Какой пенсионный возраст в беларуси. В Беларуси могут снова поднять пенсионный возраст

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Новое повышение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин. Напомним, в нашей стране с января 2017 года началось поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста. В этом году на заслуженный отдых выйдут мужчины и женщины по достижении 61 года и 56 лет соответственно. Каждый год необходимый возраст будет повышаться на полгода. сайт посмотрел, во сколько выходят на пенсию в Беларуси и странах-соседях.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Беларуси общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на полгода. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

Для этого нужно выработать страховой стаж. До 2014 года страховой стаж составлял 5 лет, с 1 января 2014 его увеличили до 10 лет, а еще через год — до 15 лет. В 2015 году необходимый страховой стаж уже составил 15 лет и 6 месяцев. Ежегодно эта планка будет увеличиваться на шесть месяцев — до 20 лет.

Белорусы, которым не удалось наработать нужный для получения трудовой пенсии страховой стаж, могут оформить социальную пенсию: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас размер социальной пенсии — 103 рубля, или 50% от бюджета прожиточного минимума.

Сейчас власти допускают очередное повышение пенсионного возраста. Тема дефицита ФСЗН, БелаПАН, на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

— Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году, — сообщили в парламентских кругах.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

В России также хотят пенсионный возраст. В ближайшее время в Госдуму России будут внесены предложения о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил Дмитрий Медведев, которого накануне назначили премьер-министром России, сообщает РБК. Эксперты предлагают повысить пенсионный возраст до 63 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Сейчас мужчины в России уходят на отдых в 60 лет, женщины — в 55.

В Украине пенсионная реформа начала работать еще осенью 2017 г. С 1 января 2018 г. изменились нормы трудового стажа для выхода на пенсию по возрасту. Теперь в 60 лет пенсию смогут получать те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа. В 63 года — те, у кого от 15 до 25 лет страхового стажа, а для 65 и старше потребуется всего 15 лет стажа.

В Польше понизили пенсионный возраст 1 октября 2017. Теперь женщины уходят с работы в возрасте 60 лет, а мужчины — 65 лет. До этого в стране действовала пенсионная реформа 2012 года, которая предусматривала повышение возраста до 67 лет для обоих полов.

Реформой также предусматривается, что в будущем ежегодно минимальный стаж будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, к 2028 году он должен достичь 35 лет для мужчин и 30 лет — для женщин. Однако согласно законодательству, при этом возраст выхода на пенсию остается неизменным — 60 лет. Например, если стаж является меньше 25, но больше 15 лет, выйти на пенсию можно будет в 63 года.

С 2011 года Литва постепенно поднимает пенсионный возраст: в 2026 году женщины и мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет. До этого мужчины в Литве становились пенсионерами в 62,5 года, женщины — в 60 лет.

В Латвии пенсионный возраст с 1 января 2014 года ежегодно увеличивается на три месяца — в 2018 году для мужчин и женщин он составляет 62 года, а с 1 января 2025 года этот возраст достигнет 65 лет. При этом страховой стаж должен составлять не менее 15 лет, с 1 января 2025 года — 20 лет.

В Эстонии пенсионный возраст постепенно повышается, и в 2018 году составляет 63 года и 6 месяцев. Переходный период продлится до 2026 года, когда пенсионный возраст составит 65 лет.

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Михаил Пастухов

Кто позаботится о пожилых людях.

Ежегодно в первый день октября отмечается Международный день пожилых людей. Как на этом фоне смотрится наша страна?

Стареем и нищаем

По данным Национального статистического комитета, на начало 2018 г. в Беларуси насчитывалось 2593,7 тысячи пенсионеров. Из них почти 650 тысяч продолжали трудиться. При этом средний уровень трудовых пенсий белорусов составляет 335 рублей.

Повышение с 1 января 2017 г. пенсионного возраста приостановило на время рост армии пенсионеров, но не решило основных проблем, обусловивших принятие этого решения. Число трудоспособного населения, занятого в экономическом развитии страны, неуклонно сокращается, в среднем на 20 тысяч человек ежегодно.

К тому же в Беларуси с начала 90-х годов наблюдается депопуляция населения, то есть смертность преобладает над рождаемостью. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты, при существующих тенденциях к 2030 году на 1000 жителей трудоспособного возраста будет приходиться 841 чел. в нетрудоспособном возрасте (для сравнения: в 2010 г. - 693 чел.).

В последние годы в Беларуси увеличилась на пару лет продолжительность жизни, достигнув на 1 февраля 2018 г. средней отметки 74,3 года (68,7 - для мужчин и 78,9 - для женщин). Правда, такой рост позволил нашей стране занять, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, лишь 98-е место среди 183 стран мира. При этом удручающей является разница в продолжительности жизни мужчин и женщин, а также практически полное вымирание мужчин пенсионного возраста в сельской местности.

Социальная обеспеченность большинства пенсионеров в Беларуси оставляет желать лучшего. Ситуацию не смогли улучшить добавки к пенсиям на 10% с 1 августа 2018 г., как и доплаты лицам старше 75 лет. За чертой бедности (с доходами ниже бюджета прожиточного минимума - 214 рублей) в первом полугодии находилось 5,8% населения (почти 550 тысяч человек). Это - по данным Белстата.

А если перейти на учет многодетных домашних хозяйств, то доля малообеспеченных «душ» оказывается гораздо выше (27,9%). На таком же уровне влачат свое существование и многие пенсионеры, которые получают 200 - 250 рублей пенсии от родного государства.

На фоне ситуации в пенсионной сфере Беларуси привлекательной кажется жизнь пенсионеров во многих странах Европы. В Греции, куда зачастили белорусские любители отдыха, размер минимальной пенсии составляет 360 евро. На таком же уровне находятся пенсии в прибалтийских республиках. На уровне 1000 евро получают немцы, французы, шведы, норвежцы, финны, швейцарцы. Приятной добавкой для европейских пенсионеров служит «накопительный итог», составляющий 50 и больше тысяч евро.

Повысить еще раз?

В то время как в Европе власти озабочены тем, чем занять пенсионеров, в Беларуси думают над очередным повышением пенсионного возраста. Уже не один раз в коридорах власти говорили о такой необходимости после 2022 года, когда в полном объеме перейдут на новые условия пенсионного обеспечения.

Планируется «омолодить» наших дорогих женщин, уравняв их в правах с одногодками-мужчинами. Этот процесс может растянуться на десятилетие: с 2023-го по 2032-й гг. По мнению экспертов, выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин позволит «...не допустить увеличения дефицита Фонда социальной защиты населения и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты)».

И это - не все новации, которые власти собираются предложить будущим пенсионерам. В частности, прорабатывается вопрос о введении накопительного страхования. Это означает, что работников будут заставлять делать дополнительные отчисления в фонды, которые будут аккумулировать средства и выплачивать долю работника после его выхода на заслуженный отдых.

Следует признать, что практика накопительных пенсий широко используется за рубежом. Однако там обеспечена устойчивость валюты. В наших же условиях нет уверенности в том, что отложенные работником накопления станут для него бонусом в старости. Опыт сберкнижек СССР может повториться в отдельно взятой стране.

Ряд экспертов, в том числе директор Союза предпринимателей и нанимателей имени Макса Кунявского Жанна Тарасевич , предлагает пересмотреть размеры отчислений в ФСЗН для работников и нанимателей в сторону их постепенного выравнивания. Наконец, предлагается разрешить желающим покупать недостающий страховой стаж, как это делается, например, в Турции.

Рецептов пополнения Фонда социальной защиты населения немало, вплоть до перечисления в него средств от продажи алкоголя, табака, оружия, нефтепродуктов, конфискованных товаров. Как говорится, была бы на то воля властей.

Наши предложения

Представители инициативной группы по созданию общественного объединения белорусских пенсионеров, в том числе автор этой статьи, 1 октября, в Международный день почитания пожилых людей, направили письмо министру труда и социальной защиты Ирине Костевич . В нем они высказали свою озабоченность положением пенсионеров в нашей стране. В частности, отмечается, что более полумиллиона пенсионеров вынуждены продолжать работать из-за низких размеров пенсий.

При этом у них вычитают взносы в ФСЗН, но трудовой стаж им не засчитывается. Подписанты не согласны с тем, что в страховой стаж не включается время службы в армии, учебы в институте, нахождения в декретном отпуске, работа за пределами страны. Обращается внимание на ничтожный уровень индексации пенсий в сравнении с галопирующей инфляцией и ростом цен. Кроме того, в письме выражается несогласие с почти полным упразднением льгот для пенсионеров, в том числе на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств.

В этой связи мы предлагаем сделать хотя бы минимальные шаги в целях улучшения положения пожилых людей, а именно: 1) исключить всякие поборы (вычеты) для работающих пенсионеров; 2) включить в страховой стаж все периоды, связанные с трудовой деятельностью и выполнением общегражданских и семейных обязанностей; 3) привязать индексацию пенсий к уровню инфляции и росту цен; 4) вернуть законные льготы пенсионерам.

Конечно, увеличивающаяся армия пенсионеров создает для властей много проблем, прежде всего финансовых. Но опыт других стран показывает, что эти проблемы могут разрешаться взвешенно, на достойном уровне и с уважением к старшей возрастной группе. Для этого необходимо провести комплексную пенсионную реформу, целью которой должно быть не ограничение прав пенсионеров, а создание более благоприятных условий для их жизни. С тем, чтобы старость была не жалким прозябанием, а новым этапом интересной и творческой жизни.

С 2017 года в Республике Беларусь началось последовательное увеличение пенсионного возраста. Сегодня право на пенсию имеют мужчины с 61 года и женщины с 56 лет. Пенсионная реформа не решит проблемы, если в РБ сохранится распределительный характер системы обеспечения лиц преклонного возраста

Одной из важнейших составляющих системы соцзащиты населения Республики Беларусь выступает пенсионное обеспечение. Каждый нетрудоспособный гражданин Беларуси имеет право на выплаты от государства. Размер их зависит от места и стажа работы, занимаемой должности. Поговорим о том, какая пенсия в Белоруссии, кому и в каком порядке она начисляется, с какого возраста гражданин имеет право выйти на заслуженный отдых.

Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий.

Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.

Таб. 1. Пенсионные выплаты, назначаемые в Республике Беларусь

Те, кто заработать самостоятельно на жизнь не способен, могут рассчитывать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси

Определение белорусского пенсионера ровно такое же, как в любой другой стране мира – это человек, который достиг пенсионного возраста, установленного законодательством, и которому положены выплаты от государства. Еще недавно пенсия по возрасту назначалась:

Начиная с 2017 года, законодатель постановил, что пенсионный возраст в Беларуси должен постепенно увеличиться. В 2018 году он достиг для мужчин 61 года и 56 лет для женщин. В 2019 мужчины будут получать пенсию в 62,5 года, а женщины – в 57,5 года.

При этом страховой стаж им потребуется в 2018 году – 16,5 лет, а в 2019 – 17 лет.

Завершение реформы ожидается в 2020 году. К этому времени для женщин пенсионный возраст наступит в 58 лет и в 63 года – для мужчин.

Мера эта была вынужденной. Население стареет, рождаемость падает, средний возраст белорусов растет. А в результате один работающий должен содержать одного неработающего. С точки зрения экономистов, подобное соотношение фатально.

Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Размер пенсионных выплат по стране

На конец 2017 года пенсионер в Беларуси в среднем получал от государства пособие в размере 314 белорусских рублей. Минские пенсионеры получали больше всех – 316 рублей, а старики Брестской области меньше всех – 299 рублей. С начала текущего года среднемесячная выплата увеличились на 15,8% и составила 363,9 рублей.

Средний размер назначенной пенсии по возрасту составил в августе 2018 года 374,8 рублей, что на 3% выше средней по стране.

Таб. 2. Изменение среднего размера назначенных пенсий в Белоруссии в 2017–2018 гг. (белорусских рублей)

Средний размер назначенных месячных пенсий По возрасту
2017 2018 2017 2018
Январь 297,0 314,3 305,8 323,1
Февраль 297,7 314,8 306,1 323,2
Март 297,7 314,8 306,1 323,2
Апрель 297,7 314,8 306,1 323,2
Май 298,0 331,2 306,1 340,5
Июнь 298,0 331,2 306,1 340,5
Июль 298,0 331,2 306,1 340,5
Август 300,3 363,9 308,2 374,8
Сентябрь 300,3 308,2
Октябрь 300,3 308,2
Ноябрь 314,7 323,5
Декабрь 314,3 323,1

Источник: Минтруда и соцзащиты РБ

Минимальный потребительский бюджет для пенсионеров с 1 ноября 2018 установлен Министерством труда и соцзащиты на уровне 349 белорусских рублей. Пенсионных выплат старикам едва хватает на самое необходимое.

В отличие от пенсии по возрасту, которая назначается пожизненно при наступлении пенсионного возраста, пособие по инвалидности может быть установлено на конкретный срок, для продления которого придется пройти переосвидетельствование.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

В 2018 году она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Пенсия по возрасту должна превышать минимум для пенсионных выплат, утвержденный законодательством, не быть ниже чем 55% среднего заработка пенсионера в месяц.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.

Перерасчеты

Правительство Беларуси намерено поддерживать пенсионное обеспечение на определенном уровне. С этой целью периодически осуществляются перерасчеты пенсий. Основания:

  • рост среднемесячной заработной платы – не реже раза в год;
  • изменение размера прожиточного минимума.

Порядок оформления

Автоматически пенсия никому не назначается. Гражданину Республики Беларусь следует с соответствующим заявлением обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите населения.

Работодатель оформляет и предоставляет все документы на своих работников. Неработающий должен все сделать сам.

Комплект документов будет зависеть от вида пенсионных выплат. Но для любого из них обязательными являются оригинал и копия трудовой книжки и справка о заработной плате. Потребуются также удостоверение личности: паспорт гражданина РБ или национальный паспорт и ВНЖ для иностранного гражданина.

Это перечень основных документов. При необходимости представляются и другие: военный билет, документы о получении образования, свидетельства о рождении детей и т.д. Полный список можно уточнить в органе соцзащиты по месту жительства.

Все вышеназванные документы (оригиналы) прикладываются к заявлению. После рассмотрения их владелец получит все бумаги обратно.

Результаты и перспективы пенсионной реформы

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

Бюджет Фонда социальной защиты населения, за счет средств которого выплачиваются пенсии и пособия, исполняется с дефицитом с 2013 года. По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов в Совете Республики.

В частности предлагается осуществлять расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, за счет средств республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Также с целью снижения расходов ФСЗН рассматривается возможность изменения подходов к оплате больничных. В частности предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарные дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, первое повышение пенсионного возраста в Беларуси было объявлено в 2016 году. Тогда в Беларуси было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017 — 2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Белорусские экономисты считают такой сценарий развития событий весьма вероятным.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор BEROC Катерина Борнукова.



Рассказать друзьям