Лепка в средней группе: педагогический и психологический аспекты проведения занятий. Лепка из пластилина для детей разного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занятие в средней группе. Лепка «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Задачи:
1. Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать тесто между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитывать умение работать в коллективе вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы и оборудование : соленое тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка) ; озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; игрушки – домашние птицы; музыкальное сопровождение; для поощрения детей мармелад «Червячки».

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
(Звучат голоса домашних птиц) .
Воспитатель : Я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А вы мне поможете?
Дети : Да

Загадки
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети: Курица
Воспитатель: молодцы, угадайте ещё загадку:
Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки!
Дети : гусь!
Воспитатель: и эту загадку вы угадали! Ну сейчас точно не отгадаете:
Под дождем она гуляет,
Щепать травку обожает!
«Кря! » кричит,

Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети : Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка) .
Воспитатель : Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря! », а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети : … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями) .
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей) .
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево) .
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками,
Шарик тоже зарычал –
Ррррр (руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой) .
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш (поднять руки вверх и потянуться,
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели) .
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме - уточке.
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети : Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Голова круглая, а туловище овальное.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить тесто на две части. Один кусочек теста, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек.
Воспитатель : посмотрите, у вас в тарелке есть крупа (какая крупа) – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу.
(Звучит музыка, дети приступают к занятию) .
Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
(Оказание индивидуальной помощи детям)
(Дети закончили работу) .
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро.
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем все ли они вернулись к маме!
Дети считают: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10.
Какие вы ребята молодцы, отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже!
Воспитатель: Чтобы у наших гостей тоже было хорошее настроение, давайте станцуем для них вместе с нашей уточкой и утятами танец. Встаньте все, пожалуйста, вокруг озера, а я надену вам шапочки-маски утят. Теперь слушайте музыку и повторяйте все движения за мной.
(Звучит музыка. Дети танцуют танец маленьких утят)
Воспитатель : Какие вы молодцы! Я и уточка благодарим вас за прекрасный танец. А уточка еще и за то, что вы вернули ей деток, хочет отблагодарить вас! Она передала вам угощение. А теперь не будем беспокоить нашу уточку с утятами, пойдемте играть.

Конспект по лепке в средней группе «Грибы»

Тема: «Грибы»

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы).

2. Развивающие задачи: развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность.

3. Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

Демонстрационный материал – музыка со звуками природы, муляжи грибов, пластилин, доска для лепки, салфетка.

Раздаточный материал - пластилин, доска для лепки, салфетка.

Ход работы:

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы»

(В это время звучит запись птичьих голосов, шума леса. Воспитатель в это время расставляет грибы (муляжи) .

Дети: Это гриб!

Воспитатель: Правильно, это гриб. Посмотрите, ребята, куда это мы с вами попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Дети, а кого можно встретить в лесу?

Дети: В лесу можно встретить диких животных: лису, зайца, медведя, волка…

Воспитатель: Ребята, а кто еще живет в лесу?

Дети: В лесу живут птицы.

Воспитатель: А что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья, трава, кусты, ягоды, орехи, грибы.

Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам размять наши пальчики. Смотрите и повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «Соберу грибы»

Я корзину в лес беру, показывают удивление, разводят

Там грибы я соберу. руки в стороны

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг! »

Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики

Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная

Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки.

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу. Большой палец левой руки отстав-

Пусть останется в лесу!

Воспитатель: Молодцы! Понравилась игра? А теперь, дети, возьмите по донному грибу и рассмотрите его. Скажите, чем они похожи?

Дети: У грибов есть шляпка и ножка.

Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?

Дети: Грибы разного цвета и размера.

Воспитатель: Правильно, дети! Я вам предлагаю слепить такие грибы из пластилина. Сначала надо вылепить ножку гриба. Для этого я беру кусок пластилин и делю его на две части. Одну часть откладываю в сторону, а другую раскатываю между ладоней вперед движениями вперед – назад. Вот так. У меня получилась ножка гриба. Теперь беру другую часть теста, кладу ее на одну ладонь другой накрываю и круговыми движениями скатываю шар. Вот так. Для того чтобы получилась шляпка, надо положить шар между ладонями и расплющить. Вот так. Теперь надо смочить водой место соединения шляпки и ножки и соединить. Вот так. У меня получился вот такой красивый гриб. Дети, всем понятно? С чего мы начинаем лепку? (Еще раз уточнить поэтапность изготовления) Можете приступать к лепке.

Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывать помощь.

Итог

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько грибов выросло в нашем лесу. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны.

Рефлексия

Считаю, что проведенное занятие достигло поставленных целей. Занятие детям понравилось. Работали они продуктивно – в конце занятия каждый слепил свой гриб.

Конспект открытого занятия по лепке в средней группе.

Тема: «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвост).

Задачи:

Образовательные: Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать пластилин между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания.

Развивающие: Развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, речь, используя сложноподчиненные предложения.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат. Воспитывать в детях чувство сострадания, желание помочь окружающим в трудную минуту.

Материалы и оборудование : пластилин, доски, салфетки на каждого ребенка, картинки с изображением домашних птиц, озеро, игрушка - утка и утенок. костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры). Рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия.

(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме).

Воспитатель:

Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Уже утро, и я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких, вы узнаете, если мне поможете.

На небе солнышко взошло.

На птичий двор глядит оно.

Приглашает всех гостей,

Посетить наш двор скорей!

Вот вышла курочка гулять,

А за ней, ребятки - желтые …(цыплятки).

Возле дома, во дворе,

Петушок гуляет.

И любимую свою,

Песню распевает

Рано-рано по утру

Нам споет: … («Ку-ка-ре-ку!»)

Гусь кричит нам: … («Га-га, га-га»)

Покажите мне врага!

Красноногий, длинношеий,

Важный, злой, шипеть умеет.

Щиплет всех подряд за пятки.

Убегайте без оглядки!

Воспитатель: А есть еще у меня мои самые любимые питомцы. Угадайте кто это.

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает!

«Кря!» кричит,

Все это шутка,

Ну, конечно, это…

Дети: Утка!

Воспитатель:

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Дети: Утенок!

Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Пойдемте, их поищем на озеро.

(Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка).

Воспитатель: Посмотрите, дети, на озере плавает уточка

Дети:

Дети (варианты ответов): … слепить можно…

Воспитатель: Конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.

Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) -

Кря-Кря-Кря!

Пролетел веселый жук -

Жжжжжжж! (машем руками - крыльями).

Гуси шеи выгибают -

Га-Га-Га (круговые вращение шеей).

Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево).

Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками),

Шарик тоже зарычал -

Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой).

Зашептал в воде камыш -

Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться),

И опять настала тишь -

Шшшшшшш… (присели).

Воспитатель: Молодцы! дети, мы должны помочь утенку. Давайте рассмотрим уточку с утятами и скажем, какие они.

(Рассматривание картинки утка с утятами).

Воспитатель: Какая уточка, и какие утята?

Дети: Утка большая, а утята маленькие.

Воспитатель: А какого цвета утка? Какого цвета утята?

Дети: Утка белая, а утята желтые.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит тело утят?

Дети: Головы и туловища.

Воспитатель: А что есть на голове утят?

Дети: Глаза и клюв.

Воспитатель: А на туловище сзади, что у утят?

Дети: Хвостик.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Какой формы голова?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Как мы слепим круглую голову, покажите. (Воспитатель вместе с детьми выполняет круговые движения).

Воспитатель: Какой формы туловище?

Дети: Овальной.

Воспитатель: А как мы можем слепить овал? (ответы детей).

Воспитатель: Надо сначала также скатать шарик круглой формы, а затем движениями вперед-назад раскатать его в овал. (Воспитатель вместе с детьми выполняет сначала круговые движения, затем движения вперед-назад).

Воспитатель: Какая часть больше, туловище или голова?

Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше.

Воспитатель: Правильно, туловище больше, чем голова, поэтому пластилина на туловище нужно больше.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте сядем за рабочие места для выполнения работы. (Дети садятся на места).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой цветной пластилин лежит у нас на тарелочках. Потрогайте, какой он?..

Дети: Твердый, разноцветный.

Воспитатель: Какой цвет мы возьмем для утят?

Дети: Желтый.

Воспитатель: Покажите все желтый цвет.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтоб пластилин стал мягким?

Дети: Погреть его в руках.

Воспитатель: Правильно, погреть.

Воспитатель: (Показ воспитателя). Чтобы слепить уточку сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек, который побольше, будет туловищем. А кусочек поменьше - голова. Чтобы нам вылепить голову утенка. надо взять кусочек пластилина поменьше, и скатать его в ладошках в шарик. Из большего кусочка лепим также туловище, только затем немного раскатать в овал. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клюв и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвост, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.

Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?

Дети: Крылышек!..

Воспитатель: Посмотрите, у вас в тарелке есть крупа - гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! А крылышки можно прорисовать стекой по пластилину.

Воспитатель: Давайте с вами разомнем наши пальчики, и можно приступать к работе.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Пальчики у нас согрелись можно приступать к занятию.

Самостоятельная работа детей.

(Звучит музыка, дети приступают к задании. После окончания работы воспитатель обращается к детям).

Воспитатель: Наш утенок в озере очень ждет своих друзей - утят! Давайте, дети, пойдем и посадим всех утят на озеро.

Воспитатель: Посмотрите, как обрадовался утенок! И уточка тоже рада. Ведь мы сделали доброе дело. Правда?

Дети: Да!!

Воспитатель: Какие вы молодцы! У всех такие красивые утята получились. (Небольшой анализ работ детей).

Воспитатель: А еще я и уточка и утята благодарят вас

(Воспитатель угощает детей).

Воспитатель: Давайте попрощаемся с уточкой, утятами и с гостями. Пора прощаться, ведь надо еще много добрых дел сделать и вам, и мне, и гостям.

«Художественно-эстетическое развитие»

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Составила воспитатель I категории Петрова С.А.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (Воспитывать сочувствие к животным, желание помощь им. Продолжать развивать интерес дидактическим играм.)
  • Познавательное развитие (Обобщить представления детей о домашних животных)
  • Речевое развитие (Развивать речь)
  • Художественно-эстетическое развитие (Закрепить приёмы лепки. Продолжать развивать интерес к лепке.)
  • Физическое развитие (Продолжать развивать двигательную активность.)

Программное содержание

Образовательные задачи:

1)Обобщить представления детей о домашних животных.

2)Закрепить приёмы лепки

Развивающие задачи:

1)Развивать мелкую моторику рук, мышление.

2) Развивать речь.

3) Продолжать развивать интерес к лепке.

4) Продолжать развивать двигательную активность.

Воспитательные задачи:

1)Воспитывать сочувствие к животным, желание помощь им.

2) Воспитывать аккуратность при работе.

3) Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: пластилин для лепки котёнка, доска для лепки, стека, салфетка, дополнительный материал (крупа, горох, тонкие макароны) .

Демонстрационный материал: картинки «Домашние животные» , мягкая игрушка котёнок, котёнок из пластилина – образец.

Музыкальное сопровождение: записи с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел» , «Котик выздоровел» , фонограмма из мультфильма «Кот Леопольд»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» ; рассматривание иллюстраций с изображением котят, где передано разное движение; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» , Чарушин «Кошка» , С.Маршак «Усатый - полосатый» , потешек, загадок о кошке; беседы о котятах, наблюдение за котятами дома.

I.Организационный момент

(Дети заходят в группу и садятся на стульчики на ковре.)

II. Основная часть

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

(На магнитной доске висят картинки)

Ребята, я принесла вам картинки. Но картинки откроются тогда, когда отгадаете загадки.

1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
Хвост колечком. (Собака)

2. Груз везёт, сено жуёт,
хвостом помахивает,
гривой потряхивает.
И–го–го, И–го–го,

поскачу я далеко (Лошадь)

3. Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два звука,
Как зовут ее – … (Корова)

4. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - бочонок,
А на спинке - щетинка

(Поросенок)

5. Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»
Травку щипет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … (овечка)

Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние животные) Почему?

(Домашние животные живут рядом с человеком, он кормит, поит их и ухаживает за ними. В свою очередь они тоже полезны для человека: дают молоко, шерсть, мясо. Охраняют дом.)

Одно домашнее животное я пригласила на занятие. Отгадайте, кого?

Кто спит с вами на кроватке,
Днём хватает вас за пятки?
Рыжий, в пятнах, как тигрёнок...
А зовут его?... (Котёнок) .

Правильно.

Посмотрите, какой он замечательный.

Но, что-то котёнок грустный. Наверное, что-то случилось. Послушайте, какое настроение у котёнка (Слушаем музыку Гречанинова: «Котик заболел» ) .

Какую музыку мы прослушали?

(Грустную, печальную.) Вот такое настроение и у котёнка.

Постановка проблемы

Как мы можем помочь котёнку? Как её развеселить?

Обсуждение проблемы предположение

(- Можем с ним поиграть, говорить ему ласковые слова… (Ответы детей) )

Решение проблемы

Викторина «Про кошек»

Давайте расскажем, что мы знаем про кошек, может он развеселится.

Кто у котёнка мама? А ласково? Кто папа? А ласково?

Почему кошка домашнее животное? (Живёт дома)

Чем питается кошка? (Молоком, мясом, рыбой, травкой …)

А какую пользу приносит? (Ответы детей. Ловит мышей, охраняет амбары, сараи с зерном…)

А какие бывают кошки по окраске? (Рыжие, белые, серые, полосатые, черные)

А какие они бывают по характеру? (Злые, спокойные, агрессивные.)

Всё, равно он грустный.

Дидактическая игра «Скажи, какой» (Можно погладить)

Давайте скажем котёнку добрые слова? Какой он?

(Красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий...)

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.

Глазки смелые,
Зубки белые.

Что умеют делать котята? (Прыгать, лакать молоко, ловить мышек, мурлыкать, умываться, выгибать спинку, потягиваться после сна…)

Физкультминутка «Весёлые котята»

Хотите тоже превратиться в котят и развеселить её. (Под музыку Гречанинова «Котик выздоровел» дети выполняют движения парами.)

Весёлые котятки потягиваются, прыгают, хвостиком повиляют, умываются.

Всё равно он грустный.

Он мне шепнул на ушко, ему грустно, потому, что у него нет друзей.

Что будем делать? (Ответы детей)

Хотите слепить ему друзей? Ну, тогда рассаживайтесь на свои места за столами.

Практическая часть

Рассматривание натуры. Обследование. Приёмы и последовательности работы.

Чтобы слепить друзей - котят, мы должны знать, что есть у котёнка. У меня есть один котёнок, который сделан из пластилина. Давайте рассмотрим.

Что есть у котёнка? (Голова, туловище, лапы, хвостик, глазки, ушки, нос) .

Милана, скажи, пожалуйста, какой формы туловище?

(Овальной формы.)

У это котёнка туловище и лапки сделаны из одного кусочка. Как это делать? Покажи.

(Для этого нужно скатать шар, затем раскатать прямым движением руки чуть дольше, чтобы получился столбик, Нужно согнуть столбик в виде мостика. Получилось… туловище и лапки)

А голова какую форму имеет? (Круглую) Как делаем круглую форму? Покажите. (Скатываем круговым движением) Голову к туловищу что делаем? (Примазываем)

Вероника, подскажи нам, хвост какой величины?

(У него длинный овальный хвост.) Покажите, как сделаем хвост. (Раскатаем колбаску и примажем к туловищу.)

Что на голове? (Ушки, глазки, носик, усики, ротик) Какие ушки у котёнка? (Маленькие, треугольные) . Покажите, как делаем ушки. (Прищипыванием.)

А глаза? Нос? Усики? Ротик?

(Глаза можно сделать из крупы или гороха, нос - из крупы усы - из тонких макарон, ротик можно нарисовать стекой.)

Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? (Сначала делим кусок пластилина пополам: один кусок - для туловища и ног, другой - для головы, хвоста и «секретика» ) (от второго кусочка можно отщипнуть небольшой кусок для «секретика» )

Если останется время, можете слепить из «секретика» что хотите (блюдце, мячик, мышонка…)

Вспомнили, как нужно слепить котёнка.

А теперь разбудим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Цап-царапки»

Есть у нашей кошки лапки (руки сжаты в кулак, легкие движения вперёд-назад)

А на лапках – цап-царапки (распрямляем кулачки, вытягиваем пальчики вперёд, сжимаем, разжимаем)

Очень острые они (вытягиваем руки и резко выполняем хватательные упражнения пальцами)

Кошка целый день хлопочет,

коготочки кошка точит (касательные упражнения пальцами по столу «царапает» коготочками)

Наточила, спать легла (руки под голову «спит» )

И во сне сказала «Мяу» !

Вот мы и подготовили наши пальчики для работы.

А для чего при лепке нужна влажная салфетка? (Ответы)

А теперь начинаем лепить. Котик будет наблюдать за вами.

Выполнение работы

По мере необходимости помогаю тем, кто затрудняется. Показываю приемы лепки отдельным детям. Советами, вопросами помогаю делать фигуры более выразительными.

За пять минут до конца занятия предупреждаю детей об этом.

III. Подведение итогов.

Ребята, ваши котята готовы?

Давайте покажем грустному котёнку, каких друзей слепили. (Как фон тихо звучит фонограмма из мультфильма «Кот Леопольд» )

(Грустный котёнок очень «радуется» , увидев столько котят, благодарить ребят)

Теперь у котенка появились друзья. Он очень рад.

Давайте и мы полюбуемся котятами. (Можно дать характеристику каждому котенку.)

Ребята, что мы сегодня делали? (ответы)

Что вам больше всего понравилось? (ответы)

А вы, ребята, молодцы, так как вы сделали доброе дело.

Лепка поделок из различных пластичных материалов - очень популярный вид рукоделия и хобби. Малыши и взрослые создают самые разные вещи из глины, пластилина, теста, гипса, пластики и даже из кулинарной мастики.

Для детей такое приятное времяпрепровождение выполняет еще и развивающую функцию. В лепке задействованы все пальчики и ладошки малыша. Это благотворно влияет на мелкую моторику крохи, что в свою очередь способствует развитию памяти, словарного запаса, речи, фантазии и творческого мышления, а также умению концентрироваться.

У малышей в пятилетнем возрасте уже немного увеличилось понимание формы предмета, однако они еще не умеют правильно передавать все пропорции, также очень часто отдельные детали поделки не бывают хорошо закреплены. При этом, крохи в возрасте четырех - пяти лет уже лучше воспринимают словесный инструктаж.

Педагог продолжает уроки по задействованию всей кисти и пальчиков, развитию интереса к лепке. Также преподаватель уточняет понимание форм предметов, строения и пропорции отдельных элементов и обучает передаче их в лепке. В средней группе делается больший упор на эстетику изображения различных форм и их симметричности. Повышаются требования в выборе самостоятельных заданий, способах и техниках их выполнения. Деткам необходимо уметь лепить форму кончиками пальчиков и плотно закреплять места соединения больших элементов, лепить маленькие детальки с помощью палочки, или прищипывать их.

Первые занятия лепкой в средней группе будут нужны для того, чтобы детки вспомнили чему их научили в младшей группе. Они будут раскатывать кусочек материала прямо или вкруговую и расплющивать между ладошек. Это поспособствует закреплению ранее выученных знаний и более корректному выполнению заданий преподавателя. Детки лепят не только ладошками, они стараются передать особенности форм пальчиками. Например, морковка вытянутая и овальная. Детки должны проконтролировать свои действия зрительно, а также четко представлять весь образ предмета в целом. До начала зимы малыши лепят уже известные поделки, совершенствуют передачу формы и способы лепки.

Всю зиму малыши лепят поделки или из одного целого кусочка, это могут быть овощи или фрукты, а могут создавать изделия из нескольких деталей, например, котика, куколку, снеговичка или зайчика. Как слепить отдельные элементы этих предметов детки уже знают, но пропорции и способы прикрепления нуждаются в корректировке.

В младшей группе малыши лепили неваляшку из двух шариков, на уроках в средней группе педагог предложит слепить снеговичка, у него туловище состоит из трех шариков - большого, поменьше и совсем маленького. Можно слепить снеговичку руки, носик, или шапочку.

Более сложной задачей будет сидящая кошка. Для начала крохи лепят туловище-цилиндр, потом хвостик-колбаску и голову-шарик. Прищипыванием делают кошке передние лапки, а поскольку она сидит, задние можно не лепить.

Появляются новы методы придания формы. Детки учатся закруглять или наоборот, заострять пальчиками конец колбаски, прищипывать краешки лепешек, придавая поделке более красивую форму.

Следующие три месяца будут посвящены оттягиванию материала (глина, пластилин и пр.) при создании маленьких деталей, вдавливанию пальчиками, для создания полых поделок. Малыши будут тренироваться лучше размазывать материал на краях стыков для более плотного соединения деталей и загибать сплющенные края для формирования посуды.

Вот рыбка, ее можно слепить из одного кусочка. Сделать его овальным. Одну часть пластилина вытянуть немного и закруглить, это будет голова, вторую часть вытянуть больше и расплющить на конце, сделав плоским - это хвостик. Плавники лепят, защипывая пластилин, а затем с помощью стека рисуют чешуйки или налепляют их сверху из маленьких кусочков пластилина. Это упражнение поможет малышам научиться правильно передавать форму предмета и сравнивать его части между собой по форме и размеру. Необходимо так же научить деток разделять глину на нужное количество частей. Вот птичка. Один комочек пластилина нужно разделить на две части. Из одной слепить тельце птички, а из другой головку и подставочку. Еще одна поделка в данные период - посуда. Ее делают двумя способами. Первый - вдавить пальчик в круглую или цилиндрическую заготовку. Получится кружечка или стаканчик. Ручку для чашечки или кружечки детки могу сделать, защипнув и оттянув материал от всей заготовки или прилепить небольшую колбаску, размазав места соединения. У плоского блинчика отгибаются края, так у малышей получится тарелочка или блюдце. Все поделки малыши по желанию могут украсить, прорисовывая узоры стекой или налепляя его из дополнительных лепешечек или колбасок пластилина. Украшая свои поделки, детки получают положительные эмоции, развивается чувство симметрии.

Летом малыши закрепляют полученные знания и навыки. При этом воспитатель может дать для выполнения не только знакомые поделки, а и новые, но только те, которые им по силам, например, мышонка, ежика, грибы в корзинке или тарелочку с ягодками.

Во все периоды обучения занятия имеют тему. Некоторые задает преподаватель, а некоторые детки выбирают сами. Зачастую малыши лепят уже то, что умеют. Основная задача таких уроков в том, чтобы малыши научились самостоятельно придумывать тему, довели работу до конца, применили все известные им формы лепки и самостоятельно поработали над более четкой формой поделки и добавлении ее дополнительными элементами.

Для того чтобы программа была успешно изучена и закреплена необходимы соответствующие обучающие методы, которые активизируют внимание деток на уроках лепки и расширяют их представление об окружающей жизни. На прогулках педагог предлагает малышам внимательно рассмотреть предметы, которые могут стать объектами лепки. Как птички клюют корм или плавают рыбки в аквариуме. Преподаватель указывает только на основную форму предмета, базовое строение и пропорции, те детали предмета, которые детки уже смогут понять и слепить. Вот птичка, у нее круглая голова, овальное тельце и плоский хвостик. Голова птички находится сверху, на ней расположен маленький клювик, а хвостик внизу. А вот маленький ежик, у него маленькая мордочка и овальное тельце, он испугался и свернулся в клубок. Такие объяснения помогают деткам связать образ зверушки и ее положение с действиями, которые она производит.

Преподаватель может взять в руки изображаемый предмет, показать общую форму, а затем назвать и показать детали. У деток формируется представление о пропорциях предмета и о форме его отдельных элементов. Так же для лепки помогут сравнения преподавателя незнакомых элементов с уже известными деткам, например, о том, что у куколки ручки - столбики, тельце напоминает по форме морковочку. Педагог демонстрирует процесс создания, разминая материал и вылепляя нужную деталь, и сопровождает его рассказом. Вот ежик. У него овальное туловище. Похожее на яичко. Сначала нужно скатать шар, а затем покатать его в ладошках туда-сюда, его форма немножко изменилась, теперь нужно чуть-чуть вытянуть пальчиками одну сторону. Это мордочка. У малышей 4 - 5 лет не всегда выходит с первого раза слепить овальную форму или прочно соединить детали примазыванием. Все крохи разные, если у кого-то не получилось с первого раза, им могут показать другие ребята.

В этом возрасте деткам уже можно предлагать к изображению не только образ в целом, а и отдельные характерные особенности. Например, ямка в основании яблочка или черенок у баклажана. Для того чтобы деткам было интереснее можно приготовить морковную ботву или яблочные листочки из картона. Постепенно малыши научатся создавать эти детали из пластилина или другого материала.

Чтобы образы поделок стали более яркими, можно предложить рассмотреть, а затем слепить игрушки или фигурки, уже выполненные ранее педагогом. Сначала это могут быть две фигурки одного типа, например, птички, но одна будет клевать зернышки, ее туловище и голова наклонены, а вторая просто гуляет и ее тело расположено ровно. Или это могут быть кролики, один держит в передних лапках морковку, а второй просто сидит, и морковка лежит рядом. Такие занятия помогают деткам думать о разнообразии изображений. Слепить несколько фигурок малышам может быть не под силу, поэтому пусть они сосредоточатся на одной, которая понравилась больше всего. Можно обыграть тему и результат работы. Малыши лепят птичек и размещают их в одной общей кормушке.

Для того чтобы детки научились правильно передавать пропорции, педагог проводит сравнение. Если малыши лепят куколку, преподаватель берет заранее слепленную колбаску (заготовку для ручек), разделяет его пополам и сравнивает их, устанавливая длину. Еще метод сравнения можно применять при лепке корзиночки из колечек. Малыши лепят донышко-лепешку и 4 колбаски. 3 колбаски для бортиков корзинки, а четвертый - это ручка. Малыши прикладывают одну из колбасок к донышку, и если она получается длиннее, то лишнее обрезают. Все следующие колбаски выравниваются по первой и крепко прижимаются друг к другу.

На протяжении всего урока педагог задает вопросы о форме, отдельных элементах и пропорциях в целом, методах и способах создания поделки. Это способствует стимуляции умственной активности деток.

Помочь малышам заинтересоваться лепкой можно, рассказывая перед занятием и во время него разные стихи, загадки или маленькие рассказы по тематике урока.

Чтобы придать образу поделки большую выразительность можно воспользоваться стекой. Педагог показывает малышам, как правильно разрезать ею материал для лепки, прорисовывать детали или убирать лишний пластилин.

Больше всего внимания необходимо уделить урокам, которые подготавливаются всей работой, сделанной ранее. В самом начале преподаватель учит малышей выбирать тему. Можно спросить, что они видели, когда гуляли, о чем слышали или о ком им прочитали недавно. В процессе создания выбранного персонажа воспитатель вопросами направляет малышей на придание образу дополнительной ясности, яркости и завершенности. Что делает эта птичка? Как нужно расположить птичку для того, чтобы все поняли, что она клюет зернышки? Такие вопросы научат кроху работать с образом и активизируют мышление во время занятий лепкой.

Увеличивая объем знаний малышей про форму и пропорции предметов, а также способах лепки, необходимо анализировать результаты и разговаривать о качестве работы. Преподаватель обращает внимание деток на правильность выполнения задания и стимулирует вопросами, подталкивающими малышей размышлять над своими поделками.



Рассказать друзьям