Консультирование в отдельные возрастные периоды детства. Психологическое консультирование для детей и подростков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультирование в отдельные возрастные периоды детства

1. Специфические особенности детского возраста.

2. Консультирование семей с ребенком раннего возраста.

3. Семья с детьми дошкольного возраста.

4. Консультирование родителей и детей младшего школьного возраста.

Специфические особенности детского возраста, к оторые необходимо принимать во внимание при проведении психологи­ческого консультирования детей с родителями.

Семьи с младенцами - на первом году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу, хотя именно в этот период специалист может убе­речь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка. Родителю необходимо знать, что главной, жизненно важной (витальной) потребностью младенца в воз­расте от рождения и до года является потребность в общении с матерью. И это общение должно быть эмоционально окрашен­ным и личностно значимым для обоих. Параллельно с общением идет формирование ориентировочных реакций, в первую оче­редь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. Ребенок начи­нает овладевать движениями руки и действиями с предметами, развивается вся двигательная сфера ребенка, идет интенсивная подготовка к пониманию речи. Начинает формироваться его соб­ственная речь, сначала в форме гудения, а затем и лепета; ма­лыш активен, деятелен и жизнерадостен. Если же у ребенка на­блюдается задержка в психофизическом развитии, то он чаще плачет, нервничает, больше спит, реже улыбается. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, видит в матери лишь кормилицу, сиделку, а не партнера для общения.

Уже на первом году жизни у ребенка формируются черты со­циального поведения: маленький человечек четко воспринимает «своих» и «чужих», активно выражает радость, гнев, тянется ру­чонками к самым близким людям, лепечет в ответ на ласковые слова взрослого, внимательно смотрит в лицо мамы и трогает ее шевелящиеся губы, пытаясь увидеть, от­куда берутся слова. Именно мама вводит малыша в мир предметов. Хорошо, когда у ребенка есть яркие и крупные игрушки, но как часто он хочет поиграть в мамины игрушки - кастрюльки, крыш­ки, коробочки и платочки. Параллельно с психофизическим развитием ребенка идет его воспитание, малыша учат «пожалеть маму», «погладить киску», «спеть песенку бабушке». Здесь взрослым важно закрепить пози­тивные моменты в поведении ребенка, вовремя похвалить его, сказать, какой он хороший, как они его любят, поцеловать, при­ласкать, но не «затискивать» его. Нужно предоставлять малышу возможность несколько минут побыть самому, поиграть в игруш­ки, а при необходимости и доползти до мамы, голос которой слышен из другой комнаты. Научить родителей навыкам стимули­рующего общения с собственным чадом, в том числе и с исполь­зованием подручного материала, имеющегося на кухне - одна из задач консультанта-психолога.

Семьи с ребенком раннего возраста (период от одного года до трех лет), в это время у детей развиваются общие движения, дей­ствия с предметами, появляются первые игры. Особую роль игра­ет формирование навыков самостоятельности, развитие понима­ния обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и при­даточные предложения, задает разнообразные вопросы. Поэтому задача родителей - направить познавательную активность малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением «Что с этим можно делать?», «Как этим можно пользоваться?»). Однако кроме предметного мира ребенок познает и себя и возможности своего тела. Поэтому усилия взрослых могут быть сосредоточены на воспитании у малыша навыков самообслужива­ния: умения одеваться, раздеваться и складывать свои вещи, ак­куратно кушать и убирать за собой тарелку, мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетом, убирать игрушки, следить за своей одеждой. Нужно помочь родителям найти ту грань, за которой детская самостоятельность - уже не инициатива, а каприз. Проблема в том, что каждый родитель исходит из своего жизненного опыта и представлений о том, что можно, а чего нельзя. Помощь в решении этого вопроса подсказывает народная муд­pocть. Негативное поведение малыша устра­няeтcя в ходе переключения на другой вид активности. Родителям необходимо объяснить, что жесткое подавление негативного, с точ­ки зрения взрослого, поведения ребенка наносит по детской инициа­тиве непоправимый удар, не дает ребенку возможности эксперимен­тировать (а значит и совершать открытия в сфере знакомства с миром человеческих отношений), следовательно, блокирует его са­мостоятельность. Ранний возраст - это и старт для развития у детей конструктивной и изобразительной деятельности.

Естественно, что сначала инициатива находится в руках взросло­го, но постепенно переходит к малышу. В этом совместном времяпрепровождении у малыша накапливаются ассоциативные образы, которые и закла­дывают основу для формирования у него собственно изобрази­тельной и конструктивной деятельности на последующем этапе развития - в дошкольном детстве.

Семья с детьми дошкольного возраста строит свои взаимодействия с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к со­циальным влияниям, характерным для его ближайшего окруже­ния. Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции дет­ской самостоятельности и инициативы. Содержание этого обще­ния связано с игровыми и познавательными интересами, про­буждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания. Социаль­ное воспитание дает детям первоначальные представления о свя­зях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, про­являют заботу друг о друге.

В этом возрасте целесообразно познакомить детей с приемами систематического ухода за собственным телом. Малышу необхо­димо даже еще не понять, а присвоить значимость здорового об­раза жизни, ценность здоровья как основной составляющей счаст­ливой жизни. Бурно раз­вивается речевая деятельность: с одной стороны, у детей расши­ряется понимание смысла обращенной к ним речи, понимании стилистических и грамматических конструкций, с другой - обога­щаются собственные фонетическая, лексическая и грамматичес­кая функции речи, развивается внутренняя и связная речь, фор­мируется речевое общение. Деятельность детей также претерпевает существен­ные изменения: она становится более произвольной, целена­правленной и самостоятельной. Все эти качества наиболее полно представлены в ведущей деятельности - в игре, которая превра­щается из сюжетной в сюжетно-ролевую. Но и продуктивная, и трудовая деятельность также изменяются, ребенок становится пол­нoпpaвным партнером и взрослому, и сверстнику, который умеет сотрудничать и кооперироваться в процессе выполнения изобра­жений или различных трудовых действий.



В плане развития познавательной деятельности взрослый дол­жен удовлетворять потребность ребенка в признании его достиже­ний (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям). Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуж­дать и стимулировать возникновение у ребенка образа Я, « Я -пози­ции», т. е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познава­тельных и творческих способностей и необходимых свойств лич­нocти (произвольности и самостоятельности, познавательной ак­тивности, самосознания и ответственности).

В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная со­ставляющая личностного развития ребенка - соподчинение моти­вов,т. е. способность выбирать из множества одновременно дей­ствующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Обязанности по дому, собственные желания, просьба мамы, чувство долга по отношению к больному дедушке, мимолетный порыв - какие свои дела и в какой последовательности выполнит ребенок, вот что означает соподчинение мотивов. Родители и культура семей­ных отношений во многом определяют его выбор, ему приходится учиться понимать, что важнее - его собственные, часто эгоцент­рические интересы или необходимость поступить по совести, при­мер родителей и близких людей становится основой ­ для детского подражания.

Следует отметить большой процент обращаемости родителей детей младшего школьного возраста за консультацией в основном по двум причинам: они хотят знать, соответству­ет ли уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы при­чины его низкой успеваемости в школе или плохого поведения. Задача специалиста состоит в том, чтобы показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, самое главное, негативную или пассивную роль самих родителей в сло­жившейся ситуации. Характерно, что после окончания консультирования родители некоторое время испытывают потребность в повторной встрече со специалистом для конкретизации разработанной программы ре­шения проблемы.

В процессе консультирования семейный социальный педагог, как и психолог, контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изуче­ния проблемы.

При первых встречах с родителями уделяется специ­альное внимание разъяснению возможных целей и задач консуль­тирования, у некоторых взрослых складываются неверные представления и ожидания от консультирования (переоценка объ­ема и сложности данного процесса, прежде всего по времени, ус­тановка на получение немедленных результатов). Поэтому важней­шими задачами первых встреч с родителями являются их ориента­ция в структуре и задачах консультативной работы, формирование установки на совместный и разносторонний анализ возникшей про­блемы. Специального разъяснения требует также направление ре­бенка на консультацию к другим специалистам, необходимо пре­дупреждать родителей о возможных трудностях в процессе коррек­ции.

Младший школьный возраст - период всплеска родительских запросов на консультацию у специалиста. В пер­вую очередь он связан с проблемами дезадаптации ребенка в системе школьного обучения. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обу­чения имеют как биологический, так и социальный характер. К биологическим причинам могут быть отнесены:

Низкий темп психической активности (корковая незрелость);

Дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорко­вых структур);

Вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленно­сти (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой веге­тативной нервной системы);

Общая вегетативная незрелость;

Нарушения в области функционирования отдельных анализа­торов и их межанализаторного взаимодействия (неловкая общая и мелкая ручная моторика, незначительное снижение слуха, нeдoстатки речевого развития и др.);

Хронические болезни и частые простудные заболевания ребен­ка и, как следствие, его общая соматическая ослабленность.

Среди социально-психологических причин чаще отмечаются социальная депривация, педагогическая запущенность ребенка, плохие условия воспитания и жизнеобеспечения, жест­ко нормативный стиль семейного воспитания и иные психотрав­мирующие воздействия среды­

Предпосылкой к возникновению школьной неуспешности мо­жет стать психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе в условиях новой ситуации развития. Родитель должен быть готов к тому, что в начальный период обучения ребенка жизненно необхо­димо обсуждать с ним не то, что он «проходил» на уроках, а осо­бенности его взаимоотношений с учителем и одноклассниками. По­скольку ребенок в силу малого опыта коллективного общения (по статистике лишь 49% российских детей, поступивших в школу вначале третьего тысячелетия, посещали дошкольные учреждения) еще не обладает достаточным набором психологических средств для объяснения мотивов общения и отношений одноклассников и учи­теля с детьми.

Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в первом классе может иметь мнимые и истинные причины :

- мнимые причины неус­пешности - повышенная тревога за перспективы обучения ребенка в школе родителей (или одного из них). Эта тревога связана с его собствен­ным, зачастую негативным опытом посещения общеобразова­тельного учреждения. Реально у ребенка может отмечаться не­сколько затянувшаяся фаза адаптационного периода к новому виду деятельности. По данным психологов, используемых в нор­мативных документах, в течение первых двух месяцев школьного обучения адаптируются лишь 50-60 % учащихся первых классов, еще 30 % - в течение первого полугодия. Но 10-15 % детей испы­тывают трудности со школьной адаптацией на протяжении всего первого года обучения. В подобной ситуации необходима консультативная работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред ребенку.

- истинные причины школьных неудач, реально связанные с обучени­ем ребенка, необходимо родителям всесторонне разобраться в проблеме. Кон­сультант должен четко понимать границы собственной компе­тентности, ребенка нужно проконсультировать у таких специа­листов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сен­сорной недостаточностью - у профильного специалиста (ото­ларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифло­педагога и др.). Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка диагностирована, на­пример, умственная отсталость, не стоит успокаивать родителей тем, что в дальнейшем он сможет успешно окончить общеобразо­вательную школу. Важнее настроить их на сотрудничество со спе­циалистами, действовать необходимо в интересах ребенка. Без­условно, родитель имеет право попытаться обучать ребенка в общеобразовательной школе, в классе коррекционно-развиваю­щего обучения, но пользы от этого ребенок не получит. Общеоб­разовательная школа не дает проблемному ребенку практических навыков, необходимых для дальнейшей жизни. Она не готовит к трудовой деятельности и, следовательно, не поможет найти соб­ственную нишу в жизнедеятельности социума. Очень часто, наму­чившись с ребенком, с его домашними заданиями, двойками и прогулами, родители вновь приходят к специалистам в среднем звене школы и просят направить его во вспомогательную школу. Но золотое время уже упущено, а ребенка в голове «каша» из об­рывков теоретических знаний, которые ему часто не нужны, а также негативный «багаж» школьного опыта общения со сверст­никами и учителями.

Если у ребенка выявлено негрубое отставание в развитии пси­хических функций, трудности в усвоении программного матери­ала и эмоциональная незрелость, ему необходимо оказать кор­рекционную помощь в форме индивидуальных или групповых занятий. Однако здесь необходимо отметить, насколь­ко значимо привлечение родителей к их проведению:

во-первых, целесообразно приглашать родителей на коррекционные занятия, проводимые психологом с их детьми;

во-вторых, же­лательно давать родителям и детям задания для домашней рабо­ты, например: сходить в зоопарк, понаблюдать за поведением диких животных, а дома записать, каких животных встретили в зоопарке;

в-третьих, полезно проводить с родителями регу­лярные встречи по вопросам динамики развития ребенка. На этих встречах, которые могут иметь как групповую, так и индивиду­альную форму, необходимо не только осуждать проблемы их детей, но и проводить психотерапевтическую поддержку усилий со стороны родителей. Психолог должен заряжать родителей сво­ей энергией и верой в успех ребенка, а также помогать им справ­ляться с личностными трудностями, которые обязательно встре­тятся им в процесс е поддержки собственного ребенка. Кроме того, родителям нужно помочь в налаживании отношений с педагога­ми, у которых учится их ребенок, подсказать, какую стратегию общения может избрать родитель, чтобы минимизировать воз­можные осложнения в отношениях ребенка и учителя.

Для младшего школьного возраста характерна еще одна про­блема - детской самостоятельности. Многие родители на пер­вых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в выполнении не только письменных, но и устных заданий. Безусловно, в начале обучения эта помощь может быть оправ­данна. Но если она затягивается на долгие месяцы, у ребенка вы­рабатывается привычка ждать родителей с работы, чтобы с ними сесть за уроки. Порой без родителей дети даже не приступают к выполнению домашнего задания, формируется устойчивая зави­симость ребенка от родителя. Родитель, который сначала с радо­стью помогал ребенку, начинает тяготиться этой зависимостью и идет к консультанту с вопросом: как помочь ребенку стать более самостоятельным?

Проблема самостоятельности возникает не в школьном возрас­те, а значительно раньше, сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и многие другие проблемы, она является след­ствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жиз­ненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения. Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам роди­телей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился». Ребенка по­ощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую до­бавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Ребенок, стре­мящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах, но это не повод запрещать ему эксперимен­тировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений. Только постигая свои возможности, границы своих «хочу» и «могу», ребенок овладевает умениями и навыками. Лишь постепенно давая ребенку все больше и больше самостоя­тельности, можно воспитать личность, способную к самоконт­ролю и автономии. Расширяя зону самостоятельности собствен­ного ребенка, родители овладевают стратегией воспитания соци­ально ответственного гражданина, а не иждивенца, зависимого, неумелого и личностно незрелого.


Май, 2007

Е.С. Кешишян, И.И. Рюмина, ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава

Эффективность оказания медицинской помощи зависит от трех компонентов: правильной постановки диагноза; правильного лечения; консультирования пациента о его болезни, прогнозе, терапии, возможных побочных явлениях. Все эти компоненты одинаково важны, однако на сегодняшний момент в повседневной деятельности врача проблемы консультирования отошли на второй план.

Зачастую отсутствие взаимодействия и взаимопонимания между врачом и пациентом буквально зачеркивает всю сложнейшую работу специалиста и его усилия, направленные на выздоровление больного. Особое значение для педиатров приобретает консультирование родителей детей первого года жизни. Новоиспеченным мамам и папам трудно понять, что происходит с их малышом, если он кричит, беспокоится, плачет; любое пятнышко на его коже вызывает у них тревогу. Много вопросов вызывают вскармливание, вакцинация ребенка, а также физическое и психическое развитие крохи и еще множество других вопросов, которые врачу могут казаться простыми и не требующими долгих обсуждений, но крайне важны для родителей.

Не секрет, что сегодня отмечается огромная неудовлетворенность родителей отсутствием правильного консультирования их детей врачом при оказании медицинской помощи.

Что такое консультирование?

Консультирование – это диалог между медицинским работником и матерью/родителями ребенка, основная цель которого – выяснить проблемы, беспокоящие родителей, дать достоверную информацию в доступной для них форме, убедить следовать необходимым рекомендациям. Консультирование – это вовсе не императивное назидание, быстрое проговаривание информации без заинтересованности в том, насколько родители поняли и согласны с вашими советами, готовы и знают, как им следовать.

В основе эффективного консультирования лежат несколько общих принципов:

  • каждый человек важен, ценен как таковой и заслуживает уважения;
  • каждый человек в состоянии отвечать за свои поступки;
  • каждый человек имеет право принимать самостоятельные решения;
  • каждый человек имеет право выбирать ценности и цели.

В этих принципах заложен глубокий смысл. Врачи должны понимать, что взгляды пациентов или их родственников могут отличаться от правильных, но имеют право на существование. Задача врача – предоставить всю информацию, обсудить варианты решений. Консультирование будет эффективным, если медицинский работник искренне придерживается этих принципов и на их основании строит свои отношения с матерью или родителями ребенка.

Секреты общения

Прежде всего необходимо использовать средства невербального общения:

  • улыбайтесь;
  • кивайте головой;
  • сядьте так, чтобы ваши глаза и глаза матери были на одном уровне, чтобы вас не разделял стол, стопки папок или другие предметы;
  • смотрите в глаза;
  • не проявляйте спешки;
  • выражайте поддержку взглядом или жестами, иногда прикосновением, если это приемлемо;
  • проводите беседу в удобной и непринужденной обстановке.

Приемы невербальной коммуникации дают возможность показать, что медицинский работник заинтересован в общении с родителями и готов оказать помощь. Однако большинство педиатров скажет, что времени на такие мелочи нет, что нужно заполнить множество бумаг, а у кабинета собралась большая очередь и родители раздражены. Но не стоит забывать: чем лучше проведено консультирование, тем лучше родители выполняют рекомендации, тем меньше потребуется объяснений в дальнейшем, тем больше доверия, тем здоровее малыш и меньше очереди. Так что в конечном итоге это важно не только для родителей, но и для врача.

Приемы консультирования

Использование приемов консультирования не слишком увеличивает время общения с родителями и осмотра ребенка, но в значительной мере его структурирует. Итак:

Старайтесь не прерывать мать/родителей, умейте слушать и понимать собеседника. Скорее всего, вы уже сотни раз слышали те жалобы, которые возникли у матери, вы заранее знаете, что она скажет. Однако, прежде чем ответить, дайте ей возможность высказаться. Своим поведением (позой, мимикой, словами и жестами) подчеркните, что вам интересно ее слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите мать повторить или пояснить то, что осталось неясным.

Задавайте открытые вопросы, которые начинаются со слов «кто», «что», «почему», «как», «когда», – они поощряют мать излагать информацию, а вам позволяют узнать необходимые сведения. В начале разговора вы можете задать открытый вопрос, например о том, как, по мнению матери, обстоят дела со вскармливанием или развитием ребенка. Это поможет вам получить общее представление об отношении матери к ребенку. Иногда, если необходимо получить более точную информацию, лучше задать закрытый вопрос, например: «Вы даете своему малышу чай?»

Учитывая, что если предоставить матери возможность рассказывать слишком подробно, информативность такого рассказа будет очень низкой и отнимет массу времени, следует использовать прием «отражения», когда врач, перефразируя последние слова собеседницы, с одной стороны прерывает рассказ, с другой, не обижая мать, демонстрирует, насколько он внимательно слушает. После этого направленными вопросами можно до конца прояснить для себя ситуацию.

Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров для эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь до конца понять точку зрения матери или ход ее мыслей, сопереживайте ей. Сопереживание означает, что вы понимаете чувства и проблемы матери, ставите себя на ее место. Сочувствие, в отличие от сопереживания, позволяет оценить проблемы матери со своей точки зрения. Это позволит матери ничего не скрывать, не стараться казаться лучше, правдиво описывать ситуацию, больше доверять врачу.

Не заостряйте внимание на речевых особенностях. Иногда мать может казаться вам слишком медлительной, монотонной, надоедливой или возбужденной, суетливой. Однако это не повод для того, чтобы проявлять нетерпение в общении, манеры матери и особенности ее речи не должны отвлекать вас от той проблемы, которая ее волнует.

Спокойнее реагируйте на высказывания матери или членов семьи. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие другого. В таком случае срабатывают эмоциональные барьеры. Врач иногда старается найти себе моральную поддержку в полном отрицании того, о чем говорит мать или родственник. Такая ситуация часто встречается, если мать уже консультировалась с кем-либо и получила неудовлетворяющие ее советы, которые скорее усугубили проблему.

Не отвлекайтесь. Необходимо сесть так, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки, сконцентрировать свое внимание только на словах собеседника. Очень важно, чтобы мать чувствовала неравнодушие врача к процессу консультирования. Нередко в ходе приема врача отвлекают посторонние люди или телефонные звонки. Если все же отвлечься необходимо, надо извиниться и продолжить консультирование с повторения последней фразы или утверждения, чтобы показать, что вы хорошо помните, о чем шла речь, и что для вас это тоже важно.

Не указывайте матери, что она должна делать, например, как она должна кормить ребенка. Ваша задача – предоставить достоверную и убедительную информацию о вскармливании и дать матери возможность самой решать, что нужно делать. Не опровергайте и не критикуйте сказанное матерью, но и не соглашайтесь с ее ошибочными высказываниями. Такое нейтральное реагирование показывает матери, что вы уважаете ее мысли и чувства, и дает ей ощутить вашу поддержку. Можно предложить матери варианты выхода из проблемы, но не отдавать распоряжения, начиная с повелительной формы глагола «делайте», «давайте», «найдите», а также слова «всегда», «никогда», «нужно».

Очень важно поощрять и хвалить мать там, где это уместно. Медицинские работники склонны искать проблему и исправлять ее, но необходимо также уметь искать в действиях матери положительные стороны и поощрять ее. В этом случае она охотнее примет ваши рекомендации.

Схема консультирования

Для максимального структурирования осмотра ребенка и консультирования родителей необходимо прежде всего четко определить задачи данного осмотра. Это имеет особое значение при диспансерном наблюдении ребенка на первом году жизни. Так, в 1 месяц прежде всего необходимо консультирование по питанию и поддержке грудного вскармливания, коррекции кишечных колик. В 3 месяца нужно предоставление информации о профилактических прививках и первые рекомендации по развитию. В 6 месяцев необходимо обучить родителей введению прикорма и развивающим играм, подбору игрушек и т.д. Необходимо понимать, что родители не способны воспринять огромный объем информации, но если ее предоставлять небольшими порциями, усвоение будет максимально полным.

Сам осмотр ребенка занимает минимальный объем времени на приеме, после этого малыша нужно одеть, усадить мать или родителей и провести консультирование. При этом должна присутствовать следующая схема и последовательность действий:

Спрашивайте и слушайте. Задавайте вопросы в открытой форме. Внимательно слушайте ответы для того, чтобы определить, что мать уже делает для своего ребенка. Таким образом вы определите, что она делает правильно и что может быть улучшено.

Хвалите. Похвалите мать за что-нибудь, что она делает правильно, например кормит грудью. Не забывайте, что похвала должна быть естественной, и хвалите только за те действия, которые действительно полезны для ребенка.

Советуйте. Ограничьте ваши советы только вопросами, необходимыми матери на данный момент. Используйте слова, понятные для нее. Во время объяснения можно пользоваться иллюстрациями или реальными предметами. Например, показывайте матери рекомендуемые объемы жидкости в чашке, стакане или другой емкости, научите, как приготовить смесь. Убедите мать отказаться от дальнейшего применения методов, опасных для здоровья ребенка. Объясните ей, почему это опасно для здоровья ребенка. Ваши объяснения должны быть четкими и ясными, мать не должна чувствовать себя виновной или некомпетентной.

Проверьте, как мать поняла объяснения. Задайте матери вопросы, чтобы определить, как она поняла объяснения и что следует объяснить дополнительно.

Избегайте задавать наводящие вопросы (то есть вопросы, подсказывающие правильный ответ) и вопросы, на которые можно ответить односложно («да» или «нет»). Примерами правильных контрольных вопросов могут быть следующие: «Какую пищу вы будете давать вашему ребенку?», «Как часто вы будете давать эту пищу вашему малышу?». Если вы получаете нечеткий ответ, задайте другой контрольный вопрос. Хвалите мать за правильное понимание или уточняйте в случае необходимости ваш совет. Такая проверка запоминания вовсе не обидна, а еще раз упрочивает родителей в мысли, что медицинский работник озабочен правильным выполнением рекомендаций.

С другой стороны, если ответы правильные, педиатр может быть уверен, что родители восприняли рекомендации и будут им следовать. Это особенно важно, когда проводится консультация по лечению и врачи должны быть убеждены в том, что все назначения будут выполняться правильно и в полном объеме.

При проведении специальных тренингов для врачей-педиатров по вопросам консультирования детей на первом году жизни стало ясно, что большинство из них не имело понятия о системе консультирования. Чаще всего первоначально врачи считали, что это пустая трата времени, что при сложности работы в детской поликлинике проведение эффективного консультирования невозможно. Однако обучение навыкам структурирования и приемам консультирования пациентов показало на практике значительную экономию времени и огромную удовлетворенность родителей и самих врачей проведенным осмотром. Учитывая, что единственной целью и задачей медицины является оказание помощи, без внедрения навыков консультирования невозможно достичь реальной эффективности, удовлетворения и уважения со стороны населения.

Елена Соломоновна Кешишян, руководитель отделения коррекции развития недоношенных детей ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава, профессор, др мед. наук

Ирина Ивановна Рюмина, ведущий научный сотрудник отделения физиологии и патологии новорожденных ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии» Росздрава, др мед. наук

Подростковый возраст называют критическим возрастом в ши­роком смысле слова. Более точно- выделять подростковый кри­зис как переход от младшего школьного возраста к собственно

подростковому. Другой нормативный возрастной кризис датиру­ет переход от подросткового возраста к младшему юношескому возрасту.

Для психологического консультирования подростковый воз­раст детей наших клиентов - один из самых сложных. Статистика психологического консультирования подтверждает, что количе­ство случаев обращения за психологической помощью в этот пе­риод резко увеличивается. При этом соответственно резко рас­ширяется диапазон запросов клиентов (т.е. родителей): от про­блем первой, чаще неразделенной любви, их дочерей и сыновей - до опасности наркоманий и алкоголизма, от признаков дизмор-фоманий - до нежелания ходить в школу. Еще более выделяет этот период жизни ребенка с точки зрения особенностей психо­логического консультирования то, что теперь сам подросток впер­вые становится клиентом - субъектом обращения в психологи­ческую консультацию, ставя, а иногда и не ставя об этом в извест­ность своих родителей.

Все это делает задачу описания особенностей консультирова­ния родителей детей подросткового возраста и самих подростков очень сложной. И все же мы должны выделить здесь наиболее от­четливые ориентиры.

Во-первых, возрастной психолог-консультант в своей дея­тельности всегда исходит из психологических нормативных задач воз­раста.

Психологические задачи подростков этого возраста известны - это, прежде всего, задачи самоопределения в трех сферах: сексуаль­ной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоцио­нальной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потреб­ностей: физиологической потребности, дающей импульс физи­ческой и сексуальной активности подростков; потребности в безо­пасности, которую подростки находят в принадлежности к груп­пе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; по­требности в привязанности; потребности вуспехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и разви­тии собственного ..

Во-вторых, возрастной психолог-консультант в случае кон­сультирования родителей детей любого возраста, а тем более - подростков, обязательно должен суметь посмотреть на предъяв­ляемую ему ситуацию глазами ребенка, в данном случае -подростка. Эта особенность, являясь одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей, основывается на известном положении теоретической возраст­ной психологии: объективная социальная ситуация развития ре­бенка (подростка) детерминирует его психическое развитие и оп­ределяет его психическое здоровье не сама по себе, не автоматически, а только будучи преломленной в его субъективных пере­живаниях, опосредованной его позицией в этой социальной си­туации.

Этот важный предметный принцип работы психолога-консуль­танта заметно усложняет его деятельность. Первый же опыт кон­сультирования родителей подростков в возрастно-психологической консультации при кафедре возрастной психологии факультета пси­хологии МГУ (1984) или в консультативном центре Института детства Российского детского фонда (1989) показал, что сами под­ростки относятся к процедуре консультирования совсем не так, как более младшие дети. Если детей до шестого класса включи­тельно родители совершенно спокойно приводили в консульта­цию, и дети полно и содержательно отвечали на вопросы психо­лога, чувствуя себя скорее испытуемыми, нежели равноправными субъектами, то подростки в условиях консультирования, инициа­тива которого исходила от их родителей, чувствовали себя «не у дел». «Разговорить» такого подростка было, как правило, весьма трудно, достоверность выполнения ими психодиагностических процедур оставляла желать лучшего. В итоге кратковременное пси­хологическое консультирование (два-четыре сеанса) родителей детей подросткового возраста не давало психологам-консультан­там возможности надежно взглянуть на заявленные проблемы гла­зами самих подростков, а это было и остается одной из ценностей именно возрастно-психологического консультирования родителей и их детей.

Один из возможных выходов из такого рода ситуации - на­целенное создание доверительного контакта с подростками за пределами консультативной комнаты, а именно - в процессе групповой психологической).

В-третьих, при консультировании диады родитель - под­росток вступают в действие многие рекомендации и особенно­сти, характерные и для консультирования супружеской пары. Вот как их описывает Ю.Алешина

Преимущества работы с парой: большая диагностичность беседы с супружеской парой, нагляд­ность проблем в паре; работа с обоими супругами позволяет уже в ходе консульти­рования непосредственно апеллировать к паттернам их отноше­ний «здесь и теперь», прямо в условиях консультации, что все­гда более убедительно, чем анализ того, что происходит за ее пределами;

присутствие пары позволяет использовать некоторые техни­ки консультирования и психологической интервенции - пси­ходрамы, семейной скульптуры, организации совместной деятельности и пр., что просто невозможно при работе с одним клиентом;

приход пары в консультацию означает более серьезную мотива­цию на работу; предполагается, что такая работа будет более глу­бокой и длительной; консультирование пары облегчает клиентам, обсуждение про­исходившего во время консультации: они оба были участниками консультативной работы и изменения в одном из супругов более понятны и принимаемы другим.

Трудности при работе с парой: вести консультативный прием сразу двух клиентов труднее, чем одного: их еще надо научить сотрудничать в консультировании, а не перебивать друг друга или не становиться в позу обиженного и пр.;работая с парой, необходимо всеми силами не давать супругам повод упрекать психолога в коалиции с одним из них; работа с парой более уязвима: нежелание работать одного суп­руга мешает работе с парой в целом; работая с парой, необходимо особым образом решать проблему конфиденциальности.

Указанные особенности работы с парой супругов практически полностью переносятся на работу с парой родитель-подросток.

В-четвертых, при консультировании родителей детей под­росткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности.

Как известно, существует несколько представлений о той це­лостности (системном целом), с которой имеет дело психолог-консультант в своей работе. Для семейного психолога такой сис­темной целостностью является семья . Методы диагностики и интервенции, которые использует семейный психолог-консультант, приспособлены именно к такому целому. Для индивидуально-пси­хологического консультирования целостностью часто становится индивидуальное сознание клиента. Некоторые психологи-консуль­танты так и заявляют: «Я имею дело в консультировании с созна­нием индивидуального субъекта» .

Возможны и другие представления об этой целостности, на­пример включение в нее тела клиента, если психолог пользуется приемами телесно-ориентированной терапии, или даже планет и звезд и их взаимного расположения, что несомненно имеет место в работе психолога-консультанта - астролога.

Каковы же представления о целостности, с которой имеет дело в своей консультативной деятельности возрастной психолог-кон­сультант?

Наша гипотеза (она основывается на опыте работы многих воз­растных психологов-консультантов) такова - этой целостностью является индивидуальный жизненный путь ребенка, который сни­мает в себе (в гегелевском смысле этого слова) семейную ситуа­цию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и буду­щее, генетически заданное и культурно приобретенное, особен­ности прохождения нормативных возрастных кризисов и особен­ности формирования психологических новообразований всех пре­дыдущих возрастов и многое другое.

Не диада «родитель -ребенок», не семья, не сознание мамы или папы и даже не сам ребенок как таковой, а индивидуальный жизненный путь ребенка - вот системный целостный объект, с которым в своей консультативной практической деятельности имеет дело возрастной психолог-консультант. Его диагностиче­ские методы, коррекционно-развивающие и реабилитационные техники наиболее адекватны именно этому видению целостно­сти его работы.

При работе с родителями детей подросткового возраста часто приходится признаваться в том, что трудности подростка, как и трудности отношений подростка и родителя (родителей), есть за­кономерное отдаленное следствие проблем давно минувших возра­стов его жизни.

Прекрасное, хотя и гипотетическое (основанное на генетиче­ской реконструкции) описание формирования внутри жизненно­го пути таких «рельефных» индивидуально-личностных особенно­стей подростков как жестокость, склонность к воровству и ис­пользование вранья для извлечения личной выгоды дал в свое время в своих работах Л. Б. Филонов .

Эта закономерность - влияние особенностей прохождения пре­дыдущих возрастов на прохождение последующих - имеет место во всех предыдущих возрастах, но именно в подростковом возрас­те это становится именно отдаленным следствием, более трудным для восстановления в условиях консультирования. К тому же под­росток в несравненно большей степени является субъектом своего целостного жизненного пути, чем дошкольник и даже младший школьник (это отмечает А. Г. Асмолова, подчеркивая, что подрос­ток впервые сам выбирает себе ведущую - в психологическом смысле этого слова - деятельность ..

В этом же смысле можно сказать, что для анализа проблем под­росткового возраста относительно менее пригоден так называе­мый синдромный анализ типовых случаев, разработанный и ус­пешно применяемый А.Л.Венгером в психологическом консуль­тировании родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Необходимость учитывать влияние отдаленного прошлого на проблемы подростка или проблемы родителей с подростком уди­вительно корреспондирует с необходимостью учитывать" также и влияние отдаленного будущего на эти проблемы. Для подростка вообще характерно расширение рамок «здесь и теперь» в прошлое и в будущее. Многие конкретные техники психологического кон­сультирования подростков используют именно приемы работы с ориентировкой подростка во времени - в будущем и в прошлом, в индивидуальном и родовом для подростка. Даже такие значимые для подросткового возраста психологические процессы, как лич­ностное и профессиональное самоопределение, важнее для буду­щего больше, чем для настоящего.

Наконец, в-пятых, отличительной особенностью психоло­гической консультативной работы с родителями подростков и с самими подростками является значительно большее, чем в предыдущие возрасты, внимание со стороны психолога к зарождаю­щейся сексуальности подростка. Дети младшего школьного и до­школьного возраста - не бесполые существа, но только при ра­боте с подростками психологу-консультанту впервые приходится вести себя с ними в каждый момент времени как с нарождаю­щимся мужчиной или с нарождающейся женщиной. Задача поло­вой идентификации - центральная для подросткового возраста. Существует даже гипотеза о ведущей деятельности подростково­го возраста как деятельности по возрастно-половой идентификации .

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте специфику социальной ситуации развития ребен­ка в дошкольном возрасте,

2. Какие виды деятельности характерны для дошкольного возраста и какие психологические проблемы может порождать их обеднение либо выпадение из жизни дошкольника?

3. Какова система нормативных новообразований, формирующихся на протяжении дошкольного возраста?

4. По каким основным показателям ведется контроль умственного развития дошкольника?

5. Чем диктуется необходимость как можно более ранней диагностики и коррекции психологических проблем в дошкольника.

6. Назовите наиболее распространенные психологические проблемы детей дошкольного возраста.

7. Почему психологические проблемы дошкольника требуют возраст-но-психологического подхода и комплексного обследования?

8. Постройте условно-вариантный прогноз развития дошкольника с трудностями в общении со сверстниками при поступлении в школу.

9. Какова стратегия психологической помощи соматически больному ребенку?

10. Какие типы психологических проблем могут возникать у ребенка дошкольного возраста на почве дефицита общения с родителями?

11. На какие стороны формирования личности дошкольника влияют конфликтные отношения между сиблингами?

12. Почему, на ваш взгляд, проблема речевого развития ребенка ран­него возраста наиболее часто заявляется при обращении к консультанту?

13. Чем обусловлена успешность речевого развития ребенка раннего

возраста?

14. С чем связано нежелание ребенка раннего возраста отпускать от

себя близкого взрослого?

15. Насколько необходимо предоставлять ребенку раннего возраста

свободу действий?

16. Какие проблемы развития ребенка раннего возраста связаны с особенностями его развития в младенчестве?

17. Что составляет содержание понятия психологическая готовность к

обучению в школе?

18. Какие три формы работы психолога-консультанта с проблемой Щкольной зрелости вы знаете?

19. Какие существуют точки зрения на проблему психогенной школь-Ной дезадаптации?

20. Назовите особенности психологического обследования младшего школьника в нуждах возрастно-психологического консультирования.

21. В чем особенности психологического консультирования подрост­ков и их родителей?

Литература

    Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консульти­рование. - М., 1992.

    Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. - М., 2000.

    Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, 1998.

    Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования де­тей младшего школьного возраста. - М., 1993.

    Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии. - М., 1984.

    Гапигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопр. психол. - 1996. - №3.

    Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1978. - С. 4 - 51.

    Гуткина И. И. Психологическая готовность к щколе. - М, 1993.

    Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М., 1982. - Гл.2.

    Кле М. Психология подростка. - М., 1992.

    Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М., 1997. - С. 54-60.

    Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче­нию в школе. - М., 1991.

    Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возра­сте. - Прага, 1984.

    Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2002.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М, 1986.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.

    Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. - М., 1990.

    Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.

    Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1968.

    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М., 1996. - С. 10-86; 215-23.3.

    Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Руз­ской. - М., 1989. - С. 144-166.

    Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М, 1991.

    Ремшмит X . Психология подросткового и юношеского возраста. - М., 1994.

    Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989. - Гл. 2.

    Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем он­тогенезе // Вопр. психол. - 1994. - № 6.

    Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988,- Гл. 1.

    Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.,

    ЭлъконшД. Б. Избранные труды. - М., 1998.

    Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М, 1996.

Психологическое консультирование необходимо немалому количеству детей при возникновении каких-то морально-психологическим проблем. В нашей статье мы расскажем что такое психологическое консультирование и зачем оно проводится.

С появлением у ребенка каких-то психологических проблем родители всегда переживают и не знают как правильно себя вести. Лучше всего начать постоянное наблюдение за ребенком, почаще с ним общаться и спрашивать что его беспокоит. Если вы самостоятельно не можете помочь малышу в разрешении проблемы или ситуация заходит слишком далеко, то необходимо незамедлительно обратиться к психологу.

Психологическое консультирование - это один из видов психологической помощи, который достигается путем общения с психологом. Он озвучивает свое мнение, дает советы как правильно поступить и что делать в сложившейся ситуации.

Характерными признаками для проведения психологического консультирования детей и подростков являются:

  • Частые и сильные перемены настроения. Сначала ребенок смеется и веселится и вдруг ни с того, ни с сего начинает рыдать.
  • Длительное отсутствие у ребенка положительного настроения, нежелание учиться, играть в игры, ходить на развлекательные мероприятия, нежелание есть или пить.
  • Если ребенок внезапно стал надолго уединяться, не хочет ни с кем общаться и никак не выходит на контакт.
  • Если ребенка преследуют какие-то страхи, появляются фобии или мании. Например ребенок боится какой-то определенной безобидной игрушки, боится ездить в метро, боится большого количества народу.
  • Если над ребенком было совершено насилие.

Особенно трудно может быть в тех случаях, когда из-за психологических проблем ребенка в семье начинаются разногласия и конфликты. Многие дети переживая какой-то стресс могут отстраняться от своих родителей, не хотеть им что-то рассказывать. В таком случае лучше не лезть лишний раз к ребенку, чтобы не провоцировать лишних проблем.

Другой целью работы специалиста при проведении психологических консультаций для детей является развитие внимания, восприятия, памяти, логического и образного мышления, развитие эмоциональной сферы и речи, расширение кругозора и обогащение словарного запаса.

Родителям также важно принимать участие в психологических консультациях их детей, чтобы было легче понять ребенка.

Психолог расскажет вам правильно ли вы воспитываете своего ребенка, поможет разобраться в волнующих вопросах, даст советы и рекомендации как себя вести в определенных ситуациях. Отношение и поведение родителей очень сильно влияет на психо-эмоциональное состояние ребенка.

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме: профилактической индивидуальной беседы, интервью, психологического консультирования, индивидуальной или группой беседы.

Чаще всего на первую консультацию ребенка приводят родители, или иногда бабушка с дедушкой. Важно предупредить ребенка заранее куда вы его ведете и зачем. Консультирование детей обычно не занимает много времени, в два раза меньше, чем у взрослых. Поэтому важно, чтобы оно проходило непринужденным образом, в виде игры или легкой беседы. Иногда проводятся различные тестирования как ребенка, которого привели, так и родителя. Психологу важно знать всю информацию о ребенке и он будет сначала задавать вопросы взрослым.

Психолог обязательно должен рассказать что-то о себе вашему ребенку. Дети очень любопытны и если они чего-то не понимают или не знают, то сложно войти к ним в доверие и найти контакт.

Рассмотрим какие еще задачи стоят перед психологом при проведении консультации:

  1. Психолог обязательно должен относится позитивно к любым суждениям и рассказам ребенка. Это очень важно для того, чтобы найти правильный контакт и войти в доверие.
  2. Психолог старается войти в положение ребенка, увидеть ситуацию его глазами и пережить те же чувства.
  3. Психологу нужно помочь ребенку советами, как правильно поступить, а лучше, если малыш сам найдет выход из ситуации.

Помните, что после консультации ребенок должен уйти в хорошем настроении, готовым к дальнейшей работе с психологом.

Психологическое консультирование родителей применяется до­статочно часто для решения насущных проблем, возникающих в огромном количестве ситуаций, связанных с процессом воспитания и развития ребенка. Консультирование родителей является обяза­тельным условием при работе с детскими сложностями и нарушени­ями поведения. Без консультирования родителей эффективность взаимодействия с ребенком снижается из-за того, что окружающая ребенка действительность не изменяется, провоцируя неадекватные формы реагирования.

Специфика консультирования родителей будет заключаться в том, что родители чаще всего не готовы к собственным изменениям поведения и взаимоотношений. Многие из них вообще не рассма­тривают семейные сложности и свое поведение как факторы, влия­ющие на возникновение нарушенных реакций ребенка. Все это определяет специфику организации психологического консультиро­вания родителей.

Чаще всего началом консультирования родителей является факт привода ребенка на консультацию (В. Оклепдер, 1997). По правилам организации психологического консультирования детей, первый контакт осуществляется с родителями, желательно без ребенка (если это не консультирование семьи). Такое положение определено зада­чами организации доверительного отношения между ребенком и консультантом впоследствии. Сбор родительских жалоб в присут­ствии ребенка может осложнить создание доверительного контакта. На первой встрече с родителями ребенка у консультанта возникает ряд специфических и неспецифических задач. К последним отно­сятся: выстраивание контакта и рапорта с родителями; сбор инфор­мации о проблеме; определение проблемы с точки зрения родите­лей. Кроме того, важно собрать всю информацию о специфике про­явления проблемы, отношениях в семье, закономерностях возраст­ной динамики проблематики.

Определив специфику проблемы и наметив основные направле­ния ее решения, необходимо мотивировать родителей к изменению определенных аспектов семейной ситуации. Достаточно часто пер­воначальная реакция родителей бывает негативной (например, «Мыпривели его к Вам не для того, чтобы Вы начали устанавливать дру­гие правила в семье, а для того, чтобы Вы сделали что-либо с его по­ведением...»). В наши задачи входит объяснение закономерностей детской реакции на те или иные семейные процессы и особенности воспитательных воздействий.

Иногда для изменения ситуации нарушенного детского поведе­ния бывает достаточно изменений поведения самих родителей. В этом случае в консультировании ребенка необходимости не возни­кает.



В рамках первой консультации необходимо разработать страте­гии важных изменений для семьи, исходя из понимания родителя­ми и консультантом причин нарушений в поведении ребенка. Ни в коем случае нельзя обвинять родителей в некомпетентности или не­правильном воспитании, так как это может привести к нарушению рапорта. Консультант должен выразить позитивное отношение и ува­жение к родителям, одобрить их действия, конфронтировав опреде­ленные аспекты взаимоотношений, приведшие к конфликтам.

1. Что привело родителей на консультацию?

2. Что явилось причиной прихода именно сейчас?

3. Делали ли что-либо с этой проблемой ранее (проблема может иметь длительную историю с множественными попытками реше­ния)?

4. В чем (поведение, реакции, отношения) данная проблема про­является?

5. Усиливается ли проявление проблемы при определенных усло­виях (например, дети могут драться только тогда, когда мама дома)?

6. Все ли члены семьи считают это проблемой?

7. Чего бы хотели родители (в плане целевого изменения)?

8. Как они увидят изменения в ребенке?

9. Каковы ваши (родителей) отношения с ребенком?

10. Чего вы хотели (для чего?), рожая ребенка (иногда неадекват­ные родительские ожидания могут стать причиной для возникнове­ния сложностей. Например, мама хотела при помощи ребенка удер­жать мужа, но брак распался.)?

11. Какова специфика распределения вопросов власти в семье?

12. Какова специфика распределения контроля и самоконтроля? Сбор данной информации может существенно помочь в опреде­лении проблемных зон семьи.

На последующих встречах консультант должен, исходя из роди­тельской заявки, оказать помощь в решении проблемы. Как наибо­лее часто возникающие, выделяют следующие проблемы: наруше­ние взаимоотношений родителей и ребенка; детское непослушание;нарушение взаимоотношения в детской подсистеме; отсутствие ин­формации о закономерностях прохождения возраста; беспокоящие детские проявления (повышенная агрессия, жадность, сексуализация); нежелание посещать детские дошкольные или школьные учреждения; частые болезни ребенка; школьная неуспеваемость и т.д.



После определения проблем необходимо организовать предостав­ление необходимой информации, позволяющей реорганизовать се­мейные отношения с целью снижения симптоматического поведе­ния. На этой стадии, которую называют стадией принятия решения, необходимо, чтобы родители понимали собственную ответствен­ность за принятые решения и умели следовать им. Для более четко­го представления специфики консультационного взаимодействия родителей с консультантом рекомендуется следующий алгоритм.

1. Первичный контакт с родителями, направленный на сбор ин­формации о проблеме. В случае если возникает такая необходимость, информация может собираться через педагогов, взаимодействуя так­же со смежными специалистами (невролог, логопед, дефектолог и т.д.).

2. Беседа с родителями для выяснения специфических особенно­стей прохождения ребенком предыдущих этапов развития (беремен­ность, роды, младенчество, раннее детство и т.д.).

3. По необходимости проводится дополнительный сбор данных о здоровье ребенка (невролог, дефектолог, психиатр, педагог и т.д.).

4. Выстраивание контакта с ребенком в рамках игрового взаимо­действия.

5. Экспериментально-психологическое и диагностическое иссле­дование ребенка.

6. Постановка психологического диагноза.

7. Разработка плана и выделение методов решения, возникающей проблемы.

8. Мероприятия по разрешению возникающей проблематики, ко­торые могут проводиться как специалистом психологом, так и сами­ми родителями.

9. Контроль за изменением ситуации.

Среди основных направлений консультирования родителей по проблемам их детей выделяют следующие:

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Чаще все­го такой тип консультирования необходим при нарушении пове­дения ребенка в результате наличия нарушенной структуры или системы семьи;

Консультирование совместно с ребенком;

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключитель­ной консультацией с родителями;

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей;

родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа.

Консультирование родителей без привлечения ребенка. Данный тип консультативного взаимодействия считаете! эффективным при не­скольких возникающих сложностях.

1. В случае низкой компетентности родителей. В задачи психоло­га при такой проблеме входит организация информирования роди­телей о специфике прохождения различных стадий возрастного раз­вития ребенка, их проявлений, выделяющихся возрастных задачах и методах эффективного воздействия.

2. В случае, если нарушение имеют системный характер. Чаще всего это нарушения связаны с нарушенной иерархией, отсутствием четких семейных норм и правил поведения, непоследовательности родительских требований. Приведем пример: достаточно часто дет­ское непослушание, например нежелание идти спать, может быть связанно с родительской непоследовательностью - один день мама разрешает не ложиться вовремя, а в другой - требует выполнения правила. Еще один важный нарушающий фактор - это не выполне­ние обещаний по организации последствий неадекватного поведе­ния ребенка. Так, например, мама может обещать наказание за опре­деленный тип поведения, однако не наказывает или что еще хуже, наказав, тут же жалеет ребенка. В данном случае при нормализации родительского поведения поведение ребенка само собой исправля­ется.

3. Ситуация когда наличие сложностей у ребенка «выгодно» се­мье, так как оправдывает определенное поведение кого-то из членов семьи или является удерживающим семью от разрушения. Так, на­пример, чрезвычайно плохое поведение ребенка, приводящее к его исключению из детского учреждения, может служить оправданием для мамы, что она не устраивается на работу или не добивается сво­ей цели (не до того...).

Консультирование совместно с ребенком. Данный тип консульти­рования свойственен семейному подходу, однако может применять­ся для обучения родителей методам коммуницирования со своими детьми. Это связанно с тем, что некоторые родители (те, кто воспи­тывался в детском доме, или не имел в детстве партнеров для игр) не умеют выстраивать с ребенком адекватные межличностные взаимо­действия. Часть из них вообще не умеет играть или находить довери­тельные способы организации контакта. (На вопрос играете ли вы с ребенком, родители часто отвечают «конечно, мы общаемся, мы уро­ки делаем и на секции я его вожу».) Такие родители предпочитают указывать, направлять и наказывать, что приводит к протестному по­ведению ребенка. Совместное консультирование позволяет консуль­танту обучить родителей необходимым навыкам, выстроить в рам­ках консультативного взаимодействия отношения ребенка и родителей через специфические формы взаимодействия и ритуалы. Напри­мер, один из таких ритуалов -это вечерние «хвастовство», когда вся семья собирается перед ужином и каждый рассказывает, что замеча­тельного у него было за день, а все остальные члены семьи слушают, одобряют, но не критикуют.

Консультирование ребенка с необходимой первой и заключительной консультаций с родителями. В этом случае на первой консультации родителям даются рекомендации по изменениям внутрисемейной ситуации, а основной фокус внимания находиться на ребенке. Спе­цифика организации первой родительской консультации уже доста­точно описана нами выше. В любом случае, в нее входят: определе­ние проблемы, сбор и анализ информации, выявление причин нару­шений, выявление представления об идеальном результате, выявле­ние специфических особенностей развития ребенка и разработка ре­комендаций для реорганизации детско-родительских отношений. Заключительная консультация должна быть посвящена подведению итогов и разработке рекомендаций по дальнейшим действиям роди­телей для поддержания динамики изменений.

Консультирование родителей по поводу организации ими коррекционного воздействия на своих детей. Данный вариант консультирова­ния позволяет оказывать коррекционное воздействие на поведение ребенка через его родителей. Консультирование родителей начина­ется с объяснения специфики возникающей поведенческой пробле­мы ребенка и принципов организации коррекционного общения. Обычно коррекционное общение осуществляется следующим обра­зом: родитель, после тщательного выявления всех закономерностей возникающих проблем, покупает специфический коррекционный набор, состоящий не менее чем из 10 предметов. В набор должны входить: недифференцированные предметы (бумага, рисуночные средства, глина или пластилин, конструктор); дифференцированные средства, в зависимости от пола и интересов ребенка. Для мальчи­ков: пистолеты, набор солдатиков, машины, супергерои и т.д. Для девочек: куклы, различного рода украшения, мягкие игрушки и т.д. Важным является то, что ребенок не может играть этими игрушка­ми вне коррекционного взаимодействия. Один час в неделю выде­ляется на взаимодействие родителя и ребенка в рамках коррекции. При этом время коррекционной игры изначально закреплено и не меняется. Ребенок должен знать, когда наступит этот час, и ждать его. Час коррекции проводится следующим образом: родитель пол­ностью подчиняется всем игровым требованиям ребенка и делает то, что тот его просит. Это означает, что родитель в течение часа принад­лежит только ребенку: играет вместе с ребенком в те игры, которые предлагает ребенок, не вмешиваясь в процесс до тех пор, пока ему не дадут роль, но и не отстраняется, если его в игру временно не при­глашают. Необходимо, чтобы в этот час никто и ничто не отвлекалородителя от взаимодействия с ребенком. При этом родитель отчиты­вается о своих достижениях и изменениях детского поведения на еженедельной встрече с психологом или родительской группе для анализа происходящих изменений и коррекции поведения.

Другой вариант подобного вмешательства связан со структуриро­ванием правил взаимодействия в семье. В этой ситуации родитель после анализа специфики нарушений получает инструкцию по реа­лизации семейных правил поведения (например, специфику реаги­рования на детские драки, уравнение ответственности, наказания и т.д.). В этом варианте родитель также еженедельно отчитывается в успехах по реструктурированию семейных условий и изменениях в поведении детей.

Родительские группы различного типа: информационные, группы родительской поддержки, терапевтическая родительская группа. Специфика родительских групп заключается в унификации пробле­матики, оказании поддержки и возникновению надежды на измене­ние ситуации. Групповая работа с родителями направлена на форми­рование родительской компетентности и изменение отношения к возникающим сложностям. В рамках групповой формы работы, пси­холог или более опытный родитель организует специфическое тема­тическое обсуждение по различным вопросам. Часто используются группы родительской самоподдержки, особенно популярные в кри­зисе подросткового возраста, при девиантном и делинквентном по­ведении подростков. Посещение таких открытых групп вселяет в ро­дителей надежду о возможности изменений и позволяет использо­вать опыт других родителей в коррекции поведения своих детей.

Рассмотрим специфику консультирования родителей детей раз­ных возрастов.



Рассказать друзьям