Конспект нод по экспериментированию с детьми подготовительной группы. Конспект нод по экспериментальной деятельности «Путешествие в Зазеркалье» (подготовительная группа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НОД в подготовительной группе. «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи:

Ход занятия

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

Делать так руками нужно:

Вот поплавали мы с вами,

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Опыт №3 «Радужный стакан»

Объяснение опыта

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Опыты с водой»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах

Воды.

Задачи: Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Ход занятия

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете что такое лаборатория? (ответы детей)

Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы) Вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода? (ответы детей)

Назовите уже известные вам свойства воды. (ответы детей)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Любую воду может пить человек? (ответы детей)

Молодцы, ребята!

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Нам пора с вами отправляться в лабораторию «Удивительных превращений». Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2. Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Юные лаборанты, надевайте фартуки и шапочки и занимайте свои рабочие места. Чтобы нам лучше сосредоточиться предлагаю сделать зрительную гимнастику:

Раз -налево, два -направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Опыт №1 «Тонет - не тонет» (опыт с яйцом)

Детям предлагается сделать растворы из соли и воды разных концентраций и опустить в них яйцо, а затем сделать вывод.

Объяснение опыта

Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.


Опыт №2 «Подводная лодка» (виноград и газированная вода)

В стаканчики наливается газированная вода и дети опускают виноградинки в воду, наблюдают и делают выводы.

Объяснение опыта

Виноград немного тяжелее воды, поэтому сначала виноградинка опустится на дно. Но на ней сразу же будут образовываться пузырьки газа. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетучится. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка.

Опыт №3 «Радужный стакан»

Дети делают сахарные сиропы разных концентраций, окрашивают их в разные цвета, а воспитатель берет сиропы, начиная с самого слабого, и наливает их в один стакан.

Объяснение опыта

Разноцветные слои не перемешались из-за того, что в сиропах разная концентрация: сироп с меньшей плотностью окажется наверху, а с большей- внизу.

Опыт № «Вода течет вверх» (окрашивание цветов)

Воду окрашиваем с помощью пищевых красителей в разные цвета, затем помещаем в растворы цветы белого цвета. На следующий день оцениваем результат.

Объяснение опыта

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и поднимается до цветка. Сначала новый оттенок появляется лишь на кончиках лепестков. Через три дня почти все цветы будут «перекрашены».

Молодцы, ребята!

Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».


Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"

Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.

Задачи по образовательным областям:

Познание.

  • Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет,
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  • Способствовать развитию органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
  • Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
  • Активизировать речевую деятельность детей.
  • Социально-коммуникативная
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

  1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
  2. Наглядные (Рассматривание результатов опытов)
  3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений» , «Как загрязняется окружающая среда» .

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Материал: веер, пакеты на каждого ребенка, стаканы с водой по количеству детей с трубочкой, стеклянная банка, свеча, пластиковые стаканы, трубочки для коктейлей, маленькие бутылочки по количеству детей, весы, воздушный шары, записи на СD-диски, магнитофон.

Ход образовательной деятельности:

(сидят на стульчиках полукругом или за столами)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить с ним опыты. Что мы будем проводить…? (Индивидуальные ответы 2-3 детей) . Давайте хором ответим на вопрос. Что мы будем проводить? (Хоровой ответ)

  • Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными.

Восп: Дети, я никогда не видала воздух, а вы видали воздух, когда-нибудь?

Дети: Нет.

Восп: Как вы думаете, почему? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель продолжает) Воздух прозрачный, он невидим. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

А как можно поймать воздух и увидеть, что он действительно есть?

Дети: Можно его поймать с помощью пакета.

1эксперимент: (с пакетом)

Восп: Раздает каждому по пакету. Что в пакете? (Он пустой) . А сейчас поймайте воздух (наполняют пакет воздухом, смотрят у кого, сколько в пакете воздуха, у кого больше всех)

Восп: Ребята, как вы думаете, воздух есть везде вокруг нас или нет?

Дети: Варианты ответов.

Восп: Да воздух есть везде. Наша группа сегодня не обычная. Она – лаборатория. Лаборатория – это место, где проводят (ставят, опыты (подходят к воспитателю и встают полукругом около стола)

Восп: (показывает детям стаканчик и спрашивает) Как вы думаете, стакан пустой или в нем что-нибудь есть?

Дети: Он пустой.

2 эксперимент: (опускание перевернутого стакана в воду)

Восп: Я уверена, что в этом стакане есть воздух. И сейчас вам это докажу. (Показывает опыт. Опуская перевернутый стакан в емкость с водой, держа его прямо. Стакан с силой можно опустить до дна, если его отпустить, то стакан быстро и самостоятельно поднимается вверх. Дает попробовать отпустить стаканчик в воду 1-2 детям)

Восп: Легко опускается стаканчик? (Нет) Вы чувствуете, что что-то не дает опустить стаканчик до дна? (Да) Как вы думаете, что не дает опуститься стакану на дно?

Дети: (если дети затрудняются ответить, то воспитатель говорит, что это воздух, который есть в стакане не пускает воду в стакан и стакан трудно опускается до дна. Предлагает снова доказать свои слова опытом. Опускает осторожно перевернутый стакан не прямо, а наклонно)

Восп: Что вы видите? (Пузырь) Откуда он взялся? (Из стакана) Что это? (Воздух) Вода вытесняет (выталкивает) из стакана воздух, занимая его место.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, он есть везде.

Восп: спрашивает вывод у детей (Индивидуальные ответы детей)

Дети: (встают и проходят за столы) Повторяют опыт сами и повторяют вывод.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что мы вдыхаем через нос?

Дети: Воздух.

Восп: Докажите это с помощью коктейльных палочек.

3 эксперимент: (подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой) .

Воспитатель: Сделайте вдох, наберите воздух. Выпустите воздух в трубочку, опущенную одним концом в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: значит, человек дышит воздухом. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и снова получаются пузырьки.

Физкультминутка: Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Дети становятся в тесный круг, взявшись за руки. Произносят хором «Раздувайся пузырь, раздувайся, большой» , они отступают назад, образуя в центре большое пространство. При словах «Оставайся такой, и не лопайся» - останавливаются, поднимают соединенные вместе руки вверх. Затем, произносит воспитатель «Хлоп» , делают еще шаг назад, разнимая руки и изображая, как лопнул пузырь.

Восп: Дидактическая игра: «Где спрятался воздух» ? (встали полукругом у стола) На столе лежат предметы надо разложить их на 2 подноса; 1- предметы, внутри которых есть воздух; 2- предметы, внутри которых нет воздуха. Или можно называть эти предметы, а воспитатель выставляет картинки с изображением этих предметов. (В надувном мяче, в воздушном шаре, в надувном матраце, в камере колеса, деревянный кирпичик, металлический шпатель, глиняная игрушка и т. д.) Молодцы вы справились с этим заданием (проходят и садятся за столы)

Восп: Дети, а можно ли почувствовать воздух?

4 эксперимент: (с веером)

Восп: Если поработать веером, то, что вы чувствуете?

Дети: (ветерок) .

Восп: А ветер – это и есть перемещение воздуха.

Восп: Как вы думаете ветер – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Восп: Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем.

Как вы думаете, в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – хорошо, так как он помогает плыть паруснику по воде.

«Сильный ветер» или «Ураган»

Восп: А в этом случае ветер – это хорошо или плохо?

Дети: В этом случае ветер – плохо, так как он разрушает: ломает гаражи, разносит по улице коробки.

5 эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

6 эксперимент: «Без дыхания» : дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

7 эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

8 эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Цели: формирование целостного мировидения; развития наблюдательности, мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); установление причинно - следственной зависимости природных явлений; создание предпосылок формирования учебной и умственной деятельности.
Материалы: Воздушный шарик; на веревочке - приглашение в гости, от Архимеда стеклянные банки две (пол-литровые); два яйца; стакан соли; столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер-сюрприза; цветок лотоса из бумаги; аквариум с водой; пробка от бутылки; чайная ложка; перо; монета; деревянная ложка; камешек; два зеркала; два апельсина.
Образовательные задачи: Учить делать выводы на основе опытно - экспериментальной деятельности; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.
Развивающие задачи: Развивать поисково - познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне посмотрите, чей портрет у меня?(Архимед) Давным - давно, когда вас еще не было на свете, не было и ваших родителей и даже бабушек и дедушек, жил на свете человек по имени Архимед. Ребята,а вы знаете кто такой Архимед?
Дети: Жил в Древнем мире,

  • жил в Греции;
  • он математик;
  • это ученый;
  • он делал опыты, много знал.

Воспитатель: Правильно! Это человек был очень любознательным, все ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей … А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
В группу влетает воздушный шар, на веревочке - письмо.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение вот таким необычным способом. Давайте - кА прочитаем его послание.
Вот что написано в письме: «Здравствуйте, дорогие ребята, для того что бы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца - попрыгунчика». Для этого мы проведем опыт.
1.Опыт
На столе пустые стеклянные банки - две пол - литровые. На блюдце рядом - два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.

  • В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонит.
  • Во вторую банку налить воды и добавить 4 столовой ложки соли - яйцо будет плавать на поверхности.

Воспитатель: А теперь отгадайте секрет яйца - попрыгунчика.
Дети делают вывод: В соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А где вы встречали такое?
Ответы детей: Когда ездили отдыхать на море, вода в море соленная и плавать в такой воде легче.
Воспитатель: Посмотрите, а яйцо- то у нас не простое, оно тоже с секретом! (Незаметно заменяем сырое яйцо на яйцо киндер - сюрприза. Достает из него цветок лотоса из бумаги с закрученными листочками к центру).
На лепестках что - то написано, но они закручены и прочитать сложно.
Что же нам делать? Как развернуть листочки? Проведем снова опыт.
2.Опыт: Опускают лотос в таз с водой. Бумага намокает, становится тяжелой, и лепестки «распускаются».
Воспитатель: Вот что написано на лепестках лотоса: «Вас поведет вперед прибор, но что бы узнать, что это за прибор, нужно разгадать загадку». Ребята, послушайте загадку и постарайтесь разгадать.
Загадка:
В кармане моем —
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг
(Компас)
Дети: Компас.
Воспитатель: Молодцы! Вот наш компас. С помощью компаса всегда можно определить стороны горизонта.Стрелка компаса всегда показывает на север. Мы теперь не заблудимся в пути.
Сейчас мы сделаем разминку, что бы набраться сил для дальнейшего путешествия.
Физкультминутка:
«Синяя вода»
(Сл. Ю.Этина, муз.В.Шаинского)
Синяя вода,

Поле без следа,
Без конца и края.
(кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(присели, обхватили плечи руками)
К морю синему
Там, где волны сильные
(встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели,обхватили плечи руками)
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали. Чего нам не хватает для дальнейшего путешествия?
Дети: Корабля.
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Давайте проверим, какие предметы тонут в воде, а какие не тонут.
3.Опыт : На столе стоит аквариум с водой. Дети опускают по очереди предметы: пробку, чайную ложку, скрепку, перо, монету, деревянную ложку, камень.
Какие предметы плавают?
Все ли они легкие?
Одинаково ли держатся на воде?
А если на предмет, который плавает, положить предмет, который тонет, что произойдет?
Ответы детей и подведение итога : вода выталкивает более легкие предметы.
Воспитатель: А еще важно, чтобы внутри предмета, например корабля, было много воздуха. Он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Дети строят корабль из стульев и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Крибле! Крабле! Бумс!
Отправляемся в путешествие!(Звучит песня Ю.Антонова «Море, море…»)
Воспитатель: Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть:
Игра - викторина: Дети отвечают на вопросы
1.Может ли вода быть твердой? (да)
2.Умеет ли ветер работать? (да)
3. Вода иметь цвет, запах, вкус? (нет)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули? Молодцы! Стоп! Прибыли.
(Навстречу детям выходит Архимед) .
Архимед: Здравствуйте, ребята! Вот я вас дождался! Нелегким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы, умники и умницы! А я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Я сумел отбить нападение врага при помощью этого удивительного предмета.
А кто - нибудь из вас знает эту историю ? (ребенок, заранее подготовленный, рассказывает историю о зеркале, которое вызвало пожар) .
Архимед: Зеркала еще могут увеличивать количество предметов. Не верите?
4.Опыт:
Архимед: Ну смотрите…Сколько здесь апельсинов?
Дети: Два.
Архимед: (кладет апельсин перед зеркалом). А теперь?
Дети: Четыре. (Два зеркала стоят под прямым углом в 90 градусов. Архимед в угол кладет апельсин, их «становиться» три, четыре, восемь.) Уменьшая угол между зеркалами, можно «увеличить» количество апельсинов.
Архимед: Кто догадался и сможет объяснить в чем тут секрет?
(Если дети не смогли разгадать секрет зеркала, то взрослый, опираясь на догадки детей, объясняет суть опыта: Угол уменьшается между зеркалами, отражение одного зеркала отражается в другом зеркале, поэтому увеличивается количество апельсинов).
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу! Вам оно понравилось? Что больше всего понравилось?
Ответы детей :...
Архимед: Желаю, вам всем удачи и подарю вам этот конверт, его вы откроете, когда вернетесь из путешествия в детский сад. До свидание!
Воспитатель : Ребята, попрощаемся с Архимедом! А сейчас закроем глаза, а я произнесу волшебные слова:
Крибле, крабле, бумс!
И мы снова оказались в свой группе детского сада.
Теперь мы можем открыть наш конверт. В нем письмо, здесь написана старая китайская пословица, послушайте:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!
Ребята, на досуге подумайте над её смыслом.
До новых встреч!
Ваш добрый друг Архимед!
(Подводится итог занятия)

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

Развивать речь детей, активизировать их словарь;

Формировать представления о ветре и его свойстве,

Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке;

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Содержание НОД

Организационный момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И подумаем на ладошки

Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Дети: Шумит ветер.

Воспитатель: Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть. Беседа.

Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.

(Дети рассматривают слайды).

Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

Воспитатель: И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.

Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.

Дети делают веера.

Воспитатель: Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.

Дети раздают гостям веера.

Воспитатель: А где можно встретить ветер?

Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?

Дети: С помощью вентилятора и фена.

Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете?

Дети: Мы почувствовали ветерок.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Когда мы стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул тёплый ветер.

Игра с вертушкой.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?

Дети: Ветер невидим.

Воспитатель: А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.

Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.

Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка:

Мы снежинки белые,

На крышах мы сидим.

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.

(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).

Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.

Дети вдыхают ветер ртом.

Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?

Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.

Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

Дети: Ветер ничем не пахнет.

Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох-вдох.

Чудо-ветер – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать ветер начинаем.

Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?

Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: На ощупь они твёрдые.

Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.

Дети пытаются взять ветер.

Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.

Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.

Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: На экране пустыня.

Воспитатель: На что похож песок в пустыне?

Дети: На волны в море.

Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?

Дети: Это сделал ветер.

Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.

(Дети выполняют опыт).

Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?

Презентация работа ветра.

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Дети: Ветер бывает очень сильным.

Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).

Воспитатель: Хотите изобразить ветер?

Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».

Ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;

Ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

Ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.

(движения выполняются под музыку)

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: Ветер можно чувствовать?

Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

Дети: На улице.

Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. ______________________________________________________

Литература. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.

И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»

Конспект НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

"Сладкие опыты"

Подготовила и провела: Скворцова Н.В.

2017г

Описание материала: Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные опыты помогут детям по другому взглянуть на свойства сахара и приобрести новые знания. Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности. Задачи: 1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. 2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека. 3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности. 4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром. 5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. 6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности. Оборудование: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы. У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша. Мультимедийная установка.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся гостям, друг другу и мне. Скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория? Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории: - без разрешения ничего не трогать; - слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я; - ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать? Перед каждым ребенком лежат мешочки. Возьмите в руки мешочки. - Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.) - Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей) - Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей) - Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд), которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд), удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд). - Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. - Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий. (Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара) - А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус? (Ответы детей) Каждое свойство сахара подкрепляется символом. - Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром? (предположения детей) - Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром? (ответы детей). Вода изменила свой цвет? Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вывешиваются соответствующие символы. - Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Проводится игра на внимание. Дети встают из-за столов. - Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые не кладут сахар. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар, - хлопаете. Не кладут – топаете. Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха. - Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей). - Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара и буду его нагревать. (опыт демонстрируется в системе онлайн). Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром? (Ответы детей). - Какой вывод можно сделать? -Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара? - обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару) - Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым. - Что Вам напоминает твердый сахар? - А хочется вам попробовать лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Но прежде чем угостить вам леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?



Рассказать друзьям