Конспект нод по фэмп в подготовительной группе путешествие по стране математика. Проводим интересные занятия по математике в подготовительной группе детского сада

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

на конкурс «Воспитатель года»

Воспитатель МБДОУ № 15 «Катюша» Агабабова И.Ю.

Тема: «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний »

Программное содержание.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7
  2. Продолжать формировать временные представления (дни недели)
  3. Познакомить с образованием и составом числа 8 и цифрой 8;
  4. Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой;
  5. Закрепить название геометрических фигур; взаимосвязь целого и частей

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление
  2. Дать представления об истинных и ложных суждениях

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
  2. Воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим, самостоятельно работать с раздаточным материалом.

Приоритетная образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Труд»

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, трудовая.

Задачи интегрируемых образовательных областей

Коммуникация

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Социализация

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Физическая культура

  • продолжать развивать двигательную активность детей в динамической паузе

Музыка

  • закреплять умения детей слышать и двигаться под музыку различной динамики.

Труд

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приемы.

  1. художественное слово;
  2. вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
  3. самостоятельная работа на карточках;
  4. индивидуальные и хоровые ответы;
  5. игры с мячом, счет вслух;
  6. работа с пособиями
  7. сюрпризный момент;
  8. поощрение и похвала детей.

Предварительная работа:

Обучение счета до 10 и обратно, знакомство с геометрическими фигурами, знакомство с дидактическими играми, изготовление пособий, карточек, раздаточного материала.

Материал к НОД : магнитная доска, карточки с цифрами «7», «8»; числовой ряд с цифрами от 1 до 10; картинки диких животных (заяц, белка, волк, медведь, рысь, лось, ёж), картинки с изображением предметов на что похожа цифра 8 (груша, матрёшка, неваляшка), домик «Состав числа 8», карточки к с квадратами для домика, квадраты красного цвета 10 х10 см в количестве 7 штук, квадраты синего цвета 1 шт., простые карандаши по количеству детей, листы бумаги с цифрой 8 (по точкам) для самостоятельной работы детей, тарелки для раздаточного материала по количеству детей, мяч, магниты для закрепления пособий, клей, кисточка, шоколадки по количеству детей, смайлики по количеству детей, музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», музыка для физкультминутки.

Ход занятия.

Организационный момент.

В. – Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Юрьевна я приглашаю вас пройти на ковёр.

В. - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

В. - Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. - В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. 1 раз

В. – Вы все будите внимательно слушать, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей, слушать воспитателя.

(2 мин)

В . - (приглашение в страну Знаний математики) .

В. - Ребята, на чём можно путешествовать?

Д. - На автобусе, самолёте, пароходе, поезде, велосипеде.

В. - Мы с вами отправляемся в наше путешествие на поезде.

Для этого мы должны купить билеты.

1. Игровое упражнение с мячом «Билет на поезд»

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10

Вы передавая мяч друг другу считаете.

В.- вы молодцы, хорошо считали и все можем сесть на свои места в поезд.

Звучит музыка «Паровозик из « Ромашково», дети проходят на свои места за стол.

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем (отвечая, поднимаем руку)

2. Игровое задание «Соседи числа»

В. Я называю число,а вы его соседей

Назовите соседей числа 2 ; соседей числа 4 ; соседей числа 5; соседей числа 6

В . Ребята, вы знаете в каких сказках встречается число «7»?

1. В какой сказке было семеро козлят?

2. Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

3. Как называется сказка где были гномы и одна девочка?

4.Как называется сказка А.С.Пушкина где было семь богатырей?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик - семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

В. - Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

В. - Число 7 , обозначается цифрой «7 »

В.- Молодцы! Вот и доехали мы с вами до первой остановки. (4 мин)

В . - Первая остановка – станция «Лесная». Отгадайте загадки и узнаем кто живёт на этой станции. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их. На доске одновременно выставляются картинки отгаданных животных.

Загадки:

1. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)

2. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

3. Серый, и зубастый
Произвел в лесу переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(волк)

4. Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый летом, но не мышка, зимой белый.
Кто это? (заяц)

5. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)

6. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами - кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

7. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

В. - Как одним словом можно назвать этих животных (дикие животные). Сколько всего животных? (7) Считают и снимает воспитатель. Животные готовятся к зиме у них много дел, а мы поедем дальше (музыка) пока звучит музыка приготовить квадраты на доске

Следующую станция «Цифровая»

Вот мы и доехали. Какое интересное задание приготовили для нас

В.- что вы видите на доске? Ребята, перед вами на доске красные и синие квадраты.

Сколько всего квадратов? (7)

В. Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

Как мы получили число 7? к 6 +1=7

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

В.- Внимательно посмотрите на квадраты на них и запомните.

Дети закрывают глаза, наступила ночь.

Воспитатель меняет синий квадрат на красный.

Наступил день, открываем глаза «Что изменилось?»

Д.- Синий поменяли на красный. Сколько стало синих квадратов? (7)

Ночь, закрываем глаза. Воспитатель добавляет один красный квадрат.

В. - Число восемь обозначается вот такой цифрой.

(Выставляется на доске цифра 8)

Цифра 8 так вкусна, из двух бубликов она.

В . – Какое число живёт справа от числа 8? (7). Слева от числа 8? (9)

Бывает ли восьмой день недели? (нет, после 7, опять первый день недели)

В. - Давайте внимательно посмотрим на цифру. На что она похожа (ответы детей) картинки (неваляшка, матрёшка, груша)

Дети рисуют цифру 8 в воздухе как лисичка носиком, рукой в воздухе,потом на листе по точкам (работа с тетрадью)

Физкультминутка.

В. - Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

До носочков дотянулись,

Вправо, влево повернулись

Тихо все на место сели.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 8 считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Состав числа 8

«Домик» на доске с кружками.

В.- Какой номер у этого дома? (8)

Как разделить число 8 на 2 меньших числа?

Сколько нужно добавить кружков чтобы получилось число 8?

Воспитатель показывает таблицу с квадратами и с детьми обсуждает варианты: 6 и 2; 5 и 3; 4 и 4; 3 и 5; 2 и 6; 1 и 7;7 и 1;

Вывод : воспитатель говорит можно составить по разному и перечисляет все варианты по таблице 1 и 7; 2 и 6; 3 и 5; 4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1; как много у нас вариантов состава числа 8

В.- Молодцы! Хорошо справились.

А пока мы будем ехать до следующей станции поиграем в игру

Дидактическая игра: «Бывает – не бывает»

1.Бывает круг с тремя углами? (нет, три угла у треугольника)

2.Бывает у белки с бельчонком 4 хвоста? (нет,2 хвоста 1 +1=2)

3.Бывает у зайчонка 4 лапы? (Да. У зайца всего 4 лапы)

4. Бывает квадрат круглый? А почему? (Нет.У квадрата четыре угла)

5.Бывает у лисы и лисёнка всего 4 уха? (Да. 2 уха у лисы + 2 у лисёнка =4)

В.- Молодцы!

Мы приехали на станцию – «Геометрических фигур».

А какие геометрические фигуры вы знаете? (Дети называют)

В.- А какая геометрическая фигура у меня в руках?

Возьмите в руки такую же геометрическую фигуру.

Воспитатель показывает детям круг, просит назвать геометрическую фигуру и разделить её на 2 равных части, затем спрашивает: на сколько частей вы разделили круг, как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ½

Что меньше: половина или целое? Воспитатель просит детей разделить еще раз круг на две равные части: сколько всего частей получилось? (4)

Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или ¼? Что меньше: ¼ или целое?

В. - Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием и нам пора возвращаться в детский сад. (музыка)

В. - Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Знаний». Вам понравилось путешествие? Что понравилось? Что интересного было? С какой цифрой и числом познакомились? Вы молодцы, мне очень понравилось с вами работать. Я хочу подарить вам на память о нашем занятии наклейки – смайлики, которые вы можете приклеить на ваши тетради.

Воспитатель хвалит детей. Дети говорят до свидания гостям.

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»

г. Вольск

Конспект занятия по ФЭМП

Воспитатель: Клюева Т.Б

Программные задачи:

1. Закрепить знания о количественном и порядковом счете.

2. Упражнять детей в составлении изображений предметов из геометрических фигур (Игра «Танграм»).

3. Уточнить знания детей о временных понятиях: названия зимних месяцев, их последовательность. Закрепить умение определять время по часам (ровно час)

4. Совершенствовать знания о последующем и предыдущем числе.

5. Упражнять в работе с таблицами, развивать логическое мышление: умение объединять предметы в группы по общим признакам.

6. Развивать зрительно-моторную координацию, моторику рук.

7. Активизация словаря словами: зимние месяцы; декабрь, январь, февраль; названия геометрических фигур.

8. Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной деятельности.

9. Индивидуальная работа: с Леной М., Сашей В., закрепить знания о математических знаках: +, -, =.

Демонстрационный материал: 1) Картины: а) Снеговики,

б) Елочки.

2) Модель часов.

3) Таблицы.

Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур, таблицы, игра «Танграм», «бусы», знаки «+», «-», снеговик, тарелка с манкой на каждого ребенка.

Предшествующие работы : Чтение сказки «12 месяцев».

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я вам расскажу одну историю. Было это в то время,

когда.. Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица - Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом - Все покрыла серебром.

Когда это бывает? - (Зимой)

А что это «три белых коня»?

Дети: Зимние месяцы - декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: И было это в тот месяц, который зиму открывает, а год закрывает. Как он называется?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Правильно. Он последний месяц в году, но первый месяц зимы. Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Какой по счету декабрь?

Дети: Двенадцатый.

Воспитатель: А январь? Февраль?

Жили-были снеговики (картинка)

Сколько их? (8)

Однажды прилетела к ним ворона и спрашивает: «Вы братья-близнецы?» А снеговики ответили, что они все разные и совсем не похожи друг на друга. И начали они спорить: искать признаки сходства и отличия. Ребята, помогите разрешить их спор. Чем отличаются снеговики друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, количеством пуговиц, цветом шапки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему ворона решила, что они близнецы? Есть ли у них признаки сходства?

Дети: Они сделаны из круглых комов, из снега, есть глаза, нос, рот, шапки одинаковой формы.

Воспитатель: Так кто же был прав - снеговики или ворона?

Дети: Никто. У них есть признаки сходства и признаки отличия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у вас на столе лежат наборы геометрических фигур, их много; а есть среди них одинаковые?

Предлагаю внимательно посмотреть на карточку; запомнить - какие 2 признака будут объединять геометрические фигуры и разложить их по клеточкам. (Работа с раздаточным материалом)

Почему ты так разложил? Какие признаки объединяют эти фигуры?

На что ты не обращаешь внимания? (По ходу работы)

На стене изображены геометрические фигуры и сейчас мы поиграем в игру «Покатай орех во рту». Правила: орех катится в ту сторону, куда смотрят глаза, голова неподвижна.

Воспитатель: А ведь дело было в декабре. Вспомнили снеговики, что скоро праздник - Новый год.

Пошли снеговики в лес за елкой, а снега много намело. Нарисуйте им дорожки, чтобы они быстрее попали в лес.

Указания: начертите первую линию от середины к краям листа, а вторую от края листа - к середине, (двумя карандашами одновременно)

Воспитатель: Шли снеговики, шли и, наконец, показались елки.

А снеговикам больше всего понравилась елочка, которую забыл нарисовать художник.

Задание: Рисование елки в тарелке с манкой (пальцем).

Почему вы изобразили такую елку?

Сколько у нее веток с каждой стороны? Сколько всего веток у елки? Захотели снеговики украсить елку, да вот беда - игрушек у них нет.

а) Игра «Найди бусинки в песке» (На ощупь)

б) Игра «Подставь нужный знак»

Из разных цифр я сделала бусы А в тех местах, где цифр нет Поставьте минусы иль плюсы,

Чтоб нужный получить ответ.

Захотели звери увидеть эту елку и прибежали на полянку лиса и заяц. (Игра «Танграм»). (Работа с раздаточным материалом).

Физминутка:

Вставай, дружок, смелей в кружок.

Лепи скорее ты снежок.

Кати по снегу свой снежок Он превратится в толстый ком.

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла!

Закрыли глаза, представили какой снеговик у нас получился. Открыли глаза. (Пред ними снеговик)

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, гости!

Как хорошо, что я к вам попал. И праздник уже закончился, а я все переживаю - правильно ли я выполнил поручение Деда Мороза. (Словесные логические задачи).

1. Вике и Кате надо было подарить краски и карандаши. Что надо подарить Кате, если Вика не любит рисовать красками? (Краски)

2. Мальчики живут в трехэтажном доме. Не на первом и не на третьем этаже. На каком этаже находится их квартира? (На втором)

Вот спасибо, успокоили меня, все я сделал правильно.

А вы, ребята, в этом году уже в школу пойдете? А на уроки опаздывать не будете?

Воспитатель: Нет, не будут. Наши дети дружат с будильником, который их вовремя разбудит; и про часы много знают (можно загадки дети загадывают другу). Вспомним виды часов. Игра: «Угадай, который час?»

Снеговик: Молодцы, ребята. Я предлагаю поиграть с моим снежком.

Правило: Я бросаю мяч и называю число; вы ловите и бросаете его мне обратно, называя последующее и предыдущее число.

Снеговик: Заигрался я с вами, совсем забыл - меня ведь ждут. До свидания, ребята, я, надеюсь, мы с вами еще встретимся.

Воспитатель: Вот и закончилась эта история. Она стала интересной благодаря вам, ведь вы выполнили много заданий, чтобы помочь снеговикам. Ой, а это что такое? (маленькие снеговики, но у них нет рта). Ребята, вспомните все задания, все ли у вас получилось?

Дорисуйте рот снеговику (Если у вас все получилось - нарисуйте улыбку, если вы немного затруднялись - рот без эмоций (полосочкой), а если многое не получилось - грустный рот).

Покажите, как вы сегодня потрудились. (Дети дорисовывают, объясняя свой выбор).

Предлагаю взять своих снеговиков на память об этой удивительной истории.

МДОУ д/с № 30 «Сказка»

г. Вольск

Занятие

в подготовительной к школе группе

по ФЭМП

участвуют

(взрослые и дети)

Тема:

«Математическая ярмарка»

Воспитатель: Клюева Т.Б

Программное содержание:

1. Закрепить умение детей составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание (по арифметическому действию, по схеме, по числовым данным). Продолжать формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Развивать умение детей классифицировать геометрические фигуры, находить их по КОДу.

3. Продолжать воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Развивать у детей мыслительную активность, логическое мышление, речь, любознательность, память.

4. Активизация: умение правильно применять слова: осталось, всего, стало при составлении математических задач

5. Индивидуальная работа: с Ваней, Женей- развивать навыки самоконтроля.

Предшествующая работа:

Знакомство со структурой задачи; умение отличать её от рассказа, стихотворения, загадки- шутки и т.д.; чтение математической сказки «Как Нина учила брата решать задачи.»

Демонстрационный материал:

1. «карусель»

2. цифры до 10

Раздаточный материал

1. схемы, карточки с арифметическими действиями.

2. набор геометрических фигур.

3. карточки КОДы.

Место проведения:

Музыкальный зал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Почему и отчего к нам пришло веселье,

Ведь уже не Новый год и не новоселье,

Но не зря нам сейчас Весело с друзьями;

Что у нас, что у нас?

Отгадайте сами...?»

Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в математической ярмарке.

Участники: дети подготовительной группы детского сада № 30 «Сказка» и родители. Эти дети готовы участвовать в математической ярмарке, а родителей выберем жребием: у кого они тоже становятся участниками нашей ярмарки- прошу выйти.

И так участники определились. Сегодня вас ждут конкурсы, загадки, игры, забавы. Оценивать конкурсы будут гости знатные

Они будут внимательно следить за вами, а в конце сообщать нам о победителе

I Чтобы попасть на ярмарку, надо купить билеты, но они зашифрованы вот подсказка (геометрические фигуры; КОД,) звучит музыка, занавес открывается)

«Заходи честной народ,

Ярмарка веселая в гости вас зовет»

(Участники занимаются своими места)

II Разминка

«Отгадай загадку шутку, но всего лишь за минутку» (правильный ответ- очко)

1. Ты, да я - да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

2. Тройка лошадей пробежала 9 км. Сколько км. пробежала каждая лошадь? (по 9 км.)

3. Если курица стоит на двух ногах и весит 2 кг. То сколько она будет весить, если встанет на 1 ногу? (2кг.)

4. Может ли идти дождь 2 дня подряд? (нет)

5. Два числа- один и пять, «Быстро их сложить и ответ сказать.!» (6)

6. Пуд муки за 100 руб. продают. Сколько стоит 3х рублевая булочка? (3 рубля)

III (звучит музыка) «Карусель»- составление задач по схемам- картинкам. Дидактическая, игра «Найди пару»

Задание: встать парами, чтобы арифметическое действие соответствовало схеме- картинке.

(один ребенок из пары- составляет задачу; другой отвечает)

Взрослые (конкурс логиков)

Физминутка:

песня- танец.

Мама, пирогов бы поесть.

Да что ты, сынок, ни муки, ни маслица нет.

Ничего, мама, есть у меня денежки, пойду я на базар, да куплю мучки, маслица. Мужик:А ну, Жужжа, служи!

Дядя, вы по что собачку мучите?

Моя собака, что хочу, то и делаю.

А продайте её мне за 3 рубля.

Бери! (аналогично покупает кошку- за 1 рубль)

Мама- нету больше денег- то, чего есть- то станем?

Пойду я, мама, продам свой пиджак с карманами, обменяю на мучку.

(мужик змею мучает).

Почто вы змейку мучаете?

Не мучую, а запускаю.

Отдай мне её за пиджак с карманами.

Давай свой пиджак. Бери змейку, да вот эти бумажки в придачу, (мужик уходит)

А на что они мне?

Змея- Бери, Ваня, это ведь цифры.

(решение и составление задач по двум цифрам)

Дети составляют,- взрослые отвечают; взрослые составляют- дети отвечают.

V (под русскую музыку появляется коробейник с коробкой)

«Добрый день, гости званые и желанные!

Посмотрите, что я принес; есть прихитрые шутки, позабавиться от скуки.

Игрушки- славные, занятные и забавные!

Дёшёво продам- за правильный ответ отдам Решите задачу- придет удача!»

«А теперь, господа честные, покажите своё умение да задач решение.»

Задачи детям:

1. На дереве сидели птички. Когда прилетели еще 2, их стало 5. Сколько птиц сидело на дереве? (3)

2. Дети сделали закладки, 1 они подарили воспитателю, осталось - 3. сколько всего закладок сделали дети?

3. Мама вымыла 5 чашек, а Таня на 1 больше.

Сколько вымыла Таня?

Взрослые;

1. Косте 6 лет, а Мише- 4 года. Кто из них будет моложе через 3 года? (Миша)

2. У Тани - 2 сестры и 1 брат. У Славы 1 сестра и 2 брата.

По скольку детей в каждой семье? (по 4)

3. Одна майка сохнет на солнце 1 час; а в тени - 4 часа. Мама выстирала 5 маек своего сына. За сколько времени вы сохнет на солнце 5 маек (за 1 час)

«Ничего не продаю - за правильный ответ даю.»

(игра для тех участников, кому призы не достались)

«Скажи наоборот» детям»

1. Если дуб толще березы, от березы - то береза... (тоньше дуба)

2. Если днем светло, то ночью... (темно)

3. Если папа выше мамы; то мама... (ниже папы)

4. Если сегодня среда, то завтра... (четверг)

5. Днем я играл, а ночью... (спал)

6. Если вчера был вторник, то сегодня... (среда)

7. Если волк бежит быстро, то черепаха... (медленно)

8. Если папа вышел раньше из дома, то мама... (позже)

9. Если минута длиннее секунды, то секунда... (короче минуты)

10. Если число 6 четное, от 7... (нечетное)

Спасибо, коробейник, за подарки красивые, за задачи интересные. Да и нам пора возвращаться в детский сад, но сначала мы хотели бы услышать, что нам скажут уважаемые гости.

Итог : ребята, где мы побывали? Что интересного увидели? Чем занимались? Что запомнилось больше всего?

«Вот и день кончается,

Ярмарка закрывается!

До свиданья молодцы,

Красные девицы.

Ждем вас после пятницы,

В субботу, да в воскресеньице.»


Клюева Татьяна Борисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Медвежонок»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

«Путешествие в волшебную страну «Математика»

Подготовила воспитатель Башкатова Марина Назифовна 2016 г.

Цели и задачи:

Учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Закрепить знания о геометрических фигурах плоских и объемных

Оборудование

Карточки с цифрами, знаками.

Макеты листьев, деревьев.

Картинки с изображением животных.

Линейка.

Наборы геометрических фигур

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день - мы отправляемся в путешествие в одну загадочную страну. Но для начала давайте улыбнемся друг другу - в путь ведь отправляются в хорошем настроении.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Милые дети вы всех прекрасней на свете. Посмотрите на меня и подарите мне улыбку. Вот таких пригожих я приглашаю с собой в путешествие. Хотите узнать куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку.

Она царица всех наук,

Без нее мы - как без рук,

Научит думать и решать,

И много действий совершать (математика).

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правы! Мы с вами отправимся путешествовать по волшебной стране под названием «Математика». Путь наш будет непрост, но интересен, поэтому давайте сделаем небольшую разминку.

Интеллектуальная разминка.

Сколько дней в неделе?(7)

Сколько времён года?(4)

Сколько хвостов у пяти коров?(5)

Сколько лап у двух гусей?(4)

Сколько пальцев на правой руке, а на правой ноге?(5)

Сколько ушей у двух мышей?(4)

Сколько лап у двух медвежат(8)

Сколько месяцев в году?(12)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы с вами превратимся в водителей, сядем в свои волшебные машины и поедем (дети садятся на стульчики и едут на своих воображаемых машинках).

Мы едем, мы едем вперед и вперед.

Дорога нам новые силы дает.

Мы едем в машине куда захотим,

И едем так быстро, как будто летим.

Мы едем, мы едем вперед и вперед

Машина везет нас и не устает,

Так много дорог впереди поворот,

Свернули - и снова вперед и вперед!

Воспитатель: Чтобы не скучать в пути мы будем загадывать загадки, и отвечать на веселые вопросы.

1.Я так мила, я так кругла.

Я состою из двух кружочков.

И я довольна, что нашла

Себе таких, как вы, дружочков (8).

2.Цифра вроде буквы «О»,

Но не значит ничего (0).

3.Нам вы можете не верить,

Но попробуйте проверить:

Эта цифра-кочерга.

У нее одна нога (7).

4.От нее ведется счет, и за это ей почет.

Тонкая, как спица, цифра…(единица).

5.Острый локоть оттопыря, за тремя идет…(4).

Воспитатель: Вот мы с вами и доехали в математическую страну. Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители-цифры. Выбежали они из своих домиков и растерялись. Давайте поможем им найти свое место.

Проводится работа с числовой последовательностью.

С чего начинается числовой ряд? (с единицы).

Почему это число первое? (оно самое маленькое из всех).

Какое число называется предыдущим? (то, которое стоит перед названным).

Какое число называется последующим? (то, которое стоит после названного).

Игра «Назови число».

Воспитатель называет число, дети называют предыдущее и последующее числа.

Воспитатель: Дети, вы очень хорошо справились с заданием и помогли жителям города. Поехали дальше.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая поляна перед нами. А кто у нас здесь под деревом сидит? (зайчики).

Составление и решение задач.

Воспитатель: Посмотрите, сколько листочков прилетело нам с деревьев?(4)

Сколько еще к ним прилетело? (воспитатель ставит еще 3).

Давайте составим про них задачу.

О чем задача? Что говорится о листьях?

Сколько их было сначала?(4).

Сколько прилетело потом?(3).

Листьев меньше или больше стало? (больше).

Если больше, то что нужно сделать сложить или вычесть? (сложить).

А какой вопрос в задаче? (сколько всего листьев прилетело?) Составим задачу?

Ребенок: Сначало 4 листочка принес ветер, потом еще 3 листочка. Сколько листьев всего принес ветер?

Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Ребенок пишет мелом на доске решение 4+3=7).

Воспитатель: Молодцы! Вы с честью справились с заданием. Дети, вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Сейчас немного отдохнем и дальше в путь пойдем.

Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать,

Так осанку мы исправим, один, 2-3-4-5!

Чтобы лучше нам размяться, будем ниже наклоняться.

Наклоняемся вперед, а потом наоборот.

Вот еще одно заданье - Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать! Один, 2-3-4-5!

Воспитатель: Вот и отдохнули немного. А теперь ждет нас новая игра.

Игра-соревнование «Кто самый умный».

1.Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет,

Съел одну конфету внук

Сколько же осталось штук? (7-1=6)

2.Пять пушистых щенят

Все в корзиночке лежат,

А один решил сбежать.

Сколько их останется лежать? (5-1=4)

3.Девять грибов нашел Максим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принес? (9+1=10)

4.Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало? (3+1=4)

5.Четыре гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат

А ну, посчитай поскорей-

Сколько всего в воде малышей? (4+2=6)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились на отлично. Едем дальше. И следующий город - это город чисел. Нам предстоит здесь отгадывать числа.

Игровое упражнение «Отгадай число».

Задания: «Назовите число, которое «живет» между 9 и 11 (10), 15 и 17 (16), 0 и 2 (1), 14 и 16 (15).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы тоже справились. Навели порядок во всей математической стране. А теперь нам нужно возвращаться, нас ждут дома.

Итог занятия.

Дети, куда мы сегодня отправлялись путешествовать? (В страну «математики»).

Какие задания мы выполняли?

Вам понравилось путешествовать?

Воспитатель: Ну что же, милые друзья,

Я рада, что вы не подвели меня.

Каждый - просто молодец!

Путешествию - конец.

С математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут вам старанье,

Память, логика, внимание!

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, математика, Подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБОУ «Кормовищенская СОШ» структурное подразделение «детский сад п. Ломовка»
Месторасположение: Пермский край Лысьвенский район поселок Ломовка

Интегрированное занятие в подготовительной группе.

Тема: «Задание от мудрой совы».

Цель: закрепить ранее полученные знания.

Задачи: упражнять в умении решать примеры на сложение и вычитание в приделах 10 и «читать» их. Закрепить знания о перелетных птицах. Упражнять в устном счете (в прямом и обратном) в пределах 10, умение делить прямоугольник, круг, треугольник на 2, 4 равные части. Развивать речь, логическое мышление, внимание, зрительную память. Воспитывать доброту, отзывчивость, терпение, интерес к учебной деятельности.

Пособия: карточки с заданием, изображение перелетных птиц и совы, прстые карандаши, ножницы, на каждого ребенка прямоугольник, треугольник, круг.

        1. Организационный момент.

— Солнышко,солнышко,золотое донышко (Дети идут по кругу)

— Побежал в саду ручей (бегут по кругу

— Прилетели 100 грачей.

— А сугробы тают, тают (присесть)

— А цветочки расцветаю,

— Подросли и потянулись (тянутся вверх)

— И друг другу улыбнулись (улыбаются)

        1. Основной этап.

Дети садятся за столы.

— Сегодня, ребята, у нас на занятие гость, вернее гостья. Вы сразу ее назовете есль внимательно послушаете загадку:

Кто на дереве сит.

Зорко с высоты глядит,

Так подвижна голова.

Это мудрая ….. (сова).

— Да, это, ребята, мудрая сова. Кого еще можно назвать мудрым? (ответы детей). Сова принесла с собой задания. Как вы думаете зачем?

Задание № 1.

«Что лишнее?» (дети находят на карточке «лишний» предмет, раскрашивают его и объясняют почему).

Задание №2.

«Из какого гнезда вылетела птица?»

5 - 3 -2 журавль.

5 - 2 -3скворец.

1 + 3 -4 ласточка.

2 + 3 -5 соловей.

7 - 1 -6 утка.

6 + 1 -7 Трясогузка (кукушка).

(На доске изображены гнезда птиц, на них примеры без ответов. Рядом изображени птиц с ответами на примеры.)

— Какая это птица?

— Проведи «дорожку» к ее гнезду?

— Почему ты думаешь, что это ее гнездо?

(Дети решают примеры и находят гнезда всех птиц).

— Почему кукушка осталась без гнезда?

ФИЗМИНУТКА.

Задание №3.

«Раздели правильно».

— Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на столах.

— Вспомните как правильно обращаться с ножницами. (дети вспоминают и проговариваю правило)

— Теперь внимательно послушайте задание: прямоугольник делим на 4 равные части. Треугольник и круг- пополам. (дети выполняют задание)

— На сколько частей разделили прямоугольник?

— Покажите одну четвертую часть прямоугольника.

— На сколько частей поделили прямоугольник?

— Покажите одну вторую часть треугольника.

— Что про них можно сказать?

— На сколько частей разделили круг?

— Покажите одну вторую часть круга.

Покажите половину круга.

— Какие они?

ФИЗМИНУТКА.

Задание №4.

«Построй дом для скворца».

— Как называется дом скворца?

— Соберите из разрезанных вами геометрических фигур скворечник. (дети конструируют скворечник из ранее разрезанных геометрических фигур)

Задание №5.

«Повесь скворечник на дерево».

— Ваши скворечники готовы.

— Где можно повесить скворечники?

— Как туда забраться?

— На нашей лестнице 10 ступенек. Будем подниматься и считать их. (счет от 1 до 10)

— Скворечники повесили. Спускаемся и считаем. (счет от 10 до 1)

        1. Итог. Рефлексия.

— Ребята все задания мудрой совы мы выполнили. Расскажите сове, какое задание было самым интересным. (трудным)

Какое задание было легко выполнять. (трудно выполнять)

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «В гости к Лесовичку»

Цель : Закрепить у детей математические знания, умения и навыки.
Задачи:
Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение решать задачи путём сложения и вычитания чисел, умение записывать решение задач цифрами; закреплять знания о последовательности дней недели, о составе числа 8;
Создать условия для развития логического мышления, внимания, внимательности; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания и понимать учебную задачу.
Развивать умение осуществлять самоконтроль выполненной работы.
Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность,
Оборудование:
Письмо, аудиозапись "Звуки леса", «Появление Кикиморы»; презентация, карточки с цифрами от 1 до 10 (на каждого ребенка), счётные палочки, рабочие тетради Е.В. Колесниковой «Я считаю до двадцати» ,карандаши.

Ход занятия

Организационный момент
Воспитатель: (стоя около воспитателя в кругу )- Ребята, сегодня прекрасный день! Давайте все возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Игра «Передай другу свое настроение»
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и на своем рабочем столе нашла письмо, адресованное вам. Давайте его прочитаем! Хотите? Интересно, что в нем написано, и кто его прислал:(слайд 2)
"Здравствуйте, ребята!
Приглашаю вас в наш волшебный лес. Мне синичка рассказала, что в детском саду живут очень дружные, веселые и смелые ребята. Они знают цифры, умеете хорошо считать, решать задачи. Если вы хотите проверить, все ли вы знаете, не боитесь трудностей, то приходите к нам в лес во вторник. Буду вас ждать. Лесовичок.
"
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в сказочном лесу?
Дети: Да!
Повторение и закрепление изученного:
Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?
Дети: Вторник!
Воспитатель: Правильно, а Лесовичок нас когда приглашал? Значит, мы можем отправляться в дорогу. А какой день недели тогда был вчера?
Дети: понедельник.
Воспитатель : Сколько всего дней в неделе?
Дети: Семь!
Воспитатель: Молодцы! Ну что, тогда в путь! Закройте глаза и представляйте, что мы идем по лесу.
(Звучит аудиозапись "Звуки леса" ).
Воспитатель: Слышите, как поют птицы и шелестят листья под ногами? Откройте глазки, посмотрите, мы с вами оказались на лесной полянке. На опушке леса с цифрами играют бельчата (слайд 3). У каждого белочонка только одна карточка с цифрой, и вам надо подсчитать, сколько всего играет бельчат. (9)
- Разложите цифры по порядку, начиная с самого маленького числа.(1,2,3,4,5,6,7,8,9)
Воспитатель: Вдруг из чащи леса выскакивает рыжая хитрая лиса. Какой по счёту будет лиса, если мы всех подсчитаем вместе? (10)
- Доложите цифру еще одну цифру у себя на столе.
- А теперь давайте посчитаем в обратном порядке цифры. (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
- Молодцы!
Воспитатель: (слайд 4) Бельчата испугались лису и спрятались у себя в дупле, стали играть дальше, а лиса не уходит, притаилась и слушает, что же будет дальше.
- Какое число будет больше 7 или 8 ? - спросил один бельчонок у остальных.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим себя. Что бы сказали вы? Покажите. (8)
(дети показывают карточку с цифрой )
- Сколько будет 3 плюс 4? - спросил другой бельчонок.

Какое число назвали бы вы? Покажите.(7)
- Какое число больше, 5 или 6, и на сколько? (6 больше 5 на один)
- Какое число стоит между числами 7 и 9?(8)
- Назовите соседей числа 9? (8 и 10)
Воспитатель: Очень правильные ответы! Ребята, вы справились со всем лучше, чем бельчата, они не сразу отвечали, путались.
А лиса то все время слушала, и думала, что бельчата умные, много знают, а она нет. Тогда лиса решила попроситься к бельчатам в игру, но они ей поставили условие, чтобы она научилась решать задачки, тогда и возьмут ее в игру.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем лисе решить задачи. Ответ будем показывать цифрой.
Выполнение задания в рабочей тетради Колесниковой (занятие 8, задание 1,2)
Задачи на сообразительность:
1)Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?.

2) С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

3) Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки,
Две штучки - для деда,
Две штучки - для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Воспитатель: Ну, молодцы, ребята, мы с вами научили лису решать задачки, а значит, бельчата возьмут ее в свою игру и им будет весело. Пусть они считают теперь вместе, а мы с вами отдохнем.
Физминутка: Дети встают в круг.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо что все мы вмести (выставляют большие пальцы)

Воспитатель: (музыка и слайд 5) Ребята, что-то темно становится вроде. Страшновато! Я вижу избушку, стоит она на болоте (дети открывают глаза ).
Воспитатель: Кто живет в этой избушке? Может быть вы расскажите, кто живет в ней, опишите внешний вид хозяйки и ее характер (ответы детей).
Кикимора: Что, не побоялись, пожаловали ко мне?
Дети: пришли.
Кикимора: Давно поджидаю, сладкие мои. Я ждала то вас не просто так, хочу, чтоб вы задание мое выполнили. Никто еще его не смог решить, посмотрим, справитесь ли и вы. Логические задания в рабочей тетради Е.В.Колесниковой занятие 8, задание 4 (слайд 6)
(сидя на своих местах )
Задание: Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы прямоугольник находился внутри круга, круг находился внутри прямоугольника
Кикимора: Ну, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Ну идите дальше, счастливого пути!
Воспитатель: Какие вы, ребята, сообразительные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу (слайд 7, появляется Лесовичок ).
Лесовичок: Ой, ребята, как же мне приятно видеть вас в нашем лесу. Это я вас приглашал в наш сказочный лес. Много я пожил на своем веку, многое знаю и умею. А попробуйте и вы выполнить мое задание. Недавно лесные жители построили себе домик, а кто в какой квартире живет не разобрались, так как поссорились..На крыше дома стоит цифра 8, значит сколько должно жить зверей на каждом этаже? (8) Помирите их и снова поселите в свои квартирки. (Каждый ребенок работает над составом числа 8. А ребенок, справившийся быстрее всех, выставляет этот состав числа в большом доме ).(слайд 8)
Лесовичок: Молодцы! Отлично, ребята, вы справились с моим заданием. Всю дорогу за вами наблюдал и доволен остался. Знаете правила поведения в лесу, никого не обидели, ничего не сломали. Подарю я за это вам на память этот осенний букет. Он вам будет напоминать о необычном путешествии в волшебный лес. (слайд 9)
Воспитатель: Ребята, поздно уже, пора в детский сад возвращаться. Закройте глаза и посчитайте до трех. (звучит музыка леса )
Итог занятия:
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось путешествовать по сказочному лесу, выполнять необычные задания лесных героев? Чем?
- С кем мы встретились и пообщались в лесу?
- Какие задания понравились, какие вызвали затруднения?

Презентация на тему: В гости к Лесовичку



Рассказать друзьям