозапал) выделяется большое количество тепла, так необходимого для воспламенения топлива двигателя. Иногда, для усиления начального теплового импульса, спираль покрывают пороховой мякотью, предварительно обмакнув её в нитролак.

При запуске моделей ракет необходимо строго соблюдать меры безопасности. Вот некоторые из них. Старт моделей производится только дистанционно, пульт управления запуском размещается на расстоянии не менее 5 м от модели.

Для предотвращения непроизвольного воспламенения МРД блокировочный ключ пульта управления должен находиться у ответственного за старт. Только с его разрешения по команде «Ключ на старт!» делается трёхсекундный предстартовый отсчёт в обратном порядке, оканчивающийся командой «Пуск!».

Рис. 1. Модель ракеты: 1 -головной обтекатель; 2 - амортизатор; 3 - корпус; 4 - нить подвески парашюта; 5 - парашют; 6 - направляющие кольца; 7-стабилизатор; 8 - МРД


Рис. 2. Формы корпусов моделей ракет

Рис. 3. Простейшая модель ракеты: 1 -головной обтекатель; 2 - петля крепления системы спасения; 3-корпус; 4-система спасения (тормозная лента); 5 - пыж; 6 - МРД; 7-обойма; 8 - стабилизатор; 9 - направляющие кольца


Рис. 4. Варианты хвостового оперения: при виде сверху (I) и сбоку (II)

Рис. 5. Приклейка строп: 1 - купол; 2-стропы; 3 - накладка (бумага или липкая лента) Купол

Рис. 6. Укладка парашюта

Рис. 7. Модель ракеты для показательных запусков: 1-головной обтекатель; 2 - петля подвески системы спасения; 3 - парашют; 4 - корпус; 5-стабилизатор; 6-обойма под ПРД; 7 - направляющее кольцо


Рис. 8. Электрическая система пульта управления запуском



Рассказать друзьям