Методы формирования зож у дошкольников. Формирование здорового образа жизни у дошкольников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.

Основы здоровья дошкольников

Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:

  • биологического;
  • психического;
  • социального.

Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.

Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.

Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.

Физическое развитие

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:

  • двигательный режим;
  • личную гигиену;
  • закаливание.

Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.

Здоровьесберегающие технологии

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • релаксация.

Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.

Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с другими решает следующие задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)).

Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно иметь представление о здоровом образе жизни, о здоровье, его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме.

В своей работе я использую такие средства организации дидактических игр:

Использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

Включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

Использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры.

Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников, предполагаю отметить положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. Дети не только должны знать и соблюдать основные правила игры, но и уметь формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

Литература:

1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И. 2. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011

3.Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М. : ТЦ Сфера, 2009

5. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март, 2011


Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Режим, распорядок дня ребенка

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям

Здоровый образ жизни дошкольников

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

— усидчивость,

— контроль и коррекция эмоций и настроения,

— способность быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность,но изакладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

— Соблюдение режима дня, активности и сна.

— Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

— Правильное, здоровое питание.

— Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.

— Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.

Основные задачи для родителей по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников: Гигиена и закаливание дошкольников

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Консультация для родителей

«Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Но для решения указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.

Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра является естественным спутником жизни ребёнка.

Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и родителей и внедрить их в повседневную жизнь.

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п.


Памятка для родителей

«Игры для укрепления здоровья малышей»

Предложенная мною памятка для родителей, изготовлена с целью вовлечения семьи в подготовку повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта ведения здорового образа жизни.

Игры на формирования правильной осанки

Основой профилактики и лечение нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

Игра «В гости к мишке»

Посадив игрушку - медведя на высокий кубик и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:

Маша (имя ребенка) и Егорка

Часто ходят к мишке с горки.

Ребенок входит на горку (можно на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо быть внимательным и помогать ребенку взобраться на высоту около метра) , затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.

Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового анализаторов, устойчивого внимания.

Игра «Качели-карусели»

Родители поднимают ребенка в положении лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой - за обе ноги, и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает держать ребенка под мышки (другой отпускает) и кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели». Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.

Цель игры: расслабление мышц туловища, улучшение вестибулярного аппарата.

Оздоровительные игры при заболеваниях носа и горла

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания губ.

Игра Совушка-сова»

Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют два-четыре раза.

Цель игры: развитие коррекции рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох) .

Игры при плоскостопии

Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Поэтому игры должны быть подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

Игра «Донеси, не урони»

Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым способом (скача на одной ноге или четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости.

Оборудование: стулья, простынки.

Формирование у дошкольников в детском саду ценности здорового образа жизни. Презентация

(Из опыта работы педагогической деятельности)


Автор статьи: Хачко Светлана Николаевна инструктор по физической культуре МБДОУ № 15 «Ручеёк», г. Бердск

Данная статья предназначена для методистов, воспитателей, инструкторов по физической культуре в дошкольных учреждениях.

Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Развивать двигательную культуру ребёнка.
Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Приобщать детей, родителей и педагогов к традициям большого спорта и физической культуре.

«Здоровье - важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия“. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в 2 раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в 3 раза (В.Р.Кучма, М.И.Степанова).

Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.

Общеизвестно, что физическая культура - основа формирования здорового образа жизни ребёнка , в результате которого, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. У ребёнка, в дошкольном возрасте развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления, формируются черты характера, закладываются основы образа жизни, в том числе активного образа жизни, мировоззрения.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.
Здоровое, благополучное пребывание дошкольников в детском саду во многом определяется научно обоснованным распорядком дня, который предусматривает соответствующее возрасту распределение периодов сна и бодрствования, прием пищи, гигиенических и оздоровительных мероприятий, организованных занятий, самостоятельной деятельности детей.

На основании вышеизложенного, я определила основную цель моей педагогической деятельности: Формирование у детей, педагогов и родителей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья через традиционные формы обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели решала следующие задачи :
1 . Развивать двигательную культуру ребёнка.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
3. Приобщать детей, родителей и педагогов к традициям большого спорта и физической культуре.

Свою работу я строила по развитию трех направлений:
Первое направление - работа с педагогами.
Сначала я провела тестирование педагогов, с целью выявления у них знаний о формах организации физического воспитания в ДОО.
Следующим шагом стало создание памяток для воспитателей групп по созданию условий охранения и укрепления психофизического здоровья детей, принципах закаливания.
С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов были организованны мероприятия:
- педсоветы:
- “Необходимость диагностики уровня заболеваемости и состояния здоровья детей”,
- “Создание условий для формирования у дошкольников привычек здорового образа жизни”;
- консультации:
- “Формы двигательной активности и их использование в течение дня»,
- “Эко – туристические прогулки с дошкольниками ”,

- “Туристический поход, как одно из средств образовательной и оздоровительной деятельности дошкольников”.
- “ Спортивные игры и упражнения в ДОО”.
Мною разработаны сценарии спортивных праздников, дней здоровья, развлечений, ежегодно утверждается план физкультурно - оздоровительной работы.
Я разработала перспективные планы и картотеки для воспитателей (подвижные, речевые игры с движениями, комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, закаливающих процедур)

Второе направление - работа с родителями
Для достижения максимального эффекта в укрепление здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитие физических качеств, строю свою работу по принципу единства с семьей. Этот принцип и лег в основу трехэтапной модели взаимодействия детского сада и семьи, которая отражает формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОО и семьи в вопросах оздоровления детей:
Анкетирование
Опрос
Изучение мед. карт
Консультации
Наблюдения

2 этап Практический:
Физкультурные праздники
Дни открытых дверей
Дни и недели здоровья
Походы
Фотовыставки
Семинары
Консультации
Практикумы
Соревнования с родителями

3 этап Оценочный:
Опрос
Отзывы родителей
Диагностика
Собеседование с детьми
Наблюдение
Учет активности родителей
Анкетирование
Информация об успехах

Информационный этап включает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Работа с родителями в рамках информационного этапа строится по двум составляющим.
1) Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Предлагаю родителям ознакомиться с визитной карточкой ДОО, знакомлю с результатами диагностики, состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: “Движения и здоровье”, “Физкульт-ура!”, “Для чего нужна зарядка?”; с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями.
2) Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье, провожу анкетирование родителей.
Обмен опытом по физической культуре среди родителей происходит во время совместных походов на природу. Вместе с родителями организуем и проводим физкультурные праздники, где происходит непосредственное общение взрослых с ребенком.

Практический этап содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Анализ информации, полученный в рамках первого этапа, использую для разработки индивидуальных программ на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей и планирования мероприятий по формированию здоровья детей.
Я разработала и успешно реализую проект “Вместе с папой, вместе с мамой быть здоровыми хотим”. Цель проекта: привлечь родителей к совместной практической деятельности в вопросах физического воспитания.
В проект входит проведение спортивных праздников: Веселые старты”, посвященных дню защитника Отечества;“День бегуна ”, “Зарница”. Большую радость доставляют детям и взрослым пешие прогулки, во время которых все вместе преодолевают препятствия, участвуют в играх, весело поют детские песни во время отдыха. В детском саду проводились фотоконкурсы: “Лучший спортивный уголок в семье”, “Любим спортом заниматься”.
Во время проведения “Недели здоровья”, дней открытых дверей, родители воспитанников просматривают утреннюю гимнастику физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебно-профилактические мероприятия. Совместная работа с родителями дает положительные результаты.
Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий этап модели - оценочный. Результативность проведенных мероприятий определяю через книгу отзывов, анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми. В результате взаимодействий родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ними вместе радости и неудачи. Они стали хорошими помощниками в изготовлении оборудования для обустройства групп и физкультурной площадки (рукоход, лесенка для лазания). Освоенный двигательный опыт детского сада родители с успехом используют в домашних условиях, а педагоги - опыт семьи в своей работе.
Взаимодействие детского сада и семьи не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.

Третье направление - работа с детьми.
Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствуют ежедневный оздоровительный бег, физкультурные занятия, комплекс лечебных гимнастик, спортивные игры. По мере привыкания к ежедневным физическим упражнениям у детей вырабатывается потребность в них.
Актуальной задачей физического развития является поиск эффективных средств совершенствования в развитии двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях.

Сначала я провела диагностическое обследование детей, их двигательной деятельности и качеств.
Анализ результатов обследования, дал возможность выявить недостатки в физическом развитии детей и наметить перспективы в работе, составить перспективные планы физкультурно-оздоровительной работы, картотеку комплексов утренней гимнастики, подвижных игр, считалок и скороговорок для работы с детьми. Помочь педагогам в организации условий для самостоятельной двигательной деятельности в группе.

Для меня было важно использовать такие формы и методы обучения детей, которые обеспечивают возможность реализации индивидуальных интересов, возможностей, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребёнком своего личного опыта.
Я использую следующие формы организации физкультурных занятий:
- Учебно-тренирующего характера
- Игрового характера
- Сюжетного характера
- Комплексного характера

Всю деятельность строю в сотрудничестве с педагогами, участвую во внутригрупповых мероприятиях, проектах. Успешно завершен совместный проект с подготовительной группой №9“Мы со спортом дружим”, который включал экскурсии на спортивные объекты города, создание мини-музея «Мир спорта», проведение спортивного праздника «Мы со спортом дружим».
С целью ознакомления детей с олимпийским движением, историей Олимпийских игр была подготовлена презентация для детей, проведены городские соревнования, посвященные Олимпиаде 2014 года, а также “Малые Олимпийские игры ” внутри сада.

Для профилактики нарушения осанки в работе с детьми используются:
- рациональная двигательная активность в течение дня.
- исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, неправильной
посадки во время занятий;
- подбор мебели по росту детей;
Особое внимание в режиме дня отводится закаливающим мероприятиям:
- правильной организации прогулки и её длительности;
- эффективному использованию оздоровительных сил природы
(воздушные и солнечные ванны);
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- гимнастика после дневного сна;
- полоскание рта;
- самомассаж по Уманской.

Родители и педагоги пополняют развивающую среду в группах, изготавливают нестандартное спортивное оборудование: шиповые дорожки из пробок, поролоновые кочки, модульный конструктор, набивные мячи.
В группах оформлены спортивные уголки, и дети при желании могут заняться спортивными упражнениями: крутить обруч, прыгать на скакалке, играть в «классики», бросать мячи в цель. Для пополнения предметно-развивающей среды нестандартным оборудованием для двигательной деятельности проводился конкурс спортивных уголков.
Кроме того, две ежедневные прогулки насыщены подвижными и спортивными играми, бегом и лазанием. Самостоятельная двигательная деятельность детей осуществляется за счёт использования выносного спортивного оборудования (скакалки, мячи, бадминтон, обручи, клюшки, санки, самокаты, игры для метания и атрибуты к подвижным играм).

Для поддержания двигательной активности детей оборудован спортивный стадион, с ямой для прыжков в длину, полосой препятствия, беговой дорожкой, мишенями для метания, лестницами для лазания.

Проводимая мной работа дала положительные результаты:
1. У детей сформированы первоначальные представления о здоровом образе жизни.
2. У 80% детей достаточный уровень развития физических качеств, развит интерес к различным формам двигательной активности.
3. Отмечено снижение частоты заболеваемости на 17%.
4. Возросла заинтересованность родителей в спортивной жизни детского сада, стали участниками весенней спартакиады.
5. Педагоги участвуют в спортивной жизни города, являются участниками турслетов, спартакиад.
6. Дети нашего детского сада посещают танцевальные кружки, спортивные секции, цирковые студии. Выпускники занимаются фигурным катанием, хоккеем, карате и являются победителями и призерами в своей возрастной категории, имеют юношеские разряды.

А это значит, что с главной своей задачей – заложить ценность ЗОЖ, воспитание здорового, гармонически развитого ребёнка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения,- наш детский сад справился. Ведь здоровье и общее развитие - основные составляющие для определения того уровня развития, при котором ребёнок может посещать школу и успешно справляться с требованиями учебно-воспитательного процесса.
Презентация на тему: Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни



Рассказать друзьям