Консультация на тему: Консультация для родителей "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал". Консультация для родителей "Что такое блоки Дьенеша?"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Транскрипт

1 МБДОУ «Детский сад 20» Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша» подготовила воспитатель Топоркова Галина Владимировна 2015 год

2 Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Блоки Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в) двух размеров (большие и маленькие фигуры); г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с логическими блоками позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

3 * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь. * Успешно овладеть основами математики и информатики. Знакомство с логическими блоками Дьенеша Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками. - Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания: - Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). - Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.). - Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине. - Попросите определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине. Как играть с ЛБД? Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением: - для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

4 - для развития умений сравнивать предметы по их свойствам; - для развития действий классификации и обобщения; - для развития способности к логическим действиям и операциям. Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд. Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что - то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок». Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша 1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. 2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

5 3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. 4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). 5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине). 6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету. 7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд. 8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной. 9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..). 10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. 11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета). 12.Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д. 13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым

6 блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы. 14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке. 15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. 16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера). 17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки. 18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно поразному: фигурами другого цвета (формы, размера). 19. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схемекартинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д. 20. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. 21. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок большие и т.д. 22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов. 23. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.

7 цвет обозначается пятном величина - силуэт домика (большой, маленький). форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный). толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга это синие круги толстые и тонкие и т.д. Затем задания с карточками постепенно усложняются. Игры «Третий лишний» На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку! «Найди клад». Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка. 1 вариант Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести

8 поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает: - Клад под синим блоком? - Нет, отвечает ребенок. - Под желтым? - Нет. - Под красным? - Да. - Под большим? - Да. - Под круглым? - Да. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество. «Раздели блоки» Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю все толстые, а волку круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе. Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!

9 «Загадки без слов» Игра поможет ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. На этом занятии путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться. Например: первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг. Замечательно, когда помогает смекалка! Теперь можно посмотреть и фокусы! В старшей группе мы устроили конкурсную игровую программу «Крестики - нолики». Одно из заданий командам было - «Постройка замка». «Построй дорожку» Перед ребенком табличка правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков. Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом,

10 перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. А на этом занятии ребята попали в болото. Строят крепкий мостик. Между собой блоки должны быть похожи по двум признакам. Например: фигуры обе синие и толстые.

11 Литература: 1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л."Логика и математика для дошкольников". СПБ.: "Акцидент" г. 2. Столяра А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: " Просвещение" г. 2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М.: "Просвещение", В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000).


Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

Игры с блоками Дьенеша. Составила Яковлева Т.Б. воспитатель ГБДОУ 31 Игры с блоками Дьенеша. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Одной из наиболее важных и актуальных

«Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал» В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 587 Система деятельности по формированию познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста

Проект «Использование логических блоков Дьенеша для развития детей дошкольного возраста» Рыжинская Ирина Владимировна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Современные требования

Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша» Фокина Лидия Петровна Подготовила: воспитатель МБДОУ 21 Вихрева

Мастер класс «Разноцветная математика» Воспитатель Кирсанова Наталья Александровна Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,

Познавательное развитие. Логические игры Воспитатель: Щербакова Н. Л. Китайскаяголоволомка «Танграм» «Волшебный круг» «Колумбово яйцо» «Вьенамская игра» «Монгольская игра» «Головоломка Пифагора» Этапы

Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Полухина Светлана Мастер-класс «Блоки Дьенеша» для педагогов дошкольного образования Составила: Полухина С. А. воспитатель в. категории.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 21 «Ласточка» с. Донская Балка Петровского муниципального района Ставропольского края Консультация для родителей «Логические блоки

МАДОУ «Детский сад 56» Учитель дефектолог Лушникова С. А. 2015г. Мышление Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Мышление - это высшая форма

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША. УЧИМСЯ, ИГРАЯ Возраст: от 2 до 10 лет. Логические блоки Дьенеша что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный

Блоки Дьенеша универсальная развивающая игра! Что такое логические блоки? И зачем они нужны? Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским

Логические блоки Дьенеша Инструкция Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Мастер-класс ««Игровые технологии в развитии сенсорных способностей детей». Подготовила воспитатель Чаусова Надежда Владимировна Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и я покажу вам».

Картотека игр Дьенеша. для детей дошкольного возраста. Логические игры Дьенеша - этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического

Семинар-практикум «Осваиваем игровые технологии развития математических представлений дошкольников» Старший воспитатель ГБДОУ Центра развития ребенка детского сада 37 Приморского района Санкт-Петербурга

Семинар- практикум для педагогов: «Давайте играть вместе». В МБДОУ «Детский сад 33» в рамках единой методической темы годового плана прошел обучающий семинар практикум по внедрению в образовательный процесс

1. Назови одним словом Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники

Воспитатель МДОУ д/с 163 Бойко Марина Владимировна Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

МБДОУ Детский сад 2 Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Давайте вместе поиграем». Воспитатель: Страгина Е.Н. Цель: дать представление родителям о технологии игр «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные

Пояснительная записка Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Перспективное планирование по развивающим играм «Блоки Дъенеша» в младшем, среднем и старшем возрасте»

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесный мешочек» Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать

УДК 373 Е.В.Ходяшева, воспитатель МБДОУ «Детский сад 12 «Золотой ключик» города Новочебоксарска Чувашской Республики Е-mail: [email protected] Использование логических блоков Дьенеша в развитии интеллектуальных

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша «Чудесный мешочек» фигурах, умение предметы угадать на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША Возможности Блоков Дьенеша очень велики. И великий их плюс ещё и в том, что они великолепно подходят и для ДОМАШНЕГО обучения - разработана масса игровых заданий от 3 до 7 лет

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 244 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» Игры для детей

Перспективное планирование развивающих игр с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста Воспитатель: Абрамова JI.H. Задачи на год: Используя палочки Кюизенера развивать у детей представление о

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 96 г. Липецка Материалы из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории НИКОЛАЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ 2016 г. Тема педагогического опыта:

«Развитие у детей логического мышления, используя логические блоки Дьенеша» Автор: Кривцова Татьяна Владимировна, воспитатель НДОУ (ЧУ) Детский сад «Золушка» В последнее время вопрос необходимости развивать

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили

ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМООБРАЗОВАНИЕ "Логика" Подготовила: Ганина Надежда Михайловна воспитатель ГБОУ СОШ 2035 г. Москвы Москва 2014 Развитие элементов логического мышления посредством

КОНСПЕКТЫ НОД С ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик». «Построим матрешке домик» Цель. Закрепить у детей представления о форме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 категории Егорова Екатерина Валерьевна

Мастер- класс для педагогов дошкольных учреждений «Знакомство детей с формой, цветом и размером» в игре «VAYTOY» (многофункциональный игровой тренажёр)». Цель: показать организацию обучения детей на игровом

Цветные палочки Кюизенера Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «ДС 35» Полетаева Н.В. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал

КАРТОТЕКА ДИДИКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО БЛОКАМ ДЬЕНЕША Сентябрь Дидактическая игра «Давайте познакомимся» Цель: правильно называет весь объем свойств у предмета. Материал: набор логических блоков

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

«Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МАДОУ д/с «Сказка» Михайловой Л.В. Актуальность развитие интеллектуальных

Оглавление Пояснительная записка... 3 Цель и задачи программы... 4 Содержание программы... 13 Учебный план... 16 Младший дошкольный возраст (3 4 года)... 17 Учебно тематический план... 25 Младший дошкольный

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей им. В Волошиной» «Забавы» для детей 5-6 лет на занятиях Заниматики. Разработала:

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет Разработала: воспитатель I квалификационной категории Любовь Павловна Баньчукова Актуальность Игры с блоками

Пояснительная записка Актуальность Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Знакомство детей дошкольного

Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной

МКДОУ детский сад «Берёзка» Картотека дидактических игр по формированию геометрических представлений у дошкольников старшего возраста Составитель: воспитатель Доровских Н.В. с. Крутиха 2016 Дидактическая

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 4 «Солнышко». Образовательный проект «В стране геометрических фигур» Автор проекта: воспитатель Архиян Джемма Рафиковна Белореченск-

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад 48 г.о. Тольятти Рекомендации для педагогов и родителей по развитию у

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. По формированию элементарных математических представлений существует

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД 25 «СЕМИЦВЕТИК» СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений» Многие педагоги и родители знают

МБДОУ Детский сад 2 Консультация для родителей «Развивающие игры в жизни младших дошкольников. Воспитатель: Страгина Е.Н. Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир. Нужно

Кружок «Занимательная математика» Воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка детский сад 341» Манник Лидия Андреевна Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной

О пользе пазлов и составных картинок Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов, составных картинок. Цель данных головоломок собрать целое изображение из отдельных

Методическое пособие «Сборник дидактических игр для дошкольников: логика и математика» Автор Варава Галина Николаевна, педагог дополнительного образования Обучение математике детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 «Игрушка» городского округа Тольятти (МБУ детский сад 46 «Игрушка») Доклад для родителей «Использование дидактических игр по

Логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш - выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать - "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие - Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой - маленький» , «толстый – тонкий» , «такой же» , «не такой» . Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

  • по цвету (по размеру, форме) .

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме) .

  • «Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету) .

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме) .

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру» , по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

  1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
  2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины) .
  3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
  4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
  5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
  6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина) .
  7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
  8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
  9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
  10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ» . Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
  11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.
  12. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.
  13. Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – в нутрии синего круга.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет)
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)

Спасатели приходят на помощь (5-8 лет) .

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша.

С их помощью:

  • Развивается логическое мышление
  • Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов
  • Развиваются пространственные представления
  • Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели
  • Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции
  • Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию

Использование блоков Дьенеша позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Логические блоки Дьенеша составляют набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В комплект входят и методические рекомендации.

Отдельно можно купить пособия:


Первое знакомство с фигурами можно начинать с детьми трех лет. Игры и упражнения даны в трех вариантах. Вначале малыши развивают умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

В зависимости от возраста детей нужно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: начинать можно с блоков разных по цвету и форме, но одинаковых по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и выполнять такие важные для ребенка логические операции, как, сравнение, классификация и обобщение.

Игра «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения:

  • Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
  • Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур
  • Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме
  • Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

Игра «Раздели блоки» научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где чьи подарки.

Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?» Перед ребенком лежат 8 блоков или картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.

Что такое блоки Дьенеша?

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки». В каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления . Они являются наиболее эффективным пособием, разработанным венгерским психологом и математиком в 1960-х годах Золтаном Дьенешем (1916-2014 гг).

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.


В набор блоков входят:

12 кругов : 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий),

12 таких же квадратов ,

12 прямоугольников,

12 треугольников.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам!

Комплект логических блоков дает возможность сопровождать детей в их развитии умения оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки), и в конце - полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм - геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться; и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

В данной консультации приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Существует достаточное количество методического материала, который можно самостоятельно приобрести, учитывая возраст и психологические возможности вашего ребенка.

Ольга Береснева
Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша»

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш . Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. Ведь они способствуют развитию логического мышления , комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам. Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции . Игры с Блоками Дьенеша способствуют развитию речи, мышления и математических представлений.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) ;

б) четырех цветов (красный, синий, желтый) ;

в) двух размеров (большой, маленький) ;

г) двух видов толщины (толстый, тонкий) .

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Итак, сегодня мы расскажем о самых играх , которые интересны будут детям старшей группы.

Детям 5-6 лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам.

К вашему вниманию несколько игр :

1. Игра «Домик» .

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты» . В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов , а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

2. Игра «Этажи»

Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы) .

Вариант 2 : деталь такой же формы, но другого размера (или цвета) .

Вариант 3 : строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

3. Игра «Домино»

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х) . Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы) .

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера) .

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

4. Игра «Делимся»

Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины) . Можно угощать игрушки по-разному : чтобы заяц получил все большие «морковки» , обезьянке все желтые «бананы» . Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

5. Игра «Обобщенная цепочка» .

На листе бумаги нарисовано несколько кругов, соединенных линиями. Требуется в каждый круг положить по фигурке из набора так, чтобы в кругах, соединенных линией, лежали фигуры, отличающиеся в точности одним признаком (а в кругах, не соединенных линией, неважно)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

На своих занятиях я очень часто использую с детьми логические блоки Дьенеша и Цветные счетные палочки Кюизенера. В процессе игр с блоками,.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактическую игру с блоками Дьенеша «Волшебный цветок», которая была изготовлена в рамках тематической.

Картотека наглядно - дидактических пособий для игр с логическими блоками и фигурами и палочками Кюизенера. Важнейшими дидактическими пособиями логико – математического развития дошкольников являются: логические блоки Дьенеша и комплект логических.

Конспект НОД в средней группе с логическими блоками Дьенеша «В гости к Пушистику на день рождения» Задачи: - Закрепить умение детей правильно называть времена года, дни недели. - Уточнить понятия широкий- узкий, длинный-короткий. - Закрепить.

Тема: «Путешествие в весенний лес»Возрастная группа:3-4 года. Форма НОД:познавательная деятельность. Форма организации: групповая. Средства:.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.



Рассказать друзьям