Конспект родительского собрания в доу подготовительная группа. Родительское собрание в подготовительной к школе группе (начало года)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сценарий родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему: «Ребенок на пороге школы»

Автор : Аскарова Ильмира Рашитовна, старший воспитатель СП «Детский сад «Ляйсан» ГБОУ СОШ с. Новое Усманово
Описание работы : Предлагаю вам сценарий родительского собрания на тему: «Ребенок на пороге школы». Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям подготовительной к школе группы, а также родителям дошкольников-выпускников.
Цель : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Задачи :
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Анкетирование родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
6. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).
Вопрос, поднявшим черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?
Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная . Другими словами это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация- побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу» Рассматриваются ответы детей. Правильный ответ: готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.
Переходим к следующему аспекту - эмоционально- волевая готовность . Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают родители. Волевой готовности будущего первоклассни¬ка должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в про¬цессе преодоления препятствия, оценить результат своего волево¬го действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.
Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная . Предлагаю вам рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение читать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение читать;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;
До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.
3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. Кроме того, в нашей прихожей, в уголке «Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.
Подведение итогов родительского собрания .
Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
Можно предложить в завершении собрания использовать приём «Полезный совет».
Каждый участник собрания получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
Раздача памяток.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Проект решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе
4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.
Используемая литература:
1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.Санкт-Петербург, Речь 2008г.
2.Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.
3.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.
4.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-Петербург, 2007г.
5.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М. Генезис, 2009г.

Родительское собрание в подготовительной группе.

Цели : расширение контакта между педагогами и родителями ; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей .

Задачи : познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.

Форма проведения : встреча.

Участники : воспитатели, родители .

План проведения

1. Вступительная часть. Поздравление родителей с началом учебного года.

2. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 6-7 лет

3. Ознакомление родителей

4. Просмотр презентации с последующим обсуждением «Подготовка детей к школе»

5. Разное.

Ход собрания:

Родители заходят , рассаживаются произвольно. У каждого на столе фломастер, осенний листок, анкета.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На мольберте - нарисованное дерево, на круглом столе приготовлен чемоданчик.

1. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе ! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим ребятам исполнилось 6-7 лет, они перешли в подготовительную группу детского сада ! Давайте передадим им свои пожелания

Игра «Пожелание»

Родители встают в круг , воспитатель пускает по кругу мячик.

Ты катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот пожелание скажет нам.

2.Выступление воспитателя : «Возрастные особенности детей 6-7лет»

Вашему ребенку исполнилось 5 -7лет. Он превратился в фантазера, которому позавидует даже Андерсен. Малыш готов целый день воплощать свои фантазии в реальность. Он верит в чудеса и видит их повсюду. Это очень творческий, волнующий период в жизни вашего ребенка. Только от вас зависит, чтобы его нестандартное логическое мышление и воображение не угасли, развивались. Пусть в вашем доме будет место и для компьютерных игр и для сказок, выдуманных вашими детьми. Удачи вам!

Двигательные навыки

С пяти до шести лет у вашего ребенка еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выполнять 2-3 вида двигательных навыков одновременно : бежать, ловить мяч, пританцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с легкостью может освоить плавание.

Эмоциональное развитие

У ребенка уже имеются собственные представления о красоте. Некоторые с удовольствием начинают слушать классическую музыку. Малыш учится выплескивать часть эмоций в своих любимых занятиях (рисование, танцы, игры и др., и стремиться управлять ими, пытается сдерживать и скрывать свои чувства (но не всегда у него это может получаться.) Труднее всего детям удается справлять со своим страхом. Малышам могут сниться страшные сны. Он познает новые понятия : рождение, смерть, болезни, бедствия и они его очень волнуют.

Социальное развитие

С пяти ребенок уже четко знает свою половую принадлежность и даже в играх не хочет ее менять. В этом возраста в воспитание мальчика очень важное место отводиться отцу, а у девочек - маме. Папы учат сына быть мужественными, мамы дочек - женственными. Только заложенные в детстве эти качества гармонично приходят во взрослую жизнь. У малыша закладывается представления о роли противоположного пола в жизни. Дочь постигает роль мужчины через поведение отца, а мальчики - роль женщины, через общение с мамой. В этом возрасте уже следует рассказать в доступной для малыша форме о том, как он родился . Ребенок дорос до понимания такой тайны. Правильнее будет, если вы раскроите ему ее дома, иначе это сделают дети во дворе. После пяти лет отношения со сверстниками переходят в дружеские. Появляются первые друзья, обычно такого же пола. Большую часть времени он проводит с ними. Происходит некоторое отдаление от родителей . Ребенок уже безболезненно перенести недолгую разлуку с близкими.

Интеллектуальное развитие

К шести годам ребенок уже может не просто различать животных, но разделить их на диких и домашних. Может объединять предметы по различным признакам, находить между ними сходства и различия. После пяти лет малыш интересуется не только названиями предметов, но и тем из чего они сделаны. Он имеет собственное представление об окружающих его физических явлениях, может объяснить, что такое электричество, магнит Ребенок очень хорошо ориентируется в пространстве : на улице, в знакомых

помещениям, дома. Знает, где покупают игрушки, продукты, лекарства. Он пытается освоить алфавит и научиться чтению по слогам, а также продолжает совершенствовать письмо печатными буквами. Может считать (иногда до сотни, складывать и вычитать в пределах десяти.

Особенности поведения

Ребенок обо всем уже имеет собственное мнение. Может объяснить, кто и почему ему нравится или не нравится. Он наблюдателен. Его очень интересует все, что происходит вокруг. Он стремится отыскать причины и связи между различными явлениями. Малыш становится очень самостоятельным. Если он хочет чему-то научиться, то может заниматься новым интересным для него занятием более чем полчаса. Но переключать его на разные виды деятельности целенаправленно еще очень сложно. Ребенок применяет в играх свои новые знания, сам выдумывает сюжеты игр, с легкостью осваивает сложные игрушки -конструктор, компьютер). К шести годам он осваивает большинство необходимых навыков и совершенствует их прямо на глазах - становится более аккуратным, следит за своим внешним видом - прической, одеждой, помогает вам по хозяйству.

Творческое развитие

Пик творческого развития ребенка. Он творит, не уставая, едва проснувшись, превращая простой тюльпан в необыкновенный аленький цветочек, строит дома для инопланетян. Его очень привлекает живопись, может подолгу рассматривать картины и краски. С удовольствием рисует сам, пытается что-то срисовывать с картины и придумывать свой сюжет. В пять лет ребенок различными цветами выражает свои чувства по отношению к тому, что рисует. Считается, что детские рисунки - ключ к внутреннему миру малыша. Теперь уже он рисует человека уже таким, какой он есть на самом деле, детализируя лицо с глазами, чтобы он видел, с ушами, чтобы слышал, ртом, чтобы говорил и носом, чтобы нюхать. У нарисованного человечка появляется шея. На нем уже есть одежда, обувь и другие детали одежды. Чем больше у картинки сходства с настоящим человеком, тем развитее ваш ребенок и лучше подготовлен в школе .

Игра «Хвастовство» . Родители пишут фломастером на осеннем листочке какое-либо качество или умение своего ребёнка (н-р-моя дочь Маша лучше всех завязывает шнурки) .

Особенности образовательного процесса в подготовительной группе .

3. Сообщение воспитателя (Приложение прилагается)

Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня , образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий) .

Ознакомление родителей с целями и задачами МАДОУ на новый учебный год.

Игра «Чемоданчик » . (Понадобится заранее вырезанный портфель из ватмана и маркеры двух цветов).

Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые как вы считаете, необходимы каждому нам в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать каждому из педагогов. (Родители пишут качества , например : доброта, внимание и т. д.)

4.Просмотр презентации «О подготовке детей к школе»

5.Разное

Выборы нового состава родительского комитета

Работа регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».

Следует коротко напомнить родителям о его функциях .

Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы . Прямым голосованием родительский комитет утверждается

Обсуждение совместного проекта с родителями «В мире профессий»

Вопрос об организации постройки горки

Организация выпускного вечера детей

Вопрос о физкультурной форме

Какую необходимую помощь могут оказать родители

Разработка проекта решения родительского собрания.


Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

Повестка дня:

1. Выступление воспитателя Мавлютовой Н.Х. «Задачи воспитания и обучения детей 6-7 лет».

2. Выступление воспитателя Мавлютовой Н.Х. Упражнение «Парад мнений» на тему: «Подготовка детей к школе»

3. Выступление воспитателя Боровковой С.В. «Кризис 7 лет».

4. Выступления воспитателя Боровковой С.В. «Советы родителям будущих первоклассников».

5. Памятка для родителей будущих школьников (приложение 1).

6. Разное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей подготовительной группы

«Детский сад и родители – равноправные партнеры»

(«Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

Повестка дня:

2. Выступление воспитателя Мавлютовой Н.Х. Упражнение «Парад мнений» на тему: «Подготовка детей к школе»

3. Выступление воспитателя Боровковой С.В. «Кризис 7 лет».

4. Выступления воспитателя Боровковой С.В. «Советы родителям будущих первоклассников».

5. Памятка для родителей будущих школьников (приложение 1).

6. Разное.

Ход собрания:

Здравствуйте, мы рады вас видеть в нашем саду! Хотим вас поздравить

уважаемые родители с переходом в подготовительную к школе группу.

Предлагаем вам немного поиграть и сплотить наш коллектив.

Упражнение «Спичка»

Цель: Сплочение коллектива.

Содержание: Встаньте плечом к плечу (две команды). Сейчас мы раздадим вам спички, которые можно держать только одним пальцем. Ваша задача: всем вместе дойти до финиша, не уронив спичку. Если упала хоть одна спичка, то вся команда возвращается к старту. Вам надо сделать круг вокруг каждого стула. Как именно держать спички, решать вам. Главное условие – держать одним пальцем. Молодцы, садитесь на свои места.

Ответьте на вопросы:

Легко ли было выполнить это упражнение?

Что мешало дойти до финиша?

1. Выступление воспитателя Мавлютовой Н.Х. «Задачи воспитания и обучения детей 6-7 лет».

2. Выступление воспитателя Мавлютовой Н.Х. «Подготовка детей к школе».

2. Упражнение"Парад мнений"

Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы «Подготовка детей к школе».

Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. А наша с вами задача помочь ребятам подготовится к школе.

А) «Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? »

В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.

На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.

Б) «Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»

Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

В) «Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»

Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин.

Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям.

Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

Г) «Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?»

Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит.

Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

Он кого-то обидит;

Его кто-то обидит;

У него что-то заболит;

Он потеряет какую–то вещь;

Он не поймёт, как выполнить задание и т.д

Д) «Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т.е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.

Е) Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

Ё) «В чём различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?»

При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.

Ж) «Могут быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?»

Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.

З) «Почему все дети неодинаково овладевают чтением, письмом?»

Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются.

Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности.

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов.

Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

3. Выступление Воспитателя Боровковой С.В. « Кризис 7 лет».

Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным.

С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность.

С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!

4. Выступление воспитателя Боровковой С.В.«Советы родителям будущих первоклассников».

Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

Приложение 1

Памятка для родителей, будущих школьников

В области развития речи и готовности к овладению грамотой необходимо:

Уметь четко произносить все звуки речи;

Уметь интонационно выделять звуки в словах;

Уметь выделять заданный звук в потоке речи;

Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

Уметь произносить слова по слогам;

Уметь составлять предложения из 3-5 слов;

Уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

Уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

Уметь составлять несколько предложения: о предмете;

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

Уметь последовательно передавать содержание сказки.

У ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

Знать цифры от 0 до 10;

Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

Знать знаки +, -, =, ;

Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);

Уметь соотносить цифру и число предметов;

Уметь измерять с помощью линейки;

Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;

Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.

В области представления об окружающем мире :

Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

Уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)

Уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);

Иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

Знать названия 1-3 комнатных растений;

5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.

Знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

В какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;

Своё имя, отчество, фамилию;

Свой возраст (желательно дату рождения);

Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

Звать правила поведения в общественных местах и на улице.


Время проведения : конец августа - начало сентября.

Форма проведения : беседа - диалог воспитателей и представителя администрации дошкольного образовательного учреждения с родителями детей подготовительной к школе группы.

Цель : ознакомить родителей воспитанников: с содержанием, особенностями и условиями воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе; с возрастными особенностями детей 6-7 лет; с целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.

Подготовка к собранию:

Подготовка поздравительного детского номера;

Украшение группы;

Оформление выставки детских работ;

Подготовка благодарственных писем;

Приглашение представителя администрации дошкольного учреждения, узких специалистов.

Разработка проекта решения родительского собрания на заседании родительского комитета.

План проведения

1. Торжественное начало собрания: выступление детей, поздравление с началом учебного года, вручение благодарственных писем за помощь в подготовке группы к началу учебного года.

2. Выступление воспитателя:

Цели и задачи дошкольного образовательного учреждения на учебный год;

. «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» (приложение А) или «Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы» (приложение Б);

Режим дня, сетка занятий;

Организация дополнительного образования: платного и бесплатного (в форме кружковой работы).

3. Встреча с узкими специалистами.

4. Знакомство с родителями вновь пришедших детей.

5. Выборы родительского комитета группы.

6. Определение тематики групповых родительских собраний. Утверждение плана совместной работы на учебный год.

Ход мероприятия

I. Подготовительный этап

Воспитатель обдумывает форму приглашения родителей воспитанников. Приглашение может быть выполнено в виде поздравительной открытки со следующим содержанием:

Уважаемые мама и папа воспитанника группы №... детского сада № ... (фамилия, имя)!

Приглашаем вас на встречу родителей с воспитателями группы (Ф.И.О.) и (Ф.И.О.) и представителями администрации дошкольного учреждения.

Встреча состоится (дата, время) в группе №... нашего детского сада.

Воспитатель (Ф.И.О.)

Приглашение-объявление о предстоящим родительском собрании может быть оформлено и на двери группы, которую посещают дети, и в родительском центре на видном месте. Приглашение на родительское собрание может быть сделано и по телефону.

Воспитатель оформляет приглашение на первое родительское собрание и узким специалистам, которые будут работать с воспитанниками группы в течение предстоящего учебного года. Это могут быть музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре и плаванию, преподаватель ИЗО, психолог дошкольного учреждения. Воспитатель обговаривает с каждым из них цель его прихода на данное родительское собрание и примерный текст выступления.

Воспитатель приглашает на родительское собрание также представителя администрации ДОУ (старшего воспитателя) и обговаривает с ним момент представления нового воспитателя, если он начинает работать в группе вновь.

Если в группе появились новенькие дети, то воспитатель обговаривает с родителями этих детей содержание речи, отражающей особенности ребенка, его занятий и увлечений, стиля воспитания в данной семье. По данной схеме будут рассказывать о своей семье вновь вливающиеся в родительский коллектив родители.

Воспитателям необходимо подготовить текст анкеты, включающей наличие определенных сведений, касающихся семьи ребенка. Данная анкета может быть использована воспитателями на протяжении всех лет посещения ребенком детского сада. Каждый год организационное собрание в группе начинается с этой, уже заполненной анкеты, в нее вносятся лишь произошедшие по истечении каждого года изменения (приложение В).

Воспитатели в период подготовки к родительскому собранию придумывают наглядное оформление в виде плакатов с высказываниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей. Плакаты могут быть следующего содержания:

. «Воспитание - лучший припас к старости». (Аристотель)

. «Терпение - пластырь на все раны».

. «Хороший пример - наилучшая проповедь».

. «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью».

(А. Чехов)

К данному родительскому собранию желательно оформить стенды, отражающие культурно-досуговую деятельность детей группы, физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении по сбережению и сохранению здоровья детей, в целом направления воспитательно-образовательной работы данного дошкольного образовательного учреждения.

II. Организационный этап

Родители, заходя в группу, рассаживаются произвольно. Если в группе появились новенькие дети, то на первом собрании воспитатель дает каждому приходящему на собрание родителю бейдж с полностью написанными фамилией, именем, отчеством. Цель - предоставить возможность познакомиться со вновь пришедшими родителями.

В группе звучит музыка, помогающая снять ощущение усталости от напряженного рабочего дня и настраивающая на совместную работу. У гостей должно быть время ознакомиться с содержанием подготовленных к собранию стендов. Воспитатель помогает освоиться новым представителям родительской группы, вовлекая их в просмотр подготовительных стендов. Родительское собрание начинает вести воспитатель.

Представитель администрации дошкольного учреждения представляет родителям нового воспитателя (если таковой имеется). Сообщает присутствующим родителям сведения о его образовании, стаже работы в качестве воспитателя, количестве выпусков, сделанных воспитателем, об основных отличительных особенностях выпускников данного воспитателя, о стиле, методах и формах работы, предпочитаемых воспитателем.

Затем присутствующим оглашаются вопросы, предлагаемые для рассматривания на родительском собрании, представляются присутствующие, оговаривается продолжительность проводимого собрания.

Выбирается председатель и секретарь родительского собрания сроком на 1 год.

Далее воспитатель информирует родителей воспитанников о режиме дня группы, содержании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с реализуемой образовательной программой, о расписании развивающих занятий, дополнительных образовательных услугах (платных и бесплатных), сообщает номера контактных телефонов администрации дошкольного учреждения и воспитателей.

Родителям раздаются памятки «О возрастных особенностях детей подготовительной к школе группы» и «Правила поведения в дошкольном образовательном учреждении».

III. Этап ознакомления родителей с достижениями их детей

На организационном собрании данный этап проведения собрания будет заключаться в представлении присутствующих узких специалистов и их сообщения об особенностях работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников (музыкальное, речевое, физкультурно-оздоровительное, изобразительное) и основных требованиях, предъявляемых к воспитанникам при изучении данного предмета, а также обговариваются необходимые принадлежности для занятий. Узкие специалисты называют день, отведенный им для проведения консультаций с родителями воспитанников.

IV. Этан проведения педагогического всеобуча для родителей

На данном этапе предполагается ввести родителей воспитанников в круг целей и задач дошкольного образовательного учреждения на новый учебный год, в решении которых предстоит принять участие и родителям воспитанников данной группы. Главная задача воспитателей группы - увлечь родителей общей идеей дошкольного учреждения, чтобы родители стали единомышленниками в разрешении проблем, возникших на данном этапе развития учреждения. Поэтому необходимо указать конкретную роль родителей группы на предстоящий учебный год.

V. Этап знакомства с новыми родителями

Проводится в устной форме. Цель - познакомить вновь пришедших родителей с коллективом родителей. Можно использовать игры в знакомства (приложение 3).

Раскрыть в краткой форме индивидуальные особенности семей. Первыми выступают представители родительского комитета, далее новые родители и все желающие. Выступления представителей семей должны содержать краткую, но интересную информацию о семье. После выступления всех желающих родителей предлагается внести свои изменения в предложенную воспитателями анкету. На работу по заполнению анкеты отводится 5 мин.

VI. Выборы родительского комитета группы

При выборе родительского комитета группы можно воспользоваться документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения» и обязательно ознакомить родителей с задачами родительского комитета, организацией и содержанием работы, правилами родительских комитетов. Воспитатель может также использовать и локальный акт своего дошкольного образовательного учреждения «Положение о родительском комитете группы». Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативной группе можно предписать те же задачи и права, что и родительскому комитету группы, указанные в «Положении о родительском комитете группы». Изменяется лишь организация и содержание работы инициативной группы.

1. Инициативные группы формируются на общем собрании родителей группы в составе 5-6 человек, количество групп - 4.

2. Комплектование инициативных групп происходит добровольно по желанию родителей.

3. Каждая инициативная группа отвечает в течение одного квартала:

За привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками;

Осуществление мероприятий по укреплению материально- технической и наглядно-дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно- гигиенических условий;

Развитие, укрепление связей педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников;

Проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников.

4. Инициативная группа составляет план работы на квартал, учитывая условия и возрастные особенности воспитанников группы и их родителей.

5. Инициативная группа принимает решение при наличии на заседании не менее 4 ее членов.

6. Заседания индивидуальной группы проходят по необходимости, но не менее 2 раз в квартал.

7. Инициативная группа отчитывается о проделанной работе на родительском собрании группы.

8. Руководителем работы всех инициативных групп является председатель родительского коллектива группы, избираемый на родительском собрании и являющийся представителем от группы в родительский комитет дошкольного образовательного учреждения или Совет ДОУ.

VII. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы

Сначала следует познакомить родителей с мероприятиями, которые будут проводиться в рамках Годового плана работы дошкольного учреждения на новый учебный год (раздел «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»). Целесообразно выступление одного или нескольких родителей, присутствовавших на обсуждении предварительного плана проведения совместных мероприятий. Обговаривается количество планируемых мероприятий, цель их проведения, материальное оснащение, назначаются ответственные за проведение, определяется тематика групповых родительских собраний. Утверждается групповой план совместной работы на новый учебный год.

VIII. Подведение итогов родительского собрания

На этапе подведения итогов первого родительского собрания следует обговорить вопрос о проведении следующих родительских собраний, времени их проведения, продолжительности. В преддверии проведения следующего родительского собрания воспитателю желательно раздать родителям памятку-письмо по теме следующего родительского собрания.

Решение данного родительского собрания может быть следующим.

1. Установить режим присутствия на групповых родительских собраниях - 1 раз в квартал. Время начала проведения родительского собрания - 19.00.

2. Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий в течение первого квартала: (перечисляются имена, фамилии, отчества входящих в данную инициативную группу).

3. Назначить дату заседания инициативной группы по составлению плана групповой работы на первый квартал.

4. Председателем родительского коллектива группы избрать (фамилия, имя, отчество).

5. Принять к сведению содержание памятки «Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования» («Возрастные особенности развития детей подготовительной группы»),

6. Воспитателям планировать свой стиль взаимодействия с родителями группы, стремясь к выполнению главной задачи - созданию благоприятного климата для воспитания, обучения и развития детей в сложившемся коллективе.

Приложение А. Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Этот компонент государственного стандарта соответствует п. 1 ст. 7 закона Российской Федерации «Об образовании» в части требований к подготовке выпускников и определяет достижения ребенка на данном этапе развития.

Указанные достижения выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и служат опорой учителю начальных классов для реализации индивидуального подхода.

Целевые ориентиры ступени дошкольного образования (возрастные характеристики ребенка на этане завершения дошкольного образования)

Целевые ориентиры дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных характеристик ребенка. Эти характеристики отражают идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей. Они не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования и уровня развития самого ребенка. Степень соответствия особенностей ребенка возрастному портрету может быть выявлена только при определенных условиях. Подлинные возможности дошкольника могут быть достоверно установлены только при длительном наблюдении за ним в естественных, привычных для него ситуациях.

Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно:

Положительное отношение к себе;

Уверенность в своих силах;

Открытость внешнему миру.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости Устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание. Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Приложение Б. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Воображение - это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения - это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.

Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 - 7 лет:

* ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

* в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

* ведущее значение приобретает развитие воображения.

Приложение В. Анкета для родителей вновь пришедших в группу детей

Дорогие родители!

Ваш ребенок стал воспитанником нашего детского сада, в связи с этим мы просим вас заполнить анкету.

1. Ребенок:

фамилия, имя __________________

дата рождения __________________

страховой полис __________________

фамилия, имя, отчество __________________

год рождения __________________

образование, специальность __________________

место работы, телефон __________________

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) __________________

5. Домашний адрес, телефон __________________

6. Ребенка, кроме родителей, могут забирать: __________________

7. Какие заболевания перенес ребенок, имеются ли у него хронические заболевания? __________________

8. Существуют ли ограничения в пищевом, температурном режиме и пр. для вашего ребенка? __________________

9. Кто из членов семьи больше всего времени уделяет ребенку? __________________

10. Кому из членов семьи ребенок отдает предпочтение в процессе общения, игры? __________________

11. Назовите любимые ребенком игры, занятия и другие виды деятельности __________________

12. Существует ли у вашего ребенка любимое занятие, которым он может самостоятельно заниматься довольно продолжительное время? __________________

13. Назовите любимые игрушки вашего ребенка. Как вы думаете, почему ребенок их выделяет? __________________

14. Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома? Какие? Как часто? Кто проводит? __________________

15. Перечислите положительные качества вашего ребенка __________________

16. Какие черты характера вас настораживают в ребенке? __________________

17. Какие склонности, задатки вы заметили в вашем ребенке? __________________

18. Какими способами вы поощряете ребенка? __________________

19. Какая мера поощрения, на ваш взгляд, наиболее действенна? __________________

20. Наказываете ли вы своего ребенка? За что? Каким образом? __________________

21. Дайте краткую характеристику поведения ребенка в домашней обстановке

22. Дайте краткую характеристику поведения вашего ребенка вне дома:

со взрослыми __________________

с детьми на детской площадке __________________

в группе __________________

23. Какое участие вы бы хотели принять в жизни нашего детского сада? __________________

24. О каких семейных традициях вы хотели бы рассказать? __________________

25. Желаете ли вы получить консультацию по вопросам воспитания ребенка:

психолога

медицинского работника __________________

старшего воспитателя __________________

другого специалиста (укажите, какого) __________________

26. Другие замечания и пожелания __________________

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в подготовительной к школе группе

«Ребенок на пороге школы» 2018г

Цель : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Задачи:
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия

«Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
2. Анкетирование родителей воспитанников.
3. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
4. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
5. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Возраст наших детей от 6 до 7 лет, и совсем скоро у них окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка

(черная - сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).

Вопрос родителям, которые подняли черную карточку:

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?

Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе.

Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Итак, поговорим о готовности ребенка к школе.

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, что, конечно, тоже имеет значение. Но самое главное при переходе на качественно новую ступень –

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ и

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

она представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

мотивационная готовность; волевая готовность; интеллектуальная готовность; социальная готовность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ – СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА.

Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков.

Залог успеха - объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.

Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а затем - выполнение всех назначений врача.

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья:

Четкое и строгое выполнение режима дня

(приучает ребенка к определенному распорядку)

Достаточная продолжительность ночного и дневного сна

(в сумме примерно 12 часов) предотвращает утомляемость.

Свежий воздух – подлинный эликсир здоровья

Совет родителям:

Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание/плавание. Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

Мотивационная готовность.

Первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов , отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показывают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое

1группа - Получение новых знаний

2группа - Внешние атрибуты школьной жизни:

портфель, форма, школьные принадлежности, встреча с учителем,

перемены между уроками т.д.

Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотивационно не готовы, и у первой, и у второй группы детей присутствует положительная мотивация к обучению в школе, которая будет являться фундаментом для формирования учебной деятельности. Но…

Волевая готовность.

… существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать» , без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

«Надо» выходит на первый план вместо «хочу».

Совет родителям :

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные игры.

Интеллектуальная готовность

Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов:

Умение обобщать. Сравнивать. Классифицировать разные объекты. Выделять существенные признаки вещей и явлений. Делать выводы. Это развитие образного и словесно-логического мышления. Овладение родным языком и основными формами речи. Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Хорошая память и внимание.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов; домашних и диких животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Социальная (коммуникативная) готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает следующие умения:

способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, при необходимости, уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Совет родителям:

Поддерживайте доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Помните - личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

На что еще следует обратить внимание при подготовке к школе:

Развитие самостоятельности

- Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

- Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

- Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

- Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы.

- Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять.

- Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Подготовка руки к письму

предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки .

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики:

1. Лепка из глины и пластилина.. 2. Рисование или раскрашивание картинок 3. Изготовление поделок из бумаги, 4. Изготовление поделок из природного материала; 5. Конструирование. 6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. 7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке. 9. Всасывание пипеткой воды. 10. Нанизывание бус и пуговиц. 11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. 12. Переборка круп. 13. «Показ» стихотворения. 14. Театр теней. 15. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ?

1.Не волноваться, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние» идете в школу.

3.Обратиться к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень

развития Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

4. Беседовать со своим ребенком:

- о школе (не приукрашивая и не пугая)

- о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителями (не запугивая,

и не рисуя радужных картин)

- о радостных минутах своего школьного детства, о своих огорчениях

- постараться дать понять ребенку следующее:

«ЕСЛИ БУДЕТ ТРУДНО В ШКОЛЕ, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕБЯ ПОЙМУ. МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ ТРУДНОСТЯМИ».

5. Для ребенка «первый раз в школу», все равно, что для нас «первый раз на работу» - тревога ожидания, настороженность, и, если, вдруг, действительно не поймут - боль, обида, слезы…

6. Кто поможет ребенку? Только вы – родные люди.

7. Поддержите, приласкайте, погладьте: ребенку необходимо 16 ласковых прикосновений в день, включая любящий взгляд, чтобы он нормально развивался и чувствовал себя уверенным в жизни.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка. 2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы.

К чему надо быть готовым родителям

перед школой?

- что ребенок не совсем готов к тому, что ему со всех сторон буду говорить «надо» и «ты обязан»

- что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности

- что ему непривычно будет «быть одним из многих»

- что могут обостриться заболевания

- что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движения

- что Вы будете ему нужны рядом, как никогда

- что ребенку просто необходимы положительные эмоции

- что ему будет трудно отпирать дверной замок (заранее научите)

- что на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы

- что психика ребенка в этот период наиболее ранима:

(Вам нужно будет сдерживать свои эмоции)

- что ребенок ждет от Вас похвалы

- что он хочет чувствовать себя счастливым и умеющим

- что ему будет плохо без Вашего понимания, любви и заботы.

Пожелания родителям в процессе

подготовки ребенка к школе

- Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.

- Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.

- Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Это дает ребенку уверенность в своих силах.

- Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

- Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.

- Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

- Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1

Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями. Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства внимания. Учите малыша играть в домино, шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания». Развивайте у дошкольника наблюдательность. Занимайтесь с ребенком систематически

(2-3 раза в неделю)

Продолжительность каждого занятия не больше 30 минут. Рисовать (писать), читать, лепить , раскрашивать,

вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут

заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике.

Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.

Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).

Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем селе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17. Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение задач на сложение и вычитание

10 советов родителям как защитить детей

Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом

Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослого.

Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.

Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.

Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.

Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.

Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.

Научите их избегать пустынных мест.

Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.

Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) – один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером

До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют .

Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.

1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.

2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.

3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Я советую Вам, выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом. Пособия с понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи.

Кроме того, в нашей раздевалке, в уголке «Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.

РЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1.Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к

школе.

3.Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с

целью расширения кругозора, ознакомления со школой,

работой учителя.
4.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к

школе
5.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной,

эстетической и спортивной направленности.



Рассказать друзьям