Коробка с тактильными крышками: варианты не только тактильных игр. Тактильные дощечки Игры на развитие тактильной памяти детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Екатерина Калугина

Для изготовления тактильных дощечек мы использовали гофрированный картон от коробок. Размером они получились довольно-таки большими - квадраты со стороной 14 см.


Заготовки обклеили цветной бумагой для принтера.


Для оформления тактильного поля использовали геометрические формы, созданные зернышками гречки, риса, гороха, арбуза, приклеили их на клей ПВА.

Для оформления другой дощечки мы использовали короткие цветные карандаши, которыми уже неудобно рисовать, но выкидывать их не пришлось и мы подарили им вторую жизнь. Разрезали карандаши вдоль, убрали грифель и приклеили на клей ПВА.


Пригодились и винные пробки, нарезали канцелярским ножом кружочки и приклеили.


Следующая дощечка получилась разнофактурной : кусочек поролона, флиса, текстурные обои, шершавая сторона от губки для посуды.


Дощечки могут быть с сюжетным изображением. Например, проведи собачку домой (или завези машинку в гараж и пр.) .

Любой бросовый материал может превратиться в великолепное пособие для развития мелкой моторики рук, мышления и просто интересную пальчиковую игру.

Публикации по теме:

"Волшебный мешочек" - это игра, помогающая обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной.

Одной из основных моих задач, как педагога – психолога, способствовать развитию таких познавательных процессов как: внимания, памяти,.

В развитии мелкой моторики особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, это благоприятно сказывается на развитии.

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Один из способов развития моторики: тактильные мешочки. Что бы пошить мешочки необходимо.

Цель: развитие тактильного восприятия Задачи: развитие мелкой моторики; обогащение словаря новыми понятиями; расширение знаний о качествах.

Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.

Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.

Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).

Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.

Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа :

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

  • обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
  • сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий к ак? (мамина ладошка, лед, стекло);

  • нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
  • описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)

Используются такие приемы в работе с детьми:

  • найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»; Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
  • разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
  • найди дощечку, похожую на котика, ежика;
  • найди самую злую дощечку;
  • самую добрую;
  • самую грустную.

На третьем этапе применяются более сложные задания:

  • составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить три тактильные дощечки, по которым каждый из вас составит небольшой рассказ! Для этого возьмите поднос и выберите три различных материала.

Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе (музыка).

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свои рассказы. Послушайте мой : « Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, пушистые цыплятки».(Рассказы педагогов).

Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что особенно вам понравилось?
  • Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?

Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились! Изготовленные вами дощечки вы можете взять с собой. Я предлагаю вам памятки, которые помогут использовать тактильные дощечки в работе с детьми.

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники в развитии связной речи детей.

Задачи:

  • Обучать педагогов изготовлению «тактильных дощечек» для развития связной речи детей.
  • Познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;
  • Развивать тактильные ощущения, фантазию, творческое воображение;

Материал:

  • готовые тактильные дощечки;
  • заготовки тактильных дощечек.5х10 см.;
  • подносы;
  • клей;
  • клеёночки;
  • различный материал (природный, бросовый, ткани, крупа и т.д.),

Скачать:


Предварительный просмотр:


Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные дощечки .

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Цель этой работы : развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Описание тактильных дощечек

1 дощечка – наклеить кусок натурального меха

2 – с наждачной бумагой

3 – мягкая ткань

4 – накапать расплавленный воск

5 – зигзагообразно наклеить кусок веревки и толстый шнурок

6 – спички

7 – скорлупки от орехов

8 – фольгу или целлофан

9 – бархат

10 – рубчатую ткань (вельвет)

11 – крупу (гречу или перловку)

12 – чешуйки от шишек




Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.

Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

Игра №3:

У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.

Игра №4:

Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.

Игра №5:

Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С «ТАКТИЛЬНЫМИ ДОЩЕЧКАМИ»

Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза

Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование

Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка)

Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза


ПРАВИЛО ИГРЫ : для игры с ребенком желательно использовать до 3 тактильных дощечек.



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида,

П. Советский Республики Марий Эл

МАСТЕР- КЛАСС

для педагогов района

« Использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике

Для развития связной речи детей»


Составила:

Воспитатель

Целищева В.И.


п.Советский

2012 г.


Лидия Скворцова

Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности.

Ребенок прикоснулся к неровной или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И мы уже много раз ему говорили о горячей и холодной воде. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша , тем точнее он может сравнивать, объединять или различать окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно мыслить.

Вот какую тактильную доску я сделала для своих детей .

Разделила доску на прямоугольники , покрасила.

заполнила различными материалами : ракушки, мех, карандаши, войлок,


потолочная плитка, панель ПВХ, старые фишки от лото, линолеум


всего 12 ячеек.

Детям предлагала определить на ощупь с закрытыми глазами, что у них под ладошкой.

Малыши просто гладили и ассоциировали с ощущениями : искали, что похоже на киску.

на гладкую дощечку, искали ямки.

Вот такая у нас появилась игра!

ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ

Тактильная память это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с «тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.

Цели. Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Материал. Набор из 10-45 дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Изготовление дощечек:

а) вырезать из толстого картона или любого другого жест кого материала 10-15 дощечек размером 5x10 см;

б) на одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1до15;

в) все дощечки должны быть разными на ощупь, для этого следует:

  • на дощечку №1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
  • на дощечку №2 - наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой);
  • на дощечку №3 - кусочек мягкой ткани (байка, фланель);
  • на дощечку №4 накапать расплавленный воск
  • от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли;
  • на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно):
  • на дощечку №6 - спички или маленькие тонкие палочки;
  • на дощечку №7 - скорлупки ел орехов;
  • на дощечку №8 - фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой:
  • на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань;
  • на дощечку №10 - рубчатую ткань (вельвет);
  • на дощечку №11 - крупу (греча или перловка);
  • на дощечку №12 - чешуйки от шишки;
  • на остальные дощечки можно наклеить те материалы, которые сочтете нужным (мелкая крупа, разломанные кусочки палочек, засушенный листок и т.п.).

Этапы работы:

  1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
  3. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.).
  4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.

Предварительный просмотр:

Игры с тактильными дощечками

Игра №1:

Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.

Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра №2:

Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!

Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.

Игра №3:

У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.

Игра №4:

Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать.

Игра №5:

Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить , почему. Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д. Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т.д. Игру можно усложнить, предложив ребёнку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.

Игры на развитие тактильной памяти детей

Игры на развитие тактильной памяти позволят научиться детям ярче воспринимать окружающий мир.

Цель игр с тактильными дощечками: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.

Работа с тактильными дощечками проводится индивидуально.

Для игры специально мной изготовлены 10 дощечек различных на ощупь.

С обратной сторона каждая дощечка пронумерована от 1 до 10.

№ дощечек, покрытие и набор предметных картинок:

    Наждачная бумага (роза, огурец)

    Байковая ткань (одуванчик, тапки)

    Очищенные от серы спички (пила, расческа)

    Бархатная бумага (шапка-ушанка, шарф)

    Пузырчатый целлофан (мочалка, дождь)

    Ребристая бумага (лодка, зубная щетка)

    Гладкая поверхность (телевизор, зеркало)

    Пуговицы (шорты, мыло)

    Толстый шнурок (верблюд, море)

    Природный материал - фасоль (град, камешки)

Наборы предметных картинок у вас могут быть свои.


Игры с тактильными дощечками

    Разложите карточки в ряд по порядку от 1 до 10 номерами вниз.

    Ребенку дается установка - постарайся запомнить какие карточки на ощупь и в каком порядке лежат.

    Ребенок закрывает глаза и ощупывает поверхность каждой карточки.

    Описывает карточки. Отвечает на вопрос: "Какая карточка на ощупь?"

    Теперь надо перемешать карточки.

    Ребенок на ощупь пробует разложить карточки в прежнем порядке с закрытыми глазами.

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10.

    Ребенок подбирает к каждой дощечке предметную картинку и объясняет, почему именно эту.

    Предметные картинки закрываются

    Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом.


    Продолжаем игру №2.

    Ребёнок закрывает глаза. Две предметные картинки меняют местами и закрывают все картинки.

    Одновременно меняются местами соответствующие дощечки.

    Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет, какие картинки поменяли местами.

    Или нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.


Идея использования специальных дощечек для игр на развитие тактильной памяти детей заимствована

Продолжаю рассказывать про игры на развитие

тактильной памяти детей. Развитие психических

процессов у детей с помощью тактильных карточек

практически не ограничено.

Цель игр с тактильными карточками: совершенствовать

тактильную память; стимулировать внимание,

сосредоточенность; активизировать речевую

деятельность детей; учить составлять простые и

сложные предложения, рассказы; поддерживать у

детей положительный эмоциональный фон.

Игры с тактильными дощечками

    Ребенок ощупывает карточку-дощечку.

    Подбирает сначала как можно больше существительных, затем - как можно больше прилагательных.

    Например: дощечка № 2, существительные - кот, лиса, медведь, шуба, тапочки, ковёр, одеяло, плед, одуванчик.

    Прилагательные - пушистый, мягкий, лёгкий, тёплый, нежный, приятный, воздушный.

    Разложи дощечки от самой неприятной до самой приятной. Почему? Объясни свой выбор.

    Разложите перед ребенком сначала 3 карточки (потом увеличивайте количество карточек), покрытием вниз.

    Задача ребенка, ощупывая карточки, составить предложение или историю.

    Например: №5 (пузырчатый целлофан), карточки №2 (байковая ткань), №4 (бархатная бумага).

    История: я укутала промокшего под дождем кота в теплый шарф.

    Затем смешай эти карточки с остальными дощечками.

    Ребенок с закрытыми глазами должен найти свои карточки.

    Разложите любое количество карточек номером кверху.

    Перепишите номера дощечек по порядку.

    Теперь переверни дощечки номерами вниз.

    Представляет на что похожа каждая карточка и составляет свой рассказ.

    Теперь карточки перемешиваются.

    С закрытыми глазами ребенок должен вспомнить свой рассказ и разложить дощечки в прежнем порядке.

    Сравни с записанными номерами в начале игры.



Рассказать друзьям