Когда ребенок начинает говорить мама и папа. Как формируется речь у детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В данной статье мы с вами, друзья, поговорим о приблизительных сроках формирования речи у ребенка. О том, когда же все-таки мы услышим первые слова от своего малыша. И я вот сижу сейчас и печатаю первый абзац данной статьи, и из соседней комнаты доносится «папа». Только я понимаю, что это мой сынок не зовет меня, он еще очень маленький. Ему только 7 месяцев и он просто сложил в кучу 2 слога «па+па». Мы же в данной статье постараемся определить, когда же именно ребенок осознано начнет называть предметы словами и от чего это зависит.

Этапы развития речи у ребенка

В данном пункте я приведу приблизительные сроки. Это не значит, что ваш малыш четко будет придерживаться именно этого графика. Ведь на развитие речи влияет несколько факторов, таких как темперамент, пол, перенесенные болезни. Очень многое зависит в первую очередь от родителей, как они занимались с ребенком для развития речи и занимались ли вообще, как часто с ним говорили.

У грудничков даже есть своя терминология развития речи и, в зависимости от периода, они могут агукать, гулить, лепетать и только потом научатся говорить отдельные слова

  1. В первые пару месяцев жизни вы особо никаких звуков, которые будут относиться именно к речи ребенка не услышите. Он будет плакать, кряхтеть, сопеть, но эти звуки ни коем образом к речи не относятся. Лишь в середине второго месяца можно будет услышать несколько согласных букв типа «а», «у», потом «э», «о». Именно с этого момента и будет считаться, что ребенок агукает, потому что произносит подряд буквы «а» и «у», которое может послышаться из-за гортанного произношения «агу».
  2. Далее на третьем или четвертом месяце малыш уже начинает гулить, ведь в его словарный запас добавляются согласные буквы «г» и «к». Он уже может произносить слоги «гу» и «ки», а также «кхи».
  3. В районе пятого месяца в произношения малыша добавляются буквы «б», «п», «м». Он уже может начать произносить слоги «Ба» или «Па», или «Ма». И к полугоду ребенок может уже достаточно хорошо и быстро говорить «папа» или «баба». Только эта речь будет неосознанной, он просто сложил вместе два слога «ба+ба» или «па+па» вот и все. Он не ассоциирует эти слова с определенными людьми и вообще еще не знает, что это слова, ему нравится их произносить.
  4. Постепенно произносимых слогов становиться больше, вы даже можете услышать какие-то непонятные слова в исполнении своего ребенка. Все это называется детским лепетом или лепетанием. Это как раз и есть тот зародыш полноценной речи ребенка.
  5. Лепетать ребенок может до года, а потом в его обиходе появятся полноценные отдельные слова, а чуть позже, где-то к полутора годам малыш научится связывать слова вместе.
  6. После двух лет дети начинают расширять свой кругозор и словарный запас, начинают интересоваться «А что это?», «А что то?».
  7. Трехлетний ребенок уже должен спокойно разговаривать с другими людьми и строить нормальные предложения, а не отдельные слова или словосочетания.

Что делать родителям

Вот хочется просто одним общим предложением сказать. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения, представьте, что перед вами взрослый человек, который просто не может вам ответить.

Почему вообще так происходит, что дети говорят именно на том языке, на котором общаются их родители. Все потому что они повторяют фразы за вами, мозг начинает запоминать, какая фраза и к какому предмету относится. Они замечают интонация, следят за тем, как взрослые общаются между собой.

Вот именно поэтому так важно постоянно общаться с детьми, показывать им предметы и рассказывать про них, объяснять, что какого цвета, запаха и т.д.

Вот несколько советов, которые помогут вам и вашему ребенку при становлении его речи.

  1. Говорите медленно и внятно, соблюдайте интонацию.
  2. Старайтесь говорить большую часть времени, когда находитесь с ребенком. Говорите ему, что вы делаете или собираетесь делать: «Мама тебя будет кормить», «Сейчас уже будем купаться» и т.д.
  3. Купите несколько интересных детских книжечек с картинками. Они должны быть достаточно больших размеров. Читайте ребенку книжечку и показывайте картинки одновременно. Это будет и интересно и полезно.
  4. Бытует такое мнение, что для развития речи необходимо выполнять массаж ладошек плюс развивать моторику пальчиков. Купите ребенку игрушки, которые способствуют развитию моторики пальцев.
  5. Слушайте, какие слоги говорит ребенок, повторяйте за ним вслух и добавляйте несколько новых букв.
  6. Можно выполнять с ребенком некоторые голосовые упражнения, например, рассказывать ему, какие звуки издают те или иные животные. Старайтесь копировать домашних любимцев или других известных вам животных, только не напугайте ребенка.
  7. В более старшем возрасте, уже около года, можно попробовать тренировать с малышом выговаривать те буквы, которые у него плохо получаются. Для этого вам придется придумывать словосочетания, в которых присутствуют данные буквы.
  8. Для тренировки произношения слов можно попробовать позаниматься с ребенком дыхательной гимнастикой. Для этого достаточно поиграть с ним в игры, где нужно на что-то дуть, например, сдувать бумажку со стола, достаточно безобидная забава.

Когда нужно беспокоиться

  1. Если вы занимались развитием своего ребенка, учили его словам, слогам, постоянно разговаривали с ним, прошло два года, а результата никакого, то это очень плохо, в этом возрасте дети уже должны уметь выговаривать четко хотя бы слова.
  2. Малыш никак не откликается на разговоры с ним, не понимает, как его зовут.
  3. Ребенок придумал какую-то собственную речь и пытается на ней разговаривать. Это могут быть непонятные слова составленные из слогов плюс отдельные звуки. Такое недопустимо в возрасте двух, а тем более трех лет. Другое дело, что малыш выговаривает нормальные слова и добавляет туда выдуманные, тут ничего особо страшного нет.

Если вы заметили проблемы с развитием речи у вашего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту.

Во сколько ребенок начал говорить первые слова. В каком возрасте дети начинают произносить простые предложения? Когда беспокоиться о том, что малыш не разговаривает. Кто раньше начинает говорить мальчики или девочки? Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова

Самый ранний набор слов появляется у ребенка с семи до двенадцати месяцев. Скорость приобретения речевых навыков у всех детей происходит по-разному, как и другие процессы развития (ползать, сидеть, ходить). Поэтому вопрос: во сколько ребенок начал говорить — очень индивидуальный.

Мама с папой трепетно ждут первое слово своего ангелочка и очень радуются, когда его слышат. До этих пор малыш выражал свои чувства с помощью жестов, мимики или плача.

Развитие речи ребенка очень растянуто во времени. В два месяца кроха воспроизводит гортанные звуки – гулит. Следующий этап в развитии речи малыша, это лепет. Лепет представляет собой процесс подготовки голосовых связок, перед тем, как начать говорить.

Он состоит из таких слогов, как: да-да, ба-ба-ба, ма-мам и т.д. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить слоги, зависит от многих факторов. Например, девочки развиваются быстрее мальчишек.

Чаще всего они начинают говорить раньше мальчиков.

С 7 до 12 месяцев ребенок произносит простые слова: пока, мама, деда, баба, дай, да. Эти первые слова уже осознанные. К этому времени малыш условно может называть окружающие объекты. Курочку называть «коко», собачку «ав», мышку «пи» и т.д. К 12 месяцам обычно в лексиконе ребенка присутствует до 10 слов.

Во сколько дети начинают говорить первые слова, зависит во многом от семьи. Чем больше с малюткой общаются, поют песенки, показывают предметы, называя их, тем качественнее развитие речи. Разработка мелкой моторики так же напрямую влияет на мышление и речь.

Во сколько лет ребенок начинает говорить: дети от 1 до 3-х

На втором году жизни словарный запас детей значительно увеличивается. И хотя они уже понимают команды — это не значит, что будут их выполнять. С каждым месяцем в лексиконе крохи появляются новые слова. В это время малыш формирует фразы, состоящие из простых слов, активно использует знакомые термины, запоминает новые и начинает задавать вопросы. Если ребенок в 2 года говорит всего несколько слов, это не всегда означает какое-нибудь расстройство. Нужно помнить, что мальчики начинают говорить позже.

Словарный запас ребенка к 2 годам, в среднем составляет около 200 слов. С двух лет дети обычно говорят уже более длинные предложения, могут напевать знакомые песенки. Малыш начинает делиться с окружающими о чем думает и что чувствует. При этом еще часто путает личные местоимения.

Третий год жизни ребенка изобилует гораздо более широким словарным запасом. Малыш в этом возрасте знает около 800 слов, а у некоторых детей в лексиконе имеется в два раза больше слов. Дети в этом возрасте уже умеют говорить полными предложениями и задавать вопросы.

На третьем году дети начинают осваивать личные местоимения. Такие, как «я» и «ты». Они использует существительные вместе с глаголами, чтобы сформировать предложение. Например, вот так: «я играю в мяч».

Ребенок становится более требовательным, способен вести длительный разговор, подстраиваясь под тон беседы. К примеру, с детьми он может общаться более простыми словами и фразами, но формулирует более сложные при разговоре со взрослыми. Кроме этого он уже называет свое имя и возраст.

Многие родители ведут дневник, где записывают первые шаги малютки, во сколько ребенок начал говорить, сроки первых зубов, как развивается малыш. Когда ребенок вырастет, ему интересно будет листать историю своего развития.

Поддерживая развитие речи ребенка, после года не используйте пустышку. Кормите ребенка с ложки.

Во сколько ребенок начал говорить и что способствует развитию речи

Разговаривайте со своим ребенком, это очень важно для его речевого и мыслительного развития. Исследования показывают, что дети, с которыми много говорят родители, имеют значительно выше IQ, чем у других ребятишек. Словарный запас взрослых намного разнообразней, чем у ребенка.

Начинать разговаривать с малышом можно уже во время беременности. Кроха с внутриутробного периода запоминает голос мамы. После рождения очень важен зрительный и духовный контакт с новорожденным. Полезно часто смотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним и вы увидите, малыш начнет отвечать.

Детский язык интересен, но важно, чтобы он грамотно составлял предложения. Ребенок только учится говорить и задача родителей показывать на своем примере, как правильно звучат слова. Не надо сюсюкаться и общаться с чадом на его языке. С ребенком нужно говорить четко, медленно и грамотно. Так же не следует избегать сложных слов. Если разговаривать с малышом слишком просто, это конечно облегчит его понимание, но у него не будет развиваться словарный запас. Быстрее всего усваиваются те слова, которые он слышит от близких.

Отлично способствует развитию речи интонация. Детям нравится звук голоса матери. Наблюдайте, реагирует ли ребенок на звуки окружающей среды. Без правильного функционирования слуха, не может быть нормальным развитие речи.

От чего зависит речевое развитие, существуют ли определенные возрастные сроки, когда ребенок должен говорить?

Многим родителям конкретное определение возраста ребенка, в котором он начинает активно использовать свою речь, значительно бы облегчило жизнь. Однако, не так все просто. Сравнивать речевые навыки своего крохи с детьми друзей не имеет смысла. Одним детям дается это легче, другим сложнее.

Не имеет большого значения кто из детей произнес первое «мама». В большей степени речевое развитие ребенка зависит не от возраста, а от пола и вербальной коммуникации родителей и других членов семьи с детьми.

Мальчики и девочки начинают свое речевое развитие с отдельных слов, однако доказано, что девчонки произносят отдельные слова чаще, чем мальчишки. Они безусловно начинают раньше строить высказывания, напоминающие предложения.

Ребенок в два – три года не говорит. Как помочь?

Содействие родителей в развитии речи малыша имеет очень важное значение. Мама с папой должны набраться терпения. Нельзя кричать на ребенка — это может вызвать стресс, который способен привести к дисфункции в развитии психического здоровья на более поздних этапах жизни.

Поэтому родители должны усвоить несколько советов, благодаря которым их дети быстрее начнут говорить. С ребенком нужно разговаривать с момента его рождения. Многие мамы говорят с ним еще на этапе беременности. Это без сомнений приносит пользу преимущественно на эмоциональном уровне.

Очень важно много говорить с малюткой. Даже если ребенок не понимает смысл слов, он учит звуки, при этом полным ходом развиваются центры мозга, отвечающие за речь. Разговаривая с новорожденным, молодая мама должна соблюдать правильность речи, то есть не применять уменьшительных, коверкающих нормальную речь слов. Намеренное перекручивание слов родителями, в попытке добиться понимания малыша, является грубой ошибкой.

Исследования показывают, что дети, с которыми родители много говорили в младенчестве, гораздо раньше произносили первые слова.

Ребенок обучающийся такой речи скорее всего будет испытывать проблемы в общении со сверстниками. Это так же может привести к проблемам в учебе. Чтобы побудить малютку к речи необходимо разговаривать с ним в простой и понятной форме.

Например, о предпринимаемых действиях – нужно рассказать ребенку почему родители их предпринимают, назвать данные действия и описывать их. Полезно рассказывать малышу сказки, петь песни и задавать вопросы. Вначале ребенок может реагировать только выражением лица и движениями тела, позже он будет пытаться ответить на словах.

Если во время освоения речи у ребенка будут возникать проблемы с произношением некоторых слов, не стоит проявлять настойчивость и принуждать правильно выговорить, повторить их. Ребенок начинает говорить? Это здорово! Не выговаривает правильно некоторые слова? Со временем, в результате ежедневных упражнений, эта способность у него разовьется.

Проблемы с артикуляцией не всегда вызваны нежеланием говорить или недостаточным интеллектуальным развитием. Если ребенок совсем не хочет разговаривать, возможно у него проблемы с органами слуха. Поэтому следует наблюдать, как реагирует малыш на звуки. Если появились подозрения, что кроха не слышит, необходимо как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Первые слова ребенка

Первые, действительно осознанно произнесенные слова появляются после первого года жизни. Малыш ассоциирует значение слова с конкретным человеком или предметом. В этом возрасте ребенок умеет повторять звуки, издаваемые животными.

Этот период прекрасно подходит для демонстрации простых картинок и объяснений что на них изображено. Учите малыша значениям слов, которых он еще не умеет повторять. Лучшим методом является изучение различных частей тела. Таких, как глаза, нос, уши, рот, животик, ручки, ножки.

Постоянно развивайте воображение и память ребенка. В этом помогут частое напевание песенок, повторение простых стишков, игры в рифмы, где кроха договаривает последнее слова рифмы, которое произносит мама. Например, «Шел по лесу бурый мишка, на него упала …», ребенок должен продолжить: «шишка».

Подведем итоги: что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

    Самое первое – разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать с малышом! Объясняйте ему, что вы делаете. Озвучивайте действия, которые ребенок выполняет в данный момент.

    Общайтесь с ребенком, как с человеком, на равных. Некоторые взрослые имеют тенденцию общаться с детьми, как с существами неразумными. Уменьшают, сокращают слова, коверкают интонацию. Как малыш может научиться говорить правильно если мы преподносим ему такую деформированную модель речи?

    Не критикуйте, не исправляйте. Если ребенок неправильно произносит слово, не нужно заострять внимание. Покажите, что вы поняли его, но при этом произнесите правильную форму этого слова. Со временем он научится, слыша правильное произношение. Простой пример: малыш назвал собаку «авав». Неправильно будет если взрослый скажет: не авав, а собака. Правильно будет сказать: да, дорогой, это собака.

    Отвечайте на вопросы. Как ребенок должен научиться разговаривать с нами, если мы будем его игнорировать? Отвечая детям, стройте правильно предложения и слова.

    Читайте книги. Ничто так не обогащает словарный запас маленького человека, как чтение ему книг. Читайте ребенку детские книжки, стишки.

    Пойте. Пойте ребенку, пойте вместе с ним. Это не только приятный способ расширения словарного запаса малыша, но и хорошая форма времяпровождения вместе с ребенком. И мама таким образом может снять стресс.

    Развивайте речевой аппарат. В сети можно найти множество упражнений, направленных на улучшение артикуляции речи. Это работа с речевыми органами (рот, губы. Язык, челюсти, небо). Мы тоже планируем подготовить для вас такой пост, поэтому подписывайтесь на наши статьи, чтобы не пропустить. Упражнения для артикуляции речи очень важны для правильного произношения звуков. Советуем, как можно раньше отказаться от соски.

    Развивайте тело. Может быть вас удивит, но развитие ловкости всего тела оказывает влияние на развитие речи.

    Откажитесь от телевизора. Ребенок в первые 18 месяцев жизни не должен смотреть телевизор. Многие люди имеют другое мнение на этот счет и не согласятся с этим. Если вы из их числа и не хотите отказывать малышу в просмотре, то пусть это будут передачи для самых маленьких (яркие цвета, быстроменяющиеся изображения). Важно находиться в это время с ребенком. Озвучивать ему что вы видите по телевизору, имитировать животных, которые появляются на экране.

Напишите во сколько начал говорить ваш ребенок. Вступайте в нашу группу «вконтакте», там вы обретете единомышленников в лице других родителей.

Смотрите видео: упражнения для развития речи

Процесс развития речи индивидуален для каждого отдельного малыша, однако существуют основные периоды формирования речи.

Свои первые звуки ребенок начинает издавать уже в возрасте двух месяцев. По этим звукам родители вполне могут определить состояние и настроение малыша. Со временем мамы приобретают навыки определять, когда плач ребенка означает, что тот хочет есть; когда его что-то беспокоит; а когда он просто требует внимания к своей персоне. Также маленькие дети могут издавать звуки, означающие радость, удовольствие и положительные эмоции.

В возрасте от полутора до трех месяцев ребенок уже начинает издавать такие звуки как гуление, агукание. Также в этом возрасте дети начинают реагировать на речь взрослых.

В четыре-пять месяцев малыши уже начинают лепетать. Первое слово ребенок обычно произносит в возрасте от восьми месяцев до года. Не всегда этим словом становится «мама». Ребенок произносит такое слово, которое наиболее удобно для него. Чаще всего это слово, обладающее одинаковыми слогами: «мама», «баба», «ляля»» и другие.

Можно отметить то, что очень часто дети, произнеся первое слово, начинают употреблять его при обращении к любому предмету или взрослому человеку. Это может продолжаться до тех пор, пока к ребенку не придет сознание того, что каждый объект имеет отдельное наименование. В годовалом возрасте ребенок уже должен знать около пяти-восьми слогов.

Дальнейшее развитие речи

Приблизительно к полутора годам маленькие дети начинают складывать простые слова в несложные фразы. Нередко такими фразами становятся «хочу есть», «дай пить» и тому подобные.

Следует отметить, что речевое развитие у девочек происходит гораздо быстрее и активнее, чем у мальчиков. Однако все дети в возрасте трех-четырех лет должны уметь говорить фразами и иметь в словарном запасе некоторое количество слов. Если же этого не происходит, то нужно обратиться к таким специалистам как логопед и невролог.

Родители должны способствовать развитию речи своего ребенка. Они должны научить малыша навыкам комментирования своих и чужих действий. Для этого мама малыша при слове «сядь» должна садиться сама. Очень хорошо дети воспринимают обучение словам в игровой форме. Если восьмимесячному ребенку нравится играть в «ладушки», то при просьбе кого-то из взрослых продемонстрировать это, малыш начинает активно хлопать в ладошки.

В русском языке существует множество потешек, которые также дают хороший эффект при обучении малыша речи. Нужно предлагать ребенку демонстрировать действия, описываемые в этих потешках. Взрослым нужно обращать больше внимания на обучение малыша к комментированию своих действий. Хороший эффект дает также запоминание названий предметов обихода и игрушек.

В мозг ребенка каждый день поступает новая информация. Иногда родителям может показаться, что процесс речевого развития зашел в тупик, но это не так. Со временем все дети проявляют свои знания в словесной форме.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Первый год промчался как один день, и вот вы уже переходите на новый этап развития, когда ребенок начинает говорить. Специально торопить события не нужно, пусть все идет своим чередом.

Не зацикливайтесь на рассказах соседки, у которой дочка в 10 месяцев чуть ли не стихами говорит.

Тем не менее полезно знать, во сколько лет дети начинают говорить, чтобы понимать, не отстает ли в развитии ребенок.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев >>>
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев >>>

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев >>>
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год >>>
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите интернет-курс

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.
  • Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
  • Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?


Рассказать друзьям