Льняной платок у древних римлян как называется. Чем отличалась одежда древних римлян от одежды древних греков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как правильно носить тогу? Как одевались римские женщины? Нужна ли италийцам теплая одежда? И наконец, носили ли римляне нижнее бельё? На все эти вопросы вы получите ответы, прочитав данный обзор.

Сельские жители и рабы

Раб, попадая в дом римлянина, одевался в ту же рабочую одежду, какую носил обычный италийский крестьянин. Гардероб же крестьянина, как правило, состоял из туники – длинной рубахи с короткими (до локтя или выше) рукавами и плотного плаща. Для туники брали два полотнища и сшивали их вместе так, чтобы для головы оставалось отверстие (тунику надевали через голову). Иногда у туники имелся только левый рукав; правая рука оставалась совершенно свободной, а полотнища туники прихватывались на правом плече застежкой, так чаще одевались греки.

Колумелла рекомендовал выдавать рабам на холодное и дождливое время «шкуры с рукавами», т. е. кожухи и «плащевидные капюшоны» (sagacei cuculli). Эти капюшоны (cuculiones) поминает уже Катон; Это короткие пелерины, которые закрывали плечи, грудь и часть спины, с остроконечным башлыком, надевавшимся на голову.

Были cuculliones и другого покроя: короткая сплошная накидка с единственным круглым отверстием для лица – нечто вроде мешка, только пригнанного по фигуре человека.

Катон считал, что рабам нужно выдавать по одной тунике в год и плащ, который прослужит два года. Поскольку стиркой шерстяных вещей занимались фулоны и в домашних условиях этим не занимались, а одежда имеет свойство быстро пачкаться, в теплое время года рабы ходили голыми.

Что касается крестьян, то разнообразие их гардероба зависело от достатка. Ясно, что зажиточные сельские жители были владельцами более чем одной туники.

Ремесленники, занятые своим делом, часто изображаются в одном плаще, спущенном на колени, но они работают в помещении.

В качестве обуви сельское население носило деревянные башмаки. И крестьяне, и рабы предпочитали, конечно, ходить в самодельных легких сандалиях из спарта или веревок. Такие «сандалии» плели для волов, естественно было изготовить такую легкую и дешевую обувь и для себя. Но обувь носили нечасто, поскольку она была лишним грузом в работе.

Военные

Плащ солдат назывался Sagum, его обычно противопоставляли гражданской тоге. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом. В него можно было завернуться целиком и можно было забросить обе полы за спину: движений он не стеснял. Во время сражения плащ закидывали на свободную руку или отбрасывали назад.

Туника

Отметим, что туника являлась всесословной одеждой, её носили как рабы, так и сенаторы. Древние римские авторы же утверждали, что древнейшие времена тунику римляне не носили, а вся их одежда была весьма проста и состояла из набедренной повязки и тоги. Неизвестно, было ли так на самом деле, или это только лишь идеализированный образ прошлого, но тога прочно вошла в состав римской одежды.

Тунику подпоясывали и обдергивали так, чтобы спереди она спускалась чуть пониже колен, а сзади доходила до коленного сгиба; спускать значительно ниже было «по‑женски» и мужчине не подобало, а вздергивать выше, «носить, как центурионы», и вовсе не пристойно. Рабы ходили в коротких туниках и часто без пояса; ремесленники за работой и торговцы за прилавком, случалось, тоже снимали пояс. Дома можно было не подпоясываться, но выйти в таком виде на улицу считалось неприличным.

В холодное время года могли носить по нескольку туник.

В кругах состоятельных, не занимавшихся физическим трудом, предпочитали тунику белую; у крестьян, ремесленников и рабов она была темной, немаркого цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа туники и спереди и сзади, на груди и на спине. У сенаторов полосы эти были широкими, почему туники их назывались laticlavia, а у всадников узкими – angusticlavia. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Знатный римлянин в тунике и плаще

Знатные римляне

Знатные римляне не выходили на улицу без тоги, поскольку это считалось неприличным. Тога — это чисто римская одежда. В отличие от туники, тога была громоздка и неудобна, нужно было достичь огромного мастерства, чтобы уметь правильно её надевать. Во времена ранней республики в ходу была малая тога, в последствии она становится шире и длиннее.

Оратор в малой тоге

Для тоги брали кусок материи в форме эллипса, обычно вдвое или втрое больший, чем это требовалось по фигуре. Материю эту брали обеими руками за ее широкий край, захватывая примерно треть всего куска и, собрав его складками, перекидывали через левое плечо так, чтобы покрыта была левая рука и спереди конец свисал почти до самой земли (конец этот назывался lacinia). Затем материю (около трети ее по ширине) пропускали под правой рукой (в старину ее натягивали туго по спине), на высоте бедра опять собирали в складки и, протянув по груди наискось, перекидывали конец через левое плечо: это была «перевязь» (balteus или praecinctura); натягивать ее надо было так, чтобы она не «душила человека», но чтобы и не обвисала (Quint. XI. 3. 140). Остальную часть материи (захвачена была ведь только треть ее) спускали полукругом, тщательно располагая в нем складки, чуть пониже колена – это sinus, и перекидывали конец опять через левое плечо. Заднюю полу несколько поддергивали вверх и на груди над «перевязью» собирали ее в складки – это umbo (слово обозначает выпуклость посередине щита). Нельзя, чтобы пола волочилась по земле: это признак небрежности и изнеженности. Цезарь носил тоги именно таким образом, за что над ним нередко посмеивались. Sinus обычно натягивали на правое плечо; его можно было накинуть и на голову, защищая себя от дождя или солнца, или желая остаться неузнанным, молясь и совершая жертвоприношение.

Сенатор в тоге

Плащ накидывали на себя сразу; тогу надевали в несколько приемов, и облечься в это сооружение одному, без чужой помощи, было невозможно, обычно это делали рабы.

Тога была белого цвета, без всяких украшений, только мальчики носили до совершеннолетия тогу с широкой пурпурной полосой на краю. В качестве исключения расшитую тогу могли надевать магистраты и жрецы. Триумфатор надевал пурпурную, расшитую золотом (toga picta). Тога была крайне непрактична: летом в ней было жарко, зимой холодно, она быстро пачкалась, будучи белоснежной, и стоила весьма и весьма дорого.

Но сами римляне постепенно отказывались от тоги, в ней обязательно следовало появляться только на Форуме и в цирке.

Обычной одеждой римского гражданина становится теперь плащ, в который облекаются, покончив со служебными обязанностями. Плащ этот – pallium – представляет собой упрощенный греческий гиматий – кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии. Слово pallium скоро, однако, стало родовым обозначением других плащей, общим признаком которых было то, что их надевали на себя, а не обвертывались ими, как тогой.

Их можно по внешнему виду и покрою разделить на три группы: 1) знакомый уже нам кукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном, 2) пенула и 3) лацерна.

Пенула — это плащ, который застегивался спереди и был узковат, откинуть его назад можно, но сделать это и трудно, и неудобно. Иногда он надевался через голову.

Лацерна — первоначально воинский плащ, она уже в начале империи стала обычной одеждой гражданского населения. Этот широкий плащ застегивался под горлом или на плече; полы его можно было закинуть на одно плечо или крест‑накрест на спину (правую полу на левое плечо, левую – на правое); можно было их спустить вниз и целиком закутаться.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV в. запрещали носить их в Риме. Но во время военных действий на севере, в частности, в Германии их приходилось надевать. На колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах. Надеты на них также и своеобразные шейные платки (focale), завязывавшиеся под горлом.

Женская одежда

Женская одежда состояла из туники, столы и паллы. Она не очень отличалась от мужской, но была длиннее. Столу носили только почтенные замужние женщины. Стола – это, по сути, женская тога. Это была длинная, волочившаяся по земле одежда со множеством складок и короткими рукавами, перехваченная по талии поясом. По низу ее нашивали узкую оборку, всю в складках, так называемую instita. Столы, как правило, были неярких оттенков.

Знатная римлянка в столе Римлянка в тунике

Выходя из дому, женщина набрасывала на себя паллу – длинную широкую шаль, в которую можно было совершенно закутаться.

Женщины из трудового сословия носили длинное прямое платье с рукавами до запястья.

Весталки

Весталки на голову, обвитую шерстяными, похожими на валики, повязками (infulae), надевали покрывало, ниспадающее до плеч; на груди носили круглый медальон (bulla), белая туника была перехвачена по талии веревкой.

Весталка

Римская толпа в массе своей не поражала ни цветистой пестротой одежд, ни разнообразием ее покроя. Преобладали темные тона рабочих туник и греческих плащей; на этом фоне резко выделялись белоснежные тоги магистратов и сенаторов, иногда мелькали золотисто‑рыжие пенулы рабов, пробегавших с носилками, и вызывающе яркие одежды продажных женщин.

Большую часть одежды делали из шерсти, лён применяли в хозяйственных нуждах, в качестве материала для одежды он распространился только в период поздней империи. Также римляне знали дикий шелк, в I в. н.э. появился и настоящий китайский шелк.

Носили ли римляне нижнее белье?

Да, носили, но, конечно, оно не выглядело так, как современное. Речь здесь о набедренной повязке из льна, называемой subligar, которую оборачивали вокруг талии и интимных мест. Женщины также покрывали грудь мягкой полоской ткани иногда кожи, называлась она strophium.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пора одеваться. Что носят римляне? Мы привыкли видеть их в фильмах и спектаклях закутанными в разноцветные тоги, похожие на длинные простыни. Но всегда ли это так? В самом деле, на первый взгляд эти одеяния совершенно неудобны и стесняют движения, мешая бегать, подниматься по лестнице или даже садиться, не зацепившись за что-нибудь.В действительности они вполне практичны. Мало того, и в наше время все еще так одеваются: поезжайте в Индию или другие страны Азии и арабского мира, и вы увидите, что традиционная одежда там по сути не слишком отличается от той, что носили римляне, - длинные одеяния, туники, сари и сандалии… Так что это лишь вопрос привычки.

Начнем с нижнего белья. Носили ли римляне трусы? Ответ утвердительный. Речь, правда, не идет о трусах в нашем понимании, а скорее о своего рода набедренной повязке из льняной ткани, называемой subligar, обертывавшейся вокруг талии и интимных частей тела.

Вы удивитесь, когда узнаете, что это не первое, что надевается по утрам… Действительно, весьма распространен обычай не раздеваться перед сном, а ложиться спать полуодетыми. Снимают плащ, бросая его на стул (или укрываются им вместо покрывала), и остаются в набедренной повязке и тунике. Так и ложатся спать: туника, которую носили днем, ночью послужит вместо пижамы. Такой обычай может показаться нам негигиеничным, но так же поступали вплоть до начала ХIХ века наши сельские жители. С единственной разницей: римляне были гораздо чище, ведь они каждый день ходили в термы. Так что перед тем, как ложиться спать, они хорошенько мылись. Единственная проблема-одежда-то оставалась грязной.

Туника

Основной предмет одежды в римском стиле - знаменитая туника. Чтобы понять, насколько она практична, представьте, что вы надели футболку длиной до колен (скажем, размера ХХL а потом перехватили ее на талии поясом. Так вот, с некоторыми допущениями, туника - что-то вроде того. Поразительно: мы, по сути, продолжаем использовать (особенно летом) решение, найденное в античную эпоху. Только называем это иначе: футболка или T-shirt.

Конечно, материалы изменились. Мы используем хлопок, римляне обычно использовали лен или неокрашенную шерсть различных оттенков бежевого. Этот цвет хорошо подходит, чтобы не так бросались в глаза пятна и пыль.

Со льном вот еще что интересно: производят его в основном в Египте, откуда он экспортируется по всей империи. Таким образом, римляне, подобно нам, носят одежду, произведенную в далеких краях. Таковы результаты первой в истории человечества великой глобализации, произошедшей в Средиземноморье благодаря Риму. Мы сможем глубже изучить эту тему, когда наведаемся на рынки столицы империи.

Туника годится для любого случая: ее используют как ночную рубашку, надевают под заду, а беднота носит ее в качестве единственной одежды. Бедняк натягивает тунику, обувает сандалии и выходит так из дому. Богач - нет: поверх туники он должен надеть самое важное Значение римских граждан: тогу.

Тога

Можно сказать, что это «костюм с галстуком? того времени - то есть одежда для появления на людях, особенно в важных ситуациях. Она использовалась с самых древних времен, и можно сказать, что ко времени нашего повествования она пережила самую настоящую эволюцию. Вначале ее размеры были невелики, но постепенно она становилась все больше: если ее разложить на земле, тога представляет собой полукруг из шерстяной или льняной ткани шести метров в диаметре!

Неудивительно поэтому, что часто, чтобы надеть тогу, прибегают к помощи раба. Так поступает и наш «доминус». Это позволит нам понять, как же ее носят.

Господин стоит неподвижно, глядя вдаль. Раб кладет тогу ему на плечи как накидку, однако не строго симметрично, а оставляя один конец гораздо длиннее, чтобы он спускался до земли. Затем аккуратно подбирает этот конец и продевает его под мышкой, оборачивая на груди до шеи, как перевязь. Потом оборачивает его как шарф вокруг шеи и закрепляет булавкой на высоте ключицы. Но это еще не все: конец такой длинный, что нужен еще оборот вокруг тела, под предыдущими витками. Наконец, раб отходит в сторону, чтобы взглянуть на свой труд. Он доволен. Его господин такой элегантный, особенно благодаря струящимся складкам, придающим ему благородный облик. Одна рука свободна, а другая наполовину прикрыта драпировкой, и «доминус» должен все время держать ее слегка согнутой, чтобы тога не запачкалась о землю. Это немного неудобно, но быстро привыкаешь.

Тога — настоящий символ культуры и цивилизации Древнего Рима. Ее могут носить только римские граждане, а иностранцам, рабам и вольноотпущенникам (рабам, отпущенным на свободу) это запрещено. Тога, подобно униформе, несет в себе некий «дресс-код»: в зависимости от того, на ком она надета и для чего предназначена, она носит различные названия. Например, белая тога, окаймленная пурпуром, toga ргаеtехта - как бы «охранительная». Ее носят сенаторы и мальчики до четырнадцати-шестнадцати лет. В этом возрасте вершится обряд снятия тоги-претексты, сопровождающийся торжественной церемонией, он символизирует окончание периода отрочества. С этого момента юноша официально считается взрослым, то есть способным носить оружие и участвовать в общественной жизни.

Штаны

А штаны? Они встречаются не так уж часто. Действительно, этот предмет одежды чужд римской и средиземноморской культуре. В эпоху Траяна их носят только легионеры, они короткие и облегающие, заканчиваются чуть ниже колена. На самом деле штаны уже существуют, но их носят лишь враги Рима, варвары, которые их и «изобрели»: кельты и германцы на севере и парфяне на востоке, на территории современного Ирана. Но так будет не всегда. За сто пятьдесят лет штаны благодаря своему удобству «завоюют» Рим, став составной частью римской моды.

Обувь

Теперь господин сидит, а раб надевает ему на ноги обувь. Любопытно: римляне не носят носков (только на севере, где суровость климата требует дополнительной защиты ног), так что, если снять обувь, ноги остаются босыми.

Есть много видов обуви: закрытая, наподобие сапожков, открытая, вроде сандалий, из нескольких полосок кожи, с маленькими «каблучками», настоящими гвоздями на подошве для большей цепкости (знаменитые caligae, которые носили легионеры) и так далее.

Для перемещений по городу зажиточные римляне предпочитают надевать кальцеи (calcei), закрытые подобно мокасинам, а дома носят их редко. А знаете, почему? Согласно правилам хорошего тона, входя в дом, необходимо снять уличную обувь и переобуться в домашнюю: по дому ходят в простых сандалиях с кожаной или пробковой подошвой. А если собираются в гости к друзьям, то берут их с собой, потому что это правило действует во всех домах.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Недавние исследования немецких и британских археологов показали, что одежда, которую носили жители Древнего Рима, вопреки устоявшимся стереотипам, была весьма разнообразна. Судя по всему, в империи начиная с первого века нашей эры практиковался индивидуальный пошив. Кроме того, уже в те времена существовало такое понятие, как "бренд".

Многие из нас еще со школьной скамьи знают, что одежда древних римлян разнообразием не отличалась. Обычно мы помним, что знатные римляне носили тоги, представлявшие собой своеобразный длинный кусок полотна, который иногда достигал в длину до шести метров. Причем несчастные римские богачи были вынуждены несколько раз обертывать его вокруг себя, что без посторонней помощи сделать, конечно же, было невозможно.

А простые граждане империи носили мешкообразные одеяния с вырезами для рук и головы, нисколько не подчеркивавшие, а, наоборот, скрывавшие фигуру. Разница заключалась только в том, что женщины подпоясывались непосредственно под бюстом, а мужчины — на бедрах. Кроме того, почему-то многие считают, что в основном эти одеяния были белого или светло-серого цвета. Наверное, данное заблуждение создали многочисленные художники-иллюстраторы учебников истории.

Однако последние открытия археологов говорят о том, что все было не так. На самом деле одежда древних римлян была весьма разнообразной. И, что самое интересное, судя по всему, уже в те времена существовал так называемый индивидуальный пошив.

Как мы знаем, в основном в Римской империи одежду изготовляли из шерстяных тканей. Использовались также материалы из хлопка, льна и крапивы, хотя гораздо реже, а шелк был совсем уж экзотикой, поскольку его не производили на месте, а привозили из далекого Китая. Пик расцвета текстильной промышленности в Древнем Риме приходится на начало нашей эры, когда, захватив Египет, римляне познакомились с тамошним вариантом ткацкого станка. И вскоре завоеватели застроили одежными "фабриками" всю страну, то есть большую часть Европы и Малую Азию. Это было подлинное массовое производство, которое после падения империи вернулось в Европу только тысячу лет спустя, в годы Высокого Средневековья.

Немецкий историк Сильвия Мичке из Романо-Германского центрального музея Майнцат (ФРГ) недавно сделала одно интересное открытие. Исследуя местную коллекцию римского нижнего белья она обнаружила ластовицы, то есть треугольные вставки вдоль швов для укрепления и расширения одежды. До сих пор считалось, что размер и форма римской одежды определялись исключительно размерами станка и под фигуру одежду никак не подгоняли. Данное открытие, однако, говорит о том, что римляне все-таки знали толк в модном дизайне.

Также недавно было установлено, что в империи, судя по всему, существовало такое понятие, как "бренд". Так, например, в кельнском музее "Колумба" хранится туника, в верхней части которой красной нитью вышита буква "каппа". До последнего времени считалось, что это монограмма имени хозяина. Однако сейчас историки склонны предполагать, что это все-таки логотип дизайнера, поскольку вещи с такой же вышивкой совсем недавно были найдены при раскопках римской крепости Виндоланд на севере Англии. Время изготовления этих предметов одежды разное, и вряд ли они принадлежали одному и тому же человеку. Да и весьма сомнительно, чтобы римлянин, у которого, как правило, было несколько имен, подписывал свою одежду всего лишь одной буквой.

Кроме того, раскопки данной крепости опровергли миф о том, будто все легионеры империи носили одинаковую форму. Не только нижнее белье, но и панцири древних римлян, судя по находкам, изготавливались по индивидуальному заказу. Двух одинаковых предметов одежды и обмундирования среди обнаруженных вещей просто нет.

Кстати, был также окончательно развеян миф о том, будто бы воины Древнего Рима щеголяли в красных плащах. Находки говорят о том, что любимым цветом данной одежды был светло-серый, то есть цвет земли. Это было не только дешево (красная краска, добываемая из морских моллюсков, обитающих в Средиземном море, тогда стоила сумасшедших денег), но и практично — легионеру, одетому в подобный плащ, было легче замаскироваться. Плащи же офицеров были темно-коричневого цвета, а вовсе не багряного.

Да и, судя по данным ученых, одежду красного цвета в империи носили в основном женщины. Есть сведения о том, что богатые дамы одевались в непомерно дорогие платья (причем самых разных фасонов, иногда даже с рукавами) и плащи, окрашенные во все оттенки красного. Интересно, что, когда шел дождь, этим модницам срочно приходилось искать убежище, ибо в намокшем состоянии очаровательное одеяние начинало жутко отдавать рыбой — ведь краситель-то, как мы уже говорили, добывался из тел моллюсков.

Однако платья и плащи были далеко не единственной женской одеждой. Судя по мозаике, обнаруженной на полу Вилла-Романа-дель-Казале на Сицилии, относящаейся к поздней римской эпохе, иногда дамочки носили… бикини! На телах женщин, изображенных там, присутствует что-то вроде пляжных трусиков и бюстгальтера, причем этот костюм, как и положено настоящему бикини, раздельный. Скорее всего, предполагают ученые, это все-таки был не классический купальник, а просто два куска ткани, один из которых обматывался вокруг бедер, а другой — вокруг груди. Примечательно, что на изображении в этих костюмах женщины вовсе не купаются, а занимаются гимнастическими упражнениями (или, возможно, участвуют в какой-то мистерии).

Что касается классической тоги, то она, конечно же, присутствовала в гардеробе знатных римлян, но, судя по всему, не была повседневной одеждой. Ее надевали лишь в особо торжественных случаях (возможно, именно поэтому все дошедшие до нас образцы очень хорошо сохранились). А таковые даже в Риме случались не каждый день, поэтому, судя по всему, большую часть времени тоги не использовались.

Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Римское искусство условно делят на искусство периода Республики (IV-I вв. до н. э.) и искусство периода Империи (I - V вв. н. э.). Как видно из самих названий, периодизация искусства связана с политическим и государственным устройством Древнего Рима. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура и искусство римлян испытывают большое влияние культуры и искусства Греции.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота - таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.

В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.

Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы-германцы.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.

Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовляли вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить красивые дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые с каждым годом становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной. Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм

В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда.

Туники (рис. 19) имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.

Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира - народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Тога (рис. 20) представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером бХ 1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры.

Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей,и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх на груди, укладывая полукруглой складкой (рис. 21). В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса - знак сословного отличия - должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества.

В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча. Такой плащ изготовлялся из небольшого прямоугольного куска дорогой, затканной золотом и серебром ткани.

Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом (рис. 22). Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах - накидках возрожден еще один вид римского плаща - пенула (рис. 23) - в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей - в костюме богатых щеголей. Воины в ранние периоды римской истории носили шерстяную тунику, кожаный панцирь с металлическими пластинками, шлем на голове и плотный шерстяной плащ. В период Империи с появлением солдат-наемников видоизменяется форма воинской одежды и ее ассортимент: короткие, до коленей, штаны и короткий плащ появляются под влиянием варваров - германцев и галлов.

Костюм знатного римлянина дополнялся полу-сапогами или сандалиями с задниками (рис.24). В период Империи в костюме знати были широко распространены ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носили по 5 - 6 штук на каждом пальце. Браслеты играли роль наградного знака. Прямые, зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени императора Тита Веспасиана.

Одежда римской бедноты и рабов - туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду - простые деревянные башмаки.

Женский костюм

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III - IV в. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника (рис. 25) по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов.

Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы (рис. 26).

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто- желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней. В III - IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими, статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых, неэластичных тканей. Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, искусственным волосом. Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.

Римское государственное образование возникло примерно в восьмом веке до нашей эры. Сначала это было маленькое поселение на левой стороне Ко II-I вв. до н.э. оно переросло в Римскую империю, став таким образом локомотивом развития Европы, величайшей империей, подчинившей себе почти полмира: от Гибралтарского пролива до Персии, от Британских островов до дельты Нила.

Влияние, распространившееся на огромной территории, стало следствием того, что многие представления европейских народов о духовности и общественной жизни, а также традиционные ценности вышли из Рима, который, в свою очередь, перенял их от Древней Греции. Первыми законодателями мод в Европе также стали римляне, одежда которых актуальна и в настоящее время.

История Римской империи делится на три основных этапа:

Царизм (VIII - VI века до н.э.).
- Развитие республики (III - I века до н.э.).
- Развитие Римской империи (I - V века н.э.).

Все исторические перемены можно определить по тому, как трансформировалась одежда римлян, описание которой подробно представлено ниже.

Общая информация

Еще в глубокой древности римляне разработали подробную и детальную систему убранства. Так, согласно ей, римлян - тога и туника у мужчин, а у женщин - стола, инстита и палла.

Каждый представлял собой цельный кусок ткани без швов. Такая особенность римской одежды считалась подтверждением приверженности к уникальной культуре Средиземноморья, делала римлян представителями прогрессивной городской цивилизации.

Особое отличие убранства заключалось в том, что самой популярной и универсальной являлась белая одежда римлянина, которую можно было носить и дома, и в людных местах, и на официальных встречах. Этот цвет считался нейтральным. Также он был популярен в народе потому, что вся территория Римской империи располагалась в зоне жаркого климата, а белый, как известно, отталкивает и в такой одежде не жарко.

Тога как одежда древних римлян

Она считалась не просто официальным облачением, которое надевали на торжественные мероприятия и различные серьезные встречи. Тога - самая популярная мужская одежда римлян - шерстяная рубаха с короткими рукавами - являлась своеобразным знаком подданства Римской империи, принадлежности к великой цивилизации. Одеяние, вырезанное из полотна белой шерсти с ярко-пурпурной полосой, носили исключительно сенаторы, представители высшего социального слоя в Риме.

В период средней республики (эпоха, длившаяся со второй половины IV до начала III века до н.э.) были разработаны специальные приемы и правила ношения тоги, которые соблюдались вплоть до падения Римской империи в 476 году.

Туника

Еще одна популярная одежда римлян - туника - представляла собой рубаху с короткими рукавами из шерсти. Так же широко использовались варианты без рукавов. Чаще всего подобное убранство носили с поясом, поскольку туника без этого аксессуара воспринималась как простое нижнее белье, что придавало ей неприличный вид.

Отличительной чертой такого одеяния было то, что у него отсутствовал вырез на шее. Это обуславливалось особенностями кроя. Невозможно было создать полноценный шейный вырез.

На туники наносилась сплошная вертикальная полоса алого цвета, которая позволяла отличать сенаторов и всадников от простых римских граждан. По одежде, которую надевали сенаторы, проходила одна широкая полоса от воротника до подола. На туники всадников наносились две узкие полоски (также от ворота до подола). Эти полосы имели свое название: clavus (дословно значит «полоса»). Соответственно, туника сенаторов называлась laticlava («с широкой полосой»), а всадников - angusticlava («узкополосная»).

Женская одежда: стола

Стола считалась таким же важным элементом женской одежды, как тога у мужчин. Она показывала принадлежность представительницы прекрасного пола к Римской империи, рассказывала о ее социальном положении (столы полагалось носить только женам и матерям, а девушки и незамужние дамы их не носили).

Стола, важная одежда римлян, - шерстяная рубаха с короткими рукавами, похожая на удлиненную тунику, которую перепоясывали под грудью и в области талии. На статуе Юноны, которую скульптор облачил в одежду знатной жительницы Рима, можно увидеть единственное изображение столы со спущенной паллой. Также особенностью одеяния Юноны было то, что у столы отсутствовали рукава.

В настоящее время сложно представить, как выглядела вышеописанная одежда римлян. Фото того периода по понятным причинам отсутствуют, а картины и скульптуры не сохранились. Кроме того, нет точных данных о том, какой длины шились столы. Но в любом случае, независимо от наличия или отсутствия рукавов, можно с уверенностью говорить, что данный вид убранства полностью подходил под древнеримские каноны драпирующей одежды.

Повседневные одеяния римлян

К будничным относились следующие виды одежды: сагум, пенула, камиса, лацерна, палла и многие другие. Римляне, одежда которых строго делилась на официальную и повседневную, четко классифицировали убранства. Так, будничные наряды представляли собой разомкнутую систему, которая постоянно пополнялась новыми видами.

Женская одежда римлян - шерстяная лацерна, сагум и палла - была разновидностями плаща. Как правило, подобные убранства представляли собой окрашенные куски ткани, которые надевали сверху тоги или туники и придерживали с помощью аграфа на шее.

Одним из самых известных в истории лацерны стал момент, когда Кассий, решив, что он проиграл битву, захотел покончить с жизнью. Он надел этот предмет одежды, после чего отдал приказ убить себя.

Сагум являлся аналогичным кусочком окрашенной ткани. Его единственное отличие от лацерны заключалось в том, что он шился из более толстых и грубых видов ткани.

Сагум был намного короче, чем лацерна, и по своей форме напоминал квадрат. Наибольшую популярность он обрел в среде солдат, которые несли воинскую службу в провинциях на севере Римской империи. Так, известно, что в сагуме с полосатой окраской ходил государственный деятель Цецина. Ну а если рассматривать плащ как вид одежды римлян, то его можно было увидеть на пятикратном консуле Рима Клавдии Марцелле, на Тертуллиане и на многих других деятелях политики, искусства и культуры.

Плащ в Древнем Риме

Это наряд, который очень любили многие римляне. Одежда подобного типа играла роль драпировки. Стоит сказать, что этот вид убранства был общим для всех народов Средиземноморья. Другие типы римской одежды (к примеру, рубаха и пенула) являются вариациями кроеных и сшитых материалов, а кройка и шитье - чуждые римскому народу занятия, поэтому они по своему происхождению точно не римские.

Обувь

Обувь в Римской империи получила широкое распространение, так как государство ввело специальный закон, по которому носить ее стало обязанностью всех граждан. Наиболее дорогие изделия предназначались для консулов, сенаторов и воинов. Самым популярным считались сандалии, так как их могли носить представители всех слоев населения. Кроме того, свободным гражданам разрешалось надевать сапоги-кальцеи с высоким подъемом.

Представители аристократии носили подобные сапоги с украшениями в виде серебряных пряжек и черных кожаных ремешков. Простые римские жители надевали такую же обувь, но только без украшений. От всех кальцей, безусловно, отличались императорские: они имели ярко-пурпурный цвет. Из-за этого в Риме появилась поговорка «Надеть башмаки пурпурного цвета», что означало занять государственный трон.

Солдатам и путешественником предлагалось носить калиги - высокие ботинки из грубых видов кожи. Они отличались тем, что имели открытые пальцы и массивную подошву, подбитую гвоздями.

Крестьянской обувью считались курбатины, которые делались из куска грубой кожи и скреплялись ремешками.

Головные уборы и прически

Римляне позаимствовали некоторые виды головных уборов у греков. Как правило, изготавливались шляпы и шапочки из фетровой ткани, коровьей кожи и соломы. Нередки были случаи, когда в качестве головного убора женщины использовали часть полы, которую накидывали на голову. Мужчины часто использовали край тоги в этих целях.

До I века до н.э. у мужчин считалось почетным иметь длинную бороду и волосы, однако позднее, с наступлением новой эры, модными стали короткие стрижки и гладко выбритые лица.

Прически женщин Древнего Рима, как и у современных представительниц прекрасного пола, отличались разнообразием видов. Одни дамы завивали свои волосы в локоны, другие же заплетали длинные косы или спускали шевелюру на шею, поднимали на макушку, оборачивали косы вокруг головы и т.д. Кроме того, многочисленные виды причесок очень часто дополнялись модными аксессуарами наподобие кокошников, а также шпильками, венками или диадемами.

Аксессуары у жителей Рима

Период становления и ознаменовался бурным экономическим развитием и общественным подъемом. Люди начали жить в достатке, поэтому возникла необходимость дополнять какими-либо оригинальными украшениями. Так, на мужчинах можно было увидеть большие перстни, медальоны и пряжки. Женщины часто надевали на платья броши из драгоценных камней и ценных пород дерева, а на пальцы надевали много колец.

Уход за телом

Во всем мире известно, что главными любителями гигиены в период античности были римляне. Одежда их стиралась в акведуках. Многие жители города имели доступ к различным косметическим средствам, среди которых - вещества для окраски волос, ароматические масла, искусственные зубы, накладные брови, краска для тела и многое другое. Очень популярно было использовать рабов-косметологов, которых называли косметами и тонсоросами.



Рассказать друзьям