Юлия Мальнова
Конспект занятия по пальчиковым играм «Еж»
1. Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачиваться из стороны в сторону, руки вверху)
Здравствуй, маленький дружок! (руки вперед, ладони вверх)
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую! (машем «Привет» )
2. Ребята, вы проснулись? А ручки ваши проснулись? Проверим!
Выполняем движения в соответствии с текстом.
Ручка правая проснулась,
Встрепенулась,
Потянулась,
Ушко правое потёрла
И легла на правый бок.
Ручка левая проснулась.
Встрепенулась.
Потянулась,
Ушко левое потёрла
И легла на левый бок.
Ножкой правой :
Топ, топ, топ.
Ножкой левой :
Топ, топ, топ.
Ой, устали, вытрем лоб!
3. Посмотрите, ребята, у меня есть волшебные мешочки. Я раздам каждому из вас, но вы их не открывайте, а попробуйте нащупать, что там внутри лежит. Что-то колется? Что же это может быть? Ежик? Давайте проверим, достанем. (дети достают колючий мяч Су-джок)
Теперь положите мешочки и давайте покатаем ежиков под песенку. Железнова «Еж» . Отправим наших ежиков обратно в мешочки.
4. К нам пришли еще ежики! Они просят нас помочь им. Мы поможем? Их нужно нарядить, они все идут на праздник осени!
Педагог раздает детям подставку под карандаши в форме ежей и просить на каждую «колючку» надеть пластмассовые трубочки.
5. Пока мы украшали наших ежиков, к нам прилетала жар-птица и посмотрите какие красивые перья она оставила! Давайте поиграем с ними !
Дети садятся полукругом. Педагог раздает всем по перышку.
Перо летело, летело и на правое ушко село!
Перо летело, летело и на левую ножку село!
Перо летело, летело и на соседа село!
Перо летело, летело и на ладошку село! А теперь наберем воздуха и сдуем перо!
6. Пальчиковая гимнастика
Ежик, ежик колкий,
(Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки.
(Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они.
(Пальцы выпрямляются , кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий,
(Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами )
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок.
(Пальцы складываются в замок)
7. Ребята, давайте сделаем ежикам грибы! Педагог раздает полусферу и конусы из дерева, дети ставят на конус полусферу и получается гриб.
Ребята, давайте похлопаем, какие мы сегодня молодцы!
Публикации по теме:
Далеко не новость, что ведущим видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. Только в игре ребенок развивается полноценно,.
МБДОУ №8 «Белочка» ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНЫМ ИГРАМ Кравцова Екатерина Владимировна г. Усть-Илимск, 2016 Программное содержание: - Способствовать.
Познавательное развитие. Первичные представления об объектах окружающего и социального мира. Тема: «Календарь» О. Цель: Учить детей ориентироваться.
Цель: Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Задачи: - Познакомить детей с новым видом театра – пальчиковым.
Цель: -продолжать учить детей украшать изделие; развивать внимание, память. Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько много гостей к нам.
Конспект занятия по пальчиковым играм «Снеговик» Цели и задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук; активизировать речь детей, расширять.
Конспект занятия по сюжетно-ролевым играм «К Мишке на день рождения» Конспект занятия по сюжетно-ролевым играм «К Мишке на день рождение» Цели:- Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Ёжик и мыши»
(белорусская народная игра)
Задачи:
Учить играть в народные игры в коллективе;
Совершенствовать координацию движений;
Развивать речедвигательные навыки;
Развивать словарный запас детей и эмоциональную выразительность.
Атрибуты: Маска Ёжика или игрушка театра бибабо.
Все дети становятся в круг. Ёжик- в центре круга. По сигналу все идут вправо, ёж-влево. Игроки произносят слова:
Бежит ёжик – тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
После этих слов все игроки останавливаются и спрашивают:
Ёжик, Ёжик, ты куда?
Что с тобою за беда? Затем все игроки круга приседают и имитируют шуршание мышей:
Ежик говорит:
Ёжик ножками туп-туп,
Ёжик глазками луп-луп!
Слышит ёжик- всюду тишь!
Чу!.. Скребётся в листьях мышь!
Ёж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети вместе говорят:
Ты беги, беги, ёжик,
Не жалей своих ножек!
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мыши убегают, ёж их ловит (пятнает).
Игра повторяется несколько раз. Если игра проходит в маленьком помещении, детям предлагается замереть и стараться не шевелиться. Водящий-ёж «забирает» детей, которые пошевелились в свою нору.
Использованная литература: Детские подвижные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры с речевым сопровождением.
«Я люблю свои игрушки» Я люблю свои игрушки: Куклы, мячики, хлопушки,Буратино и Мальвину –Все поместятся в машину.Я машину заведу, Я на улицу пойду.Ой, уехала машина, П...
Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижные игры для детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания. Можно использовать в различных видах деятельности....
Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.
Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...
Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...
Задачи:
- сплочение детей, развитие эмпатии;
- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;
- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету.
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие целенаправленного внимания, обучение ориентировки в пространстве.
Материалы:
- игрушечный ежик;
- вырезанные из цветного картона силуэты ежей и прищепки того же цвета к каждому ежику;
- картон с изображением контура ежика;
- пластилин;
- семечки.
Ход занятия
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика “Прогулка”.
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно разгибаем пальчики из кулачков, начиная с большого.)
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно сгибаем пальчики в кулачки.)
В домик спрятались опять.
3. Пальчиковая игра “Ежик”.
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
4. Сюрпризный момент.
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это – ежик.
(Дети рассматривают игрушечного ежа, пытаются погладить.)
– Что ж ты, еж, такой колючий?
Ежик.
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки да медведи.
(Б.Заходер.)
5. Игра “Погладь ежика”.
– Ребята, ежик испугался. Давайте мы его успокоим и споем песенку. (Выбирается ребенок, который будет изображать ежика. Он садиться и обхватывает руками колени. Остальные дети вместе со взрослым поют песенку.)
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
– Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладить нам тебя.
Все наклоняются и ласково гладят “ежика”.
6. Игра “Колючки для ежат”.
Ежик . – Мне-то хорошо, у меня есть иголки, чтобы защищаться, а у моих детенышей – нет. Помогите ежатам.
(Высыпать разноцветные прищепки и раздать каждому ребенку по картонному ежику. Нужно раскрыть прищепку и прикрепить ее на спинку ежика. К зеленому ежику – зеленые прищепки ит.д.)
В конце игры ежик благодарит детей.
7. Подвижная игра “Прятки с ежиком”.
Ежик. – Ребята, я хочу поиграть с вами в прятки. Закройте глаза и посчитаем. В это время взрослый кладет ежика на видное место. Дети отыскивают ежика.
8. Лепка из пластилина “Ежик”.
Ежик. – В лесу мне одному очень скучно, не с кем поиграть.
Педагог предлагает детям слепить ежиков. Раздать детям основу для создания пластилиновой картинки – изображение контура ежика без иголок.
Предложить детям размазать на картонную основу пластилин серого или коричневого цвета, на которой изображен контур ежика. Вместо глазок нужно поставить горошинки, а колючки сделать из семечек.
9. Прощание.
Список использованной литературы.
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2–3 лет. М., 2010.
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2–4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2004.
- Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). М., 2005.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М., 2010.
Вот какую игру придумала с ежиком, стих как-то легко сочинился.
Ежик выбился из сил -
Яблоки, грибы носил
(гладим ежика, жалеем)
Мы потрем ему бока -
Надо их размять слегка
(трем, похлопываем по бокам ежика)
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко
(гладим ножки, если найдем их у ежика)
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка
(чешем, щекочим соответственно)
Еж в лесочек убежал,
Нам "спасибо" пропищал
(давим на игрушку, чтоб запищала).
Это же здорово, что он хоть чуть-чуть занимается. Постепенно ему, возможно, станет интереснее. Заставить вы его не заставите - только хуже будет, а вот, скажем, начать стишок вдвоем и пусть ребенок участвует сколько хочет, а вот мама доделывает(дочитывает) до конца и со стороны это должно выглядеть как захватывающий процесс. Ребенок со временем может увлечься.
С какого возраста вы делаете пальчиковую гимнастику? Я своего карапуза (ему 9 месяцев) никак не могу привлечь к этому делу - ну не любит он сидеть... В лучшем случае его хватает на пару строчек... Нужно ли заставлять или само придет со временем?
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
***
Мальчик-пальчик,
Где ты был, где ты был?
C этим пальцем
В лес ходил, в лес ходил,
А с этим пальцем
Щи варил, щи варил,
А с этим пальцем
Кашу ел, кашу ел,
А с этим пальцем
Песни пел, песни пел.
Вот спасибо, девочки! А то я только про сороку-ворону знаю.. Теперь попробуем с дочей поиграть и в другие
Сито.
Для этой игры нужен предмет, изображающий сито - например, коробочка от сыра "Хохланд" . У нас это - бубен (он, ко всему прочему, еще и звенит).
Сито бито, бито, бито (на каждое слово ударяем "сито" то с одной, то с другой стороны - правой и левой ладошкой)
Под бока, бока, бока.
Проходи-ка через сито, (берем "сито" в ручки и изображаем просеивание муки - трясем его из стороны в сторону)
Просевайся, мука!
Ты пеки, пеки, пеки (хлопаем в ладоши)
Из просеянной муки
Блин-чи-ки,(обводим пальчиками "сито" по окружности)
Пи-рож-ки (складываем ладошки вместе)
И ола-душ-ки! (хлопаем ладошками по "ситу")
сложить пальцы щепоткой вначале свои, а позже можно у ребенка, описывать в воздухе круги и приговаривать: дарики, дарики, летели комарики, кружились, кружились, Ксюше в носик
(щечку, ушко) впились (подвести к носику, щечке, ушку), можно тихонечько ущипнуть, а позже, когда ребеночек подрастет, он может так играть с мамой, папой, в смысле в мамино ушко впились!
Наверное непонятно объяснила как смогла, не помню источник
Настя, спасибо! Не заметила , т.к. в основном посещаю только форум, а на главную не заглядывала. В подборке много интересного (кто не видел, как и я - загляните), но, к сожалению, там бОльшая часть игр - для детишек постарше. Например, "медленно приседаем" или "помотали головой" - это не для нас пока. А подборку потом можно дополнить отсюда...
Еще про ежика
:
Ежик, ежик колкий, дай свои иголки. (катаем ежика между ладошками)
Надо бельчонку сшить распашонку, (катаем ежика детской ладошкой по груди и животику)
Починить штанишки шалуну - зайчишке (катаем ежика детской ладошкой по ножкам малыша)
.
Фыркнул ежик: "отойдите, (катаем ежика детской ладошкой по полу)
и не ждите, не просите,
если дам иголки - съедят меня волки". (- // - другой ручкой)
Черепашка-черепаха (перебираем пальчики)
Хвостик спрятала от страха (сжимаем кулачок большим пальчиком внутрь)
Тук-тук-тук (стучимся) Как дела?
Мама сыну (дочу) обняла (обнимаемся)
Моему сыну нравится до смеха, хотя нам всего 6 месяцев, особенно часть с обняла:)
У нас вот тут http://sibmama.info/index.php?p=palchiki
есть подборка
Но конечно было бы здорово ее пополнить!
Стихотворение для пальчиковых игр.
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? - спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет:-Во!
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец - злой мальчишка.
Щелкнет по лбу - будет шишка,
Щелк по шару - лопнет шар,
Щелк - и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик с пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец - мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю -
Очень маленьких люблю!
ой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М.Кальцова)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!
(М.Кальцова)
Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке-Тимошке - песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
(Русская народная)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
(Русская народная)
Игры с ежиком.
У нас для этой цели есть резиновый ежик ("мир детства"), но можно использовать любой мячик с "пупырышками", "колючками" и т.п. В принципе, простое сжимание такого мячика - уже хорошее упражнение для пальчиков. Но интереснее это делать со стишками.
1.
Бежит ежик вдоль дорожек и скользит по льду. (сжимаем ежика двумя ручками и делаем плавные "скользящие" движения)
Говорит ему лисичка: "Дай переведу!". (раскрываем детские ладошки, берем ежика в свою руку и "скачем" по детским ладошкам)
Отвечает серый ежик: (снова берем ежика детскими ручками и изображаем движения, "переваливась" с боку на бок)
"У меня две пары ножек,
Сам я перейду!"
2.
Пишет лето, пишет осень. (гладим одной ладошкой другую)
Листья-письма Ежик носит. (гладим ладошками спинку ежика - поочередно правой и левой)
Носит письма на спине
И друзьям моим и мне.
И кроту, (прячем детскую ручку в свои - изображаем крота в норке)
И мышке в норке, (-//- - "мышка")
И медведю на пригорке. (наоборот - детская ладошка - на мамином кулаке)
- Вам письмо кленовое. (складываем ладошки вместе и открываем, как книжку, на каждое "письмо")
- Вам письмо ольховое.
- Вам - с сосновой шишкой,
Распишитесь, мишка!
Цель : развитие познавательно - исследовательского интереса к окружающему миру.
Задачи :
1. Развивать пластическую выразительность движений (в пальчиковых играх).
2. Учить различать основные цвета (красный, желтый).
3. Воспитывать интерес к явлениям природы и окружающим предметам;
Желание выполнять упражнения правильно и с пользой для своего здоровья (дыхательная гимнастика);
Заботливое отношение к животным.
Интеграция с образовательными областями:
« Коммуникация»; « Сенсорное развитие»; « Здоровье»; « Музыка»
Оборудование: деревья, пенек, листья желтого и красного цвета из картона.
Раздаточный материал : на каждого ребенка силуэт картонного ежика, прищепки по 6 штук, ведерко.
Демонстрационный материал: игрушечный ёжик.
Ход НОД.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы левой руки сжаты в кулачок. Рассказать детям стихотворение и показать, как нужно правой рукой на каждую строчку разгибать по одному пальчику.
Воспитатель
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем – щи варил,
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.
![]() |
Пальчиковая игра « Ежик».
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены и переплетены).
«Ежик маленький замерз
И в клубок свернулся.
Солнышко пригрело,
Ежик развернулся
Сюрпризный момент
Воспитатель . Ребята, а вы догадались, кто к нам сегодня придет?
Раздается стук в дверь и заходит ежик.
Дети здороваются с ним, пытаются его погладить.
Воспитатель . Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер
Обучающая игра « Колючки для ежей»
Развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев, учит сравнивать и выбирать предметы по их окраске.
Ежик. Мне-то хорошо, у меня есть иголки,а у моих детенышей- маленьких ежат-иголки еще не выросли. Им нечем защищаться от волков и лис. Помогите ежатам.
Дети берут силуэт ежа и такого же цвета ведро с прищепками. Показать детям, как нужно раскрывать прищепку и прикреплять ее ему на спинку.
![]() |
![]() |
Подвижная игра «Собираем Листья»
Учит устанавливать сходство и различие по цвету и в зависимости от этого действовать дальше.
Воспитатель . Ты откуда к нам пришел?
Ежик . Из леса.
Воспитатель . А красиво у вас в осеннем лесу?
Ежик . Очень красиво, вся земля покрыта разноцветным ковром из листьев.
Предложить детям отправиться в гости к ежику в лес и посмотреть на опавшие листья.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
Воспитатель . Вот и лес, здесь живет ежик. Посмотрите, сколько много листочков. Какого они цвета? Дети собирают листочки определенного цвета в свое ведерко такого-же цвета,называя цвет листочков.
Дыхательная гимнастика
Предлагаю детям «подышать в лесу чистым, свежим воздухом»
Подвижная игра « Прятки с ежиком»
Развивает целенаправленное внимание, учит ориентироваться в пространстве.