Конспекты занятий с тревожными детьми. Диагностическая работа педагога – психолога с тревожными детьми

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Воспитатель: Исламова Светлана Николаевна

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Портрет тревожного ребенка .

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Работа с тревожным ребенком

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Однако похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как “Комплименты”, “Я дарю тебе...”, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”. А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд “Звезда недели”, на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка. Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим . Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня своих глаз.

Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела, тактильный контакт.

Правила работы с тревожными детьми

1. Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребенка с окружающими.

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращаться к ребенку по имени.

6. Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всем примером ребенку.

7. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.

8. Быть последовательным в воспитании ребенка.

9. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Использовать наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижать ребенка, наказывая его.

Программа коррекционного занятия

Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся.

Задачи:

    1. Создать условия для комфортной и безопасной работы детей;

      Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки;

      Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка;

      Способствовать снятию психологического и мышечного напряжения;

      Способствовать повышению самооценки детей;

      Способствовать формированию навыков управления собственным состоянием и поведением;

Сказочное путешествие

Психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут Светлана, я капитан волшебного корабля. Скажите-ка мне, вы любите путешествовать? ……… Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное плавание. Вот на этом корабле. Нравится? ………. Это будет не простое путешествие! Его особенность будет заключаться в том, что мы будем странствовать с помощью воображения и фантазии! Вы знаете, что это?

Прежде, чем нам отправиться, мы должны стать одной командой! Иначе, мы не сможем отплыть от берегов вашей школы. Для начала надо создать дружную атмосферу на нашем корабле. Для этого я предложу вам сыграть в игру «Комплименты».

    «Комплименты»

Цель: создание благоприятного настроя, раскрепощение детей.

«Сейчас мы внимательно-внимательно друг на друга посмотрим. А теперь каждый из нас по очереди сделает по одному комплименту каждому члену нашей команды. Ну-ка, сколько каждый получит комплиментов? ………. (сколько участников в игре). Давайте по кругу, я начну».

Итак отправляемся в путешествие.

    Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад.

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет корабль. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

Психолог: У нас отлично получилось! А теперь мы потренируем наше воображение и посмотрим куда мы попали в наше первое плавание.

    «Водопад»

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Ребята дальше мы полетим на большом воздушном шаре! Но сначала мы должны его надуть. Справимся? Ну конечно, ведь мы же такие сильные!

    Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шар. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Ребята мы прилетели с вами в волшебную страну, где живут говорящие животные, хотите узнать про них подробно?

    Как лошадка Лу стала храброй” Амбросьева Н.Н.

Сейчас я вам расскажу сказку про лошадку Лу. “ Маленький ослик по имени Ра смотрел печально в окно. Прошло уже два дня, как он вместе с родителями переехал на новую квартиру. Он очень скучал по своим старым друзьям. Мама его успокаивала: - Ничего, найдутся друзья и на новом месте. Но они почему-то не находились… Ослик Ра уже начал сомневаться в том, что здесь тоже живут дети. Он видел дядю Слона, тетю Пантеру, очень важного дядю Крокодила, а вот из детей никого. “Наверное, все взрослые здесь не женаты, поэтому и детей у них нет”, - думал Ра. И вдруг он увидел прелестную, маленькую, белую лошадку. На ней был нарядный красный сарафан и красные туфельки. Чудесные белокурые волосы лошадки стягивала лента высоко на затылке.

Лу была растрогана до слез. Еще никто никогда в жизни не сочинял для нее песни. - Слушай!

Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Мы желаем всем добра!
Ра-Ра-Ра, Лу-Лу-Лу,
В беде другу помогу!
Лу-Лу-Лу, Ра-Ра-Ра,
Стань, лошадка Лу храбра!

Лу так понравилась песенка, что она, забыв на мгновенье про свои страхи, отправилась вместе с осликом в путь добывать храбрость. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Путь оказался долгим и трудным. Целый год пришлось лошадке и ослику добираться до феи. Чего только не натерпелась бедная Лу. Вся тряслась от страха, когда приходилось ночевать в темном дремучем лесу, переплывать реку, прыгать с кочки на кочку в топком болоте, карабкаться по высоким горам. Но всегда рядом с ней был ее верный друг ослик Ра. В самые трудные моменты путешествия он напевал для Лу песенку. То ли от слов этой песенки, то ли от чего-то еще, но каждый раз лошадке удавалось преодолеть очередное препятствие, хотя было, конечно, очень страшно. Наконец-то, они добрались до феи – хранительницы храбрости. Надо сказать, что фея встретила их очень гостеприимно. Накормила, напоила, спать положила. И только утром расспросила, зачем пожаловали гости дорогие. Фея, внимательно выслушав лошадку и ослика, сказала:

- Милая Лу, ты проделала длинный и нелегкий путь, на котором ты встретила множество различных препятствий. Когда ты, поборов страх, успешно справилась с первым испытанием, на месте укрощенного тобой страха зародилась храбрость. Она росла с преодолением каждого нового препятствия на твоем пути. И чем больше становилась храбрость, тем меньше места оставалось для страха. Проделав такой трудный путь, ты стала очень храброй, Лу!

- Я – храбрая? – Лошадка округлила от удивления глаза.

- Да, именно ты. Видишь, Лу, ты даже этого не заметила.

- Спасибо тебе, добрый ослик, - обратилась фея к Ра.

- За что? Я ничего особенного не сделал.

- За то, что ты настоящий друг. Ты не бросил Лу одну со своей бедой, а помогал ей. В том, что лошадке удалось укротить свой страх, есть и твоя заслуга. Я приготовила для вас подарок.

Фея протянула друзьям небольшую шкатулку.

- В этой шкатулке хранится волшебная темнота. Теперь вы можете помогать детям избавляться от страхов. Из этой волшебной темноты можно вырезать обыкновенными ножницами любые страхи и сажать их на цепь.

Ослик Ра и лошадка Лу от всей души поблагодарили фею. Подарок был воистину бесценен. Ведь это такое счастье иметь возможность помогать другим, делая их хоть чуточку счастливее!”

1) Обсуждение сказки.

- Как удалось лошадке Лу справиться со своим страхом?

- Кто ей помогал?

- Как помогал ослик? Как его звали? Полное имя?

- Лу сказала, что не бывает бесполезных чувств. А зачем нужен страх, ведь он мешал лошадке?

- Какие страхи есть у вас? Чего вы боитесь? (Ответы детей).

2) Работа со своими страхами . Изготавливаем из темной бумаги страхи, вырезаем, крепим на большую классную доску.

Слово психолога: Представьте себе, что мы с вами в сказочной стране. Мы волшебники, и нам нечего бояться. Мы даже темноту можем взять в руки. Возьмите темный лист бумаги – черной, темно-синей, фиолетовой. Это не просто темные листы, это волшебная темнота, которую подарила фея лошадке Лу и ослику Ра, а они поделились с нами. Темнота совсем ручная. Совсем несложно взять ее в руки. Кто же спрятался в темноте? Сейчас вы можете нарисовать и вырезать из волшебной темноты то, чего вы боитесь. Дети рисуют, потом вырезают свои страхи. “Страшилки” размещаем на доске. Потом из бумаги – газеты делаем “снежки” по 3 штуки на каждого учащегося. Психолог показывает как лучше сделать “снежки”. Затем дети кидают их по своим “страшилкам” на классной доске. (Такую работу лучше организовать по рядам. Это очень эмоционально получается и шумно. Организованно убираем мусор, свое рабочее место).

Слово психолога: Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши картинки показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами себе придумали. Сейчас сделайте с ними все, что вы хотите. После этого каждый учащийся решает, как поступить со своим “страхом-страшилкой”: отдать психологу в мешок, где хранятся страхи, или порвать, или взять домой, чтобы быть смелым.

Замечательное путешествие!

Но прежде чем попрощаться, мы поиграем в одну очень хорошую игру.

    «Мне понравилось, как ты сегодня…»

Цель: дать детям положительную обратную связь, поднять самооценку, придать уверенность в себе.

«Сейчас каждый из вас по кругу, немного подумав, скажет своему соседу справа, что ему понравилось в поведении этого человека за сегодняшний день. Давайте я покажу (психолог дает обратную связь каждому ребенку).

Для нашего следующего путешествия вам понадобится смелость. Я как капитан, хочу вам сказать, что смелый человек – это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх . Я хочу подарить вам вот эти амулеты смелости. Пусть они помогают вам справляться с любыми страхами и тревогами (раздать сюрпризики). Берите их с тобой в каждое путешествие! И не только в этом кабинете. Уверена, что они вам во многом помогут.

До следующей встречи!

За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось. Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими детьми.

Как правило, тревожные родители воспитывают тревожных детей. В чём же их особенность?
Характеристика тревожных детей

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.


  • Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.

  • Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.

  • Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, взаимодействовать с окружающими, мешает формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а эти действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявление тревоги.

Важно отметить, что состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.
ТРЕВОГА

МОБИЛИЗИРУЮЩАЯ РАССЛАБЛЯЮЩАЯ

(дает дополнительный импульс) (парализует человека)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте . Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра, общение с незнакомыми людьми и т.д.

Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, ребёнок значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития.

Исследования в данной области позволяют сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки…), а мальчиков – насилие во всех его аспектах.


Виды тревожности


В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера. Например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика, такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптироваться к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.


  1. Тревожность возрастная.
С этой тревожностью чаще всего можно столкнуться в классах шестилеток. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.

И действительно, становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, набираясь опыта, он начинает переносить его на новые ситуации. Чувствуя себя более компетентным, ребенок будет меньше бояться перемен и быстрее адаптироваться к ним.




Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.


Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, статусом в коллективе и успешностью обучения.

Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности,чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.


Типы тревожных детей

  1. Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез, т.д.) Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, бить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

  1. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, если это не получается – становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытаются заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

  1. Застенчивые. Обычно это тихие дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

  1. Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти в таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер, т.д.) и через обсуждение, общение на эту тему налаживать общение.

Причины возникновения тревожности у детей

Лариса Михеева
Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях : во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и, в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

Цель : помочь детям дошкольного возраста справится с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы по-мочь детям данной категории повысить самооценку, необходимо оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.

Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей , желательно в группе детского сада проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки - это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком . Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.

Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Ниже приводятся игры и упражнения по снятию напряжения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М. И. (1990, К. Фопеля (1998, Кряжевой Н. Л. (1997) и др.

Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др .)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. В разделе «Игры, в которые играют.» приведены ряд таких игр, которые могут заменить массаж («Ласковый мелок» и др.).

Американский психолог Вайолет Оклендер (1997) рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться.

Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что, оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации, ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с тревожными детьми . Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. Используя же прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической, относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию , но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «подстройка к будущему» .

В работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста – наиболее эффективно использование игр с куклами. Выбор кукол осуществляется, исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли следует распределять следующим образом : за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, и, пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Серия игр и игровых упражнений по коррекции тревожности .

Игра «На что похоже настроение?»

Цель : Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

Участники игры по кругу при помощи сравнения, говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру педагог-психолог : «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твоё?» Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение : грустное, веселое, смешное, злое и т. п.

Разыгрывание сценки «Котята» .

Цель : Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека, умение выразить своё.

Дети слушают песенку.

Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети, послушав песенку, по очереди изображают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают сценку полностью.

Игра «Настроение и походка» .

Цель : Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности , снятие мышечных зажимов.

Педагог-психолог показывает движения и просит изобразить настроение : «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем коки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем её».

Упражнение «Расскажи свои страхи» .

Цель : Выявление реальных страхов детей , развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

Начинает рассказывать о своих страхах взрослый : «Когда я был таким маленьким, как вы, то …» Затем задает вопрос : «А у вас такое бывало?» , «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог-психолог каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи : темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т. д.) Предложить детям нарисовать свой страх. (см. Рисование «Нарисуй свой страх» ).

Комплекс «Музыкальная мозаика» .

Цель : Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальных фрагментам разных темпов.

Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие , текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную – резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую – тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку – стоят без движения и «слушают» свое тело.

Рисование на тему «Нарисуй свой страх» .

Цель : Снятие страхов, осознание своих страхов.

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать : что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки на ночь в группе, а дома подумать и в следующий – раз рассказать : появлялся ли страх опять, как можно с ним справился.

Беседа о страхах.

Цель : Уменьшение тревожности ; развитие уверенности в себе.

Педагог-психолог просит ответить детей на вопросы : «Все ли страхи плохие? Бояться – это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим» ? Например, если мама боится за тебя – это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится – дети или взрослые?»

Далее рассматривает с детьми рисунки, которые рисовали раньше, они предварительно развешаны на стене, и спрашивает : Кто, какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Цель : Помощь в преодолении негативных переживаний.

После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, воспитатель предлагает нарисовать картинку на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор – на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить свой страх снова и способ избавления от него : закрасить, нарисовать рыцаря и т. д., или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавится.

Этюд «Стойкий оловянный солдатик» .

Цель : Помощь в снятии страхов, развитие уверенности в себе.

Педагог-психолог читает сказку Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» . Затем дети разыгрывают сценку по сказке. Предлагают другой финал сказки и разыгрывают его.

Этюд «Смелые ребята» .

Цель : Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становится на стул и говорит грозным голосом : «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают : «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается, (ребенок спрыгивает со стула) превращается в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Тревога не связана с какой-либо ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопровождает человека, в каком - либо виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, высоты, замкнутого пространства.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 до 3 лет - частые ночные кошмары, на втором году жизни, по мнению А. И. Захарова, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, одиночества, страх боли. В 3 - 5 лет для детей характерен страх одиночества, темноты, смерти, вымышленных героев. От 7 до 11 лет дети больше бояться «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» (Захаров А.И.-доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.).

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлении тревожности в характере ребенка.

Цель программы:

Повышение самооценки.

Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

Снятие мышечного напряжения.

Снижение, а постепенно и устранение уровня постоянного беспокойства, тревоги, раздражительности, нарушения сна.

Задача:

- снизить уровень тревожности у дошкольника ;

Снять излишнее напряжение;

Расслабить мышцы тела;

Создать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения;

Повысить самооценку;

Научить доверять окружающим;

Снять нервное напряжение.

Ожидаемые результаты: повышение самооценки ребенка, снижение уровня тревожности , проявления уверенности в себе.

Организация работы:

Коррекционно-развивающая программа занятий на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста рассчитана на 1 месяц.

Подготовительный этап (проводит воспитатель).

class="eliadunit">

Первую неделю. Проведение по три игровых упражнения в течение дня.

(А. Лютова, Г. Монина «Шпаргалка для родителей», 2007)

Упражнения на релаксацию и дыхание: «Драка»; Воздушный шар; «Корабль и воздух»; «Подарок под елкой»; «Дудочка».

Этюд на расслабление мышц: «Штанга»; «Сосулька»; «Шалтай - Болтай»; «Винт»; «Насос и мяч»; «Водопад»; «Танцующие руки»; «Слепой танец».

Игры, направленные на развитие у детей чувства доверия и уверенности в себе: «Гусеница»; «Смена ритмов»; «Зайцы и слоны»; «Волшебный стул».

Игра парами «Театр масок». (проводит ).

Занятие проводится с группой детей с высоким уровнем тревожности, по 5 - 7 участников, по 2 занятия в неделю (проводит практический психолог).

Структура проекта: занятия проводятся в игровой форме, без негативного оценивания.

Каждое занятие включает:

Приветствие,

Основные упражнения,

Игры,

Рефлексию,

Прощание.



Рассказать друзьям