Как животные помогают людям, и их роль в жизни человека. Научно доказанные факты о пользе домашних животных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Откровенно говоря, человечество перестало ценить природу и её представителей животного мира, которые ежедневно приносят пользу людям. Очень жаль так происходит. Возможно, человек и является самым умным представителем животного мира на Земле, но без верных помощников ему справиться было бы очень и очень сложно. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию ТОП-10 самых полезных животных.

Самое полезное животное в мире

10. Голуби


В наше время сообщение одному человеку от другого можно отправить при помощи интернета, позвонив ему на телефон или отправив СМС, а вот раньше для общения на дольних расстояниях использовали голубей. Особенно активно голубиная почта применялась во время войн. Голуби имеют сильное чувство самонаведения и куда бы они не летали, неизменно направляются домой.


Мясо этих птиц уже длительное время является неизменным источником пищи для людей, даже в довольно бедных регионах. Куры очень выносливы и являются наиболее распространенными птицами на нашей планете. Они способны выжить в огромном диапазоне условий.

8. Обитатели морей


Различные морские обитатели, такие как нарвалы, морские львы, тюлени и т.д., используются учеными для контроля температуры океана, соответствующую соленость океанов и множество других данных. Исследователи устанавливают небольшие датчики на животных, которые затем ретранслируют информацию к компьютерам, расположенным на поверхности. Также, что интересно, морские котики и львы ведут тесное сотрудничество в ВМС США. Животные проходят подготовку для обнаружения мин и взрывчатых веществ под водой.

7. Электрический угорь

Внешне электрический угорь не выглядит внешне приятно, но зато они очень интересуют ученых, занимающихся поиском мощных источников альтернативной энергетики. Также планируется использовать возможности электрических угрей в медицине.


Крысы, как правило, считаются «плохими парнями» животного мира с их ужасным безволосым хвостом и привычкой бесстрашно приближаться к людям и кусать их, особенно пожилых, немощных или маленьких. Но, например, африканская гигантская сумчатая крыса начали работать на возвращение позитивного мнения о грызунах. Эти относительно крупные крысы проходят специальную подготовку, во время которой их учат находить наземные мины. Эта схема обнаружения мин работает очень даже хорошо. Также инструкторам помогает то, что эти крысы быстро размножаются, а потому у военных всегда есть новая рота солдат.


На протяжение многих лет лошади заменяли современные моторные транспортные средства. Кроме этого лошади являлись и являются помощниками в таких тяжелых процессах, как вспахивание земли, валка деревьев, доставка горной породы с шахт и т.д. Сегодня же лошади в основном используют для скачек, которые стали очень популярными. Миллионеры тратят целые состояния, чтобы приобрести чемпиона.

4. Мясо животных: коровы - козы - овцы - свиньи


Все вышеперечисленные животные играют свою роль в поддержании счастливыми, здоровыми и хорошо питающимися. Скотоводство позволило человеку избавиться от потребности охотиться на добычу, а значит, уменьшило шанс на несчастные случаи во время охот. Современные методы ведения сельского хозяйка позволяют выращивать животных до еще больших размеров, чем если бы они росли самостоятельно в дикой природе. Эти процессы приводят к удешевлению мяса в магазинах и супермаркетах. Коровы полезны вдвойне, поскольку их кожа используется при шитье обуви, ремней и сумок.

3. Молочные продукты


Коровы и козы обеспечивают 98% молока во всем мире, а следовательно и молочные продукты, которые мы с вами потребляем. Существуют специальные виды коров, которые за одну дойку выдают максимально возможное количество молока. Вот именно такими коровами обзаводятся фермеры, покупают специальное оборудование для автоматической дойки коров и получают готовый продукт к употреблению либо дальнейшего технологического цикла (например, сделать йогурт, сыр, сливки).


Собака - лучший друг человека. Эта фаза начала сопровождать человека, когда рядом с ним появились первые волки, которых удалось приручить и использовать для охраны своего дома, а также для охоты на добычу. С тех пор уже на протяжении тысяч лет одомашненные и эволюционировавшие волки стали современного вида домашними собаками. Но сегодняшний день количество сфер применения собак значительно возросло. Собак начали использовать в качестве охранников, ищеек людей или контрабанду, поводырей, полицейских псов и т.д. Существует несколько историй, в которых рассказывается, что псы помогали обнаружить наличие рака у них хозяев.


Пчелы не являются дружественными насекомыми, но их польза для людей огромна. Если бы не они резко исчезли, то человечество голодало бы в течение пяти-шести лет. В мире количество пчел сокращается, из-за того, что люди опрыскивают деревья, цветы и урожай специальными химическими веществами, которые убивают не только вредителей, но и пчел. Пчелы опыляют не только цветочки и, но и большое количество зерновых культур, таких как кукуруза и пшеница, ну и конечно же они не обходят стороной фруктовые деревья, такие как яблоки, груши, вишни и т.д. Без пчел плоды и зерновые культуры потерпят неудачу и пропадут.

Пчелы также дают нам самое сладкое и здоровое удовольствие в мире- мед.

Дикие животные
Все животные в мире существуют не отдельно сами по себе, они – часть природной цепочки. Если есть мыши, то они являются уничтожителями сорной травы и насекомых, одновременно служат пищей для более крупных хищников. Если есть леопард, то он охотится на антилоп, и в его пасть попадают самые слабые. Так происходит естественный отбор и эволюция видов. Так зачем нужны животные различных видов на Земле? Чтобы питаться и быть съеденными. Это самый главный закон природы, доказанный Дарвином.Дикие животные полезны человеку. Они изучает их, чтобы знать, что можно от них взять. Ведь не секрет, что величайшие открытия были сделаны благодаря животным. Что такое застежка-молния? Это копия птичьего пера, глядя на него, изобрели молнию. А откуда взята идея самолета? Конечно, от птиц! Болезни лечат акульим хрящом, духи делают из амбры кита, энергетик пантокрин берут из копыт маралов. Даже социальные законы изучаются на основе пчелиных ульев и муравейников. А уж про шкуры, клыки, усы, железы и кожу, добывая которые, убивают животных, и говорить нечего! Человек истребил многие виды диких животных, оправдывается сам перед собой созданием красной книги. Так зачем нужны животные дикого мира разумному человеку? Они – источник его вдохновения, ниточка, связывающая его с мирозданием. Сколько радости приносит общение с дикой природой! Вспомните прекрасных тигров, китов, дельфинов, антилоп, кенгуру! Они помогают нам понять, кто мы на этой Земле.

Домашние животныеВсе домашние животные приносят человеку пользу: дают продукты питания, шкуры, шерсть, работают на людей, охраняют их. И просто приносят радость! Чтобы понять, для чего нужны животные в доме, надо вспомнить историю. Она очень хорошо рассказана в сказке Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Собака охраняет дом, лошадь возит человека, корова дает молоко. Этот список сейчас можно дополнить: свиньи – источник мяса, куры – мяса и яиц козы – шерсти и молока, овцы – шерсти и мяса, коровы – мяса и молока. Хорошо, что сейчас возродили коневодство. В хозяйствах лошадей мало, но лучшие породы сейчас уже имеют достаточную численность. Кроме всех перечисленных даров, которые мы получаем от домашних животных, мы, несомненно, видим и нечто намного большее.Общаясь с животными, человек становится добрее, внимательнее, заботливее. А для чего нужны животные в городской квартире? Присутствие собаки, кошки, хомячка или аквариумных рыбок заставляет ребенка, подростка быть ответственным не только за себя, но и за еще одно (может, и не одно) живое существо. И эта ответственность закладывает в юной душе доброту, любовь, чуткость ко всему живому. Разве этого мало? Такой человек никогда не сможет обидеть зверя или другого человека! Берегите и любите своих животных!

Мы разыскали научные статьи, доказывающие пользу владения домашними животными и делимся с вами находками. Например, кошки снижают, а не повышают (как многие думали) риск аллергии у детей.

Профилактика аллергии у детей

Раньше считалось, что наличие в доме кошки или собаки увеличивает риск появления аллергии у ребенка. А если есть наследственная предрасположенность, то врачи рекомендовали не заводить домашних животных. Однако этот взгляд не просто устарел, теперь наука развернула его на 180 градусов.

Растет количество исследований, доказывающих, что дети, растущие с домашними животными (причем, не важно с кошкой или собакой), имеют меньше шансов заболеть аллергией и астмой.

Педиатр, ученый James E. Gern, MD, из University of Wisconsin-Madison провел исследование, проверяя кровь детей: сразу после рождения и через год. Дети, росшие с домашней собакой, намного меньше страдали от аллергии — 19% против 33% — у тех, кто рос без домашних животных . У них также в целом был ниже уровень экземы. Кроме того, у детей растущих с домашними животными, был выше уровень некоторых компонентов иммунной системы.

Снижение риска смерти от сердечных заболеваний

Несколько научных исследований показали, что пережившие сердечный приступ пациенты с домашними животными — живут дольше, чем оказавшиеся в такой же ситуации, но без питомцев.

Мужчины — владельцы домашних животных также в целом меньше страдают от сердечных заболеваний.

Кроме того, есть исследования, доказывающие, что риск внезапной смерти от сердечного приступа у владельцев домашних животных намного ниже. Исследователи из Университета Миннесоты подсчитали, что шанс смерти от сердечного приступа у владельцев кошек на 30-40% меньше, чем у тех, кто живет без домашних животных.

Снижение артериального давления

Доктор Karen Allen проводила исследование среди случайным образом выбранных 48 брокеров (работающих в постоянной стрессовой ситуации). Для исследования сравнивали 24 владельца домашних животных и 24 человека, живущих без питомцев и выяснили, что домашние питомцы улучшают уровень артериального давления и уровень гормонов стресса лучше, чем лекарства (ACE ингибиторы).

Снижение уровня холестерина

Еще в начале 90-х были распространены данные исследования American Health Association о том, что у владельцев кошек в целом ниже уровень холестерина и триглицеридов в крови. Более того, в исследовании говорится, что заведение домашнего животного снижает эти уровни .

Слишком высокий уровень триглицеридов потенциально может способствовать развитию атеросклероза и инфаркта миокарда.

Снижение стресса

В одном исследовании ученые показали, что люди, получавшие стрессовое задание, показывали меньший уровень стресса, если с ними находились их домашние животные. Этот уровень был даже ниже, чем в присутствии супруга или знакомого. Видимо, потому что домашние питомцы любят хозяина безусловно и не оценивают его поступки.

Вообще существует несколько исследований, проводившихся с целью доказать, что домашние питомцы играют роль естественного «лекарства», оказывая успокоительное влияние в неизбежных стрессовых ситуациях. Например, в одном из них изучалось, сколько времени требуется для восстановления нормальных показателей давления и частоты пульса человека после стресса. Оно показало, что владельцы собак и кошек испытывают меньший психологический и физический стресс и способны быстрее восстанавливаться . Поэтому совсем не удивительно, что некоторые люди везде берут с собой любимых питомцев.

Общее укрепление здоровья

В начале 90-х годов прошлого века группа исследователей из Кембриджского университета обнаружила, что у тех, кто обзаводится домашним животным, всего за месяц улучшается общее состояние здоровья. Эти положительные изменения продолжали сохраняться на протяжении 10 месяцев исследования. Было замечено, что хозяева домашних животных реже страдают простудными заболеваниями или от головной боли. Позднее было обнаружено, что мужчины-владельцы кошек или собак имеют более ровный пульс и стабильное давление, чем те, кто еще не обзавелся питомцем.

Также есть научные наблюдения, показывающие в целом бОльшую продолжительность жизни у владельцев домашних животных.

Уточнить знания ребенка о том, какую пользу приносят домашние животные человеку. Добиваться от ребенка ответов распространенной фразой.

Образеи: «Человеку (людям) нужна корова. Она дает молоко. Лошадь возит тяжелые вещи, дает молоко. Коза и овца дают человеку шерсть, мясо, молоко. Собака охраняет дом человека. Свинья дает человеку сало и щетинку. Эти животные называются домашними, потому что помогают человеку, приносят ему пользу. Они живут около людей».

Вопросы: «Кто нужен человеку? Зачем человеку нужна корова (лошадь, коза, овца, собака, кошка, свинья)? Почему эти животные называются домашними?»

Отгадай, кто это

Закреплять представления ребенка о домашних животных на материале загадок. Учить самостоятельно рассказывать о животном по образцу.

Загадки .

С. хозяином дружит, Мохнатенькая,

Дом сторожит. Усатенькая,

Живет под крылечком, Ест и пьет,

А хвост колечком. Песенки поет.

(Собака) (Кошка)

Полем идет, травку жует, Хвост крючком,

Деткам молоко дает, Нос пятачком.

Мычит: «Му-му-му». (Свинья)

Кто это? Не пойму.

(Корова) И т.п.

Образец: «Корова - домашнее животное. У коровы есть рога, копыта. Корова мычит. Корова дает молоко. Корова жует траву».

Вопросы: «Отгадай, кто это? Что у нее есть? Как кричит? Как помогает человеку? Что ест? Расскажи про корову (свинью, кошку...)»

41. Где наша мама (пособие 1, рис. 142-149, 156-161)

Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. Упражнять в произнесении звукоподражаний Громко - тихо; тоненьким голосом. Активизировать слова: «Рога - рожки; усы-усики; копыта - копытца; щенок, теленок, козленок, котенок, поросенок, жеребенок». Учить использовать в ответах предлог «У», союз «А»; отвечать полно.

Образец: «У козы рога, а у козленка рожки. У коровы копыта, а у теленка - копытца. У коровы теленок, а у лошади жеребенок и т.п.»

42. Кто живет в лесу (пособие 1, рис. 150-155, 162-167)

Закрепить в речи ребенка слова, обозначающие названия диких животных. Пояснить, что эти животные живут в лесу. Уточнить особенности внешнего вида, способа питания и места обитания.

Вопросы: «Какой дом у белки (у лисы, у зайца, у волка)? Где спит медведь? Что любит медведь (заяц, ежик, лиса...)? Какая шкурка у зайчика (у лисы, у медведя, ежа...)? Кто кормит лесных (диких) животных? Какие это животные? Почему их так называют?»

Отгадай, кто это

Закреплять знания ребенка о диких животных. Учить узнавать их по стихотворному тексту загадок, по рассказу товарища. Учить рассказывать о животных.

Загадки.

В дупле на старом дубе Лежала между елками

Живу в густом лесу. Подушечка с иголками.

Хожу в пушистой шубе. Тихонечко лежала,

Орешки я грызу. (Белка) Потом вдруг убежала. (Ежик)

Хозяин лесной Комочек пуха,

Просыпается весной. Длинное ухо,

А зимой под вьюжный вой Прыгает ловко,

Спит в избушке снеговой. (Медведь) Любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, Кто зимой холодной

Мех золотистый, Бродит злой, голодный,

В лесу живет, Он по лесу рыщет

В деревне кур крадет. (Лиса) И добычу ищет. (Волк)

Вопросы: «Большое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?»

Помоги животным

Уточнять и закреплять значения слов - названий животных - и слов, связанных с образом жизни животных.

Образец: «Жили-были бабушка и дедушка. И были у них животные. Ушли животные в лес и заблудились. Помоги бабушке и дедушке найти своих животных».

Вопросы: «Кто живет в лесу? Кто живет с бабушкой и дедушкой в деревне? Какие это животные? »

45. Домашние птицы (пособие 1, рис. 173-178)

Активизировать у ребенка словарь: называть слова, обозначающие названия домашних птиц; части тела: «Крылья, клюв, хвост, перышки»; действия: «Летают, клюют». Уточнить понятие «Домашние птицы».

46. Кто мама (пособие 1, рис. 173-182)

Учить ребенка различать взрослых птиц и их детенышей. Активизировать слова: «Клюв - клювик, крыло - крылышко».

Отгадай, кто это

Закреплять представление о домашних птицах на материале загадок.

Загадки.

Он носом в землю постучит. Закричу я: Га-га-га»,

Взмахнет крылом и закричит. Налечу я на врага.

Кричит он даже сонный, А когда я обозлюсь,

Крикун неугомонный. (Петух) Больно за ноги щиплюсь. (Гусь)

Квохчет, квохчет, По водичке плавает,

Детей созывает, Громко крякает:

Всех под крыло собирает. «Кря-кря-кря».

(Курица) (Утка)

48. У кого мягкая шерстка, у кого перышки (пособие 1, рис. 142-182)

Упражнять ребенка в группировке «картинок по темам: «Птицы», «Животные». Учить его рассказывать о своих действиях. Уточнять обобщающие слова.

49. Кто где живет (пособие 1, рис. 183-191)

Активизировать в речи ребенка слова: «Норка, коврик, аквариум, клетка, гнездо».

Вопросы: «Где живет мышка (кот, рыбка, птичка)?»

50. В саду (пособие 1, рис. 136-141)

Учить различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, запаху. Дать ребенку представление о месте выращивания фруктов. Уточнить обобщающее слово «Фрукты». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова.

Вопросы и задания: «Покажи... Что это? Попробуй, какой лимон (яблоко...)? Понюхай, что это? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с фруктами? Где растут фрукты?»

51. Чего не стало (на материале темы «Фрукты»; пособие 1, рис. 136-141)

Развивать у ребенка внимание и память. Добиваться ответов полной фразой. Следить за правильным согласованием слов (сначала из трех картинок убирается одна, затем из четырех).

52. Рассматривание картины «В саду» (пособие 2, рис. 39-42)

Уточнять знания ребенка о том, где растут фрукты, цветы. Учить отвечать на вопросы по картине полной фразой.

53. Рассматривание картины «В огороде» (пособие 2, рис. 43-46)

Уточнять знания ребенка о том, как ухаживают за овощами: поливают, рыхлят землю; как их убирают - выдергивают, выкапывают, срезают, снимают. Учить отвечать на вопросы по картине полным предложением.

54. В саду и в огороде (пособие 2, рис. 39-46)

Уточнять обобщающие слова: «Овощи, фрукты». Упражнять в группировке предметов по месту произрастания.

Образеи: «Это морковка. Морковь растет в огороде. Это овощ. Это яблоко. Яблоко растёт в саду, на дереве. Яблоко - это фрукт».

55. Рассматривание картинок из серии «Времена года» (пособие 1, рис. 192-203) Уточнять представление ребенка о том, что характерно для каждого времени года. Отвечать по картинке полным предложением.

Вопросы: «Что нарисовано на этой картинке? Что делают люди? Когда это бывает? Что бывает осенью (зимой, весной, летом)? Чем отличаются картинки?»

56. Времена года (пособие 1, рис. 192-203)

Учить ребенка видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Вопросы и задания: «Выбрать то, что соответствует данному времени года. Что это (солнце, почки распускаются...)? В какое время это бывает? (Весной.)»

Можно использовать стихи, загадки, которые помогут ребенку правильно выполнить задание, обнаружить ошибку.

57. Кому что нужно (пособие 1, рис. 204-215)

Уточнить знания ребенка о том, какие вещи помогают людям в работе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Развивать связную речь, внимание.

Вопросы: «Кто это (врач, шофер, строитель, повар)? Что делает...? Что нужно врачу (повару, шоферу...)

?58. Убери лишнюю картинку

Упражнять ребенка в группировке предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия.

Образец: «Машина, автобус, велосипед, курица».

Вопросы: «Какая картинка лишняя? (Какая не подходит?) Почему?»

Образец: «На машине, велосипеде, автобусе можно ездить, а на курице нельзя. Машина, автобус, велосипед - это транспорт, а курица - птица».

В плане указывать, какие картинки предъявляются ребенку.

59. Когда это бывает (пособие 2, рис. 47-58)

Закреплять знания ребенка о частях суток; упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Вопросы: «Почему ты положил эту картинку сюда? Что ты делаешь утром (днем, вечером, ночью)?»

Куда села бабочка

Уточнять знания ребенка о растениях (трава, цветы, дерево, куст), их частях: ствол, ветки, листья.

Вопросы: «Куда села бабочка? Что это? Покажи, где дерево (куст). Покажи, где у дерева ствол (ветки, листья). Что есть у куста? Чем отличается куст от дерева? Где растут цветы? »

Чтение рассказа

Учить ребенка внимательно слушать рассказ и отвечать по его содержанию. Находить нужную картинку из набора предметных картинок, изображающих маму, папу, мальчика, мяч.

Образец: «Мама ушла. Дома остались Дима и собака Шарик. Дима играл в мяч и разбил чашку. Пришла мама. Рассердилась и выгнала Шарика на улицу».

Вопрос: «Кто был виноват?»

Задание: «Покажи предметную картинку...»

Так и не так

Воспитывать внимание, сообразительность. Учить видеть несоответствия в содержании сказанного.

Задание: «Прослушать предложения, исправить их. Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мяч играет с Леной. Дорога идет по машине. Мама несет сумку в капусте ».

63. Нелепицы (пособие 2, рис. 59-66)

Воспитывать внимание, память, умение видеть ошибки в изображенном предмете, в сюжетной картинке.

Вопросы: «Что это? Кто это? Что здесь нарисовано неправильно? Так бывает?»


III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ, АКТИВИЗАЦИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНЫХ ФРАЗ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ (Ра)

Улыбнись

«Вызывать» ответную улыбку. Стимулировать голосовые реакции ребенка, ласково, напевно разговаривая с ним, улыбаясь ему.

3. Какие мы хорошие

Стимулировать певучее интонированное гуление на эмоционально-речевом фоне. Вызвать «комплекс оживления» (а? а! а-а-а! а-а! гу? гу! агу! а-гу-гу! гы. а-гы-гы! а-гы-гы! у? ау! и др.)

Барашки-барашки

Вызывать громкий смех и радостные возгласы ребенка. Наклоняясь к лицу ребенка, Отдаляясь от него, ласково, с улыбкой, с разной интонацией произносить его имя, звуки гуления и лепета: гу, гы, ма, ба, па, бо, бу, а-ба? ба-ба-ба-ба! и др.

Стимулировать, вызывать первые слоги лепета (ба, ма, па).

А-БА-БА

Вызывать повторные слоги лепета (ба-ба, мама, па-па).

Давай поговорим

Стимулировать лепет, учить подражать простым слогам (ма, па, ба, дя).

Идет коза рогатая

Вызывать новые слоги лепета (па, да, ля). Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт со взрослым в играх: «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню», «Сорока-сорока» . Вступать в «перекличку» с новыми слогами лепета.

9.Дай-дай

Учить ребенка произносить первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действий: «Собачка - ав-ав, кушать - ам-ам, кукла спит - бай-бай».

Активно пользоваться словами: мама, папа, дядя, баба, дай, на, иди, бах, Катя, нет.

10. Кто там

Расширять запас лепетных слов, облегченных слов, звукоподражаний, обозначающих знакомые предметы, действия («Ляля, Мотя, би-би, и-го-го, но, му, ку-ка-ре-ку, бам-бам, бом-бом, мяу, га-га, тик-так, ко-ко, э-э-э, ду-ду-ду, дон-дон, ме-ме, пи-пи и др.) »

Для повышения речевой активности ребенка обеспечивать ему положительное эмоциональное состояние, двигательную активность. Давать в руки ребенка то, что было использовано на занятии, стимулируя игровые действия с предметами и игрушками. Предъявляемое слово произносить медленно, певуче, с разными интонациями.

Что это, дом? Где дом?

Формировать простое слово (без отработки слоговой структуры). Учить ребенка заменять звукоподражательные слова общеупотребительными; повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие людей, знакомые предметы, игрушки, повторные действия (вот, кот, дом, так, гусь, мяч, мама; дядя, вата, Ляля, тетя, Коля, иду, бегу, вода, коза, часы, киса, Вова, машина, корова, собака, курица, голова, положи, Валера, стол, чашка, мячик, мишка и др.)

Отмечайте речевую активность ребенка и во время самостоятельной деятельности, и во время проведения занятий по другим разделам программы. Рассматривайте с ребенком картинки, показывайте игрушки из мешочка, из коробки, комментируйте действия и др.

Вопросы и задания: «Дай, принеси, покажи, что это?» и др.

Иду-иду

Формировать у ребенка однословную фразу. Добиваться единства движения и слова в форме побудительного предложения (сядь, иди, несу, пей, дай, спи, мои; иду-иду-иду, сижу-сижу, бегу, бегу-бегу, мою, пою и др.).

Спи, ляля

Формировать у ребенка двухсловную фразу на базе однословной (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые Действия):

а) «Несу куклу, мою куклу, даю куклу» («Что ты делаешь? Куклу несешь? Скажи: «Несу куклу», и т.п.);

б) «На, мой; на, пой; на, вези! на...» («Дай мыло. Скажи: «На, мой» и т.п.);

в) «Вот зая, вот пыль, вот дом, вот...» («Где зая? Покажи. Скажи: «Вот зая» и т.п.);

г) «На стуле, на полу, на машине...» («Сидишь на стуле? Скажи: «На стуле...» Где ты сидишь?»);

д) «Спи, Катя; сядь, Ляля; вези, Ляля...» («Скажи Ляле...»)

е) «Катя, спи; Ляля, стой; Ляля, иди...» («Скажи Кате...»)

ж) «Катя спит, Ляля стоит, Вова сидит...» («Катя спит? Что Катя делает, спит? Что делает Катя?»)

з) «Иди, киса - киса идет... » («Скажи кисе... Что киса делает? Что делает киса? »)

и) «Я ем, я играю, я пою» («Что ты делаешь? Скажи...») к) «Я пою - собачка поет, я иду - собачкаидет» («Что ты делаешь? А что делает собачка?»)

14. Постучим, похлопаем, скажем правильно (отработка слоговой структуры слов)

Помочь ребенку усвоить ритмико-слоговой состав слов, допуская нарушение произношения только тех звуков, которые трудны для ребенка:

а) машина, лопата, ворота, собака, корова, малина;

б) утка, тыква, кофта, рыбка, ложка, кошка, ручка, мышка, палка;

в) топор, замок, домик, зайчик, кубик, мячик, садик, ножик, зубик, петух, носик, голубь.

Что ты делаешь?

Формировать трехсловную фразу на базе однословной и двухсловной. Учить ребенка правильно пользоваться местоимениями («я, ты, мы, вы, он»), наречиями («там, туда»). Использовать дидактические игры: «Магазин», «Кто что делает?», самостоятельную деятельность ребенка, картинки.

а) «Я мою куклу. - Ты моешь куклу».

б) «Мне купили куклу». (Кому купили куклу?)

в) «Я на стульчике сижу. - Мы на стульчиках сидим».

г) «На кроватке я лежу. - На кроватке мы лежим».

д) «Я рисую дом. - Мы рисуем дом». (Что ты делаешь? Что мы делаем?)

е) «Дудочка лежит там (указательный жест)». (Где лежит дудочка?)

ж) «Барабан поставлю туда». (Куда поставим барабан?)

У кого что?

Учить ребенка строить фразу с предлогом «У», с существительными в родительном падеже, с указательным словом «Вот». Продолжать упражнять ребенка в использовании трехсловной (если возможно - четырехсловной) фразы.

Вопросы: «У кого бант?» («У Кати бант. У Кати большой бант. Бант у Кати».) «У кого рога?» («У коровы рога. У козы рога. Рога у коровы и у козы».) «У кого длинные уши?» («У ослика длинные уши. У зайки длинные уши».) «У кого усы?» («У кошки усы. У зайчика усы. У собаки усы. Усы у зайчика, у собаки, у кошки».) «Где у зайчика усы?» («Вот у зайчика усы».)

Какой игрушки у тебя нет?

Совершенствовать фразовую речь. Учить ребенка строить фразу со словом «Нет»; использовать форму родительного падежа единственного числа; согласовывать местоимения с предлогом «У».

Вопросы и задания: «Рассмотри игрушки, которые у меня и у тебя. Какой игрушки у тебя нет?» («У меня нет... »)

Куда? Где?

Учить ребенка пользоваться в речи предлогами «НА, В». Упражнять ребенка в составлении распространенных предложений с использованием предлогов «НА, В» (использовать картинки из серии «транспорт», сюжетные картинки, игрушки, поручения).

Вопросы и задания: «На чем ты поедешь? Где сидят птички? Положи карандаш в коробку. Куда ты положил карандаш? Где лежат карандаши?» и т.д.

19. Что сначала, что потом? (пособие 2, рис. 67-74)

Научить ребенка составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом «Сначала», а второе предложение начинается словами «А потом».

Варианты заданий:

а) взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом. («Сначала я налью суп, а потом... мы будем его есть» и т.п.);

б) рассматривание пар сюжетных картин: «Девочка застилает постель - девочка спит», «Мальчик умывается - мальчик вытирается », «Дети сидят за столом и едят - дети моют посуду», «Девочка стирает белье - девочка развешивает белье» и др. («Вова сначала моет руки, а потом их...») Примерный лексический материал: «Сначала надо разобрать постель, а потом лечь. Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки. Сначала надо сварить кашу, а потом ее съесть»;

в) взрослый предлагает ребенку различные предметы для игр (карандаш, бумагу, куклу, флажки, коляску и др.). Ребенок выбирает себе две из них и рассказывает, что он будет делать сначала, а что потом.

20. Почему? Зачем? (пособие 2, рис. 75-80)

Научить ребенка грамматически правильно отвечать на вопросы: «Почему? Зачем?» Использовать разнообразный картинный материал, демонстрацию наглядных действий.

Примерный лексический материал: «Девочка взяла зонтик, потому что на улице идет дождь. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Снег тает, потому что ярко светит солнце. Девочка взяла сачок, чтобы ловить бабочек. Я взял мыло, чтобы вымыть руки. Я взял коляску, чтобы покатать куклу» и др.

На первом этапе от ребенка требуется проговаривание второй части сложного предложения, затем сложное предложение проговариваете все целиком. Следить за грамматически правильным оформлением всего предложения.

Предложения - по картинкам,

Учить ребенка составлять распространенные предложения по сюжетной картинке (указать в плане, какая картинка.)

Примерные вопросы по картинке «Девочка кушает»: «Кто сидит за столом? («Девочка сидит за столом.») Что делает девочка? («Девочка кушает суп.») Чем кушает суп девочка? («Девочка кушает суп ложкой.») А что еще кушает девочка? («Девочка кушает суп и хлеб.») Что ты кушала на обед? («Я кушала суп, котлеты; пила компот.»)» и т.п. с другими картинками.

22. Один и много (пособие 1, рис. 216-223)

Учить ребенка строить предложения со словами «Один, много» (по действиям, при рассматривании картинок)

Вопросы и задания: «Покажи, где один кубик, а где много кубиков. Возьми один кубик. Сколько у тебя кубиков? («У меня один кубик.») Возьми еще один кубик. Сколько ты взял кубиков? («Я взял еще один кубик.») Сколько кубиков в коробке? («В коробке много кубиков.») и т.п. Посмотри на картинки. Сколько лошадок ест травку? Бежит? («Ест травку одна лошадка. Бежит много лошадок.»)».

Можно использовать лексический материал, который ребенок усваивает в разделе «Развитие понимания речи».

23. Чего не стало (на материале темы «Один и много»)

Закрепить правильное употребление словосочетаний со словом «Нет».

Образец: «Нет кубика - нет кубиков. Нет зайчика - нет зайчиков. Нет ежа - нет ежей».

24. В гостях у Красной Шапочки (пособие 1, рис. 224-234)

Упражнять ребенка в практическом усвоении формы существительных в форме дательного падежа множественного числа (у ребенка - картинки, с изображением лесных зверушек: белок, зайцев, ежей, медведей, птичек; у взрослого

Предметные картинки, изображающие шишку, мед, орешки, морковку, яблоки, колосок).

Вопрос: «Кому приготовила Красная Шапочка мед (шишку...)?»

Мой, моя, мои, мое

Учить ребенка правильно использовать род притяжательных местоимений.

Вопросы: «Чей нос? («Нос мой») Чья рука? («Рука моя») Чьи пальчики? Чье ухо? («Пальчики мои, ухо мое»)» (можно использовать личные вещи ребенка).

Какой, какая, какое, какие

Учить ребенка согласовывать прилагательные со словами-существительными; использовать в речи предложения с союзом «А».

Вопросы: «Лимон кислый, а сахар? Какой лимон, а сахар какой? Расскажи про лимон и сахар. (Дать ребенку попробовать.) Какое яблоко? Какой лук? Яблоко сладкое, а / лук...? Расскажи про яблоко и про лук. (Дать ребенку попробовать.) Дом высокий, а скамейка? Какой дом? Какая скамейка? Расскажи про дом и скамейку. (По возможности - беседа на прогулке. Показать картинку.) Трава зеленая, а цыпленок? Какая трава? Какой цыпленок? Расскажи про траву и цыпленка. Волк злой, голодный, а лиса?» И т.п. по цвету, вкусу, величине, характеру.

27. Назови правильно (пособие 1, рис. 235-240)

Учить ребенка образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задания: «Я буду говорить про большой предмет, а ты - про маленький».

ГРИБ - ГРИБОЧЕК, ЛОЖКА - ЛОЖЕЧКА, СОВОК - ...

ТАРЕЛКА-... ПЛАТОК-… ЧАШКА-...

ПАЛЕЦ-... БЛЮДЦЕ-... НОС-...

Что сделал зайчик

Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов с различными приставками («зашел, ушел, пришел, прыгнул, перепрыгнул, допрыгнул») при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул? »

29. Кто что делает? (пособие 2, рис. 81-88)

Активизировать в речи ребенка глаголы в единственном и множественном числе. Упражнять в использовании предложений с союзом «А».

Образеи: «Собачка сидит. Собачки сидят. Щенок спит, а птички летают» и т.п.

Вопросы: «Про кого можно сказать «Идет (идут)?» (Показать картинки.) Что они делают?» и т.п.

Кто пришел и кто ушел?

Упражнять ребенка в практическом усвоении форм ед. числа женского и мужского рода в прошедшем времени.

Вопросы и задания: «Покажи, кто говорил: «Я рисовал (рисовала), лепил (лепила), помогал (помогала) бабушке?» Что говорил мальчик (девочка)? Что ты делал? Что делала Оля? Кто ушел? (Петух, индюк.) Ушла? (Курочка, уточка.) Кто пришел? (Пришел петух, пришла курочка и т.п.)»

Кому

Учить ребенка использовать форму дательного падежа единственного числа, строить развернутую фразу. (При рассматривании сюжетных и предметных картинок, при комментировании действий.)

Вопросы: «Кому мальчик дает яблоко? Кому папа читает книгу? Кому что нужно?» и т.п.

32. Чем? (пособие 2, рис. 89-93)

Учить ребенка пользоваться распространенными предложениями с дополнением, стоящим в творительном падеже.

Вопросы: «Чем мальчик поливает? Чем девочка подметает пол? Чем девочка протирает стол? Чем девочка причесывается?» и т.п.

О ком заботятся животные

Упражнять ребенка в практическом использовании предложного падежа множественного числа существительных.

Вопросы: «О ком заботится корова (собака, коза, лошадь...)?»

34. Найди и расскажи (пособие 2, рис. 94-95)

Упражнять ребенка в практическом усвоении предлога «Под».

Вопросы и задания: «Найти и показать картинку, соответствующую предложению: Маша спряталась под стол. Кошка под стулом. Куда спряталась Маша? Где котенок?» и т.п.

35. Что с чем? Кто с кем? (пособие 2, рис. 96)

Практическое усвоение предлога «С».

Вопросы: «С чем корзинка? С кем кошка? Кто с кем рядом сидит?»

36. Практическое усвоение предлогов «ЗА», «К», «БЕЗ», «ОКОЛО» (пособие 2, рис. 97-101)

Вопросы: «Кто за кем? К кому? К чему? Кто около...?»

Просто - и ласково

Упражнять ребенка в употреблении уменьшительно-ласкательных слов.

Задания: «Я буду называть простые слова, а ты - ласковые».

СОБАКА – СОБАЧКА ВАНЯ-ВАНЕЧКА

КОШКА - ... СТЕКЛО - ...

УТКА-... ОЛЯ-...и т.п.

Ответь правильно

Упражнять ребенка в ответах по картинкам сложносочиненными предложениями.

Вопросы: «Когда идет снег и когда идет дождь? Когда трава зеленеет, а когда желтеет? Каковы на ощупь: вата и дерево (огурец и помидор)? Какой по цвету заяц зимой и летом? Какие по форме репа и огурец? Что делают Миша и Петя? Какие у зайца уши и хвост?» ,

Спроси правильно

Учить ребенка правильно задавать вопросы причинно-следственного характера «Зачем? Почему?» действующим лицам.

Задания: «Подойди к Антонине Петровне и спроси, зачем она взяла корзину (пылесос, веник, лейку, зонтик и т.п.). Спроси у доктора, зачем Ване дали лекарство?

Почему мы не пошли гулять?

Почему на дорогах лужи?

Почему Оля плачет?

Почему Ваня лежит в кровати?» и т.п.

40. Рассматривание картины (в плане указывать, с какой картиной проводится работа)

Учить ребенка правильно отвечать на разнообразные вопросы по картине, затем рассказывать по картине по образцу взрослого, отвечать на вопросы без опоры на картинку.

41. Сказка «Курочка Ряба» (пособие 2, рис. 102-109)

Учить ребенка самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказывать сказку с опорой на картинки.

42. Сказка «Репка» (пособие 2, рис. 110-117)

Цель в занятии 41.

43. Сказка «Колобок» (пособие 2, рис. 118-125)



Рассказать друзьям