МАДОУ ДС № 88 «Одуванчик» г. Нижневартовск.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «В гости Алёнушка пришла»
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданствен-ности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно — патриотическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Программное содержание:
Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей освоих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
Материал и оборудование: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: — Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни — о семье. Почему о семье? Потому что семья — это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Алёнушка. Ребята — это ласковое имя Алёнушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (Стук в дверь). А вот и Алёнушка пришла. Входит Алёнушка (ребёнок).
Воспитатель: — Здравствуй, Алёнушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Алёнушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.
Алёнушка: — Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
Собирайтесь дети в круг,
Я твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Дети образуют круг).
Алёнушка: — Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Алёнушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. (Дети называют своё имя:Мишенька, Катюша, Настенька).
— Какие красивые у вас имена, ребята.
Воспитатель: — У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (Они добрые, заботятся о нас).
— А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (Воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос).
— Как ты обычно называешь маму? Папу?
— Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
— Как называют маму подруги?
— Как называют папу друзья?
— Как твою бабушку называют другие люди?
— Кто в вашей семье старший?
— Как ты называешь мамину маму?
— Как ты называешь папиного отца?
— Ты для бабушки кто?
— Кто для тебя бабушкин сын?
— Кто для тебя бабушкина дочка?
— Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
Алёнушка: — Ребята, а что такое семья?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно.
Воспитатель: — Семьи, Алёнушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
Алёнушка: — Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы — самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
Воспитатель: — Да, Алёнушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
Игра «Продолжи пословицу».
— В гостях хорошо,…… а дома лучше.
— Не красна изба углами,…… а красна пирогами.
— Каково на дому,…… таково и самому.
— Дети не в тягость,…… а в радость.
— Когда семья вместе…… и душа на месте.
— Всякой матери…… своё дитя мило.
— Мать кормит детей, как земля людей.
— Семья – это…… семь Я.
Воспитатель: — Алёнушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с
родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».
— Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это?
Дети: — Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
Воспитатель: — Как вы думаете, почему?
Дети: — Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
Воспитатель: — Алёнушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье.
Алёнушка: — Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
Воспитатель: — Да, Алёнушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).
Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
Ребёнок. — Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Бабушка. — Ты Федина дочка, моего сыночка.
Ребёнок. — Мой папа большой, и совсем не сыночек!
Бабушка. — Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
Ребёнок. — Да разве у дочки мы были? У тёти!
Бабушка. — Тётю твою, я в люльке качала…
Ребёнок. — Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
Бабушка. — Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
Ребёнок. — Бабушка, что — то у нас пригорело!
Бабушка. — Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: — Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное — плохие. Начинаем!
Игра «Хорошо – плохо».
Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
Девочка кричала на маму. (Плохо.)
Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
Воспитатель: — Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
Алёнушка: — Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
Воспитатель: — Алёнушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки.
Алёнушка:
— Я спрошу у вас друзья:
Что такое семья?
Трудно быстро дать ответ?
Ну, тогда вам мой совет:
Отгадайте по порядку
Все семейные загадки.
Воспитатель:
— Кто хозяин в доме первый?
На ком держится семья?
«Мама», — скажете, наверно!
Мальчик: Это папа, это я. (Ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показы-вает своё лицо в прорезанное отверстие).
Воспитатель:
— Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей не чуточку, не лень!
Её любит вся семья!
Девочка: — Это мама, это я!
Воспитатель:
— Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Девочка: — Это наша бабушка!
Воспитатель:
— Кто на машине нас прокатит?
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит,
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним скуки нет!
Кто же это?
Мальчик: — Конечно дед!
Воспитатель:
— Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад!
Мальчик: — Конечно это старший брат!
Воспитатель:
— У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички.
Девочка: — Конечно, это я, сестричка!
Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.
Воспитатель:
— Мы все загадки загадали
И обо всех сейчас узнали
И что вы скажете, друзья.
Дети:(хором)- Что это дружная семья!
Алёнушка:
— Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
— Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.
Рефлексия.
Воспитатель:
— Что вам понравилось на занятии?
— Что же такое семья?
— Какой должна быть семья?
Звучит песня «Светит солнышко для всех».
Алёнушка приглашает детей на чаепитие с вкусными домашними пирогами.
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе детского сада.
Тема: «Фея «Добра» у нас в гостях».
Цель: Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Продолжать учить оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Развивать связную и выразительную речь, логику, мышление. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
Оборудование: Живой персонаж "Фея «Добра»", магнитофон, открытки (хорошие и плохие поступки), цветные карандаши, бумага.
Ход.
Дети с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваются: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ребята, посмотрите сколько у нас гостей.
Давайте с ними поздороваемся.
- Дети идут к гостям и протягивая к ним ладошки здороваются под музыку -"Прикосновение ладошками"
Вос-ль: У гостей ладошки теплые? (ответы детей)
Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра», моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»?
Ответы детей...
(Входит Фея «Добра».)
Фея:
Добрые слова не лень повторять мне целый день.
Только выйду я из дома
- Добрый день! - кричу знакомым
- Здравствуйте, ребята!
- Добрый день!
А какие добрые слова вы знаете, ребята?
(ответы детей индивидуальные)
Молодцы! А я Фея «Добра». Пришла к вам в гости. Мне нужна ваша помощь. У меня есть карточки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, но они перепутались.
А вы мне поможете разобрать их? (ответы детей) Задание будет такое: надо взять карточку, рассмотреть её, оценить поступок. Работа детей
Фея: Благодарит детей за оказанную помощь и предлагает второе задание: «Скажи наоборот».
.
Вос-ль: Мы тебе сейчас поможем разобраться.
Игра "Наоборот"
Фея: "Ой, что-то я устала".
Вос-ль: А ты Фея, посиди, а дети тебе стихи почитают.
Чтение стихов.
1. Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы...
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою...
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
2. Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно.
3. Я бабуленьку родную
Очень крепко поцелую,
Ведь бабуленька моя
Очень-очень добрая.
4. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
5. Доброе утро! Птицы запели
- Добрые люди вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
6. Нам желают. - Доброго пути!
Будет легче. Ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
7. Доброта живет на свете
Только в добром сердце дети.
Фея достает третье задание Игра "В мире сказок".
(Дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок).
Фея: Да, да я слышала сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Как он в козленочка превратился. Это Золушка мне рассказала и даже показала зарядку для пальчиков про упрямых козлят.
Пальчиковая гимнастика.
Вот мостик горбатый
Вот козлик рогатый
На мостике встретил он
Серого брата
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться
И козлик с козликом
Стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались
И в речке глубокой
Вдвоем оказались.
Вос-ль: Ребята, вот к чему приводит ссора, а надо быть дружными, добрыми. А ведь мы с вами знаем мирилку. Давайте покажем ее Фее.
Мирилка:
Ехали на лодке
Кушали селедку
А селедка не годится
Надо, надо помириться.
Мир, мир навсегда
Ссора, ссора - никогда.
Фея: Ребята, вы справились со всеми заданиями.
Большое вам спасибо. Это очень хорошо, что вы дружные, добрые, умные.
Ой, сколько у вас цветов, сделаю я букетик для Золушки.
Вос-ль: Что ты, Фея, это у нас комнатные растения. Их нельзя
рвать, ими надо любоваться. И дети смотрят на них глазами, руками не
трогают.
Фея: Хотела доброе дело сделать. Золушке подарок подарить.
Вос-ль: Фея, а давай дети нарисуют цветы, а ты их подаришь Золушке.
Рисунки цветов.
(Дети рисуют цветы,встречаются с затруднениями, на одном столе нет у одного ребёнка листа бумаги, на другом сломан карандаш. Дети выходят из этой ситуации. В первом случае рисуют вдвоём на одном листе бумаги. Во втором случае рисуют по очереди одним карандашом).
Фея: Ну, что ж, молодцы ребята, справились с трудностями в сложной ситуации, цветочки получились просто замечательные, это потому, что вы рисовали их от доброго сердца. Я думаю, что Золушка такому подарку будет очень рада.
Вос-ль: Знаешь Фея, на прощание ребята хотят тебе рассказать пословицы.
Пословицы:
-Добро сеять, добро и пожинать
-Учись доброму, худое на ум не пойдет.
-Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
-Доброта без разума пуста.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Ссора до добра не доводит.
- Друзья познаются в беде.
- Новых друзей наживешь, но старых не забывай.
- Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
- Делу - время, потехе - час.
- Не будет скуки, если заняты руки.
- В ком правды нет, в том и добра мало.
- Легко сломать, да трудно сделать.
Фея: Какие хорошие пословицы, и я поняла, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. И как же мне вас отблагодарить за вашу доброту. Да, подарю я вам диск со сказками.
И на прощание давайте потанцуем.
Танец под песню «Мы поссоримся и помиримся»
Фея: Добрые слова не лень говорить мне целый день. Всем знакомым на прощанье говорю я "До свиданья"
Программное содержание
Образовательные задачи : совершенствовать навык точно интонировать мелодию; формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Развивающие задачи : развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить ее.
Воспитательные задачи : совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми посредством гармонизации внутреннего мира каждого ребенка.
Словарь: ввести в активный словарь детей слова: «забота», «внимание»; объяснить значение слова «заповеди».
Музыкальный репертуар : «Наша воспитательница» (Т. Попатенко); «Топни, ножка моя» (Т. Суворова); «Менуэт» (Л. Баккерини); «Сентиментальный вальс» (П. Чайковский); «Танцы кукол: вальс, полька, романс» (Д. Шостакович).
Предварительная работа: предварительное разучивание элементов танца «Топни, ножка моя» Т. Суворовой; беседа по содержанию песни «Наша воспитательница» Т. Попатенко.
Ход занятия
Под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, как ваши поступки могут радовать и огорчать окружающих людей. Если мы посмотрим на небо, то заметим, что солнышко ласково согревает все живое на Земле. А если вдруг набежит тучка на солнце, то один-единственный лучик все равно будет проявлять о нас свою заботу, будет оказывать нам внимание. Ведь доброта — это и есть внимание и забота о других людях.
Проводится психотренинг «Услышь свое сердце».
Музыкальный руководитель : Ребята, положите, пожалуйста, ручку на свое сердечко! Почувствуйте, какое ваше сердечко доброе, ласковое, нежное. Давайте пошлем всему миру из нашего сердечка лучик нежности и доброты и скажем: «Пусть всему миру будет хорошо!»
— Сердце — наш самый главный учитель. Только оно может нам подсказать, как научиться быть внимательным к окружающим людям, как надо заботиться о своих близких и родных: о сестренке, о маме, о папе, о бабушке с дедушкой.
И есть душа крылатая твоя.
Когда душа добру отворена,
Как птица счастья, вещая она.
Томится птица в окруженье зла,
Изранены тогда ее крыла.
Добро и зло — две сферы бытия,
И есть душа крылатая твоя.
Воспитатель : Ребятки, я вам сегодня приготовила интересную сказку «Что на свете самое главное?»
Проводится речетерапия (сказка А. Лопатиной, М. Скребцовой «Что на свете самое главное?»).
Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас я загадаю вам различные загадки-ситуации, а вы будьте внимательны. Если вы согласны с каким-либо действием — хлопните в ладоши, если не согласны — покачайте головой. Можно или нельзя:
а) посадить дерево;
б) толкнуть прохожего;
в) дернуть кошку за хвост;
г) вылечить больную птичку;
е) уступить место бабушке в троллейбусе и т.д.
Проводится тренинг «Загадай желание».
Музыкальный руководитель: Ребята, я прошу вас сосредоточить внимание на сердце и назвать один хороший поступок, который вы хотели бы совершить.
Воспитатель: Запомните: надо учиться быть внимательным к людям, стараться почувствовать, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь. Вы же чувствуете, какой заботой и вниманием окружают вас наши любимые воспитатели. Давайте подарим нашим воспитателям красивую песню.
Дети исполняют песню «Наша воспитательница» Т. Попатенко.
Воспитатель: А теперь, ребята, порадуйте нас, пожалуйста, веселым танцем «Топни, ножка моя» Т. Суворовой.
Дети исполняют танец «Топни, ножка моя» Т. Суворовой.
Воспитатель : Спасибо, ребята, вы так замечательно танцевали, что подняли мое настроение! Давайте почаще радовать друг друга добрыми делами, а не только словами.
Мне пошел десятый год,
Я теперь за всех в ответе.
В голове уже не ветер,
В ней полным-полно забот:
Повозиться с братом Сашей,
Чтоб не плакал, не кричал,
Деду сделать простоквашу,
Чтоб на внуков не ворчал.
Вымыть пол во всей квартире,
В ванной старый кран сменить
И сестренке младшей Ире
Куклу Барби починить.
Вырос я, мне не до скуки,
До всего доходят руки:
Я без дела не сижу,
Я семье своей служу.
Музыкальный руководитель : Ребята, а сейчас я попрошу вас нарисовать какое-либо доброе дело, которое вы сделали когда-нибудь.
Проводится цветотерапия «Добрые дела» . Звучит классическая музыка по выбору музыкального руководителя — «Менуэт» Баккерини, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского, «Танцы кукол: вальс, полька, романс» Д. Шостаковича и др.
Музыкальный руководитель: Знаете ли вы, ребята, что все в мире подчиняется определенным законам? Что ты из своего сердца посылаешь в мир, то тебе и возвращается. Если человек делает добрые дела, то окружающие люди относятся к нему с уважением, помогают ему, а если совершает плохие поступки, такой человек становится одиноким, у него нет друзей. Есть русская народная пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». А человек сам выбирает, что он будет творить — добро или зло. Во многих религиях человечеству были даны правила поведения, они называются «заповеди»: не лги, не кради, не делай зла, не убивай, твори добро, люби людей. Если бы люди соблюдали эти правила, то избежали бы многих ошибок и бед. Только мы сами можем построить новый прекрасный мир, если будем становиться лучше и делать добро, никого не обижать, любить людей и помогать им. Давайте тихонько скажем: «Пусть миру будет хорошо».
Дети под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова выходят из зала.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. И наша группа не является исключением. Мы стараемся создать благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у детей с помощью различных методов: игр, упражнений, бесед, чтения рассказов.
Уважаемые родители, воспитатель предлагает вам ознакомиться с одним из проведенных ею занятий по нравственному воспитанию.
Занятие в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
Цель: Научить детей осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения. Развивать дружеские взаимоотношения , уточнять представления детей о том, что значит «уметь дружить», познакомить с пословицами и поговорками о дружбе, закреплять знание цветов. Воспитывать у детей умение сопереживать, быть отзывчивыми.
Материалы: Игрушка Буратино, запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», клубок ниток, карточки с изображением фрагментов сказок.
Предварительная работа : Заучивание стихов про дружбу и друзей. Чтение и обсуждение рассказов о дружбе, разучивание коммуникативной игры «Клубочек», рисование на тему «Мой лучший друг».
Ход занятия:
1. Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, представляете. Прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.
Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?
Буратино: Не знаю, просто так.
Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.
Буратино: Ой, как интересно!
Проводится игра «Клубочек» (по кругу)
Посмотрите ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его, конец ниточки оставлю у себя, а клубок передам Диме, со словами « Дима, ты мой друг», а Дима, держась за ниточку, в свою очередь передаст клубок своему другу, при этом тоже, назвав своего друга. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей, помогая им. Во время игры дети слушают запись песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»).
Воспитатель: Посмотрите, ребята ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. Видите, какая красивая получилась у нас паутинка дружбы.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?
Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.
Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».
Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.
Воспитатель : Дима, а у тебя есть друг?
Дима: Да. У меня есть друг, его зовут…
(спросить несколько детей)
Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?
Дети : (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?
Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…
Дети читают стихи о дружбе.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Друг - это тот, кто тебя понимает.
Друг - это тот, кто с тобою страдает.
Друг не покинет тебя никогда
Друг остается с тобой навсегда.
Лишь другу ты можешь доверить секрет,
Ведь между друзьями предательства нет.
И тот, у кого миллионы друзей,
Намного богаче всех королей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, какие есть пословицы о дружбе:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Воспитатель: Буратино, ты понял, о чём говорили ребята? Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил придумает, как его развеселить
Игра «Да-да-да, Нет-нет - нет» (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают хором, если «да» - поднимают руки вверх, и подпрыгивают, если «нет» - руки остаются опущенными и приседают).
1. Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2. Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3. Умные руки умеют играть (да-да-да)
4. Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5. Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6. Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7. Будем крепко мы дружить (да –да - да)
Font-size:14.0pt">
Восп-ль:
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим,
Всем нам будет хорошо,
Вместе радостно, легко.
Дети садятся на свои места.
3. Игра "В мире сказок".
(Дети определяют по карточкам название сказок, героев сказок и рассказывают, как им помогла дружба).
Буратино: Мне так у вас понравилось. Я понял, что зря обидел Мальвину. Мне так хочется побыстрее всё исправить, извиниться.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Буратино на память рисунки своих друзей и отдадим клубочек. Он отдаст его Мальвине, помириться с ней, научит своих друзей нашим замечательным играм. До свидания, Буратино! Приходи к нам ещё, мы будем рады видеть тебя и твоих друзей.
Часть I
Педагог:
— обсуждает с детьми, что такое обязательства; у каждого ли человека они есть, в чем они заключаются (обязательство — данное обещание, требующее безусловного выполнения);
— обобщает и уточняет ответы ребят;
— расширяет представления об обязательствах:
родителей перед детьми,
воспитателей перед детьми его группы,
детей — перед родителями,
детей — перед воспитателем,
детей и их родителей перед домашними животными (кошкой, собакой).
Помните! Не принимайте на себя обязательств больше, чем в состоянии выполнить. А если взяли их на себя, то выполняйте. Обязательство — это долг перед кем-либо.
ЭТИКА
«Одинокий Муравей»
Муравьи целое лето работали: построили себе в лесу большую кладовую, припасли на зиму пищу. В комнатки своей кладовой нанесли маленьких зернышек, кусочков сладкой травы.
Один муравей не захотел трудиться со всеми. Он сказал:
— Зачем мне эта большая кладовая? Разве много надо муравью? Горсточка зернышек — и достаточно. Я — Одинокий Муравей. Никто мне не нужен, но и до меня никому дела нет. Я гордый Одинокий Муравей.
Построил Муравей себе маленькую лачужку, сел и размышляет. Муравьи из Большого Муравейника соорудили кирпичный завод, укрепляют кирпичами стены своей большой кладовой.
Зовут Одинокого Муравья:
— Иди к нам, у нас веселей.
Одинокий Муравей говорит:
— Не мешайте мне думать.
— О чем же ты думаешь, Одинокий Муравей?
— Я думаю о том, что такое жизнь.
Пришла зима. В Большом Муравейнике тепло, уютно. А в лачужке у Одинокого Муравья холод, на стенах выступила изморозь. И есть нечего. Дрожит от холода и голода Одинокий Муравей. Не выдержал, убежал из лачужки. Просится в Большой Муравейник.
— Но почему же ты не думаешь свою думу, Одинокий Муравей. Ведь одному-то думать лучше.
— Хорошо думать, когда сыт. А когда голодный, никакая дума не думается.
Плохо оказаться Одиноким Муравьем.
В. Сухомлинский
Словарная работа: лачуга — бедная хижина, небольшой, плохо обустроенный дом; изморозь — иней, т.е. рыхлый снежный покров, образующийся из падающих капелек во время мороза.
Вопросы
Почему Муравей стал Одиноким?
Какого литературного персонажа напоминает этот муравей? (Попрыгунью Стрекозу.)
Часть II
Экознак «Не уничтожай лесных пауков и их паутину»
Пауки сокращают численность вредных насекомых.
ИЗУЧАЕМ РАСТЕНИЕ
Ежа (сборная) — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству злаковых. Растет на лугах, полянах и опушках леса. Цветет в конце мая — начале июня.
Одно из самых распространенных злаковых растений. Мелкие колоски сидят пучками на конце жестких веточек стебля, образуя метелку. Листья узкие, длинные, слегка шероховатые.
Название растения происходит от сходства соцветия с ежом. Ежа — одна из лучших кормовых трав.
Удивительное растение,
В этом нет никакого сомненья.
На ежа оно похоже:
Еж в иголках, соцветие — тоже.
Ежой его называют,
Животные злак обожают.
Вопросы
Откуда растение ежа получила свое название?
Где оно растет?
Когда цветет?
Как выглядят его колоски?
Какие листья у этого растения?
Где применяется ежа?