Календарь развития ребенка (до года). Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Девять месяцев в мамином животике подошли к концу. Роды позади, кроха лежит на маминой груди в нежных объятьях, слушая ее умиротворяющее сердцебиение. Милое создание природы, таящее неимоверную силу! Сколько тебе предстоит попробовать и продемонстрировать в новом мире. Добро пожаловать, малыш! Статья о самых значимых успехах малютки в каждый месяц его жизни до 1 года.

Очень подробно развитие ребенка расписано в книге профессора А.М.Казьмина .

Развитие от 0 до 1 месяца. Что должен уметь ребенок в 1 месяц

Сплю и ем!

Минуты тишины и огромного счастья от знакомства с мамой перебивает чувство голода. В родзале проявляются первые умения: поиск груди, сосание и глотание материнского молока. Врождённые рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный и др.) помогают ребёнку адаптироваться в новой среде.

К месяцу силы младенца прибывают, он учится поднимать голову, лёжа на животе. Взгляд становится более осознанным. Дитё реагирует на голос матери, громкие звуки и яркие цвета. Большую часть суток кроха проводит во сне.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Моя первая улыбка!

Лёжа на животе, малыш держит голову поднятой в течение некоторого времени. Ножки и ручки расслабляются и находятся в более активном состоянии. Ребёнок знакомится с пальчиками, пробует их на вкус. Его могут беспокоить кишечные колики.

Можно наблюдать осознанную улыбку малютки. Он лучше видит и следит за интересующим предметом на расстоянии 40 см. Подражая взрослому, показывает язык, тем самым демонстрируя общение с ним.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Крепыш растёт!

Крошка стал сильнее, перекатывается с живота на бок, порой со спины на живот и наоборот. Начинает знакомиться с ножками, тянет их в рот. Кишечные колики позади и не беспокоят в этом периоде.

Грудничок требует больше внимания. Начинает хныкать, капризничать, гулить. Получив желаемое, дарит улыбку или заливисто смеётся.

К игрушкам проявляется больший интерес, он их двигает кулачками и может даже ухватить. Реагирует на звуки погремушек, при этом поворачивая голову.

Что умеет малыш в 4 месяца

Хочу и беру!

Вундеркиндику удается захватить заинтересовавшую его погремушку одной рукой. Когда она больше не нужна, малыш бросает её. Лежа на спине, уверенно приподнимает плечи в попытке сесть. Часто в этом возрасте дети становятся на четвереньки, тем самым готовясь освоить ползание.

В речи прослеживаются слоги и впервые можно услышать слово «мама».

Умение ребенка в 5 месяцев

Зубатая улыбка

Гипертонус мышц к этому периоду проходит. Чадо осваивает ползанье. При поддержке стоит на выпрямленных ногах или сидит. Позже ребёнок одолеет все эти процессы самостоятельно. Отличает «своих» от «чужих». Умеет держать в руках мелкие предметы.

Речь становится разнообразнее, похожей на лепет. Начинают лезть зубы. Еда с общего стола привлекает внимание киндера.

Развитие ребенка в 6 месяцев

Я сижу!

Шестимесячный пупс сидит самостоятельно. Он крутится на животе, подтягивает ножки, ползает по-пластунски. Держась за опору, отлично стоит. Родные легче могут понимать его желания.

Виднеется первый зуб и зубатик готов к введению прикорма. Любит присутствовать при общей семейной трапезе. Появляется любимая игрушка. Начинает подражать звукам взрослых: может покашлять как дедушка или засмеяться как братик.

7 месяцев ребенку — что должен уметь

Вот мой носик!

По просьбе родителей показывает знакомые предметы, указывает на свои части тела. Любит играть в пальчиковые игры. Держит предметы в обеих руках, стучит ими друг о друга, перекладывает из руки в руку, бросает. Ползает увереннее и быстрее.

Листает страницы книг, рассматривает картинки. Подражает звукам животных. Пьет из кружки, ест с ложки. Понимает слово «Нет», но пока не прислушивается.

Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

Я стою!

Восьмимесячный крепыш самостоятельно сидит, ползает быстро и далеко, стоит. Словарный запас расширяется за счет новых слов и словоподражаний. Привязан к маме как никогда и тяжело переносит разлуку. По просьбе близких подаёт или находит знакомые вещи. Детеныш замечает отражение в зеркале и любит с ним поиграть. Берёт мелкие детали, захватив их указательным и большим пальцем, напоминая работу пинцетом.

9 месяцев умение малыша

Покажи, я повторю!

Карапуз в совершенстве овладел ползанием, перелазит через возвышенности. Держась за опору, ходит в бок, садится из положения лёжа и наоборот. Повторяет многие движения взрослых: хлопает в ладоши, берёт телефонную трубку, услышав «Алло!».

В речи больше слогов и звуков. Имитируя разговор родных, связывает звуки в целые предложения и украшает их соответствующей интонацией. На лице уже легко считывается настроение. Что-то удалось – обворожительная улыбка, потерпел неудачу – глаза полны слёз и ротик в грустном изгибе.

10 месяцев — что должны уметь делать мальчики и девочки

Первые шаги

Делает без опоры первые шаги. Расстояния увеличиваются, походка становится увереннее. Умеет самостоятельно надеть что-то из своего гардероба, почистить зубы, расчесаться.

Показывает характер, пререкается, если что-то не нравится. Энтузиазм растет вместе с деткой. Посидеть в кастрюле или одеть её на голову – неудивительные забавы непоседы. Проявляет любовь к музыке, пританцовывая или подпевая в такт.

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Где мой носик не бывал?

Многие дети начинают ходить без поддержки, взбираются по лестнице с помощью родителей. Одевают кукол, кормят их и укладывают спать. Машинкой могут перевезти кубики из одного угла комнаты в другой. В речи больше слов, их недостаток компенсируется жестами. Общение с членами семьи становится понятнее и доступнее.

Любознательность крошки заставляет залезть туда, куда не стоило бы. Мебель в доме имеет особый вид без ручек и углов.

Ребенок 1 год развитие — что должен уметь

Самостоятельный человечек

Ребенок уверенно сидит, стоит, ходит, подползает под препятствие, с успехом выбирается из него, наклоняется за необходимой вещью. Малышу удаётся достичь понимания с родными, несмотря на малый словарный запас.

Принимает активное участие в играх с детьми. Машет рукой на прощание или в знак приветствия, посылает воздушный поцелуй.

Пролетели 12 месяцев вне маминого животика. Человечек стал самостоятельным: сидит, ходит, говорит, одевается, кушает, пьёт, играет. Пусть всё это под присмотром взрослого и не идеально, но крошка освоил эти умения и заслуживает самых высоких похвал.

(Visited 894 times, 1 visits today)

Ребенок растет очень быстро - и не успевает мамочка и оглянуться, малыш уже активно ползает, потом ходит, а затем и бежит! Но если следить по календарю развития ребенка по месяцам, всегда можно понять, что Вас ждет впереди и соотнести нормы развития малыша с тем, что знает и умеет Ваш карапуз.

Так каково же развитие ребенка до года, до 2 лет и до 3 лет? Что необходимо знать?

Развитие ребенка по месяцам

Обычно процесс развития ребенка по месяцам описывается до года, до 2 лет или до 3 лет. Наиболее подробный календарь развития ребенка по месяцам, как правило, дается на период до года - ведь именно в это время дети растут и развиваются особенно быстро. Но знать, как должен расти и развиваться Ваш ребенок в 2 и 3 года также важно. Правда, не стоит забывать о главном принципе наблюдения за развитием Вашего малыша - это не сравнивать его с другими. Ведь после года развитие ребенка по месяцам уже может быть не таким плавным, как раньше, а происходить скачками - поэтому и календарь развития на этом этапе будет весьма приблизительным.

В продолжительном периоде жизни ребенка от года до трех лет, можно выделить 3 важных части: от года до полутора лет, от полутора до двух лет, от двух до трех лет. И каждый из этих периодов имеет более низкие темпы развития, чем предыдущий, но приобретаемые навыки усложняются.

Рассмотрим календарь развития ребенка до года, до 2 лет и до 3 лет.

Развитие ребенка до года

Развитие ребенка до года, как уже было сказано, очень интенсивное и более закономерно и поэтапно, чем его развитие во все последующие периоды жизни. Итак, каковы особенности развития ребенка до года?

В 1-2 месяц жизни малыша у него включаются в работу все системы организма, происходит становление пищеварительной, костной, нервной, мочеполовой, кровеносной и других систем. К полугоду-семи месяцам у него уже хорошо развиты эмоции и координация движений: как правило, к этому возрасту дети не только хорошо узнают людей, лепечут, ориентируются на местности и уверенно держат игрушки, но и произносят слоги и даже ползают. К году дети, как правило, уже узнают слова в контексте речи взрослых, могут выполнять их просьбы, подкрепленные жестами, и осмысленно произносить двусложные слова. Кроме того, к году малыши могут уверенно стоять на ногах и даже немного ходить.

К году малыш, в среднем, весит 10-11 кг и имеет рост около 75-77см.

Самым важным питанием для ребенка в первые полгода жизни является грудное молоко. К полугоду обычно все дети уже пробуют первый прикорм: соки и пюре. К 7-8 месяцам в рацион детей вводятся молочные и безмолочные каши, творог, мясные пюре, а к 9-10 месяцам - и рыбные.

Развитие ребенка до 2 лет

Это, пожалуй, наиболее сложный этап для молодых родителей в плане контроля за своим ребенком. В малыше с огромной силой просыпается исследователь, и, в то же время, он уже начинает неплохо ходить и меньше зависеть от родителей. Поэтому маме и папе на этапе развития ребенка до 2 лет необходимо будет особенно тщательно следить за безопасностью своего чада. Не зря этот период называют «периодом разбитых коленок». Каковы же особенности развития ребенка до 2 лет?

Физическое и психическое развитие:

В период развития ребенка до 2 лет происходит очень интенсивное развитие его речи. Если сразу после года малыш умеет произносить двусложные простые слова, то к двум годам он уже может говорить до ста различных слов и даже складывать их в простейшие предложения. В этом возрасте развивается словарный запас ребенка, поэтому на втором году жизни малыша очень полезно читать ему книжки и включать его самого в этот процесс.

Развитие ребенка до 2 лет предполагает нахождение малыша в постоянном движении, а к двум годам он уже обычно не только уверенно ходит, но и поднимается по лестнице или залезает на диван. Правда, период от года до 2 лет чреват постоянными «боевыми отметинами» Вашего чада в виде синячков и царапин, так как малыш в этом возрасте очень часто падает.

В период развития от года до 2 лет малыш выделяет себя как отдельную личность, пытается самостоятельно себя обслуживать и отвергает помощь взрослых абсолютно во всех своих начинаниях.

Количество кормлений малыша после года должно составлять 4 раза в сутки, причем лучше его кормить в строго определенное время для правильной организации режима. Между кормлениями на этапе развития ребенка до 2 лет не должно быть никаких перекусов в виде фруктов или сладостей. Такие продукты можно включать в рацион в качестве полдника. Причем утром ребенок на 2 году жизни должен есть мясные блюда, в середине дня - растительную и молочную пищу, а к вечеру - каши и фрукты. Немаловажно и своевременное получение малышом необходимого количества жидкости.

Развитие ребенка до 3 лет

Развитие ребенка до 3 лет примечательно тем, что в этом возрасте новые навыки малыша порой соседствуют с поведением, характеризующий раннее детство. Например, он может стремиться к самостоятельности, бегать и прыгать, но в некоторых мелких вещах оставаться беспомощным. С такой дисгармонией развития ребенка до 3 лет родители в состоянии справиться, давай малышу больше самостоятельности и возможности самому выполнять посильные задания.

Физическое и психическое развитие:

На данном этапе жизни у ребенка происходит активное развитие речи, и он учится строить сложные предложения. В этом возрасте развивается самостоятельность малыша: он уже может самостоятельно построить что-то из кубиков и конструктора, одеться, раздеться, покушать или сделать некоторые другие важные для него дела.

С одной стороны, на третьем году жизни ребенок уже более осознанно воспринимает диалог и с ним можно «договориться», но в то же время - третий год жизни - период ужасной строптивости, ведь теперь малыш хочет, чтобы с ним считались, как с равным! Поэтому научиться с ним ладить можно только в том случае, если Вы хорошо знаете характер своего ребенка.

В этот период, особенно с 2,5 до 3 лет, очень интенсивно развивается воображение. Тогда же интенсивно развивается память - малыш способен запоминать события, которые недавно с ним произошли.

К концу 3 года у ребенка очень сильно возрастает объем активного словаря, он начинает строить сложные предложения и даже логически мыслить, делать выводы и обобщения. В связи с этим к концу 3 года жизни ребенок начинает стремиться к общению со сверстниками.

Развитие ребенка до 3 лет не может происходить без определенного количества мяса в его рационе. Мясо для малыша надо тушить до мягкости и давать небольшими кусочками, а из печени делать паштет. Если Вы хотите побаловать своего ребенка колбасой или сосисками - на третьем году жизни они разрешаются, но только изредка и в небольших количествах, причем это должны быть нежирные сорта вареной колбасы, молочные сосиски или сардельки, постная ветчина.

Также на третьем году жизни малышу надо давать рыбу (25г в сутки или 175г в неделю): рыбное филе или рыбу без мелких костей. Для детей до 3 лет из рыбы можно делать фрикадельки, варить рыбу или тушить, делать рыбные котлеты.

На третьем году жизни также можно давать детям выпечку (блины, оладьи).

Конечно, календарь развития ребенка очень помогает молодым мамам следить за развитием своего чада. Но стоит помнить, что все организмы индивидуальны - и если развитие Вашего малыша немного расходится с тем, что предписывает календарь - в этом нет ничего страшного. Всему свое время!

Таблицы ВОЗ приводят по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула : I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

по месяцам

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

Нормы для девочек

Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. макс. мин. макс.
мин. макс.
0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
Интервал мин макс мин макс
0-1 611 1161 6,8 9
1-2 744 1290
2-3 502 944 4,2 6,1
3-4 383 796
4-5 293 695 2,7 4,5

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы 6–10
2. Верхние центральные резцы 7–12
3. Верхние боковые резцы 9–12
4. Нижние боковые резцы 7–16
5. Первые моляры (верхние) 13–19
6. Первые моляры (нижние) 12–18
7. Клыки 16–23
8. Вторые моляры (нижние) 20–31
9. Вторые моляры (верхние) 25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Размеры (обхват) головы у детей таблица

У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

Возраст
в месяцах
Девочки Мальчики
Окружность
головы, см
Окружность
головы, см
0 33,9 34,5
1 36,5 37,3
2 38,3 39,1
3 39,5 40,5
4 40,6 41,6
5 41,5 42,6
6 42,2 43,3
7 42,8 44,0
8 43,4 44,5

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2 Может улыбнуться, агукает.
3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцев Мальчики Девочки
Рост, см Вес, кг Рост, см
0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
1 54,7 4,5 1 54,7
2 58,4 5,6 2 58,4
3 61,4 6,4 3 61,4
4 63,9 7,0 4 63,9
5 65,9 7,5 5 65,9
6 67,6 7,9 6 67,6
7 69,2 8,3 7 69,2
8 70,6 8,6 8 70,6
9 72,0 8,9 9 72,0
10 73,3 9,2 10 73,3
11 74,5 9,4 11 74,5

Ваш ребенок умеет.

Малыш стоит с поддержкой под мышки, перебирает ногами. Много времени проводит на руках - сидит, осматривает все окружающее. Пытается переворачиваться на живот из положения лежа на спине и наоборот. Иногда малышу могут удаваться перевороты. В любом случае, у ребенка в 3 месяца получается поворот на бок. Ребенку все еще комфортно на руках у мамы, но теперь он может оставаться один и заниматься каким-либо «делом» самостоятельно. Малыш цепляется ручками за все подряд, хорошо захватывает предметы.

Сейчас активно развивается.

Малыш продолжает знакомиться со своим телом - рассматривает и сосет свои ручки, захватывает одежду и тоже тянет ее в рот. Малыш учится перекладывать предметы из одной руки в другую. Ребенок в 3 месяца начинает различать своих и чужих, увидев незнакомое лицо, может заплакать со слезами.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 3 месяца

Малыш в 3 месяца с радостью ухватывается за все яркие, привлекательные для него предметы. Поэтому набор игрушек можно увеличить. Запаситесь также игрушками для ванны - яркие, двигающиеся в воде предметы сделают процесс купания увлекательным и особенно интересным для крохи. Особым развивающим эффектом будет обладать общение со взрослым, в течение которого мама перемещается по комнате, дает ребенку трогать разнообразные предметы. Большое счастье для ребенка - наблюдать за двигающимися предметами.

Гуляйте с малышом, когда он не спит, используйте время прогулки в целях развития крохи. Устройтесь удобно на скамейке, возьмите малыша на руки, покажите ему все вокруг: деревья, птиц, спешащих мимо прохожих, играющих детей. Проговаривайте, все что видите. Такая ситуация стимулирует развитие ребенка: он находится в зоне безопасности (у Вас на руках) и при этом познает мир!

Позволяйте малышу хватать Вас за разные части лица (за нос, за уши), позаботьтесь о том, чтобы малыш не смог ухватиться за волосы - Вам это будет неприятно, малыш испытает ощущение тревоги. Приговаривайте: «У мамы есть носик, у дочки есть носик», дотрагивайтесь до носика малыша.

Помогайте малышу осваивать свое тельце: возьмите его ручки, похлопайте ими, сопровождайте свои действия присказкой «Ладушки, ладушки…». Можно на ножки малыша одеть яркие носочки (привязать ленточки) или использовать специальные погремушки-браслеты: так кроха быстрее обратит на них внимание, начнет понимать, что контролирует свои движения.

Разговаривайте с ребенком: это будет развивать речь малыша. Сейчас он гулит: произносит лишь отдельные звуки, если Вы будете повторять их за ребенком, на некоторые обращать особенное внимание, складывать из них короткие слова - все это поможет ребенку быстрее заговорить. Когда малыш лепечет, слушайте его, всем своим видом выражая внимание: кивайте, улыбайтесь.

Пойте с малышом песенки. Причем иногда все слова в них можно заменить на один (наиболее любимый ребенком) слог: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Крепко держа малыша под мышки, можно попробовать потанцевать - для ребенка это будет большое удовольствие. Закончить веселье можно, медленно покружившись с ребенком по комнате.

Учите ребенка перекладывать игрушки из одной ручки в другую: помогите ручкам малыша встретиться, ухватиться за игрушку одной ручкой, а пальчики другой - разожмите.

Уход за ребенком

Кормят ребенка в 3 месяца 10 - 12 раз в течение дня и 2 - 4 раза ночью. Могут случаться прикладывания к груди на непродолжительное время, но их количество уменьшается. Ночной сон становится продолжительнее: с 24:00 до 9 - 10 часов утра (прерывается 2 - 4 кормлениями). Дневной сон становится четырехразовым.

О чем нужно знать

Ребенок в 3 месяца нуждается в постоянном общении со взрослым - он часто сам становится инициатором общения, привлекая внимание к себе гулением, улыбкой, «заигрыванием».

Игры с ребенком в 3 месяца

В 3 месяца малыша порадуют следующие занятия и игры.

Игра «Ау, малыш!». Вы, наверняка, уже заметили, ребенок любит звук человеческого голоса (особенно его радует голос близких людей - мамы и папы). Малыш точно знает, кто разговаривает с ним, если Вы склонились прямо над ним (ребенку легко установить источник звука). А вот если Вы отойдете от кроватки, продолжая беседовать с крохой, узнать голос ему сложнее. А эта игра поможет ребенку освоить новый уровень восприятия.

Как играть: Выберите время, когда Ваш ребенок доволен и счастлив, положите его в детское креслице, поместите его в середине комнаты. Затем прогуляйтесь по комнате, не переставая разговаривать или петь малышу. Издавайте всевозможные смешные звуки - это только поощряется. Малыш может быть не в состоянии в полной мере повернуть голову в Вашу сторону, но он может слышать изменения в звуке Вашего голоса при перемещении с места на место. Это веселое и простое упражнение закладывает основу для будущей игры в прятки.

В чем польза игры: Малыш прислушивается к изменениям в Вашем голосе, что выводит его на новый уровень слухового и зрительного восприятия: он пытается следить за Вами! Кроме того, игра стимулирует социальное развитие и внушает чувство безопасности (перемещаясь, мама исчезает из вида, а затем обязательно появляется вновь).

Игра - наблюдение «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Конечно, взрослые знают каждый сантиметр своей квартиры. Не удивить их и рассматриванием двора - все вокруг знакомо. Но Ваш ребенок будет полностью заинтригован новыми предметами, новыми звуками и даже необычным освещением. Поэтому носите ребенка на руках или положите его в коляску и отправляйтесь в путь. Первая остановка: Ваш двор, а в нем - бесконечное количество новых и необычных развлечений для малыша: травинки, кора дерева, теплый камень, мокрые листья. Показывайте объекты, поднося малыш максимально близко к ним. Помогите ребенку дотронуться до предметов, дайте понюхать цветы.

Следующая остановка: Ваш дом! В нем есть много вещей, которые способны абсолютно очаровать любопытного ребенка 3 месяцев: выключатели света, водопроводные краны, шелковистые шторы, гладкие и прозрачные (что малыш видит за окошком?) стекла окон. По мере знакомства с предметами, озвучивайте их названия, а также ощущения, которые они вызывают у малыша (травка щекочет, камень холодный).

В чем польза игр - наблюдений: Новые звуки, новые цвета и текстуры стимулируют сенсорное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка. Общение с окружающим миром помогает крохе научиться быть активным. У ребенка пополняется словарный запас (пока пассивный), он учится координировать движения (особенно когда тянется ручкой к цветку или другому привлекательному объекту).

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Малыш в 4 месяца очень много и активно передвигается. Самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно. Лежа на животе, высоко встает, опираясь на ручки. Пытается ползти, однако ползти не получается (задействованы в основном ручки), но получается кружиться на животе. Малыш может подтягиваться, пытаясь встать или сесть. В любом случае, ребенок в 4 месяца любит находиться в вертикальном положении, стремиться его занять. Малыш умеет перекладывать предметы из одной руки в другую. Может самостоятельно заниматься чем-то почти полчаса! Малыш находит свои ножки, захватывает их, тянет в рот. Мальчики захватывают свои гениталии. Малыш теперь может сосредотачиваться: если его интересует что-то, он часто дышит, вытягивая губы «хоботком», не обращая на маму внимания.

Сейчас активно развивается.

Сейчас период развития речи - малыш в 4 месяца также активно гулит, при этом любит слушать обращенную к нему речь взрослого, впервые можно увидеть «жестовую» речь (протягивание ручек).

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 4 месяца

Ребенку в 4 месяца нужны разнообразные игрушки (остаются мобиль, погремушки, прорезыватели). Можно приобрести разнообразные по фактуре фигурки (деревянные, резиновые, гладкие, с выступами). Однако не следует малышу выдавать сразу весь запас игрушек. На три дня малышу хватит 2-3 новые игрушки, потом их нужно заменить. Сейчас можно закупить разнообразные музыкальные игрушки (инструменты с крупными и удобными клавишами) - они порадуют малыша, а потом их можно спрятать, они пригодятся нам и в пять месяцев. Купите манеж - начните приучать малыша к новому предмету, очень скоро кроха станет очень подвижен.

Играйте с малышом в прятки: прячьтесь сами («Ку-ку») и прячьте яркую игрушку.

Слушайте с ребенком потешки и используйте стишки.

Продолжайте разговаривать с ребенком: это будет развивать речь малыша. Сейчас он гулит: произносит лишь отдельные звуки, если Вы будете повторять их за ребенком, на некоторые обращать особенное внимание, складывать из них короткие слова - все это поможет ребенку быстрее заговорить. Когда малыш лепечет, слушайте его, всем своим видом выражая внимание: кивайте, улыбайтесь.

Продолжайте петь с малышом песенки, заменяя слова на один (наиболее любимый ребенком) слог: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Крепко держа малыша под мышки, можно попробовать потанцевать - для ребенка это будет большое удовольствие. Закончить веселье можно, медленно покружившись с ребенком по комнате.

Учите малыша переворачиваться: привлеките внимание ребенка яркой, звучащей игрушкой, когда он лежит на животе, отведите игрушку в сторону, пусть кроха проследит за ней глазами, а потом постарается за ней двигаться.

Учите ребенка ползать: положите малыша на живот, создайте малышу опору для ног: руками придерживайте его стопы, пусть оттолкнется ногами.

Уход за ребенком

Кормление остается исключительно грудным, днем малыш спит три раза.

О чем нужно знать

Во время грудного вскармливания малыш может проявить «вредность»: отвлекается, отворачивается во время кормления с важным видом «мама никуда не денется». Нельзя обижаться на малыша, отнимать его от груди: малыш ищет доказательств надежности своей мамы, и в Ваших силах их предоставить.

Игры с ребенком в 4 месяца

Малыш подрос, увеличивается и количество игр, которыми можно его развлечь! Мы предлагаем Вам вспомнить несколько классических игр для ребенка 4 месяцев!

Вы, наверняка, знаете все те игры, о которых мы будем писать в этой статье. Скорее всего, Вы часто видели, как другие мамы играют со своими малышами в них. Однако эти игры настолько полезны для развития ребенка, что мы не можем упустить их из внимания!

Ползунки. Малыши в 4 месяца уже готовы учиться ползать. Поэтому начинайте выкладывать ребенка на животик, стимулируйте его двигаться в направлении яркой игрушки. Помогайте крохе: создайте для его ножек опору, от которой он сможет оттолкнуться ножками.

Как научить ребенка ползать

Выкладывайте ребенка на пол (на теплый ковер, постелив на него чистую простынку) на 15 - 20 минут на животик каждый день. Такие прогулки должны всегда совершаться под Вашим присмотром! Это будет способствовать развитию мышц рук, плечей, верхней части спины и шеи. Ложитесь на пол вместе с ребенком, лицом к лицу, и беседуйте с ним. Поместите на некотором отдалении от ребенка игрушку. Ложитесь на спину, а малыша поместите себе на живот (но не ругайте кроху за слюни!).

Прятки. Спрячьте свое лицо в ладони или за книгой, подушкой. А затем быстро откройте лицо и скажите: «Привет! Я тебя вижу!». Можно и просто прятаться где-то недалеко от кроватки. Например, за ее спинкой: «Ку-ку! Где мама? Вот где мама!».

Большой малыш. Посадите ребенка на колени лицом к себе. Возьмите его за руки, спросите: «Малыш большой?», а затем отвечайте: «Большой! Вот какооой!» (разводя ручки малыша так далеко, как он может).

Хлопаем в ладоши. Пойте малышу: «Хлоп-хлоп!». Направляйте ручки Вашего ребенка, пусть он с Вашей помощью сделает несколько хлопков. В этой игре можно задействовать и пяточки крохи!

Пальчиковые игры. Для малыша пальчиковые игры - это не только приятное общение, но и развитие речи и сенсорное развитие. Пока ребенок не сможет повторить стихи за Вами, однако сами рифмованные строчки обязательно приведут его в восторг! Отыщите игры по вкусу в разделе Пальчиковые игры

Мы едем-едем. Держите ребенка на коленях и пойте: «Мы едем-едем-едем в далекие края!». И далее по тексту! Когда Вы поете последнюю строку, мягко подбросьте малыша в воздух, приподняв колени. Обязательно следите за реакцией ребенка: такое обращение может показаться некоторым детям в этом возрасте бесцеремонным, а других приведет в восторг!

В чем польза этих игр для детей 4 месяцев:

Эти игры способны не только укрепить особую связь между Вами и Вашим малышом. Они стимулируют развитие сенсорики (чувств ребенка), двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия. А кроме того, перечисленные и описанные выше игры помогут в становлении чувства юмора ребенка!

Развитие ребенка на пятом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Ребенок в пять месяцев очень активен! Он постоянно переворачивается на живот, пытается ползать, может уверенно сидеть без поддержки, но не очень долго: постепенно заваливается на бок. Рад посидеть на руках у мамы, постоять с ее поддержкой, приседает. Пытается ходить, держась за маму, кроватку. Может заниматься самостоятельно до 30 минут. Узнает игрушки (по словесному обозначению).

Сейчас активно развивается.

Ребенок в пять месяцев активно изучает свойства предметов: стучит ими, переворачивает, кидает, сосет, облизывает. Малыш продолжает изучать свое тело: добирается до головы, ощупывает уши, щеки. Развивается речь малыша. Воспринимая речь взрослых, ребенок понимает интонацию.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 5 месяцев

Ребенку в пять месяцев нужны звучащие игрушки: от простых резиновых пищалок до современных игрушек «Пой-со-мной», обучающих и развивающих интерактивных «книжек». Сейчас малыш активно двигается, поэтому самое время переместить его на время бодрствования в манеж (игрушки в манеж не подвешиваются, а выкладываются). Кроме того, очень скоро малыш начнет манипулировать с предметами, поэтому уже сейчас можно давать малышу мячи, мисочки - вкладыши.

Называйте игрушки (киса, му-му и т.п.). Показывайте игрушки малышу, поощряйте произносить легкие «имена». Общаясь с малышом, называйте часто его по имени.

Уход за ребенком

Вскармливание все еще исключительно грудное: 8 - 10 кормлений днем, 2 - 3 кормления ночью. Кормление привязано ко сну: малыш ест перед тем, как лечь спать.

О чем нужно знать

Малыш часто отвлекается во время кормления. Не следует особенно беспокоиться по этому поводу.

Игры для ребенка 5 месяцев

Игры с зеркалом и рядом с зеркалом. Мы уже писали о том, как полезны для развития ребенка игры с зеркалом . Узнавать себя в отражении ребенок будет немного позже. А сейчас ему достаточно, что в зеркале кто-то очень привлекательный шевелится, передвигает яркие игрушки. Покажите малышу его самого, указывая пальцем на носик, глазки ребенка, а затем перемещая палец к поверхности зеркала. Кто там?

Пускаемся в плавание! В статье Игры для купания мы уже перечисляли все возможные развлечения, которые можно организовать в ванной для малыша. Но для ребенка в 5 месяцев вполне достаточно будет наблюдать за игрушкой, которая плывет. Покажите ребенку, как уточка «умывается», плывет, ныряет. Представьте игрушку малышу: «Привет, меня зовут уточка! А тебя?», «Я плаваю: буль-буль!», «Поймай меня!».

Продолжаем знакомиться с миром и тренировать все пять чувств! Для детей мир - это удивительное сочетание красок, звуков, запахов, вкусов и прикосновений. Мы предлагаем обогатить чувственный опыт малыша! Как это сделать?

Погляди, малыш! Постоянно обращайте внимание ребенка на объекты окружающей среды. «Посмотри, малыша, какая большая собака!», «Посмотри, малыш, красный цветок!». Комментируйте увиденное, описывая основные характеристики предметов. И малышу позже будет намного легче, чем его сверстникам! Например, в детском саду и в яслях детей учат называть и различать цвета, размеры. А Ваш ребенок и так будет все знать!

Послушай, малыш! Слушайте музыку, потешки, напевайте ребенку. А также обращайте внимание малыша на отдельные звуки: «Что это? Кто-то лает? Это собачка! Где она? Покажи?». Это научит ребенка выделять менее заметные звуки (для ребенка звуки окружающего мира - настоящая какофония), а также определять их источник.

Потрогай, малыш! Возможность открывать для себя мир через прикосновения стимулирует развитие мозга ребенка. Постарайтесь предлагать крохе для ощупывания разные по текстуре предметы (меховой воротник маминой куртки, блестящий бок кастрюльки). Также обозначайте словами основные характеристики объекта: мягкий, холодный, теплый.

Понюхай, малыш! Интересный факт: дети не могут дифференцировать запахи, как приятные и отвратительные до определенного возраста. Однако тренировка не помешает! Предлагайте малышу такие предметы, как ароматное мыло, только что испеченное печенье, цветы. Показывайте ребенку, как вы нюхаете объект и наслаждаетесь запахом. Комментируйте свои ощущения!

Попробуй, малыш! Дети с 6 месяцев начинают проявлять интерес к взрослой пище. Давайте ребенку попробовать кусочки разных фруктов (пусть он их даже просто полижет). Обозначайте вкус, который малыш чувствует: «Кисло!», «Ммм… сладко!».

Развитие ребенка на шестом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

Малыш в 6 месяцев умеет самостоятельно садиться из положения лежа на боку, умеет вставать на колени, подниматься, стоять и даже проходит 2 - 3 шага, держась за опору. Если ребенка держит взрослый, он может пройти несколько метров. Если малыш стоит, ему не обязательно держаться за опору руками: он облокачивается на нее грудью, а руки свободны для дел - манипулирования предметами. Ребенок в 6 месяцев активно тренируется ползать, ему удается ползти вперед. Девочки немного отстают от мальчиков в моторном развитии: они с трудом сидят самостоятельно, заваливаются на бок, стоят очень неуверенно, перебирают ногами. Малыш может заниматься один до 40 минут, у него есть любимые игрушки и игры (прятки). Малыш знает свое имя.

Сейчас активно развивается.

Малыш в 6 месяцев проявляет стремление к познанию окружающего, изучает свойства предметов (выбрасывает вещи из кроватки, прислушивается к звуку падения, следит за предметом глазами). Продолжает развиваться речь - в ней появляются предвестники лепета (а-да-да, а-та-па и т.д.).

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 6 месяцев

Ребенку в шесть месяцев нужны:

· разнообразные погремушки

· пищалки из резины

· мячики, шары, неваляшки, машинки, мисочки-вкладыши

· небольшие лоскуты материи, с которыми можно играть, надевая их на куклу, на себя и на маму

· обучающие и развивающие интерактивные «книжки»

· диски с музыкой (классика, потешки)

· игрушки для сенсорного развития: фигурки разных размеров, веса и материала (деревянные, пластиковые игрушки).

Поощряйте малыша ползать - пусть яркая и любимая игрушка «убегает» от ребенка (ребенок лежит на животе), убегая «поет» песенки, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.

Разговаривайте с малышом: гладьте тельце малыша, двигайте ножками и ручками малыша, сажайте его, во время движений тяните слоги, которые уже умеет произносить малыш (та-та-та!). «Танцуйте» с малышом.

Называйте игрушки (киса, му-му и т.п.). Показывайте игрушки малышу, поощряйте произносить легкие «имена».

Помогите малышу изучить свою голову: трогайте его за ушки, носик, лобик, приговаривайте: «Ротик кушает, ушки слушают, глазки глядят-глядят, ручки нос схватить хотят!».

Начинайте играть с малышом в прятки: у ребенка, наверняка, есть любимая игрушка. Например, он неизменно радуется резиновой кисе. Поиграйте с малышом: пусть киса походит рядом с ним, познакомится с ребенком (скажи кисе «здравствуй»), погладьте кису («киса хорошая» или «киса - пая»). Потом спрячьте игрушку за спину («где киса?»). Потом киса появляется - «вот киса». Нужно повторить действия несколько раз. После занятия, посадите игрушку на видном месте, спросите малыша еще раз: «Где киса?».

Играйте в «ладушки». Сначала сами, а потом, помогая малышу - его ручками.

Уход за ребенком

Вскармливание все еще остается грудным, но меняется график кормлений. С утра малыш редко прикладывается к груди, а во второй половине дня - кормления более частые. Может быть 7 - 10 дневных и 3 - 4 ночных кормления. В 6 месяцев у детей может прорезаться первый зуб - давайте малышу прорезыватели. Изменяется режим дня: ночной сон становится длиннее, дневной сокращается до 2 - 3 раз по 30 минут (у некоторых малышей до 2 часов). Дневной сон приходится на промежуток времени с 12 до 14 и с 17 до 19 часов.

О чем нужно знать

Дети в 6 месяцев проявляют активный интерес по отношению к пище взрослых, они внимательно следят за процессом питания других членов семьи, пробуют взрослую пищу. Поначалу вкус новых продуктов детям не нравится, но они продолжают исследовать кухню взрослых. Это не говорит о том, что детям не хватает грудного молока

Игры с ребенком в 6 месяцев

Малыш в 6 месяцев уже умеет сидеть. Поэтому у Вас появляются новые возможности для игр. Ребенок также отлично ползает, и Ваша задача - дать ему возможность практиковаться в этом умении как можно больше!

Маленький исследователь. Если ребенок хорошо сидит (на заваливается на бок), можно разложите перед ним игрушки (например, яркие мисочки-вкладыши). Покажите, что можно с ними сделать (разложить, сложить). Скорее всего, ребенок будет играть с набором «по своему»: бросать с размаху предметы об пол, стучать одной игрушкой по другой. Это совершенно нормально! Так ребенок познает окружающее, узнает о свойствах предметов.

Ползунки наперегонки или «Ну, погоди!». Ложитесь с малышом на пол, обнимайтесь и просто ласкайтесь. Если у Вас есть заводная игрушка, поставьте ее перед малышом на пол (ребенок лежит на животике), заведите ее, и пусть она убегает от вас. Отлично, если игрушка издает звуки! Потому что внимание ребенка может легко рассеяться. Если у Вас есть домашние животные (кошки, собаки), их также можно задействовать в играх.

Учимся стоять и шагать. Поощряете ребенка изучать мебель. Для него Ваш диван - это надежная опора, которую можно использовать для вставания на ножки и для первых пока не самостоятельных (пробных) шагов. Чтобы малыш научился подниматься, опираясь на мебель, выкладывайте яркие и новые игрушки не на пол, а например, на диван.

Ладушки - ладушки. Раньше кроха играл в ладушки с Вашей помощью, лежа на спинке. Теперь он может забавляться, сидя. Это будет способствовать развитию моторной координации, а также ребенок будет сидеть устойчивее.

Пузыри. На прогулке покажите малышу мыльные пузыри. Пусть он понаблюдает за ними. Ловить пузырики пока не обязательно! Это простое развлечение развивает зрительное восприятие малыша, а также просто веселит!

Делаем покупки. Оправляйтесь с ребенком в магазин. Пусть он будет активным участником процесса. Раньше он просто лежал в коляске. Теперь он может сидеть в продуктовой тележке, держать яркие упаковки с продуктами (например, с печеньем), рассматривать рекламу и полки. Беседуйте с малышом! Это поможет ребенку в социальном развитии.

Рассматриваем фотографии. Достаньте Ваш семейный альбом (нервущийся и влагоустойчивый). Покажите ребенку фотографии, а также поучите его листать странички. Показывайте пальцем на изображение, называйте имя человека. Покажите малышу его самого. Рассматривание фотографий способствует развитию нового уровня зрительного восприятия (ребенок узнает в изображении знакомых ему людей), а также зрительно-моторной координации (когда кроха пальчиком попадает в знакомое ему лицо на фото - это его настоящая победа!).

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни

Ваш ребенок умеет.

В семь месяцев малыш уже отлично ползает: переползает от одного предмета к другому, доползая до мебели, упирается на нее и встает (пытается встать). Стоя, держится одной рукой за опору, другой - манипулирует с предметами. Малыш ходит, держась за взрослого, приседая. Интересуется всеми окружающими предметами, пытается ими манипулировать: выдвигает и задвигает ящики, рвет бумагу, интересуется водой (пытается взять ее). Малыш следует за мамой по квартире (проявляется инстинкт следования).

Сейчас активно развивается.

Интенсивно развивается вестибулярный аппарат малыша. Продолжает активно развиваться речь: малыш очень любит общаться со взрослыми, ревнует маму (поворачивает ее лицо к себе), радуется стихам и потешкам.

Развивающие игрушки, игры, занятия и ситуации для ребенка в 7 месяцев

· все еще актуальны погремушки, но их следует обновить (малышу нужны сюжетные погремушки - с мордочками животных, более сложные по форме)

· машинки, мячи

· крупные надувные игрушки, в которые можно влезать (домики, машинки)

· малыш получает удовольствие от предметов, состоящих из частей (можно купить пирамиду из малого числа колец, башню из разноцветных мисочек)

· полезной игрушкой становится кубик с отверстиями для мелких игрушек

· для совместных игр со взрослым понадобятся листы цветной бумаги, ленты.

Продолжайте поощрять малыша ползать. Разложите на полу комнаты игрушки (лучше, если они будут озвученные) на расстоянии 40 - 50 см. друг от друга. Обратите внимание ребенка на первую игрушку, пусть он подползет к ней. Затем (когда малыш осмотрит и бросит ее) обратите внимание на вторую игрушку.

Играйте в «футбол»: перед малышом, лежащим на животе, поместите мяч (лучше, если он будет шуметь при движении), откатите его вперед на 40 см. Догоните мяч, повторите действие. Продолжайте играть с малышом в прятки (с игрушками).

Читайте малышу стихи (время приобрести первую книжку с детскими стихами для самых маленьких).

Давайте ребенку рвать бумагу. Пусть листы будут цветные - так малыш быстрее заинтересуется новым материалом.

Продолжайте беседовать с малышом. Слушайте его лепет.

Качайте малыша, кружите его, танцуйте под его любимую музыку - так Вы будете способствовать развитию вестибулярного аппарата.

Уход за ребенком

Режим кормлений остается прежним, но теперь вводится прикорм. Малыш мусолит пищу со взрослого стола. Режим сна также прежний.

О чем нужно знать

Малыш может начать прикусывать грудь во время кормления, делая больно маме. Не следует реагировать слишком бурно (можно напугать ребенка), но и терпеть тоже не следует (для малыша это способ выяснить, что мама и он - это не одно целое).

Игры с ребенком 7 месяцев

В какие игры можно играть с подросшим малышом? Специалисты утверждают: «Игры могут оставаться прежними, однако теперь нужно поменять некоторые детали. Ведь малыш становится все более активным и самостоятельным!».

Активные прятки (развиваем двигательные навыки, общение и просто развлекаемся). Помогите малышу забраться в игрушечную палатку (в магазинах продаются яркие тканевые и надувные палатки, автобусы и даже домики). Пусть кроха выглянет в окошко. А когда он скроется из вида, начинайте его «искать»: «Где же наш малыш?», «Ку-ку?». А когда личико заинтересованного ребенка появится вновь, выразите восторг: «Ах, воот, где наш малыш!», «Привет!». Раньше Вы прятались от ребенка и прятали от него игрушки. Теперь он может стать активным участником игры.

Беседы с игрушками (развиваем социальные умения, играем). У малыша, наверняка, уже есть самая любимая игрушка. Пусть она побеседует с ребенком. Если у Вас игрушка бибабо (игрушка на руку), воспользуйтесь ею. Возьмите игрушку в руку, поместите напротив ребенка так, чтобы ему было удобно смотреть. Наклоняйте игрушку по направлению к ребенку, говорите за нее: «Привет, малыш! Меня зовут Киса! Давай играть!». Давайте малышу время на ответ. Он будет что-то старательно лепетать, слушайте внимательно, пусть игрушка реагирует на «слова» крохи («Ммм! Да-да!»). Когда малыш согласится играть, пусть игрушка споет его любимую песенку, попляшет в его руках.

Сокровища маминого ящика (познаем свойства предметов). Покажите ребенку непривычные предметы. Соберите в чистую картонную или пластмассовую коробку (лучше яркую) разнообразные безопасные предметы: разноцветные ленточки разной длины, некрупные предметы (например, цельные пластиковые браслеты), куски цветной бумаги. Покажите коробку малышу, пусть он исследует ее содержимое под Вашим присмотром.

Маленький строитель (развиваем мышление). В 7 месяцев малыш не может обойтись без пирамидки. Сейчас она ему просто необходима! Дети в этом возрасте приходят в восторг от игрушек, которые состоят из частей, разбираются и собираются. Сейчас малыш способен занять себя игрой с такими предметами минут на 5.

Читаем книги (развиваем речь, познаем мир). Читайте малышу одни и те же стихи и книжки на протяжении нескольких дней. Каждый раз показывайте иллюстрации, называйте героев. Когда малыш будет знаком со стихотворением и книгой, спрашивайте его, что изображено на страницах. Помогайте крохе отвечать.

Читаем журналы (познаем мир). Малыш в 7 месяцев пребывает в восторге от ярких страниц. Конечно, он не станет читать статьи журнала, а будет их мять и рвать. Но в этом и заключается суть игры! Кроха познает свойства бумаги!

Развитие мальчиков до года мало чем отличается от развития девочек. Как правило, несколько различается только набираемый вес и рост малышей.

При рождении девочки обладают большим количеством жировых запасов, чем у мальчиков. Однако новорожденные мальчики, как правило, длиннее и тяжелее, и они могут расти более быстрыми темпами, чем девочки. Окружность головы до месяца у мальчиков в среднем чуть больше (менее 1 см), чем у девочек. По мере развития эта разница увеличивается.

Основными показателями, на которые ориентируются молодые родители ребенка до года это вес и рост малыша. Кроме этого учитываются врожденные рефлексы, сенсорные реакции, статика и моторика, а также речь и эмоции.

Рассмотрим развитие мальчика по месяцам и детально разберем физиологические нормы.

Таблица 1. Средние рост и вес мальчиков с рождения до 1 года

Год + месяц Вес(кг) Рост(см) Месяц
Новорожденный 3,60 50 0
1 месяц 4,45 54,5 1
2 месяца 5,25 58,0 2
3 месяца 6,05 61 3
4 месяца 6,7 63 4
5 месяцев 7,3 65 5
6 месяцев 7,9 67 6
7 месяцев 8,4 68,7 7
8 месяцев 8,85 70,3 8
9 месяцев 9,25 71,7 9
10 месяцев 9,65 73 10
11 месяцев 10 74,3 11
12 месяцев 10,3 75,5 12

Таблица 2. Размеры (обхват) головы у мальчиков до года

Возраст Окружность головы % от длины тела
До 1 месяца 35 69
1 месяц 37 69
2 месяца 39 68
3 месяца 41 67
6 месяцев 44 65
9 месяцев 46 64
1 год 47 63

Психомоторное развитие мальчиков первого года жизни

Психомоторное развитие ребенка — это статическая и моторная активность, адаптационные умения ребенка, речевые и эмоциональные изменения.

1-й месяц

В первый месяц у новорожденного ярко выражены безусловные врожденные рефлексы — сосательный и хватательный. К концу первого месяца у малышей уменьшается физиологический гипертонус мышц, и как следствие,постепенно угасает хаотичное движение ручками и ножками.

2-й месяц

В 2 месяца ребенок активно двигает конечностями, но движения эти становятся менее хаотичными и более скоординированными. Может поворачиваться телом из стороны в сторону. Делает попытки поднять голову и тело, приподнимая шею и грудь примерно на 45 градусов. Малыш улыбается при виде мамы и папы. Гулит и произносит «агу».

3-й месяц

В 3 месяца у мальчика угасают безусловные рефлексы , приходит в норму мышечный тонус , малыш уверенно держит голову . У ребенка появляется активная и осмысленная реакция , развивается хватательный рефлекс — он тянется за игрушкой . Постепенно развивается хватательный рефлекс . Ребенок активней реагирует на различные раздражители (свет , звук ), продолжительно гулит , более эмоционально общается с матерью . Малыш улыбается даже незнакомым людям .

4-й месяц

В четыре месяца малыш начинает переворачиваться на бок, может взять понравившуюся игрушку и рассматривать ее. Движения ребенка более осмысленные и целенаправленные. Малыш легко узнает близких, различает своих-чужих, может смеяться при положительных эмоциях. В его речи среди гласных появляются некоторые согласные.

5-й месяц

В пятимесячном возрасте мальчик легко переворачивается с живота на спину, тянется ко всем игрушкам и другим интересующим его предметам в радиусе доступа. Пробует на вкус предметы и игрушки. Малыш отчетливо различает своих-чужих, может произносить слоги. Оживленно радуется общению с другими малышами.

6-й месяц

В пол-года мальчик может перекладывать предметы из руки в руку, активно переворачивается, делает попытки садиться. Ребенок активно реагирует на родственников и других
людей, просится на руки. В речи чаще употребляет разные слоги и звуки — малыш лепечет. С полугода дети сильно привязываются к своим родителям и очень тяжело переносят даже короткую разлуку с мамой и папой.

7-й месяц

В 7 месяцев мальчик сидит с прямой спиной без опоры и поддержки. Лежа на спине активно двигает и играется ногами. Активно ползает. В вертикальном положении пружинит ножками при опоре на них. Может менять положение тела при необходимости (например достать игрушку). Малыш требует большего эмоционального общения, ему нравится играть с мамой.

8-й месяц

В 8 месяцев малыш может быстро ползать, садиться и вставать, ложиться, манипулировать игрушками. Понимает речь, адекватно реагировать на вопросы — одобрительно или отрицательно кивает головой, выполняет несложные действия, которым его научили (махать ручкой «пока», играть в «ладушки»). Малыш может произносить слоги, состоящие из согласного и гласного звука. Может повторять звуки за взрослыми. Первые попытки ходить с опорой.

9-й месяц

В девять месяцев мальчик может повторять некоторые действия за взрослыми или старшими детьми, самостоятельно играет, начинает специально скидывать или ронять предметы. На простые вопросы он отвечает простыми действиями, а слоги может дублировать — «ма-ма», «па-па», «ба-ба». В лексиконе появляется слово «дай». В 8-9 месяцев малыш с удовольствием изучает книжки и может узнавать и показывать на любимых героев и животных. Ребенок звуками старается изобразить голоса животных.

10-й месяц

В 10 месяцев малыш умеет производить определенные действия строить пирамидку, складывать кубики, открывает-закрывает ящики, знает место, где лежат игрушки. Малыш активно ползает и может ходить, держась за руку, опираясь о стену. Делает попытки пойти самостоятельно без поддержки. Может произносить первые слова.

11-й месяц

В 11 месяцев ребенок должен понимать слова «можно» и «нельзя». Может стоять без поддержки, пытается ходить самостоятельно. Радуется, другим маленьким детям. Словарный запас малыша расширяется до слогов «ля-ля», «мяу», и т. д.

12-й месяц

В год, как правило, мальчики умеют ходить самостоятельно. Словарный запас расширяется до нескольких слов, которые в больше степени понятны только родителям. Малыш очень любит играть с детьми, с родителями. Выполняет просьбы, хорошо понимает слово «нельзя». Малыш умеет собирать пирамидку, и складывать свои игрушки на место. Речевое развитие мальчика в год позволяет произносить ему слова из нескольких слогов, а некоторые дети в этом возрасте произносят целые фразы. Большинство своих действий годовалый ребенок совершает осмысленно, выполняет различные просьбы и адекватно реагирует на запреты. В год ребенок может держать ложку, а также иметь определенные вкусовые предпочтения.

Год — это один из самых интересных и забавных возрастов ребенка, но вместе с тем, это и тревожное время для родителей. От мамы и папы требуется большое внимание, чтобы постоянно следить за малышом и держать его постоянно на виду — ведь годовичок, и особенно мальчик, вставший на ножки превращается в подвижное и любопытное существо, которое будет исследовать весь дом, переворачивая его вверх дном. Поэтому родители должны обязательно обеспечить полную безопасность для ребенка и убрать из зоны доступа малыша все вещи и предметы, представляющие опасность.



Рассказать друзьям