Люди не помнящие родства. Происхождение и объяснение фразы "иван не помнящий родства"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Иван, не помнящий родства» – так в русском народе принято называть тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… На самом деле это не фразеологизм и не народная присказка, а факт из биографии конкретных людей. Именно так – «Иван, родства не помнящий» – записывали в Ревизиях населения Российской империи и в «Полицейских протоколах» беглых крестьян, скрывавших место, откуда они сбежали, каторжан, дезертиров, сектантов – это были так называемые «бродяжеские прозвища». Например, А.П. Чехов писал: «У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: "Всех понемножку"». Таких людей, согласно «Полицейским протоколам», было в России великое множество. Позже появились в Российской империи целые семьи с фамилиями Непомнящие, Ничьих, Безфамильные и так далее.

В истории нашей страны было много событий, которые приводили к разрывам родовых связей. После отмены крепостного права молодые люди из крестьянского сословия уезжали из деревень в города, иногда попадали в другой социальный слой – купечество, мещанство. Если ребенок рождался до революции вне брака, его могли отдать в другую семью, дать другую фамилию. Дворяне семьями и по отдельности уезжали из России во время революции. Люди покидали родину в разное время и по разным поводам. В годы советских репрессий и Великой отечественной войны члены многих семей теряли друг друга, оказались разбросанными по всей стране. К тому же советские времена принесли понятия «чуждый классовый элемент», «враг народа»: о родственниках, попавших в эти категории, родители боялись рассказывать детям, семейные документы уничтожались. Что-то из истории наших семей сегодня уже не восстановить, а среди того, что восстановить удается, есть то, что не слишком радует (например, если предки были сотрудниками НКВД или ГПУ, теми, кто подписывал приказы о репрессиях и расстреливал). И, тем не менее, голос предков взывает к нам о том, чтобы беспамятство было преодолено.

Сегодня многие россияне интересуются своей историей, восстанавливают родословные, занимаются поиском информации о воевавших и пропавших без вести родственниках, поднимают архивы, узнавая судьбы репрессированных родных. Цели у всех разные. Кому-то просто интересно, кому-то важно восстановить справедливость, а чья-то цель – выяснить, что произошло с его семьей и, в конечном счете, с его страной.

Для того, чтобы помочь людям разобраться в этой непростой теме, был задумал цикл лекций‑встреч «История моей семьи», организованный Свято-Екатерининским малым православным братством. Тем более актуально это сейчас – в 2017 году, когда исполняется событию, которое кто-то называет «Великой революцией», а кто-то «Великой трагедией», антропологической катастрофой, произошедшей в России.

В самом начале цикла на вопрос, помнят ли участники встреч имя и отчество своих прадедов и прабабушек, большинство отвечали отрицательно. Как показывают исследования, все, что помнит среднестатистический русский (а точнее, советский) человек, – это два-три колена своего рода. Самые «продвинутые» в вопросах истории семьи владеют информацией о родственниках до пятого колена. Для сравнения: среднестатистический итальянец, немец и француз знают свой род на глубину как минимум триста лет.

Сегодня есть возможность узнать о своем роде до одиннадцатого, двенадцатого и более колена. В этом могут помочь областные и центральные архивы, краеведы, библиотеки, многочисленные родоведческие ассоциации, генеалоги-волонтеры и т.д. Во многих архивах прекрасно сохранились древние документы – Метрические книги, Ревизские сказки, Исповедные росписи, Посемейные списки и так далее. Так, например, в Российском государственном архиве древних актов и в Российском государственном историческом архиве находятся на хранении данные практически по всем губерниям Российской империи I-VI ревизий (1710-1808 гг.), Ландратские книги*. Более поздние документы XIX века хранятся в местных областных архивах. Многие из них дублируются в других архивах, так как населенные пункты переходили из состава одной губернии в другую. Например, село Ольховка (территория современной Курганской области) исторически принадлежало к пяти губерниям – Екатеринбургской, Курганской, Пермской, Оренбургской и Вятской, а значит и документы по ее жителям нужно искать в пяти областных архивах. Краеведы и библиотекари, а также местные историки открыты для общения, делятся своими находками и наработками.

В период с ноября 2016 года по июнь 2017 года прошло три цикла встреч «История моей семьи», каждый из которых состоял из трех лекций. Постоянные участники – около пятидесяти человек – начали восстанавливать свою родословную. И многим уже удалось разобраться с семейными документами, начать поиск в государственных архивах, наладить общение с родственниками (несколько человек даже нашли тех родственников, о которых ранее не имели представления).


Кроме собственно самой по себе интересной информации о роде (кого как звали, кто, где и когда родился, какой социальный статус был у предков, где трудились и воевали) через истории конкретных семей постепенно восстанавливается в памяти и история нашей страны. Тогда сухие цифры учебников начинают вдруг оживать. Например, оказывается, что «Отмена крепостного права 1861 г.» – это вполне конкретное событие, в результате которого семья оказалась на улице без хлеба и еды. А «Реформа Столыпина 1906-1917 гг.» привела предков в земли Урала. А «Годы советских репрессий 1920-1950 гг.» оставили без кормильцев большинство русских семей. И так далее.

Дмитрий, один из участников встреч об истории семьи, сказал, что «теперь, когда мне кто-нибудь скажет, что "Сталин – эффективный менеджер", я буду четко знать, в чем была та самая "эффективность" сталинских методов и смогу ответить, как "эффективно" посадили в лагеря мою бабушку и маму, как расстреляли деда». Еще один участник встреч Михаил, говоря об истории страны, подчеркнул: «Такая история требует переосмысления и раскаяния, и только так можно все это пережить».


Итогом прошедших в течение полугода встреч станет «Фестиваль семейной истории», который состоится 8 июля 2017 г. На фестивале будут работать разные площадки, в том числе о том, как жила русская семья в XVIII-XX вв. В рамках фестиваля пройдут несколько исторических встреч-семинаров о революции 1917 г., а в заключение планируется открытие «Музея семейной истории», где будут представлены истории семей, которые удалось восстановить за это время.

Текст и фото Елена Каштанова

* Ландратские книги или Ландратская перепись – подворная перепись, проведенная в ряде губерний России в 1716-1717 годах (в некоторых пунктах началась с середины 1715 года по отдельным указам) по указу Петра I от 10 декабря 1715 года. Проведение переписи было поручено ландратам (от нем. land - земля, страна, rat - совет) - местным чиновникам, стоявшим во главе ландратских доль.

Кто такой Иван и почему он не помнит своего родства? Порой мы употребляем те или иные выражения чисто механически, не зная истории их происхождения. Смысл понятен, в общий контекст речи вписывается, да и ладно. Откуда пришло и засело в голове, вспомнить легко: в семье так говорят мама и бабушка, где-то услышано. Что именно обозначают подобные фразы - объяснить трудно. Почему именно Иван оказался таким забывчивым, а не Василий или Пётр?

Иван непомнящий в словарях

«Большой словарь русских поговорок» так толкует это словосочетание: «Народное, неодобрительное. Бродяга, бездомный, скиталец». Фразеологический словарь трактует крылатое выражение шире. «Иван непомнящий» - неблагодарный». И дальше поясняет: возникло как юридический термин, который применялся по отношению к бродягам без документов.

Русские писатели о непомнящих

У писателя Мамина-Сибиряка в повести «Три конца» есть фраза: «Старик Антип был из беглых и числился в разряде не помнящих родства». Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет об армии «непомнящих», проживающих в этих суровых краях. На расспросы отвечают уклончиво, замечает Антон Павлович, фамилии у всех одинаковые. В наше время фамилия Непомнящий довольно распространена, хотя этимологию её происхождения с конкретным событием в жизни предков никто не связывает.

Иван непомнящий: значение фразеологизма

В императорской России преступников ссылали в Сибирь на каторгу. Самые отчаянные сбегали, пробирались просёлочными дорогами, лесами, кто как мог. Прятались, голодали, но их ловили, сгоняли в полицейские участки, там допрашивали. Естественно, требовали назвать имя, фамилию. Каторжники хитрили, изворачивались, называли себя все подряд Иванами, на поверку выяснялось, что никто не помнит ни фамилии, ни деревни своей, ни губернии, ни родственников. Мы бы теперь сказали, что эти несчастные поголовно страдают амнезией.

Примеру беглых каторжан следовали крепостные крестьяне, бегущие от изувера помещика, солдаты (25 лет рекрутчины попробуй выдержи) и прочие беглецы. На них заводился новый документ, в котором чёрным по белому писалось: «Иван, не помнящий родства». Имя выбирали самое в то время распространенное. Так уж случилось.

Занятно, что с лёгкой руки Салтыкова-Щедрина формулировку изъяли из казённого делопроизводства. В сатирическом произведении «Мелочи жизни» он обвиняет газетчиков в беспринципности, отсутствии морали, элементарных понятий о добре и зле, стоящих на страже своего начальства, заботящихся только о своём материальном благополучии и называл их Иванами непомнящими.

В 21 столетии «Иван, не помнящий родства» (значение фразеологизма понимается шире) - это человек без убеждений, конформист или просто неблагодарный, не ценящий добро, помощь. Ещё шире - люди без родины, забывшие свои истоки.

Английские родственники Иванов без памяти

Аналогичные параллели прослеживают в истории других стран и народов. Джон Доу - таинственный человек, появившийся в Англии в XIV веке при короле Эдуарде III. В судах эта нарицательная личность выступала в качестве истца. Ричардом Роу именовался ответчик. К псевдонимам прибегали по простой причине: если в результате судебного процесса выяснится, что та или иная сторона солгала, желает присвоить чужое, то имя респектабельного сэра будет на век опозорено. В середине 19 столетия анонимная практика подачи судебных исков была упразднена, но возродилась у американцев с той лишь разницей, что у приятелей Джона и Ричарда появились подружки - Джейн и Мери. Сегодня в США Джоном Доу могут назвать неопознанное тело или злоумышленника, имя которого не установлено. Словом, наш Иван - непомнящий, их Джон - инкогнито.

Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого “русского” имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.

Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства ”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства ”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Интересно, что у русского Ивана есть “брат” по имени Джон Доу (John Doe). Имя это замелькало в XVIII веке, первое письменное упоминание об этой таинственной личности, как принято считать, можно найти в “Комментариях к английским законам” сэра Уильяма Блэкстоуна, выходивших в 1765–69 годах. Но имя Джона Доу можно найти и в Оксфордском словаре 1659 года, а некоторые признаки указывают на то, что с Джоном англичане были знакомы еще при короле Эдуарде III, то есть в XIV веке. В отличие от “не помнящего родства” Ивана, Джон Доу выглядел вполне респектабельно: в наследственных имущественных спорах с разрешения суда под этим псевдонимом выступал истец, ответчик именовался Ричардом Роу (Richard Roe). В чем же был смысл сохранения инкогнито? А в том, что если бы на суде выяснилось, что затеявший процесс лендлорд на самом деле присвоил чужое, имя его не было бы, по крайней мере, опозорено. В 1852 году Британский парламент упразднил эту практику, но Джон Доу и Ричард Роу “воскресли” в американской судебной системе. Более того, у них появились “подруги” – Джейн и Мери . Ну а сегодня в Америке Джоном Доу могут окрестить неопознанный труп. А еще так называют злоумышленника, если подлинное его имя не установлено.

В общем, у нас “Иван” не помнит родства, у них “Джон” не хочет его обнаруживать, а суть-то одна: вместо конкретных людей – подставные лица. Говорят, так было и в Древнем Риме. Только там “скрыться” можно было под масками Гая, Тита и Сея…

Ольга СЕВЕРСКАЯ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник ИРЯ РАН,
ведущая программы “Говорим по-русски!”
на радио “Эхо Москвы”

Из книги Воспоминания о Корнее Чуковском автора Чуковский Корней Иванович

В. Непомнящий УЧИТЕЛЬ (Отрывок) Впервые я встретился с ним в 1962 году, в пору моей работы в «Литературной газете». Приближался юбилей Добролюбова, и мне было поручено «вытащить что-нибудь из старика». Я позвонил старику (пижонски приятно было щеголять этим словом, особенно

Глава 16 Игорь Непомнящий

Из книги Смех без причины автора Винокур Владимир Натанович

Глава 16 Игорь Непомнящий Я Володю знаю давно и близко, так что с уверенностью могу сказать, второго такого кадра еще поискать! Еще в студенческие времена мы всем курсом бегом бежали с утра на лекции, зная, что Винокур обязательно сегодня что-нибудь да отмочит! Бесконечные

Непомнящий

Из книги Девятый класс. Вторая школа автора Бунимович Евгений Абрамович

Непомнящий После уроков в школе всегда что-нибудь происходило.В школьном кинотеатре крутили опальные фильмы, которые Мишка Райгородский пусть сам расскажет, где добывал. Наведывались гости - Гелескул читал свои переводы из Лорки, Митта показывал только что снятый

ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ. «Я хочу рассказать вам…»

Из книги автора

ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ. «Я хочу рассказать вам…» Речь пойдет, конечно, не о той книге Андроникова, которая вышла без малого два года назад и в заглавии которой стояли эти слова, а о новой, носящей весьма строгое и даже академичное название: «Лермонтов. Исследования и

8.16. Непомнящий

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Федор

8.16. Непомнящий Теоретики Новой Европы, отказавшись от души, заменили ее сознанием, основывая единство личности на единстве самосознания, а не на единстве вечной субстанциальности души. Но всякое единство принуждает, любое объединение тоталитарно. Если мы разрушаем

Непомнящий

Из книги Foot’Больные люди. Маленькие истории большого спорта автора Казаков Илья Аркадьевич

Непомнящий В Америке я ни разу не был. Даже подозреваю, что ее просто не существует, и все эти рассказы, фотографии, поездки моих знакомых – сплошное надувательство.Конечно, мне хочется убедиться, что я не прав. Прилететь, увидеть, пропустить ее через себя. Мест, на которые

Николай Непомнящий НЕОЖИДАННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Из книги Неожиданные предсказания автора

Николай Непомнящий НЕОЖИДАННЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Н. НЕПОМНЯЩИЙ. БЕЛАЯ ДАМА С ГОРЫ БРАНДБЕРГ

Из книги Крик мамонта (сборник) автора Непомнящий Николай Николаевич

НЕПОМНЯЩИЙ АЛЕКСАНДР

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

НЕПОМНЯЩИЙ АЛЕКСАНДР В 1997 г. окончательно сформировался так называемый «новый андерграунд». От старого андерграунда 80-х годов его отличают антиамериканизм, антикапитализм, тяга к язычеству и ярко выраженная ориентация на русский национализм. Признанным лидером нового

Тихон Непомнящий ЗАВТРАШНЯЯ ПОГОДА

Из книги Фантастика 1986 [антология] автора Дружинина Валерия

Тихон Непомнящий ЗАВТРАШНЯЯ ПОГОДА Светлой памяти академика Михаила Александровича Лаврентьева посвящается Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все это недосягаемое для него теперь когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать,

ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ

Из книги Интервью автора Павлова Вера Анатольевна

ВАЛЕНТИН НЕПОМНЯЩИЙ На все вопросы я ответил семь лет назад, в статье “С веселым призраком свободы” (это строка из “Кавказского пленника”), напечатанной в “Континенте”, 1992, № 3 (73) и перепечатанной “Нашим современником”, 1993, № 5. Постараюсь не очень

ПОЭМА О КЮХЛЕ В.Непомнящий

Из книги Откровения телевидения автора Свободин Александр Петрович

ПОЭМА О КЮХЛЕ В.Непомнящий «В Петербурге… каждый переулок стремится быть проспектом». Когда я впервые встретил эту фразу, она показалась мне чрезвычайно выразительной: в ней был не только внешний облик, но и дух самого прекрасного для меня города на земле - города моего

Александр Непомнящий ИСКУССТВО - ЭТО ВОССТАНИЕ!

Из книги Газета Завтра 257 (44 1998) автора Завтра Газета

Александр Непомнящий ИСКУССТВО - ЭТО ВОССТАНИЕ! Александр Непомнящий - один из наиболее ярких представителей Русского рока 90-х годов. В патриотической среде стал широко известен после своего альбома “Экстремизм” (1995г.), в который вошли такие песни, как “Убей

Александр Непомнящий БИТВА ЗА МОСКВУ

Из книги Газета День Литературы # 162 (2010 2) автора День Литературы Газета

Непомнящий Валерий Кузьмич (август)

Из книги Психологический анализ в большом футболе автора Хигир Борис Юрьевич

Непомнящий Валерий Кузьмич (август) Родился 7 августа 1943 г. Один из лучших отечественных тренеров Имя Валерий – от латинского – валео – «здравствующий, здоровый», отчество Кузьмич – от греческого – «укротитель». Фамилия Непомнящий трансформировалась от глагола

В начале 90-х, начали рушить памятники, переименовывать города и улицы. Кто видел по ТВ лица тех, кто "низлагал" памятник Железному Феликсу, Ленину наверное заметили с каким удовольствием и злорадством это делали люди, выросшие именно в эту эпоху. Люди получившие бесплатное образование, жилье, мед.обеспечение, соц.гарантии и т.д. Задавал себе вопрос. Зачем, почему, что в головах этих людей? Ведь это наша история, а не политика. Зачем практически каждый Верховный Правитель пытается переписать историю под себя. И сам же себе отвечал:- Это Иваны, не помнящие родства!
Иванами, родства не помнящими, принято называть людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков… Каков бы ни был конкретный смысл, прозвище дано обладателям самого русского имени. Откуда же взялись эти Иваны?

За ответом мы пойдем… в полицейский участок.
Авторы “Большого словаря крылатых слов” утверждают: в давние времена так представлялись бродяги и беглые каторжники, скрывавшие свое прошлое и не желавшие называть свои истинные имя и фамилию. Попав в околоток, они говорили, что ничего о себе не помнят: ни где родились, ни кто их родственники. И потому в полицейском протоколе так и именовались – “Иванами, не помнящими родства”. Подтверждает это и А.П. Чехов: “У бродяг самое употребительное имя Иван, а фамилия Непомнящий. Вот несколько бродяжеских прозвищ: Мустафа Непомнящий, Василий Безотечества, Франц Непомнящий, Иван Непомнящий 20 лет, Яков Беспрозвания, бродяга Иван 35 лет, Человек Неизвестного Звания. Девица Наталья Непомнящая, когда я спросил ее, какой она губернии, сказала мне: “Всех понемножку””. Упоминает он в “Острове Сахалине” и “Удостоверение поселенца Тымовского округа, селения Рыковского, не помнящего родства Ивана, 35 лет”.

Потом формула розыскного и уголовного делопроизводства была переосмыслена. И не последнюю роль в этом сыграл Салтыков-Щедрин. Этого имени он “удостоил”, например, беспринципных, “мелкодушных” газетчиков, о которых писал в “Мелочах жизни”: “Без идеи, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые (за объявление в его газете) один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю…”. “Я не со всяким встречным связываюсь и предпочитаю быть осторожным с людьми, не помнящими родства”, – это уже цитата из щедринского “За рубежом”. Ну правильно, человек, который не помнит, откуда родом, и не хочет называть себя – подозрительная личность…

Фото 1. Первый день на Курильском озере, в Кроноцком заповеднике.

Фото 2. Директор Т.Шпиленок обходит территорию кордона Озерный. Подзывает меня и указывая на валявшийся за инспекторским домиком бюст Ленина, говорит:- Посмотри художественным взглядом и пристрой бюст на какой либо постамент. Где нибудь здесь!

Фото 2. Мы с напарником Алексеем соорудили постамент, водрузили Ленина, отмыли, очистили. Интересно, кто был на Курильском озере, на месте бюст?

Вспоминая слова и просьбу директора Кроноцкого заповедника Т.Шпиленка, думаю, не все люди Иваны, родства не помнящие. Значит правильно его родители воспитали. Молодец!



Рассказать друзьям