Малыш в 11 мес. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

За одиннадцатый месяц ребенок набирает в среднем 400 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес 11-месячного ребенка около 9500 - 10000 г, а рост - 72-78 см. Прибавка в последний, 12-й месяц до года составит примерно 350 г и средний вес ребенка в год составит 10 - 10,8 кг, а рост - 74-80 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 11 месяцев

1. Ребенок к году может самостоятельно встать с опорой, приподняться, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.

2. Дайте ребенку коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте коробочку, показав шарик. Затем нужно вынуть шарик и дать ребенку пустую коробочку. Ребенок замечает отсутствие шарика и смотрит на вас удивленно.

3. Ребенок может целенаправленно звонить в колокольчик, по назначению использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки. Есть с ложки - это не значит, что он полностью съест ложкой всю предложенную ему пищу, ребенок в 11 месяцев понимает назначение ложки, загребает ей пищу и тянет в рот.

4. Дайте ребенку кубики, покажите, что можно построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.

5. Ребенок делает обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела.

6. Ребенок любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.

7. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).

8. Появляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.

9. Выполняет первые простые поручения (дай, покажи, иди/ползи...), понимает слово “нельзя”, очень хорошо ориентируется в помещении.

10. К концу года произносит особые “слова”, понятные только матери и ребенку: например, “бах” - падение, “фа” - шапка, и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: “кис-кис”, “ав-ав”, “дай”, “бай”.

Сколько ест ребенок в 11 месяцев

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью можно заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.

Сколько спит ребенок в 11 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 11 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 11 месяцев

Большинство впедиатров не назначают на 11-месячный возраст регулярного медицинского осмотра, но вы можете обратиться к врачу, если у вас возникли какие-либо проблемы, которые не могут подождать до следующего визита.

Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев ребенок хорошо играет в сороку-ворону, ладушки, но эти игры уже становятся ему не интересны.

Ребенок теперь без посторонней помощи может сложить башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями, вкладывает друг в друга формочки разного размера.

В 11 месяцев можно предложить малышу игру с ведерком, в которое он будет собирать игрушки, а потом вываливать их снова на пол.

Доступны ребенку в этом возрасте игры с разными природными структурами - соленым тестом, пересыпание круп и злаков из формочки в формочку, пересыпание муки, переливание водички. Внимательно следите за ребенком во время этих игр, малыш все будет стараться попробовать на вкус, поэтому водичку наливайте кипяченую, а злаки берите не крупные, желательно более или менее мягкие (сухие бобы нельзя). Такие игры отлично развивают мелкую моторику, что напрямую сказывается на развитии речи.

Игра «В ямку бух». Посадите малыша на колени аккуратно подбрасывайте его в, говоря при этом: «По кочкам, по кочкам, по узеньки дорожкам…» или «Едем, едем…», а затем, меняя интонацию, скажите: «В ямку бух!» и осторожно опустите ребенка вниз. Когда малыш уловит изменения в голосе, он будет ждать этих слов и радоваться, предвкушая их. Игра развивает слуховое восприятие, устанавливает связь между движением и звуком, обучает восприятию интонационной окраски речи, развивает слуховую память.

И обязательно продолжить развитие тактильного восприятия и ассоциирование его со свойствами предметов. Давайте малышу потрогать разные предметы, называя их свойства: ковер – мягкий, стол – твердый, деревянный, вода холодная, вода теплая и т.д.

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.


Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.


Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.

За месяц до годика ребенок радует родителей скорее качественными показателями развития, чем количественными. Все те навыки, которыми овладел малыш за неполный первый год своей жизни, сейчас усиленно совершенствуются.

В одиннадцать месяцев режим дня у ребенка сдвигается в сторону сокращения дневного сна. Большинство детей в этом возрасте в течение дня имеют 2 сончаса, но некоторые малыши переходят на один дневной сон. Меняется и характер времяпрепровождения в течение дня, и поведение карапуза.

В 11 месяцев ребенок умеет уже столько всего, что с этого возраста он начинает постепенно отделяться от взрослого в социальном и бытовом плане. Мамы замечают, что им становится немного легче, ведь период полной зависимости малыша от взрослых остается позади.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Навыки в 11 месяцев

  • Одиннадцать месяцев – возраст первых шагов малыша. Вставать у опоры ребенок умеет уже давно, к 11 месяцам он уже хорошо натренировал ножки и способен достаточно шустро перемещаться вдоль опоры. Однако интерес и жажда познания зачастую настолько сильны, что, играя, малыш забывает, что уже не держится, и делает свои первые шаги без всякой поддержки. Обычно детки любят топать ножками и сами проявляют инициативу к ходьбе, призывая взрослого послужить опорой. Родителям стоит озадачиться покупкой качественной ортопедической обувью для малыша и набраться терпения, ведь ребенок передвигается на своих двоих еще очень неуверенно, ему постоянно нужна страховка. По теме:
  • Игры становятся сложнее. Разнообразные манипуляции с предметами, башенка из кубиков, складывание пирамидки – это часть того, что умеет ребенок в 11 месяцев. Появляются первые признаки сюжетно-ролевой игры, что сразу переводит ребенка на более высокую ступень развития. Малыши пробуют катать кукольную коляску, укачивать кукол в кроватке, кормить их. Все это ребенок повторяет, наблюдая за действиями взрослого. Именно через сюжетно-ролевую игру дети осваивают правила жизни в обществе, нормы социального взаимодействия и вырабатывают определенные стереотипы поло-ролевого поведения. И хотя в раннем возрасте ребенок еще не идентифицирует свою принадлежность к тому или иному полу, в сюжетно-ролевых играх поведение девочек и мальчиков заметно отличается уже сейчас.
  • Очевидным и заметным становится развитие мышления. Малыш овладевает простейшими мыслительными операциями, такими, как обобщение и конкретизация. Это означает, что он способен объединять предметы в группы по общему признаку и наоборот, вычленять единичные предметы из похожего множества. За этой сложной формулировкой стоит постоянно наблюдаемое в повседневной жизни явление. Например, если ребенка попросить подать мяч, не указав на конкретную игрушку, он может подать надувной мяч, резиновый, пластиковый шарик – все, что в его сознании попадает в категорию мячей. В то же время если родители дифференцируют игрушки по какому-либо признаку, то и ребенок учиться эти игрушки разделять. К примеру, если на полке сидят кукла Лена, кукла Маша и кукла Даша, малыш по просьбе принесет нужную куклу, сохраняя при этом понимание, что все это – куклы. Конечно, эти мыслительные операции еще не совершенны и ребенок может объединять предметы в группы по совершенно неожиданным признакам, понятным только ему, но все впереди.
  • Вместе с мышлением развивается речь. Одиннадцать месяцев – возраст появления так называемой автономной речи. Это очень важный этап овладения речью, поскольку он связан непосредственно с попыткой назвать словом предмет или действие. Название «автономная» детская речь получила потому что понимают ее только в пределах семьи. Это такой собственный язык, понятный только малышу и его родителям, человеку стороны практически невозможно понять, что хочет выразить малыш.
  • Кроме появления автономной речи, в речевом развитии есть еще одно новшество. Активное звукоподражание – то, что обязательно должен уметь ребенок в 11 месяцев. Как лает собачка, как мяукает кошка, как гудит машина и самолет, как звенит колокольчик – любые известные звуки малыш копирует, как может. Активизировать этот процесс можно с помощью специальных игр. Любимая тема – это, конечно, животные, но можно изображать звуки любых предметов.
  • Некоторые малыши радуют близких уже настоящими осознанными словами. Чаще всего это слова «мама», «дай», «на». Вообще, главный двигатель речевого развития – необходимость ребенку сообщить о своих потребностях, поэтому родителям важно перестать быть слишком понимающими и дать ребенку возможность самому что-то попросить или сообщить.
  • В 11 месяцев уже можно пытаться приучать ребенка к походам на горшок , тем более, если есть планы на детский сад. Обычно за месяц-другой малыши осваивают все премудрости этого процесса и сами начинают проситься в большинстве случаев. Однако если с горшком ребенок дружить категорически не хочет – это не страшно. Неврологи утверждают, что отделы мозга, отвечающие за приучение к туалету, полностью созревают только к 2-2,5 годам, поэтому до этого возраста огрехи и проблемы с горшком совершенно нормальны (См статью ).
  • Крепнут и развиваются навыки поведения ребенка за столом . В 11 месяцев дети уже готовы к употреблению пищи с общего стола: проявляют повышенный пищевой интерес, способны пережевывать и глотать кусочки. Многие детки в этом возрасте уже , пробуют самостоятельно кушать ложкой. Нередко для мамы это становится сигналом, что пора отучать детку от груди. Конечно, с точки зрения питания грудное молоко уже не является основным источником энергии, но с точки зрения отношений мамы и ребенка – это отличный способ одерживать контакт с малышом, поэтому слишком торопиться с отучением не стоит (См статью ).

Через месяц малыш задует первую свечку на торте и продолжит радовать маму и папу своими достижениями и умениями. Если в 11 месяцев ребенок еще не научился чему-то, он обязательно догонит своих сверстников в ближайшее время. (См статью

Подходит к концу первый год жизни крохи, принося новые изменения в физическом и психическом развитии. Ребёнок 11 месяцев приобретает индивидуальные черты характера, новые интересы. Именно в это время чаще всего малыш делает первые в жизни шаги, произносит первые слова. Меняется поведение чада, досуг и распорядок дня, сокращается время, отведённое на дневной сон.

Особенности развития в 11 месяцев ребенка таковы, что он многое умеет и знает, поэтому постепенно становится более самостоятельным в бытовом плане, а также в социальном отношении. Родителям в этот период уже немного легче ухаживать за крохой, поскольку малыш не находится в абсолютной зависимости от взрослых.

Особенности развития одиннадцатимесячного малыша

Конечно, главными навыками, которые развиваются в данный период, становятся попытки самостоятельно ходить. Мама и папа смогут стимулировать эти стремления, поддерживая чадо под руки или подзывая приблизиться к себе. Малыша порой пугает падение на пол или удар о мебель. В подобной ситуации необходимо продолжать заниматься, чтобы он делал новые попытки ходить. В большинстве случаев примерно в год ребёнок уже вполне уверенно держится на ножках.

Если чадо ещё не готово сделать свои первые шаги в 11 месяцев, но много ползает и активно поднимает конечности, то переживать по этому поводу не стоит. Значит, время просто не пришло. Подрастающему организму очень полезно ползать на четвереньках, поскольку мышцы работают в усиленном режиме. Кроме того, это намного безопаснее, уменьшается риск получения травм и ударов.

У каждого ребенка в 11 месяцев развитие индивидуальное. Но оно тесно связано с особенностями питания. Скорее всего, малыш уже способен есть почти всё, чем питаются взрослые члены семьи: овощи, разнообразные фрукты, каши. Жёсткие продукты (яблоки, злаковые хлебцы) можно давать только после появления первых 4-х зубов. Жевание такой пищи положительно влияет на формирование правильного прикуса.

На общих семейных обедах и ужинах формируется культура питания. Кроха учится держать ложку, пить из чашки. Многие мамы в этот период задумываются об отлучении от груди, но сделать это можно и несколько позднее, когда развитие малыша дойдёт до следующего уровня и карапуз будет полностью переведён на обычное семейное меню.

Дети правильно развиваются при наличии достаточного уровня активности и подвижности. Они очень любопытны, а благодаря навыкам стояния могут дотянуться до наиболее интересующих предметов. По сравнению с младенческим возрастом рост малыша увеличился минимум на 30 см.

  • В одиннадцать месяцев девочка, как правило, имеет рост в пределах 67 – 78 см, вес – 7 – 11 кг.
  • Мальчик к этому же периоду вырастет до 70 – 79 см, вес составляет 7,5 – 12 кг.

Навыки детей в 11 месяцев

Что умеет малыш в таком возрасте? Рассмотрим основные навыки.

  • Кроха может вполне уверенно стоять на ножках, держась за родительскую руку или за другую опору. Первые шаги пока не могут выполняться без посторонней помощи. Часто малышу в 11 месяцев приобретаются специальные игрушки-каталки, которые помогают ему укреплять мускулатуру и развивать навыки ходьбы.
  • Малыш умеет садиться из стоячего положения, правда, пока с трудом.
  • На 11 месяце жизни ребёнок активно ползает, может сидеть на протяжении довольно длительного времени.
  • Ладонь при хватании предметов раскрывается в соответствии с их размерами.
  • Малыш указывает пальчиком на вещь, которая вызывает у него интерес.
  • Кроха умеет держать ложку и даже кушать с использованием этого прибора. Кружка берётся двумя ручками.
  • Ребёнку по силам хватание мелких предметов, при котором задействованы два пальца. Он также может поставить один кубик на другой.
  • У большинства малышей в этом возрасте есть зубки: по два сверху и снизу. У некоторых детишек они пока ещё не появились, и это нормально. Если резцы не прорежутся через месяц, стоит обратиться к врачу.

Психическое развитие

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев? Дети развиваются в психическом плане очень быстро, практически каждый день демонстрируя родителям всё новые и новые умения.

  • Ребёнок произносит свои первые в жизни слова, имеющие обобщённый смысл. К примеру, «ам» выражает желание покушать. Он знает уже несколько слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
  • Кроха понимает, что родителями можно манипулировать при помощи плача. Мама и папа быстро подходят к плачущему ребёнку, становятся ласковее и добрее, поэтому он порой может хныкать специально. При этом в глазах маленького манипулятора нет слёз, зато есть «хитринка».
  • Одиннадцатый месяц развития позволяет понимать многое из разговоров взрослых людей, кроха реагирует на просьбы: кушай, бери, дай, покажи и другие. Многие дети покачивают головой, выражая согласие или несогласие со словами родителей.
  • Малыши способны быть весьма настойчивыми в достижении поставленных целей, повторяют просьбы по несколько раз, если желаемое не дают. После совершения каких-либо действий они ожидают реакции мамы и папы: похвалы, поддержки.

  • Во время игр кроха старается всячески радовать маму и папу или даже пытаться рассмешить родителей своими действиями. Приходит понимание того, что «прятки» или «пятнашки» – это игры.
  • Развивается сообразительность. Дети смогут сталкивать одним предметом другой, стоящий на столе, стуле или вытряхнуть все игрушки из коробки, для того чтобы достать всё содержимое сразу.
  • Ребёнок в 11 месяцев любит играть, его развитие позволяет использовать простые сюжетные игры: кормление игрушек, качание кукол.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

По возможности стоит почаще брать кроху на руки, несмотря на то, что он самостоятельно хорошо ползает и в скором времени начнёт ходить. По-прежнему дети в этом возрасте нуждаются в непосредственной близости родителей, особенно матери.

Развитие ребёнка в 11 месяцев связано с формированием произношения слов. Взрослые люди должны всячески помогать ему в этом. Если малыш говорит какое-то непонятное слово, необходимо попытаться определить смысл сказанного и вместе с карапузом отыскать названный предмет. Очень полезные различные речевые игры:

  • В мешочек собираются игрушки, а затем вынимаются по очереди и называются для ребёнка. Идеальным вариантом станет использование предметов, близких по тематике: кукла и платье, машинка и руль или колесо. Подойдут для этой игры и другие вещи, которые малыш видит каждый день: карандаш, ложка, книжка.
  • Специалисты рекомендуют применять карточки Домана.
  • 11-месячному ребенку легче запомнить слова во время активных игр, поэтому все действия необходимо комментировать. Лучше всего усваиваются названия различных предметов, то есть существительные, поэтому их должно быть больше всего.
  • Можно устраивать простые сценки со словами, которые сопровождаются соответствующими действиями: «дай» – протягиваете руки, «на» – даёте предмет, «здравствуй» – пожимаете ручку, «пока-пока» – машете рукой. Слова следует произносить медленно, без спешки, слегка растягивая их.
  • Во время приготовления пищи малышу стоит рассказывать, что вы будете делать, какие продукты потребуются для блюда, как происходит весь процесс. Используйте слова: мыть, чистить, вкусное, сладкое, солёное, горькое, варить.
  • Часто дети, которые пока говорят плохо, едят мало, что связано со слабым развитием челюстей. В подобной ситуации им рекомендуется давать твёрдые продукты: яблоки, морковку.

Чтение

Развитие ребёнка также не обходится без чтения. Оно положительно влияет на внимание, воображение, любовь к книгам. Родители должны действовать следующим образом:

  • Книжки-игрушки или изделия, изготовленные из твёрдого картона, должны быть участниками детских игр.
  • Необходимо показывать крохе картинки, называя изображённых животных, сказочных персонажей, предметов.
  • Короткие песенки из книжек можно пропеть.
  • Для поддержания интереса во время чтения родители должны менять тембр голоса, активно использовать мимику и жесты.
  • Чтение развивающих книг должно быть частым, но непродолжительным по времени.
  • Во время чтения не стоит заставлять малыша сидеть рядом и слушать, пусть он двигается.

Как развивать чадо? Постепенно при соблюдении перечисленных рекомендаций кроха научится сосредотачивать внимание на книгах. Лучше выбирать те из них, где на каждой страничке есть красивая картинка и небольшое стихотворение, состоящее из нескольких строк. Пока малыш рассмотрит изображение, текст будет прочитан. После этого карапуза стоит отпустить поиграть или поползать. Спустя некоторое время вновь вернитесь к книге, но уже к следующей странице.

Чтение, а также рассказывание историй помогает развивать мышление. Кроме того, любимый голос родителей и их близость будут ассоциироваться с книгами.

Навыки общения

Полноценно развивать ребёнка поможет общение с другими детьми. Прекрасным решением станет посещение образовательных учреждений, предназначенных для малышей. Прогулки лучше проводить на специальных детских площадках, которые посещают сверстники, а также ребята постарше.

Если среди знакомых имеются семейные пары с детьми, следует чаще ходить в гости. Для нормального общения со сверстниками вполне достаточно 40 минут. Взрослые не должны вмешиваться в игры, пусть дети учатся контактировать между собой самостоятельно. Бросать их одних тоже не стоит, достаточно занять место наблюдателя. Для 11-месячного ребёнка подойдёт просмотр книжек, рисование, ролевые игры.

Практически до двухлетнего возраста малыши ассоциируют игрушки, которые держат в руках, с неким продолжением себя, поэтому не могут понять, как и зачем их отдавать другому ребёнку. Родителям не стоит ругать их, ведь своеобразная «жадность» – это естественно.

Правильное развитие ребёнка зависит от мам и пап. Только родители, которые всегда находятся рядом, смогут малыша счастливым, здоровым, умным, физически и психически развитым.



Рассказать друзьям