Материал на тему: Как научить ребенка учиться. Ребенок плохо учится - что делать? Как помочь ребенку, если он плохо учится? Как научить ребенка учиться

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные.

Меня всегда волновала проблема: как научить детей учиться? Особенно остро встаёт эта проблема при переходе учеников в среднее звено школы. Всем знакомо явление: число отлично успевающих детей резко снижается в среднем звене школы и практически исчезает в старшем. Конечно, слаба ещё преемственность между начальным и средним звеном: в смысле единства требований, в смысле учебных программ и учебников. Но я часто задумываюсь, всё ли мы, учителя начальных классов, делаем для облегчения перехода учащихся в среднее звено? Да, мы даём им необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом - нам надо научить детей учиться. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Меня постоянно волнует проблема - как научить всех? У меня всегда в классе есть 5-6 человек, которые учатся слабо не только потому, что их уровень развития недостаточно высок, но и потому, что семьи таких детей, как правило неблагополучные.

Первое, о чём я хочу сказать, что очень ошибаются те учителя, которые часть работы перекладывают на плечи родителей. Родители возвращаются с работы вечером, обещаются с уже уставшим за день ребёнком. Безусловно, вечерние занятия родителей с детьми - малоэффективные и не всегда квалифицированные. Я никогда не превращаю свои собрания в подробный инструктаж родителей по изучаемым предметам. Моё твёрдое убеждение, что помощь родителям больше должна быть направлена на создание условий для успешных занятий, осуществление контроля за соблюдением режима дня школьника, учитывая его физиологические особенности.

На собраниях я стараюсь показать родителям основные приёмы, формы работы, которые им необходимо использовать дома в какой-то определённый момент. Например: при изучении состава чисел я предложила родителям рациональные приёмы для более прочного усвоения этой темы (игровые моменты - лото, домино, домики с цветными кружочками); объяснила важность чередования различных приёмов заучивания, чтобы были задействованы разные виды памяти. При объяснении какого-либо приёма вычислений я часто «забегаю» вперёд. Например, познакомила детей с приёмом сложения «по частям» (17 + 8), и тут же показываю применение этого приёма при решении более сложных примеров: 47 + 8, 97 + 8, 170 + 80, 470 + 80, 970 + 80.Таким образом я учу детей выделять учебную задачу и постоянно руководствоваться ею. Это первое, чем должен овладеть ученик, чтобы уметь учиться. Безусловно, надо ещё научиться выполнять поставленную задачу, усвоить то, что подлежит усвоению.

Очень внимательно стараюсь подходить к определению видов и объёма домашних заданий. Самые сложные виды заданий мы выполняем в классе. Большой объём домашних заданий и высокий уровень их сложности не всегда оправданы. В этом случае родители вынуждены помогать детям, а некоторые просто подсказывают. А в классе, где приходится работать самостоятельно, дети затрудняются с решением. Вот и получается, что домашние работы все делают на «4» и «5», а классные - намного хуже. Если я вижу такую картину у некоторых своих учеников, то сразу понимаю, что они недостаточно владеют приёмами самостоятельной работы. Взрослый должен дать ребёнку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Некоторые родители идут по лёгкому пути. Например, вместо того чтобы помочь ребёнку осмысленно заучить состав чисел, контролировать процесс закрепления, учат их считать на пальцах.

Одним из приёмов, которые помогают школьникам учиться, является активная мыслительная обработка материала и смысловая его группировка. Уроки русского языка строю по принципу развивающего обучения, взяв за основу создание проблемных ситуаций (столкновение с противоречием). На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Работая над научно-познавательным текстом учебников литературного чтения и окружающего мира, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Некоторые правила легче запомнить и понять по составленному вместе с детьми плану. Я думаю, наши памятки по русскому языку, опорные таблицы по математике, схемы, краткие записи к задачам, графики - это тоже разновидность плана. Составляя с детьми план, я стремлюсь к тому, чтобы они приучались к активной умственной работе, постепенно овладевали её навыками. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее.

Постепенно, по мере овладения этим умением, я приучаю детей к сокращенной записи плана, а затем и к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик удерживает в памяти выделенные им смысловые пункты, то вместе они образуют как бы логическую схему материала. Это умение позволяет ученикам уже в 3-4 классах самостоятельно готовится не только к урокам окружающего мира, но и по другим предметам. Это умение особенно ценно при переходе в среднее звено.

Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагмент или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объёмное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу.

Важным в своей работе по обучению детей рациональным приёмам учения считаю установку на запоминание. Я постоянно напоминаю детям о том, что следует хорошо запомнить, и показываю, где это может пригодиться в дальнейшем. В то же время некоторые понятия и сведения носят чисто ознакомительный характер. Я иногда говорю детям, что некоторые понятия они более глубоко будут изучать в старших классах, а о чём-то полезнее узнать больше из дополнительной и справочной литературы. Например, знакомя детей с таблицей состава чисел второго десятка, я не даю им установку на запоминание. Считаю, что решать подобные примеры гораздо полезнее по частям. А результаты сложения со временем запомнятся непроизвольно.

Конечно, не все учащиеся класса одновременно и успешно овладевают приёмами рационального обучения. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Дети, которые затрудняются в учёбе, как правило, пассивны на уроках. Поэтому я всячески стараюсь активизировать сознание таких детей, постоянно напоминаю всем, что надо терпеливо выслушивать ответы своих товарищей, что не стыдно ошибаться. Часто бывает, что желание детей ответить так велико, что они встают, с нетерпением тянут руку, чуть ли не выкрикивают ответ. Я не считаю, что такое проявление активности - плохое поведение на уроке. Наоборот, я думаю, что сидящие «по струнке» дети скорее всего равнодушны к вопросам учителя. Им надо постоянно думать о том, как сдерживать себя, свои эмоции, а не о том, как лучше ответить.

Есть ещё один важный момент в обучении детей - контроль и самооценка. Чередование различных форм контроля позволяет мне следить за процессом усвоения знаний. Наряду с традиционными формами контроля я часто использую и такие виды опрос учащихся, когда я не оцениваю ответы, а просто веду учёт ошибок. Например, я проводила такие самостоятельные работы, объём которых превышал обычные контрольные. Тем, кто выполнил свой вариант, предлагала решить задания другого варианта. Некоторые же и за два урока едва справлялись со своим заданием. В процессе работы я разрешаю детям подходить ко мне с вопросами, но не за подсказкой. Такой вид самостоятельной работы нравится и мне, и детям: все получают только хорошие отметки, а некоторые и по две пятёрки. Иногда обхожусь без отметок. При выполнении такой работы хорошо виден уровень самостоятельности каждого. Я не ставлю детям плохие отметки за текущие работы. Если ученик что-то не доработал, пишу замечание в словесной форме.

Ещё не все родители понимают, что неудача ребёнка - это не сигнал к наказанию, а повод для серьёзного анализа того, как помогают ему в семье учиться успешно. Оценка должна быть стимулирующей. При встречах с родителями я никогда не сравниваю одного ребёнка с другим. Я убеждена, что сравнивать можно каждого ребёнка с самим собой, оценивать процесс познания и развития одного и того же ученика. В своей работе я придерживаюсь такого принципа: если уж надо ставить двойку, то крайне редко, когда все средства уже исчерпаны. Отметка не должна быть кнутом для детей. Основная её функция - регулирующая и ориентирующая. И здесь важно постепенно учить детей давать самооценку своему труду. В этом плане всегда много приходится работать с детьми, и с родителями. Главный итог такой работы - когда оценка учителя совпадает с самооценкой ученика.

Задолго до официального выставления отметок я знакомлю родителей с нормами их выставления по предметам, со своим подходом к этому процессу. Я уверена, что ничто так не подрывает авторитет учителя, как выставление разных отметок за одинаковые по уровню работы и ответы. Моё мнение - необходима оценка только знаний, аргументированная и объективная. Мои ученики не боятся отметок. Они знают, что в школе их всегда поймут и поддержат, помогут, если надо. Дети всегда со мной очень откровенны, и я благодарна им за это. И, наконец, важным фактором, можно сказать итогом всей работы учителя является самостоятельная домашняя работа учащихся. Ведь научить детей учиться - значит научить их организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность, но и своё внешнее поведение. Во время встреч с родителями я постоянно подчёркиваю, что им предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у своих детей умения управлять собственным поведением, чтобы они стали хозяевами своих желаний, а не наоборот. Взаимопонимание, постоянный контроль с родителями, разнообразные формы работы с ними - всё подчинено одной цели. Только вместе и сообща мы сможем научить наших детей учиться познавать окружающий мир и самих себя.

Наши советы - для родителей, которые задумываются о том, как научить ребенка учиться, чтобы воспитать его гармоничной личностью с успешным будущим.
Современные родители по-разному пытаются реализовать эту цель. Одни отдают пятилетнего малыша непосредственно перед поступлением в первый класс на подготовку к школе, чтобы он успел освоить базовые знания. Другие с первых месяцев несут кроху в школы раннего развития, не совсем понимая, что же дает это раннее развитие.

В том или ином случае любящие родители пытаются мотивировать своих малышей к школьным успехам. Практикой проверено: этот путь - не всегда успешный. Если усмотреть в обучении только внешние предпосылки, типа слушаться, выполнять задания учителя и т. д., привить желание, умения учиться и хорошо успевать в школе таким путем не добиться. Как надо научить ребенка учиться, чтобы он сам желал этого, стремился к знаниям?

Готовим к школе заранее

Чтобы ребенок имел тягу к знаниям, нужно сформировать эту мотивационную готовность загодя до школы. Главную роль для ее успешного формирования играют слова родителей и игры, в которые ребенок играет.

Некоторые родители передают детям свои воспоминания о школе, увы, совсем не те, которые служили бы для успешной их мотивации к учебе. «За плохие знания ты получишь плохую оценку», «За плохое поведение тебя могут отругать в классе» - эти фразы не способствуют желанию обретать знания в школе. Основной целью родителей должно быть создание положительного образа школы.

Если малыш посещает школу раннего развития, поясните ему, что ему теперь нужно соблюдать рамки поведения, расскажите, зачем это нужно.
Если ваш ребенок стеснителен, помогите: поддерживайте и присоединяйтесь к процессу на занятиях, показывая свой интерес к происходящему. В случае, если малыш не хочет участвовать в выполнении задания, не стоит давить. Посидите и понаблюдайте за другими детьми. Возможно, скоро малыш захочет включиться в занятия, найдя заинтересовавшие его, и будет проявлять желание учиться и посещать занятия.

Почемучки

Чтобы разжечь интерес к учебе, не игнорируйте многочисленные вопросы малыша, отвечайте на его «почему?», находя ответы на все интересующие его вопросы.
Жажда знаний - базис, на нем выстраивается желание учиться в школе и приобретать новые навыки. Умение учиться увеличивается за счет развития интеллекта ребенка. Развитие интеллекта - это умение думать, воспринимать услышанное, оценивать, анализировать - в совокупности. Все эти процессы начинают развивать с первых месяцев жизни, а не перед поступлением в первый класс. Идя в школу, ребенок должен иметь логику мышления и хорошо развитое внимание.

Как помочь развитию ребенка?

Придерживаясь некоторых советов, можно в процессе игровой деятельности ребенка достичь хороших результатов.
  1. Любое вместе проведенное время проводите с пользой: обсуждайте особенности погоды, сезонные явления, увиденное по дороге в дет сад растение или дерево. Знакомьте малыша с такими понятиями, как цвет, форма, запах и др.
  2. Имейте в виду, что детям сложно долго удерживать внимание на чем-то одном. Поэтому не стоит сердиться, когда он начинает отвлекаться на посторонние вещи.
  3. Занятия против воли не принесут успеха. Занимайтесь тогда, когда ребенок к этому расположен.
  4. Придерживайтесь занятий, соответствующих возрасту малыша и нравятся ему: лепка, рисование, игры, аппликации и др.
  5. Зная, с какими заданиями малышу справляться по силам, давайте ему чуть более усложненные.
  6. Плавный переход от игры к учебным занятиям происходит за год до поступления в первый класс, но не раньше.
  7. Занятия должны носить регулярный характер.
  8. Критика действий и успехов ребенка недопустима. Хвалите и поощряйте своего маленького ученика за маленькие, но реальные достижения.

Тренировка воли

Сформировать стремление к учебе поможет волевое управление своим поведением. Школа обязывает придерживаться определенных правил поведения, что не всегда легко дается малышу. Учите малыша ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, оценив в конце полученный результат.

Умение дружить

Учите ребенка выстраивать отношения со сверстниками, жить в коллективе. не ограждайте его от общения с ровесниками, пусть обучается навыкам коммуникативного общения.

Физическое здоровье

Следите за физическим здоровьем ребенка, закаляйте его. Пусть он выполняет режим дня, избегая переутомления от нововведенных занятий.

Вместе с ребенком радуйтесь его небольшим успехам и победам, поощряйте его тягу к знаниям. Всестороннее развитие всех направлений деятельности поможет гармоничному развитию личности.

Как научить детей учиться
Обучение в школе ­ одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей, как в социально­психологическом, так и физиологическом плане.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит
перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует
максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить
его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые
родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все
проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не
отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы,
учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их
использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть
полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь,
которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя,
согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе
обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача ­ научить правильно
учиться. Поэтому вопрос "Как помочь ребенку хорошо учиться" я считаю очень
актуальным на сегодняшний день.
К сожалению, родители не всегда могут, с силу различных причин, уделять детям
должное внимание. Кто­то занят целыми днями на работе, а кто­то твердо убежден в том,
что будет лучше, если дети будут с детства справляться со всем самостоятельно. Мол,
тогда и во взрослой жизни им легче будет добиться успеха.
Но приложить минимальные усилия для того, чтобы помочь школьнику лучше
справляться со всеми проблемами обучения, может любой родитель. Нужно только
постараться изыскать немного времени, сил и желания в плотном графике своей жизни.
Провожая ребенка в первый класс, все родители верят и надеются на то, что учиться
он будет прекрасно. Ведь хорошая учеба – это залог успешности в будущем. Но многие
умывают руки, хотя именно родители играют огромную роль в хорошей учебе детей.
Есть несколько несложных правил, соблюдая которые, можно добиться значительного
успеха.

А поговорить?
Разговаривайте с детьми, не ленитесь их выслушать и обязательно найдите ответы
на их вопросы. Если не на все вопросы у вас есть готовые ответы - не теряйтесь!
Вы же не можете знать всего на свете! Ответы типа «Я не знаю, давай посмотрим
в Интернете (энциклопедии)» нисколько не дискредитирует вас, а ребенку поможет
научиться пользоваться справочниками, словарями, а это ему только поможет
в учебе.
Библиотека.
 Создайте все условия для того, чтобы у сына или дочери был свой читальный
уголок. Всячески поощряйте его тягу к чтению. Если такой тяги нет, создавайте
искусственно. Подходите к процессу творчески - читайте стихи, пойте песни.
И не переставайте читать детям вслух - даже после того, как они научаться бегло
читать.
Как дела?


Задавайте этот вопрос со всей ответственностью и доброжелательно, стимулируя
ребенка на подробный ответ. Вы просто обязаны знать о жизни вашего ребенка как
можно больше! Владея информацией о том, что творится в школе, о расписании
занятий, домашней работе, вам будет легче направить энергию школьника в нужное
русло.
Делу время - потехе час.
 Создайте школьнику уютное, чистое, а главное, хорошо освещенное рабочее место.
Совместными усилиями распределите распорядок дня. Убедитесь, что рабочее
место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для
уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.
За плохие оценки ругать детей признано непедагогичным. Особенно, если это
единичный, или редкий случай. Внушите ему, что эта неудача - временна, вполне
исправима. А главное условие успеха - выученные условия и порядок в голове.

 И еще - воспитывайте в детях уверенность в себе, веру в свои силы. Такие люди
будут иметь несомненный успех в будущем, потому что умеют понимать, что
происходит в окружающем их мире, умеют принимать верные решения. Что,
согласитесь, немаловажно.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:
1. организация режима дня;
2. контроль за выполнением домашних заданий;
3. приучение детей к самостоятельности.
1 . Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
2. Направление помощи ­ контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться
вопросами:
­ какие отметки?
­ выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав
детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой
времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно,
пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности
ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не
интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться
мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль должен быть
приводит ребенка к нежеланию учиться.
постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их
размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и
помощью. Контроль ­ это организация помощи для ликвидации каких­то пробелов,
трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что­то делают, а потом
думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, выполняя упражнение по русскому языку:
1. повторить правила;
2. прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
3. прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
4. выполнить задание письменно;
5. проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению
домашних заданий:
1. какая бы погода ни была;
2. какие бы ни шли телепередачи;
3. чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам
нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением
относились к учебе ­ как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился
за уроки в один и тот же час.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не
должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не
отвлекаясь на посторонние дела.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не
отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень
важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно
ограничивать во времени (ставить часы).
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то
же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
3. Направление помощи ­ приучение к самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их
сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не
нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом
дети очень хитры и находят способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять
учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями
должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание.
Родители – люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности
любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот
несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку стать более успешным в учебной
деятельности.
Больше разговаривайте со своим чадом.
Наша речь – основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать
свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения
материала – всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в
любой сфере жизнедеятельности.
Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни,
даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и
богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту.
Обсуждайте с ним прочитанное.
Чаще покупайте газеты и журналы. Интерес к событиям, происходящим в мире, –
немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за
новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах
Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по
тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, тем больше у вас
будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания,
проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.
Но не будьте надзирателем и тираном!
Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением
трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не
попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.
Правильно распределите рабочее пространство школьника
Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения
домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в
гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр,
прогулок.
Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая
голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за
выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет
«двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем
более!
Правильное питание – залог успешного обучения
Современные исследования показали, что мозг – это один из тех органов, который от
неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал
раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать
более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.
Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины
этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для
улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты,
как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если
что­то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте.
Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые
рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и
ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!
И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребенок будет
не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей
Личностью!
Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с
вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его
успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только
захотеть!
Удачи и терпения!!!



Рассказать друзьям