Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения. «Семья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под коррекционно-педагогической работой понима­ется система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение не­достатков познавательной деятельности, черт личнос­ти, физического развития и двигательных способнос­тей детей с нарушениями зрения.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изу­чения ведущей роли обучения и воспитания в разви­тии аномального ребенка были разработаны Л.С. Вы­готским, Т.А. Власовой и др.

При обследовании детей, поступающих в специа­лизированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприя­тие, воображение, наглядно-образное мышление), огра­ничено овладение социальным опытом. Исходя из это­го, занятия строятся дифференцировано, соответствен­но возрасту детей, составу нарушенных функций, осо­бенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекци-онные).

В младшей группе - накопление знаний и форми­рование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположе­нии); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

В средней группе - формирование приемов целена­правленного восприятия (алгоритмизации по плану-сим­волу); обучение детей на полисенсорной основе с ис­пользованием сохранных анализаторов узнавать и вы­делять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

■ по существенным признакам;

■ на основе овладения приемом сравнения;
обучение приемам группировки на подражание; обуче­
ние переносу знаний, понятий на уровень внешней речи,
в самостоятельную практическую деятельность.

Коррекционные задачи в старших группах: « формирование приемов целенаправленного воспри­ятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);

■ формирование навыка узнавания и выделения пред­
метов среди других с использованием сохранных ана­
лизаторов, определения их свойств и назначения на
основе овладения приемом сравнения;

■ овладение приемами группировки (в старшей груп­
пе), классификации (в подготовительной группе);

■ обучение обобщению знаний о предметах и явлениях
окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий

является не механическая тренировка зрительных фун­кций глаза, а связанная с общеобразовательной про­граммой работа по развитию всех видов познаватель­ной деятельности ребенка. Например, плетение коври­ков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное со­четание цветов, размеров, стимулируется самостоятель­ность, творчество.

Сенсорное и физическое воспитание - основа кор­рекционной работы, поэтому дидактические и подвиж-


ные игры с определением коррекционных задач пла­нируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эф­фективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности дви­жений, на ориентировку. Для этого подбираются яр­кие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возраст­ных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного вос­приятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сен­сорный опыт обязывает обращать внимание на правиль­ный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составле­нии узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направле­ние, пространственное расположение фигур. Важно ис­пользовать формообразующие движения руки при об­следовании и воспроизведении объекта, так как они спо­собствуют развитию глазодвигательных функций.

Коррекционную направленность занятий определя­ет использование индивидуального и дифференцирован­ного подхода.

При индивидуальной работе нужно учитывать воз­можности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устой­чивость внимания. Дифференцированный подход к учеб­но-воспитательной работе требует выделения подгрупп

детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Чис­ленность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребе­нок не может ответить, необходимо дать дополнитель­ное разъяснение. Можно разрешать не вставать при от­вете, подходить к объекту в процессе занятия, исполь­зовать на занятиях по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индиви­дуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его де­ятельности, самостоятельности.

На физкультурных занятиях важно использовать при­ближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в лазании, спры-гивании; ограничение отдельных видов движений по со­гласованию с врачом-офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует умень­шить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыж­ками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, рав­новесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали по-


казываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных, размера. Для рисования можно применять как общую, так и инди­видуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. На музыкальных за­нятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощу­щение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зре­ния ставятся за детьми с более высокой остротой зре­ния, равными им по темпу движения, чтобы был ори­ентир для передвижения в пространстве.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зри­тельная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зри­тельной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет пока­зывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих де­тей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педаго­га и окружающей обстановкой. При выполнении зри­тельной гимнастики дети с низкой остротой зрения сто­ят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие пред­меты. Гимнастика проводится по словесным указани­ям, с использованием стихов, потешек. Необходимо от­мечать старание, желание и результаты работы детей.

Коррекционную направленность имеет и организа­ция рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях. Так как коррекция зрения ребенка на пер­вом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии лучше видящего гла­за, то ребенок с амблиопией и косоглазием попадает

в разряд слабовидящего. Поэтому рассаживают детей относительно педагога следующим образом: впереди - дети с низкой остротой зрения (0,4), далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом - дети с остротой зрения 0,6-1,0. Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если ок­клюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием - по центру. При работе за столом свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ пред­мета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), корич­невом (спокойном, контрастном) или оранжевом (сти­мулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

На занятиях по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры- 20-25 см, раз­даточный материал - 2-5 см.

Весь демонстрационный материал должен соответ­ствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Условиями для полного и точного восприятия де­монстрируемого объекта являются:

■ выбор адекватного фона;

■ выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании
и на расстоянии может меняться (например, крас­
ный рядом с желтым часто видится оранжевым, си­
ний - фиолетовым, фиолетовый с коричневым -
черным, красный - бордовым);

■ постоянное использование указки для показа;


■ нахождение ребенка при показе объекта у доски со
стороны открытого глаза (закрыт правый глаз - сле­
ва, закрыт левый глаз - справа);

■ нахождение педагога у доски справа, обязательно ли­
цом к детям;

« подача некоторых объектов на рассматриваемой кар­тине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).

Коррекционная направленность воспитательно-обра­зовательных мероприятий в сочетании с лечебными создает благоприятные условия для развития неполно­ценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.


Похожая информация.


Юлия Алейникова

Тема : «Волшебные конверты» .

Форма проведения : подгрупповая.

Цель : Развитие зрительного восприятия .

Задачи :

1. Формировать умение локализовать геометрические фигуры в заданной последовательности. Упражнять зрительную память .

2. Формировать умение видеть расположение предметов на картине : узнавать, называть и показывать, объяснять пространственное расположение по признаку удаленности в пространстве.

3. Закреплять умение передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, читать схемы пути.

4. Закреплять знания о системе и взаимосвязи цветов спектра, представления о теплых и холодных цветах.

5. Развивать зрительные функции различения , фиксации при обучении рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета другим.

Сегодня у нас особенное занятие , у нас присутствуют гости. Я приготовила вам конверты - сюрпризы с заданиями, но они спрятаны в группе, их нужно найти. Для этого я вам раздам схемы группы. Они укажут вам путь к заданию. Мы повернемся в одном направлении, возьмем наши схемы, на них красным отмечен конечный путь, там, где спрятаны конверты. Итак, в путь.

Дети, держа в руках схемы группы, ищут задание.

Подойдите ко мне ребята, покажите, что вы нашли. Молодцы, все справились с заданием. Конверты – необыкновенные на них цифры определенного цвета. Чтобы открыть этот конверт, нам нужно получить этот цвет из других. Но вы должны мне помочь, я совсем забыла, какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета.

Показ больших конвертов – цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) . Если вы затрудняетесь, я дам вам подсказку прочту стихотворение :

Зеленого цвета нигде не нашел ты?

Это не страшно, не унывай.

Возьми из коробки синий и желтый

И поскорей аккуратно смешай.

Как получить оранжевый цвет?

В этом секрет особого нет.

Способ прекрасный и ясный –

Смешайте желтый и красный.

Как получить фиолетовый цвет?

Даём вам простой и хороший совет :

Получаем цвета – проверяем.

Молодцы, ребята, все цвета мы получили и теперь наши конверты откроются.

В каждом конверте задание для всех ребят. Посмотрим, что приготовлено в первом. Там разноцветные светофильтры и маленькие конверты. Я назову вам цвет, вы должны получить его самостоятельно.

Похвалить детей .

Теперь переходим ко второму конверту. Открываем его, достаем наши подкладки - полоски и плоскостные геометрические фигуры.

Первое задание – выложить геометрические фигуры по готовой схеме. Детям предлагается схема, состоящая из семи фигур (круг, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, овал, треугольник,которые выкладываются в соответствии со схемой.

Второе задание – зрительный диктант . Тифлопедагог показывает ряд геометрических фигур, в которых присутствуют и фигуры, не вошедшие в наборы для детей (многоугольник, полукруг, треугольник другого вида) . Дети должны пропустить эти фигуры, а ряд составить из имеющихся у них геометрических фигур по показу.

Третье задание - перепутанные фигуры. При наличии схемы, тифлопедагог просит закрыть глаза и меняет местами геометрические фигуры. Детям нужно найти несоответствие и вернуть все на свои места.

Четвертое задание - упражнение на зрительную память . Дается уменьшенная схема из пяти фигур. После времени, отведенного на запоминания, детям предлагается выложить фигуры по памяти.

Зрительная гимнастика :

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога) .

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

Теперь переходим к нашему третьему заданию.

Какое время года? Правильно зима. Я приготовила вам волшебное объемное панно, состоящее из прозрачных картинок. Сейчас мы с вами его рассмотрим. Начнем с заднего плана - это фон нашего панно. В каких цветах оно выполнено (белом и синем) . На фоне много белого снега, а на горизонте синее небо, по нему плывут облака. Зимой преобладают холодные тона. Следующая наша картинка, которую я наложу на наш фон - это лес, он тоже расположен вдалеке. Тот, что зеленый - это хвойный лес, коричневый - лиственный лес. Почему зимой он не зеленый? (Правильно - листья зимой облетели с деревьев, а стволы деревьев коричневые, а хвойный лес – это лес из ёлок и сосен, у них вместо листьев – зеленые хвойные иголки). Это был задний план, на нем все маленького размера, если подойти к этому лесу ближе, он станет больше, а если вплотную, он будет выше вас, как обычный лес, где деревья намного выше людей. На следующей картинке средний план, на нем зеленая елка и дерево в снегу. Эти деревья не такие большие, как на самом деле, что говорит о том, что они удалены и находятся на определенном расстоянии. Чем дальше находиться предмет, тем он кажется нам меньше. Средний план мы видим намного лучше, он ярче и четче, чем предметы на заднем плане. Чем дальше предмет, тем он кажется менее красочным. И, наконец, передний план. На нем расположен снеговик, он большой, расположен в самом низу картины и это значит, что он находиться близко от нас.

В следующем конверте приготовлены необычные картинки. Они прозрачные, но на концах черные отметки – это граница картинки. Этот ограничитель поможет вам не ошибиться при сборе изображения. Все части, этого маленького панно, накладываются друг на друга до получения на них изображения ёлочки. Ёлка разделена на части, нужно подумать и собрать её из 3 прозрачных картинок и фона. Первая нижняя картинка - это фон. Вверху на нем солнце и облако – это ориентир верха. Посередине линия горизонта. Собираем снизу : ствол, большой и пушистый низ ёлочки, средняя часть и верхушка дерева.

И, наконец, мы дошли до 4 конверта.

Каждый ребенок получает контур, состоящий из точек.

Ваша задача, понять, что изображено на рисунке, взять фломастер, соединить точки, создать контур. Затем заштриховать получившуюся фигуру в одном направлении. Далее из предложенных схем, выбрать схему - соответствующую данному рисунку. Детям предлагается четыре изображения : ёжик, белка, заяц, собачка.

Похвалить детей за правильные ответы и хорошую работу.

Коррекционное занятие для детей с нарушением зрения по ознакомлению с миром социальных отношений

Тема «Семья».

Цель: ознакомление дошкольников с нарушением зрения с миром социальных отношений.

Задачи :

  • - уточнять и расширять знания детей о семье, её составе,о родственных отношениях;
  • - учить детей ориентироваться в микропространстве;
  • - развивать общие речевые навыки, мимику;
  • - активизировать словарь по данной лексической теме;
  • - развивать внимание в процессе зрительного поиска, мелкую моторику;
  • - воспитывать чувство эмпатии к членам семьи;
  • - формировать доброжелательность, взаимопонимание, инициативность.

Оборудование: «телеграмма», фотография (картина) семьи, куклы-бибабо, «дедушка», «бабушка»; мяч; карточки в клетку, машинки; рабочие листы, карандаши; аудиозапись зрительной гимнастики «Человек», аудиозапись «Ноктюрн» Ф. Шопена..

Предварительная работа: заучивание 2 детьми стихотворений «Дедушка», «Если бабушка болеет»; разучивание зрительной гимнастики «Человек».

Конспект занятия.

1.Организационный момент.

Игра «Собираем добрые слова». Создание эмоционально положительного настроения детей. Объявление темы занятия. Активизация словарного запаса детей.

Пелагог вносит телеграмму, в которой сообщается о том, что бабушка и дедушка приглашают детей в гости. Детям предлагается подготовиться к поездке.

Дидактическая игра «Собираем добрые слова». Дети вспоминают добрые слова или слова, обозначающие хорошие качества человека, называют их, перебрасывая друг другу мяч. Слова не должны повторяться. Игра заканчивается, когда каждый ребенок назовет 2-3 слова.

2.Упражнение «Дорога».

Развитие ориентировки в микропространстве (на листе бумаги в клетку), зрительного внимания и восприятия.

Послушайте стихи Татьяны Шорыгиной, посвященные бабушке и дедушке.

«Если бабушка болеет.»

Если бабушка более,

Я на цыпочках хожу,

Сяду у её постели

И тихонько посижу.

Я поправлю ей подушку,

Подбодрю, и добрым словом

Прошепчу я ей на ушко:

«Скоро будешь ты здорова!

Только слушайся врачей,

Вовремя лекарства пей

«Дедушка»

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой.

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой.

Отправляемся в путь. На чем мы можем поехать? (ответы детей) Поедим на машине. Внимательно смотрите на стрелочки, они помогут вам доехать до бабушки и дедушки.

Детям раздаются индивидуальные карточки в клетку и машинки.

3. Упражнение «Здравствуйте».

Развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики.

Тифлопедагог озвучивает кукол-бибабо «Дедушка», «Бабушка».

Здравствуйте, детки дорогие! Как мы рады вас видеть! Как вы доехали? Никто не заблудился по дороге?

Педагог предлагает детям поприветствовать бабушку и дедушку, и произнести «Здравствуйте!» с радостной интонацией.

4. Беседа с детьми.

Уточнение, активизация и актуализация словарного запаса детей по теме «Семья», развитие логического мышления, слухового внимания.

Детям предлагается рассмотреть фотографию (картину) семьи.

А кто изображен на фотографии? (ответы детей) На этой фотографии вся наша большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (браться и сёстры папы и мамы).

Мужчин и женщин в семье называют по-разному. Как могут называть мальчика в семье? (ответы детей). Правильно – сын, брат, внук. А девочку как можно назвать? (ответы детей) Дочь, сестра, внучка. Как могут называть женщину? – Мать, дочь, жена. А мужчину? – Отец, сын, муж.

(Если дети затрудняются в подборе правильного варианта, педагог помогает им ответить с помощью наводящих вопросов.)

Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Много общаются друг с другом: рассказывают о своих делах, успехах и неудачах; обсуждают предстоящие покупки, место проведения отпуска и т.д.

Много лет назад мы тоже, как и вы, были маленькими, у нас были мамы, папы, дедушки и бабушки. Для вас они - прапрабабушки и прапрадедушки. А по-другому говорят – предки.

Кто такие предки?

– Рассказать хочу вам, детки,

Кто такие наши предки,

Те, кто были перед нами.

Кто возился в детстве с вами?

Это – мама, это – папа,

Это – бабушка и дед,

Это прадед. Он родился

Перед вами за 100 лет.

Всё, что видим мы сейчас,

Предки сделали для нас.

Лампа, туфли, телефон,

Поезд, стулья, этот дом.

Даже мяч, футбол, штаны

Предки нам изобрели.

Много-много лет назад

Предки начали писать.

И от предков мы узнали,

В книгах предки рассказали,

Как возник наш род людской,

И кто был до нас с тобой. Е. Губина

5. Упражнение «Сначала и потом».

Развитие логического мышления, внимания, умения объяснить свои действия.

Тифлопедагог предлагает детям отметить цифрами по порядку: каким человек был сначала, а каким стал потом. Дети комментируют свои действия.

6. Зрительная гимнастика «Человек» (музыка и слова М.Пеньковской).

Развитие глазодвигательных функций, умения выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом, развитие моторики.

Тифлопедагог предлагает детям встать в круг и выполнить движения по тексту.

Утром солнышко встаёт, Потягивание с разведением рук в стороны вверх.

Спать ребятам не даёт. Частое моргание глазами.

Глазки просыпаются, Повороты головы в стороны с улыбкой.

Солнцу улыбаются. Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев, сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.

Мы потерли их немножко,

Сразу глянули в окошко – Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).

Лучик тёплый увидали, Протянуть руки вперед, стараясь «достать до лучика», поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.

На ладонь свою поймали. Отставить правую руку вперёд, посмотреть на ладонь; то же левой рукой.

Он с ладошки – прыг да скок,

На головку, на носок. Руки скрестить на затылке, указательным пальцем правой руки достать кончик носа.

Я его поймать хочу,

Головою я кручу. Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

Спрячусь и зажмурюсь, Закрыть глаза ладонями, зажмуриться

Улыбнусь, нахмурюсь. Улыбнуться, нахмуриться.

Ножками потопаю, Потопать ногами.

Ручками похлопаю. Похлопать в ладоши

Приходи скорей, дружок, Выполнить «шагающие» движения указательным и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки.

Нарисуем мы кружок. Рисование перед собой указательным пальцем максимально возможного круга, следя за движением пальца взором.

Ты на пальчик мой садись

И со мною порезвись. Ладонью правой руки погладить воображаемый лучик, находящийся на ладони левой руки, «взять» лучик обеими ладонями, поднести к лицу и подуть на него.

Ты весёлый, озорной,

А теперь беги домой!

7. Упражнение «Близнецы».

Пополнение словарного запаса детей, развитие зрительного внимания, умения работы карандашом.

Тифлопедагог: Иногда бывает так, что у мамы появляются 2 малыша одновременно. Они очень похожи друг на друга. Таких людей называют близнецами. Найдите их и раскрасьте. Дети рассматривают на рабочем листе портреты малышей и находят двух одинаковых.

8. Упражнение «Вежливый» мальчик»

Развитие слухового внимания, чувства эмпатии, ласкового, чуткого отношения к близким людям, логического мышления.

Логопед предлагает детям поведение мальчика: он использует ласковые, вежливые слова, но можно ли его назвать вежливым, добрым человеком. Затем, после прослушивания стихотворения, задать детям те же вопросы.

…Вот пришёл из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,

Манит дедушку: - Дедульчик, принеси-ка быстро стульчик!

Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!

Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!

И поправь-ка мне носочек!

Бабушка спешит: - Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!

Съешь бульончик! Вот батончик, вкусный блинчик, пышный пончик!

Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!

Я наелся! Ну, бабульчик! Отодвинь-ка быстро стульчик!

Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.

Эй, дедульчик! – крикнул мальчик, - Принеси-ка мне журнальчик!

И не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!

Не шумите! И – молчок! Отдыхает ваш внучок!!

9. Релаксация «Отдых в бабушкином саду».

Снятие мышечного утомления.

Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена, дети ложатся на ковер, закрывают глаза, внимательно слушают и выполняют задания.

Тифлопедагог: Сделать вдох на 1-2-3; пауза; 1-2-3 выдох; 1-2-3 пауза (повторить несколько раз). Послушайте своё дыхание. Оно глубокое и ритмичное. Представьте себе, что на рыхлой земле появился маленький зеленых росток. Он тянется к свету, согреваясь теплыми солнечными лучами. Он растёт, растёт. Вот появились на росточке листочки. Они очень нежные. Появляются бутончики. Они растут и раскрываются. Полюбуйтесь, какой красивый цветок! Легкий ветерок слегка колышет его. Солнышко согревает его. Летают бабочки. Они легко касаются вашего лба, носа. Радуйся и смейся, весело играй! Трудностей не бойся и зренье улучшай!

После окончания музыки дети встают в круг и благодарят дедушку и бабушку за хорошо проведенное время, за то, что узнали много нового и т.д.

10. Окончание занятия.

Положительная оценка работы детей.

«Дедушка и бабушка» прощаются с детьми: До свиданья, в добрый час!

Вам понравилось у нас?

Приезжайте к нам ещё,

Будем рады горячо!

Последующая работа.

Работа воспитателей с детьми. – Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья»

Объяснение детям понятия «Генеалогическое древо».

Деятельность родителей и детей. Оформление работы «Моё генеалогическое древо»

Литература:

  1. Т. Шорыгина «Беседы с детьми о хорошем и плохом поведении»
  2. Г. Киселева «Книжка-учишка.»Выпуск 3. М., 2003г.
  3. М. Пеньковская. Зрительная гимнастика.
  4. И. Лопухина «Логопедия 550». М., 1995г

Общеобразовательные задачи:

  1. Продолжать формировать знания детей о временах года (о зиме), о диких животных в зимний период.
  2. Развивать связную речь детей.
  3. Учить выполнять движения в соответствии с текстом.
  4. Учить четко, следовать словесным указаниям.

Коррекционные задачи:

  1. Продолжать учить детей ориентироваться в микро- и макропространстве по звуковому сигналу.
  2. Развивать зрительно – моторную координацию детей.
  3. Развивать прослеживающую и глазодвигательную функции глаз.
  4. Продолжать учить детей устанавливать логические связи и закономерности.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.
  6. Развивать восприятие цветовой насыщенности.
  7. Продолжать учить детей узнавать животных в контурном изображении.

Материалы и оборудование:

Письмо от Зимушки – зимы

Карта – путь в музыкальный зал

Картинки с отгадками.

«зашумленные картинки»

Символы животных

Квадраты со снежинками (комбинаторика).

Снежинки с лентами синих оттенков.

Ход занятия:

Воспитатель в группе: Ребята, какое время года сейчас наступило? Назовите признаки зимы. Ребята, смотрите, здесь лежит какое – то письмо, давайте его прочитаем.

Зимушка – зима (тифлопедагог): Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас у меня в гостях. Давайте с вами познакомимся, меня зовут Зимушка – зима, а вас как зовут? Очень приятно. Ребята, я знаю, что зима может быть суровой, а еще какой? Снег бывает белый, а еще какой? Молодцы! Ребята, я вас приглашаю в свои владения, посмотрите, вам здесь нравится? Давайте с вами присядем. Ребята, а вы можете назвать, какие развлечения бывают зимой. Я сейчас вас проверю. Я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.

1. обгонять друг друга рады,

ты смотри дружок не падай,

хороши они, легки,

быстроходные ….(коньки)

2. все лето стояли,

зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы. (санки)

3. на снегу две полосы,

удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи – то…(лыжи)

Зимушка – зима: Молодцы, все мои загадки отгадали. Ребята, а давайте с вами покатаемся на лыжах. Встаньте поудобнее.

(Пальчиковая гимнастика – 2 раза).

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы.

Мы любим забавы

холодной поры.

Зимушка – зима: Давайте еще раз прокатимся. Ребята, мне братец мороз прислал фотографии, но в пути они склеились, и что с ними делать я не знаю, помогите мне.

Давайте с вами, попробуем найти лыжи и обвести их. («Зашумленные картинки). Молодцы, какие красивые у всех получились лыжи.

Ребята, меня очень долго не пускала в свои владения Осень, и поэтому животные, которые впадают в спячку, не легли спать. Вы мне поможете устроить их на зимовку?

Для этого нам с вами нужно попасть в лес. А чтобы туда попасть, слушайте волшебный сигнал (звучание). Как его услышите, закрывайте глазки. Звучит сигнал.

Вот мы с вами и попали в лес. А чтобы вернуться домой прозвучит другой звуковой сигнал, послушайте и запомните его.

Я предлагаю вам со мной погулять по зимнему лесу. Встаньте поудобнее, чтобы не мешать друг другу. (речь с движением)

ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка прискакал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Словно капельки зари,

В лесу красота и покой,

А нам не хочется домой!

Ходьба на месте

Разводят руки в стороны

Прослеживают взглядом за рукой вправо

Прослеживают взглядом за рукой влево

Движение «Фонарики» сверху вниз, прослеживают взглядом за руками.

Прыжки, руки показывают ушки зайца

Руки двигаются попеременно вперед, пальцы полусогнуты. Руку на лоб, глядим в разные стороны.

Руки домиком над головой

Присесть

Руки под щеку,

Глаза закрыты

Имитация полета птиц в разные стороны

Руки в стороны, сверху вниз покачивая плавно опускаем вниз, машем рукой.

Зимушка – зима: Вот и дошли мы до животных. Ребята, кого вы здесь видите? Какого они цвета, размера? А кто из животных впадает в спячку, где он зимует? А чтобы животным спалось лучше, надо их жилище накрыть снегом. Вы мне поможете устроить снегопад? Возьмите в каждую руку по снежинке, встаньте друг за другом. Под музыку мы с вами будем двигаться. Как только я скажу: Раз, два, три смотри! Вы будете искать по цвету своего соседа.

П/И « Живое домино». 2 раза.

Хороший снегопад у вас получился. Ребята, пока мы с вами устраивали снегопад, некоторые из снежинок потерялись. Вы мне поможете их найти?

Комбинаторика

Зимушка – зима: Внимательно посмотрите на листы, в каждом ряду и столбике снежинки, чем они похожи, чем отличаются? (похожи размером, цветом, формой, отличаются фигурой внутри снежинки и цветом фигуры).

Найдите среди этих снежинок нужные вам и поставьте их на пустое место. Куда ты поставил снежинку?

Зимушка – зима: Ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Вы мне очень помогли. А что вы помогли мне сделать? За вашу помощь, я хочу подарить вам подарок. А найти его нам поможет волшебный колокольчик. Если он будет звенеть тихо, то там ничего нет, если будет звенеть громко, там и нужно искать. А вы ребята мне помогите. Вы будете по очереди выбирать направление движения и говорить, сколько шагов вы будете идти. А колокольчиком будем проверять. Вставайте друг за другом, в какую сторону мы пойдем все вместе (ребенок называет направление и сколько шагов надо пройти, остальные выполняют указание и слушают колокольчик).

Это книга обо мне и других временах года. Вы будете читать её и вспоминать обо мне. А теперь пора возвращаться в детский сад. Что нужно сделать,что бы вернуться обратно? Как услышите сигнал, закрывайте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте с вами прощаться.

Конспект занятия учителя-дефектолога для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"

Лазарева Ольга Витальевна,
учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинск - Кузнецкий.

Описание работы : Данное занятие имеет коррекционную основу. Оно предназначено для развития сохранных анализаторов и коррекции зрительных функций у детей с нарушением зрения. А также способствует социализации и адаптации детей со зрительной патологией.

Коррекционно-образовательный аспект:
формировать у детей представление о своих зрительных возможностях и умении пользоваться нарушенным зрением;
формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов;
обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;
подготавливать к обучению в школе.

Коррекционно-развивающий аспект:
развивать у детей с нарушением зрения неречевые средства общения;
развивать сохранные анализаторы;
развивать зрительный и оптико-пространственный гнозис и праксис;
развивать бинокулярное, стереоскопическое зрение;
развивать прослеживающую функцию глаза в системе глаз-рука.

Коррекционно-воспитывающий аспект:
воспитывать у детей с нарушением зрения социально-адаптивные формы общения и поведения;
интеграция и социализация ребенка в открытом обществе.

Методы и приемы обучения: наглядный (показ и рассматривание), словесный (вопросы к детям, объяснение, уточнение), практический (практическая работа по выполнению заданий), игровой (сюрпризный момент).

Средства обучения: средства наглядности, средства осуществления практических действий, ТСО (аудиозаписи).

Оборудование и материалы: письмо с запиской; ориентиры с заданиями; телефон с аудиозаписью голосов птиц (гусей), аудиозапись песни «Баба Яга» Татьяны Морозовой, аудиозапись спокойной мелодии, карточки с наложенным контуром фруктов на каждого ребенка; карта, с теневыми ориентирами и цветными изображениями к ней, дороги до избушки Бабы Яги на каждого ребенка; разрезная картинка моста через речку с образцом на каждого ребенка; фломастеры на каждого ребенка; мнемотаблица для составления стихотворения; муляжи хлебобулочных изделий в тканевом мешочке; костюмы для Маши и Вани; гуси на каждого ребёнка; столы и стулья детские; магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» и рассматривание иллюстраций к ней; слушание голосов птиц в аудиозаписи; рассматривание и изучение явлений, объектов и предметов живой и неживой природы; рассматривание и изучение продуктов питания; рассматривание и изучение контурных, теневых, условных и схематических изображений; разучивание ритмических движений в такт музыке.

Ход занятия:

Организационный момент:
Учитель-дефектолог:
Как у нас на Руси
Сказки очень хороши!
Утро начинается,
В гости сказка к нам является…
(Раздается стук в дверь. Принесли письмо.)
Учитель-дефектолог: Дети, нам пришло письмо от Маши из сказочной страны. Она пишет, что её брата Ванечку похитили и она просит нас помочь его найти. Но она не знает кто его и куда забрал. Видела только как улетали птицы. Рассмотреть что это за птицы она не смогла, но зато записала на телефон звуки, которые эти птицы издавали. А ещё лежала записка, но Маша так переживает и волнуется, что ничего понять не может. Телефон и записку она прислала нам.
Вот так задача! Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Маше найти её брата? (Ответы детей.) Поможем? (Положительный ответ детей.)
Учитель-дефектолог: Отлично! Тогда сначала нам нужно узнать кто похитил Ваню. Давайте прослушаем звуки, которые записала Маша, может что-нибудь тогда прояснится.
(Прослушивание записи крика гусей.)
Учитель-дефектолог: Дети, вы узнали чьи это голоса? (Ответ детей: -Да! Это голоса гусей.)
Учитель-дефектолог: Давайте поразмышляем. В какой сказке гуси похищали мальчика? (Ответы детей: -В сказке «ГУСИ-ЛЕБЕДИ».)
Учитель-дефектолог: Верно! Давайте посмотрим, на записку.
(Записка: «Если хотите вернуть Ваню, следуйте по ориентирам на карте и выполняйте мои задания. Задания спрятаны по пути следования в ориентирах. Баба Яга.»)
Учитель-дефектолог: Дети, вот карта, но она зашифрована. Давайте постараемся расшифровать её. Присаживайтесь за столы.
Задание 1: «Расшифруй карту». На карте, по пути следования, теневые изображения ориентиров (ПЕЧКА, ЯБЛОНЯ, РЕЧКА, ИЗБУШКА БАБЫ ЯГИ В ЕЛОВОМ ЛЕСУ). (Дети подбирают и накладывают цветные изображения ориентиров на соответствующую тень.)
Учитель-дефектолог: Молодцы! Карту мы расшифровали, можно отправляться за Ванечкой. Посмотрите внимательно на карту и, чтобы не сбиться с пути, запомните те ориентиры, которые нам должны встретиться по дороге к избушке Бабы-Яги. В путь - дорогу! Все встаём у стульчиков. Включим музыку, она поможет нам перенестись в сказочную страну.
Физминутка: «Баба Яга» (аудиозапись песни Татьяны Морозовой).

Вступление…(Маршируем на месте. Руки на поясе.)
На неведомых дорожках, (Стоим. Наклон головы вправо, прямо, влево, прямо.)
Где растет дремучий лес, (Поворот туловища в стороны с выпадом рук.)
Избушка там на курьих ножках (Маршируем на месте. Домик над головой руками делаем.)
Стоит до самых до небес. (Руки через стороны опускаем вниз.)
Кто в избушке той живет, (Стоим. Пожимаем плечами.)
Песню звонкую поет? (Пружинка с поворотами в стороны.)
Там Бабушка Яга - (Маршируем на месте.)
Костяная нога! (Стоим. Топаем ногой 1 раз.)


Бабка Ёжка, выгляни в окошко! (Пружинка. Окошко делаем руками перед собой.)
Не боимся мы тебя! (Грозим пальцем одной руки.)
Тру-ля-ля, тру-ля-ля! (Грозим пальцем другой руки.)
Выходи скорей гулять, (Как бы зовем руками к себе.)
Будем петь и танцевать! (Выставляем поочередно ноги вперед на пятку.)

Учитель-дефектолог: Итак, мы в сказочной стране. А вот и первый ориентир – печка. Мы на верном пути! Но, для того чтобы двигаться дальше нужно выполнить задание.
Задание 2: «Чудесный мешочек». Нужно на ощупь определить гостинцы, которые испекла чудо-печка (СУШКИ, ПИРОЖОК, БУЛОЧКА –муляжи). (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Отлично справились с заданием, можно двигаться дальше. Кто помнит, какой был следующий, после печки, ориентир на карте? (Ответы детей: яблоня.)
Учитель-дефектолог: Совершенно верно. Читаем следующее задание от яблони.
Задание 3: «Найди и обведи яблочко». Нужно из наложенных изображений найти изображение яблока и обвести его контур. Для выполнения задания нужно присесть за столы. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Вы замечательно справились и с этим заданием. Но, чтобы дойти до избушки Бабы Яги нам нужно будет выполнить ещё несколько заданий. А наши глазки устали, им нужно отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево, вправо погляди.
Глазки влево,
глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх,
глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Глазки тихо закрываем
И тихонько открываем.
Учитель-дефектолог: Наши глазки отдохнули, и мы можем выполнять следующее задание - от речки.
Задание 4: «Собери мост через реку». Нужно собрать картинку из частей. (Дети выполняют задание.)
Учитель-дефектолог: Итак, мы приблизились к лесу. Но, почему-то не видно избушки Бабы Яги? Наверное, она заколдована. Это проделки Бабы Яги. Нужно выполнить следующее задание.
Задание 5:«Скажи волшебные слова». Проговорить стих по мнемотаблице. (Дети произносят стих со зрительной опорой на мнемотаблицу.)
(Мнемотаблица нарисована на большом листе бумаге. Она прикреплена к магнитной доске и закрывает собой изображение избушки Бабы Яги.)
Учитель-дефектолог: Получилось! (Убираем лист с мнемотаблицей и появляется изображение избушки.)
(В кабинет входят Маша и Ванечка - переодетые дети из другой подгруппы.)
Маша и Ваня: Спасибо, что помогли нам.
Маша: После того, как вы выполнили все задания и нашли избушку, колдовские чары Бабы Яги рассеялись, Ванечка вернулся ко мне. Нам пора домой, а вам в благодарность за помощь я принесла подарки. Будете играть и нас вспоминать. (Маша дарит подарки (маленькие куколки сувенирные) детям и уходит вместе с Ваней.)
Итог:
Учитель-дефектолог: И нам пора возвращаться из сказочной страны в нашу любимую группу. Дети, вам понравилось помогать Маше и Ване. (Ответы детей.) А что понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Учитель-дефектолог: Замечательно! А теперь встаём из-за столов, задвигаем стульчики, строимся, включаем музыку, которая перенесёт нас из сказочной страны обратно, и отправляемся в группу. До свидания!



Рассказать друзьям