Логопед и дефектолог, кто они? Чем отличается логопед от дефектолога.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЦЛВ , дословно:ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

http: // www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html

Нашла в интернете:

Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед) *2

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья). Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Реализует образовательные программы. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической и педагогической наук; правила по охране труда и пожарной безопасности; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

* 2 * Наименование должности "Логопед" в образовательных учреждениях не применяется, а используется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Я и не претендую на должность логопеда в мед.учреждение. Я пытаюсь устроиться в общеразвивающий д/с.

Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.

Дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием людей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.Коррекция - исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. Компенсация - уравновешивание или возмещение имеющегося недостатка. Компенсация нарушенного или утраченного анализатора, функции, происходит за счет сохранного.

Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институт, университет). Будущие дефектологи, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи работают в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации, поселения для взрослых инвалидов и т.п.

Работа дефектолога начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта. Дефектолог проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы. В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приёмы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребёнка (взрослого) создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). Свою работу дефектолог строит исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого. Длительность работы специалиста с ребенком (взрослым) определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.

Последние годы термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог» или «специальный педагог», т.к. он прямо указывает на недостатки ребёнка и является не совсем этичным. Но, пока эти термины не очень приживаются в лексиконе специалистов, работающих в данной области.

Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучение закономерностей развития лиц с нарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи. Сурдопедагог разрабатывает и практически реализует программы образования и воспитания для разных категорий лиц с нарушенным слухом. Сурдопедагог владеет специальными методиками, методами, приёмами и технологиями развития остаточного слуха; обучения жестовому и дактильному языку; русскому (родному) языку; устной речи. Сурдопедагог занимается педагогической реабилитации в послеоперационный период, например при кохлеарной имплантации. Также сурдопедагог должен иметь представление о современных технических средствах коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора. Одна из основных задач в работе сурдопедагога это социальная адаптация и социально-профессиональная реабилитация лиц с нарушенным слухом, их интеграция в современное общество.

Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Тифлопедагог разрабатывает программы, методы, приёмы, направления работы со слепыми и слабовидящими. Также тифлопедагог организует процесс обучения и воспитания, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Для тифлопедагога являются необходимыми знания и умения, касающиеся работы со специальными техническими средствами, способствующими коррекции зрения.

Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи. Логопеды, как правило, не занимаются с неговорящими детьми до 3 лет, т.к. нет речи – нечего исправлять. Хотя на данный момент специалисты говорят о целесообразности занятий с такими малышами и существуют методики направленные на стимуляцию речевого развития детей. После трёх лет используются специальные методики по вызыванию речи. Приступая к работе логопед, прежде всего, проводит обследование ребёнка, выясняя наличие дефекта и его причину. Затем разрабатывается план коррекционной работы, подбираются соответствующие методики для коррекции и устранения дефекта. На занятиях педагог будет работать не только над постановкой звука, но и над правильным дыханием, тонкой и крупной моторикой, высшими психическими функциями (внимание, память, мышление, восприятие). Работа логопеда намного шире, чем просто постановка звуков. Логопед работает над лексикой, грамматикой, фонетикой, синтаксисом, интонацией. Большая работа проводится по активизации и пополнению словарного запаса ребенка, умению составлять словосочетания, предложения. Огромное внимание уделяется развитию связной устной речи, диалогической и монологической речи, умению отвечать на вопросы, составлять связное высказывание. С детьми школьного возраста логопед работает не только над правильностью устной речи, но и над правильность письменной речи. Работая с ребёнком, логопед обязательно будет давать домашнее задание, которое необходимо выполнять. Пройденный материал надо закреплять дома. Успех зависит от совместных действий логопеда и родителей.

Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – это обучение и воспитание лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах. Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь и детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Олигофренопедагог может помочь в решении этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребёнка, расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли. Олигофренопедагог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы с устной и письменной речью. Чаще всего олигофренопедагога «в народе» называют просто дефектологом, т.к. слово «олигофренопедагог» очень пугает родителей.

Еще одно направление специальной помощи детям с особенностями в развитии – это нейропсихология. Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. На профессиональном языке этого специалиста называют клиническим психологом. К сожалению, в настоящее время примерно у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базальнолобных отделов. Они питают мозг, и если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации (слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга. Нейропсихолог проводит нейродиагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать отстающую сферу головного мозга. В результате обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребёнка в школе. Подобранные коррекционные мероприятия позволяют развивать те функции, которые еще не сформировались. Работа нейропсихолога заключается в подборе двигательных и познавательных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Нейропсихолог диагностирует и корригирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка. Следует понимать, что нейропсихолог - это не врач. Также следует понимать разницу между нейропсихологом и психологом. Психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами: отсутствие взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, страхи, проблемы с поведением и т.п. Нейропсихолог изучает мозговую анатомию и физиологию, заболевания центральной нервной системы и нейропсихологическую диагностику. Он выявляет трудности ребёнка и причины этих трудностей, определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии, разрабатывает направления нейропсихологической коррекции.

Р одители привели ребенка к логопеду с жалобой, что ребенок еще ничего не говорит (а возраст уже такой, что надо не просто говорить отдельные слова, но исторгать потоки слов). Логопед посмотрел малыша и говорит: «Я пока еще не нужен, сначала пусть поработает психолог, а потом, если что-то по моей линии появится, тогда уж и ко мне».
Согласитесь, ситуация почти абсурдная. Какой это логопед вот так своими руками отдаст неговорящего ребенка психологу? Хотя уже развивается так называемая оротерапия - растормаживание речи средствами психологической работы. А если это нарушения чтения и письма, объединяемые логопедами в «нарушения письменной речи»? Здесь такая ситуация может произойти? К сожалению, тоже пока еще нет.
А бывает ли так, что после логопедической работы, дабы, если можно так выразиться, придать блеск работе логопеда, призывают на помощь психолога? Тоже ситуация маловероятная, за исключением одного случая, когда необходима дополнительная психотерапевтическая поддержка родителям либо самому ребенку.
Когда речь идет о личностных или, по крайней мере, эмоциональных особенностях, логопед почти безоговорочно отдаст приоритет психологу. Во всех остальных случаях, которые не касаются «души», вряд ли «поделится». Почему это происходит? Где проходит в умах специалистов водораздел между логопедией (более строго, коррекционной педагогикой, которая раньше называлась дефектологией) и психологией?

НА ДВУХ СТУЛЬЯХ

Для начала определимся с дефинициями. Как известно, логопедия входит в общий блок педагогических дисциплин вместе с олигофренопедагогикой, тифло- и сурдопедагогикой. Все они объединены в общее понятие «коррекционная педагогика». Раньше, как уже отмечалось, эта область педагогической науки называлась «дефектология», что и закрепилось в названии подобного специалиста - «дефектолог». Таким образом, если разграничивать логопедию и психологию, то надо говорить в целом о дефектологии (это определение мне ближе, да и исторические корни надо уважать) и психологии.
Но здесь есть одна немаловажная поправка. В этот же блок входит и специальная психология, которая еще относится к разделу специальных педагогических дисциплин. Правда, в последнее время даже ведущие специалисты Института коррекционной педагогики (раньше - дефектологии) справедливо поставили вопрос о выделении специальной психологии в отдельную дисциплину - скорее психологическую, чем дефектологическую (педагогическую). И это правильно.
Таким образом, как бы в промежуток между той психологией, которой занимаются школьные психологи, и дефектологией вклинилась еще и специальная психология. Получается, что существует отдельная отрасль психологии (со своими объектом и предметом, методологией и методами с методиками), которая пока еще «сидит на двух стульях»: на педагогическом (немножко) и психологическом (все увереннее, даже в чисто юридическом плане).
Хотя суть дела это не меняет. И дефектологи, и «чистые» педагоги относят специальных психологов к «чистым» психологам. Для нас это разграничение очень важно. На мой взгляд, отличие психологии от специальной психологии достаточно условно и проходит по линии: общетеоретические вопросы психологии развития, сопровождение образования (экспертиза образовательных программ, образовательной среды, учебников и т.п.), нормативы развития ребенка, с одной стороны, и практическая работа с детьми, родителями и педагогами - с другой.
Как только речь заходит о конкретной, непосредственной работе с детьми и другими субъектами образовательного пространства, я считаю более правильным говорить именно о специальной, а не о практической психологии, поскольку на практике психологу приходится иметь дело исключительно с проблемами - детей, их родителей, а следовательно и педагогов, обучающих этих детей и «вправляющих мозги» их родителям.
И проблемы в обучении (то есть «включение» ребенка в образование и стандартная динамика усвоения знаний и развития) - тоже область специальной психологии как науки об оказании специализированной помощи всем, кто в ней нуждается. Как только возникают проблемы с присутствием ребенка в образовательной среде - милости просим к специальному психологу.
Вот мы и разобрались, по крайней мере, со специальной психологией.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ?

А что же логопедия (то есть дефектология)? Что отделяет ее от специальной психологии? Сказать просто, что логопедия занимается речью и всем «речевым», а специальная психология - психическими феноменами и психологией детей в образовательном пространстве, значит ничего не сказать. Действительно, разве не является наша речемыслительная деятельность (и логопеды с этим согласны) единой и неделимой? Значит, нужна совместная работа? Пока нет разграничения, это не вполне понятно.
Юридически и в плане профессиональной подготовки - это дисциплины «одного поля». Логопедия идет под кодом 031800 - педагогические науки (03), собственный код (18). Специальная психология - соответственно 031900. Совсем рядом.
Чтобы сделать еще один шаг в понимании общего и различного, необходимо вернуться в прошлое и рассмотреть, откуда вышла специальная психология и что мы имеем на настоящий момент.
Очевидно, что специальная психология одной ногой стоит в патопсихологии, основателями которой были отечественные психиатры и такие великие психологи, как Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и их последователи. Именно в их работах (если не считать Л.С. Выготского, с которого все началось) речь идет о «проблемных» детях с точки зрения «клиники». Следует отметить, что о выраженных проблемах, как тогда говорилось, аномальных детей в рамках образования, в различных образовательных системах заговорили еще в 80-е годы XIX века, когда появились специализированные учреждения.
Список отечественных дефектологов и психиатров огромен, начиная с Г.Я. Трошина, Н.И. Озерецкого и других ученых. Конечно, необходимо сказать о М.П. Кононовой и С.Я. Рубинштейн, которые, с одной стороны, были клиницистами, а с другой - в своих работах тяготели к специальному образованию. Это как бы третий источник специальной психологии.
Как видно, и дефектология, и специальная психология имели огромный уклон в психиатрию и остаются «уклонистами» до настоящего времени. Но дефектология (в том числе и логопедия) имеет значительно более длительную историю развития по сравнению со специальной психологией. Мы помним еще мнение С.Я. Рубинштейн, фактически отрицающее какую-либо коррекционную работу психолога с детьми, признающее только лишь диагностическую - в помощь врачу. И такая ситуация длилась почти до середины 80-х годов XX века!
Здесь следует оценить тот поистине революционный шаг, который сделала К.С. Лебединская: она включила психологов в коррекционную работу с детьми с ранним детским аутизмом - одной из наиболее сложных категорий проблемных детей. Именно с Лебединской, пожалуй, надо начинать отсчет начала коррекционной деятельности психолога. Таким образом, работа психолога на поле специализированной помощи детям (не только коррекционной, но и, наверное, диагностической тоже) в условиях образования насчитывает немногим более тридцати лет.

НА ОДНОМ ПОЛЕ

Психологи ворвались в образовательную среду - туда, где все давно было «расфасовано», распределено между другими специальностями - в первую очередь, педагогическими. Ну о медицине и речи нет. Не секрет, что здравоохранение до сих пор «держит» психологов за «золушку», не давая ни охнуть, ни вздохнуть.
Но, как и любой другой области науки, психологии в образовательной среде, да еще в среде проблемных детей необходимы все атрибуты научной дисциплины: объект, предмет, методология и т.п. Иначе это не наука, а прислужница других областей знания, все это имеющих и правомерно считающих себя науками.
Чем же объединяются все эти атрибуты, что является «связующей субстанцией», своего рода «цементом»? На наш взгляд - это собственная терминология. Именно она и отграничивает смежные и даже отчасти взаимопроникающие дисциплины.
А что мы видим здесь? Психологи, по сути дела, пользуются терминами логопедов и педагогов: «задержка психоречевого развития», «дисграфия-дислексия» (последнее вообще медицинский термин). Не говоря уже о «нарушении речевого развития», «общем недоразвитии речи» - на все это логопеды справедливо обижаются. Да и работают психологи «с заиканием», «с мышлением» - фактически с той же речью, поскольку и речь и мышление теснейшим образом связаны, и в тех несложных в речевом плане случаях, к которым психологов «допускают» логопеды, - это одно и то же поле деятельности.
Таким образом, по крайней мере в этой ситуации психологи напрямую заимствуют и терминологию, и содержание деятельности логопедии. С другими смежными дисциплинами (медицина, педагогика) отношения те же самые - почти полное заимствование.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ

Все это можно понять - слишком мало времени было у психологии, чтобы развернуть собственные знамена. Отсюда возникает настоятельная необходимость определить «богу - богово, кесарю - кесарево». И первое, что необходимо сделать на этом пути, - развести терминологию смежных дисциплин. Создать отдельную психологическую терминологию, может быть за исключением общих для всех слов, таких как «диагноз», «анамнез», «синдром» и некоторых других, прочно вошедших в специальную психологию.
Именно тогда появятся четкие «межевые» столбы. И не только в терминологии. Сразу же выделятся: и собственное содержание, и методология, и методики работы. Это касается и диагностики (еще один болевой момент). Ведь большинство методик специальной психологии впрямую заимствованы из дефектологии (большой поклон ей за это), используются логопедами и другими дефектологами. Что, в свою очередь, обижает психологов и точно так же требует определенных разграничений, по крайней мере стимульных материалов.
И только тогда можно будет говорить о реальном разграничении содержания дефектологии и специальной психологии.
Но в любом случае (как бы это ни принижало значения и не ущемляло психологической гордости) необходимо рассматривать психолога как вспомогательный субъект образования. Он, на мой взгляд, лишь помощник педагога, в том числе и логопеда. Подобную ситуацию следует распространить не только на специальное образование, где вообще дефектолог и логопед главные из главных, но и на общее образование.
В психологических центрах ситуация несколько иная, здесь уже психолог и логопед в равных позициях, хотя и не совсем (исключительно из-за недостаточной профессиональной подготовки психолога). Можно сказать, что психолог подготавливает базу, создает необходимые психологические предпосылки для эффективной и более успешной деятельности логопеда, дефектолога, педагога.
Опираясь на этот, не побоюсь сказать, методологический подход, можно понять и роль психолога в совместной работе с логопедом. Она должна быть не столько вспомогательной, сколько создающей основу (естественно, психологическую) для логопедической работы. Именно здесь, на мой взгляд, и проходит основное разграничение логопедической и психологической деятельности.
И не зря в названии статьи возникает метафора айсберга. Действительно, логопед работает, в первую очередь, с видимой частью айсберга под названием «ребенок» - оттачивает, шлифует до блеска вершину, то бишь феноменологию. В то же время психолог должен создать ту гигантскую «подводную» базовую часть, за счет которой айсберг не перевернется и будет дальше гордо плыть в безбрежном образовательном пространстве.

В современном мире есть масса профессий, которые направлены на оказание помощи людям: спасатели, медики, работники социальных служб. Сегодня мы поговорим о профессии дефектолог, представители которой занимаются с детьми, имеющими отклонения от нормального физического и психологического развития.

Именно эти специалисты дают шанс аномальным детям социализироваться в обществе и изменить судьбу в лучшую сторону.

Чем занимается дефектолог

Чем занимается и что делает дефектолог? Специалистов принято разделять на две категории: тех, кто обучает и воспитывает детей с психологическими отклонениями и тех, кто работает в области коррекционной педагогики.

Дефектология как наука появилась относительно недавно. В этом нет ничего удивительного, ведь раньше аномальных детей никто не лечил, от них попросту избавлялись. В компетенцию современного специалиста входит не только непосредственная работа с детишками, но и изучение особенностей и закономерностей тех или иных отклонений.

За последние 20 лет дефектология получила дополнительный импульс к развитию. Начав свое развитие в качестве теоретической дисциплины, она превратилась в практическую концепцию, направленную на внедрение эффективных методов лечения врожденных и приобретенных дефектов.

Работа с детьми требует от специалиста определенных качеств. Среди них:

  • терпение;
  • стрессоустойчивость;
  • отличная память;
  • дружелюбие;
  • развитая способность к сопереживанию.

Простому обывателю кажется, что дефектолог работает только с детьми, у которых наблюдаются физически и психоэмоциональные отклонения. Это не совсем так. В обязанности специалиста входит подбор методик для детей с проблемами успеваемости, понимания предметов в школе.

Занятия со специалистом длятся согласно разработанного плана в течении определенного времени. Когда пробелы в знаниях заполнены, занятия прекращаются.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Преимущества:

  • социально важная профессия. Специалисты дарят детям шанс на счастливую жизнь;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • возможность совмещать работу и частную практику.

Недостатки:

  • психологически сложная работа. Специалист подвержен риску переутомления, проявлений депрессии;
  • скромная оплата труда в госучреждениях.

Зарплата дефектолога

Зарплата дефектолога колеблется в диапазоне 25-35 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Камчатского края и Московской области:

Где учиться на дефектолога? Как мы отмечали выше, данная профессия – это симбиоз наук, где педагогика является основополагающей. Если Вы решили стать дефектологом, присмотритесь к педагогическим ВУЗам, на базе которых есть факультет дефектологии.

Среди простых обывателей бытует мнение, что освоить профессию можно на специализированных курсах. Это заблуждение, что бы стать специалистом, необходимо поступать в университет.

Чем отличается логопед от дефектолога?

В чем разница дефектолога и логопеда? Основное отличие – это сфера компетенции специалиста. предполагает работу с детишками, у которых наблюдается нарушение произношения звуков, сложных слов. Логопед корректирует невнятную речь ребенка, показывает правильное произношение сложных звуков. Зачастую специалист работает с детьми от трех до шести лет.

Дефектолог занимается общим развитием ребенка, борется с психофизическими проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, развивает эмоционально-волевую составляющую.

Самое дорогое, что есть у каждого родителя, – это их дети. Мы хотим, чтоб они развивались наравне со сверстниками, получили хорошее образование. Однако этому могут помешать речевые проблемы. За помощью можно обратиться к друзьям, знакомым или поискать ответы в интернете. Однако надежней всего получить консультацию профессионала. Но какой именно специалист окажет наилучшую поддержку в сложившейся ситуации? Чем логопед отличается от дефектолога?

ЛОГОПЕД

Логопед – это специалист, задачей которого является устранение речевых дефектов (произношение звуков, слогов, постановка речи). Он занимается с обычными детьми, у которых нет задержки в работе центрально-нервной системы и умственного развития.

К логопеду необходимо обратиться если ваш ребенок:

  • не выговаривает отдельные слова, фразы;
  • нарушена структура слога;
  • заикается или запинается;
  • допускает грамматические ошибки при разговоре;
  • нарушен темп речи

Он поможет малышу исправить дефекты в произношении с помощью проговаривания различные фраз и букв, расширит его . Приступить к занятиям можно с трехлетнего возраста.

ДЕФЕКТОЛОГ

– это широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, у которых наблюдают недостатки и отклонения психического или физического характера. Дефектолог обладает навыками в невропатологии, педагогике, психологии. Теми знаниями, которые пригодятся в процессе работы с ребенком, позволят максимально развить возможности малыша, более точно понять и оценить

К дефектологу стоит обратиться :

  • если наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • задержка психического развития;
  • при умственной отсталости;
  • нарушения в развитии зрительного или слухового аппарата;
  • после черепно-мозговых травм.

Деятельность специалиста рассчитана на формирование познавательной сферы малыша. Дефектолог учит ребенка мыслить, различать цвета, предметы, улучшает мелкую моторику. Он не формируем речь, а работает с причинами возникновения патологий. Учит малыша высказывать свои мысли. Приступить к занятиям можно с одного года.

ТАК ЧЕМ В ИТОГЕ ЛОГОПЕД ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЕФЕКТОЛОГА?

1. Логопед – это специалист с узкого профиля. Его задача – исправление изъянов речи. – это широкопрофильный специалист. Его задача – борьба с причинами возникновения патологий, помощь в развитие способностей малыша.

2. Занятия с логопедом начинаются в возрасте трех лет, а с дефектологом – с годовалого возраста.

3. Логопед занимается со здоровыми детьми, а дефектолог с больными и проблемными ребятами.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию речи.

Логопед-дефектолог, педагог, дважды мама, автор системы "Через развитие речи - к гармоничному развитию ребенка", автор и руководитель проекта "Речь ребенка" и онлайн-клуба речевого развития "Болтай-ка", главный редактор журнала «Речь ребенка», автор статей, вебинаров, тренингов, книг и сборников по развитию речи детей.



Рассказать друзьям