Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«
Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
»
Конспект
«
Как Иванушка за здоровьем ходил
»
Восп-ль: Ивлева Т.А.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Как Иванушка за здоровьем ходил»
Программное содержание:
Развивать интерес к русским народным сказкам;
Развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
Закрепить знакомые сказки;
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Оборудование: кассета с музыкой, проектор, иллюстрации героев сказок ("Карлсон", "Винни-пух", "Лисичка - сестричка", "Буратино"), мяч, карточки, ларец с лекарством,
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Ход работы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от Иванушки. У него случилась беда. Иванушка заболел. А как вы думаете, Иванушка сможет сам пойти за лекарством если он больной? - Давайте поможем нашему Иванушке найти ларец с лекарством, отправимся в сказочное путешествие, но чтобы его найти, надо справиться с некоторыми трудностями. (Звучит музыка.)
Вос-ль: - Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка- птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите, колобок плачет, давайте спросим, что у него случилось? И сможет ли он нам помочь?
Вос-ль: - Здравствуй, Колобок, почему ты плачешь?
Колобок: - Здравствуйте, мне очень одиноко, со мной никто не играет.
Вос-ль: - Ребята, мы же не можем уйти просто так, давайте поиграем с колобком.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -… ; Медведь -… ; Волк -… ; Гуси -… ; Лиса -… ; Курица -… ; Заяц-…
Колобок: Молодцы, дети, повеселили меня.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, колобок больше не плачет. А давайте спросим у него, сможет ли он нам помочь?
Колобок, колобок, не видел ли ты ларец случайно с волшебным лекарством? Нам для Иванушки нужно, больной он у нас совсем.
Колобок: Раз вы со мной поиграли, могу и сказать. Вон за этими холмами, стоит болото, в том болоте живет Кикимора, она и укажет вам путь дальше.
Вос-ль: Спасибо тебе колобок!
Вос-ль: Здравствуй, Кикимора. Не видала ли ты ларец с волшебным лекарством? Нам Иванушку лечить надо, совсем что-то разболелся.
Кикимора: Здравствуйте, здравствуйте. Ларец то я не видала, а вот кто помочь вам может, могу и сказать. Только сначала вы должны отгадать мои загадки.
Вос-ль: Ну что ребята, отгадаем? Иванушку то выручать нужно.
Давайте разделимся на пары, и каждая пара попробует придумать загадку про сказочного героя. (Каждой паре раздаются по сказочному герою)
Кикимора: - Молодцы все загадки угадали. Можно и помочь вам.
К Аленушке вам идти надо, она вам и укажет путь.
Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вос-ль: Здравствуй, Аленушка.
Аленушка: здравствуйте гости дорогие.
Вос-ль: Аленушка, подскажи нам, где нам ларец с волшебным лекарством найти? Нам Иванушку нужно вылечить.
Аленушка: Я скажу вам у кого ларец с волшебным лекарством храниться, только помогите мне сначала печку с яблоней помирить, что-то они совсем не могут договориться. Спорят какие продукты вредные, а какие полезные. Подскажите им!
Спасибо вам большое. А ларец-то волшебный у Козы находиться. Ступайте к ней.
Вос-ль: -Здравствуй, Коза-дереза. Долгий мы к тебе путь держим.
Коза: -Здравствуйте, гости, чего пожаловали?
Вос-ль: Говорят, у тебя ларец есть с волшебным лекарством? Нам Иванушку нужно вылечить, ждет он спасения от нас.
Коза: Правду говорят, но и вы мне помогите козлят научить заботиться о своем здоровье. Совсем не хотят умываться, не следят за ушами, глазами.
Вос-ль: Ребята давайте поможем козлятам.
(Учим козлят заботиться о своем здоровье) (Раскладываются карточки, по ним дети объясняют, как нужно заботиться о ушах, глазах и зубах)
Посмотрите, а вот и ларец! А вот и есть то самое лекарство, что мы искали (внутри витаминки). Теперь наш Иванушка будет здоров и больше никогда не заболеет!
Название: Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по станциям знаний»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Развитие речи , Подготовительная к школе группа, итоговое занятие по развитию речи, фгос
Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе.
Тема: « Путешествие по станциям знаний».
Цель: Выявить усвоение представлений о природе, уточнить развитие познавательных интересов как средства познания.
Задачи занятия.
Образовательные
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь и активизировать словарь детей, её интонационную выразительность, умения составлять по сюжетной картинке, простые и сложные предложения.
- Совершенствовать умение .
- Совершенствовать умение выполнять .
- Совершенствование знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий);
- Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.
- Совершенствовать умение составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам.
Развивающие.
- Развивать фонематический слух, через определение звука, в конце, в начале и в середине слова.
- Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры, эмоции с помощью слова в чтении скороговорок.
- Развивать умение составлять схему предложения.
Воспитательные
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизм, сочувствие, помощь в трудной ситуации, умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация (развитие всех компонентов устной речи)
- Познание ФКЦМ (усвоение и обогащение знаний о природе и живых организмах)
Демонстрационный материал: мольберт, набор сюжетных картинок, набор букв
Раздаточный материал: кассы буков и слогов.
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов)
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия)
Наглядный (сюжетные картинки, набор букв)
Предварительная работа:
- Составление схемы предложения; составление и чтение слогов; составление слов из слогов.
- Составление предложений; составление небольших рассказов.
Индивидуальная работа: помощь затрудняющимся детям в составлении схемы предложения, решении задач.
Формы организации: Работа подгруппами.
Количество детей: 10человек (5человек-2 подгруппы)
Место проведения: групповая комната.
Ход НОД.
Эмоциональный настрой . Подготовить детей к НОД, создать эмоциональную обстановку поприветствовать гостей.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие? А на чем можно путешествовать? (ответы детей ) Я предлагаю вам по путешествовать на поезде. Мне очень нравиться путешествовать на поезде, потому что, он останавливается на разных станциях. А на станциях можно много узнать интересного. Отправимся в путешествие по станциям знаний?
Дети: ответы детей
Мотивация. дети встают за воспитателем «цепляют» свои вагончики
Воспитатель: Ну что готовы к отправлению? Тогда поехали.
Поезд мчится скрежеща
Же, че, ща, же, че, ща.
Совместная деятельность детей и педагога.
Задание выполняют стоя в кругу.
Воспитатель: вот и первая станция, Станция «Скороговоркино» кто знает скороговорки? Рассказывайте.
- Съел молодец тридцать три пирога
С пирогом, да все створогом.
- Цапля стоя на крыльце
Написала букву Ц.
- Шубка овечки теплее печки.
- Ча-ча-ча горит в комнате свеча.
- Чу-чу-чу молотком стучу.
- Цо -цо-цо- на руке кольцо.
Воспитатель: молодцы! Продолжим свое путешествие? (ответы детей.)Цепляем свои вагончики к составу. Поехали.
Поезд мчится скрежеща
Же, че, ща, же, че, ща.
Задания выполняются сидя за столом.
Воспитатель: Вот и следующая станция. Станция « Словечкино» Присаживайтесь за столы. Не забывайте что нужно поставить ножки вместе, выпрямит спинки.
Давайте с вами вспомним гласные звуки. Назовите все гласные звуки. Молодцы! А теперь все согласные. Молодцы! А скажите ребята Чем отличается звук от буквы? Какие две буквы не обозначают звук?
Дети: ответы детей.
Название занятия: Конспект итогового НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по станциям знаний»
Воспитатель: Возьмите ребята кассы. Я сейчас буду называть слоги, а вы их выкладывайте в кассах.
Ко, Ба, Ми, Ры, Шу, Со, Ды. (выкладывает на магнитной доске)
Проверти у себя и у соседа тоже. Правильно сделали? Молодцы!
— Из слога БА составьте слово. Какое слово Полина ты составила? А у тебя Сережа какое слово? Замечательно!
— Сделайте звуковой анализ своего слова . Если кто – то затрудняется поднимите руку я подойду и помогу.
— Вика прочитай свое слово. Первый звук в слове какой? Второй звук в слове какой?…….
— Полина скажи пожалуйста, У звонкого звука Б какой есть братец? (глухой звук П) Молодец!
Воспитатель: Закрывайте кассы. Цепляйте свои вагончики отправляемся путешествовать дальше.
Поезд мчится скрежеща
Же, че, ща, же, че, ща.
Самостоятельная деятельность детей
Дети сидят полукругом на стуле.
Воспитатель: Следующая станция. Станция «Рассказкино» Присаживайтесь на стулья. Сядьте ровненько и красиво.
— Посмотрите, на доске набор сюжетных картинок. Подумайте и составьте предложения.
— Кто уже составил предложения? Андрюша говори свое предложение. Хорошо.
— Теперь подойди к доске и запиши схему своего предложения. Вот возьми мел. Сколько слогов в слове……? Прохлопай. Сколько слогов в слове…..?. Покажи ребятам. Ребята правильно Андрей сделал? Молодец! Присаживайся на место. (ответы детей)
Кто еще хочет записать свое предложение?
Воспитатель: — А теперь подумайте и составьте небольшой рассказ. Даю вам 3 минуты на обдумывание.
— время вышло. Подойдите к гостям и расскажите свой рассказ. Молодцы !
— Ребята уже темнеет нам пора возвращаться обратно в д\с. Цепляйте свои вагончики. Поехали.
Поезд мчится скрежеща
Же, че, ща, же, че, ща.
Рефлексия, подведение итогов.
—Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, и узнали много нового. Что запомнилось вам в путешествии? А что показалось трудным? Вы были все молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями. До свиданья!
Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Развитие речи, Подготовительная к школе группа, итоговое занятие по развитию речи, фгос
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Детский сад «Ромашка»
Месторасположение: ХМАО-Югра, Советский район, г.Советский
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«
Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
»
Конспект
«
Как Иванушка за здоровьем ходил
»
Восп-ль: Ивлева Т.А.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Как Иванушка за здоровьем ходил»
Программное содержание:
Развивать интерес к русским народным сказкам;
Развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;
Закрепить знакомые сказки;
Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
Оборудование: кассета с музыкой, проектор, иллюстрации героев сказок ("Карлсон", "Винни-пух", "Лисичка - сестричка", "Буратино"), мяч, карточки, ларец с лекарством,
Предварительная работа: чтение русских народных сказок.
Ход работы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от Иванушки. У него случилась беда. Иванушка заболел. А как вы думаете, Иванушка сможет сам пойти за лекарством если он больной? - Давайте поможем нашему Иванушке найти ларец с лекарством, отправимся в сказочное путешествие, но чтобы его найти, надо справиться с некоторыми трудностями. (Звучит музыка.)
Вос-ль: - Если сказка в дверь стучится
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка- птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите, колобок плачет, давайте спросим, что у него случилось? И сможет ли он нам помочь?
Вос-ль: - Здравствуй, Колобок, почему ты плачешь?
Колобок: - Здравствуйте, мне очень одиноко, со мной никто не играет.
Вос-ль: - Ребята, мы же не можем уйти просто так, давайте поиграем с колобком.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -… ; Медведь -… ; Волк -… ; Гуси -… ; Лиса -… ; Курица -… ; Заяц-…
Колобок: Молодцы, дети, повеселили меня.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, колобок больше не плачет. А давайте спросим у него, сможет ли он нам помочь?
Колобок, колобок, не видел ли ты ларец случайно с волшебным лекарством? Нам для Иванушки нужно, больной он у нас совсем.
Колобок: Раз вы со мной поиграли, могу и сказать. Вон за этими холмами, стоит болото, в том болоте живет Кикимора, она и укажет вам путь дальше.
Вос-ль: Спасибо тебе колобок!
Вос-ль: Здравствуй, Кикимора. Не видала ли ты ларец с волшебным лекарством? Нам Иванушку лечить надо, совсем что-то разболелся.
Кикимора: Здравствуйте, здравствуйте. Ларец то я не видала, а вот кто помочь вам может, могу и сказать. Только сначала вы должны отгадать мои загадки.
Вос-ль: Ну что ребята, отгадаем? Иванушку то выручать нужно.
Давайте разделимся на пары, и каждая пара попробует придумать загадку про сказочного героя. (Каждой паре раздаются по сказочному герою)
Кикимора: - Молодцы все загадки угадали. Можно и помочь вам.
К Аленушке вам идти надо, она вам и укажет путь.
Физминутка:
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вос-ль: Здравствуй, Аленушка.
Аленушка: здравствуйте гости дорогие.
Вос-ль: Аленушка, подскажи нам, где нам ларец с волшебным лекарством найти? Нам Иванушку нужно вылечить.
Аленушка: Я скажу вам у кого ларец с волшебным лекарством храниться, только помогите мне сначала печку с яблоней помирить, что-то они совсем не могут договориться. Спорят какие продукты вредные, а какие полезные. Подскажите им!
Спасибо вам большое. А ларец-то волшебный у Козы находиться. Ступайте к ней.
Вос-ль: -Здравствуй, Коза-дереза. Долгий мы к тебе путь держим.
Коза: -Здравствуйте, гости, чего пожаловали?
Вос-ль: Говорят, у тебя ларец есть с волшебным лекарством? Нам Иванушку нужно вылечить, ждет он спасения от нас.
Коза: Правду говорят, но и вы мне помогите козлят научить заботиться о своем здоровье. Совсем не хотят умываться, не следят за ушами, глазами.
Вос-ль: Ребята давайте поможем козлятам.
(Учим козлят заботиться о своем здоровье) (Раскладываются карточки, по ним дети объясняют, как нужно заботиться о ушах, глазах и зубах)
Посмотрите, а вот и ларец! А вот и есть то самое лекарство, что мы искали (внутри витаминки). Теперь наш Иванушка будет здоров и больше никогда не заболеет!
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи
«В поисках сокровища»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цели : формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать образную речь.
- умения подбирать образные выражения.
- учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
- актуализация словаря по теме;
- совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);
Развивающие задачи:
- развивать речь, память.
- образное мышление, фантазию и творчество.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические качества.
- учить выслушивать высказывания товарищей .
- Формировать умение работать в команде.
Ход НОД
Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это сундук. Посмотрим, что в нем лежит? Записка и карта. Садитесь поудобнее и прочитаем записку.
Все садятся в круг, читают.
Воспитатель читает записку: «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Я принес сундук, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную к школе группу. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо».
Воспитатель. Смотрите, здесь еще что – то написано (читает.) «Разложите буквы в соответствии с числами, от 1 до 10, и у вас получится слово».
Дети по карточкам составляют слово «Кузя»
Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя?
Дети. От домовенка Кузи. Это домовенок Кузя.
Воспитатель. А теперь давайте прочитаем письмо, что же в нем написано.
«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».
Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать?
Дети. Да!
Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.
Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.
Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
- У медведя чей дом? – Медвежий.
- У зайца чей дом? – Заячий.
- У волка чей дом? – Волчий.
- У белки чей дом? – Беличий.
- У барсука чей дом? – Барсучий.
- У черепахи чей дом? – Черепаший.
- У лягушки чей дом? – Лягушачий .
Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – вопросы:
- Сколько рогов у 2-х коров? (4)
- Сколько ушей у 3-х мышей?(6)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ни одного)
- У 3-х братьев по 1- ой сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
Воспитатель. Задачки решили. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.
Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Один – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо стать.
Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:
У меня одна привычка –
Я с утра несу яичко.
Это, думаешь легко?
Ко –ко- ко. (Курица)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухой выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Воспитатель. Это, какие птицы?
Дети. Домашние.
Воспитатель. Еще загадки послушайте:
Она маленькая птичка,
А зовут ее…..(синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.
Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.
Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)
Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.
Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в сундуке есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.
«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… «книга». В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш домовёнок Кузя».
Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
Таркова Марина Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад № 393"
Населённый пункт:
Пермь
Наименование материала:
Конспект
Тема:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе"Осенние сюрпризы"
Дата публикации:
28.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Осенние сюрпризы»
Таркова М.В.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Осенние сюрпризы»
Цель: Совершенствование навыка связного рассказывания.
Задачи:
1. Образовательные:
Упражнять в составлении коллективного рассказа, опираясь на модельные схемы;
Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Закрепить представления детей об осени как времени года, её признаках.
2. Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь.
Развивать общую и мелкую моторику, координацию и чувство ритма.
3. Воспитательные:
Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям,
птицам, животным.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные
птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»;
отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени,
разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки
«Осенняя фантазия».
Оборудование: Почтовый ящик, посылка, письмо, плащ, диск с музыкой П. И. Чайковского
«Осень», схемы – подсказки в картинках, набор картинок для составления сюжетного
рассказа, мяч, кленовый листок.
ХОД НОД:
1. Организационный момент (активизация познавательного интереса, актуализация
знаний, постановка проблемы)
Дети получают посылку с письмом.
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня утром, когда пришла в детский сад, обнаружила эту посылку и письмо.
На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту
загадку.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима.
- Как вы думаете, кто прислал нам это письмо? (Осень)
- А хотите узнать, что там написано? Давайте откроем это письмо и прочитаем. (Дети
садятся на стулья).
Воспитатель читает письмо. «Ребята, здравствуйте! Я очень хочу с вами поиграть, для
этого я посылаю вам свой волшебный плащ. Плащ этот не простой, с кармашками, в
каждом из которых задания с подсказкой. Если вы справитесь с заданиями, то сможете
составить мой словесный портрет».
Воспитатель: - Ребята, что вы поняли из этого письма? Что просит сделать нас Осень?
(нужно составить словесный портрет Осени, а для этого нужно выполнить задания)
Воспитатель: - Да и сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное,
красивое и интересное.
2. Основная часть.
(Воспитатель надевает на себя плащ).
(Воспитатель предлагает ребёнку достать из 1 кармана задание)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, в 1 карманчике схема – подсказка. Что же на ней
изображено? (музыкальный диск)
- Как вы думаете, что нам может рассказать об осени музыка? (передать настроение этого
времени года).
- Давайте закроем глаза, послушаем музыку и определим, какое же настроение бывает у
осени?
(звучит музыка).
- Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор
П. И. Чайковский.
- Что вы чувствуете, слушая эту музыку? Радость, уныние, печаль? (ответы детей)
Воспитатель: - Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
(Ребёнок достаёт из кармана 2 задание)
2 карман с календарём.
Воспитатель:
- Что у нас во втором кармане? (календарь)
- Как вы думаете, для чего Госпожа Осень прислала нам календарь? Календарь обозначает
движение времени. Давайте вспомним, как со временем меняется осень. Какая она в самом
начале, в середине и в конце?
- На какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)
- Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю;
поздняя- к ноябрю)
- Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.
Физ. минутка:
Листья на ветках
Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)
Сентябрь наступил
И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")
Октябрь с собою
Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)
Листья слетают
И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)
Ноябрь пришел,
Весь лист облетел. (Присели)
И под ногами
У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
(Ребёнок достаёт из кармана 3 задание)
3 карман с листочком.
- Ребята, что же изображено на этой схеме - подсказке? (Осенний листок)
- Почему именно лист? Неужели с листьями осенью происходит что-то необычное?
(высказывания детей)
- Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках
двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно, листья меняют свой цвет и
начинается листопад.
- А сейчас давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а
дети называют листок данного дерева)
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
(Дети садятся на стулья)
(Ребёнок достаёт из кармана 4 задание)
- Что же лежит в 4 кармашке? (картинка с животными – зверями и птицами)
- Разве и с животными что-то происходит осенью?
(Все животные готовятся к зиме: некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж,
барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук; осенью звери линяют:
меняют летние шубки на зимние, более теплые)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные,
насекомые, залегают в спячку до весны)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на
зиму в теплые края)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются
перелетными)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и,
чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить
кормушки)
- Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой.
А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
(Ребёнок достаёт из кармана 5 задание)
5 карманчик (картинка – труд человека осенью)
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о
заботах человека осенью)
- Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые, как мы трудимся
осенью? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Передай другому». (Дети передают листочек и называют виды
осенних работ: уборка листвы, урожая, сбор грибов, ягод и т. д.)
- А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь
дворнику)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все
ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или
засолить. А это тоже немалый труд.
(Ребёнок достаёт из кармана 6 задание)
- Продолжаем. Что же в 6 карманчике? (Схема - подсказка с картинками)
- Как вы думаете, для чего Осень прислала вам эти схемы - подсказки? (Чтобы мы
составили рассказ про осень)
- Посмотрите, Осень положила 2 схемы с картинками.
(Разделить на подгруппы - волшебный мешочек с мозаикой)
(Дети проходят к столам)
Воспитатель:
- Перед каждой подгруппой разложены картинки, ваша задача составить рассказ по
картинкам.
- Нужно отвечать полным предложением.
(Составление описательного рассказа детьми) (3 минуты)
- А теперь давайте послушаем, какие рассказы у вас получились?
(Каждая подгруппа по очереди рассказывает про осень)
- Ребята, вы сейчас будете рассказывать, а я запишу ваши рассказы в блокнот, чтобы
порадовать Госпожу Осень. А почтальон Печкин доставит ей наше письмо. (Воспитатель
обыгрывает данную ситуацию)
3. Рефлексия.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель:
- Вспомните, о чем просила нас осень (составить её словесный портрет)
- Как вы думаете, удалось ли нам совместными усилиями составить словесный портрет
Осени? (да)
- Обращаю внимание на схемы – подсказки, давайте вспомним о чём мы сегодня
говорили? (Дети при помощи схем – подсказок вспоминают все этапы занятия)
В. : - Что было трудным? Что получилось легко?
- Молодцы, вы показали себя знающими, каждый из вас смог узнать для себя что то новое,
кто-то вспомнил, то что уже знал.