Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Учимся понимать чувства других людей. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Животные в природе и дома

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Аккош» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

В мире материалов

(ознакомление с окружающим миром)

Воспитатель 1 категории Мавлитова Эльвира Фаритовна

Азнакаево, 2015

Программные задачи:

    Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет.

    Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла, дерева.

    Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы.

    Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах материалов.

    Развивать умение различать качества и свойства разных материалов путём сравнения.

    Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности.

    Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к вещам.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод.

Оборудование: изделия из дерева - матрёшка, игрушечный стул, свистулька; изделия из металла - ложка, колокольчик, машина; изделия из стекла -ваза, стакан, лампочка; ноутбук, ширма.

Программное содержание:

1.Вступительная часть.

Ребята, какое ваше настроение?

Отличное!

Вы хотите узнать нового и интересного о стекле, металле, дереве?

Да.

Тогда отправимся в страну Мастеров и узнаем, чем же они там занимаются?

2.Путешествие в страну Мастеров.

(Открывается ширма, там появляется Король Мастеров).

Король мастеров:

Добро пожаловать в нашу страну. Я вас познакомлю с людьми, которые творят чудо.

Остановка Город Стёкол. (Рассказ Короля Мастеров).

Здесь мастера стекло делают из песка, но только не из обычного, которого много в песочнице на участке, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит её. Из жидкого стекла можно штамповать самые разные предметы (стаканы, вазы, чашки).

Из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму (например, вазы).Жидкое стекло можно резать специальными ножницами-вырезать разные украшения (например, цветок для вазы, ушки для стеклянных фигурок животных).(Показ слайдово изготовлении изделий из стекла).

Остановка Город Металлов.

Здесь живут мастера, которые творят чудеса из металла. Мастера расплавляют металл в больших жарких печах. Жидкий металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется « чугун», застынет, из него получатся сковородки, вагонные колёса и др.Чугун-очень крепкий металл, но он плохо гнётся и от сильного удара может расколоться.(Показ слайдов о изготовлении изделий из металла).

Остановка Город Дерева.

В этом городе из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей.
Древесина - выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков. (Показ слайдов о изготовлении изделий из дерева).

Воспитатель:

Спасибо вам за ваше путешествие и за интересный рассказ.Наши дети очень многого узнали о вашей стране и о мастеров своего дела.

Король Мастеров:

До свидания, пусть мой рассказ будет полезным знанием для вас. Мы рады видеть вас всегда в нашей стране. (Ширма закрывается).

3.Определение материала, из которого сделан предмет.

Перед детьмина столе лежат предметы: ваза, стакан, лампочка, ложка, машина, колокольчик, матрёшка, игрушечный стул, свистулька.

Воспитатель:

Дети, скажите, из чего сделаны эти предметы и какие они?

Дети:

Это стакан, сделан из стекла, он стеклянный.

Это стул, сделан из дерева, он деревянный и т.д.

4.Физминутка «Улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

5.Сравнение материалов.

Воспитатель опускает в стакан шарик. Спрашивает, как дети догадались, что в стакане?

Дети:

Стекло прозрачное.

Воспитатель:

А теперь скажите, что на железной кружке?

Дети:

Не видно.

Воспитатель:

Значит, изделия из металла непрозрачные.

Воспитатель:

Если стакан бросим на пол, что будет?

Дети:

Разобьётся. Стекло хрупкое.

Воспитатель:

А если ложку или матрёшку бросить на пол?

Дети:

Они не разобьются. Они прочные.

Воспитатель:

Потрогайте руками стекло и дерево, что тёплое, а что холодное?

Дети:

Стекло холодное, дерево тёплое.

Берём ёмкость с водой. Дети кладут предметы на воду (ложка деревянная и железная). Смотрят, какой из них тонет и какой не тонет.

Дети:

Деревянная ложка не тонет, а железная ложка тонет.

Вывод: Стекло - хрупкое, водонепроницаемое, прозрачное. Металл- прочный, тяжёлый, гладкий. Дерево – прочное, лёгкое, не тонет.

6.Игры на определение нужного материала и предмета.

Игра «Узнай по звуку».

Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Воспитатель поочерёдно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.

Игра «Что лишнее?».

Карточки с изображением четырёх предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один-из другого(например, ваза, зеркало, флакон, карандаш).

Игра «Где твоё место?».

Каждый ребёнок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, - похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т.д.

7. Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, о чём мы с вами говорили, что нового узнали?

Дети:

Узнали, как изготавливают изделия из металла, дерева, стекла. Сравнивали материалы, делали опыты, научились определить качества предметов.

Цель:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оборудование:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я… (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Воспитатель: у кого вы бывали в гостях?

Дети: у бабушки, у дедушки. У друзей. У родственников и т.д.

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?

Дети: нет.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

Дети: это бабушка Федора!

Воспитатель: правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре. Но как мы попадем в сказку?

Дети: С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Воспитатель: я предлагаю вам встать закрыть глаза и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

(воспитатель надевает платок, берет на себя роль Федоры)

Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости

Федора: Как я рада вас видеть! Я очень люблю гостей. Ребята, сегодня утром почтальон Печкин принес мне послание, где просит отгадать загадки. Поможете мне?

Федора: Проходите на стульчики и внимательно слушайте.

Загадывание загадок.

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно, сковородкою!

Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.

Федора: Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда) .

Федора: А для чего нужна посуда? (Ответы детей) .

Идет рассказ

Федора: Было время когда от меня убегала посуда, но потом я поняла, что её нужно любить и ухаживать за ней. А как нужно за ней ухаживать? Вы знаете? Ребята, я хочу вам сказать, что посуда бывает разной по назначению. Посуда, в которой готовят пищу, еду называется кухонной. Посуда, из которой едят, называется столовой. Посуда, из которой пьют чай называется чайной.

(Выставляются картинки с наборами посуды) .

–Ещё посуда бывает сделана из разных материалов.

  • Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Ее называют фарфоровая.
  • Кухонная посуда сделана из металла. Как ее можно назвать –металлическая.

– Есть посуда, сделанная из других материалов, посмотрите и потрогайте некоторые предметы:

  • Это тарелка из глины (коричневая и шершавая) – она глиняная;
  • Ложка сделана из дерева – деревянная;
  • Стакан из стекла (тонкий и хрупкий материал) –стеклянный;
  • Кружка из пластмассы, не бьется – пластмассовая.

– Мы с вами узнали, из какого материала бывает посуда. Давайте повторим еще раз: из фарфора – фарфоровая и т.д.

Федора: Ребята, а что вы знаете о посуде? Назовите посуду, изображенную на картинках, и расскажите, для чего она предназначена.

Например: Кружка нужна для того, чтобы из нее… (пить чай).

Федора благодарит детей, а сейчас я предлагаю провести пальчиковую гимнастику.

«Мамины помощники».

Раз, два, три, четыре, Удары кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики, начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.

Федора: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную. на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!

(дети выполняют задание)

Федора: а сейчас проверим, правильно ли вы расставили мою посуду?

Федора: молодцы, все знаете.

Пока вы раскладывали посуду, у меня самовар закипел. Смотрите как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел чайник.

(Дыхательное упражнение «Самовар кипит»)

Федора: А сейчас я предлагаю поиграть. Согласны?

Игра с мячом

— Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Федора предлагает конверты с «разбитой посудой».

Игра «Разбитые чашки» Посмотрите, какие красивые чашки у меня на этих картинках, а в конвертах - такие же чашки, но разбитые. Помогите мне их склеить: сложите части правильно.

Итог занятия

– Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

У мамы на кухне много посуды:

Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,

Кастрюли по росту на полках стоят,

Ковши и лопатки по стенкам висят.

Столовый сервиз приготовлен к обеду,

А чайный красиво на полке стоит.

И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой

Душистый и вкусный к обеду лежит.

Насыпана соль в расписную солонку,

Положено масло аккуратно в масленку,

В салатник нарезаны овощи все,

И супница пышет уже на столе.

В посуде еду и хранят и готовят,

Хозяйки посуду и сушат и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полке стоит.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель: Расширять представления детей об окружающих предметах.

Образовательные задачи: Расширение представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, бережного отношения к посуде. Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.

Оборудование: цветные карточки с загадками, изображения кухонной, столовой и чайной посуды, предметные картинки с изображениями посуды, разрезные картинки, предметы посуды.

Предварительная работа: Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций, предметов посуды, дид. игра «Что для чего? », составление рассказов-описаний о предметах посуды, отгадывание загадок, разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».

1. На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

образовательная область «Коммуникация»: уточнять, обогащать, активизировать словарь по теме «Посуда», формировать навыки согласования, словоизменения, словообразование, умение отвечать полным распространённым предложением.

образовательная область «Социализация»: закреплять навыки поведения в игре, беседе;

образовательная область «Здоровье»: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох;

образовательная область «Физическая культур»: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в средней с подгруппой детей и длилась 19 минут 46 сек.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.

Для создания интереса воспитатель была в роли бабушки Федоры.

Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости и дыхательная гимнастика.

3. Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД).

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: загадывание загадок, для стимуляции слухового восприятия и внимания, мотивации.

Вторая часть составляла беседу, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог.

4. Методы и приёмы обучения.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать любовь и бережное отношение к посуде, уметь видеть её красоту, желание сохранять её.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

Для расширения и закрепления знаний детей о посуде использовались такие приемы, как беседа о посуде, дидактические игры: «Назови ласково», «Для чего нужна посуда?», «Разбитые чашки», координация речи и движения: физминутка «Мамины помощники», упражнение для длительного речевого выдоха «Самовар».

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях.

5. Результативность.

В НОД считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год



Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.


Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.


В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Далее проводится игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту».
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

2. Моя семья

Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Ход занятия

Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:


Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.

Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.

Физкультминутка


У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Проводится игра «Назови отчество».
Воспитатель называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр – Александровна – Александрович;
Олег – Олеговна – Олегович;
Иван – Ивановна – Иванович;
Василий – Васильевна – Васильевич.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
Далее воспитатель беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.
Проводится игра «Профессии моих родителей».
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.
Далее воспитатель читает словосочетания, написанные на доске: «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» – и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.
Подводя итог, воспитатель говорит, что дети вырастут и у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Октябрь

3. Что предмет расскажет о себе

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.
Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.
Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.
Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.
Примерные вопросы:
– Как правильно пользоваться предметом?
– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)
– Кто участвовал в создании предмета?
– Что использовали люди, когда этого предмета не было?
– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?
– Для людей каких профессий нужен этот предмет?
В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.
Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.
Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».
Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.
Задание 1. Исполнить песню о дружбе.
Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».
Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.
Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.


Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)
Задание 3. Игра «Кто такой друг?».
Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)

Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.
Обязательные условия:
– рисовать нужно всем вместе одновременно;
– на рисование отводится 5 секунд.
Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.
Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.
Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!»
Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Ноябрь

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.
Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.
Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.
Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.
В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:


На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).
Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
Далее звучит следующая загадка:

В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.
Задает детям вопросы: «Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?» Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.
Воспитатель загадывает третью загадку:

Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».
Задает вопросы: «Кто работает в детском саду? В чем заключается их работа?» Выслушивая ответы детей, вывешивает на доску картинки с изображением представителей тех профессий, которые называют дети. Располагает картинки в виде лепестков ромашки по кругу, оставляя середину свободной.
Педагог подводит ребят к выводу: все эти люди работают для детей. В центр ромашки крепится серединка с изображением детей.

Физкультминутка


Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)
Солнце закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберем в букет и мы.
Побежим домой с цветами (Бег.)
И букет подарим маме.
Беседуя с детьми, воспитатель выясняет: почему дети ходят в детский сад? Нравится ли им в саду? Почему? Что по их мнению «хорошо» или «плохо» в детскому саду.
Хорошо:
В детском саду много друзей.
Можно много гулять.
В группе много игрушек.
Можно лепить из соленого теста.
Всегда много интересного.
Плохо:
Нет телевизора. Не посмотришь мультики.
Надо днем спать.
Надо заниматься.
Надо делиться игрушками.
Надо соблюдать правила.
Далее проводится игра: воспитатель читает стихотворные строки, а дети в соответствии с текстом произносят: «Это все про нас!» или «Это все не про нас!»

Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.

Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».

Руки мыть перед едой.
С мылом, теплою водой.

Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.

Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.

В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.

На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.

Цветы утром поливать,
Во всем няне помогать.

В заключение воспитатель предлагает ребятам создать альбом «Что такое детский сад?», в который войдут стихи, сказки о детском саде и рисунки об играх, занятиях, о людях, работающих в детском саду.

Декабрь

7. Наряды куклы Тани

Программное содержание. Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
Материал. Кукла, кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа.

Ход занятия

В гости к детям приходит кукла Таня. В руках она держит коробку, в которой лежит кукольная одежда.
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть кукольную одежду, обращая внимание на ткани, из которых сшиты предметы одежды. Дети определяют и называют ткани. Воспитатель спрашивает, чем ткани отличаются друг от друга: цветом, фактурой (на ощупь), весом (легче – шелк, тяжелее – драп). Затем дети рассматривают образцы тканей и рассказывают, что из них можно сшить.
Далее воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия: из пипетки капнуть воду на хлопчатобумажную ткань, на кож у, на болонью. Дети определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на две группы:
1) впитывающие влагу (ситец, лен, батист, драп);
2) не впитывающие влагу (болонья, кожа, нейлон, капрон).
Воспитатель вводит понятие «гигроскопичность». Вместе с детьми проводит опыт: через лупу ребята рассматривают переплетение нитей хлопчатобумажной ткани, болоньи, нейлона, капрона, выясняют различия (в хлопчатобумажных тканях в переплетении нитей есть промежутки, способствующие вентиляции воздуха). Дети делают вывод, что гигроскопичность ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены, и устанавливают зависимость между качеством ткани, из которой сшита одежда, и погодными условиями.
Воспитатель проводит игру «Волшебный ветерок»: прилетел волшебный ветерок, принес детям картинку с изображением пейзажа севера. Дети должны назвать одежду, необходимую людям, живущим на севере. Тот, кто быстрее и больше всех назовет видов одежды, тот получает картинку с изображением пейзажа севера. Аналогично проводится игра по картинке с изображением южного пейзажа.
Далее дети рисуют разную одежду, а рисунки дарят кукле Тане.

8. Игры во дворе

Программное содержание. Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
Материал. Картинки с изображением подвижных игр.

Ход занятия

В ходе беседы воспитатель выясняет, что дети больше всего любят делать, где им удобнее играть – дома или на улице.
Проводится дидактическая игра «Хорошо-плохо». Воспитатель произносит фразы об играх во дворе, а дети говорят, «хорошо» это или «плохо».

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ №12» «Детский сал №65 «Якорёк»

Архангельская область, город Северодвинск

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Учимся понимать чувства других людей»

подготовила

воспитатель

Вяленко Елена Альбертовна

г. Северодвинск

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости на занятие. (дети здороваются)

Дети стоят в кругу.

Воспитатель. А как ещё можно поздороваться?

Дети. (пальчиками, похлопать, погладить)

В центре круга « волшебное яблочко», вокруг него сердечки.

Воспитатель. Ребята, прошло время и « волшебное яблочко» вновь интересуется тем, какие ещё добрые дела успели совершить дети.

Дети по очереди рассказывают про добрые дела, «волшебное яблочко» поощряет детей и называет их поступки « добрыми делами». (ребёнку выдаётся сердечко и крепится на одежде).

Воспитатель. А сейчас возьмёмся за руки и превратимся в одно большое, доброе сердце. Дети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель. Подышем вместе

Покажите, как стучит наше сердце (ладошками) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Представим себе такую ситуацию. Все ребята садятся на стульчики, а Лера прыгает, скачет, балуется, падает и плачет. (Лера показывает)

Воспитатель. Что чувствует Лера? (боль).

Воспитатель. Кто знает, что в первую очередь надо сделать? (успокоить, оказать помощь, спросить где болит)

Воспитатель. Что вы скажите Лере, что бы её успокоить?

Дети. (вот увидишь, всё будет хорошо, возьми себя в руки, всё пройдёт, не падай духом, потерпи немножечко, мы сейчас тебе поможем, успокойся пожалуйста).

Воспитатель. А какую боль испытывала девочка? (физическую)

Воспитатель. Как вы понимаете выражение: «возьми себя в руки» (сдержать слёзы, перетерпеть боль, не плакать, когда нахлынули слёзы).

Воспитатель. А ты Лера. что чувствовала, когда ребята говорили тебе слова утешения? Лера. Почувствовала, что не одна, стало легче, боль уходит.

Воспитатель. Как можно назвать людей которые приходят на помощь? (добрыми, настоящими друзьями)

Воспитатель. Как можно назвать наш поступок? (благородное, доброе дело).

Воспитатель. А теперь представим другую ситуацию: На день рождение, Коле подарили красивую новую машину. Он так был доволен, что целыми днями играл ей. Но тут произошло непредвиденное событие. Совсем случайно он наступил на неё и машина разлетелась на мелкие детали.

Воспитатель. Что чувствовал мальчик? (боль)

Воспитатель. Какую боль ощущал мальчик, сломав подаренную игрушку? (душевную, эмоциональную).

Воспитатель. Как помочь Коле? Подскажите выход из этой трудной ситуации.

Дети. (давай я попробую отремонтировать, успокойся, если папа не сможет тебе починить, можно сдать в мастерскую, у меня есть такая же машина, я буду рад дать её тебе поиграть.

Воспитатель. Когда вы расстроены, кто помогает вам чувствовать себя лучше? (сам себя успокаиваю, родители, животные, друзья)

Воспитатель. Ребята, вы любите получать подарки? А дарить?

Воспитатель. Что приятнее получать или дарить?

Воспитатель. Сейчас мы поиграем у игру «Подарок другу». С помощью жестов, мимики и пантомимики, покажите нам что вы подарите своему другу или подруге, а мы попробуем отгадать.

Игра « Подарок другу» Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение?

Воспитатель. Представьте себе, что собираетесь с друзьями сходить в парк, покататься на каруселях, какая погода может вам помешать сходить в парк? (дождливая)

Физ. минутка.

Дети стоят на ковре.

Плыли тучи дождевые: «Лей, дождь лей»

Дождинки пляшут, как живые - пей рожь пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьёт, пьёт, пьёт

А тёплый дождь неугомонный льёт, льёт, льёт

Вышла Женя погулять

Стала дождик умолять

«Дождик, дождик, подожди

Дождик, дождик, не дожди

Ты нам не нужен, не нужны и лужи

Дети садятся на ковёр.

Воспитатель. Ребята, покажите мимикой лица, как вы относитесь к дождю.

Дети показывают.

Воспитатель. Расскажите, почему мы любим дождик?

Дети, (люблю прогулки под дождём, не надо поливать грядки, быстрее растут цветы, погулять под зонтиком, свежо на улице.)

Воспитатель. Расскажите, почему не нравится дождик?

Дети. (дождь помешал прогулке, осталась не вскопанная грядка, дождь помешал завершить работу, мокрая одежда, мокрая обувь, грустное настроение,

Воспитатель. Как вы думаете, какие чувства могут испытывать два человека, стоящих под дождём?

Дети. Один радуется, другой грустит, у него испорчено настроение.

Воспитатель. Дождь, это природное явление и мы не можем повлиять на него, наше настроение зависит от того, что мы о нём думаем.

Дети подходят к мольберту.

Воспитатель. Это волшебная поляна, очень необычная, на ней растут цветы. Главной из них является царица роза. Она рассказала, что ей очень грустно и одиноко одной,

Воспитатель. Чего на поляне не хватает? (цветов)

Воспитатель. Что бы узнать какие на поляне растут цветы, послушайте стихи. (Дети рассказывают стихи о лилии, о репее, о розе)

Воспитатель. Я предлагаю вам стать волшебниками и оживить цветы. Вам надо нарисовать любое настроение цветочку, какое вам захочется. (Детям предлагается нарисовать глаза, рот, брови, нос)

Пальчиковая гимнастика: « Наши алые цветки».

Дети рисуют. Звучит музыка Чайковского «Фея сирени»

Воспитатель. Давайте посадим цветочки на нашу полянку.

Воспитатель. Какое нарисовали настроение?

Отчего им так весело?

А кто другое настроение нарисовал?

Дети. (прошел дождик, они вместе встретились).

Воспитатель. Что бы у вас всегда было хорошее настроение, которое вы бы дарили окружающим людям и близким, царица роза дарит вам маленькие сюрпризы и благодарит за помощь.

Раздаю наклейки с цветами.

Воспитатель. А мы подарим сюрприз гостям «Песня о дружбе».

Дети исполняют песню.

Воспитатель. Ребята, я думаю, что вы уже научились определять настроение и чувства других людей, а также сможете им помочь в трудную минуту. А помогают вам в этом ваша дружба, взаимопомощь и взаимная выручка.

Список использованной литературы

    Учим общаться детей 3-7 лет. Волкова Ю.С.

    Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Андреенко Т.А.

    Журнал «Дошкольное воспитание» 1997г.№5.

1 Занятие по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья - это счастье!»

Образовательная область: Социум

Раздел организованной учебной деятельности : Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Семья - это счастье.

Цель: продолжать формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.

Образовательная задача: учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга; понимать роль взрослого и ребёнка в семье.

Развивающая задача: Развивать познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательная задача: Воспитывать у ребёнка гордость за свою семью.

Используемый материал: картинки «солнышко» и «тучка» на каждого ребёнка, фото или иллюстрация мальчика.

Словарная работа: обязанности, член семьи.

Ход занятия:

Мотивационно-побудительный этап.

Круг радости:

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Воспит-ль: Здравствуйте, какое у вас сегодня замечательное настроение! И я с удовольствием приглашаю вас в гости к мальчику Никите. Он вместе со своей семьёй очень любит принимать гостей. Вы согласны отправиться в гости?

Дети соглашаются.

Организационно-поисковый этап.

Воспит-ль: Чтобы узнать, с кем живет Никита, нам надо отгадать загадки:

1. Перед сном надев пижаму,

2. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой… (бабушки)

3. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый… (дед)

4. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый… (папа)

5. Кто весёлый карапузик

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой… (братишка)

6. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Воспит-ль: Вот какая большая семья у Никиты.

Семья - это группа людей живущих вместе. Как вы думаете, зачем нужна семья?

Верно! Что бы помогать друг другу, растить и воспитывать детей, заботится о стариках.

Никите очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята, о том, какая у вас семья.

Наводящие вопросы:

С кем ты живёшь?

Кто самый старший в вашей семье?

Кто самый младший?

Как ты заботишься о членах своей семьи?

Ты любишь своих близких? Почему?

Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.

А вы любите помогать своим близким?

Мы знаем, что у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности. А какие домашние обязанности есть у вас?

Ответы детей.

Воспит-ль: Вы, наверное, устали? Давайте отдохнём.

Физминутка «Семейная зарядка»

Д/игра «Радость и печаль»

Воспит-ль: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)

Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку?

Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.

Нарисовали красивую картину;

Подрались с другом;

Съели манную кашу;

Убрали игрушки на место;

Порвали книгу;

На прогулке замарали куртку.

Воспит-ль: Молодцы, ребята, вы правильно понимаете, что приносит вашим родным радость, а что огорчение.

Давайте попрощаемся с Никитой и пригласим его в гости в наш детский сад.

Дети прощаются с Никитой.

Рефлексивно-корригирующий этап.

Воспит-ль: У кого в гостях мы сегодня побывали?

Для чего нужна человеку семья? Что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

Воспит-ль хвалит детей за активность и отзывчивость.

Ожидаемый результат:

Что ребенок знает (Знать): членов своей семьи.

Как ребенок освоил материал (Иметь)/: представление о том, что у каждого в семье должны быть свои обязанности.

Как освоенный материал ребенок применяет в деятельности (Уметь)/: рассказывать о своей семье с помощью наводящих вопросов.



Рассказать друзьям